d9e5a92d

Врата вечности

Как объяснить столь заметную разницу с духовной точки зрения?
Для начала припомним, что умственные и нравственные упражнения (очищение души) и стяжание благодати подвигами благочестия влияют на качество жизни самым благоприятным образом. Во всяком случае, не дают мозговым структурам атрофироваться вследствие мыслительной гиподинамии.
Дистрофия мозга, сопутствующая психическому маразму (распадению личности), статистически достоверно развивается у тех, кто рано утрачивает творческий интерес к жизни: к познанию мира, самого себя, и, тем более, к познанию Бога. Особенно это справедливо для тех, кто с юности до старости проводит досуг в бесцельной праздности: у телевизора, за картами, с бутылкой и т.п.
При таком не развивающем личность прозябании приобретаемая умственная неполноценность отражается на морфологии мозга. И его дистрофические изменения, по принципу единства организма, сказываются на общем здоровье и долголетии.
В то время, когда мозг, по последним данным науки, должен достигать своего расцвета в семьдесят лет (пора мудрости), у многих счастливчиков, вообще доживших до этого возраста, уже активно развивается сенильная деменеция (старческое слабоумие). И вместо свидетельства бессмертия мудрой и по-юному живой души, на фоне дряхлеющего тела является угасание человеческих функций, подобное психической деградации бессловесных животных.
Из медицинской практики мы знаем, что физическое здоровье обеспечивается не одним дыханием и питанием, не только отдыхом и необходимой динамической нагрузкой на мышцы. Здоровье тела немыслимо также без качественного очищения организма от ядов и шлаков.

Однако и этого недостаточно при постоянном загрязнении сознания.
Мозг центр высшей нервной деятельности, от состояния которого зависит здоровье всего тела, должен быть чистым прежде всего. Биологически он защищен от проникновения ядов лучше, чем любой другой орган, но как физическая субстанция сознания мозг особо нуждается в чистоте мыслей, в здоровой воле, в наличии совести, высоких чувств и положительных эмоций.
Сила духа и душевное равновесие обеспечивают нам закономерное продление телесной молодости при сохранении здравого рассудка до последней минуты жизни.
Среди феноменальных долгожителей практически не встречаются люди ленивые, развратные и злые, хотя у некоторых, доживающих до ста и более лет, наблюдаются отдельные признаки сенильной деменеции. Что же касается чистых сердцем праведников, подвижников веры и благочестия, то они старческим слабоумием вообще не страдают.
У Православных христиан старость считается желанной порой, когда над смиренной годами немощной плотью окончательно воцаряется торжествующий дух. И мозг, развитый мудрым благомыслием, в семьдесят лет функционирует с максимальной отдачей.

Как раз в соответствии с последними данными биологической науки.
Промыслительно Бог дает людям время телесной молодости для исполнения мирских обязанностей: деторождения, воспитания потомства, приобретения знаний и навыков, реализации творческих способностей. А затем должны следовать житейская мудрость и торжество бессмертного духа как последняя ступень перед восхождением в Царство вечной жизни.
Так должно быть. Но, к сожалению, долгая повседневная бездуховность не многих приводит к такому торжеству.

А совершение тяжких (смертных) грехов вообще укорачивает жизнь вдвое.
В Библии сказано: Кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих (Псал. 54, ст.

24). Такова судьба многих мафиози и других преступников. О самих же днях говорится так: Дней лет наших семьдесят лет, а при большей крепости восемьдесят лет; и самая лучшая пора их труд и болезнь (Псал. 89, ст.

10). И этот, Богом определенный, средний рубеж человечество не смогло преодолеть на протяжении всей своей истории .
Не нашли элексира молодости ни древние китайские мудрецы, ни индийские йоги, ни средневековые алхимики. Никаких успехов не добилась и современная геронтология (наука о старости).
Да и что дает человеку искусственное оттягивание времени судного дня? Тем более, когда оно добывается ценой продажи души или страшным преступлением. Взять хотя бы попытки омоложения препаратами из плоти детей, убиваемых при абортах.

Или еще страшнее лекарства из крови шестимесячных младенцев, заколотых после искусственных преждевременных родов. Делается это у нас в России с позволения властей, профессиональными врачами, и с согласия матерей (если можно назвать этих чудовищ матерями).

Да еще и по телевизору транслируется как норма современности.
И кто-то, спокойно взирая на этот апокалиптический ужас, всерьез надеется таким образом омолодиться? А потом жить, совмещая цивилизованное людоедство с прочими ужасами (художественными, политическими, идеологическими).


Да не дерзнем после этого заикаться о возможности продления дней своих. Слава Богу, что наш грешный мир еще вообще существует, и у кого-то остается шанс на покаяние.
Кстати, всем крещеным, кто видел подобное на экране и не возмутился духом, следует покаяться, дабы на Страшном Суде не оказаться в числе соучастников избиения младенцев в России, и не пойти в вечный огонь заодно с людоедами.
Времени у каждого из нас не так уж много. А дано оно нам для решения всего двух вопросов: Хотим ли мы жить вечно?

И будем ли мы вечно жить? По благодати Божией, при условии покаяния и обращения к добру, человек может получить не только спасительное прощение грехов, но и все необходимые блага в этой земной жизни. В частности, многие получают награду за исполнение пятой заповеди Закона Божия: Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле (Кн. Исход, гл.

20, ст. 12), в том числе, наверно, и знаменитые кавказские долгожители, чье почтение к родителям общеизвестно.
Еще больше приобретает человек, исполняющий все десять заповедей, и с ними главную (обобщающую Закон) заповедь любви: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим (еванг. от Матфея, гл. 22, ст.

37). И вторую, подобную ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя (Еванг. от Матфея, гл. 22, ст.

39).
Исполнителям заповеди любви Господь отвечает: За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его... Долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое (Псал. 90, ст.

14, 16).
Исполнение нравственного закона, чистота помыслов и молитвенный призыв о помощи открывают душу человека к принятию благодати уже известной нам Божественной энергии, стяжание которой сопряжено с покаянием, смирением и участием в Церковных Таинствах: Крещения, Миропомазания, Исповеди и Причащения.
Благодать покрывает все духовные и психические издержки человека и развивает его умственную активность (а с нею здоровье мозга и всего тела) в тот период, когда безблагодатный (ленивый и развращенный) разум уже истощается (около шестидесяти лет) и катастрофически деградирует.
Обычная (мирская) активизация ума познавательной деятельностью и жизнь по совести позволяют использовать отпущенное время достаточно рационально, но далеко не так плодотворно, как при освящении благодатью.
По многолетним данным (достаточно просмотреть архивы монастырей), мировое первенство в активном долголетии занимают именно Православные монахи. Те кто мало едят, мало спят, много молятся, постятся и трудятся.

Доживание до девяносто и до ста с лишним лет среди подвижников благочестия дело обычное, хотя их самих проблемы долголетия не занимают вовсе.
Ради торжества бессмертного духа Святые Отцы в течении многих десятилетий смиряли свою тленную плоть такими подвигами поста, которые не снились ни йогам, ни современным энтузиастам голодания. Но они делали это с непрестанной молитвой и, конечно, не для телесного омоложения. В смирении перед Богом распиная свою природную греховность, преподобные старцы стяжали изобилие благодати, не сравнимое с тем, какое дается обычным людям.

В результате, по их молитвам, совершались великие чудеса, а иссохшие старческие тела их не только легко справлялись с тяжелой физической работой, но иногда, во время моления, воспаряли над землей.

Врата вечности


До сих пор мы говорили о здоровье в основном в смысле самочувствия и телесного долголетия; чуть коснувшись обетования Бога о грядущем всеобщем воскресении из мертвых, указали на его онтологические предпосылки и физическую реальность; кратко напомнили о явлении в мир Спасителя, Сына Божия Иисуса Христа.
Трудно рассчитывать, что эти отрывочные сведения сразу обратят читателей в образцовых Православных Христиан. Но дать информацию к размышлению, озадачить кое-кого проблемами духовно-нравственного оздоровления мы все же надеемся.
И если для большинства людей (вне зависимости от прочих ценностных ориентации) ценность практического здоровья несомненна, а оно есть явление относительное, то не большей ли ценностью представляется здоровье абсолютное? Ведь Христос Спаситель, воскреснув из мертвых, в течении сорока дней являлся ученикам, показывая им совершенство вечной обоженой плоти . Вечное тело способно потреблять земную пищу (Христос ел перед учениками), но также и не нуждается в ней. Оно проходит сквозь стены, возносится над землей, не стареет, не болеет, не страдает, не умирает. Оно не может быть убито: отравлено, разрублено, сожжено и пр.

Впрочем, обновленным совершенным телам ничто и не будет угрожать, ибо спасенные люди обретут их при всеобщем воскресении в новом уже мире, очищенном от зла.
Всю работу по спасению человека совершает Всемогущий Бог. От нас же требуется смирение перед Ним: вера, надежда, любовь, но прежде всего сознательное отвержение от зла (покаяние).
Зачем это нужно, и в чем суть обретения вечного блаженства? Его еще называют вечным покоем, и кое-кто из проповедников страстности по этому поводу иронизирует.

В их числе и писатель Марк Твен, вложивший в уста своего юного героя Гека Финна примитивные рассуждения о скучности райской жизни.
Но посмотрим, к чему стремится душа на самом деле? Разве не к лесной и озерной тишине, от шума и суеты городской? Разве не к домашнему уюту после напряженного трудового дня?

Ко сну от усталости; к смерти от старости или отчаяния (страха жизни). А как было бы хорошо бодрствовать, но не уставать; ни в чем не нуждаться; ничего не бояться; и ничего не желать, кроме созерцания красоты. Вечно участвовать в ее созидании и никогда не
досадовать по поводу ошибок. Но всегда благодарить Всеблагого Бога за помощь и наставление в истине.
Представить себе такое очень трудно. И даже могут показаться неинтересными радость без бурных эмоций; добро, не оттененное злом. Но добавим: не омраченное страхом неизвестности и унынием неизбежной обреченности на смерть.

Такое ведь тоже не представить.
Чтобы хоть как-то приблизиться к образному пониманию блаженства, воспользуемся следующим сравнением.
Бурное море временной жизни постоянно грозит гибелью. Корабль жизни давно разбит, и человеку, задыхающемуся среди грозных валов, остается выбор между обессиливающим отчаянием (провалом в бездну) и призыванием на помощь Того, Кто может спасти, хотя Он и невидим.

Пока помощь не подоспела, надо бороться самому. Бороться со злом в себе, убеждаясь в тщетности собственных усилий.

Но, зная о Спасителе и веруя в Его помощь, человек не оставляет надежды; не отдается на волю волн, не плывет по течению к засасывающему водовороту. И тогда помощь приходит.
Вы уже теряете сознание в забытьи смерти; видите отверстые пасти акул и других чудовищ бездны, но все-таки оказываетесь на спасительном берегу. Лежите на теплом песке, устремив взгляд в безоблачное небо, созерцаете красоту и благодарите Спасителя, Которого по-прежнему еще не видите.

Вам хорошо от сознания, что беда миновала и ничего более не требуется.
Впереди у вас вечность: первые шаги по новой неизведанной земле необычайно прекрасной, бесконечной для познания и совершенно безопасной. Такими же прекрасными будут ваши встречи с совершенными, полными любви обитателями этого вечного мира. Наконец, вы когда-нибудь сподобитесь созерцания Самого Создателя, если будете достойны.

Но вы, лежа на песке, не завидуете тем, кому в Царстве Небесном уготованы лучшие обители. Главное для вас состояние блаженства от сознания того, что все плохое для вас окончено.

Вы спасены и никогда уже не будете обижены или встревожены, ибо в мире света нет зла, и ваша спасенная душа от него очищена навсегда.
Представить это состояние нам сегодня невозможно, так как со злом мы пока неразлучны. Однако изображенный образ желанного покоя души достаточно реален, и мгновения тихой радости (блаженства), когда-либо пережитые человеком, не могут уже быть забыты
Душа стремится к спасению, то есть к покою. Тело живет, пока движется.

Покой для тела остановка всех физиологических процессов. В вечности (по воскресении из мертвых) телу будет возвращена возможность двигаться, но без надрыва и усталости (в блаженном самочувствии).

Душа тоже не успокоится совершенно, ибо движение мысли сохранится. Только течение мысли будет плавным, равновесным, блаженным.
Полный абсолютный покой и одновременно полнейшее активное бытие свойственны одному Богу. Как такое может быть нам непостижимо, но это условие нетождественности Творца и твари.

Постигнуто оно умом и философски обосновано еще Платоном и Аристотелем. А у Святых Отцов подкреплено Божественным откровением и соборным сознанием.
Ученые-физики, в частности, Макс Планк, обратили внимание на стремление всех материальных и энергетических процессов к равновесию. К выбору кратчайшего пути его достижения. Как бы ни были активны животные и деятельны люди, конечная цель их усилий насыщение и отдых.

При этом смерть не может служить образом покоя. Ее приближение всегда тревожит душу, обостряет болезненные процессы в организме. На последнем этапе разгорается борьба (агония).

А после смерти нет уже бытия живого организма. Даже последний миг земной жизни не связан с покоем, ибо это боль разрыва души и тела.
Потому-то обреченные на вечные муки демоны не могут обрести именно покоя. Потому они и убийцы, и проповедники страстей.

Потому за грешников-людей Церковь молит Бога об упокоении их душ; вечный покой всегда понимается в Православии как синоним вечной жизни.
В невозмутимости покоя тварь обретает совершенство богоподобия. В зеркале озера отражаются небесные светила. В бурной воде их не видно.

Океан смирения ниже всех шумно бегущих рек, потому он их поглощает. Оглянувшись во гневе, человек приходит в себя, как пришел в себя на чужбине Евангельский блудный сын. А придя в себя, он сказал: Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою (Еванг. от Луки, гл. 15, ст.

18).
Как встретил заблудшего, но покаявшегося, любящий отец знают даже не читавшие Священного Писания, ибо эта притча известна практически всем. И как блудному сыну, промотавшему свою часть имения, отец дает и кров, и одежду, и перстень на руку (с печатью хозяина), так и Отец наш Небесный прощает каждого, кто приходит в себя в этом веке, и возвращает смертным наследие Царства бесконечной жизни.

Лишь бы душа наша не погибла здесь, на чужбине, в бурном море страстей, в сатанинской гордости. Лишь бы человек образ Божий, вспомнил о своем истинном предназначении и, вспомнив, успел обратиться.

Аминь.

Заключение

Завершается наша беседа. Сказано, конечно, далеко не все, и не совсем так, как бы хотелось автору.

На бумаге теряется многое из того, что обычно удается выразить устно, в процессе непосредственного общения со слушателями.
Когда смотришь людям в глаза и ощущаешь обратную связь (душевный контакт), тогда легче становится расставлять необходимые акценты и точнее адресовать сведения тому, кто способен их понять и усвоить.
Отвержение нового и непривычного происходит у людей не от недостатка естественных объемов памяти, а в основном от несоответствия форм (идеологических стереотипов) самих интеллектуальных емкостей тому, что требуется вместить.
Как неудобно укладывать кирпичи в круглую тару, так тяжело кому-то на первых порах привыкать к мысли о своем личном бессмертии и великой ответственности за сей бесценный дар Творца.
Для усвоения вечных истин обезбоженному сознанию требуется большая гибкость и подвижность ума. Ведь ожившая душа отличается от погибающей, как сочные ветви от ломких засохших сучьев.

Оздоровление душ невозможно без их смягчения добром. И тогда нравственные упражнения становятся чем-то вроде гимнастических растяжек или массажа, порою так необходимых для отвердевших мышц и суставов тела.
Совесть это не только скрепляющий цемент, но и лучший пластификатор ума. Живой монолит интеллекта, памяти, воли и чувств не может быть подобен мертвым каменным глыбам (твердым, и потому хрупким).
Малодушие, невежество, фанатизм сужают рамки сознания, ожесточают и окаменяют душу. Истина требует того, чтобы ее не только знали (ведали), но и исповедали сердцем.
Если знания вообще составляют количество сознания, то нравственная чистота обеспечивает их качество. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Еванг. от Матфея, гл.5, ст.

8).
Сознание, очищенное от лжи и суетных помыслов, обретает способность вмещать дотоле невместимое и видеть ранее невидимое. Вера же, по слову св. апостола Павла, есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Поел. к Евреям, гл. 11, ст.

1). Неверившему в реальность Воскресения св. апостолу Фоме явившийся Иисус Христос говорит: Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие (Еванг. от Иоанна, гл.

20, ст. 29).
В момент откровения Истины происходит преображение ума (метанойя). С интеллектуальных полок сметается хлам ненужных суетных знаний и суеверий.

У одних от этого захватывает дух и происходит экзальтация, что по-своему опасно. Другие (таких обычно больше) начинают сопротивляться, требовать доказательств и спорить. Однако, независимо от исхода внутренней борьбы, сознание тех и других несколько расширяется.

При здоровом восприятии (вере) сознание бурно растет, питаемое посылаемой свыше благодатью.
И не так важно, что при знакомстве с данной публикацией кое-кто из читающих смутится и даже возмутится. Это гораздо лучше, чем если бы книга осталась не раскрытой.

А если прочитанное обдумывается и переживается, то значит, полезная работа ума совершается. Читателю здесь предлагается выбор: принять или не принять сообщение всерьез.
Это своего рода ассоциативный тест, не допускающий других ответов, кроме да и нет, на вопрос: Хотите ли вы жить вечно? Любопытно, что при многолетних опросах множества людей у автора накопилась своеобразная статистика.

Детские аудитории всегда дружно отвечают Да! У взрослых бывает по разному, но преобладает Нет!. И, к сожалению, среди отвечающих отрицательно попадаются даже прихожане .Православных Храмов.

Впрочем, православными их называть, видимо, рано по недостатку понимания и маловерию. Не желая жить вечно, они, естественно, не спасаются.
И тем более не смеют причислять себя к числу спасающихся те, кто позволяет себе сочетать участие в благодатных таинствах Церкви с оккультными мерзостями (лечением у экстрасенсов, обращением к магам и колдунам, самозванным священникам и бабам-целительиицам). Такие по церковному уставу подлежат отлучению (для начала на пять лет).

Но могут быть приняты к Евхаристическому общению при условии глубокого и полного покаяния.
Тем же, кто еще не крещен и о своем воцерковлении до сих пор не задумывался, тоже кое-что можно посоветовать в плане укрепления структуры личности.
Для начала рекомендуется выписать на бумагу все виды зла, известные вам на данный момент; покаяться в том, что из этого списка совершалось лично вами и впредь стараться не творить ничего из написанного. Затем, через некоторое время (полгода, год) выписку можно повторить. Тогда список злых дел расширится за счет того, что раньше вами как зло не воспринималось.

К явным беззакониям добавятся злодейства, тщательно скрываемые общественной моралью. Еще через полгода (в третьем списке) вскроются утонченные нравственные компромиссы, которых в начале и представить было нельзя.
И так шаг за шагом, последовательно отказываясь от вновь открываемых видов зла, вы придете к необходимости духовно сориентироваться. При сравнении нравственных эталонов вам станет очевидным безоговорочное превосходство Православной святости.

И тогда же, примерно, возникнет потребность в благодатной помощи свыше, ибо своими силами внутреннее зло побеждать будет все труднее.
На первых порах Бог помогает человеку уже за то, что он покаялся и приступил к нравственной борьбе. В дальнейшем помощь подается в ответ на молитвенный призыв.

Затем следуют награды за смирение, стяжание благодати в Церковных Таинствах и т.д.
Когда же все перечисленное будет исполнено (и уже в процессе этого), тогда по мере отказа от зла начнут спадать душевные путы (цепи малодушия), и начнется бурный личностный рост. Сознание вырастет настолько, что вы сможете не только всех прощать, все принимать и ничего не бояться, но даже полюбите своих врагов, снисходя к их духовной немощи.
Потребность в стяжании благодати окажется выше житейских забот, а зов совести навсегда восторжествует над страхом смерти. Интеллект улучшится, может быть, незначительно, но ум буквально преобразится.

Все воспринимаемое станет понятным, ложь и коварство недоброжелателей очевидными, добро и зло реально различимыми. Пневмастению (слабость духа) заменит сила великодушия . И значит, не будет уже ни психастении (слабодушия), ни неврастении (телесной слабости нервов).
Такова перспектива духовного совершенства, лежащего в основе личного счастья. Ведь не те богаты, кто много имеет, а те, кому всегда достаточно того, что у них есть.
Напившийся воды возжаждет опять (Еванг. от Иоанна, гл. 4, ст.

13), но прильнувший к Источнику жизни избавляется от забот века сего. Бог решает его бытовые проблемы. И всякий, кто последует Евангельским заповедям, скоро убедится в непреложности слов Спасителя: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все [земное] приложится вам (Еванг. от Матфея, гл. 6, ст.

33).
Страх Божий начало мудрости. Вершина мудрости любовь.

Между основанием и вершиной пирамида человеческой личности.
Логике построения этой пирамиды мы старались уделить главное внимание, хотя, возможно, и не очень в этом преуспели. Но ориентир (направление пути для желающих) все же указан недвусмысленно.
И поэтому, на прощанье, к пожеланию здоровья и спасения души всем хочется напомнить три наставления св. апостола Павла из Первого послания Коринфянам:
Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает (гл. 10, ст. 23);
Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть (гл. 10, ст. 12);
Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него (гл.

8, ст. 2, 3).



Содержание раздела