Если уж вы начали читать книгу, так постарайтесь, пока вы ее не прочитаете, не отвлекаться. Какое время вы сможете читать внимательно?
Колебания устойчивости внимания составляют от доли секунды до нескольких часов. Постарайтесь проследить за этим параметром своего внимания.
Второй параметр объем внимания. Это способность удерживать несколько объектов деятельности в поле зрения за относительно короткое время. Что это такое несколько объектов деятельности? Например, сможете ли вы одновременно слушать, читать, говорить?
Возможно ли это? Да, возможно, и этому можно научиться.
Вы сможете блестяще реализовать эту способность после освоения программы Ультра-рапид.
Третий параметрраспределение внимания. Под ним пони мается способность удерживать в поле сознания объекты одно временно нескольких различных видов деятельности, иногда
совершенно противоположных. Например, двигательные, интел лектуальные процессы и одновременно процессы, связанные с анализом каких-то слуховых ассоциаций.
Эти различные виды деятельности труднее поддаются одновременному выполнению, чем те, что мы рассматривали выше, но тем не менее овладеть этой способностью также возможно.
И наконец, четвертый параметр переключение внимания. Переход от одного вида деятельности к другому не должен сопровождаться снижением эффективности выполнения последнего вида деятельности.
Например, вы занимаетесь умственной деятельностью, потом переходите на какую-то физическую, например спортивную, тренировку, затем к игре на музыкальном инструменте и т. п. И каждый раз при переходе от одного вида деятельности к другому вы чувствуете, что нужно какое-то время, чтобы перестроиться, как говорят, адаптироваться, привыкнуть к новому виду деятельности. Но оказывается, что можно сразу переходить от одного вида деятельности к другому и выполнять его качественно и эффективно, не снижая уровня показателя внимания, если тренировать это качество.
Рассмотренные три закона внимания на весь период тренировок по программе Ультра-рапид должны являться для вас руководством к действию.
Вот почему по окончании этой беседы вы должны четко представлять себе каждую составляющую этих законов и, самое главное, в процессе тренировок следить за изменениями в отдельных параметрах своего внимания. Для закрепления изученного мы рекомендуем переписать конспективное изложение трех законов внимания в свои рабочие тетради, а также на отдельный листок, который можно укрепить перед своим рабочим столом.
Три закона внимания
Уровень внимания не является величиной постоянной, а зависит от мировоззрения, общей направленности личности читателя, запаса знаний, а также настроения и ситуационного отношения к читаемому тексту.
Уровень внимания повышается в условиях приспособления организма к наилучшему восприятию и реагированию. Грузинский психолог Д. Узнадзе установил закономерности
закрепления готовности при неоднократном повторении ситуаций, позволяющих удовлетворить данную потребность.
Уровень внимания характеризуется четырьмя параметрами:
1. Устойчивость внимания:
это способность удерживать объект деятельности в поле зрения на определенный срок (от доли секунды до нескольких часов).
2. Объем внимания:
это способность удерживать несколько объектов деятельности в поле зрения за относительно короткое время.
3. Распределение внимания:
это способность удерживать в поле сознания объекты одновременно нескольких различных видов деятельности.
4. Переключение внимания:
это способность, переходя от объектов одной деятельности к объектам другой, не снижать эффективности деятельности.
Комплекс дыхательных упражненийпранаяма
В восточной психокультуре слово прана означает общую сумму всей энергии, проявляющейся во Вселенной.
Пранаяма буквальнообуздание дыхания, овладение жизненной энергией. Таким образом, пранаяма есть тренировка в управлении жизненно важными функциями организма, тренировка в управлении токами, идущими от коры головного мозга как от органа высшей нервной деятельности и прежде всего к сердечно-сосудистому аппарату.
Овладев дыханием, вы получите доступ к подсознанию, а также к сознательному разуму. Вы сможете привести личную жизнь в гармонию с космосом.
Существуют разные приемы управления дыханием, но, как правило, к ним предъявляются общие требования:
1) дыхательные упражнения следует начинать с возможно полного выдоха (с физиологической точки зрения это оправдано, максимальный выдох нужен для удаления из легких застоявшегося воздуха). После такого проветривания в активные части легких сможет попадать более чистый воздух;
В нашем случае желаемый результатэто освоение сверхбыстрого чтения в режиме Ультра-рапид.
При выполнении комплекса упражнений Пранаяма ритм движений легких распространяется на все тело и вся энергетическая система человека приходит в состояние гармонии с окружающим миром, со всей Вселенной.
Йоги основывают счет своего ритма на единице, соответствующей биению сердца, т. е. на числе ударов пульса за одну фазу дыхания. Сердце бьется с различной частотой у разных людей, но биение сердца, взятое как единица ритмического счета, есть мера для дыхания именно этого человека.
Итак, биение пульса принимается за меру длительности фаз дыхания. Считается, что у каждого человека число ударов пульса за одну фазу дыхания связано со знаком Зодиака, т. е. датой рождения человека, так как каждый знак Зодиака имеет свою планету-покровителя, в свою очередь планета имеет свое число.
На рисунке 9 приведены диаграмма циклов дыхания и таблица, с помощью которой можно определить число П в зависимости от даты рождения.
Пример. Если человек родился под знаком Зодиака Козерог, т. е. в интервале от 22 декабря до 20 января, то число ритма 8, следовательно, считается, что число ударов пульса на одну фазу дыхания у такого человека будет 8 (П=8).
В течение вдоха у такого человека произойдет 8 ударов пульса, в течение выдоха8 ударов пульса, если дыхание осуществляется по схеме П = П, т. е. продолжительность вдоха и выдоха одинакова. Если продолжительность выдоха будет в 2 раза больше продолжительности вдоха, то дыхание будет осуществляться по схеме П == 2 П, т. е. в течение вдоха у человека произойдет 8 биений пульса, а в течение выдоха 16 биений пульса. Если дыхание будет осуществляться с задержкой, то йогами рекомендуется схема
вдох задержка выдох
П - П/2 - П (8-4-8),
т. е. для Козерога
вдох (8 биений пульса) задержка (4 биения пульса) выдох (8 биений пульса).
Может быть применена и другая схема дыхания:
П- П/2-2П(8-4-16)
т. е. для Козерога
вдох (8 биений пульса) задержка (4 биения пульса) выдох (16 биений пульса).
Итак, в пранаяме Ультра-рапид может быть применено четыре схемы дыхания:
вдох задержка выдох
1. П П
2. П 2 П
3. П П/2 П
4. П П/2 2 П
В соответствии с данными рекомендациями каждый слушатель программы Ультра-рапид подбирает опытным путем удобный для себя ритм дыхания, согласованный с его числом ритма дыхания, т. е. пульсом, и в соответствии со схемой дыхания, которая ему больше всего подходит.
Пранаяма (практика)
Сесть в удобную для вас медитативную позу, это может быть поза ваджрасана или любая привычная вам медитативная поза (допускается выполнять пранаяму, сидя в кресле или на стуле) лицом на север или восток. Голова, шея и спина должны находиться на одной линии, а позвоночник сохранять прямое положение.
Расслабиться. Глаза закрыты.
Как можно мягче и спокойнее положите правую руку на нос следующим образом: большой палец руки лежит на правой ноздре, мизинец и безымянный палецна левой ноздре, указательный и средний пальцы поджаты (или указательный палецна точке между бровями, средний палецв основании большого пальца).
Сделать обязательный, возможно полный выдох перед пранаямой.
Если правильно сможете ответить на все три вопроса, то коэффициент внимания у вас будет равен 1,0, на два0,8, на один0,6.
Упражнение 3-2. Развитие внимания.
1. В этом упражнении могут принимать участие несколько человек ваши друзья, знакомые. Поставьте на стол семь различных предметов. Накройте их платком.
Снимите платок и сосчитайте медленно до десяти, потом опять накройте их платком и попросите всех присутствующих как можно лучше описать предметы на бумаге. Можно делать это упражнение в присутствии только одного лица, которому предлагают удалиться в другую комнату, чтобы записать свои впечатления.
Число предметов на столе может быть постепенно увеличено до пятнадцати. Удивительная степень восприятия достигается этим способом некоторыми из играющих! Такие упражнения совершенно обыденная вещь в Индии.
Нечто подобное практикуется и в некоторых школах йогов. Обученные таким образом могут видеть в повседневной жизни много вещей, которых другие не замечают.
К тому же разряду упражнений принадлежит и опыт Гудэна, который проходил мимо окон магазинов и запоминал выставленные в них предметы. Этим упражнением можно заниматься в любое время.
Оно разнообразит работу и развивает способность наблюдать и сосредоточиваться в то время, когда человек окружен шумной сутолокой жизни.
2. Это упражнение-игра отличается от вышеприведенного тем, что предметы находятся в движении и внимание должно очень быстро сосредоточиться на них. Игра состоит в том, что одно лицо стоит за занавесью или гардиной и бросает в воздух какой-нибудь предмет так, что стоящие перед занавесью видят его секунду-две, пока он взлетает и опускается.
Достигшие умения быстро воспринимать опишут предмет с необыкновенной ясностью и точностью. Может быть брошено вверх и несколько предметов сразу после того, как участники игры приобрели уже некоторый навык фикса ции на лету.
3. В следующем упражнении-игре вам показывают доминош ную кость, предлагая сразу, не считая, назвать общую сумму очков. Затем попробуйте потренироваться с двумя костями, далее с тремя, четырьмя... При некотором навыке можно почти моментально называть общую сумму очков на всех костях.
Вариации этого упражнения можно проводить с игорными картами, когда предлагается назвать масть и число знаков. Вначале это надо делать медленно, затем с возрастающей скоростью до тех пор, пока вы сможете бросить только самый быстрый взгляд на промелькнувшую карту и точно угадать ее.
4. Полезно упражнение на запоминание интерьера незнакомой комнаты. Войдя в нее, быстро осмотрите обстановку и попытайтесь сфотографировать в уме возможно большее число предметов:величину комнаты, высоту потолка, цвет обоев, число окон и дверей, стульев, картин и т. д. Затем выйдите из этой комнаты и по памяти запишите все, что вы видели. Потом сравните записанное с оригиналом. Благодаря этому упражнению вы сможете без труда и правильно описывать всякое место, какое посетите.
Это будет происходить автоматически. Вы станете профессионально внимательны.
Примерный объем книги 80100 страниц, или 200000 знаков. Ориентировочное время на чтение книги 15 мин.
Прочитайте книгу в режиме Ультра-рапид. Как это делается, вы усвоили в беседе 1 (см. упражнение 1-4).
Активизация слухового центра
Известный российский физиолог академик П. Анохин в своих исследованиях установил, что в деятельности человеческого мозга порой возникают ситуации, когда происходит активизация всех его структур. В этом случае они работают как одно целое и выполняют поставленную задачу наиболее эффективно.
Для создания именно такой ситуации мы разработали специальные упражнения, вовлекающие в процессы деятельности мозга дополнительные структуры, в частности слуховой центр.
Хотелось бы обратить ваше внимание на некоторую парадоксальность предлагаемых упражнений. В самом деле, одно из важнейших упражнений предполагает чтение вслух громко и отчетливо определенных текстов. Как же так, скажете вы, мы столько времени потратили на подавление артикуляции, это- го главного врага быстрого чтения, а теперь придется артикуляцию развивать?
Но, во-первых, чтение вслух еще не означает развитие артикуляции при чтении молча, так как это все же разные виды деятельности, а, во-вторых, активизация слухового центра коры головного мозга оказывает большое влияние на активизацию мыслительных процессов в целом. Громкое чтение помогает при заучивании прочитанного и запоминании значения слов.
Американский психолог Лонгве писал: Громкое чтение дает такую силу интеллектуального анализа, которого чтение про себя никогда дать не может.
Глаз пробегает страницы, перескакивает через скучные вещи и скользит по интересным местам. Ухо слушает все. Ухо не делает никаких изъятий.
Бегло просмотренное слово, незаметно ускользнувшее от глаза, очень настойчиво заявляет о себе при громком чтении.
Здесь можно вспомнить любопытный случай из жизни шестнадцатого президента США А. Линкольна. В детстве он посещал сельскую школу, где был только один экземпляр учебника, и учитель читал его вслух, а ученики хором повторяли за ним урок.
Стоял постоянный гул, и соседние жители называли эту школу гудящим ульем.
В этом гудящем улье Линкольн приобрел привычку, которая сохранилась у него на всю жизнь, он всегда читал вслух то, что хотел запомнить. Каждое утро, явившись в свою адвокатскую контору в Спрингфилде, он растягивался на диване, пере-
кидывал длинную ногу через соседний стул и читал газету вслух. Он надоедал мне ужасно, рассказывал его компаньон. Однажды я спросил его, почему он читает именно так. Он объяснил мне: Когда я читаю вслух, то смысл воспринимается двумя органами чувств: во-первых, я вижу то, что читаю, во-вторых, я слышу это, и поэтому я лучше запоминаю.
Его память была необыкновенно цепкой. Мой ум,говорил он,подобен куску стали.
Очень трудно выцарапать на нем что-либо, но уже почти невозможно стереть однажды написанное. Значит, чтобы запечатлеть в сознании нужный материал, он пользовался двумя органами чувств.
Внимательность
Американский специалист в области человеческих отношений Дейл Карнеги в своей замечательной книге Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей много пишет о развитии внимания. Гениальных людей,утверждает он,всегда отличает феноменальная внимательность.
Томас Эдисон установил, что двадцать семь его лаборантов ежедневно в течение шести месяцев проходили по дороге, которая вела от лампового цеха к главному зданию завода. У этой дороги росло вишневое деревце, но опрос этих двадцати семи человек показал, что ни один из них не знал о его существовании.
Мозг среднего человека,убежден Эдисон,не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз. Почти невероятно, до чего бедна наша способность наблюденияподлинного наблюдения.
Основатель журнала Нью-Йорк уорлд Джозеф Пулитцер укрепил над столами всех сотрудников своей редакции дощечки с такой надписью: ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ.
Познакомьте знакомого вам человека с двумя или тремя вашими друзьями, и может случиться, что через 2 мин он не будет помнить ни одного из названных ему имен. А почему? Потому что он не проявил к ним достаточного интереса, не посмотрел на них внимательно. Он, вероятно, скажет вам, что у него плохая память.
Нет, у него плохая наблюдательность. Он ведь не будет осуждать фотоаппарат за то, что в тумане снимки не получились, но хочет, чтобы его сознание удерживало тусклые и туманные впечатления.
Вашему знакомому необходимо правильно расслышать имя и фамилию нового знакомого. Добейтесь этого.
Попросите это повторить. Пусть он спросит, как она пишется. Ваш друг будет польщен его вниманием, а вашему знакомому удастся запомнить его имя, потому что вы сосредоточили на нем внимание.
Таким образом он получит ясное, прочное впечатление, причем именно благодаря усилению слухового центра вашего мозга, который активизирует наше внимание.
Рычание льва. Когда-нибудь вы слышали рычание льва? Если нет, то вы примерно знаете, что это такое, правда?
Аналогично происходит, когда мы созерцаем колокол, рассматриваем фотографию летящего самолета и др. Так вот задача заключается в том, чтобы научиться в процессе чтения, видения, восприятия использовать, привлекать дополнительно звуковые ощущения. Эта способность поддается тренировке.
Упражнения, которые обеспечивают активизацию зрительного сосредоточения посредством слуха, будут рассмотрены ниже, а пока традиционное упражнение для проверки вашего внимания.
Упражнение 4-1. Определение коэффициента внимания.
Прочитайте тест 4 за 3 мин (приложение 3) и ответьте на три вопроса (приложение 4).
Таким образом вы сможете составить себе зрительный образ говорящего.
3. Стоя так, чтобы не видеть разговаривающих между собой людей, попытайтесь различить их голоса и установить личность каждого из них.
4. Постарайтесь точно припомнить слова, обращенные к вам в течение прошедшего Дня. Очень немногие люди в состоянии дословно повторить то, что им было сказано всего несколько минут тому назад.
Главная причина этого невнимательность, т. е. неумение сосредоточиваться.
5. Если вы присутствуете на лекции, заседании, собрании,постарайтесь затем записать все, что вы запомнили из услышанного. Если вы будете мысленно обсуждать речь, то расчлените ее и передайте, по возможности дословно, употребленные в ней слова. Это не только полезно для развития слухового восприя
тия, сосредоточения и памяти, но и служит одним из лучших средств в совершенствовании ораторского мастерства.
6. Для активизации слухового центра, а также для отработки хорошего произношения рекомендуем произведение А. С. Пушкина Моцарт и Сальери. Специалисты в области риторики считают его лучшим для развития красноречия, образности речи и ее выразительности.
В течение месяца один раз в неделю не спеша вслух декламируйте это произведение.
12, 13).
1. Где зеркало, а где дверь?
Решения задачи 1 смотрите в приложении 5.
2. Во время эстрадного концерта фотограф запечатлел невероятное происшествие. На этом, однако, чудеса не кончились.
Когда был напечатан снимок, 16 деталей вышли на нем иначе, чем на негативе.