d9e5a92d

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ОСНОВЕ МЕТОДА АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ

Планирование является социальным процессом, сводящим то, что считается наиболее вероятным исходом ситуации при заданных текущих действиях, политиках и силах окружающей среды, с тем, что представляется как желательный исход, который, в свою очередь, требует новых действий и политик. Таким образом, планирование сводящий процесс, поскольку оно уменьшает расхождение между вероятным и желаемым (оптимальным) будущим.
Планирование само по себе является системой, которая имеет назначение (достижение желаемой цели), функции (исследовать среду, ситуацию, структуру, выбрать альтернативы и оценить действия), потоки (информация между специалистами по планированию и пользователями) и структуру (общий план, в пределах которого специалист по планированию сближает наиболее вероятный и желаемый результаты, используя обучение и обратную связь в форме суждений и данных для переоценки результатов).

3.1. Принципиальные подходы к решению задач планирования

Можно выделить три принципиальных подхода к планированию [1-9].
Удовлетворенческое планирование предполагает достижение неплохих результатов, но не обязательно наилучших. Уровень, которого необходимо достичь для удовлетворения, определяется как уровень, на который соглашаются лица, принимающие решения. Такое планирование редко приводит к радикальным переменам.

Как правило, оно порождает консервативные планы, исправляющие только явные недостатки и не способствующие росту и развитию.
Оптимизационное планирование направлено на реализацию программ наилучшим образом. Оптимизационное планирование более полезно в тактическом планировании, чем в стратегическом, поскольку первый случай характеризуется полной определенностью исходных данных в настоящем и будущем, а для такой ситуации наилучшим образом приспособлены, как известно, методы оптимизации. Для оптимизационного планирования характерны следующие задачи:
- минимизация ресурса, необходимого для достижения намеченного уровня эффективности;
- максимизация эффективности, которой можно достичь с имеющимся запасом ресурса;
- максимизация отношения эффективности к затратам.
Аналитическое стратегическое планирование направлено на решение задач, характеризующихся в будущем неопределенностью и незнанием.
Аналитическое стратегическое планирование процесс обучения и эволюции, т.е. процесс проецирования вероятного или логического будущего (обобщенного сценария) и идеализированных желаемых будущих состояний.
Все планы имеют три общих компонента начальное состояние, цель (или конечное состояние) и средства, связывающие эти два состояния. Цель процесса планирования соединить компоненты за наименьшую цену, чтобы достигнуть наибольшей эффективности.
Первый компонент начальное состояние определяет начальное состояние людей, управляющих определенными ресурсами; экономическое, политическое и социальное положение общества; ограничения природы и окружающей среды и т.п.
Второй компонент цель это желаемая величина, которую надеются достигнуть.
Третий компонент средства, т. е. сам план, с помощью которого происходит переход от начального состояния к цели.
Выделяются три отличающихся процесса планирования: в прямом направлении, обратном направлении, одновременно в прямом и обратном направлениях.
Процесс планирования в прямом направлении направлен только в одну сторону. Он представляет собой упорядоченную во времени последовательность событий, которая начинается в момент времени t = 0 и заканчивается в будущем в момент времени t= Т. В прямом процессе рассматриваются текущие факты и предположения, порождающие логический исход (сценарий).
Процесс планирования в обратном направлении начинается с желаемого исхода в момент времени T, и затем процесс рассматривается в обратном направлении во времени, чтобы оценить факторы и промежуточные исходы, которые требуются для достижения желаемого исхода. Таким образом, обратный процесс планирования обеспечивает средствами контроля и управления прямой процесс при движении в направлении желаемого состояния.
Процесс планирования, осуществляемый одновременно в прямом и обратном направлениях, основан на классической теории планирования, которая предполагает наличие двух целей планирования.
Первая цель это логическая или достижимая цель, при постановке которой подразумевается, что предположения и факторы, воздействующие на исход, останутся существенно неизменными по отношению к настоящему состоянию.
Вторая цель желаемая, достижение которой требует больших изменений на входах. Эти изменения нужно не только осуществить, но и сделать необратимыми, несмотря на первоначальное поведение системы.
Принцип интегрированного прямого и обратного процессов иерархического планирования осуществляется следующим образом. Сначала проектируется вероятное будущее (первый прямой процесс). Далее в качестве цели принимается желаемое будущее и вырабатываются новые политики (первый обратный процесс), которые присоединяются к набору существующих, и с учетом этих изменений вновь проектируется будущее (второй прямой процесс).

Проводится сравнение двух вариантов вероятного будущего и желаемого будущего, соответствующих первому и второму прямому и первому обратному процессам планирования относительно их главных характеристик.

3.2. Представление процесса планирования в виде иерархии

Поскольку в основе стратегического аналитического планирования лежит механизм прямого и обратного процессов, рассмотрим его более подробно с учетом метода анализа иерархий.
Прежде всего следует отметить, что иерархические системы планирования состоят из специфических элементов, имеющих определенное толкование. К указанным элементам относятся: фокус иерархии, акторы, цели, политики, исходы и обобщенный исход. Под фокусом иерархии понимается общая цель исследуемой проблемы. Данный иерархический уровень может состоять из горизонтов (нескольких интервалов времени).

Акторами называются действующие силы, с различной степенью воздействующие на исход. Целижелаемые пределы или величины, которых надеются достигнуть.

Под политиками понимаются санкционированные средства достижения целей, предоставляемые с помощью общепринятых процедур принятия решений. Исходы это потенциальные состояния системы, которые получены после применения политик.

Обобщенный исход позволяет интегрировать значения отдельных исходов для оценки последствий принимаемых при планировании решений.
Введем обозначения множеств элементов и собственно элементов, определяющих иерархические уровни. Множества элементов обозначаются прописными буквами русского алфавита, а элементы строчными буквами:
Фijфокус иерархии;
Сij = {сmij} множество сил;
АКij = {акnij} акторы;
Цij = {цrij} пели;
Пij = {пrij} политики;
Иij = {иsij} исходы;
Прij = {пptij} проблемы.
Для дальнейших рассуждений введем также обозначения, характеризующие интегральную оценку обобщенного исхода (ОИфij) и интегральную оценку обобщенного исхода относительно конкретного актора (ОИАКij).
В приведенных выше обозначениях первый нижний индекс (i) указывает направление процесса (прямой процесс или обратный), на котором впервые появился элемент иерархии. При этом i = 1 соответствует процессу планирования в прямом направлении, а i=2 процессу планирования в обратном направлении. Второй нижний индекс j = 1,k указывает порядковый номер процесса планирования в прямом и обратном направлениях.

Верхние индексы обозначают порядковый номер элемента на соответствующем уровне или подуровне иерархии.
При исследовании иерархий рассчитываются векторы приоритетов исходов в прямом процессе () и векторы приоритетов целей () или политик (программ) () в обратном процессе планирования относительно элементов иерархии. Обозначения этих векторов приведены в табл.

3.1, где верхние индексы указывают элементы иерархии, относительно которых они рассчитаны.
Таблица 3.1
Обозначение векторов приоритетов

Номер уровня Элемент иерархии, относительно которого определяется вектор приоритетов Обозначение векторов
Вектор приоритетов исходов И1j в прямом процессе Вектор приоритетов целей Ц2j и политик П2j в обратном процессе
1 Фокус ;
2 Сила -
3 Актор ;
4 Цель - ;
5 Политика -
6 Исход - ;
7 Проблема - ;


Процесс планирования в прямом направлении начинается с определения цели планирования и построения иерархии прямого процесса (рис. 3.1).
В вершине иерархии (уровень 1) устанавливается фокус Ф11 который определяет логическое будущее. Уровень 2 иерархии включает различные экономические, политические, социальные и другие силы, влияющие на исход (этот уровень необязательный).

Уровень 3 состоит из акторов, которые манипулируют этими силами (акторы могут включаться в уровень 2 без упоминания сил).
В уровень 4 включаются цели каждого актора. Уровень 5 иерархии содержит политики, которым следует каждый актор для достижения своих целей (этот уровень необязательный).

Уровень 6 содержит возможные сценарии, или исходы, за которые борется каждый актор, как за результат реализации своих целей. Уровень 7 иерархии определяется как обобщенный сценарий (исход), который представляет результат реализации всех этих сценариев.

Обобщенный сценарий называется также логическим исходом.
Каждый исход в отдельности и обобщенный исход могут быть количественно охарактеризованы по множеству критериев, которые отражают различные аспекты исходов, например политические, экономические, социальные, юридические, технологические и т. д. Значение критерия для исхода определяется относительно текущего состояния по шкале разностей (табл. 3.2).
Таблица 3.2
Шкала разностей

Разность в значениях Лингвистическая характеристика
0 Значения не изменяются
+2 (-2) Небольшое увеличение (уменьшение) значения
+4 (-4) Большое увеличение (уменьшение) значения
+6 (-6) Значительное увеличение (уменьшение) значения
+8 (-8) Максимальное увеличение (уменьшение) значения
+1,+3,+5,+7
-1,-3,-5,-7
Промежуточные значения между двумя смежными суждениями

При расчете значения переменной следует ответить на следующие два вопроса: В каком направлении в будущем (увеличится, уменьшится или останется неизменным) произойдет изменение i-го критерия при реализации рассматриваемого j-го исхода? Какова интенсивность изменений i-го критерия?

Таким образом, количественная оценка исходов по множеству критериев с использованием шкалы разностей представляет своеобразный метод оценки последствий принимаемых решений при прямом процессе планирования.


Для определения интегральных оценок обобщенного исхода относительно фокуса иерархии ОИфij и относительно конкретного актора ОИакij строится матрица оценки исходов, имеющая следующий вид:

Критерий
Кi
Вес критерия
ρi
Значение w, вектора приоритетов
w1 w2 wi wn
K1 ρ1 а11 a12 a1j а1n
K2 ρ2 a21 а22 а2j a2n
...
Кi ρi ai1 ai2 аij am
Кm ρm am1 аm2 аmj аmn

В матрице приняты следующие обозначения Ki (i = ) критерии для оценки исходов; ρi (i =) весовые коэффициенты критериев, отражающие значимость последних в конкретном процессе планирования; wi (i = ) значения вектора приоритетов вероятных (логических) исходов относительно фокуса иерархии или отдельно взятого актора; аij оценка на основе шкалы разностей (см. табл. 3.2) j-го исхода по i-му критерию.
Обобщенные веса. Аi по каждому критерию Ki (i = ) определяются следующим образом:

Интегральные оценки обобщенного исхода относительно фокуса (верхний индекс ф) или самостоятельного актора (верхний индекс ак) определяются по выражениям:

Переход к обратному процессу осуществляется вследствие того, что в обобщенном сценарии пересекаются противоречивые интересы акторов. В результате может получиться ослабленный вариант того, что каждый актор хочет видеть в качестве исхода. Поэтому один или несколько акторов начинают работать в направлении изменения полученных исходов в сторону желаемых. Для этого ведется работа по изменению и/или добавлению новых целей и политик. Планирование в обратном направлении осуществляется с учетом следующей иерархии (рис.

3.2).

В вершине иерархии устанавливается фокус Ф21, отражающий желаемое будущее. В уровень 2 иерархии включаются желаемые исходы, которые хотят реализовать акторы.

Желаемые исходы, включенные в этот уровень, могут представлять следующие композиции: 1 за желаемый исход принят один из вероятных исходов, определенный на предыдущем прямом процессе планирования; 2 желаемые исходы по числу и наименованию соответствуют вероятным исходам из предыдущего прямого процесса, а отличаются от последних приоритетом сценариев относительно их воздействия на обобщенное желаемое будущее; 3 в число желаемых исходов включают некоторое подмножество вероятных исходов из предыдущего прямого процесса; 4 генерируются и рассматриваются новые желаемые исходы, не пересекающиеся с вероятными исходами предыдущего прямого процесса; 5 множество желаемых исходов формируется на основе вероятных исходов из предыдущего процесса и вновь определенных на данном обратном процессе желаемых исходов.
В уровень 3 включается перечень проблем и ситуаций, которые могут воспрепятствовать реализации сценариев (необязательный уровень).
Уровень 4 образуют акторы, которые влияют на решение проблем. При этом акторы включаются независимо от того, упоминались они или нет в предыдущем прямом процессе.

На рис. 3.2 показаны две возможные ситуации, характерные для обратного процесса, которые представлены двумя группами акторов, объединенных вершиной типа ИЛИ.

В первую группу включены исключительно все акторы из предыдущего прямого процесса, а вторая группа состоит из подмножества акторов, принадлежащих предыдущему прямому процессу, и подмножества акторов, впервые включенных в рассмотрение на текущем обратном процессе планирования.
На уровне 5 указываются новые цели акторов, которые не пересекаются с целями предыдущего прямого процесса планирования.
Уровень 6 включает новые политики акторов или политики отдельного актора.
В обратном процессе определяются векторы приоритетов целей относительно фокуса , и отдельных акторов и/или векторы приоритетов политик относительно фокуса и отдельных акторов .
После определения векторов приоритетов целей и политик осуществляется переход ко второму прямому процессу.
Иерархия второго прямого процесса приведена на рис. 3.3.
Уровни 1 и 2 иерархии второго прямого процесса идентичны соответствующим уровням первого прямого процесса. Уровень 3 иерархии второго прямого процесса может отличаться от соответствующего уровня первого прямого процесса тем, что в него включаются новые акторы Акi21, определяющие логическое будущее.

Таким образом на этом уровне вершиной типа ИЛИ объединены две группы акторов, в первую из которых включены исключительно акторы из первого прямого процесса, а во вторую группу добавлены новые акторы.

Обобщающее правило, которого необходимо придерживаться при формировании иерархических уровней акторов j-м прямом процессе, заключается в том, что определяющие логический исход акторы не могут смениться полностью по сравнению с первым прямым процессом.
Уровни 4 и 5 иерархии второго прямого процесса формируются двумя альтернативными способами. В соответствии с первым способом в эти иерархические уровни включаются цели и политики из предыдущих итераций прямого и обратного процессов.

При этом из иерархии обратного процесса добавляются в иерархию следующего за ним прямого процесса наиболее важные цели и политики. В соответствии со вторым способом в иерархию текущего прямого процесса включаются все или наиболее важные цели и политики из предыдущего обратного процесса.
Обобщающее правило, вытекающее из анализа четвертого и пятого иерархических уровней обратного процесса, заключается в том, что иерархия текущего обратного процесса может содержать акторы, цели и политики, полностью отличающиеся от всех соответствующих элементов иерархии всех предыдущих процессов планирования в прямом и обратном направлениях.
Уровень 6 иерархии образуют исходы.
При этом могут рассматриваться либо все ранее определенные исходы в первом прямом процессе, либо в уровень 6 дополнительно к известным добавляют новые исходы.
Уровень 7 иерархии представляет обобщенный сценарий второго прямого процесса.
В результате выполнения второго прямого процесса определяются вектор приоритетов исходов и интегральная оценка обобщенного исхода ОИф12.
Затем проводится сравнительный анализ интегральных оценок обобщенных логического и желаемого исходов соответственно для первого ОИф11 и второго ОИф12 прямых процессов и первого обратного процесса ОИф21. В результате сравнительного анализа интегральных оценок обобщенных исходов определяется расстояние между логическим и желаемым будущим. Если от первой итерации не произошло уменьшения расстояния, т. е. не наблюдается приближение логического будущего к желаемому, то проводится вторая итерация обратного процесса. На очередной итерации изменяются приоритеты желаемых будущих состояний и/или проверяются новые цели и политики. Цели и политики, получившие наибольший приоритет, используются на третьей итерации прямого процесса.

Далее вычисляется интегральная оценка ОИф13 логического обобщенного исхода третьего прямого процесса, которая сравнивается с оценкой обобщенного желаемого исхода второго обратного процесса ОИф22. Процедура повторяется до тех пор, пока полностью не будет исчерпана возможность поиска путей увеличения сближения логического и желаемого исходов.
Следует иметь в виду, что если приоритет желаемых будущих состояний изменяется при итерациях, то сравнивается оценка обобщенного исхода последнего обратного процесса, в котором приоритеты исходов претерпели изменения, с оценкой обобщенного исхода последнего прямого процесса. Если приоритет желаемых будущих состояний не изменяется при итерациях, то оценка обобщенного исхода, характеризующего указанное желаемое будущее, последовательно сравнивается со всеми предыдущими оценками обобщенных логических исходов.
Характеристика акторов
Результаты, получаемые при прямом и обратном процессах планирования, во многом определяются свойствами акторов. Рассмотрим основные особенности акторов, участвующих в планировании.
По общности преследуемых целей, реализуемых политик и прогнозируемых сценариев акторы можно кластеризовать по трем группам, которые определяют соответствующие виды иерархий. Первую группу определяют акторы, имеющие одинаковые цели, политики и сценарии (рис.

3.4а), но с различной относительной степенью предпочтительности. Во вторую и третью группу входят акторы с полностью (рис.

3.4 б) или частично (рис. 3.4в) различающимися элементами (целями и т.п.), принадлежащими нижним уровням иерархии.

Акторы могут обладать одинаковой или различной силой (весомостью) влияния на конечный результат.
Степень влияния акторов на исход определяется, как правило, их политическим, экономическим, военным, правовым, социальным положением в обществе. По способности или предрасположенности к поиску компромиссного решения акторы, участвующие в конкретном процессе планирования, можно охарактеризовать тремя признаками.

Первый признак выделяет группу антагонистически настроенных акторов, не идущих ни на какие компромиссы. Второй признак прямо противоположен первому и определяет группу акторов, стремящихся вырабатывать компромиссные решения.

Третий признак объединяет акторов, обладающих свойствами, характерными как для первой, так и для второй указанных групп.
Характером и числом акторов, участвующих в планировании, определяются способы выработки желаемых сценариев. В следующем разделе рассмотрены различные способы определения желаемых сценариев.

3.3. Способы определения желаемых сценариев

Предлагается несколько способов определения желаемых сценариев. Разновидности указанных способов во многом обусловливаются составом и характером акторов, участвующих в процессе планирования. С учетом сказанного в практике планирования выделяются две ситуации, отличающиеся числом акторов, занятых в принятии решений и определяющих принципиальные отличия процедур формирования желательных сценариев.

Первая ситуация характеризуется тем, что в процессе выработки и определения предпочтительности желаемых сценариев участвует один актор. В соответствии со второй ситуацией желаемый сценарий определяется с учетом мнений двух или более акторов, находящихся в сложных, возможно противоречивых, отношениях.
Определение желаемых сценариев одним экспертом
При определении желаемых сценариев для ситуаций, в которых процесс планирования осуществляется одним актором, следует придерживаться следующих стратегий.
В соответствии с первой стратегией проводится построение новой иерархической системы, отличающейся полностью или частично от иерархии предыдущего прямого процесса. Альтернативы в новой иерархии остаются прежними, т. е. они не изменяются по сравнению с предыдущей итерацией процесса.

Во вновь формируемую иерархию включают элементы, характеризующие желаемые цели, критерии, политики, и устанавливают их относительную степень предпочтения. Изменению подвергаются также матрицы попарных сравнений альтернатив, при заполнении которых эксперту следует ответить на вопросы: Какая альтернатива из двух сравниваемых более желательна по рассматриваемому критерию?

Насколько одна из альтернатив предпочтительнее другой по девятибалльной шкале (см. табл. 2.1)?

Результатом реализации первой стратегии является нормализованный вектор приоритетов желаемых сценариев, рассчитанный относительно фокуса иерархии.
Вторая стратегия предполагает определение желаемых сценариев по результатам оценки выгод и издержек, которые ожидаются от реализации каждого сценария (исхода). Для решения этой задачи строятся две иерархии, по которым оцениваются относительные выгоды и издержки сценариев. В иерархиях используются все альтернативы-сценарии из предыдущей итерации прямого процесса планирования. При построении и заполнении матриц попарных сравнений альтернатив следует дать ответы на следующие вопросы: Какая из двух сравниваемых альтернатив предпочтительнее и насколько предпочтительнее относительно получения от ее реализации функциональных, экономических, социальных и других выгод (для первой иерархии) и издержек (для второй иерархии)? Результатом проведения второй стратегии первоначально является ненормированный вектор приоритетов альтернатив, рассчитанный по критерию, характеризующему отношение значений ненормированных векторов приоритетов, отражающих выгоды и издержки.

Затем ненормированный вектор приводится к нормированному (табл. 3.3) и далее используется в очередном процессе планирования.
Таблица 3.3
Нормирование вектора приоритетов

Альтернатива-исход (А,) A1 А2 A3
Вектор приоритетов выгод 0,5 0,3 0,2
Вектор приоритетов издержек 0,2 0,3 0,5
Ненормированный вектор приоритетов отношений выгод и издержек 2,5 1,0 0,4
Нормированный вектор приоритетов отношений выгод и издержек 0,64 0,25 0,11

Третья стратегия предполагает использование иерархии предыдущего прямого процесса и относящихся к этой иерархии матриц попарных сравнений альтернатив-сценариев со значениями экспертных оценок. Изменению в данном случае подлежат весовые коэффициенты элементов иерархических уровней, кроме уровня альтернатив. При этом весовые коэффициенты будут отражать не наиболее или наименее вероятную их значимость в будущем, как в прямом процессе, а наиболее или наименее желаемую значимость. Уровень акторов из иерархии исключается.

Результатом реализации третьей стратегии является нормированный вектор приоритетов альтернатив-исходов относительно фокуса видоизмененной иерархии.



Содержание раздела