d9e5a92d

Боканов - Информационный аспект современной экономики, начала теоретического анализа

Актуальность темы исследования. В связи с происходящими в обществе изменениями, связанными с глобальной информатизацией процессов общественной жизни, встает вопрос исследования социально-экономической стороны данного явления. Появление новых реалий в экономической жизни не всегда возможно объяснить в традиционных рамках неоклассического подхода, основанного на работах А. Смита, Д. Рикардо, Л. Вальраса, а также институционального подхода, основанного на работах Дж. Кейнса, Дж. Хикса, Я. Тинбергена.

Существующие экономические теории выявляют в информации те характеристики, которые присущи данной конкретной экономической доктрине. Одновременно с этим отсутствует экономическая теория, которая способна исчерпывающим образом описать роль и место информации в экономической жизни общества, в экономике отдельных стран и мирового хозяйства в целом. Все это диктует необходимость уделять информационным аспектам экономики большее внимание. Отсутствие целостной экономической концепции информации создает несоответствие между экономическими реалиями и попытками описать их посредством общепринятого категориальнопонятийного аппарата экономической науки. Это, естественно, оборачивается определенными просчетами в управлении экономикой.

Исследование данной проблемы актуально и для Российской экономики, для успешного развития которой необходим учет информационных аспектов современного общественного производства, разработка информационного подхода к анализу экономических явлений.

Информация пронизывает всю экономику, что создает сложность исследования информационной стороны экономической жизни. Поэтому необходимо определить главные направления данных исследований, выявить ключевые информационные аспекты в экономической жизни общества, произвести соответствующую систематизацию проявлений информации в

экономике.

Степень разработанности проблемы. А.Харт в числе первых исследовал понятие информации как экономическую категорию. Он рассматривал информацию как одну из причин успеха деятельности фирм, действующих в мире финансов. Впоследствии к проблеме эффективного функционирования фирм с позиции их информационной обеспеченности обращался Ф. Найт, определив информацию как величину, обратно пропорциональную неопределенности. В дальнейшем Р. Коузом использовалось понятие информации в теории транзакционных издержек. Одно из направлений современной экономической мысли, представленное К. Эрроу, Г. Саймоном, У.Боумолем, исследует поведение участников рынка в зависимости от их информированности. Дж.Стиглер определял эффективность рынков в зависимости от количества информации, доступной агентам, оперирующим на данных рынках.

Вопросами анализа информации с точки зрения систем управления, кибернетики, теории информации занимались Н. Винер, Дж.Ф. Нейман, У. Эшби, К. Шеннон и другие. В дальнейшем Дж.Ф. Нейманом в связи с теорией управления была развита теория игр, которая в настоящий момент широко применяется многими экономическими школами, прежде всего в исследовании поведения участников фондового рынка. Информация в данной концепции выступает в роли сигнального механизма для определения более вероятных действий участников игры.



Отечественные экономисты Д.Г. Плахотная, А.И. Московский, А.А. Аузан, Р.Т. Зяблюк, Р.П. Малахинова, РИ. Цвылев и другие исследовали природу информационных ресурсов и информационного продукта в экономике. Особо следует выделить С. Малахова и Р. Капелюшникова, касавшихся проблем информации в исследованиях по транзакционным издержкам, а также Е. Майминаса, исследующего социально-экономические аспекты информации.

Другое направление исследования роли информации выражается в создании концепции постиндустриального или информационного общества. Основная масса авторов этого направления (Э. Тоффлер, И. Масуда, Дж. Нэсбитт, Д. Белл, Д. Лайон, У. Мартин, Т. Форестер, А. Ракитов, А. Урсул, Р. Абдеев, Т. Воронина, И. Кафели, Н. Серебряков, А. Суханов, В. Тамбовцев и другие) в своих исследованиях касаются в основном социальных вопросов развития постиндустриального общества, которое им видится как информационное. Их концепции строятся на тезисе, что информация - это основа информационного общества. Соответственно, они рассматривают преимущественно процессы информатизации общества, его признаки, отличительные черты, закономерности. Некоторые из них (А. Ракитов, А. Урсул, Р. Абдеев, К. Вальтух, А. Демин, Р. Громов и другие) уделяют большое внимание категории информации, хотя анализируют ее в основной своей массе с точки зрения философии или теории информации. Значение и роль информации в управлении государственным аппаратом с политологической точки зрения рассматриваются в исследованиях Полудницына В.Е.

Несмотря на то, что имеется большое количество работ, посвященных влиянию информатизации на развитие человеческого общества, а также методологическим вопросам информатики, до настоящего момента нет достаточно четко определенного экономического категориально - понятийного аппарата, относящегося к информационным аспектам экономики, проявлениям в ней информации. При всем многообразии точек зрения на информацию отсутствует единый подход к определению места и роли информации в экономике.

Объектом исследования является многообразие проявлений информации в экономических процессах.

Предмет исследования состоит в отражении информационных аспектов экономических процессов в современных экономических учениях.

Цель и задачи исследования. Целью данной работы является исследование информационных аспектов современной экономики, выявление ключевых проявлений информации в экономической жизни общества в целом и информационного общества в частности.

Реализация поставленной цели предопределила необходимость решения следующих задач:

-уточнить категориально-понятийный аппарат для описания информационных аспектов экономики;

-определить место информации в существующих экономических теориях; -исследовать информационные аспекты производства;

-проанализировать информационные аспекты сферы обращения; -уточнить понимание информации как товара и информационного рынка; -показать возрастание личного фактора производства в информационном обществе;

-указать зависимость экономических информационных процессов от развития информационно-коммуникационных технологий;

-проследить роль информации и информационно-коммуникационных технологий в развитии общества и экономики.

Теоретической и методологической основой диссертации послужили труды отечественных и зарубежных ученых по исследованию экономических систем и процессов с точки зрения проблем информации, информатизации, становления информационного общества.

При разработке концептуальных положений исследования в рамках диалектического и системного подходов использовались такие методы общенаучного познания, как историко-логический, имитационное моделирование, мысленный эксперимент, абстрагирование, анализ, синтез, математическое моделирование.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Информация, как таковая, по своей сущности не только связана с экономикой, а является общенаучной категорией. Но поскольку она участвует в процессах экономического взаимодействия между людьми, постольку изучение экономических проявлений информации, ее роли и места в экономической жизни общества представляет теоретический и практический интерес. При этом в экономических исследованиях нужно не игнорировать опыт по исследованию информации, накопленный в других научных дисциплинах, а адаптировать его для исследования экономических явлений.

2. Формы использования информации в процессе труда обуславливают различие физического и умственного труда. При физическом труде она используется, прежде всего, для управления энергетическими источниками. Совершенствование способов использования энергетических источников направлено на наибольшее увеличение производительности физического труда. В случае же умственного труда информация используется для получения новой информации. Поэтому совершенствование методов обработки информации способствует наибольшему увеличению производительности именно в сфере собственно информационного производства.

3. Все произведенное человечеством несет в себе информационную составляющую. Различие в результатах производства состоит только в том, что человек потребляет либо информацию, как таковую, либо то, что ее материализует. Соответственно и все товары, реализуемые на рынке, содержат в себе информацию, которая имеет большую или меньшую материальную составляющую. Исходя из этого, можно построить модель издержек, подходящую для всех видов производимой обществом продукции. В основе данной модели лежит их деление на затраты по материализации информации и по производству информации.

4. С развитием рынков растет количество информационных связей. Поэтому целесообразно для описания всего объема информационных связей, существующих на рынке между продавцами и покупателями, ввести термин рыночное информационное поле. Искажение последнего влияет на нормальное функционирование рыночной экономики, противодействует конкуренции и приводит к неоптимальному распределению ресурсов в обществе. Роль государства в экономике информационного общества должна состоять в обеспечении как можно более однородного информационного поля.

5. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются важным фактором социально-экономического развития. При анализе влияния ИКТ на это развитие можно выделить два вектора - структурного влияния и оперативного. Качественные изменения в первом приводят к интенсификации процессов накопления знаний в обществе и изменениям производительных сил, ведущих к смене технологических укладов. Качественные изменения второго приводят к интенсификации взаимодействия экономических агентов.

6. Информация как товар может существовать в двух основных формах: продажа права собственности (Информация-С); продажа права пользования (Информация-П). Информационный рынок - трехзвенная рыночная структура, включающая в себя не только рынок информации, но и рынки сопутствующих товаров и услуг. Предлагается выделять первичный, вторичный и третичный информационные рынки. Первичный информационный рынок - это непосредственно рынок информации. Вторичный информационный рынок -услуги по сбору, накоплению, передаче информации от производителей информации до их потребителей. Третичный информационный рынок - группа отраслей сферы материального производства, призванная обеспечивать техническую реализацию первичного и вторичного информационных рынков.

7. Деньги имеют информационную природу. Их возникновение, наряду с другими причинами, связано с необходимостью передавать информацию. Важной функцией денег выступает функция переноса информации между экономическими субъектами об индивидуально-неопределенных задолженностях общества в целом перед каждым членом общества.

8. Увеличение доли работников интеллектуальных специальностей приводит к усилению значения личного фактора производства в информационном обществе. Следствием данного процесса является трансформация капитализма в новую социальную систему. В основе этой трансформации лежит противоречие между собственниками интеллектуального капитала (инженеры, ученые) и собственниками физического и денежного капитала. Разрешение вышеназванного противоречия возможно на пути становления синергитического производства, где будет соблюдаться баланс интересов всех участников экономической деятельности.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующих положениях:

-углубляются современные представления о роли и месте информации в процессе труда и производства, в направлении конкретизации понимания процесса производства информации на основе рассмотрения форм данного процесса;

-вводится в научный оборот понятие рыночного информационного поля, которое охватывает собой всю совокупность информационных связей участников рынка;

-конкретизировано положение об информационной природе денег, согласно которому деньги являются передатчиком информации о задолженностях членов общества друг перед другом;

-обобщены основные направления влияния информационнокоммуникационных технологий на экономическую жизнь общества;

-уточнены понятия информационного общества, экономики информационного общества, информационной экономики и их соотношения;

-углублено понятие информационного рынка и рынка информации путем более четкой сегментации данных рынков и их разграничения;

-расширено понимание информации как товара с помощью категории информационной ренты, представляющей собой продажу права пользования информацией по цене много ниже затрат на производство данной информации.

Теоретическая и практическая значимость работы. Существенным результатом работы является постановка проблем и конкретизация направлений дальнейших исследований информационных ики. Для этого произведен отбор и анализ основных проявлений информации в различных сферах экономики. Предложена оригинальная концепция рыночного информационного поля, которая может послужить отправным пунктом для дальнейших экономических исследований роли и места информации в сфере обращения. Для этих же целей может быть предназначена авторская трактовка информационного рынка и его сегментации.

Положения и выводы диссертации могут быть использованы при совершенствовании действующего законодательства в области правового регулирования информационного обмена, банковского законодательства.

Материалы диссертации могут применяться в преподавании курсов “Экономическая теория”, “Информационные системы в экономике”, “Маркетинг”.

1. ОБЩИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

1.1. Понятие информации в современных экономических и

неэкономических учениях

С первого взгляда кажется, что информация никак не связана с экономической теорией, однако это не так. Непосредственным предметом экономической теории, как науки, являются производственные отношения. Но производственные отношения не возникают из ничего, они соприкасаются с надстроечными элементами, являются формой функционирования и развития производительных сил. Изучение последних необходимо для более полного познания самих производственных отношений. Поэтому экономическая теория, применяя и обобщая знания, накопленные другими научными дисциплинами, познает производительные силы сквозь призму производственных отношений, изучает “их природу и характер” [60 с.290]. “Нельзя сначала говорить о производительных силах без производственных отношений, а потом о производственных отношениях без производительных сил.... Каждое производственное отношение должно быть рассмотрено как форма движения производительных сил...”[106 с.83]. “Не превращая производительные силы в непосредственный предмет политической экономии, необходимо в полной мере воздать им должное с точки зрения метода исследования производственных отношений, прогнозирования развития этих последних с целью усиления обратного их воздействия на производительные силы”[47 с.50]. Отечественный экономист Абалкин Л .И. замечал по этому поводу, что “Особого рассмотрения заслуживает вопрос о проведении исследований на грани экономических и технических наук .... Возможно, что со временем интеграция знаний смежных наук приведет к образованию новой науки - социальной технологии, но пока лишь политическая экономия изучает социальный аспект в развитии производительных сил”[46 с.З].

Сложность рассмотрения информации с точки зрения экономической науки связана с тем, что информация является несколько инородным понятием для нее. Хотя информационные потоки пронизывают экономическую жизнь общества, до последнего времени ей уделялось недостаточное внимание. Пристальный интерес к информации сейчас во многом связан с формированием информационного общества, когда информация явственно стала проступать во всех сферах экономической жизни и игнорировать ее становится просто невозможно. Отчасти это объясняется тем, что пока информация сама не стала вступать в товарооборот, ею во многих случаях обоснованно пренебрегали, что видно на примере различных экономических учений.

Вопросами информации занимались кибернетика, философия, теория информации. Поэтому, подходя к выработке концепции информации для экономической теории, необходимо учитывать накопленные знания в других областях науки. Понятие информации очень широко и включает в себя “ данные”, “факты”, ” знания”, “ идеи” и т.п. термины. При этом нет определенного методологического единства по вопросу: “Что такое информация?” А без точного детерминирования использовать данную категорию в полной мере является невозможным. Этим объясняется наш подход к исследованию понятия “информация”: мы сначала рассмотрим понимание информации в философии, кибернетике, а затем перейдем к экономике, чем сохраним связь экономической науки с философским наследием. Это может послужить в дальнейшем определенным методологическим фундаментом.

Слово информация происходит от латинского слова “informo”, что значит изображать, представлять, составлять себе или дать кому-то понятие о чем-то. [78] В толковом словаре мы можем прочитать, что “информация - это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемых человеком или специальным устройством в первом варианте, и во втором - это сведения о положении дел, о состоянии чего-нибудь”.[72]

Энциклопедический словарь дает нам несколько иное понимание.

“Информация - это первоначально сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов {Б.А. -различные языки человеческого общения), технических средств и т.д.); с середины XX века общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму.”[92]

В современной философской науке по поводу информации сложилось два основных направления: “атрибутистов”, трактующих информацию как свойство всех материальных объектов, то есть как атрибут материи, и “функционалистов”, связывающих информацию лишь с функционированием самоорганизующихся систем. Рассмотрим философские дефиниции информации с целью синтеза определения, которое можно в дальнейшем использовать для отражения ее места и роли в экономической системе.

По мнению Урсула А.Д., одного из отечественных философов, “Под информацией в широком смысле понимается главная часть или сторона такого атрибута материи, как отражение. Ее особенность заключается в том, что она может объективизироваться, опредмечиваться, передаваться и вообще участвовать в других формах движения, которые реализуются как в природе и обществе, так и в создаваемой информационно-кибернетической технике, в частности ЭВМ”. Далее он, развивая эту мысль, говорит: “Таким образом, информация представляет собой лишь ту часть отражения, скажем, образа, возникающего в голове человека, которая может опредмечиваться в ходе передачи данного образа”.[103 с.79] По мнению данного автора, “информация представляет собой необходимый компонент всей человеческой деятельности. Это ее атрибут...”[103 с.84]. Таким образом, автор определяет информацию атрибутом материи, могущим объективизироваться и участвовать в формах движения, реализующихся в природе и в обществе.

Он же отмечает, что информация “нередко... понимается широко - в качестве универсальной субстанции человеческого бытия, основы всякой культуры и культурных ценностей, носителя “духовности”, выражающей сущность человеческой жизни вообще”.[81 с.174] А также, “являясь регулятором деятельности людей, информация выступает, по существу как фактор единства сознания и бытия”.[81 с. 173] “Бытийность информации определяют ее качество, ценность, смысл. Гносеологизм в подходе к информации носит предпочтительный характер. Эффект зеркального отражения носит предпосылочный характер. Отражательная информация фиксируется внешне, основывается на явления”[81 с.173] Это касается качественной стороны информации. Рассматривая же количественную сторону информации, Урсул А.Д. и Пушкин В.Г. говорят, что “информация представляет собой меру новизны полученного сообщения”[81 с. 173]. Это определение, позаимствованное из теории информации Шенона, активно использовали также и многие экономисты. По К. Шенону - “информация - это те сообщения, которые уменьшают неопределенность у получателя информации”[141 р.27].

Н.Винер, один из основоположников кибернетики, определял информацию, как “обозначение содержания, полученного из внешнего мира (человеком) в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств”[26 с.31].

Федеральный закон “Об информации, информатизации и защите информации”[3] определяет информацию как “сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления”.

Завершить рассмотрение определения информации, предложенное философами, можно обобщением Урсула А.Д., который предпринял попытку определить информацию, как:

1) сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми;

2) уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате получения сообщений;

3) собщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксических, семантических, и прагматических характеристик.

4) Передача, отражение разнообразия в любых объектах природы[101 с.217]

Все вышеизложенные определения имели философскую или математическую направленность. Далее рассмотрим то, как предшествующие исследователи пытались вписать понятие информации в экономику.

Первые упоминания об информации мы можем встретить у классиков А Смита и Д. Рикардо, ими была предложена модель экономического поведения человека. В данной модели в одном ряду с собственным интересом человека и его сообразительностью стояла информированность экономического субъекта в собственных делах[6] .

Экономическая теория вспоминает об информации и при определении совершенной конкуренции, концепция которой очерчивается следующими не имеет заметного влияния на рыночную цену и количества товара.

2. Каждый продавец производит однородный продукт, который ни в каком отношении не отличим от продукта других продавцов.

3. Барьеры для входа на рынок в долгосрочном аспекте либо минимальны, либо вообще отсутствуют.

4. Никаких искусственных ограничений спроса, предложения или цены не существует и ресурсы - переменные факторы производства - мобильны.

5. Каждый продавец и каждый покупатель владеет полной и правильной информацией1 о ценах, количествах продукта, затратах и спросе на рынке[53 с.136].

Однако, как мы видим, здесь говорится о важности информации для рыночных отношений, но не конкретизируется, что такое информация.

Во многом незаслуженно забыт Ф. Найт, идеи которого были впоследствии заменены теорией информации Шеннона.Он пришел к сходному с Шенноном пониманию информации, но отталкиваясь от чисто экономических предпосылок. Ф. Найт [121] исследовал понятие неопределенности и риска. По его концепции, неопределенность взаимосвязана с разницей во времени между принятием решения и его реализацией. В течение этого промежутка возможны разнообразные непредвиденные колебания рынка, могущие привести к различным колебаниям цен на товары, что приводит к риску для участников сделки в процессе ее реализации. Информация ( по Ф. Найту) представляется как понятие, противоположное неопределенности и обратно пропорциональное риску. По теории Ф.Найта, оцененная любым способом вероятность события -это риск, а неопределенность - это то, что не поддается оценке. Соответственно, информация - это то, что позволяет предполагать какое-либо событие с определенной достоверностью; риск - это неполная информация, и чем она полнее, тем меньше риск.

В дальнейшем одним из первых, кто показал невозможность производственного цикла без постоянного притока новой информации, был А. Харт, исследовавший стратегическое поведение фирмы на рынке капитала[119] .

Р. Коуз, введший в научный оборот понятие транзакционных издержек, связывал их во многом со сбором необходимой информации перед заключением сделки. [48] “Транзакционные издержки - это разница между данной ценой предложения и возможной более низкой ценой, уплачиваемой покупателем в качестве альтернативы более высоким издержкам поиска, информации, ожидания и производства”[56 с.93]. Но в данных исследованиях не касаются сути информации.

Стоить отметить, что все же предпринимались попытки определить информацию как экономическую категорию. Например, Е. Майминас [54 с.88] выделяет следующие черты информации:

1. Трудность однозначной фиксации потребителя в общем случае. Однако существуют ограничения на использование информации (закрытые источники, направляемые на определенный круг потребителей).

2. Невозможность однозначной стоимостной оценки полученного объема информации. Оценка информации как товара по принципу - товар - стоит столько, сколько за него платят.

3. Особая неопределенность информации.

4. Иной механизм старения информации по сравнению с устареванием основных фондов и потребительских благ. Здесь возможны два предельных случая: а) сигнальная информация о возможном событии к определенному моменту растет в цене до наступления момента события и полностью теряет в цене после наступления условного момента времени, б) архивные данные о каком-либо событии или объекте растут в цене по мере старения сведений.

5. Необходимость отбора информации и особая роль инструментов и методов ее поиска.

Другие исследователи дополняли данную схему следующими чертами:

1) Неделимость информации: “... если у меня есть некоторая сумма информации и ее половину я отдал другому человеку, у меня остается все, что было.”[96 с.395]

2) Неуничтожимость информации. Это становится возможным при распространении информации среди определенного круга потребителей путем дублирования данных полностью или частично. В этом случае при уничтожении нескольких копий остается сто процентная вероятность восстановления утраченных данных.[28 с. 19]

П. Хейне утверждал, что “информация является редким благом, приобретение которого связано с затратами.[105 с.200]

Можно сказать, что все вышеприведенные исследователи-экономисты говорили о значении, роли, свойствах информации, не конкретизируя ее понятие. Другая группа исследователей, которых мы рассмотрим ниже, говорили об информации только в области естественно-философских дисциплин, не прокладывая между ними и экономической наукой методологической связи.

Так, например, отечественный исследователь Демин А.И. в своей книге “Информационная теория экономики”пределяет понятие дефиниции информации, которое использует в дальнейшем для описания экономических процессов. Демин А.И. говорит, что “Информация - это всеобщее свойство материи, которое, наряду с энергией, определяет параметры любого движения материального мира и проявляется в направленности движения и образования упорядоченных форм существования материи как результата информационного взаимодействия”[38 с.40].

Он же подразделяет информацию на первичную и вторичную, одновременно отмечая (это является заслугой данного ученого), что “важнейшим свойством информации является возможность ее кодирования и передачи с помощью различных физических полей на расстояния, определяемые энергией этих полей”. Такую кодированную информацию мы называем вторичной информацией, в отличие от первичной информации, то есть структуры, формы вещества или направленности движения или направленности движения материальных тел”[38 с.40] .

Данный автор также высказывает идею идеальности информации: “информация, хотя и объективное свойство материи, но не материальное свойство материи, то есть не имеет физической величины измерения и не может быть измерено никакими средствами”[38 с.41].

Экономист Вальтух К.К. в своей работе “Информационная теория стоимости” придерживается Шенноновского понимания информации. Он также подразделяет ее на “материальную” и “идеальную”. “Материальная информация” в его понимании - это та информация, “...содержание которой воплощено в ее носителе, то есть в некотором состоянии материи-энергии. Всякое состояние материи-энергии (при условии, что общее число состояний п>1) является носителем материальной информации”[18 с. 124]. К “идеальной информации” Вальтух К.К. относит информацию, “содержание которой не сказывается на состоянии ее носителя, не образует особенности его формы, -информацию, представляющую собою отражение некоторого внешнего по отношения к носителю содержания, записанных в этом носителе в виде символов (результат познания человеком внешней для него системы)” [18 с. 125]. . Он же отмечает, что “содержанием идеальной информации является не физическая форма символов, но знание человека (сведения) о некотором внешнем для него объекте, в этом смысле содержание (набор и значение параметров) того объекта, который символизирован (в состав набора параметров входит и степень распространенности объекта)”. “Идеальная информация - это сообщение о свойствах некоторого объекта, а не сами свойства, не сам объект ... это значит, что содержание идеальной информации не образует какой-либо составной части содержания ее носителя”[18 с.126]. В какой-то мере можно проследить общность понятия “идеальной информации” у Вальтуха и “вторичной информации” Демина, а также “материальной информации” с понятием “памяти”.

Демин А.И. в своих исследованиях высказывает мысль, что информация, выступающая нематериальным свойством материи, находится в отражательной связи с материей. Он утверждает, что “нематериальное свойство материи -информация -всегда связана с материальным ее свойством - памятью, то есть сохранением во времени определенной достигнутой в результате информационного взаимодействия структуры вещества. Без памяти нет информации, с разрушением памяти информация исчезает”[38 с.41].

Данные авторы высказывают интересные идеи, однако у них отсутствует детальная проработка данных положений именно в экономическом плане. Употребление Шенноновского понимания информации для экономической науки оказывается не всегда корректно, так как теория информации Шеннона К. создавалась в качестве инструмента измерения чистоты передаваемых сигналов в виде электромагнитных волн или импульсов, вычисления меры неопределенности и количества передаваемой таким образом информации. Хотя аппарат теории информации может быть адаптирован для анализа различных ситуаций взаимодействия и поведения экономических агентов на рынке, он плохо применим при анализе непосредственного производства, где информация чаще выступает как ресурс. Данная теория имеет собственное специальное техническое значение. Это также отмечал и Ракитов А.И. в своей работе “Философия компьютерной цивилизации”[86 с. 153] прежде всего применительно к философии. И поэтому попытки применить положения теории информации в политэкономическом смысле, по мнению автора данной работы, являются не вполне обоснованными.

Постараемся, проведя критический анализ предыдущих исследований, сформулировать экономическое понимание информации на основе анализа и обобщения вышеизложенного материала и собственных разработок.

Для этого вновь вернемся к концепции вторичной информации Демина А.И. (излагаемой на стр. 18 нашей работы). Необходимо отметить оригинальность данной идеи. Однако Демин А.И., касаясь вопросов передачи информации, ограничился только лишь передачей “с помощью различных физических полей на расстояния”.

Но вся информация, исходящая от человека и изначально направленная к другому индивиду, представлена в виде “вторичной информации”, то есть закодирована в некой системе кодов. При этом подразумевается, что лицо, к которому направлена информация, способно ее декодировать. Если полностью приложить концепцию Демина А.И. к сфере социального взаимодействия, то мы получим, что люди общаются между собой только в электромагнитном диапазоне и представляют собою приемопередающие антенны, а это неприемлемо.

Таким образом следует, что информация, которая предназначена индивидуумом для передачи другому индивиду, как правило, передается посредством некой “знаковой” системы (системы кодов) или нескольких таких систем, в роли которых могут выступать жесты, речь, письменность, электронные коммуникации. При этом информация, представленная в одной кодовой системе, может последовательно перекодироваться в другую и, соответственно, декодироваться из этой системы в исходную. Например, речевое сообщение человека (человек кодирует некую информацию в систему звуковых кодов, представляющих последовательные колебания воздуха определенной силы и частоты) поступает в микрофон электронного устройства. Там происходит его перекодирование в электромагнитные импульсы с определенными характеристиками, которые не могут быть восприняты непосредственно другим человеком, но могут быть переданы на большое расстояние. Затем эти электромагнитные импульсы декодируются аппаратурой (динамиком) в соответствующие колебания воздуха, представляющие собой копию речевого сообщения человека, воздействуют на органы чувств человека, которыми в дальнейшем декодируются. Таким образом, произошла передача информации от одного человека к другому посредством кодов. Назовем такую информацию, которая передается в пространственно-временном континууме посредством кодов, “содержание которой не сказывается на состоянии ее носителя, не образует особенности его формы, - информацию, представляющую собою отражение некоторого внешнего по отношения к носителю содержания, записанных в этом носителе в виде символов (кодов -А2>.)”[18 с. 125] - кодовой.

Вернемся к вопросу о материализации информации. Понятие “материальная информация”, предложенное Вальтухом К.К. (См. стр. 18 нашей работы), по своей сути совпадает с понятием “памяти”, используемым Деминым А.И. (См. стр. 19 настоящей работы). Оба исследователя говорят об одном и том же, о “неком состоянии материи-энергии”, отражающим “некоторое внешнее по отношению к носителю содержание”, то есть некое материальное свойство информации, всегда с ней связанное. Таким образом, “память” Демина и “материальная информация” Вальтуха - это два названия одного содержания, ибо “материальная информация” хранится до тех пор, пока сохраняется “некое состояние материи-энергии. При этом материальная информация - это отражение “идеальной информации” (стр. 18 настоящей работы) на неком носителе.

Демин указывает на то, что “информация и память всегда выступают вместе и не существуют друг от друга, потому что информация - это свойство {А.Б. -имеется в виду свойство матери), а память - это носитель этого свойства”[38 с.28]. Он же отмечает, что “память - это хранение достигнутой организации во времени, память тем лучше, чем дольше сохраняется во времени достигнутая организация, память, в конечном счете, характеризует, длительность существования достигнутой организации, значит и длительность существования первичной информации”[38 с.28]. При этом необходимо отметить, что понятие “первичной информации” Демина и “идеальной информации” Вальтуха не суть одно и тоже. Хотя Демин и говорит об идеальности информации (стр. 18 настоящей работы), но при этом он же отмечает, что “информация ... проявляется в направленности движения и образования упорядоченных форм существования материи, как результата информационного взаимодействия”[38 с.40]. А Вальтух связывает свою “идеальную информацию” со знанием человека “о некотором внешнем для него объекте”. “Идеальная информация - это сообщение о свойствах некоторого объекта, а не сами свойства, не сам объект ... это значит, что содержание идеальной информации не образует какой-либо составной части содержания ее носителя”[18 с. 126].

Все вышеизложенное не позволяет отождествить “идеальную информацию” с “первичной информацией”, хотя оба этих понятия заслуживают право на существование.

Обобщим наше понимание информации. Хотя с первого взгляда оно имеет чисто философскую направленность, но, как будет показано далее, позволит подвести общий методологический фундамент под рассмотрение информации как в сферах обращения, так и непосредственного производства.

Во-первых, информация - категория идеальная. Это значит, что ее содержание не связано с объектом, который она описывает, материальными связями.

Во-вторых, объект, содержание которого описывает информация, также может иметь идеальную природу. К примеру, описание некой математической абстракции посредством других математических абстракций: определение в области математической физики п-мерного пространства. Так же человеческий язык - это информация о способах кодирования и декодирования информации при передаче последней от одного индивида к другому. Примером могут служить также методы финансового анализа (представляющие из себя методику анализа экономической информации). Как видим, объект, являющийся содержанием информации, может никогда не существовать в природе (быть творением человека). В этом проявляется дуализм объекта, являющегося содержанием информации - он может быть как материальным, так и идеальным.

В случае, если объект материальный, то информация - это нематериальный и неотделимый атрибут этого объекта, отражающий его материальные свойства (состояние, структуру и т.п.) и не находящийся в материальной связи с этим объектом.

Если же объект нематериальный, то информация - это нематериальный и неотделимый атрибут этого объекта, отражающий его содержание и не связанный с ним никакими материальными связями.

Все вышеизложенное относилось к понятию информации как таковому, то есть идеальной информации, без рассмотрения вопроса ее материализации. Однако идеальная информация не может быть воспринята, если она не материализована. Вводя процесс материализации информации в ее понятие, получим, что информация - это то, что отражается на носителе информации (памяти);; ее содержанием являются сведения о неком объекте, при этом она (информация) не связана с этим внешним объектом никакими материальными связями, но одновременно отражает свойства этого объекта. При этом объект может бытъ как материальный, так и идеальный.

В нашем понимании память - это свойство материи-энергии сохранятъ определенное состояние, которое отражает идеальную информацию, в пространственно-временном континууме, тем самым передавая данную идеальную информацию в пространстве и времени. Идеальная информация неразрывно связана с памятью. Идеальная информация существует до тех пор,пока существует материализовывающая ее память.Как только последняя перестает существовать, то исчезает и идеальная информация.

При этом любое состояние материи-энергии всегда выступает одновременно памятью для идеальной информации о самой себе, и с исчезновением этого состояния, в том случае если идеальная информация об этом состоянии не нашла отражение во “внешней памяти”, она перестает существовать. При данном определении мы не отходим от концепции неразрывности материи и информации и одновременно переходим к концепции возможности репликации идеальной информации во множестве различных материальных состояниях.

Воспользуемся понятием “первичная информация” для обозначения идеальной информации об объекте N, материализованной в самом объекте N. А “вторичная информация” - это идеальная информация об объекте N, которая материализована не в объекте N.

В том случае, когда идеальная информация отражает содержание идеального объекта, память является единственным мостиком, связывающим ее с материальным миром, при этом сам объект не может выступать памятью о самом себе. Соответственно, идеальная информация о таком объекте может быть только вторичной.

Введем понятие кодовой информации. Кодовая информация - это трансформация идеальной вторичной информации в неких “языковых” (знаковых, кодовых) системах, разработанных человеком и представляющих собой соответственно идеальную информацию о методах трансформации информации, с целью отображения ее на носителе информации с определенными свойствами (здесь имеются в виду свойства памяти, или точнее , отображенной или оматериализованной информации).

Тогда, соответственно, вторичная информация может быть кодовой и некодовой. Например, объект N’, являющийся копией объекта N - это некодовая информация, а описание объекта N посредством слов или знаков (чертежей) -это кодовая информация.



Содержание раздела