d9e5a92d

Шипулина Л. А. - Формирование профессионализма будущих экономистов средствами новых информационных технологий


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Возрастающие требования к качеству знаний выпускников высших учебных заведений являются неизбежным следствием научно-технического прогресса, в условиях которого не может оставаться неизменным образовательный процесс. Особую актуальность приобретает задача подготовки кадров новой формации в сфере экономики и финансов. Достичь высокого профессионализма, умения самостоятельно принимать обоснованные и эффективные решения в настоящее время невозможно без овладения методами информационно-компьютерных технологий. Как показывает практика, большинство пользователей уже не представляет себе, как бы они выполняли свою работу, с которой прекрасно справлялись еще 5 - 10 лет назад, без помощи компьютера. В настоящее время все большее и большее распространение, как в производстве, так и в документообороте предприятий находит компьютерная техника, все шире и шире становится перечень охватываемых ею задач. Постоянно растет объем и сложность обрабатываемой информации, требуются все новые и новые виды ее представления.

В условиях рыночной экономики Российской Федерации информация выступает как один из основных товаров. Успех коммерческой и предпринимательской деятельности связан с муниципальными, банковскими, биржевыми информационными системами, системами информатизации оптовой и розничной торговли, торговых домов, служб управления трудом и занятостью, созданием банка данных рынка товаров и услуг, развитием центров справочной и аналитико-прогнозной котировочной информации, электронной почты, электронного обмена данными и др.

Управленческая деятельность выступает в современных условиях как один из важнейших факторов функционирования и развития промышленных фирм. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции. Большую роль играют также, изменения в организационных формах и характере деятельности фирм, повышение значения транснациональных корпораций в хозяйственных международных связях.

Изменения условий производственной деятельности, необходимость адекватного приспособления к ней системы управления, сказываются не только на совершенствовании организации, но и на перераспределении функций управления по уровням ответственности, формам их взаимодействия и т.д. Все это требует от ВУЗов адаптации к новым условиям, преодоления возникающих противоречий в экономическом и научно-техническом процессах.

Новейшие достижения в области микроэлектроники привели к новым концепциям в организации информационных служб. Благодаря высокопроизводительным и экономичным микропроцессорам информационновычислительные ресурсы приближаются к рабочим местам менеджеров, бухгалтеров, плановиков, администраторов, инженеров и других категорий работников. Совершенствуются персональные системы обработки данных, упрощается документооборот, внедряются автоматизированные рабочие места на базе персональных компьютеров.

Подходя к современным требованиям, предъявляемых к качеству работы управленческого звена коммерческой компании, нельзя не отметить, что эффективная работа его всецело зависит от уровня оснащения офиса компании электронным оборудованием, таким, как компьютеры, средства связи, копировальные устройства.

В этом ряду особое место занимают компьютеры и другое электронное оборудование, связанное с их использованием в качестве инструмента для делопроизводства и рационализации управленческого труда. Их использование в качестве информационных машин, что, хотя и не соответствует их названию, но в последнее время становится основным видом их применения, позволяет сократить время, требуемое на подготовку конкретных маркетинговых и производственных проектов.

Существует противоречие между потребностью в специалистах, владеющих информационными технологиями и выпускниками ВУЗов с соответствующей подготовкой.

Информационные технологии - динамично развивающееся направление, и, как следствие, встают задачи:

• обеспечение учебного процесса в ВУЗе современными программными средствами;

• овладение современными информационными технологиями;

• освоение наряду с пакетами программ общего назначения, специальных пакетов профессиональных программ таких как 1С: Предприятие, Project expert и др. (на сегодняшний день многие фирмы стараются способствовать учебным заведениям в решении поставленных задач: предоставляются ценовые льготы при приобретении программных продуктов, обеспечивается бесплатное или льготное обновление приобретенного ПО);

Как показало исследование, в ВУЗах ощутима нехватка квалифицированных преподавательских кадров, существует сложность организации производственной и преддипломной практики студентов, имеются проблемы, связанные с поверхностным изучением программных продуктов и информационных технологий в учебных заведениях.

На наш взгляд, комбинирование различных форм организации учебного процесса: включение части материалов по информационным технологиям, например «1С», Project expert в основные учебные курсы, включенные в учебный план, развитие этих курсов в рамках стандартных учебных дисциплин («Информационные системы в экономике», «Информационные технологии в бухгалтерском учете» и др.) поможет решению вышеперечисленных проблем и будет способствовать формированию профессиональных качеств будущих экономистов.

Важной задачей преподавателей ВУЗов является востребованность их выпускников на рынке труда, этому будет способствовать практическое освоение студентами профессиональных программных продуктов.

Динамика развития современных информационных компьютерных технологий финансово-экономического профиля приводит к тому, что ВУЗы не способны адекватно реагировать соответствующим уровнем подготовки специалистов в данной сфере. Нынешнее положение дел можно охарактеризовать как разрыв между уровнем профессиональной подготовки специалистов финансово-экономического профиля в области информационных технологий и требованиями рынка труда.

Актуальность данного исследования в настоящее время, в дополнение к уже сказанному, определяется прежде всего:

• новизной и недостаточной изученностью проблемы;

• отсутствием преподавателей, имеющих соответствующую

подготовку;

• расширением служебной (корпоративной) информации, форм и методов решения проблем;

• всевозрастающим значением компьютерных технологий;

• необходимостью воспитания специалиста - экономиста - управленца на уровне современных достижений науки и техники.

Наше исследование является педагогическим, организационно -деятельностным, интегративным. Необходимость педагогического исследования вне педагогических вузов исключительно велика. Кроме вышеперечисленных, это объясняется отсутствием в большинстве из них кафедр педагогики и психологии и недооценкой значения этого предмета в процессе практической деятельности.

Данное исследование является, прежде всего, педагогическим, так как основным предметом его рассмотрения является процесс интегративного подхода к конструированию информационных технологий в образовательной практике экономического ВУЗа. Вместе с тем, в нашем исследовании

одновременно осуществляется деятельностный - тектологический (организационный) и интегративный подход, но не врозь, а как они первоначально развивались, в их совокупности. Существо деятельностного подхода состоит в том, что деятельность рассматривается как педагогическая категория, такая же, как обучение и воспитание, которые рассматриваются не как абстрактные понятия, а как специфические виды деятельности, связанные с профессиональными функциями специалиста - преподавателя ВУЗа. Процесс профессиональной подготовки студентов претерпевает серьезные измененения, его составные компоненты вступают друг с другом в четкие внутренние смысловые связи и отношения, совершенствование одних влечет за собой изменение других. Многие из этих проблем получили освещение в трудах Бешенкова С. А., Брановского Ю.С., Ваграменко Я.А., Гейна А.Г., Гершунского Б.С., Машбица Е.И., Роберт И.Б., Чистова Д.В., Диго С.М., Яковлева Ю.Б., в которых анализируются психолого-педагогические и методологические проблемы информатизации образовательной среды. Деятельностный подход к обучению активно разрабатывали: В.П. Беспалько, В.В.Давыдов, Боголюбов В.И., Алексеев Н., Семенов И., Швырев В., Шевелева С.С., Борисова В.Н. и др. Существо организационного подхода заключается в том, что организация рассматривается не как абстрактная категория, а как атрибут целостной педагогической деятельности, то есть организация включена в деятельность обучения и воспитания, направленную на подготовку специалиста высокой квалификации. Мы согласны с Раченко И.П., что эту задачу успешно может помочь разрешить лишь

высокоорганизованная педагогическая деятельность. Организационно -деятельностный подход к труду педагога, учащегося разработан Раченко И.П., Бабанским Ю.К., Анисимовым П.Ф., Архангельским С.И., Якиманской И.С. Змеёвым С.И. и др.

Основанием для данного исследования является сфера

профессиональных интересов автора, скрытое (иногда и явное) нежелание информатиков использовать программные продукты фирм «1С», «ПРО-

ИНВЕСТ-ИТ» и др. в своей деятельности, фактическое неприменение методик и практических наработок, программированных форм обучения и педагогическая разобщенность используемых.

Проблему исследования составляет противоречие между потребностью в экономистах, владеющих информационными технологиями профессионального назначения и выпускниками вузов с соответствующей подготовкой. Возможность повышения профессионализма выпускников экономических специальностей в условиях вузов, очевидно, требует специального изучения.

Цель исследования состоит в разработке оптимальных педагогических условий применения информационных технологий 1С: Предприятие, Project expert в учебно-воспитательном процессе профессионального усвоения знаний и создании дидактической модели организации познавательной деятельности студентов экономических специальностей ВУЗов с использованием этих технологий.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в высшем учебном заведении экономических специальностей ВУЗов.

Предмет исследования: процесс повышения профессионализма студентов экономических специальностей ВУЗов средствами информационных технологий 1С: Предприятие и Project expert.

Гипотеза исследования: Включение в учебно-воспитательный процесс принципиально новых познавательных средств, реализующих информационные технологии «1С» и Project expert, будет способствовать повышению его эффективности, если будут реализованы на качественно ином уровне принципы наглядности, мотивации, обеспечения познавательной активности и самостоятельности студентов экономических специальностей.

Выявление оптимальных возможностей информационных технологий 1 С: Предприятие и Project expert, а так же внедрение их преподавателем в ВУЗе повысит качество обучения студентов экономических специальностей.

Для достижения цели и проверки гипотезы исследования ставятся следующие задачи:

1. Исследовать современное состояние проблемы усвоения профессиональных знаний студентами экономических специальностей ВУЗов.

2. Раскрыть психолого-педагогические возможности применения информационных технологий 1С: Предприятие и Project expert в профессиональной подготовке студентов и указать перспективные направления их использования в образовательном процессе ВУЗа.

3. Разработать дидактическую модель организации познавательной деятельности будущих экономистов с использованием информационных технологий профессионального назначения (1С: Предприятие и Project expert).

4. Провести экспериментальную проверку гипотезы, апробацию разработанной модели, оценить ее результативность и эффективность предлагаемых технологий.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

• анализ психолого-педагогической, методической специальной литературы и электронных информационных ресурсов по проблеме исследования;

• анализ комплекса программных средств 1 С: Предприятие и Project expert учебного и учебно-практического назначения;

• моделирование, проектирование, структурирование, наблюдение за ходом учебного процесса, анкетирование, тестирование, групповые экспертные оценки педагогического эксперимента.

Методологическую основу диссертационного исследования составили:

• обще дидактическая теория обучения (.Архангельский С.И, Бабанский Ю.К, Раченко И.П., Алексеев Н., Семенов И., Швырев В.,.Скаткин М.Н и др.);

• теория развивающего обучения в деятельностном развитии;

(Давыдов В.В Кузьмина Н.В., Тарасюк В.Н., Узденова С.Б., Леонтьева В., Щербина М., Н.Ф. Талызина, и др.) и личност

но-ориентированном развитии (Зимняя И.А., Якиманская И.С.и др.)

• теория информатизации образования (Титоренко Г.А., Макарова Н.В., Бешенков С.А, Брановский Г, Борисова С.А., Гейн А.Г, .Гершунский Б.С, Диго С.М., Матрос Х., Машбиц Е.И., Чистов Д.В., Яковлев Ю.Б.);

• теория педагогических систем и педагогических технологий - Беспалько А.С., Кваша Б.Ф, Кларин М.В, Селевко И. Г. и др.);

Этапы проведенного исследования.

На первом этапе (1999-2000 гг.) изучалось современное состояние проблемы, была подобрана и проанализирована педагогическая, методическая и специальная литература, изучался педагогический опыт по проблеме исследования, определялись задачи, цель и методы исследования, формулировались гипотеза, методология и границы исследования, изучались основные программные средства, выстраивался понятийный аппарат.

На втором этапе (2000-2002 гг.) производился сбор сведений о профессиональной деятельности специалиста в области информационных технологий, осуществлялось изучение процесса профессиональной подготовки экономистов, проектировалась его технология, разрабатывались учебные задания и создавались методические пособия, уточнялся понятийный аппарат, осуществлялся констатирующий эксперимент. На этом этапе проводилось исследование рынка труда региона Кавказских Минеральных Вод, требований к уровню знаний, умений и навыков экономистов в их профессиональном поле деятельности. Была разработана технология и уточнена система средств организации учебного процесса по подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности в качестве экономиста по специальности 060400 «Финансы и кредит», бухгалтера по специальности 060500 «Бухучет и аудит», экономи-ста-информатика по специальности 351400 «Прикладная информатика в экономике».

На третьем этапе (2002 - 2004 гг.) проводился контрольный и формирующий) эксперименты; систематизировались, обобщались, при необходимости, корректировались и анализировались его результаты, выполнялась их статистическая обработка и внедрение в педагогическую практику учебного заведения, литературно оформлялось диссертационное исследование.

Научная новизна исследования, в том, что в нем раскрыто и обосновано влияние новых информационных технологий профессионального назначения (1С: Предприятие и Project expert) на образовательный процесс в высших учебных заведениях экономического профиля;

уточнены и расширены масштабы применения информационных технологий 1С: Предприятие и Project expert;

теоретически и методически обоснована идея повышения уровня подготовки будущих экономистов в условиях моделирования их познавательной деятельности на основе применения информационных технологий профессионального назначения (1С: Предприятие и Project expert);

Теоретическая значимость исследования заключается в определении и исследовании педагогических основ профессионализации будущих экономистов;

в разработке модели организации познавательной деятельности студен-тов-экономистов с использованием новых информационных технологий профессионального назначения;

в научном обосновании педагогических возможностей методов и средств информационных технологий 1С: Предприятие и Project expert, используемых в процессе профессиональной подготовки студентов;

в разработке системы тренировочных заданий, позволяющих отрабатывать профессионально значимые умения и навыки.

Практическая значимость исследования в определении возможностей использования содержащихся в нем теоретических положений, педагогических рекомендаций в реальной практике профессиональной подготовки студентов экономических специальностей. Разработанные автором дидактические материалы по дисциплинам «Информационные системы в экономике», «Информационные технологии в бухгалтерском учете» (система заданий, увязанная с соответствующим программным обеспечением, ориентированная

непосредственно на формирование конкретных профессионально значимых качеств личности) - могут в готовом виде применяться в учебно

воспитательном процессе экономического факультета ВУЗа с целью повышения качества профессиональных знаний будущих специалистов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались использованием различных методов исследования, соответствующих предмету, цели, задачам работы, логике изучаемых дисциплин, методологической обоснованностью теоретических положений, связанных с профессионализацией процесса подготовки экономистов специальностей 060400, 060500 и 351400 в условиях его информатизации, экспериментальной гипотезы, давшей положительные результаты, корректным применением методов математическо-статистической обработки эмпирических данных и апробацией результатов исследования в практике преподавания.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Дидактическая модель организации познавательной деятельности студентов-экономистов с использованием новых информационных технологий профессионального назначения (1С: Предприятие и Project expert).

2. Организация профессионального обучения экономистов на основе операционально-практического компонента деятельности специалиста.

3. Классификация профессионально - ориентированных учебных задач на основе анализа их дидактических и информационных параметров в профессиональной деятельности экономиста: производственно - технологические, управленческие, опытно - экспериментальные.

4. Целесообразность использования информационных технологий 1С: Предприятие и Project expert в формировании профессионально значимых знаний, умений и навыков.

5. Целесообразность внедрения разработанной модели обучения средствами информационных технологий 1С: Предприятие и Project expert в учебно-воспитательный процесс профессиональной подготовки студентов экономического факультета.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-методических семинарах кафедры информатики и информационных технологий Пятигорского государственного технологического университета (ПГТУ) в период с 1999 по 2004 гг., на кафедре педагогики и педагогических технологий в Карачаево -Черкесском государственном университете (КЧГУ) с 1999 по 2002 гг., Северо - Осетинском Государственном университете (СОГУ) в 2003-2004гг.

Основные материалы исследования изложены в семи публикациях.

Результаты исследования, в том числе и разработанные автором методические пособия «Практикум Встроенные функции Microsoft Excel», «Практикум. Microsoft Access», «Практикум Возможности модуля 1С: Бухгалтерия», «Практикум. Модуль 1С: Торговля и склад», «Стажировка на условном предприятии в 1С: Бухгалтерия» (по мотивам деловой игры д.э.н. профессора Чистова Д.В., Диго С.М.) использовались при проведении лабораторнопрактических занятий в рамках курсов «Информационные технологии в экономике», «Информационные технологии в бухучете», «Информационные системы в экономике», программы которых составлены в ходе работы над диссертацией. Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе преподавания указанных спецкурсов в Пятигорском государственном технологическом университете (ПГТУ) на финансово - экономическом факультете и в Институте повышения квалификации при Пятигорском государственном технологическом университете (ПГТУ).

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

1.1 Современное состояние проблемы формирования профессионализма будущих экономистов

Главной целью образования сегодня следует считать подготовку человека для подлинной, реальной жизни и деятельности, раскрытия его творческого потенциала, развитие его качеств и способностей к самостоятельным действиям и к самообразованию. При этом образование должно был процессом развития всего человека: развитием его интеллекта, памяти, потенциала, способностей принимать решения, общаться и взаимодействовать с людьми.

Достижение этой цели должно опираться сегодня на новую систему опережающего и развивающего образования, на кардинальное усиление управленческо - педагогической деятельности и всемерное внедрение в учебный процесс новых информационных технологий обучения, в том числе методов активного обучения (МАО).

Под понятием «технологии образования» или «технологии обучения» необходимо понимать всю совокупность форм, методов, средств и систем управления, которые участвуют в учебном процессе и способствуют наилучшему функционированию системы образования.

В реальной жизни наряду с поведением реактивного приспособления человек все чаще обращается к творческим способам решения проблемных ситуаций, содержащих неопределенность и неизвестность. Это положение требует от него еще большей активности. Обучаемый рассматривается как активный деятель в учебном процессе, как творец своего знания. «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памяти» [71].

Мировоззрение активного обучения предполагает повышение уровня личностной активности не только слушателя, но и преподавателя, а также изменение характера их взаимодействия и обучения, организация коллективной мыследеятельности слушателей и преподавателя. Внедрение новых информационных технологий обучения включает в себя: деятельность по модернизации традиционного обучения, учебно-поисковую деятельность на основе проблемного обучения, дискуссионную деятельность, игровую деятельность.

Мировоззрение активного обучения породило ряд терминов: «методы активного обучения», «проблемное обучение», «педагогика сотрудничества», «шоковое обучение», «знаково-контекстное обучение», «развивающее обучение» и т. д. Все эти разновидности терминов имеют общее ядро - опору на активную творческую мыследеятельность слушателя.

На наш взгляд возможна следующая классификация современных методов обучения. (Схема представлена на рис. 1) Основные отличия рассматриваемых методов активного обучения от традиционных методов: вынужденная активность, единство деятельности, творческое мышление, общение, мотивация и эмоциональность, направленность на умения и навыки, оценка результатов.

В современном мире наряду с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами возник их новый вид - информационные ресурсы, которые играют ведущую роль. Появилось понятие «информационно-индустриальное общество». Если в индустриальном обществе стратегическим ресурсом является капитал, то в информационно-индустриальном обществе этим ресурсом становятся информация, знания, творчество.

Вступление стран в век информации требует повышения до определенного уровня образования населения, что является сложной задачей, решение которой зависит от того, как будет сформировано содержание образования.

Основными целями системы высшего профессионального образования являются подготовка специалистов и создание условий для развития личности в образовательном процессе. Особую актуальность приобретает задача подготовки кадров новой формации в сфере экономики и финансов.

Достичь высокого профессионализма, умения самостоятельно принимать обоснованные и эффективные решения в настоящее время невозможно без овладения методами информационно-компьютерных технологий.

По мнению исследователя. Башкаевой Э.Х. на современном этапе развития системы высшего образования в качестве ведущей роли наряду с подготовкой специалистов выдвигается и цель формирования личности, способной к саморазвитию в процессе профессиональной деятельности [9]. При проектировании личности будущего специалиста исходят из структурнофункциональной модели его профессиональной деятельности. Значительной характеристикой личности является деятельность, которая в первую очередь детерминирует ее становление, и в которой личность себя обнаруживает и направляет. (Бабанский Ю.К., Попков В.А., Коржуев А.В. и др.). [7;8;58] Произведенный теоретический анализ позволил сделать вывод о том, что существует диалектическая взаимообусловленная зависимость между развитием личности и осуществляемой ею деятельностью. Условием становления личности является развитие, совершенствование самой деятельности. Формирование личности в учебном заведении, фактором ее становления является система взаимосвязанных и постоянно усложняющихся по содержанию и способам осуществления видов деятельности. При самостоятельном выполнении профессиональной деятельности личность сама превращается в фактор развития деятельности, что свидетельствует о достижении ею уровня творческого развития. Обретение специалистом деловых и личностных качеств стимулирует развитие профессиональной деятельности, а ее качественно новый уровень, в свою очередь, приводит к дальнейшему личностному развитию [88;89].

Ведущей деятельностью студентов является учебная, в процессе которой происходит дальнейшее становление личности, приобретаются знания, умения, навыки, формируются качества, необходимые для профессиональной деятельности специалиста. Для выполнения развивающей функции ведущая деятельность должна развиваться от курса к курсу. Последовательное изменение ведущей деятельности от объекта педагогического воздействия до субъекта профессиональной деятельности ведет к достижению цели - подготовке специалиста с развитыми свойствами и качествами личности, необходимыми будущему экономисту.

Исследованиями профессионально значимых качеств специалистов занимались Беспалько В.П., Боголюбов В.И., Кузьмина Н.В., Диго С.М., Ильина Н.В., Борисова В.Н. и др.

Отечественные психологи, опираясь на теорию способностей, включают в профессионально значимые качества психические свойства индивида. При этом, базируясь на принципы единства сознания и деятельности, они подчеркивают, что эти качества не только проявляются, но и формируются в процессе деятельности, организованной соответствующим образом [21;22]. Само выделение этих качеств, установление их структуры возможно только при анализе конкретных видов деятельности. Так, инженерно-экономическая деятельность представляет собой единство трех типов деятельности:

• естественнонаучной, направленной на познание закономерностей природы;

• технической, обеспечивающей создание технических объектов и систем, удовлетворяющих запросы общества;

• социальной, ориентированной на познание закономерностей общества.

Экономическая деятельность с одной стороны - предметнопрактическая, а с другой стороны - она носит чисто социальный характер, поскольку связана с удовлетворением запросов общества

Рассматривая развитие экономической деятельности в историческом плане, можно выделить три ведущих этапа развития:

I этап, охватывающий период с конца IXX века до середины XX-го века, характеризуется нацеленностью на создание и производство технических объектов, исходя из возможностей современного технического знания.

II этап, включающий в себя период с середины 50-х до начала 70-х г.г. 20 века, характеризуется развитием систем и коммуникаций, автоматизацией производственных и технологических процессов.

III этап, начавшийся в начале 70-х годов, характеризуется решением глобальных проблем экологии, энерго- и ресурсосбережения, продовольствия. Социальная деятельность становится доминирующей [9].

Ведущей формой учебной деятельности должны стать активные методы обучения (профессионально-деятельностные игры приобретают, прежде всего, организационно-управленческий характер) с целью формирования методологических навыков и личностных характеристик специалистов.

В рамках наступившего этапа научно-технологической революции знания в их традиционном понимании как цель учебного процесса меняют свой смысл. Все больше в качестве цели подготовки выступает деятельность, способность к ее перестройке, личностные качества, определяющие не только профессиональные характеристики специалиста, но, прежде всего его социокультурные доминанты.

Осуществленный исследователем. Башкаевой Э.Х анализ научных исследований в области психологии и теории профессиональной подготовки (Беспалько В.П., Боголюбов В.И., Кузьмина Н.В.,) позволили установить, что модель формирования личности современного специалиста должна быть основана на общей структуре деятельности, а также на особенностях структуры экономической деятельности, подгруппы специалистов этой области и качествах, необходимых для осуществления этой деятельности и динамики ее развития. На основе модели профессиограммы экономической деятельности, разработанной учеными Санкт-Петербургского университета структура деятельности экономиста положена в основу модели формирования профессионально значимых качеств личности специалиста [150]. Структура деятельности экономиста реализуется в четырех компонентах профессиональных умений: проектировочные, конструктивные, организаторские, гностические. Его профессиональное мастерство предполагает успешное решение задач в соответствии с целями, стоящими перед обществом, высоким уровнем мотивации профессиональной деятельности и умениями решать инженерные задачи.

Факторами, определяющими уровень подготовленности экономиста, бухгалтера к профессиональной деятельности являются:

• выраженность профессиональной направленности (мотивации) и профессионально значимые качества личности специалиста;

• уровень фундаментальной (базовой) подготовки;

• уровень знаний и навыков в области будущей деятельности;

• уровень активности самообразования.

Анализ системы профессиональных умений специалиста выявил содержание деятельности и выделил необходимые знания, умения и навыки, которые необходимо формировать в учебно-воспитательном процессе. Критериями профессиональной значимости определенных качеств личности будущего специалиста являются:

• социальная значимость определенного профессионального качества, которая задается в виде требования, предъявляемого к личности специалиста;

• влияние данного качества на успешность учебной и будущей профессиональной деятельности и на возможность наиболее полной реализации себя как личности.

В результате анализа исследований выявлено, что эффективный способ развития профессионализма заключается в специальных упражнениях до начала деятельности, на отдельных действиях. Решение проблемы формирования профессионально значимых качеств студента нами видится в целенаправленном педагогическом проектировании, которое включает в себя: разработку учебного комплекса, содержащего обучение, наполненное элементами будущей профессиональной деятельности, что является предпосылкой формирования у студентов нужного профессионального качества. В комплексе должны быть спланированы специально созданные учебно-психологические ситуации ответственной зависимости между студентами, коллективом учебной группы и педагогами, в результате которых проявляются и развиваются профессиональные качества студентов.

Мы согласны с мнением Башкаевой Э.Х., что основными группами факторов, определяющими развитие профессионально значимых качеств являются:

1. Внутренние - мотивы, противоречия между реальными требованиями и представлениями о профессии и личностными характеристиками.

2. Внешние - социальные и экономические, общекультурные (требования к личности специалиста, степень развития сферы деятельности, общественный престиж профессии).

3. Процессуальные - организационно-педагогические факторы.

Нами сделан акцент на последнюю группу факторов, связанных с формами организации подготовки будущих экономистов, к которым относятся:

а) теоретические - лекции, семинары, консультации;

б) направленные на практическую подготовку - лабораторные практикумы, деловые игры, производственно-технические ситуации, производственная практика;

в) самостоятельные внеаудиторные занятия, курсовое и дипломное проектирование.

Интеграция науки, производства и образования стимулирует появление новых форм организации обучения в условиях производства, где студенты старших курсов выполняют производственные задания по бухгалтерской отчетности, прогнозированию, анализу финансового состояния реальных объектов.

Психолого-педагогические механизмы формирования профессионально значимых качеств осуществляются на основе применения педагогических технологий, ориентированных на развитие профессионального самоопределения и творческого начала личности, учитывающих ее индивидуальнопсихологические характеристики. Профессиональная подготовка специалистов в вузе должна строиться на идее целостности личности, а также постоянного развития и совершенствования личности в ходе профессиональной подготовки.

Отсюда, одной из важных задач профессиональной подготовки является раскрытие потенциала личности, обеспечивающего совершенствование самой деятельности, также и самой личности.

Анализ системных исследований последних лет доказали тезис о целостности личностной структуры, высокой корреллируемости всех личностных свойств. Констатирующий эксперимент выявил профессиональную структуру личности специалиста. В процессе исследования были определены профессионально значимые качества личности, обладая которыми выпускник вуза достигнет определенного уровня в профессиональной деятельности.

Проведенное исследование существующей и желательной степени обеспечения заданного уровня подготовленности специалиста по требуемым «эталонным параметрам», отраженным в квалификационных характеристиках, определило то рассогласование, которое имеет место с точки зрения различных экспертов («потребителей» - представителей организаций и «изготовителей» -работников вуза). Корреляционный анализ профессиограммы и мнений экспертов по поводу профессионально значимых качеств специалиста подтвердил зависимость между интегративными качествами личности и успешной деятельностью, позволил нам выделить список из семи комплексов профессионально значимых качеств факторов успешной деятельности: профессиональные знания и умения, профессиональная направленность, ответственность, активность, адаптивность, психологическая устойчивость и коммуникативность [9].

Исследуемая целостность есть структура, которая представлена семью самостоятельными взаимосвязанными подструктурами - факторами. Каждый фактор детерминируется входящими в него качествами с высокими оценками значимости. Успешность деятельности специалиста определяется равномерностью уровней выраженности всеми семью выделенными факторами, то есть некоторой универсальностью, «гармоничностью» личности выпускника вуза. Ранжирование профессионально значимых качеств на основе корреляционного анализа позволило установить, что для повышения качества подготовки выпускников к профессиональной деятельности необходимо уделить особое внимание формированию таких целостностей в структуре личности студента, как профессиональная направленность и ответственность. Развитие профессиональной направленности студентов в вузе определяется предшествующим выражением положительного отношения к профессии и стоящими за этим отношением мотивами [50].

В психолого-педагогических исследованиях Башкаевой Э.Х., Кузьминой Н.В и др. указано, что успех творческой деятельности личности во многом зависит от положительного отношения к делу, что и сами функциональные возможности человека могут быть определены лишь при этом условии, что деловые качества есть результат не только способностей, но и желания употребить их на практике. Поэтому, предварительно было изучено становление профессиональной направленности.

Для этого были исследованы мотивы поступления на экономический факультет и ухода с него, определена степень удовлетворенности различными аспектами будущей работы и особенностями подготовки к ней в зависимости от уровня профессиональной направленности, структуры этой направленности.

В работах Н.В. Кузьминой, Башкаевой Э.Х.выделены у студентов три уровня профессиональной направленности:

1. уровень - студенты с положительной профессиональной направленностью на инженерно-экономическую деятельность, что предполагает связь между доминирующими, ведущими мотивами с содержанием профессиональной деятельности;

2. уровень - студенты, для которых приемлем компромисс между негативным отношением к профессии в процессе обучения в вузе и перспективой в дальнейшем работать по специальности;

3. уровень - студенты с негативным отношением к профессии инженера-экономиста [9;50].

Первый уровень составляют студенты четвертых и пятых курсов, второй уровень - первых и вторых курсов, третий - студенты третьего курса. Анализ удовлетворенности различными аспектами будущей специальности и подготовки к ней показал, что для студентов первого уровня значимыми являются те аспекты деятельности, которые требуют главных качеств инженера-строителя - ответственность, активность, профессиональная направленность, коммуникативность.

Для студентов второго уровня характерна неуверенность в соответствии своих способностей характеру будущей деятельности. Нет уверенности в правильности выбора специальности. Почти все студенты третьего уровня либо поступали на другие факультеты, либо переведены из-за слабой успеваемости, либо это - отсрочка от армии.

Кроме трех уровней профессиональной направленности Н.В. Кузьмина и Башкаева Э.Х. выделяют три этапа развития мотивационно-ценностного отношения к профессии в ходе учебной деятельности. Первому этапу (I, II курс) характерны высокие показатели учебных и профессиональных мотивов, управляющие учебной деятельностью. Второй этап (III курс) - это снижение интенсивности всех мотивационных компонентов. Познавательные и профессиональные мотивы перестают управлять учебной деятельностью. Третий этап (IV-V курс) - растет степень осознания и интеграции различных мотивов обучения.

В результате теоретического анализа установлено, что для совершенствования процесса формирования профессиональной направленности, кроме известной дифференциации способностей, необходима дифференциация мотивационной сферы личности. Результаты экспериментальной работы подтвердили, что на профессиональную направленность большое влияние оказывают такие личностные качества, как способности и черты характера.

Установлено, что основным психолого-педагогическим механизмом в формировании профессиональной направленности является противоречие между содержанием профессионального труда и личностным смыслом выбора профессии.

Для разрешения этого противоречия и обеспечения динамики развития профессиональной направленности в условиях вуза предлагается:

• углубление личностного смысла выбора;

• корректировка мотивации, акцент на доминирующий мотив, касающийся объективного содержания деятельности;

• формирование прямых мотивов в деятельности;

• определение перспективы деятельности.

Таким образом, переменной, определяющей структуру профессионально значимых качеств: будущего специалиста, являются главные из них - профессиональная направленность и ответственность. Чем больше студент в процессе производственных и учебных практик, изучения специальных дисциплин узнает о своей будущей работе, чем больше овладевает он навыками специалиста при исполнении обязанностей, тем выше уровень сформированности необходимых для его будущей деятельности качеств.

Критериями сформированности профессиональных знаний (методологических, теоретических, методических, технологических) выступают уровень развития познавательной активности и направленности личности; объем, обобщенность, системность профессиональных знаний; характер мышления, открытость поиску, творческое, нестандартное осмысление действительности; умение переносить знания и использовать их в различных ситуациях.



Содержание раздела