d9e5a92d

Графические редакторы

- редактирование текста (добавление, изменение, удаление или копирование фрагментов текста -символов, слов и т.д.);
- оформление текста (выбор шрифтов, способа выравнивания, установление межстрочного и межабзацного интервалов и т.п.);
- размещение текста на странице (установка размера страницы, полей, отступов; разбиение на колонки; расстановка номеров страниц, колонтитулов и пр.)
- сохранение текста в файле на внешнем носителе или получение твердой копии (печать текста);
- проверка орфографии, подбор синонимов, контекстный поиск и замена;
- система подсказок и т.д.
Наиболее распространенные текстовые редакторы: Лексикон, Edit, Слово и дело, Ched, NotePad, Write, Word Pad, Блокнот.
Текстовый процессор отличается от текстового редактора более широкими функциональными возможностями, а именно:
- настраиваемое пользователем меню;
- использование контекстного меню;
- сопровождение текста таблицами и проведение в них простейших расчетов;
- вставка графических объектов (рисунков, диаграмм, заголовков и пр.) или создание рисунков с помощью встроенных инструментов;
- вставка формул, графиков, диаграмм;


- оформление текста списками, буквицами;
- использование инструмента автокоррекции текста и его автореферирования;
- фоновая проверка орфографии, синтаксиса и многое другое.
Наиболее распространенные текстовые процессоры: Word (Microsoft Office), Word Pro (Lotus SmartSuite), WordPerfect (Perfect Office), WordExpress, Accent, StratusPad.
Редакционно-издательские системы (программы верстки) должны обеспечивать все функции текстового процессора, а также:
- воспринимать тексты, созданные в различных текстовых редакторах;
- воспринимать отсканированные или нарисованные в графических редакторах иллюстрации, созданные на разных платформах ПК, и корректировать их цвета;
- иметь больший набор шрифтов и возможность их графического преобразования (сжатие, растяжение или симметричное отражение по вертикали или горизонтали);
- иметь возможности для различного обтекания рисунка текстом;
- обеспечивать автоматическое составление оглавления текста, автоматическое оптимальное размещение текста на странице;
- обеспечивать адаптацию к различным печатающим устройствам и т.д.
Наиболее популярными программами профессиональной верстки являются QuarkXPress, Ventura Publisher, PageMaker, FrameMaker. Графические редакторы (Paint графические редакторы; графические процессоры, аниматоры; программные средства для работы с трехмерной графикой; средства деловой графики; средства для создания презентаций, средства моделирования и проектирования.
По своему профессиональному назначению средства компьютерной графики и анимации можно подразделить на следующие группы:
- пакеты компьютерной графики для полиграфии - позволяют дополнять текст иллюстрациями разного происхождения, создавать дизайн страниц и выводить полиграфическую продукцию на печать с высоким качеством;
- программы двумерной компьютерной живописи - графические редакторы;
- презентационные пакеты, используемые как средства создания разнообразных слайдов для сопровождения докладов, выступлений, рекламных акций;
- программы двумерной анимации, используемые для создания динамических изображений и спецэффектов в кино;
- программы для двумерного и трехмерного моделирования, применяемые для дизайнерских и инженерных разработок;
- пакеты трехмерной анимации, используемые для создания рекламных и музыкальных клипов и кинофильмов;
- комплексы для обработки видеоизображений, необходимые для наложения анимационных спецэффектов на видеозапись;
- программы для научной визуализации.
Графические редакторы (Painter, Corel Draw, FreeHand, Picture Man и др.) предназначены преимущественно для просмотра, создания и редактирования плоскостных (двумерных) статичных изображений.
Графические процессоры (Adobe Photoshop, Adobe Illustrator) предназначены не столько для создания, сколько для преобразования существующих изображений, полученных путем сканирования, цифровой фотографии и т.д. Они включают в себя в качестве инструментов для обработки изображений разнообразные эффекты.
Например, применяя в PhotoShop последовательно поворот изображения на 90о, эффект ветер, обратный поворот на 90о, эффект Дрожание, эффект Размытие, и смену палитры, можно из обычного текста получить изображение огненной надписи (рис. 18).

Рис. 18 Огненная надпись из обычного шрифта
Программы аниматоры (Animator Pro, PowerAnimator, Animation Works Interactive, Animo и др.) могут создавать и работать как с двумерными, так и с трехмерными изображениями. В отличие от традиционной анимации, где каждый кадр рисуется вручную, в компьютерной двумерной анимации значительную часть рутинной работы берет на себя программа.

Используя специальные инструменты пользовательского меню таких программ, можно задать движение по определенной траектории (автоматически будут созданы соответствующие промежуточные кадры) или плавно изменить палитру в течение нескольких кадров (например, постепенно затемнить изображение или убрать часть цветов).
Основные технологии создания анимационной графики.
Классическая анимация. Этот метод представляет собой поочередную смену рисунков, каждый из которых нарисован отдельно (принцип мультфильма).

Он очень трудоемок из-за необходимости создания каждого рисунка.
Спрайтовая анимация. Это анимация, чаще реализуемая при помощи языка программирования или специального инструментального средства.

В спрайтовой анимации отсутствует понятие кадра (принцип подвижных игр). Спрайт представляет собой растровое изображение небольшого размера, которое может перемещаться по экрану независимо от остального изображения.
Морфинг. Преобразование одного графического образа в другой на основе соответствия указанных характерных точек начального и конечного изображений.

Программа генерирует заданное число промежуточных кадров, которое обеспечивает плавный переход начального образа в конечный.
Анимация цветом. Положение объектов не изменяется, меняется лишь цвет, но можно создавать замечательные сцены восхода солнца, предгрозовой погоды и т.п.
Трехмерная графика и анимация (3D Studio, PowerAnimator, trueSpace, Prisms, Three-D, RenderMan, Crystal Topas и др.) по технологии напоминает кукольную: вы создаете каркасы объектов, накладываете на поверхность материалы (эффекты дерева, стекла, ткани и т.п.), компонуете все это в единую сцену, устанавливаете освещение и камеру, а затем задаете количество кадров в фильме и траектории движения объектов. Просмотреть происходящее можно с помощью камеры, которая тоже может двигаться.
Например, PowerAnimator использует как один из методов оживления движение по подобию. Записав на цифровую видеокамеру движения живого актера, можно заставить созданного в аниматоре персонажа повторять их в новых условиях.
Программы двумерного и трехмерного моделирования (AutoCAD, Sketch!, Ray Dream Designer, Crystal 3D Designer, AutoStudio и др.) применяются для дизайнерских и инженерных разработок инженерами-конструкторами, архитекторами, технологами и др.
Программы для научной визуализации (Surfer, Grapher, IRIS Explorer, PV-Wave, Khronos, Data Visualizer, MapViewer и др.) могут быть предназначены для различных целей - от решения проблем муниципального планирования до визуализации солнечных взрывов.
Наиболее часто они применяются для создания поверхностей, описываемых функциями типа z = f(x, y), для построения топографических карт и карт тех процессов, для создания моделей погодных условий и океана и т.п.
5.3 Программные средства работы со звуком
Музыкальные редакторы, синтезаторы звуков, в частности, синтезаторы речи, системы автоматического распознавания речи, звуковые редакторы, голосовые навигаторы, позволяющие реализовать речевой интерфейс пользователя, программы диктовки, позволяющие преобразовывать речь в письменный текст, программы для улучшения качества фонограмм и др.
С появлением в 1989 г. звуковых карт, перед пользователями открылись новые возможности. И дело даже не в том, что на порядок улучшилось качество звука. Появилась звуковая подсистема комплекс программно-аппаратных средств, предназначенный для:
- записи звуковых сигналов, поступающих от внешних источников, например, микрофона или магнитофона. В процессе записи входные аналоговые звуковые сигналы преобразуются в цифровые и далее могут быть сохранены на винчестере ПК;
- воспроизведения записанных ранее звуковых данных с помощью внешней акустической системы или головных телефонов (наушников), воспроизведения звуковых компакт-дисков;
- обработки звуковых сигналов: редактирования, объединения или разделения фрагментов сигнала, фильтрации, изменения его уровня и т.п.;
- генерирования с помощью синтезатора звучания музыкальных инструментов (мелодичных и ударных), а также человеческой речи и любых других звуков;
- микширования (смешивания) при записи или воспроизведении сигналов от нескольких источников;
- управления панорамой стереофонического звукового сигнала (кажущимся расположением источников звука) и уровнем сигнала в каждом канале при записи и воспроизведении;
- управления работой внешних электронных музыкальных инструментов через специальный интерфейс MIDI (Musical Instrument Device Interface);
- управление компьютером и ввод текста с помощью микрофона.
К программным средствам ввода и обработки звуковой информации относятся в основном музыкальные редакторы, синтезаторы звуков, в частности, синтезаторы речи, программы для распознавания речи, редакторы оцифровок реальных звуков (самплов), звуковые редакторы, генераторы стилей звучания музыкальных инструментов, программы для улучшения качества фонограмм и др.
Наиболее популярными программными средствами для синтеза, обработки и воспроизведения звука являются Adagio, TiMidity, Playmidi, Tracker, Gmod, MikMod, XAudio, S3mod, Nspmod, Yampmod и др.
Создание (синтез) звука в основном преследует две цели:
- имитация различных естественных звуков (шум ветра и дождя, звук шагов, пение птиц и т.п.), а также акустических музыкальных инструментов;
- получение принципиально новых звуков, не встречающихся в природе.
Обработка звука обычно направлена на получение новых звуков из уже существующих (например, голос робота), либо придание им дополнительных качеств или устранение существующих (например, добавление эффекта хора, удаление шума или щелчков).
Программы обработки цифрового звука (Cool Editor, Sound Forge, Samplitude, Software Audio Workshop) дают возможность прослушивать выбранные участки, делать вырезки и вставки, амплитудные и частотные преобразования, звуковые эффекты (эхо, реверберацию, флек®^, дистошн), наложение других оцифровок, изменение частоты оцифровки, генерировать различные виды шумов, синтезировать звук.
Какие основные методы используются для обработки звука?
Монтаж и редактирование. Состоит в вырезании из записи одних участков, вставке других, их замене, размножении и т.п.

Практически каждый музыкальный редактор имеет такие возможности редактирования.

Все современные звуко- и видеозаписи в той или иной мере подвергаются монтажу.
Амплитудные преобразования, например, усиление или ослабление звука.
Частотные (спектральные) преобразования, например, фильтрация - усиление или ослабление определенных полос частот.
Фазовые преобразования. Слуховой аппарат человека использует фазу для определения направления на источник звука.

Фазовые преобразования стереозвука позволяют получить эффекты вращающегося звука, движущегося источника звука и им подобные.
Временные преобразования. Заключаются в добавлении к основному сигналу его копий, сдвинутых во времени на различные величины.

При небольших сдвигах (порядка менее 20 мс) это дает эффект размножения источника звука (эффект хора), при больших - эффект эха.
Формантные преобразования оперируют с формантами - характерными полосами частот, встречающимися в звуках, произносимых человеком. Каждому звуку соответствует свое соотношение амплитуд и частот нескольких формант, которое определяет тембр и разборчивость голоса.

Изменяя параметры формант, можно подчеркивать или затушевывать отдельные звуки, менять одну гласную на другую, сдвигать регистр голоса и т.п.
Обработка речевой информации включает в себя синтез речи и автоматическое распознавание речи.
В настоящее время сфера применения синтезаторов речи непрерывно расширяется - используются различные автоматизированные информационно-справочные системы, системы автоматизированного контроля, способные голосом предупредить человека о состоянии контролируемого объекта, и другие системы.
Разработаны устройства, позволяющие преобразовать письменный текст в соответствующее ему фонемное представление, что позволяет воспроизводить в виде речи произвольный текст, хранящийся в памяти компьютера. Например, одной из услуг в сети Internet является озвучивание сообщения.

Вы отправляете на соответствующий сервер по электронной почте письменное сообщение с указанием телефонного номера, по которому это сообщение следует передать. В указанное время компьютерный секретарь дозвонится по данному телефону и с помощью синтезатора речи передаст сообщение в звуковой форме.
Немало усилий было положено на то, чтобы снабдить программы и операционные системы графическим интерфейсом пользователя. Сейчас развивается новое направление - речевой интерфейс пользователя.

Голосовые навигаторы (PilotVoice, Listen, Just Voice, Speech Recognizer, QwickSwitchBitWare, Voice Assist) управляют программами, в какой-то мере заменяя клавиатуру и мышь.
Растет популярность средств автоматического распознавания речи (Automated Speech Recognition, ASR). Системы ASR (программы диктовки DragonDictate, Office TalkKolvox Communication, Power Secretary, VoiceType Dictation) преобразуют речь в закодированный письменный текст.

Для этого производится спектральный анализ оцифрованной речи и определяются при помощи специальных математических методов минимальные звуковые единицы языка - фонемы.

6 ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Электронные таблицы, пакеты прикладных программ (111111) для статистической обработки данных, специализированные математические ПИП.
Электронные таблицы (SuperCalc, Excel, Lotus, Quattro Pro, SDSS Spreadsheet, VistaCalc, GS-Calc и др.) относятся к классу систем обработки числовой информации, называемых Spreadsheet. Буквальный перевод термина spreadsheet c английского языка означает расстеленный лист (бумаги).
Области применения электронных таблиц: бухгалтерский и банковский учет; планирование распределения ресурсов; проектно-сметные работы; инженерно-технические расчеты; статистическая обработка больших массивов информации; исследование динамических процессов.
Основные возможности электронных таблиц:
- решение расчетных задач, проведение вычислений по формулам, заданным пользователем;
- решение оптимизационных задач;
- анализ и моделирование на основе результатов вычислений;
- оформление таблиц, отчетов;
- построение диаграмм требуемого вида;
- создание и ведение баз данных с возможностью выбора записей по заданному критерию и сортировки по любому параметру;
- перенесение (вставка) в таблицу информации из документов, созданных в других программных средствах;
- печать итоговых документов;
- коллективное использование данных, хранящихся в таблицах, распространение и просмотр электронных таблиц всеми участниками рабочей группы.
Элементами таблицы являются столбцы, строки, ячейки, блоки ячеек (рис. 19).
Чаще всего строки пронумерованы (1, 2, 3, 4, ...), а столбцы поименованы латинскими буквами и комбинациями букв (А, В, С, ..., АА, АВ,..., IV).
Элемент, находящийся на пересечении столбца и строки, называется ячейкой (клеткой).
Прямоугольная область таблицы называется блоком (диапазоном, интервалом) ячеек. Блок задается адресами верхней левой и правой нижней ячеек блока, перечисленными чаще всего через двоеточие.
Модель ячейки в Excel.
Каждая ячейка таблицы имеет следующие характеристики (рис. 20):
- адрес;
- содержимое;
- изображение;
- формат;
- имя;
- примечание (комментарий).


Рис. 19 Фрагмент таблицы в Excel
Адрес ячейки - имя (номер) столбца и номер строки, на пересечении которых находится ячейка. Используется в формулах в виде относительной, абсолютной или смешанной ссылки, а также для быстрого перемещения по таблице.
Содержимым ячейки может быть:
- число (целое со знаком или без (-345), дробное с фиксированной точкой (253,62) или с плавающей точкой (2,5362е + 2));
- текст;
- формула.
Формула - всегда начинается со знака = и может содержать числовые константы, абсолютные или относительные ссылки на адреса ячеек, встроенные функции.
Аргументы функций всегда заключаются в круглые скобки. Стандартные функции можно как ввести с клавиатуры, так и воспользоваться меню ВСТАВКА / ФУНКЦИЯ или кнопкой fX .
Изображение - то, что пользователь видит на экране монитора.
Если содержимым ячейки является формула, то изображением будет вычисленное числовое значение.
Текст, помещенный в ячейку, может быть виден целиком, либо (если соседняя ячейка не пуста) будет видно столько символов, какова ширина ячейки.
Изображение числа зависит от выбранного формата. Одно и то же число в разных форматах (дата, процент, денежный и т.д.) будет иметь различное изображение.
Формат ячейки - определяется форматом чисел, шрифтом, цветом символов, видом рамки, цветом фона, выравниванием по границам ячейки, наличием защиты ячейки.
Имя - употребляется как замена абсолютного адреса ячейки для использования его в формулах.
Например, назначив ячейке С3 имя Произведение в ячейку D3 можно поместить формулу: = Произведение/3 (вместо формулы = С3/3). В этом случае при копировании формулы адрес ячейки меняться не будет.
Комментарий - сопроводительный текст к содержимому ячейки. Ввести примечание в ячейку можно с помощью меню ВСТАВКА / ПРИМЕЧАНИЕ.

Ячейка, имеющая примечание, отмечается в рабочем листе точкой в правом верхнем углу.
Преимущества использования ЭТ при решении задач.
1 Решение задач с помощью электронных таблиц освобождает от составления подробного алгоритма решения задачи и отладки соответствующей программы. Нужно только определенным образом записать в таблицу исходные данные и математические соотношения, входящие в модель решения задачи.
2 При использовании однотипных формул нет необходимости вводить их многократно, можно скопировать формулу в нужные ячейки. При этом произойдет автоматический пересчет адресов ячеек, встречающихся в формуле.

Если же необходимо, чтобы при копировании формулы ссылка на какую-то ячейку не изменилась, то существует возможность задания абсолютного (неизменяемого) адреса ячейки.
3 Изменение содержимого любой ячейки приводит к автоматическому пересчету значений всех ячеек таблицы, в которых есть ссылки на данную.
4 Исходные данные и результаты расчетов можно анализировать как в числовом виде, так и представить их с помощью деловой графики (гистограммы, секторные диаграммы, графики зависимостей и пр.). Причем, изменение данных, по которым строились графики, автоматически отразится в изменении графического образа.
Пакеты статистической обработки (Systat, Statistica, Stadia и др.) предназначены, как это ясно из названия, для проведения статистической обработки больших массивов данных.
Заметим, что многие электронные таблицы позволяют пользователю рассчитать не только простые статистические показатели, такие как максимальное, минимальное и среднее значение или сумму квадратов отклонения от среднего значения, но и произвести более сложные расчеты с использованием встроенных статистических функций: вычисление коэффициентов корреляции, характеризующих степень сходства результатов разных измерений, ранг числа в списке чисел, коэффициенты функций распределения данных и многое другое. Пакеты статистической обработки включают в себя реализацию более сложных статистических методов.

Например, они существенно облегчают проведение регрессионного (установление связи между переменными - результатами статистических измерений), кластерного (определение основных классов, составляющих изучаемый процесс или явление), факторного (выявление факторов, объясняющих результаты статистических измерений) и других видов анализа данных.
Как правило, пакеты статистической обработки имеют развитые средства графического представления исходных данных и результатов расчета. Причем, это не только двумерные диаграммы и графики, но и многомерные изображения.
Математические пакеты (Eureka, Mathcad, Mathcad Professional, Matlab, Maple, Mathematica и др.) позволяют решить практически любую математическую задачу и представить результаты расчетов в табличном или графическом виде. Причем, многие математические пакеты имеют развитые средства построения трехмерных поверхностей, задаваемых с помощью функций.
Например, если Вы хотите построить график архимедовой спирали, заданной в полярных координатах в пакете MathCadдостаточно щелкнуть в панели инструментов Графики по кнопке Полярные координаты.
В открывшемся окне ввести имя функции (в нашем случае r(p) = a-p, а = = 2), в правом верхнем углу окна ввести наибольшее значение аргумента (например, 2п) и щелкнуть по рабочему полю вне окна графиков. На экране появится нужный график (рис.

21).


7 СИСТЕМЫ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Искусственный интеллект (artificial intelligence) - воспроизведение интеллектуальных действий (процедур) компьютерными средствами.
Системы искусственного интеллекта - технические системы, воспроизводящие отдельные аспекты человеческого интеллекта, воплощенные в компьютерных программах посредством специальных логических систем.
Попытки формализовать мышление человека, построить адекватную модель рассуждений, выявить способы творческого разрешения проблемных ситуаций предпринимаются учеными с древних времен. Платон, Аристотель, Сенека, Р. Декарт, Г.В.

Лейбниц, Дж. Буль, Н. Лобачевский и многие другие исследователи стремились описать мышление как набор некоторых элементарных правил и операций, смоделировать интеллектуальную деятельность.
Искусственный интеллект как самостоятельное научное направление появился во второй половине ХХ в. Во многом это было связано с развитием кибернетики, которая изучает управление и связь в сложных системах, в том числе управление (а также самоуправление, самоорганизацию) такой системы как человек. Управление связано с принятием решений на основе анализа, сравнения, переработки информации, выдвижением предположений, доказательством правильности гипотез, т.е. с теми операциями, которые традиционно относятся к области интеллектуальной деятельности.
Исследования в области ИИ развиваются по двум основным направлениям. Это связано с тем, что ответить на вопрос, что такое интеллектуальная система, можно двояко.
С одной стороны, систему можно считать интеллектуальной, если процесс ее рассуждений, способы формирования разумного поведения подобны естественному мышлению. В этом случае искусственный интеллект создается на основе скрупулезного изучения и моделирования принципов и конкретных особенностей функционирования биологических объектов.
С другой стороны, систему можно считать интеллектуальной, если достигнутый ею результат подобен результату, который в тех же условиях получает человек, т.е. хорошо совпадает поведение искусственно созданных и естественных интеллектуальных систем. Что касается внутренних механизмов формирования поведения, то разработчик ИИ вовсе не должен копировать особенности живых аналогов.



Содержание раздела