смотреть тут         d9e5a92d

Водный кодекс РФ



Наличие наряду с Законом о конкуренции других федеральных законов, содержащих антимонопольные нормы, объясняется разнообразием и динамикой развития отношений, которые связаны с монополизацией российской экономики. Естественно, все они не могут быть уложены в рамки одного нормативного акта. Некоторые федеральные законы включают нормы, например, уточняющие конкретные составы правонарушений, механизм государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также содержат бланкетные нормы.

К примеру, согласно ст. 31 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 Об организации страхового дела в Российской Федерации1 (с изменениями от 31 декабря 1997 г., 20 ноября 1999 г.,

21 марта и 25 апреля 2002 г.) предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечивается Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России) в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 32 Закона РФ О банках и банковской деятельности в Российской Федерации кредитным организациям запрещается заключать соглашения и осуществлять согласованные действия, направленные на монополизацию рынка банковских услуг, а также на ограничение конкуренции в банковском деле.

Нормы конкурентного законодательства содержатся и в ряде других законов. Среди них Водный кодекс РФ (ст. 93); Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ О негосударственных пенсионных фондах1 (с изменениями и дополнениями от 12 февраля 2001 г., 21 марта 2002 г.) (ст. 35); Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 О недрах (в ред. от 3 марта 1995 г.2, с изменениями и дополнениями от 10 февраля 1999 г., 2 января 2000 г., 14 мая и 8 августа 2001 г., 29 мая 2002 г.) (ст. 17); Федеральный закон от 14 июля 1997 г. № 100-ФЗ О государственном регулировании агропромышленного производства3 (ст.

12); Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ О связи4 (с изменениями и дополнениями от 6 января и 17 июля 1999 г.) (ст. 20); Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 О товарных биржах и биржевой торговле (п. 2 ст. 4, п. 1 ст.

12, п. 1 и 3 ст. 33); Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ Об акционерных обществах5 (с изменениями и дополнениями от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г. и 21 марта 2002 г.) (п. 4 ст.

6, п. 3 ст. 93); Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ Об иностранных инвестициях в Российской Федерации6 (с изменениями и дополнениями от 21 марта 2002 г.) (ст. 18); Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ О животном мире7 (ст.

39); Закон РФ О защите прав потребителей (ст. 40 - 43); Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ О финансово-промышленных группах8 (п. 2 ст. 5, п. 2 ст.

6) и др.

Поскольку нормы конкурентного законодательства должны соответствовать положениям Закона о конкуренции, их применение и устранение возникающих противоречий требуется осуществлять через призму Закона о конкуренции.

Помимо законов правовое регулирование рассматриваемой сферы общественных отношений представлено большим количеством подзаконных нормативных актов, в частности указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Из наиболее важных следует назвать: Указы Президента РФ О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. № 4251 (с изменениями от 27 мая 1997 г.), Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации от 6 марта 1995 г. № 2452 (с изменениями от 16 ноября 1996 г.), а также постановления Правительства РФ О государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации от 9 марта 1994 г. № 1913 (с изменениями от 4 сентября 1995 г. и 15 мая 1998 г.), которым была утверждена Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры), О мероприятиях по решению задач государственной антимонопольной политики, демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Российской Федерации в 1998 - 2000 годах от 21 февраля 1998 г. № 2394 (с изменениями от 14 ноября 1998 г.).



Большую роль в системе антимонопольного регулирования играют акты МАП России (ранее - ГАК РФ). Они носят ведомственный характер и используются в работе самих антимонопольных органов. По своему юридическому значению различают следующие разновидности таких актов. Во-первых, это акты, издаваемые на основе бланкетных норм Закона о конкуренции; скажем, в соответствии с п. 3 ст.

27 Закона о конкуренции ГАК РФ приказом от 25 июля 1996 г. № 91 утвердил Правила рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства5 (с изменениями от 11 марта 1999 г. и 22 июня 2000 г.). Во-вторых, акты, имеющие рекомендательный характер и касающиеся различных вопросов применения антимонопольного

законодательства. В качестве примера здесь можно назвать упомянутые в 6.1 Методические рекомендации по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, утвержденные приказом ГАК РФ от 3 июня 1994 г. № 67, а также Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен, утвержденные приказом ГАК от 21 апреля 1994 г. № ВБ/20531. В-третьих, это акты, относящиеся к вопросам координации деятельности антимонопольных органов с другими государственными органами, например Совместное письмо ГАК РФ и МВД РФ О мерах по улучшению взаимодействия антимонопольных органов и органов внутренних дел в борьбе с нарушениями антимонопольного законодательства и законодательства о защите прав потребителей от 5 февраля 1996 г. № 1/1803.

И наконец, в-четвертых, это ведомственные нормативные акты, принимаемые в целях совершенствования практики применения антимонопольного законодательства. Так, для более эффективного применения норм статей 17 и 18 Закона о конкуренции МАП России разработал Положение о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона РСФСР О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках2, утвержденное приказом МАП РФ от 13 августа 1999 г. № 276 (с изменениями от 31 октября 2000 г.).

Отдельную область правового регулирования в сфере конкурентных отношений составляют нормы о естественных и государственных монополиях, которые, несмотря на то что направлены на ограничение и устранение конкуренции в определенных сферах предпринимательской деятельности в государственных и общественных интересах, также входят в состав законодательства о конкуренции. Здесь стержневым нормативным актом является Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ О естественных монополиях.
1
См., например: Тотьев К.Ю. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции): Учебник. - М.: Изд-во РДЛ, 2000.
1
СЗ РФ. - 1995. - № 25. - Ст. 2343.
1
Бюллетень международных договоров. - 1993. - № 10.
2
Бюллетень международных договоров. - 1994. - № 3.
1
Ведомости РСФСР. - 1993. - № 2. - Ст. 56.
1
СЗ РФ. - 1998. - № 19. - Ст. 2071.
2
СЗ РФ. - 1995. - № 10. - Ст. 823.
3
СЗ РФ. - 1997. - № 29. - Ст. 3501.
4
СЗ РФ. - 1995. - № 8. - Ст. 600.
5
СЗ РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 1.
6
СЗ РФ. - 1999. - № 28. - Ст. 3493.
7
СЗ РФ. - 1995. - № 17. - Ст. 1462.
8
СЗ РФ. - 1995. - № 49. - Ст. 4697.
1
СЗ РФ. - 1997. - № 18. - Ст. 2131.
2
СЗ РФ. - 1995. - № 11. - Ст. 968.
3
Российские вести. - 1994. - № 71.
4
СЗ РФ. - 1998. - № 9. - Ст. 1116.
5
Экспресс-закон. - 2000. - № 41.
1
Экономика и жизнь. - 1994. - № 23.
2
БНА. - 2000. - № 1.

Похожие публикации



Содержание раздела