d9e5a92d

Механизм воспроизводства АО и образования холдинга

Специализированная на выработке высококачественных видов бумаги французская фирма Аржомари-Приу занимает по продажам 5-7 место в стране, но по прибыльности вышла на 2-3 место. Фирма имеет 9 мелких бумажных фабрик, оснащенных узкосеточными машинами старых выпусков.

Однако своевременная модернизация агрегатов, а главное, их четкая специализация определили успех фирмы в конкурентной борьбе.
Австрийская фирма Фостерштайн имеет 2 небольшие фабрики с 5 бумагоделательными машинами мощностью около 22 тыс. т и, тем не менее, обеспечивает высокую прибыльность, сосредоточив усилия на выпуске сигаретной, мундштучной фильтровальной, копировальной и тонкой типографской бумаги.
Финскую специализированную фирму Серлакиус следует отнести скорее к средним фирмам. Общий объем товарной продукции ее трех фабрик превышает 300 тыс. т. Однако неизменную повышенную прибыльность ей обеспечивают такие специфические малотоннажные виды, как банкнотная, вексельная, документная, электроизоляционная бумаги.
Электрический конденсатор изготавливает большинство развитых стран мира и в нем используются только два листочка особой бумаги, которую производят только Японские фирмы. Высококачественные лесобумажные товары в этой стране вырабатываются не только на мелких, но и на крупных предприятиях, таких как фирмы Одзи, Джудже и других.
Для специализации национальных лесных комплексов характерно стремление использовать особенности сырьевой базы. Например, специализация целлюлозно-бумажных комбинатов Норвегии на выпуск газетной и журнальной бумаги обусловлена наличием в этой стране елового сырья, которое наиболее эффективно используется для производства древесной массы.

В условиях специализации оказалось выгодным прибегнуть к импорту тех видов целлюлозно-бумажных изделий, которые не производятся в Норвегии.
Для Швеции характерно стремление занять рынок дорогих пиломатериалов столярного качества, высококачественной бумаги и картона.
Наличие значительных ресурсов крупномерной высококачественной древесины хвойных и твердолиственных пород обеспечивает доминирующее положение США на мировых рынках клееной фанеры и шпона.
К основным показателям уровня международной специализации относятся:
1) коэффициент отраслевой экспортной специализации (КОЭС)-,
2) экспортная квота в производстве отрасли.
С помощью КОЭС можно в первом приближении определить круг товаров и, соответственно, отраслей, которые являются меж-дународно-специализируемыми для данной страны. Чем выше (более 1) соотношение в пользу национальной структуры экспорта по определенному товару, тем более явной является международная специализация соответствующей отрасли, и наоборот.

Экспортная квота свидетельствует о том, в какой степени национальная экономика ориентирована на внешние рынки. Увеличение экспортной квоты в производстве свидетельствует об интенсификации международных связей экономики страны в направлении к иностранным потребителям и о повышении конкурентоспособности товаров и услуг.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятия международной специализации производства.
2. Каковы основные виды международной специализации производства?
3. Назовите основные показатели международной специализации производства и поясните их практическое значение.
5. Международное производственное кооперирование
Следует различать понятие кооперация и кооперирование. В своем историческом развитии кооперация как форма совместной деятельности людей имела несколько видов. Так, совместный труд людей, выполняющих однородную работу, называется простой кооперацией. Сложная кооперация предполагает разделение труда между работниками.

С точки зрения собственности на средства производства, все виды кооперации представляют собою единое хозяйствующее предприятие, собственниками которого являются: отдельное лицо, коллектив работников или группа акционеров.
В отличие от кооперации, кооперирование представляет собой производственные связи между разными предприятиями, участвующими в производстве определенного товара, но при этом сохраняющими свою хозяйственную самостоятельность. В кооперировании необходимо различать две характерные черты: кооперан-ты специализируются или разграничивают между собою производственные обязанности по совместному выпуску согласованной продукции, обмен между участниками совместно производимой частичной продукции.

Таким образом, кооперирование обладает двумя характерными чертами международного разделения труда и, следовательно, является одной из его форм.
Промышленное кооперирование это более узкое понятие по сравнению с производственным кооперированием, оно представляет лишь его частное проявление. В первом случае речь идет о кооперировании только в сфере промышленности, во втором как в промышленности, так и в других отраслях производства и в сфере услуг.
Наиболее важная характерная особенность международного производственного кооперирования (МПК) заключается в том, что производственные связи в данном случае устанавливаются между разными собственниками. Для кооперирования характерно более интенсивное сотрудничество, чем для торговли.

Действия сторон носят взаимозависимый характер, они осуществляют совместную деятельность, направленную на достижение определенной хозяйственной цели производство нового готового продукта, нового оборудования, строительство предприятия в стране партнера или в третьей стране.
Объективной основой международного производственного кооперирования является растущий уровень развития производительных сил, а, следовательно, степень их расчленения на отрасли, подотрасли. В результате НТР была создана материальная база для широкого развития МПК.

Включение в процессы МПК науки позволяло реализовать принципиально новые задачи.
МПК не только способствует повышению производительности труда, снижению капиталоемкости изготовления новых товаров, но и помогает реализовать крупные экономические задачи, которые чрезвычайно трудно или невозможно решить без объединенных усилий предприятий нескольких стран.
Основные признаки МПК следующие:
- предварительное согласование сторонами в договорном порядке условий совместной деятельности;
- координация хозяйственной деятельности предприятий-партнеров из разных стран в определенной взаимосогласованной сфере этой деятельности в качестве главного метода сотрудничества;
- наличие в качестве непосредственных субъектов производственного кооперирования промышленных предприятий из разных стран;
- закрепление в договорном порядке в качестве главных объектов производственного кооперирования готовых изделий, узлов, агрегатов и других частичных продуктов и соответствующей технологии;
- распределение между партнерами заданий в рамках согласованной программы, закрепление за ними производственной специализации;
- непосредственная связь осуществляемых партнерами взаимных или односторонних поставок товаров с реализацией производственных программ в рамках кооперирования, а не как следствие выполнения обычных договоров купли-продажи.
МПК в промышленности по мере развития получило название промышленное сотрудничество. Это понятие шире по своему охвату, чем промышленное кооперирование.

Оно включает многообразные формы деятельности в области науки, техники, торговли, технического обслуживания.
Кооперирование классифицируется по числу субъектов (двустороннее, многостороннее), по числу объектов (однопредметное, многопредметное), по отраслевой структуре (внутриотраслевое, межотраслевое), по родам деятельности (между промышленностью и сельским хозяйством, между промышленностью и строительством и пр.), по территориальному охвату (региональное, межрегиональное, межконтинентальное).
Основными методами международного кооперирования являются:
- договорной подряд по выпуску продукции или проектированию и изготовлению деталей, узлов, аппаратов и другого оборудования;
- осуществление совместных программ по взаимной частичной специализации собственного конечного продукта или создания единого продукта, начиная со стадии его проектирования и кончая сбытом и техобслуживанием;
- сотрудничество предприятий разных стран по совместному сооружению хозяйственных объектов;
- создание совместных предприятий.
Сущность подрядного кооперирования состоит в том, что одна из сторон соглашения заказчик поручает другой исполнителю выполнение определенной работы в соответствии с заранее обусловленными требованиями к ее выполнению относительно сроков, объемов, качества исполнения и других условий.
Договорная специализация направлена на исключение дублирования производства между договаривающимися сторонами, а, следовательно, и прямой конкуренции между ними.
Установление кооперированных связей по совместному сооружению хозяйственных объектов предполагают осуществление фирмами совместной работы. Основным преимуществом этого метода является взаимная дополняемость финансовых, производственных и других ресурсов партнеров, что позволяет обеспечитьнаивысшую эффективность их использования.
Создание совместных СП представляет собой одну из форм интегрированного кооперирования, особенности которой требуют более детального рассмотрения в связи с ростом заинтересованности в ее развитии со стороны российских предприятий и организаций.
Контрольные вопросы
1. В чем разница между кооперацией и кооперированием ?
2. Назовите характерные черты кооперирования.
3. Опишите особенности международного производственного кооперирования.
4. Перечислите основные признаки международного производственного кооперирования.
5. Расскажите кратко об основных методах международного производственного кооперирования.
6. Организационно-правовые формы предприятий в
рыночной ЭКОНОМИКЕ
Рынок в современном его понимании это то или иное сочетание монопольно-регулирующих и конкурентных сил: в зависимости от степени их соотношения формируются различные типы рынков, отличающиеся в большей или меньшей мере, и присущими им механизмами.
При этом, монопольно-регулирующие силы возникают на базе концентрации значительной или преобладающей части производства и капитала отрасли у ограниченного числа крупных компаний. В число последних включаются фирмы, которые хотя абсолютно могут быть и не очень велики, но тем не менее играют в рамках специализированных производств или локальнотерриториальных рынков роль ведущих производителей.


Такая организация (известна как олигополия) характерна для преобладающего большинства отраслей капиталистической экономики. Она подчас укреплена государством, законодательно дающим власть над рынком отраслевым союзам предпринимателей.

Достаточно привести пример Японии, практикующей прямое взаимодействие отраслевых ассоциаций предпринимателей с административно-государственными структурами (министерствами и ведомствами).

Механизм воспроизводства АО и образования холдинга.

Большая часть предприятий (независимо от их размеров) в рыночной экономике представлена акционерными обществами (АО).
В основе предпринимательской деятельности лежат цели функционирования денежного (финансового) капитала, который должен приносить акционерам процент прибыли или дивиденды на вложенные средства. Акционер - не промышленный предприниматель. Прежде всего он является предпринимателем денежным, несущим ответственность только за вложенную сумму. В любое время он может извлечь обратно свой капитал, продав акции, продав свои притязания на прибыль.

Эта возможность продажи акций создается особым рынком, фондовой биржей. Только развитие этого рынка и дает характер чисто денежного (финансового) капитала акционерному капиталу, который можно реализовать в любое время.
Продажи и покупка ценных бумаг имеет свои преимущества.
Во-первых, продажи акций позволяет предприятию привлечь необходимый для начала или развития деятельности капитал. Во многом этот способ выгоднее, чем получение банковского кредита, который ограничен по размеру, предполагает выплату в жестко фиксированный срок, достаточно высокие проценты вне зависимости от размера полученной прибыли.

Продажа ценных бумаг позволяет привлечь за короткий срок денежные средства, значительно превышающие те, которые можно получить в качестве банковского кредита.
Дивиденды по акциям выплачиваются в зависимости от полученной прибыли, а сами вложенные в акции средства продолжают оставаться в распоряжении предприятий, даже если владельцы бумаг продают их.
Во-вторых, продажа ценных бумаг дает возможность управления производством, выходящим за пределы данного предприятия. В частности, продажа акций поставщикам сделает для них вдвойне невыгодным срыв поставок.
В-третьих, продажа ценных бумаг (ЦБ) дает возможность обеспечить материальную заинтересованность не только предприятий, но и отдельных лиц. Поэтому конкретное лицо (особенно из числа государственных служащих), приобретя законным путем эти ЦБ, будет лично заинтересованно не чинить препятствия предпринимателю, а содействовать его эффективной работе.
В-четвертых, приобретение акций предприятия, уже производящего готовую продукцию нового производства, подготовки персонала и др.
В-пятых, приобретение акций и ЦБ позволяет предприятию участвовать одновременно в нескольких высокоприбыльных производствах. При этом, если инвестиции в ЦБ осуществлены удачно, то прибыль носит двойной эффект:
- за счет дивидендов (процентов);
- за счет повышения стоимости самих акций.
Акционерное общество конституируется взносами капитала, мера участия каждого акционера в учреждении определяется величиной внесенного им капитала; поэтому право голоса и вообще размеры влияния, естественно, определяются размером взноса, следовательно, власть распоряжаться всем предприятием концентрируется в руках владельцев большей доли акционерного капитала. Значит, чтобы распоряжаться АО не требуется владеть всем капиталом как для распоряжения частным предприятием.
Капиталу крупного акционера принадлежит распоряжение над капиталом и других акционеров, что в свою очередь, опять притягивает чужой капитал, - ссудный капитал, требующийся для предприятия.
Еще большую силу приобретает крупный капитал, подчиняющий себе систему зависящих друг от друга акционерных обществ, с одной стороны, с возрастающей концентрацией собственности - с другой, увеличивается число тех крупных акционеров, которые вложили свой капитал в различные АО.
Обладание большим количеством акций дает возможность получить представительство в управлении обществом. Как член наблюдательного совета, крупный акционер получает:
1. в форме тантьем известную долю прибыли (она может составлять 1/10 номинального капитала общества и выше);
2. возможность оказывать влияние на управление предприятием, или же использовать свое знакомство с положением дел в предприятии для различных коммерческих операций.
Возникает круг лиц, которые опираясь на силу своего собственного капитала или являясь представителем концентрированной силы чужого капитала (директора банка), занимают места членов наблюдательного совета в большом количестве акционерных обществ.
Чтобы осуществить концентрацию капиталов в одном предприятии, акционерное общество собирает свой капитал отдельными долями, которые, взятые отдельно, могут быть слишком мелки для того, чтобы функционировать в качестве промышленного капитала. На заре возникновения акционерных обществ это собирание совершалось посредством прямого обращения к отдельным капиталам.

Но в ходе развития отдельные капиталы прошли процесс собирания и оказались сконцентрированы в банках. Обращение к рынку ссудных капиталов осуществляется с тех пор при посредстве банков.
Для акционеров общества возможная задолженность банку много шире, чем для частного предприятия. У АО имеется возможность покрывать долги не только из текущих доходов, но и также и посредством капитала, посредством выпуска акций или облигаций, эмиссия которых оставляет банку еще и учредительскую прибыль.

Поэтому банк может представить акционерному обществу сравнительно крупный кредит не только для обслуживания платежных операций (оборотный кредит), но и кредит для восполнения недостающего производственного капитала (капитальный кредит).
Помимо этого банк может вложить часть денежного капитала в акции данного акционерного общества на более или менее продолжительное время. Возникает длительная заинтересованность банка в акционерном обществе: с одной стороны, банк должен контролировать АО, чтобы получить гарантию правильного использования кредита, с другой стороны, банк подчиняет себе АО, чтобы обеспечить для себя прибыльные финансовые операции.
Из длительной заинтересованности банков возникает стремление подчинить соответствующие АО своему постоянному контролю, что лучше всего достигается посредством представительства в советах банков. Это же представительство дает одновременную гарантию, что все остальные финансовые сделки, связанные с эмиссионными операциями, останутся за банком. С другой стороны, чтобы разделить риск и расширить сферу своих операций, банк стремится работать с возможно большим количеством обществ и в то же время получить представительство в их наблюдательных советах (комитетах). Обладание акциями даёт ему возможность провести своих представителей и в такие общества, которые первоначально оказывали сопротивление.

Так возникает тенденция к совместительству должностей в наблюдательных советах.
Представители промышленности, в свою очередь, входят в наблюдательные советы и в правления банков. Возникает персональная уния, которая может реализоваться и реализуется на практике в виде холдинг-компании.
Холдинги занимают господствующее положение в экономике ведущих стран Запада, на их долю приходится финансовый контроль над большей частью предприятий, производящих товары и услуги в обществе. Вместе с тем, удельный вес предприятий не корпоративного сектора в общей численности компаний превосходит долю холдингов.

Таким образом, сложился многоэтажный тип экономики, верхушку которого формируют мощные транснациональные корпорации-холдинги (ТНК), среднюю часть - холдинги национального масштаба, а фундамент составляют партнерства, индивидуальный бизнес, кооперативы. Сочетание различных форм собственности придает необходимую гибкость экономике, способствует формированию более гармоничной структуры, сочетающей в себе преимущества крупных и малых хозяйственных форм.
Холдинг - есть взаимное держание, владение, переплетение акций различных акционерных обществ.
При этом холдинг-компания - это особый тип финансовой компании, которая является держателем (владельцем) контрольных пакетов акций, входящих в холдинг предприятий. Последние являются дочерними компаниями по отношению к обществу-матери.

Холдинг-компания, не вмешиваясь в оперативное управление своих дочерних предприятий, разрабатывает и координирует единую структурно-технологическую, производственную, финансовую, коммерческую и инвестиционную политику холдинговой системы.
По организационным признакам холдинг - это ассоциация хозяйствующих субъектов, объединяющихся для достижения общих целей и выступающих от одного имени. Это иерархически организованная система относительно замкнутого типа. Является самостоятельным экономико-правовым субъектом.

Объединяет интересы своих членов в рамках корпоративного интереса.
По форме собственности холдинг - акционерная форма собственности. Предполагает коллективное владение капиталом и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона управляющих (менеджеров), работающих по найму.

В акционерных обществах капитал распылен среди миллионов владельцев акций, не занятых непосредственно в производственной деятельности и в этом его общественная сущность.
Холдинги бывают как государственные, так и частные. В государственных холдингах, получивших распространение, главным образом, в Западной Европе, контрольный пакет акций принадлежит государству.
Прибыли холдингов облагаются налогом на прибыль, который, как правило, отличается от подоходного налога как по величине ставок, так и по набору льгот и вычетов из налоговой базы (дохода, подлежащего налогообложению). Вместе с тем в последние годы наблюдается тенденция к унификации этих двух видов налогов.

Практически половина всех вновь созданных холдингов перестает существовать в течение первых пяти лет деятельности, что обусловлено действием рыночных, конкурентных факторов, слияний и поглощений компаний и, как правило, не отражается на уровне производства в целом.
Холдинги как форма собственности представляют эффективный инструмент внутриотраслевого и межотраслевого перелива капитала. И в этом смысле холдинги есть утверждение межотраслевого начала в базисной ячейке современного производства.

Сегодня именно холдинг, а не отдельное предприятие представляет низшую экономическую ячейку современного производства, ибо он объединяет на началах планомерности и минимизации общественно - необходимых затрат предприятий разных отраслей, не обязательно связанных в технологические цепи.
Такое межотраслевое объединение, куда включают и науку не на отраслевой - инженерной, а на универсальной, даже университетской основе (современная форма холдинга - научный, технологический парк, технополис - обычно формируется на базе университета для быстрой и эффективной передачи знаний и НИОКР в сферу их промышленного и коммерческого освоения), что позволяет осуществлять переливы ресурсов от одной отрасли к другой в рамках одной фирмы. И если внутри холдинга господствует жесткая, даже жестокая плановая дисциплина, то во вне такое объединение способствует оживлению конкуренции между своими многочисленными поставщиками и расцвету товарноденежных отношений в целом.
Особенность холдинга в том, что он является обществом с ограниченной ответственностью, т.е. в случае банкротства и неплатежеспособности отвечает по своим обязательствам только имуществом холдинга, а не имуществом своих владельцев или акционеров. В подавляющем большинстве холдинги являются обществом с акционерным капиталом, что позволяет им быстро мобилизовать финансовые ресурсы путем продажи акций.

В последние годы значительно активизировался процесс покупки акций персоналом компаний, входящих в холдинг.
Преимущества холдинга с точки зрения конкурентоспособности:
- экономия на масштабе, благодаря расширению объемов производства товаров и услуг на одних и тех же производственных мощностях;
- экономия на разнообразии в результате производства широкого ассортимента товаров из одного сырья;
- экономия на трансакционных издержках, связанная с передачей товаров и услуг от одной производственной единицы к другой без передачи прав собственности;
- экономия от маневренности капитала и возможности его оперативного перелива как внутри, так и вне национальных границ;
- большие вложения в НИОКР, маркетинговые исследованият.д.
В целом холдинги - основа экономики как в национальных, так и в интернациональных масштабах. Как свидетельствует мировая практика, холдинги функционируют, как правило, в форме концерна.
Концерн - группа предприятий (дочерних фирм) вокруг одного предприятия (материнской компании), которая держит контрольные пакеты акций этих предприятий. В рамках концерна все связаны системой участия, договорами об общности интересов, личной унией и в ряде случаев, тесной производственной корпорацией.
Головным предприятием концерна может быть компания, обладающая практически любым статусом: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, холдинговая компания и т.д.
Основные цели образования концерна:
- выравнивание определенных отраслевых колебаний и рисков;
- обеспечение возможности свободного перелива капитала из менее перспективных отраслей в отрасли, обеспечивающие большую прибыль;
- осуществление капитальных вложений при наличии крупных ликвидных средств;
- создание устойчивой экономической империи.
Признаки концернов:
- по форме собственности: семейные, акционерные, государственные;
- по характеру и масштабам деятельности: национальные и транснациональные;
- по основной сфере деятельности: промышленные, банковские, страховые, торговые, транспортные, издательские т.д.;



Содержание раздела