d9e5a92d

Кожухов Н. - Основы внешней экономической деятельности

Предметом курса Основы внешнеэкономической деятельности предприятия является: изучение основных экономических законов, определяющих развитие рыночной экономики, системы мирохозяйственных связей и экономических отношений, существующих в мировой торговле товарами, технологий, услуг, научно-технических идей и лицензий.
К задачам курса относится изучение:
- тенденций современного мирового рынка и его структурных сдвигов;
- основных тенденций международного разделения труда;
- особенностей организации совместных предприятий (с иностранным капиталом);
- процессов регулирования хозяйственных процессов на общемировом уровне;
- закономерностей формирования цен на мировом рынке;
- тенденций развития мировой валютной системы и др.
Российский путь социально-экономических преобразований оказался крайне сложным и противоречивым. Действующая хозяйственная система уже перестала быть командно-административной, но квалифицировать ее как рыночную преждевременно. Политика невмешательства государства, являющаяся важной составной частью шоковой терапии не оправдала себя.

Опыт развитых стран мира подтверждает необходимость центральной координирующей роли государства в создании государственных и частных организаций и институтов, обеспечивающих функционирование рыночной экономики. Предприятия могут эффективно функционировать только в условиях развитой правовой и экономической инфраструктуры рынка.
Рынок - это совокупность экономических отношений, которые складываются в сфере реализации товаров и услуг. На рынке происходит формирование и движение спроса и предложения на товары. Предложение проявляется в их количестве, которое непосредственно предназначено для продажи. Спрос выражает необходимость и готовность приобретения товаров покупателями в пределах денежных средств, которыми они располагают. Взаимодействие предложения и спроса влияет на динамику уровня и соотношения цен на различные товары и услуги.

Выступая категорией товарно-денежных отношений, рынок присущ тем общественно-экономическим формациям, где имеют место товарно-денежные отношения.
Рассмотрим кратко основные экономические законы, которые действуют в современных рыночных отношениях.

1. Закон стоимости.

Обусловливает производство и обмен товаров в соответствии с их общественно необходимыми затратами труда. Он проявляется как закон цен.

Отклонения цен товаров от их стоимости проявляются в виде колебания рыночных цен, происходящих под влиянием меняющихся соотношений между спросом и предложением. Цены товаров колеблются вокруг их стоимости.

На основе колебаний цен происходит распределение рабочей силы и средств производства между различными отраслями материального производства и сферы услуг, в результате чего достигается определенная пропорциональность между всеми частями народного хозяйства страны.
Однако в современных условиях наметилась тенденция к увеличению числа уникальных, невоспроизводимых другими производителями благ и услуг, применительно к которым трудовая стоимость утрачивает свое реальное значение.
2. Социально-экономический закон непрерывного интенсивного обновления производимых и предлагаемых материальных благ и услуг.
Этот закон выражает главные движущиеся силы и стимулы динамичного развития и обновления самого производства, его материальной базы, технологии и организации. Он объясняет большое разнообразие товаров, предлагаемых рынком индивидуальному потребителю, их высокое качество и быстрое обновление ассортимента.

3. Закон денежного обращения.

Определяет количество денег, необходимых для обращения. Сумма оборачивающихся денег при этом зависит от:
- массы оборачивающихся товаров;
- уровня цен товаров;
- скорости обращения денег.

4. Закон народонаселения.

Сущность его заключается в резервной рабочей армии труда. Процесс рыночных отношений неизбежно превращает часть работоспособного населения в относительно избыточное, не могущее найти применения рабочей силе.

5. Закон неуклонного роста производительности труда или экономии времени.

Известен и при централизованно планируемой экономике.

6. Закон перемены труда.

Закон перемены труда объективная необходимость развития функций работника в соответствия с общественными потребностями посредством перемены трудовых функций. Предпосылки перемены труда связаны с развитием производства на базе НТР.
1. Характерные черты мировой экономики ххі века
Текущие тенденции развития мировой экономики дают все основания полагать, что в будущем рыночная основа мирового хозяйства еще более укрепится и расширится. В то же время под влиянием изменений в технологическом и информационном обеспечении, развития природосберегающих и энергосберегающих производств, роста затрат на сохранение окружающей среды, перераспределения конкретных позиций фирм, стран и регионов произойдет изменение структуры мирового рынка и мирового хозяйства.

Конкурентоспособность на нынешнем этапе становится вопросом выживания фирм. Ценовая конкуренция, т.е. конкуренция в области организации и технологии, издержек производства одинаковой продукции все в большей степени трансформируется в конкуренцию между разными продуктами, качество и привлекательность которых определяются заложенным в них интеллектуальным потенциалом.
Усиление роли знаний и человеческого капитала в экономическом развитии обусловливает глубокие сдвиги в структуре производства. Мировое разделение труда в области материального производства все больше основывается не на торговле готовой продукцией, а на движении капитала и капиталовложений между ведущими промышленно развитыми странами.
Одной из важнейших черт экономики будущего интернационализация или глобализация мирового производства и мирового рынка. Рыночный механизм этого глобального хозяйства и его новые институты все в большей мере начинают регулировать правила игры в мировом масштабе, выдвигая новые проблемы в экономическом развитии все большего числа стран.

Отсюда и растущая роль международных организаций (ГАТТа, преобразованного во Всемирную торговую организацию, МВФ, Международного банка развития и реконструкции, ЕЭС, Азиатско-Тихоокеанского совета и других).
Конкуренция между странами и фирмами все в большей мере будет трансформирована в конкуренцию между наднациональными торгово-экономическими и интеграционными союзами.
Начался переход от разрозненных фирм и даже транснациональных корпораций к единой сети крупных и мелких фирм, соединенных электронной сетью, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологии, контроля, качества продукции, планирования инвестиций, организации поставок товаров и оказания услуг по принципу точно в срок.
В конце нынешнего века происходит прорыв значительной группы развивающихся стран в центральное ядро мирового хозяйства. Он обеспечивается усилиями не только самих этих развивающихся стран, но и международного транснационального капитала, который начинает оказывать активное влияние на темпы роста этой части мирового сообщества.
За последние 20 лет возникла фактически новая мировая кредитно-финансовая система со своими центрами международного капитала, с новой системой расчетов, когда на компьютерах ежедневно осуществляются международные расчеты на гигантские денежные суммы. Поэтому, несмотря на постоянное снижение доли материального производства в общем объеме ВВП, роль транснациональных компаний продолжает возрастать.

Важнейшее значение при этом имеет формирование транснационального научно-технического потенциала, включение в который во многом будет определять благополучие той или иной страны.
2. ОСНОВЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ И ПОВЫШЕНИЕ ИХ РОЛИ
2.1 Общие положения.
Внешняя торговля включает в себя все виды хозяйственноэкономической деятельности, осуществляемой с зарубежными странами на основе экономических связей. Особенно выделяются здесь транспортировка товара и предоставление различных услуг для зарубежных партнеров.
Маркетинг экспорта охватывает все виды деятельности, которые служат для проведения внешней торговли.
Основными формами внешней торговли являются:
1. экспорт - предоставление зарубежным странам услуг экономического направления;
2. импорт - использование услуг со стороны зарубежного партнера;
3. транзитная торговля - выполнение экономических услуг, причем транзитная фирма/коммерсант не находится ни в одной из двух стран (экспорта/импорта)
Пересечение национальных границ является основной характеристикой всех форм внешней торговли.
2.2. Основные и специальные формы внешней торговли.

Прямой экспорт.

Прямой экспорт осуществляется непосредственно между Изготовителем и Получателем.
При непрямом экспорте речь может идти о нескольких промежуточных коммерсантах/сторонах.
Прямой экспорт требует владения рынком на основе соответствующих маркетинговых исследований.
Особенно важны такие факторы, как вероисповедание, образ мышления/менталитет населения, структура страны, вкусы, традиции и обычаи, покупатели и покупательная способность.
Кроме того, предприятие самостоятельно определяет свою продукцию и свой имидж за границей. Все это происходит с помощью инструментов маркетинга.
Прямой экспорт распространен прежде всего на европейском рынке/торговле на основные средства производства (оборудование).
Преимущества прямого экспорта:
- непосредственная связь с клиентом;
- потенциальные шансы развития;
- быстрая реакция на изменение рынка.
Недостатки прямого экспорта:
- долгий путь сбыта увеличивает расходы;
- требуется собственный экспортный отдел;
- если сервисное обслуживание проходит в стране Поставщика, то возникают расходы для населения, за товарный склад или тому подобное.

Непрямой экспорт.

При непрямом экспорте изготовитель продает свой товар зарубежному партнеру. Все дальнейшие действия, связанные с экспортом, и все расходы, связанные с рисками по данному экспорту, берет на себя зарубежный партнер.
Непрямой экспорт предпочтителен, если речь идет о нерегулярных или незначительных объемах, или же если экспортируется продукция серийного производства.
Преимущества непрямого экспорта.
- возможность выхода на зарубежные рынки благодаря незначительным издержкам;
- незначительные риски;
- возможность специализации продукции.
Недостатки непрямого экспорта.
- незначительная прибыль изготовителя;


- замедленная реакция на изменения рынка;
- зависимость от зарубежного партнера.

Прямой импорт.

Прямой импорт распространен прежде всего в тех сферах, где идет речь о производстве/поставках деталей и сырья.
Закупки и продажи сырья носят чаще всего спекулятивный характер. Это, так называемые, срочные сделки на поставку товара. Потери от таких сделок являются, в соответствии с решением суда, задолженностями, возникшими от разницы курса.

А они не могут быть востребованы по правовым оговоркам. Кроме того, есть риск в соблюдении сроков поставки зарубежным экспортером.
Преимущества прямого импорта.
- долгосрочные контакты дают возможность обеспечить непрерывную поставку материалов;
- непосредственный контракт с поставщиком гарантирует цены;
- собственный контроль за рынком обеспечивает его обозримость.
Недостатки прямого импорта.
В этом случает импорт осуществляется через какое-либо предприятие внешней торговли. Разумнее использовать непрямой импорт, если речь идет о незначительных объемах, если потребность в импорте есть лишь на какой-либо момент или же требуется закупить разнообразный товар на нескольких рынках.

Путь через торговое предприятие будет в данном случае более выгоден в вопросе расходов и скорости поставки.
Преимущества непрямого импорта.
- более выгодная по цене закупка через оптового продавца, даже если это небольшие объемы;
- возможность прямой проверки импортируемого товара у оптового продавца;
- большое разнообразие предложений.
Недостатки непрямого импорта.
- зависимость от торгового предприятия;
- собственная незначительная обозримость рынка.

Транзитная торговля.

При данном виде торговли с пересечением границ, так называемый, транзитный коммерсант организует и координирует поставки товара между экспортером и импортером. Если транзитный коммерсант находится внутри страны импортера, то речь идет об активной транзитной торговле, а если за границей, то это пассивная торговля.
Данный вид торговли становится более значительным для восточно-европейских стран (так называемые бартерные сделки). Транзитная торговля играет роль и при экспорте с развивающимися странами.
Транзитная торговля распространяется также на серийную и массовую продукцию, если они могут быть получены при оптовой закупке. Этот вид торговли используется часто также и внешнеторговыми предприятиями и показывает, как правило, значительную разницу между доходами и расходами.
2.3 Агенты и маклеры.

Представители внешней торговли.

Таковым являются юридически самостоятельный представитель, действующий за границей от чужого имени и за чужой счет. Его сфера деятельности охватывает как установление контактов, так и монопольное представительство.
Внешнеторговый представитель заключает, в зависимости от функций, торговые сделки, осуществляет обслуживание клиентов, организует складирование товаров, предназначенных для вывоза, представляет информацию по рынку.
CIF-Агент.
Представляет собой особую форму внешнеторгового представителя и работает зачастую на нескольких заказчиков.
Торговый маклер.
Является специалистом по заключению и посредничеству при осуществлении внешнеторговых сделок, при этом он специализируется только на группе определенных товаров или в определенной области.
Комиссионер, торговый агент.
Берет на себя и выполняет для импортеров, но от собственного имени, закупку товара и за их счет закупку товара за границей. Он работает в той стране, где товар предлагается множеством мелких поставщиков.
Для комиссионера по закупкам действуют, как правило, ценовые пределы, согласованные в контракте, которые не должны превышаться.
2.4. Юридические типовые условия.
Юридические типовые условия в международной практике многочисленны и разнообразны. Поэтому рекомендуется прибегать к услугам эксперта по международному юридическому праву при установлении сделок с зарубежными партнерами.
В связи с тем, что часто встречаются расхождения в юридических предписаниях, при заключении сделок следует обратить внимание на то, чтобы эти контракты не нарушали общественные правовые правила (order public).
В любом случае, контракт при внешнеторговой сделке должен содержать следующую информацию:
1. Условия поставки:
- объем поставки;
- вид отправки;
- качество;
- упаковка;
- срок поставки.
2. Условия оплаты:
- установление цены;
- вид поставки.
3. Место исполнения обязательств;
4. Подсудность;
5. Арбитраж;
6. Прочие условия:
- оговорка перехода права собственности на товар;
- гарантии;
- обстоятельства непреодолимой силы;
- срок действия предложения;
Для составления контрактов используются международные правила торговли INCOTERMS (International Commercial Terms).
2.5. Повышение роли внешнеэкономических связей (ВЭС).
В условиях перехода к рыночным отношениям возросло значение внешнего рынка для экономики России. Возможность включиться в процесс развития международного разделения труда превращается сейчас в один из важнейших факторов повышения эффективности производства.
Участие в международном разделении труда и развитие внешнеэкономических связей способствуют росту эффективности производства.
Разделение труда между странами и соответствующий обмен товарами целесообразны при различиях в издержках производства. Пример: Имеется возможность приобретать за рубежом не только те виды сырья и продовольствия, которые в силу природных условий не могут быть произведены в данной стране, но и те виды, которые здесь производятся, но их стоимость на мировом рынке ниже.
При примерном равенстве затрат на изготовление продукции в разных странах разделение труда и обмен товарами могут быть целесообразны для увеличения объемов выпуска продукции. Необходимость международной специализации и кооперирования для обеспечения оптимальных размеров производства в современных отраслях промышленности и в сфере услуг одна из важных причин углубления разделения труда.

Концентрация в отдельных странах промышленных комплексов позволяет вкладывать в них огромные средства и создавать крупные предприятия оптимальных размеров в расчете на выпуск продукции не только на внутренний, но и внешний рынок. Создаются условия для использования зарубежного опыта путем как прямой закупки лицензий и ноу-хау на изобретение, технологические процессы, так и приобретение за рубежом новейших машин, оборудования, приборов и т.п.
При развитии международных экономических связей необходимо учитывать не только затраты на экспорт и импорт продукции, но и потребительные качества приобретаемых изделий, особенно машин и оборудования. В интересах ускорения НТП нашей страной производятся закупки лицензий за рубежом, что позволяет экономить ресурсы и повысить качество выпускаемой продукции. В настоящее время к импорту и экспорту патентов активно прибегают все развитые страны.

Так, США вывозят патентов на сумму около 20 млрд, долларов в год (чистый нетто - экспорт - 15 млрд.), тогда как Германия, Япония, Франция являются их чистыми импортерами.
Кроме того ВЭС - важный канал привлечения дополнительных капитальных вложений за счет иностранных кредитов, а также создания совместных предприятий и транснациональных компаний. ВЭС являются фактором улучшения снабжения населения продовольствием и товарами народного потребления. В 1970 1980 гг. развитие ВЭС бывшего СССР происходило довольно активно.

Физический объем товарооборота внешней торговли бывшего СССР в сопоставимых ценах с 1970 по 1985 гг. вырос на 12%. Если учесть, что за этот же период объем валового общественного продукта увеличился на 98%, а промышленной продукции на 114%, можно сделать вывод о растущем значении внешней торговли для экономики бывшего СССР.

В последние годы его существования в развитии ВЭС стали складываться негативные тенденции. Темпы расширения товарооборота замедлились, наметились отрицательные тенденции в качественной структуре и географии экспорта.

В результате объем международной торговли снизился с 142 млрд. руб. в 1985 г. до 128 млрд. руб. в 1987г.
Трансформация экономики на рыночных основах не сломала, а напротив, усилила внешнеэкономическую модель России, связанную с преобладанием экспорта энергоресурсов и других сырьевых материалов.
Коренное улучшение внешнеэкономической модели возможно только при условии структурной перестройки экономики, построения институционального окружения, обеспечивающего эффективное использование интеллектуального потенциала и богатейших природных ресурсов.
Контрольные вопросы
1. Каковы основные и специальные формы внешней торговли?
2. Назовите основные преимущества и недостатки каждой из основных форм внешней торговли.
3. Объясните ролъ внешнеэкономической деятельности для экономики России.
3. Международное разделение труда как материальная ОСНОВА ВСЕМИРНОГО ХОЗЯЙСТВА
Международное разделение труда (МРТ) прямое продолжение общественного разделения труда. Сущность его проявляется в единстве двух процессов производства его расчленения и объединения. Единый производственный процесс не может не расчленяться на относительно самостоятельные, обособленные друг от друга фазы. Вместе с тем, это одновременно и объединение обособившихся производств, установление взаимодействия между странами, участвующими в МРТ.

Существенное значение имеет определенная совокупность факторов природного и общественного характера, которая воздействует на МРТ.
Ниже приводится схема 1, характеризующая систему факторов развития МРТ.
Схема 1.

Система факторов развития МРТ.
Природно-географические
различия:
Технический
прогресс
Социально-экономические
условия:
Природно-
климатические
условия
Природные ресурсы Достигнутый уровень экономического, научно-технического развития
Величина территории Численность населения Социальная природа и механизм организации ВЭС
Экономикогеографическое положение Социальный тип и механизм организации национального производства
Особенности исторического развития, производственных традиций и традиций внешних связей
Под влиянием НТР и экономических факторов МРТ посте-
пенно освобождается от предопределенности природными условиями. Наглядный пример тому Япония. Высокая конкурентоспособность японских товаров уже базируется не на природных ресурсах, а на искусственных материалах, широко используемых в производстве оборудования и комплектующих изделий. В настоящее время под влиянием инновационного предпринимательства происходят радикальные изменения в механизме ценообразования, институциональных условиях функционирования рыночной экономики и в структуре производства. Мировое разделение труда в области материального производства все больше основывается не на торговле готовой продукцией, а на движении капитала и капиталовложений. Одним из следствий при этом является усиление роли транснациональных корпораций, несмотря на снижение доли материального производства в общем объеме ВВП. Так, в США на долю промышленности и строительства приходится лишь 25% ВВП, тогда как на долю сферы услуг (включая торговлю, связь и производство знаний) более 70%.
Основным побудительным мотивом всемирного разделения труда для всех стран мира является их стремление к получению экономических выгод. Реализация выгод получается путем использования закона стоимости, проявляющегося в различиях между национальной и интернациональной стоимостью товаров. При рассмотрении всемирного хозяйства как системы следует учитывать также порождаемую МРТ взаимовыгодность экономических связей между различными странами.
Имеющиеся отечественные и зарубежные прогнозные оценки свидетельствуют о том, что всемирное разделение труда и в перспективе будет неуклонно углубляться (таблица 3.1) .
Таблица 3.1.Коэффициенты темпов всемирного разделения труда
Группы стран Годы
1971-1980 1981-1990 1991-2000
Мир в целом 1,08 1,21 1,08
Развитые страны 1,11 1,31 1,15
Развивающиеся страны 0,99 1,03 0,80
Европейские страны, бывшие члены СЭВ 1,06 1,09 1,21
В перспективе производство промышленно развитых стран будет все в большой степени ориентировано на внешних потребителей. В развивающихся странах в целом предполагается сравнительно быстрое, но преимущественно экстенсивное расширение внутреннего рынка. Однако в 1990-е годы в результате существенного увеличения объема иностранных инвестиций темпы роста развивающихся стран возросли. Группа этих стран (Малайзия, Сингапур, Таиланд, Чили, Южная Корея и др.) ныне осуществляет прорыв в центральное ядро мирового хозяйства. По оценкам, произведенным Лозанским институтом международного анализа, на основе более 400 показателей ныне по конкурентоспособности второе место в мире занимает Сингапур, 17-е Малайзия, 18-е Тайвань, 22-е Чили, 24-е Южная Корея. Контрольные вопросы
1. В чем заключается сущность международного разделения труда?
2. Назовите основные факторы международного разделения труда.
3. Каковы перспективы развития международного разделения труда?
4. Международная специализация производства
Под международной специализацией производства (МСП) понимается такая форма разделения труда между странами, при которой рост концентрации однородного производства и обобществление труда происходят на основе выделения самостоятельных технологических процессов. МСП развивается по двум направлениям: производственному и территориальному. Производственное направление подразделяется на межотраслевую, внутриотраслевую и на специализацию отдельных предприятий. В территориальном аспекте МСП предполагает специализацию отдельных стран, групп стран и регионов в производстве отдельных продуктов для мирового рынка. Основными формами МСП являются: предметная (производство готовых продуктов), подетальная (производство частей компонентов) и технологическая (осуществление отдельных операций, например, сборка, дизайн и т.п.).
Основные направления и преимущества специализаций иллюстрируется на примере деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Сложившаяся специфика специализации лесобумажной промышленности зарубежных стран характеризуется высокой долей обработанной высококачественной продукции в Скандинавских странах и тяготением многих североамериканских фирм к массовому производству товаров рядового стандартного качества (целлюлоза, тарный картон, газетная бумага). Опыт лесного комплекса развитых стран подтверждает достаточную рентабельность и конкурентоспособность мелких предприятий, когда они специализируются на сложной малотоннажной продукции с высокой добавленной стоимостью. Например, в производстве картонной гофрированной тары в США увеличилась доля сравнительно мелких самостоятельных предприятий, тогда как снизилась роль крупных цехов, входящих в состав мощных ЦБК, не обладающих достаточной приспособленностью в условиях острой конкуренции и быстро меняющихся запросов потребителей.


Содержание раздела