Оценки по этим шкалам - числа в промежутке от 0 до 9. Следовательно, результат выражается суммой шести, однозначных чисел. Комбинации этих оценок дают индексы объема интеракции (е+W) и противоречивости межличностного поведения (е-W) внутри и между отдельными областями межличностных потребностей, а также коэффициенты совместимости в диаде или группе, состоящей из большого количества членов.
При проведении опроса необходимо соблюдать все общие правила, которые способствуют созданию соответствующей атмосферы тестирования. Особенно необходимо, как и для всех личностных опросников, соблюдать принцип добровольности.
Даже малейшее давление на тестируемого, чтобы он заполнил тест, значительно повышает возможность искажения результатов.
Длительность тестирования не ограничена. Большей валидности и надежности результатов способствует спокойная атмосфера.
Средний опрашиваемый отвечает на 54 утверждения в течении 15 минут.
Схожесть утверждений может вызвать у испытуемого впечатление, что в тесте скрыто что-то еще, что на первый взгляд, не очевидно, и возбудить в нем чувство угрозы. В таком случае возможен успокаивающий комментарий, заключающийся в пояснении соответствующей части инструкции.
Опросник можно предъявлять и индивидуально. В этом случае нет необходимости, чтобы экспериментатор присутствовал.
Тем не менее, наблюдение за индивидом в процессе тестирования может повысить его мотивацию и предоставить экспериментатору информацию о его отношении к тесту и ситуации тестирования.
Опросник межличностных отношений В. Шутца
Для каждого утверждения выберите ответ, который больше всего Вам подходит. Номер ответа напишите слева от каждой строчки.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
обычно | часто | иногда | по случаю | редко | никогда |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
большинству людей | многим людям | некоторым | нескольким |
пяти человекам |
никому |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
большинству людей | многим людям | некоторым | нескольким |
1-2 человекам |
никому |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
обычно | часто | иногда | по случаю | редко | никогда |
Iе | CW | Aе |
1. 1 2 3 4 | 2. 1 2 3 4 5 | 4. 1 2 |
3. 1 2 3 4 5 | 6. 1 2 3 | 8. 1 2 |
5. 1 2 3 4 5 | 10. 1 2 3 | 12. 1 |
7. 1 2 3 | 14. 1 2 3 | 17. 1 2 3 |
9. 1 2 3 | 18. 1 2 3 4 | 19. 3 4 5 6 |
11. 1 2 | 20. 1 2 3 4 | 21. 1 |
13. 1 | 22. 1 2 3 4 | 23. 1 |
15. 1 | 24. 1 2 | 27. 1 |
16. 1 | 26. 1 2 | 27. 1 |
Iw | Ce | AW |
28. 1 2 | 30. 1 2 3 4 | 29. 1 |
31. 1 2 | 33. 1 2 3 4 5 | 32. 1 2 |
34. 1 2 | 36. 1 2 3 | 35. 5 6 |
37. 1 | 41. 1 2 3 4 5 | 38. 1 2 3 |
39. 1 | 44. 1 2 3 4 | 40. 5 6 |
42. 1 2 3 | 47. 1 2 3 4 5 | 43. 1 |
45. 1 2 3 | 50. 1 2 | 46. 4 5 6 |
48. 1 2 3 4 | 53. 1 2 3 4 | 49. 1 |
51. 1 2 3 | 54. 1 2 3 | 52. 5 6 |
ВОПРОСЫ |
ВОЗМОЖНЫЕ ОТВЕТЫ |
БАЛЛ | |
1 | Как часто ученик подолгу занимается какой-нибудь умственной работой (1-1,5 часа - для младших школьников, несколько часов для подростков) |
а) часто б) иногда в) очень редко |
5 3 1 |
2 | Что предпочитает школьник, когда задан вопрос на сообразительность? |
а) получить, но самому найти ответ б) когда как в) получить готовый ответ |
5 3 1 |
3 | Много ли школьник читает дополнительной литературы? |
а) постоянно много б) иногда много, иногда ничего в) мало или совсем ничего |
5 3 1 |
4 | Насколько эмоционально ученик относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой? |
а) очень эмоционально б) когда как в) эмоции не выражены (по сравнению с другими учениками) |
5 3 1 |
5 | Часто ли ученик задает вопросы? |
а) часто б) иногда в) очень редко |
5 3 1 |
Учащимся необходима потребность во впечатлениях, которая составляет фундамент познавательной потребности. Часто в школе уроки проходят в традиционной форме (вопрос-ответ). Учащиеся читают, переводят тексты. Этот вид работы не вызывает особых эмоций у учащихся, так как учителя стараются не выходить за рамки учебника при обучении английскому языку.
Однако изучение английского языка предполагает изучение традиций, нравов, обычаев людей, так как язык - это отражение развития истории жизни общества. Потребность в знаниях английского языка (любознательности) выражается в интересе к данному предмету, склонности, склонности к его изучению.
Познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер, которая перерастает в целенаправленную деятельность и приводит к значимым результатам.
М.Ф. Стронин считает, что цель учителя - развить интерес к предмету, который достигается успешнее при игровой ситуации.
Таким образом в начале педагогической практики мы провели анкету Познавательная потребность. Анкета заполнялась учителями английского языка на основе наблюдений на уроках и бесед с родителями школьников с целью определения интенсивности познавательной потребности.
Результаты анкеты Познавательная потребность на уроках английского языка представлены в таблице 1.
Таблица 1
Ф.И.О. | м/ж | год рождения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Итог |
1. А.Е. | ж | 1983 | 5 | 5 | 5 | 3 | 3 | 21 |
2. Б.А. | ж | 1983 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 |
3. Ж.С. | м | 1983 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 |
4. Л.Р. | м | 1983 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 15 |
5. М.Г. | м | 1983 | 3 | 3 | 3 | 1 | 1 | 11 |
6. Н.С. | м | 1982 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 |
7. О.С. | ж | 1984 | 5 | 3 | 3 | 3 | 3 | 17 |
8. О.В. | м | 1984 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 7 |
9. Н.А. | ж | 1983 | 5 | 3 | 3 | 1 | 1 | 13 |
10. С.Т. | ж | 1983 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 |
Ф.И.О. | м/ж | год рождения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Итог |
11. О.И. | ж | 1983 | 3 | 5 | 5 | 3 | 3 | 19 |
12. Ш.Ю. | ж | 1983 | 5 | 3 | 3 | 1 | 1 | 15 |
13. Ц.И. | м | 1983 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 7 |
14. Ю.А. | ж | 1983 | 5 | 3 | 3 | 5 | 3 | 19 |
Количество учащихся | % | |
Высокий балл | 3 | 21% |
Средний балл | 7 | 50% |
Низкий балл | 4 | 29% |
Ф.И.О. | Средний балл |
1. А.Е. | 5 |
2. Б.А. | 4 |
3. Ж.С. | 3,5 |
4. Л.Р. | 2 |
5. М.Г. | 3 |
6. Н.С. | 4 |
7. О.С. | 4,5 |
8. О.В. | 3 |
9. Н.А. | 4 |
10. С.Т. | 5 |
11. О.И. | 4 |
12. Ш.Ю. | 2 |
13. Ц.И. | 4 |
14. Ю.А. | 5 |
Респонденты отвечали на 54 утверждения.
После подсчета результатов мы получили следующие данные:
Таблица 4
Результаты экспериментального исследования
потребностей межличностных отношений 10 класса.
Ф.И. |
год рождения |
м/ж | Ie | Cw | Ae | Iw | Ce | Aw |
1. Апанаскевич Е. | 1983 | ж | 6 | 1 | 8 | 4 | 5 | 9 |
2. Белоусова А. | 1983 | ж | 4 | 1 | 4 | 6 | 8 | 5 |
3. Жук С. | 1983 | м | 3 | 1 | 2 | 3 | 7 | 5 |
4. Мотаровский Г. | 1983 | м | 4 | 5 | 3 | 4 | 7 | 6 |
5. Нерволь С. | 1982 | м | 4 | 2 | 3 | 1 | 7 | 3 |
6. Овсянников С. | 1984 | м | 4 | 4 | 6 | 4 | 6 | 4 |
7. Овсянникова С. | 1984 | ж | 7 | 2 | 5 | 2 | 8 | 6 |
8. Панькова А. | 1983 | ж | 6 | 1 | 5 | 4 | 5 | 5 |
9. Стасевич Т. | 1983 | ж | 4 | 2 | 4 | 3 | 5 | 4 |
10. Онипко И. | 1983 | ж | 4 | 3 | 8 | 1 | 5 | 7 |
11. Шаровина Ю. | 1983 | ж | 7 | 4 | 6 | 9 | 7 | 7 |
12. Цой И. | 1983 | м | 5 | 4 | 5 | 7 | 8 | 4 |
13. Юрченко А. | 1983 | ж | 6 | 2 | 8 | 4 | 4 | 8 |
14. Ли Р. | 1983 | м | 5 | 3 | 8 | 6 | 8 | 6 |
Ie | Cw | Ae | Iw | Ce | Aw | ||||||||
Выс. | 2 | 14% | - | - | 4 | 28,6% | 2 | 14% | 8 | 57% | 4 | 28% | |
Сред. | 5 | 36% | 1 | 7,2% | 5 | 35,7% | 2 | 14% | 5 | 35% | 6 | 44% | |
Низ. | 7 | 50% | 13 | 92,8% | 5 | 35,7% | 10 | 72% | 1 | 8% | 4 | 28% |
92% учащихся не имеют удовлетворительные отношения в направлении от других людей к индивиду - в диапазоне от всегда контролируют до никогда не контролируют. На эмоциональном уровне эта потребность определяется, как стремление создавать и сохранять чувство взаимного уважения, опираясь на компетенцию и ответственность.
13 испытуемых избегают влияния и контроля со стороны других, так как поведение в области контроля затрагивает область силы, влияния, авторитета.
Анализируя данные таблицы 5, что 8 опрошенных имеют высокие результаты по шкале Се (потребность контроля), то есть 57% учащихся имеют удовлетворительные отношения в направлении от индивида к остальным людям в диапазоне от всегда контролируют поведение остальных людей вплоть до никогда не контролируют поведение других. В поведении учащегося эта потребность выражается в контроле и влиянии на остальных; они берут в свои руки руководство и стремятся решать, что и как будет делаться.
Данный результат свидетельствует о значимости потребности контроля в общении со сверстником, в то время как 92% - это показатель отказа от необходимости быть контролируемым, а наоборот выражается в стремлении к власти, авторитету и контролю.
28% учащихся имеют высокий показатель по шкале Iw (потребность в аффекте). Эта потребность определяется как потребность создавать и удерживать удовлетворительные отношения с остальными людьми, опираясь на любовь и эмоциональные отношения. Взаимоотношения учащихся протекают в направлении от других людей к индивиду. По данным таблицы мы также видим, что 28% учащихся по шкале Iе (потребность в аффекте) имеют отношения от индивида к остальным людям.
Они стремятся принимать остальных, чтобы другие имели интерес к ним, принимали участие в их деятельности, активно стремятся принадлежать к различным социальным группам. То есть показатели по Iw, Iе свидетельствуют об установлении дружеских отношений и дифференциации между учащимися группы. Поведение соответствующее потребности включения, можно обрисовать понятием исключения или включения принадлежности и сотрудничества.
Включение подразумевает такие понятия как, взаимоотношения между людьми, внимание, индивидуальность и интерес. Потребность в аффекте ведет к эмоциональному сближению с партнерами и отличатся от включения тем, что не включает в себя сильных, эмоциональных привязанностей к отдельным людям.
Таким образом во время исследования мы разделили показатели межличностных потребностей мальчиков и девочек и занесли данные в таблицу 5 и посчитали результаты в процентном отношении.
Таблица 6
Результаты исследования МО.
Мальчиков 10 В класса.
Ф.И.О. | Включение | Контроль | Аффект | |||
Ie | Iw | Cw | Се | Ае | Aw | |
Ж.С. | 3 | 3 | 1 | 7 | 2 | 5 |
М.Г. | 4 | 4 | 5 | 7 | 3 | 6 |
Ф.И.О. | Включение | Контроль | Аффект | |||
Ie | Iw | Cw | Се | Ае | Aw | |
Н.С. | 4 | 1 | 2 | 7 | 3 | 3 |
О.С. | 4 | 4 | 4 | 6 | 6 | 2 |
Ц.И. | 5 | 7 | 4 | 8 | 5 | 4 |
Л.Р. | 5 | 6 | 3 | 8 | 8 | 6 |
Именно образование отношений к самому себе является наиболее поздним, во всех видах деятельности и поведения эти отношения следуют за отношениями к ситуации, предмету и средствам деятельности, другим людям.
В ходе исследования мы выявили особенности потребностей включения, контроля и аффекта в направлении от индивида к остальным людям и от других людей к индивиду.
Таблица 7
Направленности | В | К | А |
Для другого | 30% | 100% | 50% |
Для себя | 70% | - | 50% |
Это как правило связано с тем, что мальчики всегда стремятся занять и удерживать в системе психологических отношений в коллективе определенную позицию, которая бы обеспечивала им уважение, признание или доверие, поддержку, помощь и тем самым способствовала бы удовлетворению потребности общения со сверстниками, проявлению индивидуальности личности, раскрытию ее наиболее сильных сторон. таким образом мальчики в подростковом периоде хотят самоутвердиться, проявляя самостоятельность в силу твердого убеждения в правильности своего поведения.
Таблица 8
Результаты МО девочек 10 В класса.
Ф.И.О. | Включение | Контроль | Аффект | |||
Ie | Iw | Cw | Се | Ае | Aw | |
А.Е. | 6 | 4 | 1 | 5 | 8 | 9 |
Б.А. | 4 | 6 | 1 | 8 | 4 | 5 |
О.С. | 7 | 2 | 2 | 8 | 5 | 6 |
П.А. | 6 | 4 | 1 | 5 | 5 | 5 |
С.Т. | 4 | 3 | 2 | 5 | 4 | 4 |
О.И. | 4 | 1 | 3 | 5 | 8 | 7 |
Ш.Ю. | 7 | 9 | 4 | 7 | 6 | 7 |
Ю.А. | 6 | 4 | 2 | 4 | 8 | 8 |
Направленности | В(I) | К(С) | А(А) |
Для другого | 30% | 3,75% | 60% |
Для себя | 70% | 62,5% | 40% |
С точки зрения самооценки потребность включения проявляется в желании чувствовать себя ценной и значимой личностью. Поведение девочек направленно на установление связей между людьми.
Для девочек характерно желание нравиться, привлекать внимание, интерес.
Потребность контроля для себя (62,5%) на эмоциональном уровне определяется как стремление создавать и сохранять чувство взаимного уважения, опираясь на компетенцию и ответственность, включает получение достаточного уважения со стороны других. Эта потребность затрагивает области влияния и авторитета.
Сравнивая показатели межличностных потребностей мальчиков и девочек, можно сказать, что для мальчиков характерна 100% потребность в контроле для другого. Для них характерно влияние на остальных учащихся в классе, они предпочитают брать в свои руки руководство и стремятся в свои руки руководство и стремятся решать, что и как будет делаться.
Показатели потребности включения, направленной от других людей к индивиду и у мальчиков и у девочек равные - 70%. Это свидетельствует о том, что учащиеся стремятся к участию в деятельности, стараются, чтобы другие хотели быть в их обществе.
Что касается потребности в аффекте, то она выше у девочек - 60%. Это связано с тем, что по своей природе девочки более синтементальны, чем мальчики.
Для них более характерно эмоциональное влечение, симпатия к окружающим, желание посекретничать. Для мальчиков же характерны отношения одного и группы и эмоциональная сторона.
Чтобы доказать предположение о зависимости уровня познавательной потребности от удовлетворения межличностных потребностей мы сравнили результаты диагностики В. Шутца и познавательной потребности.
Таблица 10
Сравнение уровня развития познавательной потребности
и межличностных потребностей
Познание | Ie | Cw | Ae | Iw | Ce | Aw |
3 | 2 | 0 | 4 | 2 | 8 | 4 |
7 | 5 | 1 | 5 | 2 | 5 | 6 |
4 | 7 | 13 | 5 | 10 | 1 | 4 |