Концепции рыночвого хозяйства: механистическая модель в модель взаимодействия
Обычно теорвв каввталвзма являются экономвческвмв, а яе фв-
лософсквнв теорвянв. Разделенве труда средв учевых прввело
к тому, что экономвсты завялясь эковомвческвм базвсон, а фи
лософы - этвческой в цеввоство6 надстройкой, целостный же,
ивтегрврующвй взгляд отсутствует. Такое сужение способа рас
смотрения ведет к существенным недостаткам в теории капита
листического общества.
В эковомвческой теории можно выделвть два подхода к те
ории капиталвзма: во-первых, механистическую модель всеоб
щего равновесия в неоклассической концепции и, во-вторых, мо
дель взаимодействия австрийской школы. Хатчисон (tiutcMson,
1979, р. 433) различает <смитианское> и <рикардианское> обо
снование рыночного хозяйства. Смитианская традиция строит
широкомасштабную социальную теорию с включением полити
ческих, правовых и этических рамок рынка, тогда как рикар-
дианская традиция анализирует социальную проблему в узко-
экономическом плане, выдвигая вперед критерии эффективности
утопического оптимума, требующего совершенного предвидения.
Типизируя, можно неоклассическую модель рынка представить
как механизм, ведущий при эффективной аллокации к равнове
сию. В центре находится аллокация средств ради удовлетворения
данных потребностей. Поскольку свобода ведет к наибольшей
совместной пользе, все, что мешает свободе, должно быть устра
нено. Бели же эта аллокационная оптимальность нарушается,
необходимо переходить к другим, более эффективным способам
аллокации. Таким образом, как справедливо замечает Бьюкенен
(Buchanan, 1964, р. 219; ср.: Koslowski, 1982, Кар. 6), рынок
становится <механизмом, счетной машиной, которая перераба
тывает информацию, воспринимая что-то на входе и выдавая на
выходе>, причем этот механизм в случае сбоев (market-failure)
тотчас же должен заменяться другими аллокационными меха
низмами - государством или процедурой голосования.
Напротив, в австрийской традиции рынок представляется
как связь взаимодействующих индивидов, преследующих свои
индивидуальные цели, причем эта связь опосредует каждое инди
видуальное целеустремление со всеми другими и таким образом
обеспечивает свободу как возможность действия в соответствии с
самостоятельно поставленными целями. Наряду с точкой зрения
38
оптннальной аллокации здесь особенно выступает точка зревия
свободы. Так, Бьюкенен пишет: <Рынок или рыночная органи
зация это не средство для осуществления чего-либо. Напротив,
это институциональное воплощение процессов добровольного об
мена, в которые индивиды вступают со своими разными способ
ностями... это обстановка, в которой мы видим людей, пыта
ющихся достичь своих собственных целей, каковы бы ни были
эти цели> (Buchanan, 1964, р. 219). Согласно Хайеку (Hayek,
1968, 8. 7, 9), рынок - это тот способ обнаружения, в кото
ром мы впервые узнаем, каковы наши цели и какие средства
являются ограниченными (ср.: Luhmann, 1968, S. 15 f.). Соот
ветственно представители этой традиции склонны держаться за
рынок как инструмент аллокации даже в тех случаях, когда, воз
можно, принудительная аллокация позволила бы хозяйствовать
более эффективно.
В рамках экономической теории капитализма встает про
блема незамкнутости системы, связанная с <колебаниями ве
сов> (trade-off) между эффективностью и экономической свобо
дой (Rowley, Peacock, 1975; Dupuy, 1978). Хотя модель всеоб
щего рыночного равновесия и имеет с математической точки зре
ния однозначное, так сказать механическое, решение, с полити
ческой точки зрения она такового не имеет. Поскольку рынок
не справляется с проблемами внешних эффектов, неразделимых
комплексов и т. д., приходится обращаться к метаэкономиче-
скому, политическому определению оптимального соотношения
свободы, эффективности и справедливого распределения. Мо
дель механизма актов выбора оставляет в конечном итоге откры
тым вопрос о немеханических степенях свободы. Как же можно
чисто экономически сравнивать, например, весомость свободы
и эффективности? Правда, согласно Маршаку (Marshak, 1974,
р. 199), <жертва свободы является платой за организацию>, но
это нисколько не продвигает нас в вопросе о том, как при ре
шении конкретной проблемы аллокации следует оценивать эту
жертву свободы. Все равно приходится соотносить вес различ
ных социальных ценностей, с которыми чисто экономическая мо
дель не считается. Нельзя при любом нарушении оптимальных
условий равновесия прибегать к принудительной аллокации, но
и нельзя, как справедливо отмечает Эрроу (Arrow, 1967, р. 12),
считать невмешательство единственной ценностью. Здесь не по
может и <наука о выборе> экономики благосостояния - это пока
зала дискуссия о возможности социальной функции благососто-
39
явил (Buchanan, 1969, р. 62-64). Не существует подобного ме
ханическому решения проблемы optimum optimorum (оптимума
всех оптимумов. - Прим, ред.).
Найт (Knight, 1935Ь; 1935е, р. 241; ср.: Koslowski, 1983Ь)
подверг механистические аналогии в политэкономии острой кри
тике. Модель всеобщего равновесия представляет экономическое
поведение людей по аналогии с механикой, причем мотив пони
мается как <сила>, побуждающая к действию. В этом случае по
литэкономия должна заниматься последствиями действий, воз
никающих из предпочтений, в отношении которых не ставится
никаких дальнейших вопросов. Правда, ньютоновское понятие
силы в механике критиковалось уже в самой физике как метафи
зическое (в частности, Э. Махом и Г. Герцам), но в этой науке оно
сохраняет свою действенность постольку, поскольку силы в при
роде наблюдаемы и воспроизводимы экспериментально. Это, од
нако, не относится к экономическим предпочтениям, стоящим за
актами выбора индивидов. Предпочтения не являются воспроиз
водимыми силами. Они в основном имеют социальную природу,
т. е. обусловлены воспитанием, социальным статусом, образо
ванием, но могут быть также следствием заблуждения. Пред
почтения и избирательные действия людей не тождественны си
лам и силовым действиям в естественных науках. Конкурентный
рынок не может мыслиться только по модели противоположно
направленных сил, ведущих к рыночному равновесию. Модель
механизма принимает цели, мотивы и предпочтения индивидов
как данные и допускает лишь рассуждения о средствах. Это при-
способительная модель, в которой индивиды ориентируют свои
акты выбора по соотношению сил на рынке и по своим нерефлек-
тированным предпочтениям. Проблема ценностей как проблема
выбора между разными целями, как вопрос о том, по каким
критериям совершать этот выбор, методологически исключается.
Экономическая проблематика сводится всего-навсего к проблеме
координации уже имеющихся целей, причем избирательные дей
ствия рассматриваются не как настоящий выбор между целе
выми альтернативами, а как приспособительные процессы. В
этой модели предпочтения не проверяются на их разумность.
Содержание раздела