Интевциональвость и теоретическая свобода
Эта деятельность человека в соответствии с разумом может быть
описана через интенциональность как способность к поступкам,
через понятийное мышление как способность к познанию и че
рез сознание этой деятельности, через самосознание. Согласно
естественному праву, самореализация человека состоит главным
образом в актуализации этих способностей в разумной политико-
социальной практике и в свободном теоретическом познании.
Оба этих вида человеческой деятельности - практика и теория -
даны нам в собственном опыте. Мы знаем сами себя как действу
ющих, а не только реагирующих и как познающих, а не только
воспринимающих. Полный синтез из биологии и социологии, ге
нетического и культурного обучения должен был бы объяснить
эти феномены интенциональности, понятийного познания и со
знания как продукты единого эволюционного процесса и в то же
время понять их сами по себе.
Уилсон (Wilson, 1980, S. 76) согласен с тем, что интен-
циональность остается еще подлинной тайной для нейробиоло-
гии. В качестве решения он предлагает рассматривать волю
131
как результат борьбы между различными нейронными схемами
(Schaltechemata), <которые запрограммированы на борьбу за
овладение центрами решений... причем не требуется вмешатель
ства никакой другой внешней силы>. Тем самым из модели была
бы изгнана спонтанность. Уилсон признает, что проблема воли
еще не получила детерминистского решения, но, по его мнению,
в принципе она детерминистски разрешима. Понятийное мыш
ление, согласно Ламсдену и Уилсону, составляет существенное
и решающее отличие жизни человека от жизни животных. В
своей попытке конкретной разработки синтеза культурной и био
логической козволюции, социального и генетического обучения
они, как и некоторые другие исследователи, придерживаются
точки зрения, что принципиальное отличие человеческого языка
от коммуникационного поведения животных заключается в поня
тийном представлении действительности и символизации содер
жаний, которую они называют то <ренфикацией>, то <идеацией>
(Lumsden, Wilson, 1981, р. 5-б).T Соответствующий процесс
прошел, по их мнению, за три миллиона лет - от австралопи
тека до человека позднего палеолита. Ускорение этого процесса
они объясняют Гейне-культурным транслированием, в ходе ко
торого передача <культурных генов>, культурных содержаний
информации через культурное обучение ускорила естественный
отбор, чем и объясняется большая скорость культурной эволю
ции. Транслирование культурного обучения осуществляется в со
ответствии с эпигенетическими правилами передачи информации
в нашем мыслительном аппарате, которые опять же были ото
браны как целесообразные для успешного воспроизводства. По
Ламсдену и Уилсону (ibid., р. 346), лишь понятийное опознание
вещи как таковой, т. е. <ренфикация>, не поддается теоретико-
селекционному объяснению. Нельзя построить генетическую ре
конструкцию, показывающую, что эта реификация способствует
выживанию. Поэтому и Трайверс заявляет, что <традиционное
представление о том, что естественный отбор благоприятствует
нервным системам, дающим все более точные картины мира,
должно быть признано весьма некритическим пониманием духов
ной эволюции> (Trivers, 1978, S. VI). По его мнению, одной из
основных особенностей коммуникации между животными явля
ется обман, а поэтому естественный отбор с необходимостью ве-
*Ср. критику этой книги у Маркла (Markl, 1982).
дет к определенной степени самообмана, при котором некоторые
факты и мотивы оставляются неосознанными с тем, чтобы они
какими-то почти незаметными признаками самопознания не вы
дали факт обмана.
При социобиологическом подходе понятийное познание не
объяснимо и прежде всего оно дисфункционально с точки зрения
стратегий выживания. Это подтверждает и философская тради
ция, в которой понятийное мышление понимается как выраже
ние теоретической свободы, как <свободное раскрытие себя> на
встречу сущему (Krings, 1966, 8. 37) и как результат освобожде
ния от физической нагрузки (Handlungsentlastung). Высокую
ценность понятийного познания философская традиция видит не
в его полезности для выживания отдельного индивида, а в том,
что оно постигает истину как самоцель. К этому добавляется
другая идея, признававшаяся философами от Платона до Гегеля:
высшая форма свободной теории переходит в полезнейшую прак
тику, потому что она открывает нам бытие и благо и тем самым
позволяет проникнуть в политико-социальную реальность и как
следует ее обустроить. Подобное знание дает больше, чем простое
умение выживать. Оно дает нам возможность узнать, что такое
хорошая жизнь в индивидуальном и политическом плане и по
зволяет расширить поле деятельности общества от простого вы
живания к хорошей и удачной жизни. Цель понятийного мыш
ления состоит не в простом обеспечении воспроизводства генов,
а в открытии пространства для самореализации Человека как
разумного существа. Создание разумом возможностей для осу
ществления разума рассматривается Платоном в <Государстве>
(V, 473с) и как самоцель деятельности теоретического логоса,
и как условие рациональной социально-политической практики
как практически-политического логоса. Мышление - само себе
цель и наслаждение, и в то же время это способность отодвинуть
границу смерти человека. У него есть собственная ценность и со-
циобиологическая функциональная ценность. Познание струк
туры действительности как действительности и добра как до
бра, а не просто как чего-то полезного для выживания дает воз
можность отсрочить смерть - индивидуально через правильную
жизнь, а политически через политический строй, сформирован
ный в соответствии с этим познанием.
9.2. Сознание смерти, самосознание н выбор
между стратегиями отсрочки смерти
Все это приводит нас к третьей нерешенной проблеме социобиоло-
гии - проблеме сознания. Сознание есть прежде всего сознание
смерти. Вслед за Гуссерлем и Дерридой Уилер (Wheeler, 1978)
показывает, насколько сознание собственной идентичности свя
зано с сознанием возможности больше-не-бытия, т. е. смерти, и
какой отпечаток это накладывает на нашу жизнь в отличие от
жизни животных, не обладающих сознанием своей конечности
и идентичности. С точки же зрения максимизации генов само
сознание и сознание смерти вредны. Индивид должен считать
себя промежуточной станцией для вечных генов и не держаться
за свою собственную преходящую жизнь. Сознание смерти явля
ется помехой для существа, которое обязательно должно умереть
и чье выживание есть всегда лишь оттягивание смерти. В этом
отношении сознание смерти и самопознание представляют собой
выражение эволюционного изгнания из рая слепой, запрограм
мированной максимизации генов. Однако уже у Платона (Госу
дарство, 1, 328е-331Ь; X, 614b-621d) сознание смерти - это на
чало заботы человека о себе самом и начало мышления. Смерть
стоит у начала мыслительного движения, стремящегося познать
бытие и благо, поскольку вопрос о правильной жизни возникает
лишь вместе с осознанием смертности и ограниченности жизни
и с предчувствием опасности возможного ненахождения смысла
жизни.
Интенциональность, теоретическое познание и сознание свя
заны друг с другом. Практическая и теоретическая свобода в
сознании субъективности человека - это ответы на осознание
смерти, ибо лишь смерть раскрывает горизонт заботы, ответ
ственности и оправдания собственной жизни. Перед лицом этого
горизонта отсрочки собственной смерти и оправдания собствен
ной жизни решающее значение - вопреки Трайверсу - приобре
тает способность создавать все более точную понятийную картину
реальности и действовать в соответствии с ней. Логос становится
предпосылкой стратегий отсрочки смерти и наполнения жизни
для индивида и общества.
Практическая свобода (интенциональность) обеспечивает вы
ход за пределы непосредственной инстинктивной жизни и своеко
рыстия, а теоретическая свобода для истины обеспечивает позна
ние действительного как действительного и вместе с тем позна
ла*
нив лучшего для человека социобиологического порядка. Созна
ние смерти - это цена и предпосылка этих <свобод>. Пожалуй,
впервые такую взаимосвязь систематически представил Платон
в <Государстве>. Его царство философов - это нечто вроде пра
вильной социобиологии, которая учитывает в теории свое соб
ственное применение и рассматривает себя самое как часть стра
тегии отсрочки смерти. Адекватное познание действительности
является предпосылкой разумного социального порядка, выхо
дящего за рамки сообщества животных.
Отрыв человека через интенциональность и свободу познания
от непосредственно биологического протекания жизни - это ко
пье, наносящее рану и в то же время ее исцеляющее. Отрыв че
ловека от его биологическо-социальной функции через сознание
собственного Я и интенциональность имеет своим результатом
расхождение между индивидом и сообществом, между эгоизмом
и альтруизмом. Но вытекающая из этого раздвоения теоретиче
ская и практическая свобода является также способностью по
знания блага и преодоления этого раздвоения.
5.3. Бытие-у-себя-в-друп)н как снятие противоположвости
между собствеявым интересом и общим благом
Сознание тождественности и нетождественности с самим собой -
это предпосылка альтруизма. Для возникшей через отбор есте
ственной системы, не обладающей сознанием, все всегда таково,
каково оно есть. У нее нет сознания негативности - того, что
какое-то состояние не таково, каким оно может или должно быть
(ср.: Spaemann, LOT, 1981, 8. 251). Что же касается человече
ского сознания, то у него есть сознание другого по отношению к
самому себе и оно может сознавать, что оно отличается от самого
себя и изменяет самому себе. Но оно способно также осознать,
что и другой есть он сам, что и у него есть самосознание. Это спо
собность быть у себя в другом человеке. Гегель назвал бытие-у-
себя-в-другом <любовью>, а также <свободой>.** Сознание, сво-
** <Всеобщее (понятие. - Л. К.) есть поэтому свободная мощь; оно
есть оно же само и захватывает свое другое; но не как нечто насиль
ственное, а как то, чт6 скорее в этом другом покоится и находится у
себя самого. Мы его назвали свободной мощью, но мы также могли бы
135
бода и любовь отсылают друг к другу. И эта троица трансцен-
дирует механистическое истолкование общественной жизни. Она
также опровергает редукционистские представления по проблеме
альтруизма в социобиологии.
Альтруистическое поведение представляет собой противоре
чие в теории, исходящей из сплошного эгоизма в поведении,
который мыслится как детерминированный эгоистическими ге
нами. Решение здесь, как правило, состоит в утверждении,
что поведение, считающееся альтруистическим, например пове
дение родителей, есть лишь расширенный эгоизм. <Наши до
бродетели - это лишь скрытые пороки> (Ларошфуко). Этому
включающему генетическому эгоизму безразлично, выживут ли
100% собственных генов, если человек не помогает своим детям,
или выживут два раза по 50% собственных генов, если он из-
за этой помощи умрет, но двое из его детей выживут. Такой
альтруизм есть несколько расширенный запрограммированный
эгоизм максимизации включающей генетической годности. Сна
чала альтруизм изображается социобиологией в преувеличенном
виде как жертвование собой ради других. А затем о так опре
деляемом альтруизме говорится или что таких идеалистических
выдумок вообще не бывает, или что альтруистическая жертва во
все не жертва, так как жертвующий и пожертвованный совсем
не одно лицо. Ибо не действующий человек жертвует собой, а
гены жертвуют им ради их дубликатов в его потомках.
Изображение этического поведения как <жертвы> противоре
чит цели и обоснованию этики. Жертвы могут иметь смысл лишь
в исключительных обстоятельствах, и даже в этих случаях их
нельзя требовать с этической точки зрения. Скорее этика обязы
вает преодолевать различие между собственным и общим Питере-
назвать его и свободной любовью и безграничным блаженством, ибо оно
теть отношение к различенному лишь как отношение к себе самому! в
различенном оно возвратилось к себе самому> (Hegel, 1970b, 8. 277).
<Любовь означает вообще сознание моего единства с другим, так что я
для себя не изолирован, а приобретаю свое самосознание лишь как отказ
от своего особенного бытия и посредством знания себя моим единством
с другим и единством другого со мною... Любовь поэтому представляет
собою чудовищнейшее противоречие, которого рассудок не в состоянии
разрешить, так как нет ничего более неподатливого, чем эта точечность
самосознания, которая подвергается отрицанию и которою я все же дол
жен положительно обладать. Любовь есть одновременно и порождение,
и разрешение противоречия> (Hegel, 1970а, 8. 307 f.).
136
сом.* Она требует смотреть на другого как на самого себя. Она
не требует жертвовать собой ради другого. Для трансцендиро-
вания субъективности предпосылкой являются свобода, любовь
и сознание, бытие-у-себя-в-другом. Лишь благодаря сознанию,
свободе и любви возможна этика. Этическое трансцендирование
субъективности позволяет человеку сделать выбор между раз
личными формами общественной организации и свободно при
знать хороший строй. Сознание и свобода создают возможность
моральности как преодоления непосредственной направленности
интереса на себя в пользу общего блага, которое служит как соб
ственным интересам, так и интересам других людей. Сознатель
ный индивид способен выбирать между различными, поддающи
мися обобщению стратегиями отсрочки смерти и предвидеть их
соответствующий потенциал. Раздвоение на Я и сообщество, то
ждественность и нетождественность Я с другими может благо
даря свободному, любящему сознанию найти примирение, так
чтобы один был в другом у себя, был одновременно самим собой
и другим.
Диалектика раздвоения и примирения в троице сознания,
свободы и любви ломает у человека каузально-механистическую
модель генетической социобиологии, потому что сознание есть
одновременно оно само и все другое. <Душа некоторым образом
обнимает все существующее (quoddammodo omnia) > , - говорит
Аристотель (О душе431Ь). Сознание само по себе диалектично и
поэтому не поддается объяснению в рамках грубого детерми
низма. То, что социобиология как каузально-детерминистская
теория не может объяснить эволюционное возникновение поня
тийного мышления, есть не в последнюю очередь следствие диа
лектического характера сознания. Но социобиологический син
тез, не учитывающий в своей теории общества сознание, свободу
и познание, поскольку они детерминистски необъяснимы, не син
тез, а урезывание действительности, ибо феноменологическая
очевидность этих жизненных элементов человека, исходящая из
опытного осознания себя и жизненного мира, сильнее, чем оче
видность несовершенной каузально-механистической модели.
*Ср.: Koalowaki, 1982, 8. 67 1. Более дифференцированным явля
ется анализ альтруистического поведения у Трайверса (Trivera, 1971). У
него лучше, чем у некоторых социобиологических экономистов, иссле
дуются многообразные опосредования между собственным и всеобщим
интересом, а также формы лицемерия и <моральной агрессии>.
Содержание раздела