В этом разница между адвокатом А и адвокатом Б, водопроводчиком А и водопроводчиком Б, человеком А и человеком Б там, на тротуаре. Итак, вы решаете, выбираете быть вам человеком А или Б. Если вы решаете быть человеком А и щедро делиться всем тем магическим, что таится в глубине вас, то всё магическое, которое находится снаружи, будет притягиваться к вам и станет частью вас настолько, насколько вы ему позволите.
Понятно? Мы позднее ещё немного поговорим о том, как это происходит на практике.
Итак, нам следует помнить, что, когда мы стремимся жить в достатке, самое главное это перестать задаваться вопросом: Что делать? и начать задаваться вопросом: Каким быть? И найти контакт с той частью себя, находящейся глубоко внутри нас, которая знает, кто мы такие на самом деле.
И посмотреть, что произойдёт, если призвать её к жизни, если дать ей возможность быть.
Итак, загляните в себя. Что значит быть, что это значит, когда я чувствую себя во всей полноте своего бытия, когда я полностью проявляю себя? Каким я становлюсь, когда это случается? Может быть, я целитель; может чувственный человек; может творческая личность.
Или же мы знаем о таком уровне или состоянии бытия, которое может прояснить нам суть того, что нам открывается в нас самих, прояснить то, что является самым существенным в нас. И таким вот образом мы находим свой правильный образ действия, или способ делания.
Делание начинает вытекать из бытия, а не так, что делание используется для того, чтобы получить бытие.
Я объясню всё это, как я уже сказал, немного позже, и прежде чем приступить к детальному рассмотрению этого вопроса, я хочу коснуться ещё кое-чего того, что, как я заметил, особенно блокирует людей и не даёт им ощутить изобилие. И мне это тоже мешало ощущать изобилие. Я собираюсь поговорить об изобилии в терминах долларов, центов и других физических вещей.
Потому что, в конце концов, это тоже имеет отношение к изобилию.
Поймите, я не хочу, чтобы вы думали, будто я считаю, что все эти физические вещи не являются изобилием, и что единственное изобилие это то, о чём мы говорили выше. Это тоже нормально называть всё это, все материальные вещи (деньги, все наши пожитки, прекрасную посуду и антиквар, всё вещественное жизненное снаряжение)... то есть всё это также изобилие, и мы не хотим исключить это из той категории жизненного опыта, которую мы называем изобилием.
Однако именно так я раньше и поступал. То есть я имею в виду... Да, я называл это изобилием, но мне это не нравилось.
Давайте-ка я попробую это объяснить.
У многих людей существует установка, что деньги это плохо. Я не знаю, есть ли у вас такая установка.
Некоторые придерживаются этой установки почти бессознательно. То есть, если вы их прямо спросите: Кажется ли вам, что деньги это плохо? Есть ли у вас такая мысль?, они ответят: Нет, деньги это хорошо.
Многие дадут такой ответ. Но поступать будут так, словно деньги это что-то дурное.
Я приведу один пример. Я знал женщину, которая никогда бы не согласилась с тем, что она плохо относится к деньгам.
Она действительно хорошо относилась к деньгам. Но когда она делала вам одолжение например, подвозила вас в аэропорт два часа туда, два часа обратно, и вы возвращались и говорили ей: Давай, я тебе дам пару долларов за бензин, в ответ звучало: Нет, нет, нет!
Я не могу. Я не могу.
Случалось ли с вами такое, что кто-то делает вам одолжение, а когда вы хотите в ответ предложить им несколько центов ну просто как своего рода частичную компенсацию той большой суммы, которую они тратят, они не хотят их принимать? Как вы думаете, о чём это говорит? Им достаточно получить от вас ваше спасибо.
Они не хотят принимать от вас деньги. Потому что каким-то образом, на каком-то уровне деньги в обмен за то хорошее, что они для вас сделали, могут загрязнить этот обмен.
Видите, всё сводится к уровню, который представляется не очень приятным.
Мне, между прочим, этот уровень никогда не показался бы неприятным. Поэтому, если кто-то хочет дать мне деньги за что-то хорошее, что я делаю, то просто скажите мне. Я заберу все деньги в этой комнате.
Иногда это трудно бывает сказать, потому что люди предпочитают думать: О, Нил действительно духовная личность. Ему не следует говорить о таких вещах.
Но я собираюсь поговорить об этих вещах.
Когда-то я был знаком с человеком, которого звали преподобный Айк, и он обычно говорил: Я люблю деньга, и деньги любят меня. И это великое откровение: Я люблю деньги, и деньги любят меня.
И я не стану заявлять, что Бог в моей Вселенной это всё, кроме денег. Наоборот, я скажу, что Бог это всё, включая деньги это только другая форма энергии, которую мы называем Богом.
Несколько месяцев назад нам стало известно, что Китайская Народная Республика приобрела права на перевод этих книг.
Вы видите, мир повсюду меняется, и это может произойти чуть ли не за одну ночь. И если разные люди и даже крестьяне в Красном Китае начинают понимать, что деньги и обладание ими это замечательно, то, может быть, и нам пора, как вы думаете?
Итак, нам нужно освобождаться от идеи, что в деньгах есть что-то плохое.
Мы говорим о презренном металле, мы презрительно говорим о богатстве. Мы пользуемся выражениями, которые отражают наше внутреннюю установку или общественное мнение на этот счёт. И я могу сказать, что общество всё ещё крепко держится за эту идею.
Один из вопросов, которые чаще всего задают люди, аудитория, а также что неизбежно представители средств массовой информации, это: Как вы относитесь к тому, что, разъезжая по стране и беседуя о духовности, вы зарабатываете на этом так много денег? Видите, звучит так, словно я делаю что-то нехорошее.
Звучит как некое предостережение для публики... серьёзное предостережение: Посмотрите... посмотрите, как много денег он зарабатывает на этом!
И время от времени я получаю письма, в которых говорится: Если вы действительно так духовны, то почему бы вам не отдать свои гонорары бедным? Если на то пошло, почему бы вам просто не поместить книгу в Интернет и не дать людям возможность бесплатного доступа к ней?
Причина, по которой мы этого не делаем, заключается, прежде всего, в том, что, если бы мы сделали так, то издательства прекратили бы своё существование, и книга никогда не была бы издана.
То есть кто-то должен совершить первый шаг, или, что называется, опубликовать книгу в той или иной форме. Даже поместить что-то в Интернет стоит денег. Я знаю, потому что мне известны люди, которые что-то помещают в Интернет и хотят получить за это деньги, много денег.
И поскольку так всё и происходит, можно сказать, что деньги всего лишь смазка, которая в настоящее время позволяет механизмам жизни функционировать на нашей планете, потому что таково наше общество. И это нормально.
Понимаете?
Поэтому я отказываюсь ходить туда, где говорят, что вы должны раздать свои книги, если вы действительно духовная личность. Вы должны взять свои гонорары и распространить их среди бедняков.
И вы ничего не должны брать себе из этого. На самом деле это просто к вашему сведению мы с Нэнси создали Фонд и ежегодно вкладываем огромные суммы денег в разные хорошие дела.
Это в общем-то не важно. Просто это то, что происходит.
Это то, что есть.
Но я действительно люблю делать большие деньга. Потому что это позволяет мне осуществлять много всяких замыслов, и я очень хорошо знаю, что я хочу сделать в этом мире.
У меня совершенно чёткое представление о том, какие изменения я хочу пробудить, вызвать к жизни. И чтобы они произошли, нашему обществу, как я уже сказал, требуется эта смазка, требуются деньги.
Я думаю, что нам следует забыть всё, что мы знаем о деньгах. Я действительно думаю, что нам следует начисто стереть из нашего сознания всё, что там записано об этом. Даже тем из нас, кому посчастливилось в своей жизни иметь немного денег, приходилось иногда сталкиваться из-за этого с некоторыми трудностями. Потому что, фактически, всё, что мы слышим о деньгах, ассоциируется со злом, и, как следствие, этот ментальный образ автоматически переносится на тех, кто имеет деньги, особенно большие деньги, даже если люди сами по себе совсем не мошенники.
У нашего ума существует такая тенденция, установка насчёт денег: деньги это источник зла. Мы называем их презренным металлом, а людей, у которых их много денежными мешками. Деньги связываются с чем-то грязным и нечистым так, как если бы те, у которых есть сколько-то денег, заработали их нечестным путём, или вообще не должны были их иметь.
Итак, существует такой большой миф о деньгах... Я называю его денежным мифом.
И в человеческом обществе денежный миф гласит: деньги это нехорошо, что само по себе весьма интересно, так как все хотят денег. Поэтому каждый, практически, попадает в положение человека, который желает чего-то такого, что иметь очень нехорошо.
Это почти так же, как с сексом. Точно так же. Я редко встречал людей, которые не хотели бы иметь секс по крайней мере, хороший секс в том количестве, в каком он доступен им. Но кое-где в нашем обществе это вовсе не приветствуется я не шучу, я говорю вполне серьёзно: желать много секса кое-где считается очень предосудительным.
И если вы просто выступите и скажите: Я хочу много секса, люди подумают, что вы спятили или с вами что-то не в порядке. С деньгами то же самое, и даже ещё хуже.
Если вы остановите на улице людей и спросите их об их сексуальной жизни, они, на самом деле, многое вам расскажут. Но спросите их о том, сколько у них денег на банковском счету. Вы увидите, как перекосятся их лица: Что вы хотите узнать?
Сколько у меня на банковском счету? Простите, но это очень личное. С кем вы спали в прошлую ночь это не очень личное ну, немножко, но вот это это действительно личное.
Это деньги! Итак, эмоционально, люди гораздо больше озабочены деньгами, чем собственной сексуальностью. Интересно, не правда ли?
Всё, что мы слышим в своей жизни о деньгах девять десятых этого носит очень негативную окраску.
Итак, как подружиться с деньгами? Во-первых, вам нужно забыть всё, что вы когда-либо слышали об этом.
А затем принять новую установку: во Вселенной нет ничего, что не было бы Богом. И Бога, и энергию, которая есть сам Бог, можно найти во всём, в том числе в деньгах.
Не так, что Бога можно найти везде, кроме вашего бумажника. В действительности, Бог есть везде.
Нам нужно понять, что деньги это просто другая форма энергии жизни, и очень могущественная форма, могущественная не сама по себе и не в себе могущественная потому, что мы же и дали ей эту власть. Мы, общество, живущее на этой планете, однажды заявили: Мы предоставляем этому особому средству обмена гагангскую власть в нашей жизни. И на деле это должно означать, что деньги абсолютно хороши.
Мы дали им своё благословение. Мы сказали, что ценим их больше, чем что-либо ещё. Например, мы ценим золото больше, чем грязь, причём, до тех пор, пока эта грязь не окажется в таком месте, где очень быстро обратится в золото, то есть в недвижимость. Мы дали своё благословение, но тут же и прокляли в одно и то же время, как видите.
Интересное противоречие. И опять же мы точно так поступили с сексом. Мы благословляем акт человеческой любви, который демонстрирует себя в сексуальных отношениях, и в то же самое время мы проклинаем его.
Это более чем странно. Всё это берёт начало в некоем общем культурном мифе. И этот более обширный культурный миф, который нам дали многие религии, заключается, простите, в следующем: Вы не имеете право наслаждаться.
А так как секс и деньги это два способа, дающие нам возможность наслаждаться, мы определили их как нечто неправильное, что стало причиной дисфункции различных механизмов жизни на планете в целом и в нашей личной жизни в частности.
Как подружиться с деньгами? Представьте себе, что деньги были дарованы вам Вселенной, чтобы использовать их так, как вы хотите, во благо себе и другим.
Но тогда возникает ещё одна препона, которую нужно преодолеть. Так, если у меня будет много денег, я действительно смогу сделать для себя много хорошего. Я смогу пойти и купить очень дорогой костюм или итальянские туфли за 550 долларов. Но смею ли я сказать или даже подумать, что у меня есть итальянские туфли за 550 долларов?
Действительно, смею. Знаете, сколько времени прошло, прежде чем эта пара итальянских туфель за 550 долларов стала для меня нормой? Я сейчас не имею в виду сами туфли; я говорю о том, что означает это событие в моей жизни.
И оно не означает, что у меня теперь достаточно денег, чтобы позволить себе дорогие туфли. Оно означает, что у меня есть такая ментальная установка, благодаря которой иметь такие туфли для меня нормально.
Вы понимаете, что это колоссальный скачок?
Я хочу рассказать вам о том. почему этот скачок стал возможен. Дело в том, что он связан с чем-то большим, чем просто с шагом ( sole )... он связан с этим шагом, с этой жизненной силой ( soul ) силой в каждом из нас, так что каждый может ходить в этих туфлях. Образно говоря или в буквальном смысле каждый может ходить в таких туфлях, если он поймёт, что нет вообще такой сферы жизни, которая не была бы сферой Бога. Нет такого аспекта жизненной энергии, который не был бы святым или священным.
Ничто не является дурным, что бы мы там себе ни говорили. Давайте прекратим делать из денег зло.
Давайте прекратим делать из секса зло, и, самое главное, давайте прекратим делать злодеев друг из друга.
Что мы делаем? И почему?
Почему мы упорствуем в том, чтобы повсюду в каждом проявлении нашей жизни видеть зло и негативность? Что всё это значит?
Вот в чём вопрос. И это глобальный вопрос.
Это центральный вопрос. Как человеческие существа, мы находимся сейчас в фокусной точке.
Это важнейший переходный период и мы пришли разрешить серьёзнейший вопрос, который связан не с деньгами, а с жизнью как таковой.
Воспринимаем мы жизнь и все её элементы как нечто в высшей степени плохое или как нечто в высшей степени хорошее? Вот в чём вопрос. Если мы воспринимаем жизнь как нечто в высшей степени хорошее, то мы решим свои денежные проблемы и подружимся с деньгами. И затем мы сделаем много хорошего с помощью этих денег, много хорошего для себя, потому что мы это заслужили.
Я заслужил эти туфли. И вы тоже. И затем мы сделаем много хорошего для других. Мы поделимся с теми, с чьей жизнью мы соприкасаемся, своим индивидуальным изобилием и тем изобилием, которое нам посылает Бог.
И никто не останется обделённым. Изобилия так много, что хватит на всех.
И когда мы выберем его мы подружимся с деньгами, с собой, с другими и с Богом.
Итак, что нам нужно, так это чувствовать себя комфортно с деньгами так же, я должен добавить, как со своим телом и друг с другом. Нам следует научиться чувствовать себя комфортно и свободно по отношению ко всем проявлениям жизни так, чтобы мы могли сказать: Жизнь, дай мне всё, чем ты являешься для меня, а всё то, частью чего являюсь я, я даю тебе, и не стыдиться ничего.
Потому что стыд не от Бога.
Итак, вот вам шанс: просто отбросьте свои представления о том, что деньги это что-то плохое. Именно они (представления) вынуждают людей жить жизнью, полной отчаяния. Потому что, решив, что деньги это плохо, и, не желая получать это плохое за свои хорошие дела, люди автоматически оказываются в ситуации, когда работа должна стать ненавистной, это, по крайней мере, оправдывает для них получение плохих денег за неё.
Итак, они проводят восемь часов в день за работой, которую они ненавидят, и после этого занимаются чем-то, что им нравится но безвозмездно. Они идут в больницы, становятся лидерами Бойскаутов или вовлекаются ещё во что-нибудь.
То есть то, что им нравится, они делают бесплатно, а ненавистную работу делают потому, что за такую работу они могут принять плохие деньги. Потому что, в конце концов, кто станет это делать бесплатно?
Кто станет это делать бесплатно?
Но всё меняется, когда вы принимаете решение быть одним из тех смельчаков, которые выбирают жизнь, а не прозябание. И именно тогда меняется всё ваше существование. Вы совершаете это изменение, этот невероятный сдвиг, изменив своё представление о том, что вы здесь делаете, и приняв решение жить, а не прозябать. И эта перемена настолько грандиозна, что буквально всё меняется в вашей жизни, в том числе и ваши отношения с деньгами.
И не сомневайтесь это возможно. Я здесь для того, чтобы засвидетельствовать, что сдвиги, перемены действительно происходят.
А вот и вопрос...
Итак, конфликт, который у меня с деньгами... Я тоже ценю их, наслаждаюсь ими, и у меня всегда было такое чувство, что для того, чтобы получить деньги, мне приходится делать то, что мне не нравится. Теперь я вижу, что это не проблема.
Однако конфликт, который для меня остаётся ещё неразрешённым, заключается в том, что мне кажется, будто, имея много денег, я участвую в такой программе или системе, которая лишает большую часть мира средств к существованию. Всё это было бы более для меня приемлемым, если бы я знал, что у каждого в мире есть пища, каждый в мире может получить медицинскую помощь, каждый в мире имеет кров и одежду.
И тогда деньги были бы просто средством манипулирования более второстепенными вещами...
Я внимательно выслушал Вас и хорошо понимаю. Но смотрите, чтобы эта Ваша справедливая озабоченность не лишила Вас очень важного инструмента, благодаря которому всё это могло бы произойти через Вас.
Будьте очень осторожны, чтобы эта праведность не лишила вас возможности стать одним из тех, кто действительно содействует осущестшению этого.
Я посвятил свою жизнь тому, чтобы изменить мир в лучшую сторону, как Вы только что описали. Но я могу Вам сказать, что сейчас мои действия более эффективны, чем в то время, когда я отрицал саму силу, которая могла сделать меня способным совершать подобные изменения.
Одной из самых больших ловушек в делах человечества является наша правильность или праведная правота. И иногда нам кажется, что у нас есть, я бы сказал, право быть правильным.
Я имею в виду, что нам действительно кажется, будто мы глубоко понимаем, что правильно, а что неправильно в той или иной ситуации. В рамках системы относительных понятий мы можем, фактически, быть абсолютно правыми.
Однако это очень опасное положение. Потому что наша правильность, сознание нашей правоты может блокировать эффективное действие скорее и сильнее, чем что-либо ещё.
То есть это мешает нам быть понятливыми, действительно понимающими.
Когда я думаю, что я прав относительно какой-то ситуации, я не могу понять, как у кого-то может быть другая точка зрения, или как вообще можно допускать или терпеть существование этой ситуации. Так я утрачиваю сострадание к людям, допустившим то, по поводу чего я праведно негодую.
А когда я утрачиваю сострадание, я теряю способность действительно изменить что-либо к лучшему. Потому что никому не нравится, когда его критикуют, или считают несправедливым.
Особенно опасно, я думаю, считать себя правым относительно всего плохого, что происходит в мире. Потому что наша восхитительно правильная оценка ужасной ситуации в этом мире, является, фактически, колоссальным подтверждением того, что мы не понимаем, что сами допустили её существование.
Рассмотрим вопрос конкретно. Какую бы службу сослужила великому хирургу, или великому доктору, или великому врачу позиция праведного негодования по поводу существующих в мире болезней?
Какую бы службу сослужила прекрасному адвокату, выдающемуся прокурору его позиция праведного негодования по поводу всех конфликтов в мире? Я хочу сказать, что он может хотеть устранить, уменьшить конфликтные ситуации, но судить о них с точки зрения правомерности их существования, праведно недоумевать и негодовать по поводу того, что так много проблем, это для него, по сути дела, означает бросить вызов тому, что он сам создал в своей собственной реальности, чтобы быть тем, кем он, в действительности, является.
Видите, мы, как человеческие существа, занимаемся тем, что строим дом, а затем его разрушаем. Мы, человеческие существа, занимаемся тем, что создаём точную, правильную и совершенную модель обстоятельств (я говорю сейчас метафизически), позволяющую нам выразить ту часть себя, которая могла бы открыто продемонстрировать, кто мы такие на самом деле. Если я, например, являюсь целителем, то мета физически (умозрительно) я создам совершенную модель обстоятельств, чтобы дать себе возможность быть тем, кто исцеляет.
Следовательно, я включу в свой опыт и даже в какой-то степени, на каком-то уровне создам в своей внешней реальности болезнь как вызов, как противовес тому, кем я являюсь, чтобы мне можно было проявлять и ощущать себя таким, каков я есть.
Для священников самое худшее, что только может произойти, это если все в мире завтра станут праведниками. Им больше нечего будет сказать людям.
И тогда священнослужители, мужчины и женщины, проведут остаток своей жизни, воссоздавая на некоем метафизическом уровне то, что требовало бы духовного исцеления, чтобы найти себе применение и проявлять себя в присущем им качестве. Вот почему истинные мастера не судят и не проклинают. Они начинают менять внешние обстоятельства своего мира, не проклиная его.
Потому что проклинать его означает проклинать сам процесс, позволяющий им выразить ту часть себя, которая раскрывает величие их истинной сущности. В этом таится глубокая метафизическая тайна, и мастера понимают её совершенным образом.
И ещё раз повторю, что именно поэтому мастера никогда ничего не проклинают и не осуждают, но просто стремятся выразить часть себя, что и позволяет внешним обстоятельствам сдвигаться и меняться. В практическом отношении с точки зрения даже политической реальности и практического социального взаимодействия праведность никогда никому не помогала.
Одной из наиболее выдающихся политических фигур нашего времени, на мой взгляд, является Джимми Картер. Это тот человек, который смело вов лекался во взрывоопасные политические ситуации без оглядки на праведность.
И в результате он многое изменил к лучшему, да так, как никогда бы не смогли сделать люди, вооружённые праведностью.
И моё праведное негодование или гнев по поводу того, как устроен мир, является во многих отношениях главным препятствием...
Несомненно. Любое проявление Вашего праведного негодования и любая Ваша критика мешает Вам донести до людей важнейшую идею. Потому что никто Вас всё равно не слышит. Когда Вы говорите с позиции праведного негодования и критики, никто Вас не слышит.
И Вы не только отталкиваете силу, которая дала бы Вам возможность и способность творить, Вы отталкиваете людей, которые могли бы дать Вам эту силу. Потому что никто не поймёт праведность даже те, кому Бы пытаетесь помочь.
Вы также сказали ещё одну интересную вещь. Вы сказали, что если бы Вы раньше размышляли над этими вопросами, Вы могли бы заметить, что делали то, чего не желали, или подумали бы, что вынуждены делать то, что Вам не хочется, и это для того, чтобы не предать кого-то или что-то.