Зачем вы столько говорите о времени? Где вы видели время? Вы подобны всаднику, который оседлал сам себя. Время это плеть.
Ну что ж, спешите, скопцы! Спешите, а то опоздаете!
Смотрите сколько трупов, поспешите, а то вам не хватит могилы! Ваш Бог страх ваш.
Я не удивляюсь тому, что не ощущаете вы Его.
Если рожаете вы, чтобы было кому хоронить вас, то не рожаете вы, а хороните. Если же вы жертвуете собой, то значит держите вы других людоедов. Мне не нужна ваша жертва, я хочу радости вашей.
А разве же вы не хотите её? Что ж буду я сокрушаться?
Вы или хотите, или умерли мёртвым пою я песни, но танцую я только живым! Я так хочу, я так живу!
Если вы утомлены жизнью вы не хотите, так не смертью ли утомлены души ваши? Утомлённые жизнью проповедуют смерть? так ведь ничего более они и не знают.
Думающие о вечном не могут ни жить, ни радовать. Они не хотят, они "хотели бы", они не живут, они не радуют. Возможность есть всегда, просто нужно хотеть.
Вам нужно, а я хочу".
Так говорил Заратустра, а я вспоминал всех моих дорогих невротиков. Я невротик
Интересно, кто-то слышит мой смех?..
Иногда коллеги расстраивают меня больше моих пациентов. Нет, даже чаще.
- Ну, что ты? протянул Зар. Пустое.
- Знаешь, когда младшая обезьянка изобретает новый способ доставать банан, у неё отбирают добычу. Когда старшая обезьяна изобретает новый способ доставать банан, то у неё учатся. Мы не так-то далеко ушли от обезьян!
Есть, правда одно отличие, наши "бананы" нельзя отобрать, они сгниют раньше, чем кто-либо успеет их съесть, отобрав.
Не мечтайте о великом, будьте великими, - говорил Заратустра. Зачем воевать, если можно быть победителем?
Не воюйте ни с собой, ни с другими любой исход означает только смерть.
Не воюйте с незнанием: на какую победу можете вы рассчитывать? Кого хотите вы взять в плен, чем поживиться?
Не воюйте и со знанием, познание это не война. Воюя, вы разрушаете, познание это признание.
Признайте поражение, не сумевшие, этим вы дадите слово знанию. Не учите знание. Разрешите знанию говорить, и сможете слышать.
Когда же вы говорите сами, вы не услышите того, что хотите услышать. Что вы делаете, солдаты? Хороший солдат мёртвый солдат.
Вы хорошие солдаты!
Воины лучше солдат, они отрицают себя, впрочем, потому они и глухи. Война это контузия сердец.
Не ищете врагов, враги глухи. Но глухой враг лучше исполнительного солдата, поэтому не ищете и солдат.
Война это безумие мира. Не лечите мир, но не заражайте его своей ненавистью.
Ненависть слепа, неужели же вам не жалко глаз ваших, познающие?
Великий не воюет, великий обладает, а обладать может он, лишь не притязая. Обладать, не имея вот в чём секрет познавшего.
Не имеющий не потеряет, имеющий уже потерял, ибо остановил он то, что лишь в движении живо.
Обладать, не значит иметь, обладать значит не бояться. Как можете вы обладать миром, когда мир обладает вами? Что ж нет в вас силы признать принадлежание ваше?
Только принадлежащий и обладает, ибо не боится он потери. Нечего терять свободному!
Только страшащийся и боится.
Скупые рыцари, ваши ларцы прохудились!
Предоставьте маленьким мальчикам говорить: "Я смогу!". Говорите: "Я смог!".
Но помните, что хороша лишь та храбрость, что не боится потерять имеющееся.
Я люблю обладателя, что знает стыдливость сердечности своей, ибо он не покушается.
Я люблю обладателя, что знает стыдливость сердечности своей, ибо он не противится.
Если же вы боитесь себя, разве же я не буду бояться вас? Безумие пугает! Зачем вы боитесь?
Страх может защищать только страх.
Дурно не то, чт`о вы скрываете, дурно то, что вы скрыв`аете. Всякая возвышенность низка, если она ложна.
Знающий не заносчив, знающий не знает злобы, ибо знает он, что её нет, а есть только страх. Знающий не боится, он знает.
Гордый убеждает меня в своей силе, но я убеждаюсь лишь в страхе его.
У знающего нет врагов. Каждому своё, - говорит он, говорит, но не приговаривает этим.
Бунт слабость рабов, это слабость страшащихся, что бессильны признать своё рабство.
Бунт это доказательство рабства. Бунт это доказательство страха.
Если раб признает рабство своё, он освободится от страха, он не будет более рабом.
Нет и не будет свободы иной, кроме свободы, кроме свободы от страха!
Нечего терять рабу, кроме своего страха. Так против кого бунтует он, как не против себя?
Не слушайте: "Ты должен!", если даже это говорит кто-то в вас. Слушайте: "Я хочу!", ибо это говорите вы.
Не надейтесь, что кто-то сделает для вас нечто. Ибо больше, чем вы сами, никто не сделает вам.
Будьте эгоистами, слабыми вы никому не нужны, так что делайте для себя, если думаете о Других!
- Они снова затеяли войну! Мальчишки гибнут, а им хоть бы хны!
Интересно, они видели двадцатилетнего молодца без ног?! А без рук?
А дементного, после этой чёртовой войны! я сокрушался, у меня ныло сердце, а перед глазами стояли мальчишки, возмужавшие за считанные месяцы чеченской войны. Я лечил их, если можно так назвать беседы с людьми, которые не хотят жить
- Андрей, выключи телевизор, - тихо сказал Заратустра.
Вот, что он говорил сегодня:
У всякого безумия два костыля. "Добро" и "зло" вот два костыля любой идеологии.
У идеологии может не быть идеи, но "добро" и "зло" в ней будут всегда. Одно она несёт на знамёнах, другое топчет ногами.
И нет для неё ни правых, ни виноватых, потому что идеология не знает человека, для неё есть только "добро" и "зло".
Идеология не может быть хорошей. Религиозная она или государственная она не знает человека.
Стадо не может без идола. Раньше вы молились "богам", теперь вы молитесь на "человека", гуманизмом зовёте вы нового идола.
Но идолу всегда лгут, ибо надеяться на него. И суждено погибнуть ему в безумии бунта идолопоклонников.
Такова цена и вашей присяги!
"Добро" и "зло" - жернова идеологии, какая разница какой раздавливает, о какой раздавливают? Бирки можно и переменить, но суть идеологии от этого не меняется, отнюдь, она раздавливает.
Защищая человека, вы осуждаете войну, но умеете ли вы осуждать осуждение? С кем вы играете в прятки?! Гуманисты, вы же осуждаете человека!
Кто развязал войну, если не человек? Кто взял ружьё и выстрелил, если не человек?
Кого вы хотите защищать? Кто погибнет от вашей защиты?
Если думает гуманизм о человеке, то как может он предпочесть одного человека другому? Какая разница для него меж тем, кто развязал войну, и тем, кто погиб на ней.
Кому же вы лжёте, рассказывая о гуманизме вашем? Что хотите вы скрыть за красивым словом, если не страх ваш?
Кого топчите вы ногами, если не человека, когда несёте на своих знамёнах фикцию гуманизма?! Разве же может гуманизм поделить людей на "добрых" и "злых"? Но вы делите! А избежите ли вы осуждения "злых"?
Чего стоит тогда ваша гуманность?!
Вы собирались в Лиги, вы принимали Декларации, но разве же вы стали нежнее? Что двигало вами, когда вы голосовали в Организациях, если не идеология, которая не знает человека?
Кого вы пытаетесь обмануть?
Вы сами себя обманули. Вы думаете, что о "добре" позаботятся Органы? Думаете вы, что о вас позаботится Государство? Да, оно позаботится послать вас на войну, позаботится оправдать её "добром", а потом позаботится бросить целую армаду спасать жизнь вашу и будет заботиться, как бы залатать дырки на вашем теле.
В существе же вашей никто не залатает дыры! Ибо вы предали себя сами!
Гуманизм смешал языки, но разве же не потерялся теперь человек? Стали вы массой гомогенной.
Не индивидуальности, но безликости добились вы своим гуманизмом!
Есть среди вас великие люди? Нет их теперь, ибо только нежные видят великое! Не дорожите вы человеком, но дорожите идеей его! Так и Бога никогда не ощущали вы, а только идею Его пестовали.
Чужих богов распинали вы, восхваляя собственных, других людей готовы вы распять, чтобы насладиться собственными!
Никогда не видел человек великого, ибо, страшащийся, никогда не был он человеком! И неважно какова форма вашего страха, страх это страх, а потому и человек у вас не человек, а только подобие человека.
И гуманизм это страх, облагороженный словом!
Гуманизм сказал вам: "Каждый из вас велик!". И вы украли подвиги героев, мудрость святых и нежность бесстрашных. Но нежны ли вы теперь?
Разве же ворованная мудрость ваша подвиг? Воровство вы называете "куплей-продажей", а я называю его воровством.
Нет плохого в воровстве, толку в нём нет, вот в чём беда ваша, о которой не знаете вы!
Гуманизм сказал вам: "Каждый из вас велик!". И вы решили, что все пути уже пройдены, и можете вы пожинать лавры. Но он обманул вас!
Ваш путь только вы и пройдёте. А если вы купили билет на экспресс, то и не заметите, когда погибните!
Гуманизм сказал вам: "Каждый из вас велик!". И вы задохлись в своей эгофилии.
Не стали вы нежными, но потребовали нежности. Радуйтесь, к вам нежна идеология гуманизма!
Не забудьте выслать мне приглашение на поминки ваши!
Гуманизм должен был сказать вам, что вы страхом своим убиваете самих Себя.
Гуманизм должен был сказать вам, что "добром" и "злом" своим душите вы свою жизнь.
Гуманизм должен был сказать вам, что вы нуждаетесь в человеке: в самом Себе и в Другом.
Но нет теперь места, где бы могли уединиться Двое, ибо в головах их сотни безликих! и об этом должен был сказать гуманизм ваш.
Но он молчит, ибо не счастье человека интересует его, а счастье тех, кого назначили вы опекунами гуманизма вашего: государство и органы его, лиги и декларации их, организации и гул их безумия.
Но нет ни государства, ни органов его, ни лиг, ни организаций, а есть только люди, которые хотят быть опекунами вашими. Кого же винить вам теперь в бедах ваших, если не лень и глупость вашу?
Боитесь вы труда борьбы со страхом вашим. Но чего вам ещё желать?
Гуманизма?..
Человек должен быть эгоистом, чтобы быть человеком.
Только эгоист может любить, ибо не знает он лени, ибо нет нужды ему преодолевать самого Себя.
Только эгоист способен видеть, что нежность одна и есть то великое, что всегда было скрыто от вас.
Не ждите, что другие сделают из вас человека, ибо должны вы быть эгоистами. А этого не купишь ни в кредит, ни в складчину, не узнаешь этого и вприглядку.
Пока страх ваш больше вашего гуманизма, нет в вас и грамма гуманизма. Эгоист не может лгать, ибо он знает, что только себя обманываем мы своей ложью.
Слишком высоко ставит самого Себя эгоист, чтобы обманывать!
Низко же вы сами Себя ставите, если отдаёте предпочтение страху!.
Так говорил Заратустра, а я думал, что никто не заставит человека стрелять, кроме его страха. И каждый решает это сам за себя, эгоист не решает за других.
Все мировые проблемы локализуются в отдельно взятых головах, это проблемы этих голов.
Сколько же сора в моей голове! Эгоисту не избежать генеральной уборки, прежде чем стать человеком
Пациентка принесла мне для ознакомления книжку какого-то психолога средней руки. Суть этого бестселлера сводилась к следующему: существует карма, существуют уровни, где прохлаждаются души умерших, всё объясняется двумя этими несложными константами.
Особенное впечатление на умы пациентов клиники неврозов произвели следующие соображения автора: у каждого из нас есть притязания, и чтобы нас от этих притязаний избавить некие ангелы-смотрители посылают нам то, что будет этим притязаниям в жесткой форме противоречить.
Например: женщина, мечтающая об идеальном муже, получит в день свадьбы исчадие ада; человек, помешавшийся на деньгах, денег не получит; а если кто зарвался в своих притязаниях, тот и вовсе ничего не получит, поскольку обратное соорудить несчастному ангелу не под силу.
Замечательная теория! По крайней мере, она лучше всех прочих объясняет моим пациентам, почему их жизнь не удалась: всё дело в злосчастных ангелах!
Не знаю, на что рассчитывал автор, но это, по-моему, единственный результат, которого он добился своим опусом.
Зар, конечно, смеялся, как сумасшедший, листая эту брошюру. А я злился: ну ведь глупость!
Зар не унимался, и хохот его был так заразителен, что через какое-то время я стал подсмеиваться, потом смеяться, а спустя ещё пару минут мы ухохатывались оба, корчась на полу в характерных для этого дела судорогах: Зар сполз с дивана, я рухнул там, где стоял.
Что так сильно развеселило Зара известно только самому Зару, а я смеялся над той серьёзностью, с которой я принял эту глупость к своему "благородному" сердцу.
Когда мы отдышались, Заратустра говорил так:
Говорите глупости с серьёзным лицом это выглядит очень обаятельно. Мудрость обаятельна сама по себе, поэтому не важно, как вы говорите о ней.
Не выбирайте так же и тех, кому и что говорить. Мудрый нуждается в глазах, а не ушах.
Мудрому скучно в одиночестве, а у одиночества нет глаз.
В чём отличие мудрого от глупца? Мудрый видит то, что есть, глупец то, чего недостаёт ему. Поскольку последнего нет, то каждый глупец видит своё.
Забавен разговор двух глупцов и содержательно молчание мудрых.
"Я" искажает собой реальность, у мудрого нет "Я", а глупец гордится своим безумием. Нет знания о реальности, есть лишь знание о "Я" это единственное, что можно знать.
Но глупец не знает именно этого!
Спросите глупца о том, как он представляет себе мир. И когда он расскажет вам, вы узнаете его "Я".
Мудрый не знает, но живёт.
Муха ничем не хуже пчелы. Только глупец скажет, что помёт хуже мёда, он скажет также, что день лучше ночи, лето зимы, а жизнь смерти.
Актёры актёры. Кто видит в них плутов, видимо, сам плут.
Игра мастерство актёров; пчела не способна быть мухой дурна ли она от того?
Великое без великого, что представил это великое мёд без пчелы, он сладок, но мёртв.
Но и великий пуст, если не представил великое. Если же его не услышали, великий сокрушаться не будет: он ищет глаза, а не уши.
Нет новых ценностей: форма и содержание не меняет сущности. Слепец глядит пустыми глазами, мудрый не ищет таких глаз.
Интерес вот, что интересно в глазах. В глазах познающего интерес познающего, в глазах мудреца интерес к интересу познающего.
Нет проблем, кроме глупости. Но ведь глупость не проблема, так что не переживайте из-за неё.
А переживания её глупы, так не переживайте из-за её переживаний!
Вы не можете любить глупость, так что же? Вы можете радоваться вместе с ней.
Все имеют право на радость.
Гул рынка приятен тому, кто не ищет того, чего нет. Гул рынка приятен мудрецу. Только глупец будет сокрушаться от этого гула. В этом гуле жизнь, мудрый любит жизнь, ибо любит он то, что есть.
Любит и только!
Глупость не противоположна мудрости. Они не соприкасаются, как огонь не дотрагивается до воды, кипящей в чугунке.
Всякая глупость в чугунке глупца, что же вы боитесь глупости? Только глупец боится глупости.
Кто за мишурой не разглядел сути, тот видел мишуру, он радуется ей. Так зачем же будет сокрушаться мудрый?
Лучше быть калифом на час, чем калифом навсегда! Не бойтесь смеха людского, не противьтесь гневу людей, не избегайте их глаз.
Как иначе узнают они о мудрости вашей?
Всякий желает быть интересным, кто ж откажется от интереса к своему интересу? Вот в чём сила мудрого: не внедряться, но находить!
Мухобойка чешет руку безумца. Не искушайте себя глупостью, выкиньте мухобойку!
Если муха хочет тебя ужалить, разве можно ей помешать? Если кто-то льстит тебе неустанно, узнай, чего не достаёт ему.
Ему полезно будет это узнать!
Мудрость не знает безумия. Будет ли мудрый оспаривать престол безумия? Безумие стремится к мудрости.
Стоит ли препятствовать ей?
Мудрый не предсказывает, мудрый констатирует. Только безумец опережает собственный визг!
Гордость мудрого в смехе, смелость в радости, величие в нежности. Разве же будет мудрый беречься малых?
Не унизит мудрый мудростью своей, но возвысит малого, или не ведает он мудрости.
Если же начнут малые подгребать угли к костру мудрого Что остаётся ему? Молчать, чтобы не разозлить малых гордостью своего смеха?
Благодарить небеса за судьбу свою своей радостью? Или предложить поджигателем ухватки, чтобы они не обожгли руки?
Нет, эгоист думает о себе Самом, и не ищет того, чтобы другие думали о нём. Он будет танцевать! этого никто не в силах отобрать у мудрого, даже паралич, даже смерть.
Танец это больше, чем пляска. Танец это больше, чем смерть!.
Так говорил Заратустра. Говорил задорно, весело, смело!
Лицо его лучилось, казалось, он не говорил, а танцевал.
- Ты знаешь какая разница между мудрецом и эгоистом? спросил меня Заратустра, завершив свою речь.
Я опешил сложный вопрос!
- Правильно, никакой! В этом секрет! и он расхохотался, глядя на мою растерянность.
Боже, как я раньше жил без него!
Возвратившись из клиники, я рассказал Зару об одной своей пациентке. Она хранит целомудрие, рассуждая о православии с великой страстностью.
Впрочем, её вера не вполне мне понятна. Нотации о прощении она сопровождала осуждением тех, кто не блюдёт поста, не исповедуется и не причащается. Смирение её выразилось в скандале, который она затеяла в палате, разругавшись с пациенткой, которая думает, что исповедует буддизм (или вправду исповедует).
И уж, конечно, не без гордыни прозвучали её слова о том, что только православные унаследуют Царствие Божие.
Такая вера верующих в свою веру всегда ставила меня в тупик. Что ж вы неврозом-то болеете, если в благодать Божую веруете?
Или слабоват Бог ваш, или вера ваша дутая. Стал бы я бояться, если бы знал, что Богом любим!
А если бы любил, так и вовсе не боялся бы ничего! так думаю я, глядя на таких верующих.
- Не знаю, Зар, но православие это такая же секта, как и любая другая, только традиционная. Если у этой моей пациентки и есть проблемы, так они как раз в целомудрии её и заключаются! Зачем мне рассказывать, что она этого не хочет, когда всё её тело только о том и говорит, что это - это единственное, чего она действительно хочет?!
Не верю я в целомудрие в самом своём основании. Может быть, я по себе сужу, может быть, просто не встречал пока, но как-то странно это для человека.
Или как?.. я испытывающе посмотрел на Зара, который делал вид, что ему нет до меня никакого дела.
Заратустра долго молчал, а потом говорил так:
"Много я видел целомудренных, но не видел счастливых.
Какая разница, чем объяснять своё горе? Какая разница, чем скрывать его: целомудрием или развратом?
Внешнее не решает проблем внутреннего, оно их скрывает. Но кто не видит скрытого, тот вовсе ничего не видит, только титры!
Словом познать они обозначают физическую любовь, а "цело-мудрием" её отсутствие. Познание и мудрость, конечно, не одно и то же, но как всё это связано с физиологией?
Целомудрен ли эгоист? Да, но не потому, что он избегает близости, а потому что знает он, что такое "близость".
Эгоист не спутает ложь с искренностью, ибо слышащий себя, услышит то, что происходит на том конце провода, ведь он и есть этот провод.
Целомудрие это способность не верить лжи. Ложь это то, чему хочется верить.
Неправда неинтересна, а вот ложь манит.
Ложь это такая реальность, в которой нет ничего реального. Неправда проста, как и глупость, что о ней думать!
А вот ложь это новый контекст, новая реальность.
Ложь более реальна для лгущего, чем для обманутого: в ней он ищет защиты, в ней находит своё прибежище.
Когда луч света падает на предметы, они отбрасывают свои тени. Явления жизни так отбрасывают контуры лжи, когда смотрит на них человек.
Отнимите у существования вашего ложь, и всё будет просто, и слово тогда не ухватит жизни. Вот почему целомудрие молчаливо.
Целомудрие это отсутствие лжи, это жизнь, как она есть.
Две стороны в отношении, два контекста, в двойственности этой ложь, ибо стороны эти одиноки. Эгоист не бывает один, ибо эгоиста нет в одиночестве, он всегда между, он само отношение, ибо он ощущает.
Но он не "между", он "то, что между". Эгоист не может быть сам с собой целомудренным. Для целомудрия нужен Другой. Нет целомудрия без Другого.
Другой это жизнь эгоиста.
Что же тогда эгоист? Эгоист это тот, кто живёт в Другом не именем своим, но существом своим, не образом, но существом.
Я зову эгоистом того, кто не имеет Эго, но кто, будучи самим Собой, не ограничивает Другого своим Собой, но открывает Другого своим Собой: в этом эгоизм эгоиста.
Целомудрие это сама близость. Ну, а кто, что делает дело Двух, а не других".
Так говорил Заратустра, а о чём он умолчал, я могу только догадываться.
Много думал я о целомудрии, но путал я целомудрие с невинностью. Невинность производное от вины, производной от глупости.
Невинность вот она, тяга в Ничто, вот оно, стремление к Идеалу, а по сути идеализм идеализмом.
Целомудрие страстно! Но не в единичном страсть целомудрия, а в целостности!
Вот, что я понял из слов Заратустры.
Страсть целостности вот, что такое цело-мудрие.
Заратустра куда-то запропастился, а ко мне зашёл близкий друг. Я как раз слушал кассету с его новой музыкой.
Песня звучала на английском, так что смысл я понимал весьма смутно, но звучало потрясающе!
- Хороший голос, - весомо оценил Зар, гремя дверными ключами.
- Это его! похвастался я.
- Правда?! Хорошо! с ещё большей весомостью произнёс Заратустра. - Мало понимает народ великое, то есть творческое, но ещё меньше того знает он создателей и актёров великих дел.
Я представил их друг другу.
- Это он подарил велосипед, - гордо отрекомендовал я моего друга.
- Это ваша пословица: Дорог не подарок, дорога любовь? поинтересовался Зар.
- Да.
- Любите, - сказал Заратустра нарочито-утвердительным тоном и, словно ставя жирную точку, сопроводил речённое отвесистым взмахом указательного пальца.
Мы рассмеялись, и так говорил Заратустра:
Все вы отшельники, ибо не довольны вы тем, что есть. Но как можете жить вы, недовольные жизнью?
Отказывая жизни, вы удваиваете себя, но нельзя у себя выиграть в шахматы. Сами с собой вы живёте, отшельники!
А это блуд, ибо ведёт он не к жизни, но к смерти. Так будьте же эгоистами, если хотите быть!
Отшельник не одинок, он расщеплён. Двое в одном это граница, граница это война, война это безумие. Отшельник не одинок, он безумен.
Вы безумны, отшельники!
Но страшно вам безумие ваше, отшельники, ибо нет в вас мужества идти до конца! Дурную кашу заварили вы, но кого же собрались вы отравить ею?
Другом зовёте вы приговорённого вами!
Другом хочет стать палач висельнику, чтобы не испытывать вины в своём преступлении, ибо нет в нём мужества идти до конца. Чужие плечи сильнее своих для того, кто косится на чужую шею!
В поисках друга, себя хотите найти вы, отшельники! Ничтожна суета эта и непотребство, ибо предстоит вам найти безумие ваше!
Не друга, но самих Себя следует обрести вам! Не за податью, но с подарком должно идти другу!
Не друга должны ожидать вы, но быть другом!