d9e5a92d

Жуков Ю. - Психотехники расширения сознания- социопсихологические технологии

Как провозглашает Вернер Эрхард и в обосновании этого небесспорного утверждения делает несколько па с ассистенткой-партнершей. Метод Слона из семинара по управлению временем поясняется демонстрацией изображения слоновьей туши и прочая и прочая. Предметное содержание семинара не порождается группой (как в случае групподинамического тренинга) и не воссоздается (как в психодраме или ролевом тренинге), а иллюстрируется. Активность участников направлена не на само содержание работы, а на создание благоприятного фона для развертывания активности ведущего семинар.

Немногочисленные групповые упражнения способствуют лишь формированию чувства сопричастности конструирующей деятельности ведущего, но сами не входят в процесс конструирования. ( Значит ли это, что до захвата событием и после интерпретации события сознание является бессобытийным? По-видимому, это не так.

Сознание, не занятое актуальным событием, переживает (пережёвывает?) события прошлого или предвкушает события будущего. Поэтому-то сознание всегда взволновано (или озабочено). ( Второй аспект расширения - интимизация. Под этим понимается вскрытие того, что не было продемонстрировано, опубликовано.

Третий аспект - введение в поле события того, что было опубликовано, но не привлекло внимания участников и не было осознано. До начала игры, после того, как участники получили роли и ознакомились с более подробной информацией о ситуации, им предлагается сформулировать цели, которые они намереваются достичь в ходе беседы. Эти формулировки делаются в письменном виде и сдаются до начала игры ведущему.

Таким образом фиксируется важная часть Пред-события. После проведения игры, ход которой записывается при помощи видеокамеры, участникам задается серия вопросов:

  1. Удовлетворены ли Вы результатом беседы?
  2. Изменилось ли и в какую сторону Ваше настроение?
  3. Изменилось ли и в какую сторону Ваше отношение к собеседнику?


  4. Ясно ли Вам, что Вы должны делать в связи с прошедшим разговором?
  5. В какой мере Вы продвинулись в достижении своих целей?
  6. Какова была основная тема беседы?
  7. Чего хотел Ваш собеседник?
  8. Какие моменты беседы были для Вас наиболее трудными?
  9. Наиболее легкими?
  10. Произошло ли улучшение понимания ситуации в результате беседы?
  11. Какова была позиция Вашего собеседника по обсуждаемой проблеме?
  12. В чем он видит причины создавшейся ситуации?
  13. Какие видит пути разрешения проблемы?
  14. Какова была Ваша позиция?
  15. Изменилась ли она в результате беседы?
  16. Возникла ли у Вас необходимость собрать дополнительную информацию о сложившемся положении дел?
  17. Есть ли желание перепроверить те сведения, которые Вы получили от своего партнера?
  18. Сложилось ли у Вас впечатление, что партнер Вас понял?
  19. Поверил ли он Вам?
  20. Кто владел инициативой в ходе беседы?
  21. Какова Ваша оценка прошедшей беседы в целом?

Разумеется, нет необходимости задавать все эти вопросы. Ведущий, исходя из того, как протекала игра и к чему она привела, может опустить некоторые вопросы, не приводящие к получению существенно важной информации.

С другой стороны, он вправе задать другие вопросы, необходимые для прояснения данного конкретного случая.
Другим примером расширения пространства события является организация и проведение игры Психологические шахматы. Здесь значительная часть внешне не выраженного, приватного, вскрывается не за счет получения ответов на вопросы, поставленные после завершения события, а за счет специального построения самой игры, в которой участники письменно фиксируют не только внешне выражаемые реакции (внешний голос), но и ведется протокол реакций внутреннего голоса. Соединение трех протоколов (одного внешнего диалога партнеров и двух рядов мысленных реакций обоих) позволяет воссоздать значительно более полную картину диалога, картину, увиденную с двух позиций почти одновременно.

Нередко вскрытие внутренних составляющих диалога в сопоставлении с его внешней составляющей производит эффект разорвавшейся бомбы. Дополнительные возможности расширения картины события дает использование видеозаписи происходящего. При ее просмотре ведущий может сделать стоп-кадр в самых драматических эпизодах и просить участников вспомнить и воспроизвести их внутренние отклики на те или иные моменты происходившего-совершающегося.

Можно и нужно предоставить и другим участникам процесса возможность прокомментировать видеозапись, дополняя внешнюю картину событий отчетом о наиболее ярких и значительных внутренних переживаниях. Опишем в качестве примера одну из процедур, применяемых при интерпретации событий в ходе видеотренинга делового общения. После проведения и видеозаписи игры Испорченный телефон, в ходе которой произошли существенные потери и искажения важной информации, что было установлено на фазе квалификации события, участникам и свидетелям игры было предложено выразить свое мнение о причинах потерь и искажений. Письменно фиксированные суждения затем группировались на модерационном экране в соответствие с известными схемами каузальной атрибуции.

Индивиды со сходными точками зрения составляли подгруппы, которым предлагалось аргументировать и отстаивать свои позиции. Столкновение различных точек зрения выявляет различное видение реальности и для выявления причин противоречий возникает необходимость в более тщательном исследовании происходившего-случившегося, что и делалось путем просмотра видеозаписи и дополнительного опроса участников на предмет установления фактов.

Обращение к фактографическому материалу проводится здесь после формулировки предположений о причинах того или иного поворота событий и делает просмотр протокольных записей настоящим исследованием реальности с проверкой альтернативных гипотез. Но и обращение к протоколам не позволяет снять все противоречия в трактовках произошедшего, что нередко приводит к мысли о правомерности существования альтернативных видений ситуации, которые сочетаются по принципу дополнительности. Обрисованный выше подход не является попыткой разрушения и перестройки сознания, замены житейских понятий научными. Скорее это реализация стратегии инкорпорации научных представлений здравым смыслом или здравого смысла научными представлениями.



Содержание раздела