Как провозглашает Вернер Эрхард и в обосновании этого небесспорного утверждения делает несколько па с ассистенткой-партнершей. Метод Слона из семинара по управлению временем поясняется демонстрацией изображения слоновьей туши и прочая и прочая. Предметное содержание семинара не порождается группой (как в случае групподинамического тренинга) и не воссоздается (как в психодраме или ролевом тренинге), а иллюстрируется. Активность участников направлена не на само содержание работы, а на создание благоприятного фона для развертывания активности ведущего семинар.
Немногочисленные групповые упражнения способствуют лишь формированию чувства сопричастности конструирующей деятельности ведущего, но сами не входят в процесс конструирования. ( Значит ли это, что до захвата событием и после интерпретации события сознание является бессобытийным? По-видимому, это не так.
Сознание, не занятое актуальным событием, переживает (пережёвывает?) события прошлого или предвкушает события будущего. Поэтому-то сознание всегда взволновано (или озабочено). ( Второй аспект расширения - интимизация. Под этим понимается вскрытие того, что не было продемонстрировано, опубликовано.
Третий аспект - введение в поле события того, что было опубликовано, но не привлекло внимания участников и не было осознано. До начала игры, после того, как участники получили роли и ознакомились с более подробной информацией о ситуации, им предлагается сформулировать цели, которые они намереваются достичь в ходе беседы. Эти формулировки делаются в письменном виде и сдаются до начала игры ведущему.
Таким образом фиксируется важная часть Пред-события. После проведения игры, ход которой записывается при помощи видеокамеры, участникам задается серия вопросов:
Разумеется, нет необходимости задавать все эти вопросы. Ведущий, исходя из того, как протекала игра и к чему она привела, может опустить некоторые вопросы, не приводящие к получению существенно важной информации.
С другой стороны, он вправе задать другие вопросы, необходимые для прояснения данного конкретного случая.
Другим примером расширения пространства события является организация и проведение игры Психологические шахматы. Здесь значительная часть внешне не выраженного, приватного, вскрывается не за счет получения ответов на вопросы, поставленные после завершения события, а за счет специального построения самой игры, в которой участники письменно фиксируют не только внешне выражаемые реакции (внешний голос), но и ведется протокол реакций внутреннего голоса. Соединение трех протоколов (одного внешнего диалога партнеров и двух рядов мысленных реакций обоих) позволяет воссоздать значительно более полную картину диалога, картину, увиденную с двух позиций почти одновременно.
Нередко вскрытие внутренних составляющих диалога в сопоставлении с его внешней составляющей производит эффект разорвавшейся бомбы. Дополнительные возможности расширения картины события дает использование видеозаписи происходящего. При ее просмотре ведущий может сделать стоп-кадр в самых драматических эпизодах и просить участников вспомнить и воспроизвести их внутренние отклики на те или иные моменты происходившего-совершающегося.
Можно и нужно предоставить и другим участникам процесса возможность прокомментировать видеозапись, дополняя внешнюю картину событий отчетом о наиболее ярких и значительных внутренних переживаниях. Опишем в качестве примера одну из процедур, применяемых при интерпретации событий в ходе видеотренинга делового общения. После проведения и видеозаписи игры Испорченный телефон, в ходе которой произошли существенные потери и искажения важной информации, что было установлено на фазе квалификации события, участникам и свидетелям игры было предложено выразить свое мнение о причинах потерь и искажений. Письменно фиксированные суждения затем группировались на модерационном экране в соответствие с известными схемами каузальной атрибуции.
Индивиды со сходными точками зрения составляли подгруппы, которым предлагалось аргументировать и отстаивать свои позиции. Столкновение различных точек зрения выявляет различное видение реальности и для выявления причин противоречий возникает необходимость в более тщательном исследовании происходившего-случившегося, что и делалось путем просмотра видеозаписи и дополнительного опроса участников на предмет установления фактов.
Обращение к фактографическому материалу проводится здесь после формулировки предположений о причинах того или иного поворота событий и делает просмотр протокольных записей настоящим исследованием реальности с проверкой альтернативных гипотез. Но и обращение к протоколам не позволяет снять все противоречия в трактовках произошедшего, что нередко приводит к мысли о правомерности существования альтернативных видений ситуации, которые сочетаются по принципу дополнительности.
Обрисованный выше подход не является попыткой разрушения и перестройки сознания, замены житейских понятий научными. Скорее это реализация стратегии инкорпорации научных представлений здравым смыслом или здравого смысла научными представлениями.