Однако для того, чтобы в полной мере понять механизмы реконструирующего психику социализирующего депрограммирования, необходимо ориентироваться на использование когнитивно-психологических моделей.
Проблемы жертв культового контроля сознания:
Какого рода религиозные опыты были в вашей жизни?
Какого рода политический опыт был у вас?
Какой у вас был опыт психотерапии?
Кем вы работали?
Участвовали ли вы когда-нибудь в тренингах и семинарах?
В каких?
Были ли вы когда-нибудь вовлечены в группу, которая считалась спорной или неортодоксальной?
Были ли вы когда-нибудь вовлечены в группу, требовавшую строгого повиновения?
Люди покидают культы несколькими путями: уходят, их выгоняют, им советуют уйти (уходят по совету, в результате консультации).
Название и характеристики группы? (библейская, восточная, большая групповая тренинговая программа, коммерческая, политическая).
Лидер?
Сущность, глубина и вовлеченность?
Длительность и степень вовлеченности? (рядовой, лидер, сочувствующий).
Было ли участие в других группах предыдущее или последующее?
Они до сих пор активные участники?
Какие контакты с группой у них сохранились?
Кто-нибудь из друзей, родственников до сих пор в группе?
Какова их история пребывания в группе?
Быстро завоевали руководящую роль?
Были дважды понижены в звании?
Были всегда непослушны власти в группе?
Всегда послушный или непослушный участник?
Пытайтесь заставить клиента подробно изложить ситуацию последовательно от первого контакта до настоящего времени.
Должны создать терапевтический альянс.
Сначала более директивно, потом менее.
Вы должны быть готовы тратить время на обучение и тренировку клиента.
Вы должны быть способны использовать анекдоты, метафоры и примеры.
3анятия должны длиться нередко по два-три часа и сначала быть более частыми.
Вероятна необходимость повторения материала.
Должны подходить к клиенту на основе его (ее) модели реальности и вести и приводить их к такому состоянию, в котором они обретут контроль над собственным сознанием.
Давать домашние задания составлять словарь культового языка и репрограммировать.
Если возможно, поручите им написать хронологию группового опыта.
Давайте им задания по чтению (библиотерапия), помогайте встречаться и беседовать с бывшими членами сект.
Работа по восстановлению прошлых воспоминаний (мест, людей, фотографий, музыки, учителей, пасторов).
Какая самая большая проблема в настоящее время?
Удостоверьтесь в надлежащем сне, питании, общем физическом состоянии.
ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство)?
Формируйте ощущение жизненной ситуации и отношений обычно семья, друзья не понимают контроля сознания.
Понимает ли клиент контроль сознания и особенности деструктивных культов?
Имеет ли клиент доступ к другим бывшим участникам культа?
Должны принимать меры к проявлениям фобий, панического расстройства и приступам тревожности.
Во многих случаях может помочь тестирование профессиональное или пасторское консультирование.
Практические советы о написании кратких анкетных данных (для поступления на работу), о выборе учебных заведений для поступления, о предпочтительных занятиях, как заводить знакомства, как общаться особенно в связи с культовым опытом.
Теперь они знают, какие вопросы задавать, за какими поступками наблюдать. Они знают, как опираться на друзей или семью в проверке реальности.
Особенно прорабатывайте утрату чувства избранности, что они могут сделать, что может дать такую же силу чувства, будто вы спасаете целый мир.
Состояния ПРИЛИВА.
Важно для начала близко ознакомиться как минимум с тремя большими культовыми группами. Читайте о них, беседуйте с бывшими участниками.
Вы будете использовать это как справочный материал в вашем консультировании.
Встречайтесь с другими бывшими участниками культов.
Выберите также время, чтобы побеседовать при случае (на улице) или преднамеренно с теми, кто состоит в культе. Вы можете сказать им, что проводите исследование или что вы знаете кого-либо, состоящего там.
Проведите встречи и опросите бывших членов культа из трех, как минимум, разных групп. Практикуйте мини-вторжения.
Идите к членам культа и взаимодействуйте с ними.
Что это за блок, который держит людей изнутри, или чего такого не хватает, что позволило бы им покинуть культ. Нередко они могут сказать: Покажите мне что-нибудь лучше, и я выйду из культа. Выявляйте их критерии для более хорошего. Это больше по размерам, или это то, что больше пользуется Библией?
Что? Будьте готовы упомянуть различные организации, которые законны Армия Спасения, Международная Амнистия, Красный Крест, Объединенные Нации.
Если бы вы никогда не встретились с группой и делали бы именно то, что вы хотели делать и были бы счастливы и удовлетворены, то что именно вы бы делали? Если они не знают, озадачьте их этим. Побуждайте их фантазировать.
Способность допускать приятные альтернативы часть терапии фобий.
Если бы лидер культа предстал перед своими последователями и признался, что ошибался и вводил в заблуждение, и призвал бы их разойтись, поверили бы вы этому?
Если бы он был уличен в изнасиловании и воровстве, вы по-прежнему следовали бы за ним?
Если бы сам Господь посетил вас в ваших вечерних молитвах и велел вам покинуть группу, послушались бы вы Его?
3нают ли они кого-нибудь, кто покинул группу?
Почему они вышли? Беседовали ли вы с ними когда-нибудь?
Почему нет?
Есть ли у вас какое-нибудь желание говорить с ними? Почему нет?
Возможно ли для кого-то покинуть группу по оправданным причинам? По каким?
Подчеркивайте прямоту, честность, духовность, человеческую связь.
1. Моделирование:
2. Локус контроля:
3. Стратегии мотивации:
4. Ориентация во времени:
5. Работа с частями себя или с субличностями: Обнаружение, принятие, со-общение, обучение и интегрирование.
6. Сделайте письменный конспект ваших впечатлений (опыта):
Рассортируйте впечатления (переживания) на позитивные, негативные и курьезные. Восстановите мысли, чувства и поступки.
Добавьте ресурсы, переделайте личную историю.
Имейте в виду:
Разум способен на научение с одной попытки (пробы). Все, что вам нужно это знать, как воспринимать, обрабатывать и извлекать результат из информации, используя пять чувств:
1. Зрительное (визуальное): ассоциированное/диссоциированное, цветное/черно-белое; ассортимент перспектив: большая, малая, перевернутая; в фокусе/вне фокуса, двумерность/трехмерность.
2. Слуховое (аудиальное): громкость, тон (интонация), темп, тембр, опознавайте голос.
3. Двигательное (кинестетическое): осязание внутреннее/внешнее, горячее/холодное, гладкое/грубое, наслаждение/боль.
4. Обонятельное: запах свежий/прокисший, приятный/неприятный.
5. Вкусовое: вкус хороший/плохой, острый/мягкий, сладкий/едкий (кислый).
Триггер (спусковой крючок) является якорем для переживания (обычно включает в себя 5 чувств). Выявляйте триггеры и создавайте новые ассоциации!
Обучайтесь новому и репетируйте будущие переживания (будущий шаг, поступок).
Разум применяет язык к разрядам вещей, представляемым позитивно, а не негативно. Пример: не думайте о белой лошади; не думайте, что вы глупы; не беспокойся, он не придет и не обидит тебя.
Если вы не желаете какой-то мысли, думайте другую мысль.
Если вы не желаете какой-то ассоциации, образуйте другую ассоциацию. Пример: думайте о том, какой вы находчивый, или думайте о том, насколько вы теперь способны защитить себя.
Тоталитарные группы всегда активно используют современные рекламные психотехнологии, начиная от создания суггестирующих сенсорно-активных текстов и изображений (музыка Секо Асахары, транслируемая по радио России, или цветные иллюстрации в книгах кришнаитов) и заканчивая масштабными маркетинговыми кампаниями, результатом проведения которых оказывается создание широких социальных сетей приверженцев нового мировоззрения (рефлекс любопытства, поисковый рефлекс).
У среднестатистического человека в нашем обществе глаза замылены повседневным бытом. Многое из окружающего его кажется ему скучным и пресным.
Активно развивающиеся секты предлагают яркую и свежую оригинальную альтернативу и именно в ее контрасте с обыденностью и коренятся магнетизирующее и притягивающее внимание эффекты. (расхаживание бритоголовых кришнаитов с песнями по Тверской).
Спецификой современных тоталитарных сект являются сложившиеся в последнее десятилетия информационная связность общества, его информационная прозрачность, проницаемость. Если в средневековье новоявленный пророк мог лишь переходить от селения к селению с группой преданных ко-сумасшедших, то сейчас в распоряжении сектостроителей поступили все мощности масс-медиа (радио, телевидение, Интернет). Более того, пример Шри Махариши Махеш демонстрирует почти предпринимательскую подоплеку мотивации организаторов широких сектантских движений. Для продвижения своего идейного товара он привлекает (разумеется не бесплатно) ведущих специалистов в области рекламных технологий и суггестивных практик.
Видные ученые продают свой авторитет в свидетельство об истинности и эффективности методов Трансцендентальной медитации. Прекрасно раскрученные актеры страстно вопиют о своей любви к тем или иным идейным товарам.
В настоящее время это приобретает почти стихийную мощь, остановить нарастание которых, в виду биокомпьютерной атрибутивности психики и использования грамотно подбираемых психотехнологий зомбирования, становится если и не невозможным, то крайне затруднительным.
Фактически современное общество, не сумев справиться с объединенной властью психотехнологий и масс-медиа, поставленных на службу неосектантам, в самое ближайшее время рискует превратиться в конгломерат активно воюющих друг с другом локальных идеологических кланов, причем каждый из граждан станет членом какой-либо сражающейся за умы и имущество граждан групп. Понятно, что ни о каком управлении таким социумом речи и быть не может.
В каком-то смысле это может быть названо идеологической феодализацией, при которой будут нарушены и деформированы в последнее время складывающиеся механизмы эффективного управления человеческим обществом, ориентированные на развитие всех и каждого. Альтернативой такого рода сектантской междоусобице, на первый взгляд, является только одна создание монолитного государственного механизма, посредством которого может быть предотвращена деятельность любой из опасно разрастающихся сект.
Полифония разношерстных и разноцветных малых сект будет заменена на одну секту общегосударственную. Следующий выход может быть определен как развитие социального института профессиональных практиков позитивного репрограммирования, которые будут способствовать повышению психологической культуры граждан, без которой никакая реальная демократия попросту немыслима.
Однако этот выход рассматривается лишь теоретически, так как каждая из сект, будь-то религиозная, политическая или национальная, обладает достаточными ресурсами, благодаря которым она непосредственно долго может продолжать вести борьбу за самосохранение, залогом которого явится подавление и уничтожение более слабых сектантских сообществ.
Мы не вправе рассматривать эту проблему глобально в контексте общечеловеческой организации, но мы в состоянии сосредоточиться на понимании локальных проблем, связанных с необходимостью конструктивного репрограммирования жертв наиболее опасных тоталитарных групп. Только таким образом, решая вполне конкретные, тактические, сиюминутные задачи оздоровления реальных индивидуумов, мы можем вносить посильный вклад в оздоровление общества в целом.
В данном случае, репрограммирование синонимично психологическому всеобучу и воспитанию в духе свободы и ответственности. Не это ли является конечной целью всякого целителя и всякого наставника воспитание человека, несущего всю полноту ответственности за собственные помыслы и собственные деяния, самостоятельно выбирающего свою жизненную дорогу и не стремящегося изощренно манипулировать другими с целью извлечения личной выгоды за их счет.
По мнению автора, прежде чем исследовать различные социальные группы, необходимо уяснить для себя необходимые критерии и попытаться развести группы по двум основным категориям. Группы, где возникает тоталитарная зависимость и личность выхолащивается, и группы духовного и личностного роста.
Перечисленные ниже критерии служат более для размышления и индивидуальных медитаций на тему, чем руководством для навешивания ярлыков.
1.1. Тоталитарные группы ввиду конвейерного (массового) характера работы используют более примитивные методы.
1.2. Группы личностного роста используют более уважительные и бережные методики.
2.1. Тоталитарные группы всегда прозелитичны, т.е. используют рекламу (выкрикивание), зазывание и затягивание.
2.2. Информация о духовных группах распространяет спонтанно, сама собой, без навязывания и принуждения.
Вхождение новых членов не предусматривается как самоцель.
3.1. В сектах исходным является мнение гуру.
3.2. В группах роста исходным оказывается мнение пришедшего, которым предоставляется право на исповедывание своей собственной картины мира, то есть в тоталитарных сектах одно мировоззрение на всех, в группах развития объединение различных индивидуумов происходит при обладании каждым своей собственной картины мира, соответствующей его природным склонностям, опыту и тяготению, основой же группового синтеза являются некие метаценностные принципы: уважение друг к другу, ненасильственное отношение к реальности, осознание ценности взаимопомощи и сотрудничества, понимание единства духовного ядра всех при допущении разнообразия форм самовыражения.
4.1. Тоталитарные группы всегда организованы иерерахически.
4.2. Духовные группы всегда подразумевают некое исходное равноправие и равноценность их участников.
5.1. Тоталитарные группы пытаются вырвать человека из социальной жизни.
Для этого группа создает человеку иную субъектную реальность, противоречащую общесоциальным представлениям о действительности, но разделяемую родственниками по вере.
5.2. Целью духовных групп не является отлучение человека от мира, но более сознательное и глубокое понимание социальной жизни и ее законов.
6.1. Тоталитарная группа всегда характеризуется колоссальными посулами от материальных или духовных благ до предоставления возможности повелевать другими и активным участием в спасении всего живого.
6.2. В группах духовной ориентации достижение всевозможных благ не является широко пропагандируемой целью.
Личностный рост ценен сам по себе.
1. Сформулирована концепция организации психологических мероприятий, направленных на поддержку эффективной ресоциализации бывших участников деятельности тоталитарных групп.
2. Выявлено психологическое содержание механизмов, лежащих в основе скрытой насильственной индоктринации, управление которыми позволяет осуществлять эффективную деиндоктринацию лиц, стремящихся восстановить собственную социальную идентичность.
3. Подробно разработаны основные пути организации психологического обеспечения процесса ресоциализации, что позволяет инициировать организацию общереспубликанской системы психопрофилактики поведенческих девиаций, связанных со скрытой насильственной индоктринацией членами тоталитарных групп.
4. Выявлены критериальные параметры обеспечения высокой эффективности психокоррекционных мероприятий, позволяющие экспертировать предлагаемые к использованию техники и приемы терапевтирующего влияния на личность, стремящуюся к конструктивной ресоциализации.
5. Обоснована необходимость повсеместного включения курсов прикладной психокоррекционной ресоциализации в программы обучения медиков, психологов и социальных педагогов, а также всех профессионалов, деятельность которых так или иначе связана с необходимостью оказания помощи бывшим участникам деятельности тоталитарных групп.
6. Выполненное исследование носит междисциплинарный характер и находится на стыке нейрофизиологии, психофармакологии, нейролингвистики, социальной психологии и социологии, тем самым оказываясь одной из разработок, содействующих становлению методологии синтетического человековедения.
7. Проведенное исследование позволяет в перспективе осуществить развитие общегосударственной системы обеспечения психоэтической безопасности, позволяющей профилактировать различные формы скрытой насильственной индоктринации в масштабах Республики.
1. Орел Н. Психологические делинеации: аспекты между планетами. Минск, 1995. 240 с.
2. Орел Н. Психологические механизмы влияния тоталитарных групп на личность: профилактика и преодоление зависимости. в сб. Методы подавления личности.
Минск, 2000. 480 с.
3. Орел Н. с соавт. Иерархическая модель психологического и событийного времени. в сб. Сфера общей судьбы.
Воронеж, 1994. с. 112-126.
4. Орел Н. с соавт. Астропсихологическое консультирование как творческое сотрудничество. в сб. Сфера общей судьбы.
Воронеж, 1994. с. 127-140.
5. Орел Н. с соавт. Некоторые теоретические и методические вопросы астропсихологического этапно-кризисного консультирования. в сб. Сфера общей судьбы.
Воронеж, 1994. с. 145-172.
6. Орел Н. с соавт. Астропсихологическое консультирование как творческое сотрудничество. в сб.
Сфера общей судьбы. Воронеж, 1994. с. 141-144.
7. Орел Н. Зависть как ключ к просветлению. Интернет-ресурс, 1999.
8. Орел Н. Как помешать себе жить легко и естественно? Интернет-ресурс, 2000.
9. Орел Н. Психосексуальный ренессанс. Интернет-ресурс, 2000.
10. Орел Н. Легко ли желать?
Интернет-ресурс, 2000.
11. Орел Н. От виртуального секса к здоровой телесности.
Интернет-ресурс, 2000.
12. Орел Н. Ревность как катализатор личностного роста.
Интернет-ресурс, 2000.
В 1998-2000 гг. автор провел более 10 учебно-практических семинаров на базе Факультета Психологического Консультирования Аквариуниверситета. Разработаны следующие учебные спецкурсы: Гештальт-терапевтические принципы присоединения к реальности клиента, Приемы структурирования субъективной картины мира, Депрограммирующие техники дезактуализации неосознаваемых зависимостей.
Участие в разработке образовательного проекта Школа оздоровительной психопедагогики. Преподавание курса Морфология субъективных пространств на выездных сессиях Института трансперсональной психологии.
Преподавание учебно-практических спецкурсов Принципы эффективного семейного консультирования, К чему стремится сторонник тоталитарной доктрины? и Психологические приемы деиндоктринации жертв тоталитарных сект на Факультете Психологического Консультирования Аквариуниверситета. Организация тематических Интернет-конференций на сервере Аквариуниверситета.
1. Джеймс Дж. Бойл.
Секты-убийцы. Интернет-ресурс.
2. Филатов С. Современная Россия и секты. Интернет-ресурс.
3. Кэрол Джиамбалво. Как помогать близким, попавшим в деструктивный культ.
Нижний Новгород, 1995; Волков Е.Н.Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах // Журнал практического психолога. М.: Фолиум.
1996. 3.
4. Стивен Хассен. Контроль сознания и феномен культа.
Интернет-ресурс.
5. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В.. Социодинамическая психиатрия.
Новосибирск, 1999. с. 332-340.
6. Волков Е.Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) // Журнал практического психолога. М.: Фолиум.
1996. 5.
7. Волков Е.Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему) // Журнал практического психолога. М.: Фолиум.
1996. 2.
Приложение
1. Регулирование индивидуальной физической реальности: где и с кем живет последователь культа; какую одежду, прически он носит, какие цвета предпочитает; какую пищу он ест; сколько ему позволяется спать; финансовая зависимость.
2. Большая часть времени обязательно посвящается индоктринации и групповым ритуалам.
3. Необходимо спрашивать разрешение для важных решений.
4. Награды и наказания.
5. Отбивается охота к индивидуализму. Превалирует групповая мысль.
6. Жесткие правила и предписания.
7. Необходимость покорности и зависимости.
1. Использование обмана (лжи): умышленно утаивая информацию; искажая информацию, чтобы сделать ее приемлемой; обманывая открыто.
2. Доступ к некультовым источникам информации сводится к минимуму или устраняется приверженность к ним: газеты, журналы, ТВ, радио; критическая информация; бывшие участники; загружать участников культовой деятельностью настолько, чтобы они не имели времени думать.
3. Изолирование постороннего носителя информации в пользу внутренних доктрин: нет свободного доступа к информации; информация варьируется на различных уровнях и подразделениях внутри пирамиды; лидер решает, кто что должен знать.
4. Поощряется слежка за другими участниками: объединение по парам по системе приятельства для наблюдения и контроля; доносительство лидеру об отклоняющихся от (культовых доктрин) мыслях, чувствах и действиях (поступках).
5. Широкое использование созданной в рамках культа информации и пропаганды: бюллетени, журналы, газеты, аудиозаписи, видеозаписи и т.п.; неправильные цитаты, формулировки, взятые вне контекста из некультовых источников.
6. Использование исповеди: информация о грехах используется, чтобы уничтожить границы личности; прошлые грехи используются, чтобы манипулировать и контролировать нет прощения или отпущения грехов.
1. Необходимость интернализации (понуждения к восприятию) групповой доктрины как Истины: Схема Реальность, Черное и Белое, Добро против Зла, Мы против Них (групповое против внешнего мира).
2. Принятие нагруженного языка (характеризующегося мыслительными клише).
3. Поощряются только хорошие и правильные мысли.
4. Техники прекращения мышления: отрицание, рационализация, оправдание, принятие желаемого за действительность (мышление желаниями); монотонное говорение (скандирование), медитация, произнесение молитв, общение на языках, пение или гудение.
5. Нет критическим вопросам о лидере, доктрине или политике, признаваемой единственно правильной.
6. Нет альтернативным системам верования и признанию их правильными или хорошими.
1. Манипулирование и сужение спектра чувств личности.
2. 3аставить людей чувствовать таким образом, что в любых проблемах всегда имеется их вина.
3. Чрезмерное использование вины: вина идентичности (личностной тождественности): кто ты (не живешь в соответствии со своим потенциалом), откуда ты, твоя семья, твое прошлое, твои привязанности, твои мысли, чувства, поступки; социальная вина; историческая вина.
4. Чрезмерное использование страха: боязнь мыслить независимо, боязнь внешнего мира, боязнь врагов, боязнь потерять свое спасение, боязнь природных бедствий.
5. Крайности эмоциональных пиков и спадов.
6. Ритуальное и часто публичное признание грехов.
7. Индоктринация фобии (внедрение в сознание страха): нет счастья или полноценности вовне; страшные последствия будут иметь место, если вы уйдете; не может быть оправданных причин для выхода из культа.