Международная Академия Информационных Технологий
Настоящий проект обобщает цикл теоретических исследований и практических разработок, осуществленных автором в 1995-2000 годах. Их содержание и результаты отражены в опубликованных монографиях и хрестоматиях (см. список публикаций по теме исследования). Разработанные методики прошли апробацию на Факультете Психологического Консультирования Аквариуниверситета.
Они внедрялись в практику работы ряда общественных объединений, лечебно-профилактических учреждений и тренинговых центров в гг. Каунасе, Минске, Гродно, Могилеве, Гомеле, Вильнюсе и Тольятти.
Наше время вовсе не случайно многими культурологами и представителями общественных наук именуется эпохой расцвета тоталитарных сект. Во всех развитых странах мира из года в год нарастает осознание крайней необходимости оказания эффективного противодействия все возрастающему деструктивному влиянию всевозможных гуру и вестников. К сожалению, лидерами стран СНГ острота проблемы развития деятельности тоталитарных сект до сих пор остается не до конца осознанной, в то время как финансовые, политические и психотехнологические мощности такого рода минисообществ увеличиваются день ото дня /1/. До сих пор не получила должного развития практика восстановления социальной идентичности жертв деструктивных культов, хотя социальный запрос на проведение реабилитационных психокорригирующих мероприятий угрожающе значителен.
Однако вряд можно разработать эффективную систему психореабилитационных мероприятий без углубленного понимания механизмов самой скрытой насильственной индоктринации.
Новизна предлагаемого подхода к рассмотрению системы, на наш взгляд, заключается в следующем:
1. Мы рассматриваем необходимость выстраивания общегосударственной системы социальной профилактики последствий насильственной тоталитарной индоктринации в качестве первоочередной задачи, значение которой не может даже являться предметом спора.
2. Мы рассматриваем угрозу нарастания влияния тоталитарных культов в качестве одной из главных угроз благополучию не только послезавтрашнего, но и сегодняшнего социума.
3. Мы считаем, что разработка и внедрение высокоэффективных методов ресоциализации и психологической реабилитации бывших участников деятельности тоталитарных групп должны осуществляться на основе детального изучения механизмов насильственного психопрограммирования, которые мастерски используются операторами скрытой индоктринации.
4. Мы убеждены в необходимости реализации системного подхода к развитию социопрофилактической системы защиты населения от сектантской психоагрессии, который позволил бы синергетически совместить все известные приемы повышения эффективности психоиммунитета против деструктивных индоктринаций.
5. Мы убеждены в том, что государство должно взять на себя заботу о подготовке специалистов соответствующего профиля, без активного творчества которых поверхностно и непрофессионально разрешить указанную проблему не представляется возможным.
Психологические особенности восприятия и поведения людей, оказавшихся участниками деятельности тоталитарных групп и обратившихся за помощью с целью получения профессионального содействия в восстановлении социальной идентичности.
Цель исследования заключалась в изучении психологических аспектов системного коррекционного воздействия на ресоциализирующихся участников деятельности тоталитарных групп и уточнении специфики действия различных факторов, оказывающих существенное влияние на повешение эффективности ресоциализирующей практики, ориентированной на восстановление социальной идентичности курируемых лиц.
а) Выявить основные психофизиологические механизмы, отвечающие за эффективность скрытой насильственной индоктринации.
б) Сформулировать критериальные условия организации психологических мероприятий, способствующих выявлению ключей программирования, понимание которых позволяет организовать эффективный процесс психокоррекционного репрограммирования жертв влияния проводников тоталитарной идеологии.
в) Построить модель психокоррекционного взаимодействия куратора и ресоциализируемого лица, позволяющую прогнозировать возможные результаты реабилитационного влияния психокорректора на стремящихся к социальной реабилитации лиц.
г) Выявить психотипологические особенности жертв тоталитарных сект с тем, чтобы направленно организовывать массовые психопрофилактические кампании, ориентированные на защиту наиболее поверженных суггестивно программирующему влиянию адептов деструктивных культов.
1. Тоталитарные группы в социальных сообществах
Для уяснения места и роли тоталитарных групп в человеческом обществе представляется важным предложить следующую классификацию социальных групп.
1. Тоталитарные группы.
2. Паратоталитарные группы.
3. Культурные группы.
Под тоталитарной группой мы понимаем объединенное общим мировоззрением, ритуалами и образом жизни сообщество, для которого характерен абсолютный контроль властвующей верхушки над всеми областями личной жизни отдельных индивидуумов.
Формы тоталитарных групп.
1. Политические (маргинальные и радикальные, экстремистские партии, террористические группы).
2. Псевдорелигиозные (собственно секты: иеговисты, кришнаиты и т.д.).
3. Коммерческие (экспансионирующие маркетинговые сети, наркосообщество).
4. Оккультные (парапсихологические, магические, орденские т.п.).
5. Апокалиптические (уфологические, катаклизматические, йогические, сайентологические.).
Паратоталитарные группы характеризуются высокой степенью единства взглядов, почти однозначной схожестью стратегий, целей и программ всех участников, обязательной иерархизацией отношений и достаточно жестким кодексом норм поведения, поощрения, наказания (формальное членство). В то же время, личная жизнь не регламентируется и цензуре не подлежит, контролируется лишь внешнее поведения участника такой группы под девизом не выносить сор из избы.
Формы паратоталитарных групп.
1. Политические (ведущие партии).
2. Корпоративные (фирменные, монопольные, спортивные).
3. Криминальные.
4. Элитные (финансовые, военные, академическия, и др.).
5. Подростковые сообщества (неформальные молодежные объединения).
Культурные группы всегда самоорганизуются и развиваются естественным образом (синергетически). Основная форма, инструмент, технология и результат социализации личности, то есть инкорпорирования биологического индивидуума в конкретную социокультурную среду.
Формы культурных групп.
1. Национальные.
2. Имущественные.
3. Религиозные.
4. Территориальные (государство, страна, город).
5. Мировоззренческие (атеисты, формальные молодежные организации).
6. Виртуальные (Интернет).
7. Локально-временные (дети в пионерлагере, студенты, школьники).
8. Половозрастные группы.
Олвин Тоффлер, говоря в книге Футурошок о нарастании новизны и скорости, сопутствующих экспоненциально возрастающему информационному взрыву, говорит об ограниченности человеческой психики в восприятии всего массива окружающей информации. Именно поэтому люди тяготеют к включению в специфические субкультурные сообщества. Само постиндустриальное общество с его интенсификацией информационных и культурных сообществ создает условия для бегства большинства своих граждан в те или иные группы, которые защищают рамками своих простых, но законченных и целостных мировидений, от все нарастающего давления внешней информации. Примеры панки, рокеры, болельщики, толкиенисты, политические партии, и т.п.
Речь идет об особой форме групповой психозащиты, которая может рассматриваться как попытка конституционально и культурно схожих индивидуумов совместно защитится от размывающих и дезориентирующих их культурных влияний.
Наиболее антисоциальным и имеющим тенденцию к перманентному росту вариантом такого рода групповой психозащиты являются тоталитарные секты. Каждая такая группа имеет свою символику, свою ритуалистику, свой свод нравственных правил, свою систему наказаний и поощрений. Однако тоталитарные секты, в отличие от рокеров, металлистов и т.п., опасны, прежде всего, тем, что при их создании целенаправленно используется целый комплекс приемов суггестивного, программирующего воздействия, что создает условия для количественного и имущественного разрастания секты, подобно раковой опухоли.
Все без исключения тоталитарные секты помимо потакания нарциссизма гуру неизбежно приносят ему и его ближайшим сподвижникам вполне осязаемые материальные дивиденды за счет разорения рядовых членов.
В некотором принципиальном смысле структура и динамика развития тоталитарных сект примитивно и уродливо воспроизводит всю историю имущественного и политического расслоения общества, которая неизбежно сопровождает процесс становления всякой цивилизации. В древние времена все общество Египта или Ассирии было единой тоталитарной сектой, на вершине которой находились учителя и пророки, а процессы консолидации обеспечивали искусно подготовленные и изощренно действующие психологи-жрецы, так что ничего принципиально нового в контексте истории культуры тоталитарные секты в жизнь человечества не принесли. Их опасность заключается в том, что их руководители присваивают себе прерогативу на владение душами новообращенных, на полный контроль над их поведением и имуществом.
Однако в принципе это ничем не отличается от устремлений любой властной элиты, которая с помощью постигнутых психологических законов эксплуатирует архаичную веру человека в чудо и неискоренимое желание быть ведомым и защищаемым.
Специфику современной социальной ситуации существования человека определяют следующие факторы:
1. Существование современного человека в информационно плотной среде: агрессия масс-медиа и множество слабо контролируемых контактов.
2. Дезориентированность современников в условиях футурошока (нарастающий обвал мироподдерживающих проблем экологическая, демографическая, сексуальная, социотропная революция в условиях информационного взрыва).
3. Атавизмы холодной войны, материализующиеся в различных формах геополитического противостояния и идеологической агрессии.
4. Психологическая неграмотность населения как предпосылка безусловной податливости профессиональному суггестивному давлению заинтересованных лиц.
5. Невозможность сокрытия профессиональных зомбирующих секретов от нечистоплотных дельцов (за деньги всякий желающий получает сведения о современных эффективных психотехнологиях).
6. Экономическая заинтересованность как основной мотив любых организаторов сектообразующей деятельности.
7. Массированное финансирование сектоорганизующих мероприятий заинтересованными кампаниями.
8. Отсутствие реально действующих общесоциальных институтов психогигиены и психопрофилактики.
Имущественные и экономические интересы испокон веков мотивировали активные поиски психотехнологий, позволяющих заинтересованному лицу управлять волей других людей. Предоставьте нам ребенка до 7 лет и потом делайте с ним, что хотите, он уже наш говорили иезуиты.
Вербуемые взрослые иезуиты рассматривались как агенты, но истинные иезуиты воспитывались с раннего детства.
Сегодня во многих тоталитарных группах приглашаются родители с малыми детьми, и не случайно. Фактически речь идет об организованном воздействии на психику в определенный период, характеризующийся наибольшей открытостью к формирующим воздействиям.
Тем самым создается целостная основа, в соответствии с которой (по аналогии с выращиванием кристаллов поваренной соли в перенасыщенном растворе) в дальнейшем выстраивается вся картина мира. Прививается тот понятийный фильтр, через который впоследствии оценивается и фильтруется все воспринимаемое.
Когда идет работа гуру со взрослым человеком, перед первым стоит задача изменить фундаментальный смысловой и ценностный фильтр последнего. Матрица семантических глоссов разрушатся сильнейшим психофизическим стрессом, а затем выстраивается другая.
Но сначала необходимо депрограммировать человека в секте от социальных влияний.
Любая инициация это возрождение через смерть. Все ритуалы проводят посвящаемого через символическую смерть и мистерии. Термин мистерия происходит от греческого слова musterion, означающего то, что предназначено только для посвященных.
И, несомненно, многих людей привлекали в тайных религиозных обрядах именно экстаз и чувство обновления, вызываемые последовательными изощренными ритуалами приобщения. Празднества посвящения обычно продолжались в течение нескольких дней и заканчивались тайной драмой жертвоприношения и воскресения.
В Элевсинских мистериях залы для посвящения живо напоминали ужасы Гадеса (правителя подземного мира). Все это сопровождалось впечатляющими ритуальными драмами. После успешного прохождения жестоких испытаний, с ловушками и опасностями, кандидат получат почетный титул Мистес, то есть видящий сквозь туман. Это означало предоставление возможности доступа к Высшим Истинам.
Далее, неофит проходит при инициации помещения все более блистательные, что символизирует восхождение души от низших миров к области света. Наконец он входит в сводчатую комнату, где стоит прекрасно освященная скульптура богини Цереры (Деметры) покровительница земли и урожая (мак был священным цветком Цереры).
Здесь в присутствии высших жрецов мистерий, одетых в богатые одежды, его посвящают в высшие секреты.
Говоря языком психофизиологии, так или иначе, в процессе глубокой индоктринации использовалась сенсорная депривация (резкое ограничение внешних сенсорных сигналов) ведущая причина галлюцинирования.
Мэнли Холл так описывает обряд посвящения в жрецы в Древнем Египте, происходящим в предназначенной именно для этого пирамиде:
В Камере Царя разыгрывалась драма второй смерти. Здесь кандидат, распятый на кресте солнцестояния и равноденствия, погребался в громадном саркофаге.
В этой комнате глубокая мистерия создавалась всем от атмосферы до температуры: в ней стоял пробирающий до костей холод. Эта комната была промежутком между материальным миром и трансцендентальными сферами Природы Таким образом, Великая пирамида может быть уподоблена воротам, через которые древние жрецы позволяли проходить для достижения индивидуального завершения лишь немногим.
Приверженцы Диониса добивались слияния со своим богом через обильные возлияния и танцы, потворство влечениям и освобождения от всяческих запретов. Связанные с культом ритуалы включали оргиастические праздники с участием певцов и музыкантов и жертвоприношениями Богу Сладострастия. В Мистериях вино использовалось прежде всего для того, чтобы доносимые образы ярко и глубоко впечатывались в сознание неофитов.
К слову, гипотетически можно предположить, что психоделики не исчезают из общества, так как являются важным культурным фактором сплочения, свидетельства о наличии особой символической системы, своего языка, помогают ближе сойтись с другими людьми.
Интересен пример психопрограммирования, предпринимаемого в секте ассасинов, действовавшей в Персии в XIII веке. Это были фанатики-мусульмане, убивавшие крестоносцев. Марко Поло описал прекрасный сад, укрытый между двух гор и известный только тем, кто принадлежал культу.
Защищаемый со стороны входа хорошо укрепленным замком, сад, как утверждают, был разбит в соответствии с представлениями пророка Магомета о рае. В нем можно было найти всевозможные фрукты и самые прекрасные дворцы в мире, писал Марко Поло.
Там были каналы по одному текла вода, по другому мед, по третьему вино; там находились самые красивые в мире женщины, которые пели и играли на музыкальных инструментах и танцевали лучше кого бы то ни было.
В этот Эдем могли войти только те молодые люди, которые хотели стать ассасинами. Когда верховный глава культа считал их готовыми к посвящению, юношам давали гашиш до тех пор, пока они не впадали в наркотический сон.
Затем, по словам Поло, их вносили в сад, где они пробуждались, окруженные несказанным великолепием. Ни один из тех, кто испытал это блаженное состояние и почувствовал себя как в раю, где исполнялись любые причуды, никогда не пожелал уйти. Но в обмен за эти наслаждения ассасины были вынуждены выполнять определенные задания для своего господина или изгонялись.
Эти задания сводились к одному убивать, и ассасины выполняли свои задания в слепом повиновении.
Члены секты ассасинов, ведущей свое происхождение от исмаилитской религии, верили, что в цепи сотворения мира было семь звеньев и что божественная мудрость будет открываться человеку в каждом месте сочленения звеньев по мере его продвижения к богу. Стремившиеся к озарению подвергались специальному посвящению, перед тем как взойти на новую ступень познания. По некоторым сообщениям, относящимся к XIX веку, откровения на каждом новом уровне опровергали все, что было познано ранее.
На высшей ступени раскрывалась последняя тайна ассасинов: царство и ад суть одно и то же, все действия бессмысленны и нет ни добра, ни зла, а только добродетель повиновения духовному владыке.
С определенной точки зрения, история человечества является историей войн, поединков и битв. Однако усложнившаяся современная реальность диктует необходимость применения более тонких, а значит более эффективных методов принуждения ближнего к согласию с позицией, необходимой заинтересованному лицу, нашедших свое кульминационное выражение в технологиях работы сотрудников спецслужб /2/.
Современность характеризуется скрытым характером агрессивных манипуляций. В настоящее время фактически утрачены те знания о тонких приемах и элегантных методах управления психикой субъекта, каковые широко использовались задолго до начала известной нам истории (ритуальная музыка, священные танцы, сокровенные галлюциногены, понимание смысла формул и фраз и т.п.).
Включив в себя некоторые из наиболее примитивных древних техник, на их место пришли современные активные психотехнологии программирования /3/.
При индоктринации неофита осуществляется фактическая дезинтеграция образа Я, выросшего естественным путем. Происходит насильственная замена его на искусственно сформированный псевдообраз Я, сама суть которого подразумевает возможность быть ведомым, управляемым и подчиняемым. Фактически личность фрагментируется и дезинтегрируется, насильственно лишается целостности и организующего центра.
Результатом оказывается исчезновение желания быть независимым, стремление к рабскому повиновению более сильной фигуре и прекращение мотивации, направленной на реальное саморазвитие. Фактически жертва такого рода методичной деперсонализации неизбежно останавливается в своем развитии.
Внутреннее время, в пространстве которого разворачивается личная судьба и осуществляется углубление самовосприятия, останавливается. Такой человек начинает жить вне личной истории, диссоциируется из мира реальных взаимодействий с окружающими субъектами.
Он переходит в виртуальный мир специально выстроенных для него и ему же навязанных совершенно искусственных отношений с многозначащими фигурами гуру и братьями по вере. Это человек выпадает из реального культурного пространства, попадая в своего рода лакуну вневременного забытья, потому-то без применения специальных репрограммирующих техник столько трудно до него достучаться, как бы ярко ни блестели его глаза, сколь бы живой ни казалась его речь.
На самом деле он спит наяву, будучи глубоко погруженным в галлюцинаторную виртуальную реальность впечатываемого в его психику сектантского мировидения.
Немаловажным фактором становления зависимости от объединенных одними ритуалами, привычками и поведенческими шаблонами единомышленников оказывается создание финансовой зависимости.