В отечественной психологии и педагогике сегодня стали очень распространенными, даже модными слова "самореализация личности", "самоактуализация", "личностный рост" и т. п. Однако, на наш взгляд, полноценного содержательного наполнения эти "новые формулы" пока у нас не получили и либо используются в метафорическом смысле, очень неопределенно, скорее как лозунги, либо служат лишь новым красивым ярлыком, который с легкостью перешивают на старые "одежки" (вместо, например, устаревших "всестороннее развитие личности", "формирование нового человека" и т. п.). В последнем случае с неизбежностью получаются своеобразные "кентавры", так как попытки механического переноса идей зарубежных авторов на нашу психолого-педагогическую теоретическую "почву" заведомо обречены как минимум на несоответствие (а чаще именно "почва" решает дело, и ростки нового просто не приживаются). Поэтому важно понять, что идеи самореализации, личностного роста и многие другие не возникли сами по себе, а являются следствием более глубоких установок, задающих вполне определенныйподход к человеку и его развитию.
В свое время Макс Отто утверждал: "Глубочайшим источником философии человека, источником, который питает и формирует ее, является вера или отсутствие веры в человечество. Если человек питает доверие к людям и верит в то, что с их помощью он способен достичь чего-то значимого, тогда он усвоит такие взгляды на жизнь и на мир, которые будут находиться в гармонии с его доверием. Отсутствие доверия породит соответствующие представления" (цит. по: Хорни К., 1993, с. 235). Из этого, в частности, следует, что в любой концепции кроме привычно выделяемых теоретической и практической составляющих всегда имеется (но не всегда осознается и заявляется) еще одна ценностная составляющая.
Именно это аксиоматическое кредо и является реальным фундаментом концептуальных построений. Если приложить критерий веры-неверия в человека.
В свое время Макс Отто утверждал: "Глубочайшим источником философии человека, источником, который питает и формирует ее, является вера или отсутствие веры в человечество (подчеркнуто нами С. Б., М. к основным психологическим теориям, то они достаточно четко разделятся на две группы (увы неравные): "доверяющих" человеческой природе (т. е. гуманистически ориентированных) и "недоверяющих". Однако и внутри каждой группы, в свою очередь, можно найти весьма существенные различия, поэтому имеет смысл ввести еще одно подразделение: а) в группе "недоверяющих" (пессимистов) есть более жесткая позиция, утверждающая, что природа человека негативная асоциальная и деструктивная, и что сам человек с этим справиться не может; и есть более мягкая, в соответствии с которой у человека природной сущности в общем-то нет и изначально он представляет собой нейтральный объект формирующих внешних влияний, от которых и зависит обретаемая человеком "сущность";
б) в группе "доверяющих" (оптимистов) также есть более радикальная точка зрения, утверждающая безусловно-позитивную, добрую и конструктивную сущность человека, заложенную в виде потенциала, который раскрывается при соответствующих условиях; и есть более осторожный взгляд на человека, который исходит из того, что изначально человек не обладает сущностью, но обретает ее в результате самосозидания, причем позитивная актуализация не гарантирована, но является результатом собственного свободного и ответственного выбора человека, эту позицию можно назвать условно-позитивной.
В соответствии с базовой установкой и решением проблемы сущности человека решается и вопрос о том, "что делать" с этой сущностью, чтобы человек стал "лучше", как его правильно развивать, воспитывать (этим, естественно, озабочены все психологи, хотя само это "лучше" понимается весьма различно). Этот вопрос о смысле воспитания принципиально решается следующим образом: если сущность человека негативная, то ее надо исправить; если ее нет ее надо создать, сконструировать и "вложить" в человека (при этом в обоих случаях главным ориентиром выступают так называемые интересы общества); если она позитивная ей надо помочь раскрыться; если сущность обретается посредством свободного выбора, то следует помочь ей сделать этот выбор (в последних двух случаях во главу угла ставятся интересы самого человека).
Более схематично типологию базисных имплицитных установок в мире психологических концепций можно представить в виде таблицы. Хотя эта схема (как и любая попытка классификации в психологии), безусловно, упрощает реальное многообразие подходов, но она, на наш взгляд, фиксирует очень принципиальные различия и достаточно ясно очерчивает пространство профессионального самоопределения психолога и педагога, варианты выбора и глубинные основания этого выбора.
Базисная установка | Природа человека | Смысл воспитания | Основные представители |
Неверие в человека | Негативная | Исправление, компенсация |
Классический фрейдизм |
Нейтральная | Формирование, коррекция |
Бихевиоризм, Большинство подходов в советской психологии |
|
Вера в человека | Безусловно- позитивная |
Помощь в актуализации | Концепции К. Роджерса, А. Маслоу |
Условно- позитивная |
Помощь в выборе | Экзистенциальный подход В. Франкла, Дж. Бюджентала |
В самом общем виде личность это человек как субъект собственной жизни, ответственный за взаимодействие как с внешним миром, включая и других людей, так и с внутренним миром, с самим собой. Личность это внутренняя система саморегуляции человека.
Она испытывает влияние двух других детерминирующих сил, которые условно можно обозначить как организм, внутренний мир (т. е. человек как живое существо в целом), и среда, внешний мир в широком смысле, включая в первую очередь других людей. Соотношение между этими тремя движущими силами и определяет линию жизни человека; его можно представить в виде своеобразного треугольника развития: Важнейшими характеристиками зрелой личности являются: интенциональность, автономность, динамичность, целостность, конструктивность, индивидуальность. Однако эти атрибуты личности не даны, а скорее заданы, и степень их актуализации зависит от определенных условий прежде всего как раз от того, какие у личности сложатся взаимоотношения с двумя другими силами. Причем, в соответствии с исходной позицией веры в природу человека, актуализирующее, созидательное начало признается в первую очередь за организмом, внутренним миром, в котором изначально заложен мощный потенциал, "главная движущая сила жизни" и развития человека стремление к росту, к раскрытию способностей и усилению возможностей, к большей эффективности, зрелости и конструктивности, называемая К. Роджерсом "тенденцией к актуализации".
И потому для личности исходные, определяющие отношения именно с внутренним миром, с самим собой.
Это одна из центральных идей личностно-центрированного подхода: если человек (личность) свободен и имеет возможность прислушаться к себе и опереться на себя как на целостное природное существо, точно и полно отражая происходящее в нем самом, то "тенденция к актуализации" действует в полную силу и обеспечивает движение человека несмотря на возможные ошибки и трудности к большей зрелости, к более полноценной жизни. Очень важно, что эта тенденция признается заложенной в природе человека как потенциал, который актуализируется при определенных условиях, но не формируется и не управляется внешними силами: "это внутренняя тенденция, она не мотивируется извне, и научить этому невозможно" (Лэндрет Г., 1994, с. 63).
Отношения личности с внешним миром особенно с миром других людей куда более сложные, неоднозначные и драматичные. Со стороны личности есть сильная заинтересованность в контакте с другими людьми, человек, как утверждает К. Роджерс, "неизлечимо социален; он имеет глубокую потребность во взаимоотношениях" (П. Тиллих, К. Роджерс..., 1994, с. 136).
Более того, центральный компонент личности "Я" имеет очень сильную потребность в самоуважении, которая поначалу (в детстве) удовлетворяется в первую очередь через получение уважения, признания и любви от других людей (прежде всего значимых взрослых). Иными словами, личность ребенка не просто ориентирована на взаимоотношения с социальным миром, а оказывается в существенной зависимости от них.
Прежде всего, можно определить то, что, исходя из гуманистических представлений, не является собственно развитием личности, но с чем его часто смешивают. То есть личностный рост (ЛР) это: не усвоение каких-либо знаний (включая и этические); не освоение какой- либо деятельности, и уж тем более "общественно-полезной"; не формирование устойчивой "системы ценностных ориентации"; не "присвоение ребенком общественной человеческой сущности"; не формирование "активной жизненной позиции"; не развитие "способности созидать новые формы общественной жизни"; не освоение "образа идеального взрослого".
Каждое из перечисленных направлений изменения человека имеет определенный позитивный смысл. Но в контексте обсуждаемой проблемы важно то, что все они в той или иной степени усиливают разворот личности "от себя" и потому не способствуют ЛР, а скорее препятствуют ему, пытаясь подменить развитие личности формированием важных и нужных качеств, но с точки зрения каких-либо внешних, внеличностных критериев.
Причем во всех этих случаях формирующие усилия прикладываются только по одной линии "треугольника развития" по линии взаимодействия "внешний мир личность".
Главный психологический смысл ЛР освобождение, обретение себя и своего жизненного пути, самоактуализация и развитие всех основных личностных атрибутов (см. выше). А взаимодействие личности с собственным внутренним миром в целом не менее (а во многих отношениях более) значимо, нежели с миром внешним. Принципиально важным для человека является также признание и уважение его внутреннего мира другими людьми.
То есть полноценный ЛР возможен только в том случае, если интраперсональность не будет подавляться интерперсональностью и если между всеми тремя вершинами "треугольника развития" не будет борьбы или пренебрежительного игнорирования, а будет конструктивное сотрудничество, диалог.
Личностный рост не тождествен продвижению человека по "лестнице возрастов"; это сложный многоаспектный процесс, следующий своей внутренней логике и имеющий всегда индивидуально-своеобразную траекторию. Есть основания говорить лишь о самом общем "основном законе личностного роста", который, опираясь на известную формулу К.Роджерса "если то" (Rogers С., 1959), можно сформулировать так: если есть необходимые условия, то в человеке актуализируется процесс саморазвития, естественным следствием которого будут изменения в направлении его личностной зрелости.
Иными словами, именно эти изменения их содержание, направленность, динамика свидетельствуют о процессе ЛР и могут выступать в качестве критериев ЛР.
При полноценном ЛР эти изменения затрагивают взаимоотношения личности как с внутренним миром (интраперсональность), так и с внешним миром (интерперсональность). Соответственно и критерии ЛР складываются из интраперсональных и интерперсональных. Важнейшими из них являются следующие:
Принятие себя. Это означает признание себя и безусловную любовь к себе такому, каков я есть, отношение к себе как "личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору" (Роджерс К., 1993, с.69), веру в себя и свои возможности, доверие собственной природе, организму.
Последнее следует подчеркнуть особо, так как в данном случае доверие к себе не означает лишь веру в возможности сознательного "Я" (тем более лишь в силу своего интеллекта), но также понимание того, что "цельный организм может быть и часто является мудрее, чем его сознание" (Роджерс К., 1994, с. 242).
Открытость внутреннему опыту переживаний. "Опыт переживаний" одно из центральных понятий в гуманистической психологии, | используемое для обозначения сложного непрерывного процесса ("потока") субъективного переживания событий внутреннего мира (включающих и отражение событий мира внешнего). Чем более сильная и зрелая личность тем более она свободна от искажающего влияния защит и способна прислушаться к этой внутренней реальности, отнестись к ней как к достойной доверия и "жить настоящим".
Понимание себя. Как можно более точное, полное и глубокое представление о себе и своем актуальном состоянии (включая реальные свои переживания, желания, мысли и т. д.); способность увидеть и услышать себя подлинного, сквозь наслоения масок, ролей и защит; адекватная и гибкая "Я"-концепция, чувствительная к актуальным изменениям и ассимилирующая новый опыт, сближение "Я"-реального и "Я"-идеального вот основные тенденции ЛР по этому критерию.
Ответственная свобода. Во взаимоотношениях с самим собой это означает прежде всего ответственность за осуществление своей жизни именно как своей, осознание и принятие своей свободы и субъектное (своего, как говорил М. М. Бахтин, "не-алиби-в-бытии"). Это также означает "внутренний локус оценивания" ответственность за выбор ценностей и вынесение оценок, независимость от давления внешних оценок.
И, наконец, это ответственность за актуализацию своей индивидуальности и самобытности, за то, чтобы остаться верным себе.
Целостность. Важнейшее направление ЛР усиление и расширение интегрированности и взаимосвязанности всех аспектов жизни человека, а особенно целостности внутреннего мира и самой личности.
Точнее было бы говорить о сохранении и защите целостности, которой человек обладает изначально. Как подчеркивал К. Роджерс, с самого начала "младенец... является интегрированным и целостным организмом, постепенно индивидуализирующимся" (П. Тиллих, К. Роджерс., 1994, с. 140).
Проблема в том, чтобы эти нарастающие индивидуализированность и дифференцированность не вели к утрате внутреннего единства человека, к потере конгруэнтности, к разрывам или диспропорциям, например, между интеллектом и чувствами, "Я"-реальным и "Я"-идеальным и вообще между личностью и организмом. Целостность и конгруэнтность являются непременным условием эффективной регуляции жизни человека.
Динамичность. Внутриличностное единство и согласованность не означают косности и завершенности.
Наоборот, личность существует в постоянном, непрерывном процессе изменений. В этом смысле зрелая личность это непременно становящаяся личность, т. е. рост личности есть способ ее существования Поэтому важнейший критерий ЛР динамичность, гибкость, открытость изменениям и способность, сохраняя свою идентичность, развиваться через разрешение актуальных противоречий и проблем и постоянно "быть в процессе" "скорее быть процессом зарождающихся возможностей, чем превратиться в какую-то застывшую цель" (Роджерс К., 1994, с. 221).
Принятие других. В интерперсональном направлении ЛР проявляется прежде всего в динамике отношения к другим людям Личность тем более зрелая, чем в большей мере она способна к принятию других людей такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой, к признанию их безусловной ценностью и доверию им.
А это, в свою очередь, связано с "основополагающим доверием к человеческой природе" и чувством глубинной сущностной общности между людьми.
Понимание других. Зрелая личность отличается свободой от предрассудков и стереотипов, способностью к адекватному, полному и дифференцированному восприятию окружающей действительности вообще и в особенности других людей.
Важнейший критерий ЛР готовность вступать в межличностный контакт на основе глубокого и тонкого понимания и сопереживания, эмпатии.
Социализированность. ЛР ведет ко все более эффективному проявлению фундаментального стремления человека к конструктивным социальным взаимоотношениям. Человек в контактах с другими становится все более открытым и естественным, но при этом более реалистичным, гибким, способным компетентно разрешать межличностные противоречия и "жить с другими в максимально возможной гармонии": (The Carl Rogers..., 1989, p. 251);
Творческая адаптивность. Важнейшее качество зрелой личности готовность смело и открыто встречать жизненные проблемы и справляться с ними, не упрощая, а проявляя "творческую адаптацию к новизне конкретного момента" (Ibid.) и "умение выразить и использовать все потенциальные внутренние возможности" (Роджерс К., 1994,1 с. 81). \
Естественно, изменения в каждом из этих направлений ЛР происходят (если происходят) в соответствии со своими специфическими закономерностями. В то же время это процесс целостный, взаимосвязанный и рост в одном "личностном измерении" способствует продвижению в других.
Поэтому важнее всего сам факт движения в этих на правлениях, включение в процесс открытия и обретения себя, что дает возможность человеку становиться все более свободным и ответственным, аутентичным и неповторимым, дружелюбным и открытым, сильным и творческим и, в конечном итоге, более зрелым и способным воспринимать мир (внешний и внутренний) не как угрозу, а как ВЫЗОВ ЖИЗНИ и одновременно ПРИЗЫВ К ЖИЗНИ...
Лэндрет Г. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.
Тиллих, К. Роджерс: диалог // Моск. психотерапевтич. журн. 1994. 2.
Роджерс К. Эллен Вест и одиночество // Моск. пснхотерапевтич. журн. 1993. 3.
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека.
М, 1994.
Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993.
Rogers С. A theory of therapy, personality and interpersonal relationship, as developed in client centered framework // Psychology: A Study of a Science. 1959.Vol. 3.
The Carl Rogers reader /Ed by H.Kirschenbaum, V Henderson. Boston, 1989.
Одно во всем, все в одном;
Одно в одном, все во всем.
из традиций хуаянь
Понятие "сознание" одно из наиболее многозначных общепсихологических понятий. Очень часто его смешивают с понятием "психическое", "разумное" У некоторых авторов сознание обозначает "внутренний опыт", "рефлексию".
Иногда термин "сознание" считается эквивалентным терминам "отражение", "мышление", "бодрствование" и т.п. (Рубинштейн С. Л., 1957; Платонов К. К., 1982; Джемс У., 1991). Такая многозначность объясняется, на наш взгляд, тем, что разные авторы в этот термин вкладывают разный смысл, т. е. указанная многозначность является свидетельством того, что в семантическом поле понятия "сознание" можно выделить несколько смыслов, которые, во избежание существующей путаницы, необходимо развести и обозначить.
В данной работе мы рассмотрим только такую форму сознания, как "индивидуальное сознание", подразумевая тем не менее, что оно организовано принципиально одинаково с другими формами сознания: общественное, коллективное, групповое, отличаясь от них только исходными элементами.
Сознание, вообще говоря, это некоторое целостное образование, состоящее из исходных элементов и структуры связи между ними. Это образование обладает некоторой функцией Последняя и есть сознание.
Дело, стало быть, за тем, чтобы выяснить, что является элементами той или иной формы сознания и что, собственно, является функцией формирующегося на их основе целостного образования.
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выбрать определенную схему психогенеза, которой подчиняется образование любого психического явления. Кроме этого, необходимо коротко описать процесс анализа-синтеза свойств среды нервной системой.
Существуют два в известной степени независимых способа анализа-синтеза свойств среды (характеризующейся с точки зрения организма высокой неопределенностью события в ней носят вероятностный характер).
1-й способ анализа-синтеза свойств среды. В процессе эволюции происходит закрепление в генетической памяти способов поведения, приводящих к успешной адаптации к условиям среды обитания. Эти образы действия закрепляются в виде генетических программ (ГП).
ГП могут иметь разную сложность: от программы регуляции клеточного метаболизма до сложноорганизованных программ сексуального поведения, охоты, ухода за детьми и т. п. Под влиянием определенных сигналов, приходящих извне, эти ГП могут быть деблокированы и запущены. Одновременно может быть реализовано сразу несколько программ (батарея ГП). Запущенная ГП свидетельствует о том, что организм находится с окружающей средой в определенных отношениях, т.