d9e5a92d

ВОЛНА

Если автостопщик в машине, общаясь, наладил хороший контакт с водителем, то об оплате никто и не вспомнит. Более того, некоторые водители стараются накормить автостопщика и даже дать ему денег на еду или на дорогу.
Однажды мы вдвоём ехали в Питер, и водитель-дальнобойщик нас накормил до отвала, а другой раз по дороге из Пскова водитель не только нас накормил, но и подарил нам пакет конфет. В другой раз повезло ещё больше - нам дали 100000 рублей, большое количество еды, провезли 300 километров по трассе и пустили переночевать в Чите. А Паше с Ирой повезло иначе - водитель, подвозивший их по кольцевой дороге (МКАД), подарил им 100 долларов.

Впрочем, не стоит рассчитывать на регулярные заработки такого рода.
С другой стороны, автостопщик сам обязан проявить заботу о водителе. Если у вас есть продукты питания, или питьевая вода, или жвачка - обязательно надо предложить. Хотя водитель, как правило, отказывается, нужно использовать шанс отблагодарить его.

Подарите ему книгу Практика вольных путешествий.
А ух если вы подружились с водителем, он провёз вас, и уже выходя из машины, вы услышали неожиданный возглас:
- А на бензин???
...Случаются ли вообще такие случаи? Крайне редко, но случаются.

За всю жизнь у меня было три таких случая. В первый раз (МКАД, 1995) я пожертвовал 800 рублей, больше не имелось (хм, на стакан кофе, - удивился водитель); во второй раз (Подмосковье, 1995) денег у меня вовсе не оказалось, водитель огорчился и уехал; в третий раз (в Бурятии, летом 1996) водитель хотел 25 тысяч, мы сторговались на 14, заплатили, и он уехал.
Некоторые люди предлагают в подобных случаях врать, что денег вообще нет. Но если у вас есть деньги, экономить их глупо. Деньги экономить - что воздух экономить. И если водитель попросит денег, это не оттого, что он плохой водитель, а оттого, что он нуждается в таковых.

И нехорошо не дать нуждающемуся.
Ну а если денег у вас действительно нет, так и скажите.

ВОЛНА


В течение суток число машин на трассе сильно меняется. Наибольшее число машин выезжает из крупных городов между 7.00 и 9.30 утра.

Это явление называется волна . В будние дни волна выражена более отчётливо. Бывает небольшая вечерняя волна - на выезде из крупного города между 18.00 и 19.30.
Волна движется по трассе со скоростью около 60 км/час, постепенно размазываясь и ослабевая. Движение на волне удобно: много машин, и ты нигде долго не стоишь.

Волну желательно чуть опередить, чтобы она как бы подгоняла автостопщика, поэтому оптимальное время старта из большого города - между 6.30 и 7.00 утра.
Ближе к вечеру автостоп ухудшается. Между 1.00 и 5.00 машин очень мало.

Около 3.50 наступает точка перегиба, когда число ещё засыпающих водителей равно числу уже просыпающихся. После 4 часов голосовать явно легче.

АВТОСТОП НОЧЬЮ


Движение автостопом в ночное время имеет свои нюансы. Во-первых, обычно поток машин ночью снижается, водители ложатся спать, тем самым намекая, что пора спать и нам.

На мелких просёлочных дорогах движение вообще прекращается.
Во-вторых, автостопщик, всю жизнь ездивший только днём, будет удивлён тем, что ночью, в тёмном месте, машины не останавливаются. Всё просто - водители не успевают среагировать на человека на ночной дороге.

Бросаться под колёса ночных машин, размышляя, что так вас будет лучше видно - вредно и опасно!
Гонщики Питерской Лиги Автостопа хорошо ездят ночью, применял яркие, светоотражающие комбинезоны, катафоты, налобные фонарики... Человек в ярком комбинезоне, мигая красным фонариком, привлекает внимание водителя на расстоянии в несколько сотен метров - даже на неосвещенной позиции. Некоторые мудрецы ночью останавливают 90% машин.

Вообще, человек в характерном комбинезоне на ночной дороге вызывает кучу ассоциаций (Гринпис? Радиационный контроль? Менты? Космонавты?), что весьма способствует автостопу.

Если вас двое и вы в одинаковой форме - тем лучше.
Несмотря на эффективность езды в комбезах, большинство простых людей как днём, так и ночью ездит без оных. В таком случае для ночного движения желательно быть одетым посветлее, иметь фонарик или хотя бы катафот, соблюдать осторожность и голосовать только на освещенных позициях.

Лучше выйти из машины на 40 км раньше и стать под фонарями, чем проехать дополнительные 40 км, а затем простоять всю ночь в какой-нибудь темной деревне.
Ночью водители берут вас в расчёте на то, что вы разговорами прогоните их сон. Ночью дремать в машине опасно и вредно - водитель тоже может заснуть, и вы попадёте в аварию!

Не спите в машинах!

АВТОСТОП ЗИМОЙ


Ездить автостопом зимой значительно труднее, чем летом. Два часа ожидания на трассе при -20*C и небольшом ветре заморозят любого человека, если он не имеет тёплого зимнего снаряжения. При -30*C долгое ожидание машины на трассе может привести к гибели вашего организма.



При отсутствии тёплого снаряжения выходить на трассу зимой запрещается!
Кроме того, зимой из-за заносов снега проезжая часть сужается, и на большинстве дорог две машины едва могут разъехаться. Тормозной же путь увеличивается (особенно при гололёде).

При голосовании избегайте находиться на проезжей части - вы не только рискуете попасть под машину, но и можете создать аварийную ситуацию при попытке объехать вас. Избегайте стопить машину, за которой вслед идёт другая.
Некоторые позиции для голосования, которые могут быть удачны летом, опасны зимой - водитель или не может затормозить, или опасается потом не стартовать. Старайтесь, чтобы водитель имел большое пространство для торможения.

Сам автостопщик должен быть виден издали, а не появляться внезапно из-за поворота.
Зимой светлое время суток коротко, а скорости машин (и автостопщиков) заметно снижены. Поэтому, если вы (выезжая из Москвы) летом легко достигаете Питера, Минска, Харькова, Киева за световой день, зимой придется стартовать ещё затемно и приезжать уже затемно.

Итак, выходя в дальний путь, подготовьтесь к ночному стопу, возьмите фонарик, катафоты и т.д., если они у вас есть. Стартуйте из города возможно раньше.
Одевайтесь весьма тепло! Но даже одев на себя всё, совершайте физические упражнения, пока холод не проник в вас.

Не берите с собой и не потребляйте препараты алкоголя. Стоя на зимней дороге, обязательно подложите под ноги ветки деревьев, палки.
Зимой на севере вообще без ночного снаряжения не обойтись - там бывает полярная ночь, когда солнце в течение суток никак не показывается над землёй, а если и показывается, то кратковременно. Бывают и снежные заносы, когда движение машин прекращается (до нескольких суток).

ПРОХОЖДЕНИЕ ГОРОДОВ


Населённые пункты - одна из основных трудностей, стоящих на пути автостопщика. Населённые пункты, и особенно города, при всех своих полезных свойствах (можно поесть, помыться и т.п.) сильно снижают скорость вашего движения.
Подъезжая к городу, где тебя собираются высадить, очень важно заранее вытащить из водителя информацию о городе.
Города на трассе для вас подразделяются на две категории: имеющие объездную дорогу и транзитные. Крупные магистральные трассы обычно идут в обход крупных городов.

Это удобно - объездные дороги обычно лучше для автостопа, чем сам город. При наличии объезда, следуя мимо города, в него лучше не заезжать - разумеется, если у вас нет никаких дел в этом городе. Так, при движении из Москвы в Питер (или обратно), Тверь и Новгород имеют объездные дороги и поэтому проходятся только по объездным.

Если машина идёт в центр одного из таких городов, выходите на повороте на объездную!
Но обычно мелкие города, поселки и деревни объездных не имеют. Если город построен на большой реке (Волга в нижнем течении, Обь, Енисей и др.), то мост через реку обычно в городе всего один и объездной дороги тоже нет, даже если город велик.

В таком случае город приходится преодолевать на городском транспорте, пешком или - опять же - автостопом.
Хорошо заранее запастись картой города или узнать путь проезда по нему. Если карты нет - не беспокойтесь, язык до Киева доведёт.

Движение на городском транспорте не требует большой мудрости, однако реальная скорость городского транспорта - 10-15 км/час; движение пешком ещё проще, но едва ли быстрее. Удобная и быстрая вещь метро, но оно есть далеко не везде. Наконец, двигаясь по городу, аналогично трассе, на попутных машинах, вы проедете в среднем 20-25 км за один час.

Поэтому этот метод - наиболее эффективен.
Во всех крупных городах имеются такси, поэтому, садясь в городе в остановившуюся машину, предупреждайте, что у вас нет денег! В Москве и иных крупных городах вы таким образом можете отпугнуть до 80% водителей.

Но машин в городах много, поэтому, выбрав удобную позицию, ожидайте успеха.

РАСЧЁТ СКОРОСТИ


Расчётная скорость движения автостопщика (летом, днём, на основных дорогах Европейской России) - 55 км/час; зимой - 45 км/час. Летом за световой день реально проехать 800 км.

Зимой в гололёд, по объективным причинам скорость будет снижена относительно обычной.
Днём скорость продвинутого автостопщика и непродвинутого будет примерно одинаковой. Ночью продвинутый автостопщик может рассчитывать на 50 км/час (летом), 40 км/час (зимой).

Непродвинутый автостопщик не может рассчитывать, а будет ехать ночью, только если ему повезёт.
Однако, для квалифицированных гонщиков из ПЛАС на магистралях - ночью не хуже, чем днём. Хотя машин мало, скорость их ночью больше.
Ехать столом можно как в одиночку, так и в паре. Однако, следует знать, что автостопщик-одиночка движется несколько быстрее неразделимой пары, а девушка движется несколько быстрее, чем парень.
У водителей имеются некоторые причины, почему иногда они берут одиноких стопщиков, а парных (даже с девушкой) - нет. Во-первых, во многих машинах, особенно грузовых, есть только одно свободное сиденье! Во-вторых, некоторые водители легковых машин опасаются перерасхода бензина (особенно если каждый из стопщиков имеет увесистый рюкзак). И, в-третьих, водители, заинтересованные в общении, предпочитают разговаривать с одним человеком, чем эти двое будут между собой разговаривать, а я тут буду как шофёр.

Эти три причины и приводят к тому, что одиночки двигаются автостопом быстрее.
Все половые-скоростные различия сглаживаются с увеличением автостопной премудрости. Ваш внешний вид, выражение лица, одежда, жестикуляция должны убедить водителя в том, что вас можно и нужно подвезти. Некоторые парни считают, что с девушкой их будут лучше подбирать, чем если бы они ехали в одиночку.

Но они просто не знают, как убедить водителя затормозить, кроме как девушкой. Однако, применяя в комплексе мудрость автостопа, можно сделать просьбу остановиться не менее убедительной.
? Можно ли ездить столом нераздельной тройкой?
Можно, но большую часть времени вы будете не ехать, а стоять, ожидая водителя-альтруиста. Некая тройка ехала из Москвы в Питер 24 часа.

Лучше уж было разделиться.

АВТОБУСНЫЕ СЕКРЕТЫ


Можно ездить не только на машинах, но и на попутных междугородних автобусах. Для проезда в них я предлагаю три способа: автобусный стоп, метод рваные деньги и метод бедного студента.

В первом случае вам вообще не потребуется денег, во втором - потребуется некоторая сумма, которая, однако, останется при вас, в третьем - вы заплатите, но немного.
Двигаясь автостопом по трассе, полезно знать расписание дальних автобусов, чтобы быть готовым к проникновению в них. Узнавайте у местного населения, переписывайте на автовокзалах расписание самых главных автобусов, чтобы не пропустить их, сидя на привале и т.п.

Особенное значение это имеет в отдалённых регионах, где немного машин, а почти все автобусы могут везти совершенно бесплатно (1-м способом).
Автобусный стоп - модификация автостопа, с тем отличием, что стопим именно рейсовый транспорт, междугородние автобусы. Не следует проникать в них на конечных пунктах, когда вокруг стоит толпа билетных людей.

Но следует стопить автобус прямо на трассе, вне населённых пунктов. Он останавливается, особенно если местность глухая и позиция удачная.

Входя в автобус...
- Здравствуйте! Можно с вами в сторону Дивеево? (Заходим в автобус! Не следует общаться с водителем, как бедные родственники, стоя на улице.)
- На Первомайский.
- Ну, до поворота, если можно.
Тут возможны два варианта: 1) водитель закрывает дверь, и вы поехали; 2) водитель сообщает стоимость проезда. В этом последнем случае - негромко сообщить водителю, куда ты добираешься, и что ты - человек безденежный.

В случае отказа - водитель остановился и открыл двери или не закрывал их - можно долго (например, полминуты) и вежливо извиняться, благодарить водителя, что он остановился, сообщать ему историю своей поездки, пока водитель не скажет Ну, ладно или: Выходите, не задерживайте автобус!
В глухих регионах (по личному опыту: Архангельская, Вологодская, Курганская, Магаданская, Читинская области. Башкирия, Якутия и др.) и на неоживлённых трассах центральных областей приближённо выполняется закон 80 на 80 (80% автобусов останавливается, из них 80% везут бесплатно).

Причём пустые автобусы более склонны везти зайцев, чем переполненные.
А вот в цивильных регионах (например, Подмосковье) приближённо выполняется закон 50 на 50 (50% автобусов останавливается, из них 50% везут бесплатно).
Помните, что вероятность успеха при впрашивании на автовокзале очень низкая.
В автобусе обычно не требуется вести беседу с водителем, а нужно сидеть тихо, не шуметь, не высовываться, не выходить на промежуточных остановках и не хвастаться тем, что вы едете бесплатно.
Междугородние автобусы часто сходят с трассы и заезжают в промежуточные города - не паникуйте!
Некоторые водители не склонны возить автостопщиков. Автобус может просто-напросто обидеться и уехать.

Не огорчайтесь, часто бывает, что вы встретите его ещё раз. Если вы случайно обогнали (на быстроходной машине) уже раз не взявший вас автобус и вновь видите его - постарайтесь застопить его вторично.
Ник ехал из Волгограда в Москву и застопил Икарус. Водитель сказал: Так и быть, всего за 50 тысяч до Москвы!

Ник отказался, автобус уехал, Ник на машинах вскоре обогнал его. Через некоторое время Нику опять встретился этот же Икарус.

Водитель сказал: Ну как, не надоело ещё ехать автостопом? Так и быть, за 30 тысяч! - Но Ник не сдавался.

Уже подъехав к Москве, на МКАД, Ник встречает этот же Икарус в третий раз. Ну, так и быть, садись! - удивился водитель и бесплатно довёз его до метро Щелковская.
Андрей Винокуров с автором этой книги возвращались без денег из Магадана домой. Под Пензой застопили автобус на Беднодемьяновск. Ну, мне не жалко, - сказал водитель, - ну а если контролёры?

Автобус уехал, а мы следом уехали на машине. В качестве подарка судьбы, автобус вскоре сломался и простоял около часа в г. Нижний Ломов. Спустя некоторое время мы застопили его вторично.

Садись, чёрт с вами! - сказал водитель, и мы поехали в Беднодемьяновск, а один из пассажиров подарил нам 5 тыс.руб.
Метод Рваные деньги может быть применим в любом транспорте с билетёром, особенно в городском и пригородном транспорте.
Для проезда необходимо заранее запасти драную купюру, например, в 10.000 рублей, разорванную и склеенную, или постиранную, или испорченную другим образом, но так, чтобы сохранился хотя бы один серийный номер и 55% площади деньги. Зайдя в автобус, спокойно ждите, когда вами заинтересуется билетёр. Далее происходит такой диалог:
- Я не приму у вас эту бумажку!
- Ой, извините, другой нет.
- Выходите из автобуса!
- Билет давайте и сдачу не забудьте!
Наконец билетёр оставляет вас в покое, драная деньга остаётся при вас, и вы двигаетесь до места назначения. Если планируете ехать далеко, нужно запасать более крупную деньгу - скажем, две десятки или даже 50.000.

Чем сильнее деньга попорчена, тем дольше она вам прослужит универсальным проездным билетом. Если у вас нет крупных рваных денег, берите много мелких, в сумме превышающих ожидаемую стоимость проезда.
При этом вы не рискуете ничем, кроме драной деньги. В худшем случае (но крайне редко!) вы получите билет и сдачу.

В лучшем - бесплатный проезд.
В дальних междутородних автобусах, особенно там, где водитель является одновременно и билетёром, метод драной деньги применять не следует.
Метод бедного студента - платный метод, хотя вы платите, скажем, 50%, 20%, сколько можете. Его эффективность выше, чем метод автобусного стопа.

Но вы должны заранее решить, сколько можете заплатить, и заранее иметь в кармане необходимую сумму. Застопив на трассе автобус, вы спрашиваете водителя:
- Здравствуйте, можно с вами до Москвы?
Если водитель добрый, он говорит: садитесь, и дальше всё, как в автобусном стопе. Но он может и ответить:
- Садитесь. 20000 руб.
В случае автобусного стопа нужно было уговорить водителя или покинуть автобус; сей же метод предлагает более либеральный выход:
- Ой, как дорого, я бедный студент, добираюсь автостопом, но я могу заплатить только 4600 руб.
Тут возможно два варианта: 1) водитель соглашается на указанную вами сумму везти до нужного вам пункта; 2) не соглашается. Если не соглашается, вы просите провезти вас хоть сколько-нибудь - получается до какой-нибудь деревни Дыркино.

Не доезжая Дыркино, вы подходите к водителю и скромно просите позволения продолжить своё путешествие, и водитель обычно позволяет.

ДВИЖЕНИЕ НА ГЛУХИХ ТРАССАХ


На магистральных автодорогах европейской России техника автостопа, при владении ею, позволяет преодолевать большое расстояние за расчётное время. Это и понятно.

При плотности потока 50 машин в час вы быстро уедете в любом случае.
Но есть в России дороги, где проходит 10-20 машин в день. Мы ездили и по Колымскому тракту, где и три машины в день - удача, а водитель, проезжающий 300 километров в день - лихой гонщик.

С уменьшением числа машин, по теории вероятности, вы будете наблюдать отклонения от расчётного времени.
Между Уралом и Байкалом скорость автостопщика падает примерно на треть относительно его скорости в Европейской России (летом - порядка 500 км за световой день), а в Забайкалье скорость автостопщика снижается почти до нуля и понятие расчётная скорость исчезает.
Великий, и, по-видимому, самый быстрый автостопщик мира Андрей Пожидаев (ПЛАС N 62) совершил беспрацендентнов путешествие (1996 г) Питер-Владивосток на 109 попутных транспортах. Самый тяжёлый участок - от Чернышевска до Могочи (400 км. в Читинской обл.) он двигался 5 суток. Ехал он на всём, что ему попадалось - на машинах, мотодрезине и даже моторной лодке.

На участке Могоча-Сковородино он воспользовался локомотивами, а дальше опять вышел на трассу и достиг г. Владивосток. Слава ему!
Андрей и автор этой книги, двигаясь в Магадан, проехали автостопом от Хандыги (Якутия) до Кадыкчана (Магаданская обл.) 700 км за неделю! Из них мы двигались только полтора суток, а прочее время находились в простое, ожидая машин или ночуя с водителями.

Оправдывает нас лишь то, что рейсового сообщения по Колымской трассе не существует, и проехать её быстрее НИКАК было нельзя.
...Однако, прежде чем вы, о читатель, достигнете сталь отдалённых регионов, прочитайте другие главы сей книги, которые позволят вам кое-где облегчить и значительно ускорить и там своё перемещение.

НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ


? Можно ли ездить автостопом, не зная методов?
Многие так и делают. Если автостоп для вас - способ времяпровождения, то вам некуда торопиться. Как у Джека Керуака (В дороге):
Двое городских парней из Коламбуса, Огайо, футболисты школьной команды. Они жевали резинку, перемигивались и распевали песни на ветру.

По их словам, за лето они собирались объездить автостопом всю страну.
- Мы едем в Лос-Анджелес! - крикнули они.
- Что вы там будете делать?
- Чёрт возьми, понятия не имеем! Какая разница!
Если вы не знаете, зачем вы едете, вы можете ехать медленно, можете вообще полдня стоять на месте и размахивать руками перед проезжающими машинами. Но если вы знаете, зачем вы едете, вы испытываете естественное желание ехать, а не стоять.

Тут-то методы и помогут.
? Автостопом ездят только от безденежья?
По-разному. Одни - действительно оттого, что не могут заплатить за билет; другие - оттого, что это удобно и быстро (скажем, Москва-Ярославль или Питер-Псков по трассе проходится реально быстрее, чем на поезде), третьи - потому, что это интересно (новые места, новые люди, много общаешься, узнаёшь)...

В некоторых случаях, наконец, нет никакой другой возможности проехать какой-либо маршрут - так, мы проехали автостопом, например, Колымскую автомобильную трассу.

ПОЕЗДА


Большинство крупных городов России и СНГ соединены железными дорогами. Общая протяжённость этих дорог составляет 140000 км.

Умение ездить по железным дорогам (в поездах, электричках, дизелях, товарняках, с билетом, без билета, в локомотивах и другими способами) полезно и доступно каждому человеку.
Поезда бывают пассажирские, местные, пригородные, грузопассажирские, почтово-багажные, хозяйственные, рабочие, грузовые и иные, - различные по своему номеру (1-9098), внешнему виду и по методам проезда в них. Классификацию поездов по их номерам вы найдёте в Приложении 1.

ЕЗДА В ЛОКОМОТИВАХ


Случалось ли вам ездить в локомотивах товарных поездов? Нет, для этого не обязательно поступать в техникум железнодорожного транспорта и становиться машинистом. Автостоп 2-го рода - езда в кабинах локомотивов - широко применяется как путешественниками, так и местным населением в глухих регионах (например, на Дальнем Востоке, где почти нет автодорог и электричек, а также денег на оплату проезда).

Я видел, как на БАМе в заднюю кабину локомотива залезало (с согласия машиниста) по 6-7 безбилетных пассажиров, и машинисты утверждали, что это далеко не предел.
Распространено мнение, что в локомотивы подсаживать не будут, потому, мол, что это запрещено. Однако, подсаживают!

Технология езды на локомотивах, детально разработанная А.Воровым, а впоследствии и Ф.Леонтьевым из ПЛАС, делает ваш успех не случайным, а закономерным. Автостоп 2-го рода оказывается весьма удобным, а порой и единственным средством передвижения.

Изучим сущность его.
Понятно, что никто из мудрых не стоит на рельсах, пытаясь остановить движущийся товарный поезд (хотя при некоторых условиях, вероятно, он может застопиться). Сущность метода - ожидать нужный локомотив на грузовой станции и договариваться с машинистом во время стоянки.

Итак, вы на грузовой станции, где формируются товарняки в нужную вам сторону. Внимание!

Грузовая станция часто не совпадает с пассажирской! Узнать, где формируются товарняки, можно у железнодорожников.
Если на станции в данный момент нет сформированных составов в нужную сторону, найдите дежурного по станции (или диспетчера). Как найти его, вам объяснит любой железнодорожник. Дежурный по станции обычно сидит за большим пультом в помещении с надписью Посторонним вход воспрещен!

Постучитесь и войдите туда.
- Здравствуйте! Не подскажете, когда ближайший состав на Лопчу?
Помните! Грузовые поезда не имеют заранее определённого расписания! А дежурный по станции ведает о движении поездов только на своём и соседних участках.

Поэтому он может сказать: пока нет, когда будет - не знаю. Также вы можете услышать ритуальную фразу: А вы знаете, что на грузовых поездах ездить запрещено? Объясните, что вы будете ехать только в случае согласия машиниста.

Ну-ну, - может ответить дежурный (или диспетчер), - вон, на пятом пути формируется поезд, попробуйте.
Движение товарняков на нужное направление может оказаться разной интенсивности - от одного до десятков в день. Пока нет локомотива, можно найти рабочую столовую (на каждой большой станции) - там можно дёшево и вкусно поесть. Например, в Муроме, в январе 1997, в деповской столовой, обед на двоих нам обошёлся в 3352 рубля (стоимость одной буханки хлеба в Москве). Обычно такие столовые работают круглосуточно.

На маленьких станциях столовых нет, но у дежурного есть электроплитка; попросите разрешения поставить чай; расскажите, какие вы удалые путешественники, подружитесь с железнодорожниками, это может помочь при вписке в локомотив.



Содержание раздела