Глава XXXIV. Пути и методы деструкционизма
1. Средства деструкционизма
Социалистическая политика для достижения своих целей использует два
подхода: первый прямо направлен на обращение общества в социалистическое;
второй -- только косвенно, через разрушение общества, основанного на принципе
частной собственности. Реформистские партии социальной ориентации, так
же как и реформистские группы в социалистических партиях, предпочитают
первый подход; второй есть оружие революционных социалистов, которые начинают
с расчистки почвы для строительства новой цивилизации. Одни используют
как средства муниципализацию и национализацию, другие -- саботаж и революцию.
Значимость этой классификации снижает то, что результаты обоего рода
политик не так уж и различаются. Как мы показали, даже прямой метод, направленный
на формирование нового общества, может только разрушать. Созидание ему
заказано. Оправдан вывод, что разрушение -- начало и конец всякой социалистической
политики, которая десятилетиями преобладала в этом мире. В политике коммунистов
воля к разрушению выражена настолько явно, что ее нельзя не заметить. Но
хотя деструкционизм легче всего осознать на примере большевистской политики,
он, в сущности, так же силен и в других социалистических движениях. Именуемое
"экономической политикой" государственное вмешательство в экономическую
жизнь добилось только ее развала. Запреты и разные меры регулирования уже
в силу присущего им ограничительного духа стимулировали расточительность.
С начала войны сфера этой политики так расширилась, что практически каждое
действие предпринимателя стало подпадать под рубрику "нарушение закона".
И если производство все еще продолжается, пусть хоть наполовину рационально,
то это можно объяснить только тем, что деструкционистские законы и меры
до сих пор еще не проведены полностью в жизнь. Если бы они оказались более
эффективными, голод и массовая гибель уже стали бы уделом большинства цивилизованных
народов.
Вся наша жизнь с такой полнотой подпала уже под власть разрушительных
сил, что трудно найти область, где бы они не господствовали. Их воспевает
"социальное" искусство, их пропагандирует школа, благоговение
к ним внушает церковь. В последние десятилетия законодательство цивилизованных
стран едва ли создало хоть один закон, в котором не было бы уступок деструкционизму;
в некоторых законах он полностью господствует. Чтобы дать полное представление
о деструкционизме, следовало бы написать историю тех лет, когда были подготовлены
и начались катастрофы мировой войной и большевистской революции. Здесь
этого сделать нельзя, и мы вынуждены ограничиться несколькими замечаниями,
которые могут помочь пониманию того, как нарастала готовность разрушить
общество.
2. Рабочее законодательство
Среди средств разрушения общества законодательная защита труда является
по ее прямому воздействию наиболее вредоносной. К тому же этот аспект социальной
политики особенно важен как показатель достижений социалистической мысли.
Апологеты политики защиты труда любят проводить аналогию с той ситуацией,
которая в XVIII и первой половине XIX века привела к принятию мер по защите
крепостных. Нам говорят: как в то время вмешательство государства, шедшего
шаг за шагом к освобождению крепостных, постоянно уменьшало повинности
крестьян, так и сегодня рабочее законодательство пытается вырвать пролетариат
из рабства наемного труда, поднять его к существованию, достойному человека.
Но это сравнение вовсе неосновательно. Ограничение крепостных повинностей
крестьян привело не к сокращению, а к увеличению количества труда в стране.
Принудительный труд, недобросовестный и скудный, был сокращен, так что
крестьянин получил свободу улучшать собственную землю или работать по найму.
Большинство мер, предпринятых ради освобождения крестьянства, имело целью,
с одной стороны, увеличить интенсивность сельскохозяйственных работ, а
с другой -- освободить рабочую силу для нужд промышленного производства.
Когда крестьянская политика наконец-то ликвидировала принудительный труд
сельскохозяйственных работников, она не уничтожила сам труд, а увеличила
возможности приложения труда. Результат прямо противоположный тому, чего
достигает современная социальная политика, когда "регулирует"
рабочее время, ограничивая продолжительность рабочего дня десятью, девятью
и восемью часами или, как у различных категорий чиновников, шестью часами
и менее. Ведь это сокращает количество производимой работы, а значит, и
объем производства.
Влияние таких мер на сокращение труда было слишком очевидным, чтобы
его проглядеть. Вот почему все попытки расширить законодательную защиту
труда и радикально изменить условия труда встречали сильнейшее сопротивление.
Этатистские авторы обычно представляют дело так, как если бы общее сокращение
рабочего времени, постепенное вытеснение женского и детского труда, сокращение
ночных работ объяснялись только вмешательством закона и активностью профсоюзов
[см. критику этой легенды: Hutt,
The Factory System of
the Early 19-th Century // Economica, Vol. VI]. Это показывает,
что они находятся под влиянием представлений о характере промышленного
наемного труда, сформировавшихся в кругах, враждебных современному капиталистическому
производству. Согласно этим взглядам фабричная промышленность питает особое
отвращение к применению полноценной рабочей силы. Предполагается, что она
предпочитает необученных работников, слабых женщин и хрупких детей, а не
всесторонне подготовленных специалистов. Ведь, с одной стороны, она стремится
выпускать только низкокачественные товары массового потребления, для чего
нет нужды в квалифицированных наемных работниках; с другой стороны, простота
и легкость движений, требуемых механизированным производством, позволяют
использовать неразвитых и физически слабых. Поскольку, как считается, фабрики
бывают прибыльными только за счет недоплаты своим рабочим, естественно,
что они предпочитают нанимать неквалифицированных рабочих, женщин и детей
и при этом пытаются продлить рабочий день до возможного предела. Утверждают,
что это представление подтверждается историей развития крупной промышленности.
Но при своем зарождении крупная промышленность вынуждена была удовлетворяться
таким трудом потому, что в то время она могла нанимать людей только за
пределами ремесленных гильдий. Ей приходилось привлекать необученных, женщин
и детей, потому что только они были доступны для найма, а в результате
производственный процесс вынужденно строился так, чтобы эти работники с
ним справлялись. Фабричная заработная плата была ниже заработка цеховых
подмастерьев, потому что производительность труда была ниже. По той же
причине продолжительность рабочего дня была выше, чем у ремесленников.
Только когда эти отношения со временем изменились, крупная промышленность
смогла преобразовать условия труда. Вначале у фабрик не было иного выбора,
как нанимать женщин и детей, поскольку полные сил мужчины были для них
недоступны. Когда в результате конкуренции фабрики смогли вытеснить прежнюю
систему работы и перетянуть к себе тех, кто прежде был занят в ремесле,
были изменены и производственные процессы, так что главным стал труд квалифицированных
мужчин, а труд женщин и детей постепенно отошел на задний план. Заработная
плата возросла, поскольку производительность полноценного рабочего была
выше, чем производительность фабричной девчонки или ребенка. И вместе с
этим рабочая семья обнаружила, что больше не нуждается в заработке жены
и детей. Продолжительность рабочего дня уменьшилась, потому что более интенсивный
труд подготовленного рабочего сделал возможным более эффективное использование
машин, чем небрежный и неловкий труд малоценной рабочей силы. [Это
вынужден был признать даже Брентано, который вообще склонен к безграничной
переоценке влияния рабочего законодательства. {
Брентано
Луйо (1844--1931) -- немецкий экономист, представитель катедер-социализма.
Пропагандировал, в частности, устранение противоречий между трудом и капиталом
с помощью фабричного законодательства и развития профсоюзного движения.}
"До своего усовершенствования машина заменяла труд отца семейства
трудом ребенка... При усовершенствованной же машине отец снова кормит семью
и возвращает ребенка туда, где ему и место, т.е. в школу. Снова является
спрос на взрослых рабочих, и притом на таких, которые вследствие более
высокой нормы благосостояния могут удовлетворить высоким притязаниям машины"
(Brentano,
Uber das Verhaltnis von Arbeitslohn und Arbeitszeit zur Arbeitsleistung,
2 Aufl., Leipzig, 1893, S. 43) <Брентано Л.,
Об
отношении заработной платы и рабочего времени к производительности труда,
Спб, 1895, С. 48>]
Более короткий рабочий день и ограничение детского и женского труда
в тех размерах, которые были достигнуты в Германии накануне мировой войны,
никоим образом не были результатом победы законов об охране труда над эгоистичными
предпринимателями. Это следствие развития крупной промышленности, которая,
избавившись от нужды искать себе работников на задворках хозяйственной
жизни, должна была преобразовать условия труда так, чтобы они соответствовали
лучшему качеству рабочей силы. В общем и целом законодательство просто
санкционировало перемены подготовленные, предвосхищаемые или уже совершившиеся.
Конечно, оно всегда пыталось пойти дальше, чем позволяло состояние промышленности,
но сделать это не удавалось. Препятствием служило не столько сопротивление
предпринимателей, сколько сопротивление самих рабочих, не выражаемое и
не выступающее открыто, но от того не менее эффективное. Ведь самим рабочим
за каждый акт защищающего регулирования приходится платить как прямо, так
и косвенно. Ограничение или запрещение женского и детского труда обременило
бюджет рабочего столь же сильно, как и ограничение занятости взрослых рабочих.
Эти меры, конечно, уменьшают предложение труда, что ведет к росту предельной
производительности труда, а значит, и заработной платы в расчете на единицу
продукции. Но еще вопрос, компенсирует ли для рабочего этот рост бремя
растущих цен. Прежде чем выносить какое бы то ни было заключение по этому
вопросу, следовало бы изучить данные для каждого отдельного случая. Вполне
возможно, что сокращение производства не может обернуться абсолютным ростом
реального дохода рабочих. Но нам нет нужды вдаваться здесь в эти детали.
Уверенно говорить о значительном сокращении предложения труда в результате
принятия рабочего законодательства можно, только если действие этих законов
не ограничивается отдельной страной. Пока это не так, поскольку каждое
государство шло своим путем, и страны, где недавно развившаяся промышленность
использовала все возможности вытеснить с рынков продукцию старых промышленных
государств, отставали с введением рабочего законодательства, и законодательная
защита труда не могла улучшить положение рабочих на рынке. Помочь здесь
пытались путем заключения международных соглашений о защите труда. Но про
международную защиту труда еще с большим основанием, чем про национальные
меры, можно сказать, что она никогда не достигала большего, чем это допускало
естественное развитие индустриальных отношений.
Деструктивные элементы более выражены в теории, чем в практике защиты
труда, поскольку связанная с этими мерами непосредственная угроза промышленному
развитию до известной степени сдерживала внедрение теории в жизнь. То,
что теория эксплуатации наемных работников столь быстро распространилась
и стала общепринятой, есть прежде всего заслуга деструкционизма, который
без колебаний прибегал к исключительно эмоциональному описанию условий
труда. В практику законодательства были внедрены популярные образы жестокосердого
предпринимателя и своекорыстного капиталиста, которым противостоит бедный,
благородный эксплуатируемый народ. Законодателей приучили видеть в каждом
крушении планов предпринимателей победу общего блага над эгоистичными интересами
паразитов. Рабочему внушили, что его усердие служит только росту прибылей,
что его долг перед собственным классом и историей -- трудиться сколь можно
более вяло.
Сторонники законодательной защиты труда исходят из неудовлетворительной
теории заработной платы. Они с негодованием отвергают аргументы Сениора
против законодательного регулирования продолжительности рабочего времени,
но не в силах противопоставить ничего значимого тем выводам, к которым
он пришел для стационарных условий. {
Сениор
Нассау Вильям (1790--1864) -- английский экономист. Будучи в 30-е годы
членом ряда правительственных комиссий по вопросам труда, выступал против
фабричного законодательства, в частности против ограничения рабочего дня
10 часами. По Сениору, на создание прибыли капиталиста уходит часть рабочего
дня, пропорциональная доле прибыли в валовом продукте. Согласно расчетам
Сениора, эта доля равна 2/23, что соответствует одному часу из рабочего
дня средней для английской промышленности того времени продолжительности
в 11 с половиной часов. Поэтому сокращение рабочего дня даже на час приведет
к полному исчезновению прибыли.} Неспособность школы катедер-социалистов
разобраться в экономических проблемах особенно явно демонстрирует Брентано.
О том, до какой степени он не в состоянии постичь связь размера заработной
платы и эффективности труда, видно из сформулированного им собственного
"закона": высокая заработная плата увеличивает продукт труда,
а низкая заработная плата уменьшает его. Но ведь ясно, что хорошая работа
просто оплачивается лучше, чем плохая [Brentano,
Uber
das Verhaltnis von Arbeitslohn und Arbeitszeit zur Arbeitsleistung,
S. 11, 23 ff. <Брентано Л.,
Указ. соч.,
С. 15, 26 и след.>, Brentano,
Arbeitszeit und Arbeitslohn
nach dem Kriege, Jena, 1919, S 10; см. также Stucken,
Theorie der
Lohnsteigerung, Schmollers Jahibuch, 45 Jahig, S. 1152 ff.].
Эта ошибка делается еще более очевидной, когда он заявляет, что сокращение
рабочего времени есть причина, а не результат роста производительности
труда.
Маркс и Энгельс, отцы немецкого социализма, хорошо понимали, насколько
важна для распространения разрушительных идей борьба за рабочее законодательство.
В "Учредительном манифесте Международного товарищества рабочих"
говорится, что билль о 10-часовом рабочем дне в Англии "был не только
важным практическим успехом, но и победой принципа; впервые политическая
экономия буржуазии открыто капитулировала перед политической экономией
рабочего класса" [
Die Inauguraladresse der Intemationalen
Arbeiterassoziation, herausgegeben von Kautsky, Stuttgart, 1922, S.
27 <Маркс К., Энгельс Ф.,
Соч., Т. 16,
С. 9>]. За двадцать лет с лишком до этого Энгельс в еще
более чистосердечных выражениях признал деструкционистский характер билля
о 10-часовом рабочем дне. {После многолетней
борьбы
билль о 10-часовом рабочем дне был принят английским парламентом
в 1847 г. Введенное им ограничение продолжительности рабочего дня касалось
подростков моложе 18 лет и женщин, но именно эти группы составляли основную
часть фабричной рабочей силы того времени.} Он не смог не
согласиться, что контраргументы предпринимателей были наполовину верны.
Этот закон, полагал Энгельс, приведет к сокращению заработной платы и сделает
английскую промышленность неконкурентоспособной. Но это его не беспокоило.
"Разумеется, -- добавлял он, -- если бы дело не пошло дальше десятичасового
билля, Англии грозило бы разорение; но поскольку он неизбежно влечет за
собой другие мероприятия, которые должны направить Англию на совершенно
иной путь, чем тот, по которому она до сих пор шла, этот билль означает
шаг вперед" [Engels,
Die Lage der Arbeitenden Klasse
in England, 2 Aufl., Stuttgart, 1892, S. 178 <Энгельс
Ф.,
Положение рабочего класса в Англии // Маркс К., Энгельс Ф.,
Соч., Т. 2, С. 403--404>]. Если английская промышленность
уступит иностранным конкурентам, революция станет неизбежной [
Ibid.,
S. 297 <
там же, С. 514>].
В более поздней статье он говорит о билле о 10-часовом рабочем дне:
"Это уже не отдельная попытка парализовать промышленное развитие,
это одно из звеньев в длинной цепи мероприятий, которые должны совершенно
преобразовать современный строй общества и постепенно уничтожить существующие
до сих пор классовые противоречия, это уже не реакционное, а революционное
мероприятие" [Engels,
Die englische Zehnstundenbill
// Aus dem literarischen Nachlass von Kari Marx, Friedrich Engels und Ferdinand
Lassalle, III Bd., S. 393 <Энгельс Ф.,
Английский
билль о десятичасовом рабочем дне // Маркс К., Энгельс Ф.,
Соч.,
Т. 7, С. 254>].
Фундаментальную важность борьбы за рабочее законодательство нельзя недооценивать.
Но Маркс и Энгельс, как и их либеральные оппоненты, переоценили непосредственный
деструктивный потенциал отдельных мероприятий. Главные успехи в деле разрушения
общества были достигнуты на других направлениях.
3. Принудительное социальное страхование
Существом программы германского этатизма было социальное страхование.
Но народы за пределами Германской империи также начали видеть в социальном
страховании высшее достижение политической проницательности и мудрости
государственных деятелей. И если некоторые ограничиваются простым восхвалением
волшебных результатов, которых удалось достичь с помощью этих институтов,
то другие укоряют их за половинчатость, за то, что ими охвачены не все
слои народа и что имеющие преимущества получают не все то, что, по их мнению,
должны бы. Говорилось, что социальное страхование нацелено, в конечном
счете, на то, чтобы дать каждому гражданину должный уход и лучшее медицинское
обслуживание во время болезни, нужную помощь в случае нетрудоспособности
от несчастного случая, болезни, старости или при невозможности найти работу
на должных условиях.
Никакое упорядоченное общество не было столь бессердечно, чтобы позволить
бедным и беспомощным умирать с голоду. Всегда были некие установления,
нацеленные на спасение от нищеты тех, кто не способен самостоятельно содержать
себя. По мере того как вместе с развитием капитализма увеличивалась обеспеченность
общества, улучшалась система помощи беднякам. Одновременно изменялась и
правовая основа этой помощи. Что прежде было актом милосердия, которого
бедняки не могли требовать, теперь стало долгом общины. Были приняты меры
по обеспечению помощи бедным. Но в первое время остерегались узаконения
притязаний бедняков на поддержку и содержание. Мало думали и о том, чтобы
снять клеймо постыдности с тех, кто жил на средства общины. Это не было
проявлением бессердечия. Дискуссии по поводу английского закона о бедных
показывают, что люди отлично сознавали немалые опасности для общества от
расширения программ помощи бедным. {
Закон
о бедных, основанный на акте 1601 г., возлагал заботу о содержании
бедных на приход. В начале 30-х годов XIX в. законодательство о бедных
стало предметом обсуждения и в прессе, и в специально созданной комиссии.
Комиссия пришла к выводу, что система поддержки малоимущих, многодетных
и безработных разорительна для страны, тормозит развитие промышленности
и дурно действует на нравственность масс. В 1834 г. парламент принял новый
закон о бедных, отменивший все денежные и продуктовые пособия беднякам
и предусмотревший широкое создание работных домов для нуждающихся.}
Германское социальное страхование очень отличается от подобных установлений
других государств. {Впервые в мире
система государственного социального страхования была создана в Германии
при рейхсканцлере Отто Бисмарке. Законами от 1883, 1884 и 1889 гг. было
введено страхование работников от несчастных случаев, предусмотрены выплаты
при болезни, пенсии по старости и инвалидности.} Средства
к существованию -- это иск, на удовлетворении которого можно настаивать
по закону. Предъявитель иска тем самым не роняет своей репутации. Он --
государственный пенсионер подобно королю или его министрам, или получатель
страховых платежей, такой же, как любой другой, заключивший контракт о
страховании. Несомненно, что он может смотреть на выплаты как на эквивалент
своего собственного вклада. Ведь страховые взносы всегда идут за счет заработной
платы независимо от того, платит их предприниматель или сами рабочие. То,
что уплачивает предприниматель в страховые фонды, -- это всего лишь налог
на предельную производительность труда, а значит, и средство сокращения
денежной заработной платы. Когда страховые выплаты осуществляются из налоговых
поступлений, их оплачивает, конечно же, сам рабочий -- прямо или косвенно.
Для проповедников социального страхования, как и для политиков и государственных
деятелей, проводивших его в жизнь, здоровье и болезнь представлялись двумя
состояниями человеческого тела, резко отделенными друг от друга, так что
всегда без трудностей и сомнений можно распознать -- что же перед тобой.
"Здоровье" -- это состояние, признаки которого твердо установлены
и которое может быть диагностировано любым врачом. "Болезнь"
-- это телесное явление, не зависящее от человеческой воли и не поддающееся
ее воздействию. Всегда есть люди, которые по тем или иным причинам симулируют
болезнь, но доктор благодаря знаниям и имеющимся в его распоряжении средствам
может разоблачить подделку. Только здоровый человек является вполне работоспособным.
Работоспособность больного понижается в соответствии с тяжестью и характером
болезни, и предполагается, что доктор может по объективно контролируемым
физиологическим изменениям установить степень снижения работоспособности.
Сегодня ясно, что каждое утверждение этой теории ложно. Не существует
отчетливой границы между здоровьем и болезнью. Болезнь неким образом зависит
от сознательной воли и подсознательно действующих психических сил. Работоспособность
человека не связана однозначно и просто с его физическим состоянием; в
большой степени это функция его сознания и воли. Так вся идея о возможности
отделить с помощью медицинских обследований больных от здоровых и симулянтов,
а трудоспособных от инвалидов оказалась несостоятельной. Тот, кто верил,
что страхование от несчастных случаев и по болезни сможет опереться на
объективные методы диагностики, очень заблуждался. Разрушительные свойства
системы страхования по болезни и от несчастных случаев заключались, прежде
всего, в том, что система поощряла несчастные случаи и болезни, замедляла
выздоровление и зачастую создавала (или, по крайней мере, усиливала и растягивала
во времени) функциональные нарушения, которые следуют обычно за болезнью
или несчастным случаем.
Такие редкие болезни, как травматические неврозы, которые стали плодиться
уже в результате законодательного регулирования исков о компенсации по
несчастным случаям, под воздействием принудительного социального страхования
обратились в общенациональные эпидемии. Сейчас уже нельзя отрицать, что
травматические неврозы есть результат социального законодательства. Статистика
показывает, что застрахованные пациенты преодолевают последствия травм
дольше, а осложнениям и постоянным функциональным расстройствам подвержены
сильнее, чем незастрахованные. Страхование против болезней плодит болезни.
Как индивидуальные наблюдения врачей, так и статистика показывают, что
чиновники, штатные работники и принудительно застрахованные граждане оправляются
от травм и болезней медленнее, чем незастрахованные и лица свободных профессий.
Желание побыстрее выздороветь и нужда в скорейшем восстановлении работоспособности
помогают выздоровлению столь сильно, что это делается доступным для наблюдения
[Like,
Der Arzt und seine Sendung, 4 Aufl., Munchen,
1927, S. 54 <Лиек Э.,
Врач и его призвание:
Мысли еретика, Днепропетровск, 1928, С. 113> {в
русском сокращенном переводе место, на которое ссылается Мизес, опущено,
но аналогичная мысль изложена и на другой странице, представленной в переводе,
-- на нее и дана ссылка}; Liek,
Die Schaden der sozialen Versicherung,
2 Aufl., Munchen, 1928, S. 17 ff., см. также растущую день ото дня массу
медицинских публикаций].
Чувствовать себя здоровым -- совсем не то же самое, что быть здоровым
с точки зрения медицины, а работоспособность во многом не зависит от физиологически
проверяемой и измеримой деятельности внутренних органов. Тот, кто не жаждет
быть здоровым, не является просто симулянтом. Это -- больная личность.
Если ослаблено желание быть здоровым и работоспособным, болезнь и все остальное
-- придут. Ослабляя или полностью разрушая волю к благополучию и трудоспособности,
социальное страхование плодит болезни и инвалидность; оно порождает привычку
жаловаться, что само по себе является неврозом, и другие формы неврозов.
Короче говоря, это установление, которое множит болезни и травмы и существенно
ухудшает их психофизиологические последствия. Институт страхования делает
людей больными телесно и психически или, по крайней мере, удлиняет и утяжеляет
течение болезней.
Психические силы, действующие в человеке, как и в каждом живом существе
(в смысле желания и стремления быть здоровым и трудоспособным), так или
иначе зависят от социальной ситуации, в которой человек находится. Некоторые
ситуации усиливают их, другие ослабляют. Социальная атмосфера африканского
племени, живущего охотой, определенно настроена на стимулирование этих
сил. То же самое верно для совершенно отличной ситуации, в которой находятся
граждане капиталистического общества, основанного на разделении труда и
частной собственности. Напротив, общественный строй ослабляет эти силы,
если он обещает, что в случае травмы или болезни индивидуум будет жить,
не работая или работая мало, и при этом не претерпит существенного сокращения
доходов. Дело обстоит не столь просто, как это представляется наивным экспертам
по патологии -- тюремным и армейским врачам.
Социальное страхование превратило неврозы застрахованных граждан в опасную
болезнь народа. При распространении и развитии страхования эта болезнь
также будет распространяться. И никакие реформы тут не помогут: мы не можем
подрывать волю к здоровью, не порождая болезни.
4. Профсоюзы
При оценке экономических и социальных последствий профсоюзного движения
фундаментальное значение имеет вопрос: может ли рабочее движение, развивающееся
в среде рыночной экономики, с помощью механизма коллективных переговоров
и создания ассоциаций преуспеть в обеспечении постоянно высокой заработной
платы для всех рабочих? На этот вопрос экономическая теория, как классическая
(включая ее марксистское крыло), так и современная (включая ее социалистическое
крыло), отвечает категорическим
нет. Общественное мнение убеждено,
что факты доказали эффективность профсоюзного движения, потому что уровень
жизни масс неуклонно возрастал в последние столетия. Но экономисты совершенно
иначе объясняют этот факт. Согласно их подходу улучшение обязано прогрессу
капитализма, неустанному накоплению капитала и как результат -- росту предельной
производительности труда. Нет сомнения, что верить следует скорее взглядам
экономистов, подтверждаемым действительным ходом развития, чем наивным
представлениям людей, которые убеждены, что
post hoc ergo propter hoc
{
post hoc ergo propter hoc --
после того значит вследствие того (
лат.)} Конечно,
этого совершенно не понимали ни тысячи достойнейших лидеров рабочего движения,
которые посвятили свою жизнь организации профсоюзов, ни многие знаменитые
филантропы, защищавшие профсоюзное движение как краеугольный камень будущего
общества. Истинной трагедией капиталистической эпохи стало то, что эти
взгляды оказались ложными и что профсоюзное движение превратилось в самое
важное оружие разрушения общества. Социалистическая идеология настолько
успешно затуманила природу и особенности профсоюзов, что стало сложно понять,
что же такое профсоюзы и чем они занимаются. Публика все еще склонна истолковывать
проблему рабочих союзов так, как если бы речь шла о свободе объединений
и о праве на забастовку. Но уже десятилетия нет вопроса о том, следует
ли предоставлять рабочим свободу создавать ассоциации или право прерывать
работу -- даже в нарушение трудового соглашения. Ни одно законодательство
не отрицает этих прав, поскольку законные наказания за приостановку работы
в нарушение соглашения на практике малодейственны. Так что даже самые яростные
адвокаты деструкционизма едва вспоминают о праве рабочих на нарушение трудовых
соглашений. Когда не так давно некоторые страны, и среди них Великобритания,
колыбель современных профсоюзов, попытались ограничить власть профсоюзов,
они и в мыслях не имели урезать то, что принято считать неполитической
активностью профсоюзов. Закон 1927 г. попытался запретить общенациональные
забастовки и забастовки в поддержку других профсоюзов, но ни в какой форме
не касался свободы ассоциаций или права на забастовку ради повышения заработной
платы. {С 4 по 12 мая 1926 г. по призыву
конференции исполкомов профсоюзов в Великобритании прошла всеобщая стачка.
Стачка проводилась в поддержку бастующих горняков. 11 мая Верховный суд
объявил ее незаконной. По следам стачки 28 июля 1927 г. был принят Закон
о промышленных конфликтах и тред-юнионах, запретивший всеобщие стачки и
стачки солидарности. Он просуществовал до 1946 г.}
Общенациональная забастовка и сторонниками, и противниками всегда рассматривалась
как дело революционное или в сущности как сама революция. Жизненно важным
элементом такой забастовки является более или менее полный паралич всей
экономической жизни общества для достижения некоторых желаемых целей. Насколько
успешной может быть всеобщая стачка, показал капповский путч, поддержанный
как армией Германии, так и незаконными вооруженными формированиями, сумевший
изгнать из столицы правительство страны, но в несколько дней сломленный
общей стачкой. {13 марта 1920 г. немецкие
монархисты и милитаристы, опираясь на части рейхсвера и так называемые
"добровольческие корпуса" -- военизированные формирования, состоящие
в основном из бывших фронтовиков, подняли антиправительственный мятеж.
Войдя в Берлин, путчисты сформировали свое правительство во главе с
Вольфгангом
Каппом (1868--1922) -- крупным помещиком, лидером "Партии отечества".
Президент и законное правительство бежали в Штутгарт. Профсоюзы призвали
ко всеобщей стачке. Стачка, в которой приняло участие 12 млн. человек,
сыграла решающую роль в разгроме путча, с которым было покончено во всей
Германии за 5 дней. Капп бежал в Швецию.} В этом случае всеобщая
стачка была использована как оружие защиты демократии. Но ведь не имеет
значения, согласны вы или нет с целями профсоюзов. Факт тот, что в стране,
где профсоюзы достаточно сильны, чтобы организовать всеобщую стачку, высшая
власть принадлежит не парламенту и зависящему от него правительству, но
профсоюзам. Именно понимание реального значения профсоюзного движения подсказало
французским синдикалистам их основную идею, что для прихода к власти политические
партии должны использовать насилие. Нельзя забывать, что философия насилия,
которая пришла на смену миротворческому учению либерализма и демократии,
началась как философия профсоюзов. Прославление насилия, столь характерное
для политики русских советов, итальянского фашизма и германского нацизма,
которое сегодня серьезно угрожает всем демократическим правительствам,
имело источником учение революционного синдикализма. Проблемой профсоюзной
жизни является принуждение к совместным действиям и забастовкам. Профсоюзы
претендуют на право изгонять с работы всех, кто не хочет действовать вместе
с ними и кому они отказали в приеме в профсоюз. Они претендуют на право
прерывать работу по своему решению, а также на то, чтобы не давать никому
занять рабочие места бастующих. Они претендуют на право предотвращать противодействие
своим действиям и применять насилие к несогласным, а также любое насилие
для достижения успеха.
Каждое объединение становится более бюрократизированным и осторожным
в поведении, когда его лидеры стареют. Боевые союзы утрачивают желание
нападать и теряют способность стремительными действиями одолевать врагов.
Армии милитаристских государств, прежде всего армии Австрии и Пруссии,
опять и опять получали урок того, что с престарелыми вождями побеждать
трудно. Профсоюзы не исключение из этого правила. Вполне может оказаться,
что некоторые из старейших и наиболее развитых отрядов профсоюзного движения
временно утратили разрушительную страсть к агрессии и готовность к сражениям.
Так что когда пожилые лидеры сопротивляются разрушительной политике пылкой
молодежи, инструмент деструкции на какое-то время становится инструментом
поддержания
status quo {
status
quo -- существующее положение (
лат.)} Как раз
по этой причине радикалы постоянно срамили профсоюзы, а профсоюзы обращались
к помощи несоциалистических классов общества, когда они нуждались в поддержке
для принудительной юнионизации. Но эти передышки в разрушительной борьбе
профсоюзов всегда были короткими. Опять и опять верх одерживали те, кто
призывал к непрерывному сражению против капиталистического устройства общества.
Сторонники насилия либо вытесняли старых лидеров профсоюзов, либо создавали
вместо старых организаций новые. Иначе и быть не могло. Ведь в соответствии
с основной идеей профсоюзного движения профессиональные союзы рабочих мыслимы
только как орудия разрушения. Как было показано, солидарность членов профсоюзов
может опираться только на идею борьбы за уничтожение общественного строя,
основанного на частной собственности на средства производства. Не только
практическая деятельность профсоюзов, но и их теоретическая основа -- деструкционизм.
Краеугольный камень юнионизма -- принудительное членство. Рабочие отказываются
работать с теми, кто принадлежит к не признаваемой ими организации. Они
добиваются увольнения нечленов профсоюза угрозой забастовки, а если это
окажется недостаточным, то забастовкой. Уклоняющихся от вступления иногда
принуждают с помощью грубого обращения. Нет нужды распространяться, что
это насильственное нарушение свободы личности. Все софизмы защитников профсоюзного
деструкционизма не смогли изменить в данном отношении общественного мнения.
Когда время от времени особенно тяжкие примеры насилия против нечленов
профсоюзов делаются известными, даже те газеты, которые всегда более или
менее поддерживают деструкционистские партии, вынуждены протестовать.
Оружие профсоюзов -- забастовка. Следует ясно
представлять, что каждая стачка есть акт насилия, форма вымогательства,
средство принуждения по отношению к тем, кто может помешать намерениям
бастующих. Ведь забастовка окончится проигрышем, если предприниматель сможет
заменить забастовщиков другими рабочими или если забастует только часть
рабочих. Альфа и омега профсоюзных прав -- возможность применения против
штрейкбрехеров самого примитивного насилия. Нас здесь не интересует, как
именно профсоюзы в разных странах добыли это право. Достаточно сказать,
что в последние десятилетия им это удалось повсеместно, и не столько в
результате явных законодательных решений, сколько в силу молчаливой терпимости
к такой практике со стороны властей и суда. В Европе годами было невозможно
сломить забастовку с помощью найма штрейкбрехеров. Длительное время удавалось
по крайней мере избегать забастовок на железных дорогах, в электроэнергетике,
водоснабжении и на важнейших предприятиях городского жизнеобеспечения.
Но и здесь идеология разрушения, наконец, одержала верх.
Если это понадобится профсоюзам, они угрозой обречь на голод и жажду,
холод и тьму смогут принудить к покорности города и страны. Они могут отлучить
от типографских машин не нравящиеся им газеты; они могут прекратить доставку
по почте нежелательных им изданий и писем. Если они захотят, рабочие будут
беспрепятственно саботировать, повреждать орудия и предметы труда, работать
так медленно и плохо, что их труд потеряет всякую ценность.
Никто еще не доказал полезности профсоюзов. Нет теории заработной платы,
из которой следовало бы, что профсоюзы обеспечивают непрерывный рост реального
дохода рабочих. Сам Маркс был далек от предположения, что профсоюзы могут
как-либо повлиять на заработную плату. Выступая в 1865 г. перед Генеральным
Советом Интернационала [в переводе на немецкий этот доклад
был опубликован Бернштейном под названием "Заработная плата, цена
и прибыль"; я цитирую по третьему изданию, которое появилось во Франкфурте
в 1910 г.], Маркс пытался привлечь своих товарищей к совместным
действиям с профсоюзами. Эта цель сквозит в первых словах его выступления.
Представление, что стачками нельзя добиться увеличения заработной платы,
-- популярное во Франции среди прудонистов и в Германии среди лассальянцев
-- вызывало, по его словам, "возмущение рабочего класса". Но
его великолепные тактические способности, которые за год до этого позволили
ему в "Учредительном манифесте Международного товарищества рабочих"
соединить в одной программе самые различные взгляды на природу, цели и
задачи рабочего движения, были брошены в игру ради соединения профсоюзного
движения с Интернационалом. Это и побудило его высказать все, что можно
в пользу профсоюзов. Тем не менее, ему достало осторожности не связывать
себя утверждением, что профсоюзы могут обеспечить непосредственное экономическое
улучшение положения рабочих. Он считал, что профсоюзы должны возглавить
борьбу с капитализмом. Судя по тому, чего он ожидал от выступления профсоюзов,
не приходится сомневаться в отведенной им роли. "Вместо
консервативного
девиза
"Справедливая заработная плата за справедливый рабочий день"
рабочие должны написать на своем знамени
революционный лозунг:
"Уничтожение системы наемного труда!" Они терпят неудачу,
поскольку ограничиваются партизанской борьбой против следствий существующей
системы, вместо того чтобы одновременно стремиться изменить ее, вместо
того чтобы использовать свои организованные силы в качестве рычага для
окончательного освобождения рабочего класса, т. е. окончательного уничтожения
наемного труда" [Marx,
Lohn, Preis und Profit.
S. 46 <Маркс К., Энгельс Ф.,
Соч., Т. 16,
С. 154--155>]. Маркс едва ли мог яснее сказать, что для
него профсоюзы не более чем орудие разрушения капиталистического общества.
Эмпирически-реалистическим политэкономам и ревизионистам марксизма остается
утверждать, что профсоюзам удавалось постоянно удерживать заработную плату
выше того уровня, который существовал бы без профсоюзов. Эту идею не нужно
даже оспаривать, потому что никто и не пытался теоретически ее обосновать.
Она остается совершенно бездоказательным утверждением, которое вовсе не
принимает в расчет взаимосвязь экономических факторов.
Профсоюзная политика забастовок, насилия и саботажа не может претендовать
ни на какие заслуги в улучшении положения рабочих [Adolf
Weber,
Der Kampf zwischen Kapital und Arbeit, 3 und 4 Aufl., Tubingen,
1921, S. 384 ff.; Robbins,
Wages, London, 1926, S. 58 ff.; Hutt,
The Theory of Collective Bargaining, London, 1930, P. 1 ff.; см.
также мою работу
Kritik des Interventionismus, Jena, 1929, S. 12
ff., 79 ff., 133 ff.]. Она только расшатывает до основания искусно
выстроенное здание капиталистической экономики, в которой день ото дня
повышается жизненный уровень всех, вплоть до беднейших рабочих. Да и действует
эта политика не в интересах социализма, а в интересах синдикализма.
Если бы рабочие отраслей, не имеющих, так сказать, жизненно важного
значения, сумели добиться заработной платы большей, чем диктуется ситуацией
на рынке, это привело бы в движение силы по восстановлению нарушенного
рыночного равновесия. Если, однако, рабочие жизненно важных отраслей смогли
бы с помощью забастовки или угрозы забастовки добиться для себя выполнения
требований о более высокой заработной плате, а также удовлетворения иных
претензий, выдвигающихся рабочими других отраслей, положение стало бы совсем
иным. Мало сказать, что эти рабочие стали бы действительными монополистами,
поскольку то, о чем идет речь, лежит за пределами понятия рыночной монополии.
Если забастуют работники всех транспортных предприятий и при этом еще сумеют
заранее расстроить все попытки им помешать, они станут абсолютными тиранами
на соответствующих территориях. Могут сказать, что они будут пользоваться
своей властью сдержанно, но это не изменяет того факта, что они обладают
властью. При таком раскладе в стране будут только два сословия: члены профсоюзов
жизненно важных отраслей и все остальные, которые станут бесправными рабами.
Так мы придем к обществу, в котором "незаменимые рабочие с помощью
насилия господствуют над остальными классами" [Каутский,
цит. по: Dietzel,
Ausbeutung der Arbeiterklasse durch Arbeitcrgruppen,
Deutsche Arbeit, 4 Jahrg., 1919, S. 145 ff.].
И возвращаясь еще раз к вопросу о власти, хорошо бы внимательно посмотреть,
на чем держится эта власть, да и любая другая. Власть организованных в
профсоюзы рабочих, перед которой сейчас трепещет весь мир, держится на
той же самой основе, что и власть всех других тиранов во все времена; это
не что иное, как продукт идеологии. Десятилетиями людям вдалбливали: профсоюзы
полезны и необходимы отдельным людям, так же как и обществу; только болезненный
эгоизм эксплуататоров может мечтать о поражении профсоюзов; забастовщики
всегда борются за правое дело, и нет худшего позора, чем штрейкбрехерство;
попытки защитить желающих работать, когда все бастуют, безнравственны.
Поколение, получившее воспитание в последние десятилетия, с детства усвоило,
что важнейший общественный долг рабочего -- быть членом профсоюза. Стачка
стала означать своего рода святое действо, социальное таинство. На этой
идеологии и базируется власть рабочих союзов. Она непременно рухнет, когда
эту идеологию сменят другие взгляды на значение и достижения профсоюзного
движения. Именно поэтому самые сильные профсоюзы вынуждены использовать
свою власть особенно осторожно. Ведь слишком давя на общество, они заставят
людей размышлять о природе и результатах профсоюзной деятельности, что
приведет к пересмотру и отвержению господствующего сегодня учения. Так
обстоит дело со всеми носителями власти, и профсоюзы здесь не исключение.
Одно совершенно ясно: если бы когда-либо состоялось тщательное рассмотрение
права на забастовку рабочих жизненно важных отраслей, доктрина профсоюзных
организаций об обязательном участии всех рабочих в забастовке лопнула бы,
а такие штрейкбрехерские организации, как
"Technische Nothilfe",
сорвали бы все аплодисменты, которые сегодня расточаются забастовщикам.
{
"Technische Nothilfe"
-- "Техническая помощь в беде" (
нем.) -- существовавшая
в Германии с 1919 по 1945 г. добровольческая организация, члены которой
выполняли работы на транспорте, на предприятиях энергоснабжения, в других
службах жизнеобеспечения при забастовках, локаутах и стихийных бедствиях.
До 1939 г. она числилась при министерстве внутренних дел, а затем была
объявлена независимой общественной организацией.} Возможно,
что в сражениях, которые могут произойти вследствие этого, общество будет
разрушено. Но нет никаких сомнений, что общество, поощряющее деятельность
профсоюзов в соответствии с ныне господствующими воззрениями, стоит на
верном пути к саморазрушению в самое ближайшее время.
5. Страхование по безработице
Помощь безработным проявила себя как одно из действеннейших орудий деструкционизма.
Система страхования по безработице создавалась на основании той же логики,
что и система страхования по болезни и от несчастных случаев. Безработицу
рассматривали как неудачу, обрушивающуюся на человека подобно лавине, накрывающей
долину. Никому не пришло в голову, что правильнее говорить о страховании
заработной платы. Ведь то, о чем сожалеет безработный, -- не работа, а
вознаграждение за работу. Не понимают, что дело вовсе не в том, что "безработные"
вообще не могут найти какую-либо работу, а в том, что они не желают работать
за ту заработную плату, которая предлагается на рынке труда за то, что
они могут и хотят делать.
Ценность системы страхования по болезни и от несчастных случаев потому
проблематична, что застрахованный может быть заинтересован в создании или
обострении ситуации, с которой связана выплата страховки. В случае страхования
по безработице страхуемая ситуация наверняка не может возникнуть, если
застрахованный сам этого не захочет. Если бы он не вел себя как член профсоюза,
а снизил бы требования, изменил место жительства или профессию в согласии
с требованиями рынка труда, то тогда смог бы найти работу. Пока мы живем
в реальном мире, а не в стране беспредельной мечты, труд остается редким
благом. Иными словами, спрос на труд будет всегда. Безработица -- проблема
заработной платы, а не работы. От безработицы так же нельзя застраховать,
как, например, от затруднений со сбытом товаров.
Это, конечно, неправильный термин -- страхование от безработицы. Статистически
обосновать такой вид страхования невозможно. Многие страны осознали это
и отбросили слово "страхование" или, по крайней мере, игнорируют
выводы из него. Теперь речь идет о незамаскированной "помощи".
Она позволяет профсоюзам поднимать заработную плату до такого уровня, что
только часть желающих работать может найти рабочее место. Помощь безработным
и есть то самое, что порождает безработицу как постоянное явление. В настоящее
время многие европейские страны отпускают для этой цели суммы, существенно
превосходящие бюджетные возможности.
Тот факт, что почти в каждой стране существует постоянная массовая безработица,
рассматривается общественным мнением как твердое доказательство, что капитализм
не способен решать экономические проблемы, а значит, необходимы правительственное
вмешательство, тоталитарное планирование и социализм. Этот аргумент делается
неотразимым, когда люди вспоминают, что единственная большая страна, которая
не страдает от безработицы, -- это коммунистическая Россия. Логическая
сила этого аргумента, однако, очень слаба. Безработица в капиталистических
странах существует потому, что политика правительств и профсоюзов направлена
на поддержание такого уровня заработной платы, который не соответствует
существующей производительности труда. Действительно, сколько можно видеть,
в России нет широкомасштабной безработицы. Но уровень жизни русского рабочего
много ниже, чем получателя пособия по безработице в капиталистических странах
Запада. Если бы британские или другие европейские рабочие согласились на
заработную плату более низкую, чем в настоящее время, но все-таки в несколько
раз превышающую зарплату русского рабочего, безработица исчезла бы и в
этих странах. Безработица в капиталистических странах не доказывает неэффективности
капиталистической экономики, так же как отсутствие безработицы в России
не доказывает эффективности коммунистической системы. Но тот факт, что
массовая безработица существует почти в каждой капиталистической стране,
есть самая значительная угроза сохранению капиталистической системы. Постоянная
массовая безработица разрушает моральные основы общественного порядка.
Молодые люди, завершившие обучение и обреченные на досуг, представляют
собой "закваску" для большинства радикальных политических движений.
Из них рекрутируются солдаты грядущей революции.
В этом трагизм нашей ситуации. Друзья профсоюзов и политики пособий
по безработице честно верят, что нет другого способа поддерживать приличные
условия жизни масс, чем политика профсоюзов. Они не видят, что в длительной
перспективе все усилия удержать заработную плату на более высоком уровне,
чем диктуемый предельной производительностью труда, ведут к безработице,
а пособия по безработице только увековечивают ту же безработицу. Они не
видят, что помощь жертвам -- пособия по безработице и общественные работы
-- ведет только к проеданию капитала, а оно со временем отзовется дальнейшим
снижением уровня заработной платы. Ясно, что при настоящих условиях нет
возможности уничтожить одним ударом пособия по безработице и другие, менее
важные способы помощи безработным, например общественные работы. Одна из
неприятнейших черт государственного вмешательства та, что очень трудно
повернуть процесс в обратную сторону: отказ от вмешательства создает проблемы,
которые почти невозможно разрешить удовлетворительным образом. Сейчас величайшая
проблема интервенционизма -- как найти выход из лабиринта интервенционистской
политики. Ведь то, что делалось в последние годы, есть лишь попытка замаскировать
результаты экономической политики, которая привела к снижению производительности
труда. Теперь необходим в первую очередь возврат к политике, которая бы
обеспечивала рост производительности труда. Это предполагает, конечно,
полный отказ от протекционизма, от налогов на импорт и импортных квот.
Нужно восстановить условия, при которых труд мог бы свободно перетекать
из отрасли в отрасль, из страны в страну.
Не капитализм несет ответственность за зло постоянной массовой безработицы,
а политика, которая парализует работу капитализма.
6. Обобществление
Либерализм устранил государственное производство товаров и государственную
собственность в народном хозяйстве. Почтовая служба была едва ли не единственным
исключением из общего правила, что средства производства должны находиться
в частных руках, а все виды хозяйственной деятельности должны вестись исключительно
частными лицами. Защитники этатизма преодолели массу трудностей, чтобы
обосновать целесообразность национализации почтовой и тесно с ней связанной
телеграфной службы. На первое место они выдвигали политические аргументы.
Но при обсуждении всех за и против государственного контроля почты и телеграфа
обычно смешивают две вещи, которые следовало бы рассмотреть раздельно:
вопрос о единстве сети услуг и о передаче этой сети государству. Никто
не отрицает, что почта и телеграф являют превосходные возможности для объединения,
и даже при полной свободе неизбежно образование трестов, что приведет фактически
к монополиям, охватывающим по меньшей мере определенные края. Ни в каких
других предприятиях преимущества концентрации не видны так ясно. Но из
признания этого никак не следует, что именно государство должно получить
законную монополию на предоставление таких услуг. Легко показать, что государственное
управление неэкономично, что оно медлительно в деле расширения сети распространения
писем и посылок и что нужно преодолеть немалые трудности, чтобы понудить
его к улучшению деятельности. Но и в этой сфере огромный прогресс был достигнут
по инициативе частных предпринимателей. В основном частным предприятиям
мы обязаны развитию широкомасштабной системы телеграфа: в Англии телеграфная
сеть была национализирована только в 1869 г., а в США она до сих пор в
руках акционерных компаний. Подводные кабели большей частью принадлежат
частным предприятиям. Даже немецкий этатизм колебался, не "освободить"
ли государство от сотрудничества с частными предприятиями при прокладке
подводного кабеля. Либералы того времени также защищали принцип полной
свободы в оказании почтовых и телеграфных услуг и с немалым успехом вскрывали
недостатки государственных предприятий [Millar,
The Evils
of State Trading as Illustrated by the Post Office, A Plea for liberty,
Ed. by Mackay, 2nd ed., London, 1891, P. 305 ff.]. То, что, в конце
концов, эти отрасли не были денационализированы, следует приписать только
тому обстоятельству, что обладатели политической власти нуждались в почте
и телеграфе для господства над общественным мнением.
Армейские власти, которые повсюду достаточно неприязненны к предпринимателям,
признали их превосходство, передав им заказы на изготовление оружия и снаряжения.
Значительный прогресс военной техники начался с момента, когда, частные
предприятия взялись за производство вооружений. Государство не могло отрицать,
что предприниматели производят лучшее оружие, чем государственные служащие;
доказательство этого на полях сражений было столь убедительным, что просветило
даже самых упрямых сторонников государственной промышленности. В XIX столетии
государственные арсеналы и верфи почти полностью исчезли либо были преобразованы
в простые склады, а их место заняли частные предприятия. Защитники этатизма
в парламенте и в литературе, требовавшие национализации оружейной промышленности,
мало преуспели даже в период расцвета этатистской идеологии перед первой
мировой войной. Генеральные штабы хорошо понимали преимущество частных
предприятий.
Некоторые доходные монополии, существовавшие с давних времен, не были
уничтожены даже в эпоху либерализма -- ради интересов казны. Они сохранились,
потому что на них смотрели как на удобный способ сбора налога на потребление.
При этом ни у кого не было иллюзий относительно неэкономичности государственного
предпринимательства, например, в управлении табачной монополией. Но прежде,
чем либерализм смог совершить прорыв для внедрения своих принципов в эти
отрасли, социализм повернул движение вспять.
Первая в современный период волна национализации и муниципализации имела
мало общего с современным социализмом. Большую роль в истоках движения
сыграли старые идеи полицейского государства, а также чисто военные и политические
соображения. Но скоро в этом движении начала доминировать социалистическая
идеология. Оно превратилось в сознательную социализацию, которую проводили
государства и муниципалитеты. Лозунгом было: долой неэкономичные частные
предприятия, долой предпринимательство.
Сначала на процесс национализации и муниципализации никак не влияла
низкая эффективность социалистического производства. Предостерегающих голосов
никто не слышал. Их перекрывали шумные настоятельные требования этатистов,
социалистов и всех других заинтересованных элементов. Люди предпочитали
не видеть недостатков правительственных предприятий, а потому и не видели
их. Лишь одно обстоятельство ограничивало чрезмерную прыть врагов частного
предпринимательства -- финансовые трудности большинства общественных предприятий.
Политические причины мешали правительствам полностью перенести на потребителей
высокие издержки государственного управления производством, в силу чего
убытки эксплуатации были частым делом. Приходилось утешаться тем, что общие
экономические и социально-политические преимущества государственных и муниципальных
предприятий стоят жертв. Тем не менее, дальнейшую этатизацию стали проводить
осторожнее. Замешательство правительственных экономистов сделало явным
то, что они начали маскировать причины экономических провалов обобществленных
предприятий. Убытки объяснялись особыми обстоятельствами вроде личных ошибок
управляющих и неверных методов организации. Вновь и вновь приводили как
образец хорошего управления прусские государственные железные дороги. Действительно,
эти дороги приносили хорошую прибыль, но тут были особые причины. Пруссия
построила самую важную часть сети государственных железных дорог в первой
половине 80-х годов, в период чрезвычайно низких цен. Оборудование и расширение
этой сети проведены в общем и целом до мощного подъема немецкой промышленности,
который начался во второй половине 90-х годов. Так что не было ничего удивительного
в том, что эти железные дороги приносили хорошую прибыль: загрузка сама
по себе росла год от года, уголь был на каждом шагу, условия эксплуатации
были благоприятными. Ситуация сложилась так, что они приносили прибыль,
несмотря на то, что принадлежали государству. То же самое было с газом,
водой и электроснабжением, с трамвайной сетью нескольких больших городов.
Но выводы, которые из всего этого делались, были совершенно неверными.
Вообще говоря, в результате национализации и муниципализации издержки
эксплуатации пришлось возмещать за счет налогов. Так что можно смело сказать,
что никакой другой лозунг не выдвигался в менее подходящий момент, чем
требование Гольдшейда о "преодолении налогового государства".
{
Гольдшейд Рудольф (1870--1931)
-- австрийский экономист.} Гольдшейд полагал, что финансовые
сложности государства, вызванные мировой войной и ее последствиями, нельзя
устранить старыми методами финансирования государственных расходов. Доход
от налогообложения частных предприятий сокращается. Значит, нужно сделать
государство собственником путем отчуждения капиталистических предприятий,
чтобы государство смогло покрывать расходы из прибылей собственных предприятий
[Goldscheid,
Staatssozialismus oder Staatskapitalismus,
Wien, 1917;
Sozialiseirung der Wirtschaft oder Staatsbankerott,
Wien, 1919; возражения см.: Schumpeter,
Die Krise des Steuerstaates,
Graz und Leipzig, 1918]. Здесь телега поставлена впереди лошади.
Финансовые трудности возникли как раз потому, что налоги стали недостаточными
для предоставления необходимых дотаций обобществленным предприятиям. Дальнейшая
национализация предприятий не устранила бы зло, но усилила бы его. Бесприбыльность
общественных предприятий и в самом деле перестала бы быть различимой в
общей сумме бюджетного дефицита, но положение населения при этом ухудшилось
бы. Бедность и нищета возросли бы, а не сократились. Чтобы справиться с
финансовыми затруднениями государства, Гольдшейд предлагает довести социализацию
до последнего конца. Но ведь финансовые неприятности наступили как раз
вследствие того, что социализация уже зашла слишком далеко. Они исчезнут
только с возвращением социалистических предприятий в частную собственность.
Пришло время, когда невозможность двигаться дальше в том же направлении
стала очевидной для всех, когда даже слепые "увидели", что социализм
несет упадок всей цивилизации. Усилия центрально-европейских стран одним
ударом социализировать все, были сорваны не сопротивлением буржуазии, а
тем фактом, что дальнейшее обобществление стало невозможным по финансовым
причинам. Систематическая, холодно обдуманная социализация, которая проводилась
государствами и общинами перед войной, забуксовала из-за того, что результаты
оказались очень уж наглядными. Продолжить ее под другим именем, как это
пытались сделать комиссии по социализации в Германии и в Австрии, не удалось.
Успех был невозможен, по крайней мере с использованием старых методов.
Голос разума, убеждавший людей не делать ни шага дальше в этом направлении,
нужно было заставить замолчать, критику -- устранить хмелем энтузиазма
и фанатизма, оппонентов -- убить, поскольку другого способа переубедить
их не было. Большевизм и спартакизм были последним оружием социализма.
{В 1916 г. в Германии вокруг журнала
"Интернационал" сложилась и организационно оформилась группа
"Спартак", объединившая радикально настроенных социал-демократов.
11 ноября 1918 г. сразу же после свержения монархии, она преобразовалась
в самостоятельную политическую организацию со своим ЦК -- "Союз Спартака".
28--29 декабря 1918 г., конференция спартаковцев объявила себя учредительным
съездом Коммунистической партии Германии ("Союз Спартака"). Какое-то
время за германскими коммунистами, возглавлявшимися К. Либкнехтом, Р. Люксембург,
Ф. Мерингом и др., сохранялось имя
спартаковцев.}
В этом смысле они являются неизбежным результатом политики деструкционизма.
7. Налогообложение
Для классического либерализма XIX века, который считал нужным оставить
государству только вопросы безопасности личности и собственности граждан,
проблема финансирования общественных услуг имела небольшое значение. Администрация
либерального общества стоит так мало по сравнению с национальным доходом,
что не столь уж важно, как именно собирать средства для ее содержания.
Если либеральные авторы того периода все-таки занимались поиском лучшей
системы налогообложения, то только из стремления наиболее рационально организовать
общественную жизнь во всех ее деталях, а вовсе не потому, что видели здесь
одну из главных проблем общества. Приходилось, конечно, принимать во внимание,
что нигде в мире либеральные идеалы не были реализованы и что надежды на
их
полную реализацию в ближайшем будущем невелики. Но так как признаки
либерализации были повсеместно очевидны, была надежда, что отдаленное будущее
принадлежит либерализму. Силы прошлого были еще достаточно велики, чтобы
замедлить процесс, но имелась уверенность, что они уже не смогут полностью
остановить его или повернуть вспять. Либералы признавали, что еще существуют
механизмы завоевания и насилия, еще есть армии, тайные дипломатические
соглашения, войны, тарифы, государственное вмешательство в дела промышленности
и торговли -- короче говоря, интервенционизм различного рода во внутренней
и внешней политике, и потому народы должны быть готовы к тому, чтобы еще
немалое время предоставлять значительные суммы на правительственные расходы.
Вопросы налогообложения были малосущественны в чисто либеральном государстве,
но в авторитарных государствах они приковывали растущее внимание. Либералы
того времени, рекомендовали сокращение государственных расходов. Но раз
уж этого добиться не удавалось, следовало найти такие способы сбора нужных
средств, чтобы они причиняли ущерба не больше, чем абсолютно неизбежно.
Чтобы правильно понять налоговые идеи либерализма, нужно иметь в виду,
что для либеральных политиков всякий налог есть зло (хотя до известной
степени и необходимое), а государственные расходы следует удерживать на
возможно более низком уровне. Когда они рекомендовали использовать тот
или иной налог, точнее говоря, когда они признавали его менее вредоносным,
чем другие формы налогов, они всегда имели в виду сравнительно небольшие
потребности казны. Низкий уровень налогообложения есть составная часть
всех либеральных налоговых программ. Только это объясняет их отношение
к подоходному налогу, который они первые сделали предметом обсуждения в
контексте финансирования государственных расходов. Отсюда же идет готовность
либералов освободить от налога доходы на уровне прожиточного минимума и
понизить налоговые ставки на небольшие доходы [о неприязни
либералов к идее прогрессивного налогообложения см. Thiers,
De la Propriete,
Paris, 1848, P. 352 ff.].
Социалистическая финансовая политика также представляет собой только
временную конструкцию, рассчитанную исключительно на условия переходного
периода. Для социалистического государства, где все средства производства
принадлежат обществу, и все доходы попадают сначала в государственные сундуки,
вопросы финансов и налогообложения вообще не существуют в том смысле, в
каком с ними приходится иметь дело в обществе, основанном на частной собственности.
Те формы социализма, которые подобно государственному социализму намерены
сохранить видимость частной собственности, на деле также не будут нуждаться
в налоговом механизме, хотя они, может быть, и захотят сохранить имя и
легальные формы налогообложения. Они будут просто декретировать, какую
часть общественного дохода, полученного на частных предприятиях, могут
оставить себе номинальные собственники, а сколько следует отдавать государству.
Здесь и речи не будет о налоговой системе, которая налагает определенные
тяготы на индивидуальное предприятие, но предоставляет рынку выявить ее
воздействие на цены и заработную плату, на уровень процента и ренты. Проблемы
финансирования государственных расходов и налоговой политики существуют
только там, где существует частная собственность на средства производства.
Но и для социалистов финансирование государственных расходов делается
все более важной проблемой по мере того, как переходный период от капитализма
к новому обществу затягивается. И это неизбежно, поскольку они постоянно
расширяют область, относящуюся к ведению государства, что ведет соответственно
к росту расходов. В результате им приходится брать на себя ответственность
за увеличение доходов государства. Социалистическая политика стала решающим
фактором роста государственных расходов, социалистические требования определяют
налоговую политику, и в социалистических программах проблема финансирования
публичных расходов все больше выдвигается на первый план.
Классическая экономическая школа, несмотря на все ошибки в теории ценности,
серьезно продвинула теорию налогообложения. Когда либеральные политики
критиковали существовавшее положение и предлагали реформы, они опирались
на осуществленное Рикардо блистательное исследование предмета. {В
своем основном труде "Начала политической экономии и налогового обложения",
опубликованном в 1817 г., Д. Рикардо детально рассматривает влияние на
экономику отдельных видов налогов: на сырье, на ренту, на землю, на прибыль,
на заработную плату и т. д.} Социалистические политики подошли
к делу много проще. У них не было собственного мнения по этому вопросу,
а у классических авторов они выбирали то, что требовалось текущей политикой,
-- изолированные замечания, вырванные из контекста и посвященные преимущественно
частным особенностям налога на потребление. Они сымпровизировали варварскую
систему, которая нигде и близко не подходила к решению основных проблем,
но зато была так проста и понятна толпе. Налоги должны платить богатые:
предприниматели, капиталисты, словом, -- другие; рабочие, т. е. избиратели,
голоса которых были так ценны в тот момент, освобождались от уплаты налогов.
Все налоги на потребительские товары массового спроса, даже на алкогольные
напитки, предлагалось отменить, поскольку они обременяют людей. Прямые
налоги можно поднимать сколь угодно высоко в зависимости от нужд правительства,
лишь бы доходы и собственность рабочих оставались неприкосновенными. Защитникам
этой популярной налоговой политики ни на миг не приходило в голову, что
прямые налоги и налоги на торговлю могут запустить цепочку таких реакций,
что в результате понизится уровень жизни тех самых классов, особые интересы
которых предполагалось защитить. Люди нечасто задаются вопросом: не может
ли ограничение капиталообразования в результате налогообложения собственности
нанести ущерб и неимущим классам общества? Налоговая политика все больше
вырождается в политику конфискаций. Ее цель -- изъять подчистую с помощью
налогов все виды богатства и дохода от собственности. В этом походе на
богатых к собственности, представленной в виде торговых и промышленных
предприятий, акций и облигаций, относятся безжалостней, чем к земельной
собственности. Налогообложение становится излюбленным орудием интервенционизма.
Налоговые законы теперь не направлены в первую очередь или исключительно
на увеличение государственных доходов; они больше служат не фискальным,
а другим целям. Иногда их связь с финансовой политикой становится просто
обратной по отношению к норме. Некоторые налоги начинают выглядеть как
форма наказания за поведение, признанное вредным: налог на большие магазины
должен затруднить универмагам конкуренцию с малыми лавками; налог на биржевые
сделки задуман для ограничения спекуляций. Налоги делаются настолько многочисленными
и разнообразными, что при всякой сделке следует прежде всего поразмыслить,
как она скажется на величине налогов. Бессчетное множество деловых проектов
пылится в столах, поскольку налоговый пресс сделал бы их неприбыльными.
Во многих странах высокие пошлины на создание, поддержание, слияние и ликвидацию
акционерных обществ серьезно стесняют развитие системы.
Лучший путь к популярности для всяких демагогов -- постоянно требовать
высоких налогов на богачей. Высокие налоги на капитал и на большие доходы
чрезвычайно популярны в народе, который не должен их платить. Сборщики
и налоговые инспектора выполняют свою работу с энтузиазмом; они склонны
увеличивать величину налогов, используя разные хитрости толкования статей
налоговых кодексов.
Деструкционистская налоговая политика достигает кульминации при обложении
капитала. Имущество сначала экспроприируется, а затем проедается. Капитал
преобразуется в потребительские блага. Результаты всего этого понять несложно.
И несмотря на это, вся популярная налоговая политика наших дней ведет сегодня
именно к таким "достижениям".
Конфискация капитала с помощью налоговой системы не является ни социалистической
политикой, ни средством построения социализма. Она ведет не к обобществлению
средств производства, а к их проеданию. Только когда конфискационное налогообложение
осуществляется в социалистическом обществе, которое сохраняет имя и формы
частной собственности, оно становится частью социалистической политики.
Во времена "военного социализма" такие налоги дополняли меры
экономического принуждения и помогали подталкивать развитие всей системы
в сторону социализма [см. мою работу
Nation, Staat und
Wirtschaft, S. 134 ff.]. {Под
"военным социализмом" Л. Мизес подразумевает введенную
в годы первой мировой войны в Германии и Австро-Венгрии систему государственного
регулирования производства и потребления.} В социалистической
системе, где средства производства целиком и полностью обобществлены, исчезает
сама возможность сохранения налогов на собственность или на доходы от собственности.
Когда социалистическое общество облагает налогом своих членов, это никак
не затрагивает распределения собственности на средства производства.
Маркс неодобрительно отзывался о стремлениях изменить общественный строй
с помощью налоговой политики. Он упорно настаивал на том, что налоговая
реформа не может создать социализма [Mengelberg,
Die Finanzpolitik
der sozialdemokratischen Partei in ihren Zusammenhtagen mit dem sozialistischen
Staatsgedanken, Mannheim, 1919, S. 30 ff.]. Его понимание роли
налогов в капиталистическом обществе отличалось также и от представлений
вульгарных социалистов. По одному поводу он сказал, что утверждение, "будто
подоходный налог не затронет рабочих это явный абсурд: при существующей
у нас в настоящее время социальной системе предпринимателей и наемных рабочих
буржуазия в случае дополнительного обложения всегда компенсирует себя понижением
заработной платы или повышением цен" [Marx-Engels,
Gesammelte
Schriften 1852--1862, Herg. v. Rjasanoff, Stuttgart, 1917, 1 Bd., S.
127 <Маркс К., Энгельс Ф.,
Соч., Т. 9,
С. 65--66>]. Но уже "Коммунистический манифест"
требовал "высокого прогрессивного налога", а социал-демократические
партии всегда настаивали на самой радикальной налоговой политике. {Маркс
и Энгельс в "Манифесте Коммунистической партии" называли
высокий
прогрессивный налог в числе десяти мероприятий, "которые экономически
кажутся недостаточными и несостоятельными, но которые в ходе движения перерастают
самих себя и неизбежны как средство для переворота во всем способе производства"
(Маркс К., Энгельс Ф.,
Соч., Т. 4, С. 446).}
И в этой области они развивались в направлении деструкционизма.
8. Инфляция
Инфляция -- последнее слово деструкционизма. Большевики, -- с их неподражаемым
даром рационализации чувства обиды и толкования поражений как побед --
представили свою финансовую политику как попытку уничтожить капитализм
развалом денежной системы. Но инфляция, хоть и разоряет капитализм, не
уничтожает частной собственности. Она может сильно изменить распределение
богатств и доходов, разрушить тонко настроенный механизм производства,
основанного на разделении труда, она может возродить натуральную экономику,
если только не удастся использовать металлические деньги или хотя бы бартер.
Но она не может ничего создать, в том числе и социалистический способ производства.
Разрушая базу исчисления ценности -- возможность расчетов с использованием
общего знаменателя цен, который бы не слишком колебался, по крайней мере
в короткие промежутки времени, инфляция ломает систему денежного исчисления
-- самое важное изо всех необходимых экономике изобретений. Пока она держится
в некоторых границах, инфляция является отличной психологической опорой
политики проедания капитала. При обычном, а, по сути, единственно возможном,
методе капиталистического счетоводства инфляция создает иллюзию прибыли,
когда на деле одни убытки. Предприниматели отталкиваются от прежней номинальной
денежной цены и в результате слишком мало отчисляют на амортизацию основного
капитала, а поскольку они учитывают номинальное возрастание стоимости оборотного
капитала так, как если бы оно отражало реальное возрастание ценности, то
в балансе возникают прибыли там, где при исчислении в стабильной валюте
были бы убытки [см. мою работу
Nation, Staat und Wirtschaft,
S. 129 ff.]. Конечно же, инфляция не устраняет последствий дурной
этатистской политики, войны и революции, но она позволяет скрыть их от
глаз большинства. Люди говорят о прибыли, они полагают, что живут в период
экономического процветания, и они даже приветствуют мудрую политику, которая
явно делает каждого богаче.
Но когда инфляция пересекает определенную точку, картина изменяется.
Она начинает стимулировать деструкционизм не только косвенно, скрывая результаты
деструкционистской политики; инфляция сама по себе становится одним из
важнейших орудий разрушения общества. Она ведет всех к проеданию богатства;
она отвращает от бережливости, а значит, останавливает процесс образования
новых капиталов. Она стимулирует конфискационную налоговую политику. Обесценение
денег поднимает номинальные цены товаров и как следствие -- номинальную
денежную оценку капитала, что налоговое ведомство толкует как возрастание
дохода и капитала. Номинально выросшие доходы и капитал подпадают в свою
очередь под очередную налоговую конфискацию. Ссылка на кажущиеся высокими
прибыли предпринимателей, отражаемые в бухгалтерских балансах, которая
не учитывает процесс изменения стоимости денег, представляет собой отличный
метод стимулирования массовой ярости. Это дает возможность представить
всю предпринимательскую деятельность как спекуляцию, жульничество и паразитизм.
Следующий за этим хаос, коллапс денежной системы под натиском несдерживаемого
лавинообразного выпуска дополнительных денежных бумажек создают благоприятную
ситуацию для завершения дела разрухи.
Разрушительность политики интервенционизма и социализма ввергла мир
в великие бедствия. Политики бессильны перед лицом вызванного ими кризиса.
Они не могут посоветовать никакого другого выхода, кроме новой инфляции,
или, как они это теперь называют, рефляции. Экономическую жизнь нужно "еще
раз пришпорить" с помощью новых банковских кредитов (т. е. с помощью
дополнительных "оборотных" кредитов), как советуют умеренные,
или с помощью новых выпусков бумажных денег, как требуют более радикальные
программы.
Но увеличение количества денег и fiduciary media в обращении не сделают
мир богаче, не восстановят то, что уже разрушено. {
Fiduciary
media -- фидуциарные средства (
лат.), т. е. денежные субституты,
принимаемые по номинальной ценности. К ним относятся имеющие хождение платежные
требования, превышающие гарантийные резервы соответствующих платежей. Фидуциарные
деньги включают жетоны, банкноты, не обеспеченные золотом, свидетельства
о вкладах до востребования и т. п.} Кредитная экспансия ведет
сначала к буму, но рано или поздно этот бум оканчивается крахом и новой
депрессией. Трюки с банковскими кредитами и деньгами приносят только временное
и кажущееся облегчение. В конце концов, они ввергают страну в глубокую
катастрофу. Эти методы наносят тем больший урон благосостоянию общества,
чем дольше люди умудряются дурачить себя иллюзией процветания, которую
порождает постоянная кредитная экспансия [см. мои работы:
Theory of Money and Credit, London, 1934, P. 339 ff.;
Geldwertstabilisierung
und Konjunkturpolitik, Jena, 1928, S. 43 ff.].
9. Марксизм и деструкционизм
Социализм не желал сознательного разрушения общества. Он думал создать
более высокую форму общественной жизни. Но поскольку существование социалистического
общества невозможно, каждый шаг в этом направлении вредоносен.
История марксистского социализма очень хорошо показывает, что любая
социалистическая политика непременно оборачивается разрушением. Марксизм
характеризовал капитализм как необходимую предварительную ступень к социализму
и ждал прихода нового общества как следствия зрелого капитализма. Если
стоять на почве этой части учения Маркса (правда, он выдвигал и другие
теории, совершенно несовместимые с этой), тогда политика всех партий, признающих
авторитет Маркса, есть политика немарксистская. Марксисты должны были всячески
бороться со всем, что препятствует развитию капитализма. Им бы следовало
выступать против профсоюзов с их методами, против законов о защите труда,
против принудительного социального страхования, против налогов на собственность.
Марксисты должны были бы сражаться с законами, препятствующими работе бирж
и затрудняющими обмен, с установлением фиксированных цен, с преследованием
картелей и трестов. Марксистам нужно было бы противодействовать инфляционной
политике. Но они во всем поступали как раз наоборот. Они удовлетворялись
повторением проклятий Маркса в адрес "мелкобуржуазной" политики,
не делая из этого никаких выводов. Марксисты, которые вначале хотели определенно
отмежеваться от политики партий, исповедовавших докапиталистические идеалы,
скатились к этой точке зрения.
Вражда между марксистами и партиями, которые гордо именуют себя антимарксистскими,
с обеих сторон ведется в таких грубых выражениях, что легко сделать предположение
об их полной непримиримости. Но это никоим образом не так. И марксизм,
и национал-социализм согласны друг с другом в отрицании либерализма и капиталистического
общественного порядка. Оба стремятся к социалистическому переустройству
общества. Их программы рознятся только небольшими и, как легко показать,
малосущественными отличиями в представлениях о будущем социалистическом
государстве. Агитационные требования национал-социализма отличаются от
марксистских. Марксисты говорят об уничтожении товарного характера труда,
национал-социалисты -- о разрушении процентного рабства. У марксистов в
ответе за все зло капиталисты, национал-социалисты предпочитают выражаться
более конкретно:
"Juda verrecke" {"Смерть
евреям!" --
нем., жаргонное)} [о
критике национал-социалистического учения см. мою работу
Kritik des
Interventionismus, Jena, 1929, S. 91 ff., а также Karl Wagner,
Brechung
der Zinsknechtschaft? // Jahrbucher fur Nationalokonomie und Statistik,
III Folge, 79 Bd., S. 790 ff.].
Что на самом деле разделяет марксизм, национал-социализм и другие антикапиталистические
партии, так это не только борьба клик, размолвки и личные обиды, слова
и формы, но и вопросы философии и жизненного поведения. И все же они согласны
между собой в решающем вопросе переустройства общественной жизни: они отрицают
частную собственность на средства производства и жаждут построения общества
на началах социализации собственности. Действительно, их пути к общей цели
совпадают только на коротких отрезках, но даже когда они расходятся, они
пролегают по смежным территориям.
Неудивительно, что при всей этой взаимной близости они отчаянно враждуют
между собой. В социалистическом обществе судьба политических меньшинств
должна быть невыносимой. Как смогут национал-социалисты жить при большевистском
правлении или как смогут жить большевики под национал-социалистами?
На результаты деструкционистской политики не влияет, под какими лозунгами
и знаменами выступают ее проводники. Придут ли к власти "левые"
или "правые", "завтра" все равно будет без колебаний
принесено в жертву "сегодняшнему дню", и чтобы как-то поддержать
систему, капитал будет проедаться, пока еще остаются хоть крохи. [Лучшая
характеристика деструкционизма дана Стурмом {
Стурм
(Штурм) Рене (1837--1917) -- французский экономист и историк народного
хозяйства} в описании политики якобинцев:
"L'esprit financier
des jacobins consista exclusivement en ceci: epuiser a outrance le present,
en sacrifant l'avenir. Le lendemain ne compta jamais pour eux: les affaires
furent menees chaque jour comme s'il s'agissait du dernier: tel fut le
caractere distinctif de tous les actes de la Revolution. Tel est aussi
le secret de son etonnante duree: la depredation quotidienne des reserves
accumulees chez une nation riche et puissante fit surgir des ressources
inattendues, depassant toute prevision" <"Финансовая
политика якобинства заключалась исключительно в следующем: потребляй все,
что можешь, в настоящем за счет будущего. Завтра для них никогда ничего
не значило: ежедневно дела велись так, как будто это последний день. Таким
был отличительный дух всех действий революции. В этом же секрет ее поражающей
продолжительности: ежедневное расхищение накопленных запасов богатой и
могущественной страны обнаружило неожиданное изобилие ресурсов" (
фр.)>.
Следующая характеристика Стурма слово в слово приложима к немецкой инфляционной
политике 1923 г.:
"Les assignats, tant qu'ils valurent quelque
chose, si peu que ce fut, inonderent le pays en quantites sans cesse progressives.
La perspective de la faillite n'arreta pas un seul instant les emissions.
Elles ne cesserent que sur le refus absolu du public d'accepter, meme a
vil prix, n'importe quelle sorte de papier-monnaie" <"Ассигнатки
продолжали наводнять страну в постоянно нарастающих количествах до тех
пор, пока они хоть что-то стоили, даже очень мало. Перспектива разрушения
системы не остановила эмиссии ни на миг; выпуск денег прекратился, только
когда публика совершенно отказалась принимать, даже по чертовски дешевой
цене, какие бы то ни было бумажные деньги" (
фр.)>
(Stourm,
Les Finances de l'Ancien Regime et de la Revolution, Paris,
1885, Vol. II, P. 388)]
Содержание раздела