Глава XXI. Материалистическая концепция истории
1. Мышление и бытие
Фейербахом было сказано: "Мышление исходит из бытия, а не бытие
из мышления" [Feuerbach,
Vorlaufige Thesen zur Reform
der Philosophie, 1842 // Samtliche Werke, II Bd., Stuttgart, 1904,
S. 239 <Фейербах Л.,
Предварительные тезисы
к реформе философии // Избр. Философ. произв., Т. 1, М., 1955, С. 128>].
Это замечание, которое должно было означать всего лишь отрицание гегелевского
идеализма, превратилось в знаменитый афоризм: "человек есть то, что
он ест" ("Der Mensch ist was er isst") [Feuerbach,
Die Naturwissenschaft und die Revolution, 1850 // Ibid., X Bd.,
Stuttgart, 1911, S. 22] -- пароль материализма, как он представлен
. Фогт усилил тезис материализма,
защищая высказывание: "Мысль находится примерно в таком же отношении
к мозгу, как желчь к печени или моча к почкам" [Vogt,
Kohlerglaube und Wissenschaft, 2 Aufl., Giessen, 1855, S. 32].
{
Фейербах Людвиг (1804--1872)
-- немецкий философ-материалист.
Фогт Карл (1817--1895) -- немецкий
естествоиспытатель и философ. Как и ,
он считается ярким представителем вульгарного материализма.}
Тот же наивный материализм, то же пренебрежение всеми трудностями и попытки
полностью и просто разрешить основную проблему философии, сводя все духовное
к материальному, обнаруживается в экономической концепции истории Маркса
и Энгельса. Название "исторический материализм" верно отражает
природу теории; здесь преднамеренно и остро подчеркивается эпистемологическая
однородность {
эпистемология
-- теория познания} с воззрениями современного основоположникам
материализма [Макс Адлер, стремящийся примирить марксизм
с неокантианством, тщится доказать, что между марксизмом и материализмом
нет ничего общего. Особенно резко его конфликт с другими марксистами выразился
в
Marxistische Probleme (Stuttgart, 1913, S. 60 ff., 216 ff.). См.,
например, работу Плеханова
Grundprobleme des Marxismus, Stuttgart,
1910 <Плеханов Г.,
Основные вопросы марксизма,
М., 1959>.].
Согласно материалистической концепции истории общественное бытие определяет
сознание. Эта доктрина выступает в двух различных версиях, существенным
образом противоречащих друг другу. Одна объясняет мышление как простое
и прямое отражение экономического окружения, производственных отношений,
при которых живут люди. Согласно этой версии не существует истории науки
и истории отдельных наук как самостоятельного ряда развития, потому что
ни постановка проблем, ни их разрешение не являются поступательным интеллектуальным
процессом, а просто отражают соответствующие общественные производственные
отношения. По словам Маркса, Декарт {
Декарт
Рене (1596--1650) -- французский философ, математик и естествоиспытатель}
видит в животном машину, поскольку "смотрит на дело глазами мануфактурного
периода, в отличие от средних веков, когда животное представлялось помощником
человека, -- как позже -- и господину Галлеру {
Галлер
Карл Людвиг (1768--1854) -- швейцарский юрист и историк}
в его "Restauration der Staatswissenschaft". [Marx,
Das Kapital, I Bd., S. 354, Anm. <Маркс
К.,
Капитал, T. I // Маркс К., Энгельс Ф.,
Соч., Т. 23, С.
40, прим.> Но между Декартом и Галлером был Ламетри с его "Человеком-машиной".
{
Ламетри Жюльен Офре (1709--1751) -- французский
философ. В своей книге "Человек-машина" (1747 г.) он уподоблял
человека самозаводящейся машине (Ламетри Ж. О.,
Соч., М., 1976,
С. 183--244).} Генезис его философии Маркс, к сожалению, не уточнил.]
Из этого отрывка ясно, что производственные отношения рассматриваются как
нечто независимое от человеческого сознания. Они в свою очередь "соответствуют
определенной ступени развития их материальных производительных сил"
[Marx,
Zur Kritik der Politischen Okonomie, S. XI
<Маркс К.,
К критике политической экономии
// Маркс К., Энгельс Ф.,
Соч., Т. 13, С. 6>], или,
другими словами, "определенной ступени развития этих средств производства
и обмена" [Marx und Engels,
Das Kommunistische Manifest,
S. 27 <Маркс К., Энгельс Ф.,
Коммунистический
Манифест // Соч., Т. 4, С. 429>]. Производительные
силы, средства труда находят выражение в определенном устройстве общества
[Marx,
Das Elend der Philosophie, S. 91 <Маркс
К.,
Нищета философии // Маркс К., Энгельс Ф.,
Соч., Т. 4,
С. 133>]. "Технология вскрывает активное отношение
человека к природе, непосредственный процесс производства его жизни, а
вместе с тем и его общественных условий жизни и проистекающих из них духовных
представлений" [Marx,
Das Kapital, I Bd., S.
336, Anm. <Маркс К.,
Капитал, Т. 1 // Маркс
К., Энгельс Ф.,
Соч., Т. 23, С. 383, прим.>]. Похоже,
что Марксу никогда не приходило в голову, что производительные силы сами
являются продуктом человеческой мысли, и попытка представить мысль как
их порождение просто заводит в порочный круг. Маркс был просто заколдован
словом-фетишем "материальное производство". Материальное, материалистическое,
материализм были модными философскими словечками в его время, и он не смог
избежать их влияния. Он полагал своей основной задачей как философа устранить
"недостатки абстрактного естественнонаучного материализма, исключающего
исторический процесс"; ему казалось, что он различает эти недостатки
в "абстрактных и идеологических представлениях его защитников, едва
лишь они решаются выйти за пределы своей специальности". По этой причине
он характеризует свои процедуры как "единственно материалистический,
а, следовательно, единственно научный метод" [
Ibid.].
Согласно второй версии материалистической концепции истории мысль определяется
классовыми интересами. Маркс говорит о Локке {
Локк
Джон (1632--1704) -- английский философ и экономист, один из родоначальников
британского либерализма}, что он "представлял новую
буржуазию во всех ее формах -- промышленников против рабочих и пауперов,
коммерсантов против старомодных ростовщиков, финансовую аристократию против
государственных должников... и даже доказывал в одном своем сочинении,
что буржуазный рассудок есть нормальный человеческий рассудок" [Marx,
Zur Kritik der Politischen Okonomie, S. 62 <Маркс
К.,
К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф.,
Соч.,
Т. 13, С. 62>. Барт {
Барт Пауль
(1858--1922) -- немецкий философ и социолог, критик марксизма} верно
отмечает, что сравнение врожденных привилегий знати и предположительно
врожденных идей следовало бы воспринимать как шутку. Но первая часть Марксовой
характеристики Локка столь же не выдерживает критики, как и вторая (Barth,
Die Philosophie der Geschichte als Soziologie, 1 Bd., S. 658 ff.
<Барт П.,
Указ. соч., С. 290>].
По мнению Меринга, самого плодовитого из марксистских историков, Шопенгауэр
-- "философ испуганного мещанства ... со свойственной ему пронырливостью,
своекорыстием и злословием является духовной копией буржуазии, которая,
испуганная шумом оружия, дрожала, как осиновый лист, думала только о своей
ренте и бежала от идеалов своей величайшей эпохи, как от чумы" [Mehring,
Die Lessing-Legende, 3 Aufl., Stuttgart, 1909, S. 422 <Меринг
Ф.,
Легенда о Лессинге // Литературно-критические работы, Т. 1,
М.-Л., 1934, С. 367>]. {
Шопенгауэр
Артур (1788--1860) -- немецкий философ. Нравственная философия Шопенгауэра
пессимистична, ибо она рассматривает страдание как определяющий атрибут
человеческой жизни.} В Ницше он видит "философа крупной
буржуазии" [
Ibid., S. 423 <там
же, С. 468>]. {
Ницше
Фридрих (1844--1900) -- немецкий философ. Ницше отрицал мораль, негативно
относился к современной ему культуре как вытесняющей интеллектом изначальные
здоровые инстинкты человека-индивидуалиста.}
В его экономических суждениях этот подход проявляется с особой отчетливостью.
Маркс первым разделил экономистов на буржуазных и пролетарских, и только
после него это деление было подхвачено этатистами. Гельд объясняет теорию
ренты Рикардо просто "ненавистью богатых капиталистов к владельцам
земли" и полагает, что всю теорию стоимости Рикардо следует оценивать
только "как попытку оправдать, прикидываясь защитником естественных
прав, господство и прибыли капитализма" [Held,
Zwei
Bucher zur sozialen Geschichte Englands, Leipzig, 1881, S. 176, 183].
{
Гельд Адольф (1844--1880) --
немецкий экономист, активный сторонник, а с 1873 г. -- секретарь .} Лучший способ опровергнуть
эту идею -- напомнить, что вся экономическая теория Маркса вышла из школы
Рикардо. {Маркс опирался на трудовую
теорию стоимости, лежащую в основе всей концепции Рикардо. Учение Маркса
о прибавочной стоимости генетически восходит к рикардианскому представлению
о прибыли как разнице между стоимостью товара и затратами на заработную
плату рабочим, определяемую стоимостью их средств существования.}
Все основные элементы ее заимствованы в системе Рикардо, где был взят также
и методологический принцип разделения теории и политики и исключения морализаторского
подхода [
Schumpeter,
Epochen der Dogmen und Methodengeschichte
// Gruridriss der Sozialokonomik, 1 Abt., Tubingen, 1914, S. 81 ff.].
В политике классическая экономическая теория была использована как для
защиты, так и для нападок на капитализм, как для оправдания, так и для
отрицания социализма. {Классическая
школа достигла своей вершины в трудах Рикардо. Поскольку согласно трудовой
теории стоимости прибыль выступала как неоплаченный труд рабочих, некоторые
последователи Рикардо делали из его учения социалистические выводы. Среди
рикардианцев социалистами были В. Томпсон (1785--1833) и Т. Годскин (1787--1865)
В то же время другая часть последователей Рикардо утверждала, что рабочий,
вступая в сделку с капиталистом, получает полный эквивалент своего вклада
в еще не созданный товар, а прибыль капиталиста -- это результат накопленного
труда. Последовательными защитниками капитализма были, например, рикардианцы
Дж. Милль (1773--1836) и Д. Мак-Куллох (1784--1861).}
Марксизм использовал те же методы по отношению к современной субъективной
экономической теории. Не в силах противопоставить ей хотя бы единое слово
убедительной критики, марксисты пытались заклеймить ее как "буржуазную
экономическую науку". [Hilferding,
Bohm-Bawerk's
Marx-Kritik, Wien, 1904, S. 1, 61 <Гильфердинг
Р.,
Бем-Баверк как критик Маркса, М., 1923, С. 5, 74>
Католик-марксист Хохофф {
Хохофф Вильгельм
(1848--1923) -- немецкий экономист} говорит о Бем-Баверке, что "это
вообще одаренный, вульгарный экономист, который не смог встать над капиталистическими
предрассудками, в среде которых он вырос" (Hohoff,
Warenwert und
Kapitalprofit, Paderbom, 1902, S. 57). См. мою работу
Grundprobleme
der Nationalokonomie, Jena, 1933, S. 170 ff.] Чтобы показать,
что субъективная школа не есть "апологетика капитализма", достаточно
указать на социалистов, приверженных теории субъективной ценности. [См.,
например: Bernard Show,
Fabian Essays, 1889, P. 16 ff. Точно то
же было и с теориями естественного права и общественного договора, которые
в социологии и в политических науках служили одновременно оправданию абсолютизма
и борьбе с ним.] {В числе известных
теоретиков субъективной школы, придерживавшихся социалистической ориентации,
следует назвать, прежде всего, английского экономиста
Филиппа Уикстеда
(1844--1927), которому принадлежит сам термин "предельная полезность".
От него через писателя и публициста
Дж. Б. Шоу (1856--1950) идеи
субъективной школы были восприняты многими фабианскими социалистами. Был
близок социализму швейцарский экономист Леон Вальрас (1834-1910) -- один
из основоположников теории предельной полезности.} Развитие
экономической теории есть интеллектуальный процесс, не зависящий от предполагаемых
классовых интересов экономистов, и он не имеет ничего общего с поддержкой
или отрицанием каких бы то ни было общественных установлении. Любой научной
теорией можно злоупотребить для политических целей, но не политики создают
теории для поддержки преследуемых ими целей. [Если кто-то
хочет поставить в заслугу материалистической концепции истории то, что
она подчеркнула зависимость общественных отношений от природных условий
жизни и производства, ему следовало бы сначала припомнить, что это может
показаться особой заслугой только на фоне извращенности гегельянской философии
истории. Эта идея присуща либеральной философии общества и истории, как
и трудам либеральных историков, с конца XVIII века, (Below,
Die Deutsche
Geschichtsschreibung von den Befreiungskriegen bis zu unseren Tagen,
Leipzig, 1916, S. 124 ff.).] Идеи современного социализма возникли
не в пролетарских мозгах. Их создали интеллектуалы, сыновья буржуа, а не
поденщиков. [О главных представителях итальянского и французского
синдикализма Зомбарт {
Зомбарт Вернер (1863--1941)
-- немецкий экономист, социолог и историк; в первый период своей деятельности
был близок к марксизму, затем стал катедер-социалистом и критиком марксизма,
а в последние годы перешел на позиции национал-социализма} говорит:
"Насколько я их лично знаю, это милые, воспитанные господа, культурные
люди в чистом белье, с прекрасными манерами, обладатели изящных жен; с
ними приятно беседовать как с равными, и по их виду отнюдь нельзя в них
заподозрить представителей движения, которое, прежде всего, направлено
против заражения социализма буржуазным духом и желает прийти на помощь
мозолистым рукам, истинным рабочим, чернорабочим при отстаивании их прав"
(Sombart,
Sozialismus und soziale Bewegung, 7 Aufl., Jena, 1919,
S. 110) <Зомбарт В.,
Социализм и социальное
движение, Спб, 1908, С. 435>. Так же и Де Ман заявляет: "Если
принять путающее марксистское положение, которое связывает каждую общественную
идеологию с принадлежностью к определенному классу, то придется признать,
что социализм и даже марксизм имеют буржуазное происхождение" (De
Man,
Zur Psychologie des Sozialismus, S. 16 ff.).] Социализм
завоевал не только рабочих -- он имеет тайных и явных сторонников даже
в среде имущих классов.
2. Наука и социализм
Абстрактная мысль не зависит от желаний, лелеемых мыслителем, и от целей,
к которым он стремится. [Распространенное выражение гласит,
что желание есть
отец мысли. Это следует понимать так, что желание
есть
отец веры.] Когда говорят, что экономика воздействует
на мышление, то все выворачивают наизнанку. Экономика, как и всякое рациональное
действие, зависит от мысли, а не мышление от экономики.
Если согласиться, что направление мышлению указывают классовые интересы,
в расчет надо будет принимать только осознанные классовые интересы. Но
осознание классового интереса есть уже результат мышления. Говорит ли нам
мышление, что классовые интересы различны или что интересы всех классов
общества гармонируют, процесс мышления в любом случае должен предшествовать
классовому влиянию на мышление.
Только пролетарское мышление марксизм полагает истинным, имеющим непреходящую
ценность, свободным от всех ограничений классового эгоизма. Будучи одним
из классов, пролетариат должен, преодолевая границы классового эгоизма,
отражать интересы всего человечества, устраняя деление общества на классы.
Подобным же образом пролетарское мышление содержит не относительные, классово
ограниченные идеи, но абсолютную истину чистой науки, которая даст плоды
в будущем социалистическом обществе. Иными словами, только марксизм является
наукой. То, что исторически предшествовало марксизму, можно назвать предысторией
науки. Догегелевских философов марксизм почитает примерно так же, как христианство
-- ветхозаветных пророков, а сам Гегель занимает место Иоанна Крестителя
по отношению к Спасителю. {По Библии,
Иоанн Креститель, называемый также Иоанном Предтечей, -- проповедник, готовивший
народ к пришествию Мессии. Иоанн, крестивший Иисуса по его настоянию, считал
себя "недостойным развязать ремень у обуви его" (
Евангелие
от Иоанна, Гл. I, Ст. 27), Иисус же сказал впоследствии: "Из рожденных
женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя" (
Евангелие
от Матфея, Гл. 12, Ст. 28).} После явления Маркса, следовательно,
вся истина покоится в марксизме, а все остальное -- сплошной обман и капиталистическая
апологетика.
Это очень простая и ясная философия, а в руках последователей Маркса
она стала еще проще и ясней. Для них наука и марксистский социализм тождественны.
Наука есть толкование слов Маркса и Энгельса. В качестве доказательства
служат цитаты и изложения их высказываний, то и дело сыплются обвинения
в незнании их "Писания". Возник настоящий культ пролетариата.
Энгельс говорит: "Только в среде рабочего класса продолжает теперь
жить, не зачахнув, немецкий интерес к теории. Здесь уже его ничем не вытравишь.
Здесь нет никаких соображений о карьере, о наживе и о милостивом покровительстве
сверху. Напротив, чем смелее и решительнее выступает наука, тем более приходит
она в соответствие с интересами и стремлениями рабочих" [Engels,
Ludwig Feuerbach und der Ausgang der klassischen deutschen Philosophie,
5 Aufl., Stuttgart, 1910, S. 58 <Энгельс Ф.,
Людвиг
Фейербах и конец немецкой классической философии // Маркс К., Энгельс
Ф.,
Соч., Т. 21, С. 317>]. Согласно Теннису, "только
пролетариат, т. е. его литературные представители и лидеры", присоединяется
"принципиально к научному мировоззрению со всеми выводами из него"
[Tonnies,
Der Nietzsche-Kultus, Leipzig, 1897, S.
6]. {
Теннис Фердинанд
(1855--1936) -- один из основоположников немецкой социологии. Отрицательно
относясь к политической программе марксизма, в основном поддерживал исторический
материализм Маркса.}
Чтобы верно оценить эти бесцеремонные утверждения, нужно лишь припомнить
отношение социалистов ко всем достижениям науки в последние десятилетия.
Когда примерно четверть века назад марксистские авторы попытались очистить
партийное учение от самых нелепых ошибок, была организована охота на еретиков
ради сохранения чистоты системы. {В
1897--1898 гг. немецкий социал-демократ, ученик Маркса и Энгельса Эдуард
Бернштейн (1850--1932) выступил с серией статей, в которых предпринял попытку
пересмотра ряда положений марксизма. Тем самым Бернштейн положил начало
первой волне ревизии марксистского учения в социалистическом движении.
В защиту марксистских догм выступили А. Бебель, Ф. Меринг, Р. Люксембург,
К. Каутский, Г. Плеханов, В. Ленин и другие ортодоксы. В целом в первом
десятилетии XX столетия, т. е. за четверть века до написания книги Мизеса,
ревизионизм идейно потерпел поражение.} Ревизионизм спасовал
перед ортодоксией. В марксизме нет места для свободной мысли.
3. Психологические предпосылки социализма
Согласно марксизму в капиталистическом обществе пролетариат неизбежно
мыслит социалистически. Но почему это так? Легко понять, почему социалистическая
идея не могла распространиться до появления крупных предприятий в промышленности,
на транспорте, в добывающей промышленности. До тех пор пока можно было
рассчитывать на перераспределение материальной собственности богатых, не
было нужды изобретать другие способы обеспечения равенства доходов. Только
когда развитие разделения труда привело к образованию больших, безусловно,
неделимых предприятий, возникла потребность в социалистических методах
обеспечения равенства. Хотя так можно объяснить, почему в капиталистическом
обществе не может больше быть и разговоров о "переделе", это
все же еще не ответ на вопрос, почему социализм должен быть политикой пролетариата.
В наши дни мы принимаем за данное, что рабочий люд должен мыслить и
действовать по-социалистически. Но к этому нас привело предположение, что,
либо социализм есть наиболее благоприятная для пролетариата форма общественной
жизни, либо пролетарии, по крайней мере, верят в это. Первая альтернатива
уже обсуждалась на этих страницах. Перед лицом бесспорного факта, что социализм,
имея немало сторонников в иных классах общества, наиболее распространен
среди рабочих, остается выяснить, почему рабочий в силу занимаемого им
положения наиболее отзывчив к социалистической идеологии.
Демагогическая лесть социалистических партий наделяет современного капиталистического
рабочего всеми совершенствами ума и характера. Возможно, что трезвое и
менее предвзятое исследование могло бы привести к другим выводам. Но такого
рода исследования можно спокойно оставить партийным литераторам различных
направлений. Они не имеют ценности ни для познания социальных условий вообще,
ни для социологии партийных движений в частности. Наша проблема в ином:
почему положение рабочего в процессе производства делает его податливым
к внушению, что социалистические методы производства не только возможны
в принципе, но и что они будут рациональней капиталистических?
Ответ прост. Рабочий большого или среднего капиталистического предприятия
не знает ничего о связях между отдельными этапами производства и экономической
системой в целом. Его горизонт как рабочего и производителя ограничен операциями,
которые он выполняет. Отсюда уверенность, что он один есть производительный
член общества, а все остальные -- инженеры, мастера, предприниматели, словом,
кто не стоит у станка и не переносит грузы, -- это паразиты. Даже банковский
клерк убежден, что он один производительно трудится в банке, что он один
приносит прибыль заведению, что управляющий, который заключает сделки,
излишен и его можно легко и без потерь заменить. В силу своего положения
рабочий не может видеть, как движется мир. Он может это понять только в
результате упорных размышлений с помощью книг, но не из собственного производственного
опыта. Как средний человек из своего ежедневного опыта может сделать только
вывод, что солнце движется вокруг земли с востока на запад, так и рабочий
из своего опыта не в силах получить истинное знание о природе и функционировании
экономики.
И вот к этому экономически невежественному человеку приходит социалистическая
идеология и взывает:
"Труженик, творец, воспрянь!
На свою на силу глянь:
Лишь захочешь -- в миг один
Остановишь ход машин".
(Гервег) {
Гервег Георг (1817--1875)
-- немецкий поэт, находившийся под сильным влиянием Маркса, а с 60-х годов
-- Ф. Лассаля. По просьбе последнего Гервег написал в 1863 г. гимн для
Всеобщего Германского рабочего союза, который и цитируется Мизесом (Цит.
по: Гервег Г.,
Песнь немецких рабочих ферейнов // Избранное, М.,
1958, С. 185).}
Что же будет удивительного, если, опьянев от иллюзии власти, он последует
этим советам? Социализм есть соответствующее душе рабочего выражение принципа
насилия, как империализм соответствует душе чиновника и солдата.
К социализму массы притягивает не то, что действительно отвечает их
интересам, а то, что представляется им отвечающим этим интересам.
Содержание раздела