Глава XII. Национальный и мировой социализм
1. Пространственная протяженность социалистического
общества
Ранний социализм отмечен тяготением к более простым формам производства
примитивных эпох. Его идеал -- самодостаточная деревня или, подымаясь выше,
самодовлеющая область -- городок, окруженный несколькими деревнями. Враждебные
ко всем видам торговли и коммерции, ранние социалисты рассматривали внешнюю
торговлю как совершенное зло, подлежащее устранению. С помощью внешней
торговли в страну попадают товары, не являющиеся предметом необходимости.
Поскольку некогда люди обходились без них, значит, они были излишними,
и только чрезмерная легкость их приобретения является причиной необязательных
расходов. Иностранная торговля подрывает нравственность и распространяет
чуждые идеи и обычаи. В Утопии стоический идеал самообладания преобразовался
в экономический идеал самодостаточности. Плутарха восхищало в Ликурговой
Спарте, которую в его дни воспринимали романтически, то, что ни одно купеческое
судно никогда не заходило в ее гавани [Poehlmann,
Geschichte
der sozialen Frage und der Sozialismus in der antiken, Welt, I Bd.,
S. 110 ff.; 123 ff.]. {
Ликург
-- легендарный законодатель, создавший государственность в древнегреческом
городе Спарте. Деятельность Ликурга относят к IX--VIII вв. до н. э. О Ликурге
писал древнегреческий философ и историк
Плутарх (ок. 45 -- ок. 127)
(Плутарх,
Сравнительные жизнеописания, Т.1, М., 1961, С. 53--77).}
Эта приверженность идеалу самодостаточности и полная неспособность понять
природу торговли и коммерции не дали утопистам распознать проблему территориальных
пределов идеального государства. Вопрос: должны ли границы сказочной страны
быть пространными? -- даже не рассматривался. В самой маленькой деревне
довольно места для реализации их планов. Такой подход открывал возможность
осуществить Утопию в порядке пробы в малых масштабах.
основал в Индиане общину "Новая Гармония",
в Техасе -- ,
в том же штате -- образцовый фаланстер. {Р.
Оуэн считал, что основу социалистического общества должны составлять самоуправляющиеся
общины с численностью населения не более 3 тысяч. Призванная осуществить
его идеи
"Новая Гармония" была основана в 1825 г. Э. Кабе
организовал в 1848 г. общину согласно принципам, изложенным в его утопии
"Путешествие в Икарию". В. Консидеран пытался, эмигрировав в
США в 1849 г., создать там по фурьеристским рецептам фаланстер-ячейку нового
мира, объединяющую до 2 тысяч человек.} "Карманные издания
нового Иерусалима" -- так издевательски названы они в "Коммунистическом
Манифесте". {Л. Мизес имеет в
виду следующее место: "Они все еще мечтают об осуществлении путем
опытов своих общественных утопий, об учреждении отдельных фаланстеров,
об основании внутренних колоний, об устройстве маленькой Икарии --
карманного
издания нового Иерусалима -- и для сооружения всех этих воздушных замков
вынуждены обращаться к филантропии буржуазных сердец и кошельков"
(Маркс К., Энгельс Ф.,
Соч., Т. 4, С. 457).}
Только постепенно социалисты начали сознавать, что самообеспечивающиеся
малые территории не могут быть фундаментом социализма. Томпсон, ученик
Оуэна, догадался, что установление равенства между членами общины далеко
не означает достижения равенства между членами различных общин. Под влиянием
этого открытия он повернулся к централизованному социализму [Tugan-Baranowsky,
Der moderne Sozialismus in seiner geschichtlichen Entwicklung, Dresden,
1908, S 136 <Туган-Барановский М.,
Современный
социализм в своем историческом развитии, Спб, 1906, С. 131 и след.>].
{
Томпсон Уильям (1785--1833)
-- английский социалист-утопист.} Сен-Симон и его школа были
ярыми сторонниками централизма. {В
отличие от Фурье, ориентировавшегося на автаркические фаланстеры, Сен-Симон
и его последователи в системе, названной ими индустриализмом, предусматривали
централизованное руководство общественным трудом.}
Схема реформ претендовала на роль национальной
и даже всемирной программы [Pecqueur,
Theorie nouvelle
d"Economie sociale et politique, P. 699].
Так возникает характерная для социализма проблема: может ли социализм
существовать только на части земной поверхности? Или необходимо, чтобы
все обитаемые земли образовали единую социалистическую общину?
2. Марксистское толкование проблемы
Для марксистов возможно только одно решение этой проблемы -- всемирное.
Марксизм исходит из предположения, что в силу внутренней необходимости
капитализм уже поставил свою печать на всем мире. Уже сегодняшний капитализм
не ограничен одним народом или небольшой группой народов: он интернационален
и космополитичен. "На смену старой местной и национальной замкнутости
и существованию за счет продуктов собственного производства приходит всесторонняя
связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга". Дешевизна товаров
есть "тяжелая артиллерия" буржуазии. Этим орудием буржуазия вынуждает
все народы под страхом уничтожения принять буржуазный способ производства,
"заставляет их вводить у себя так называемую цивилизацию, т. е. становиться
буржуа.
Словом, она создает себе мир по своему образу и подобию". И это
верно относительно не только материального, но и интеллектуального производства.
"Плоды духовной деятельности отдельных наций становятся общим достоянием.
Национальная односторонность и ограниченность становятся все более и более
невозможными, и из множества национальных и местных литератур образуется
одна всемирная литература" [Marx-Engels,
Das Kommunistische
Manifest, S. 26 <Маркс К., Энгельс Ф.,
Манифест
Коммунистической партии // Соч., Т. 4, С. 428>].
Из логики материалистического толкования истории следует, что и социализм
не может быть национальным явлением, а только интернациональным. Это этап
в истории не одного народа, а всего человеческого рода. Согласно логике
марксизма вопрос, "созрел ли" тот или иной народ для социализма,
не может быть даже поставлен. Капитализм делает готовым к принятию социализма
не отдельный народ или промышленность, но
весь мир. Экспроприаторов,
экспроприация которых должна стать последним шагом к осуществлению социализма,
не следует себе представлять иначе, как в виде крупнейших капиталистов,
капитал которых инвестирован по всему миру. Поэтому для марксистов социалистические
эксперименты "утопийцев" столь же бессмысленны, как и шуточное
предложение Бисмарка устроить социалистический эксперимент в одном из польских
округов Пруссии [см. речь Бисмарка в Германском Рейхстаге
19 февраля 1878 г. (
Furst Bismarcks Reden, Herg. von Stein, VII
Bd., S. 34)]. {
Бисмарк Отто
фон Шенхаузен (1815--1898) -- рейхсканцлер Германской империи, яростный
противник социализма и немецкий националист. Ему принадлежит ироническое
высказывание, что социализм надо бы опробовать на народе, которого не жалко.
Таким народом для Бисмарка были прежде всего поляки: об угрозе вытеснения
или ополячивания немецкого населения Западной Пруссии живущими там поляками
рейхсканцлер говорил неоднократно.} Социализм -- это исторический
процесс. Он не может быть испытан в колбе или проверен в малом масштабе.
Следовательно, для марксистов проблема автаркии социалистической общины
даже не может возникнуть. Для них единственная социалистическая община,
о которой есть смысл говорить, охватывает всю поверхность Земли и весь
человеческий род. Для них управление мировым хозяйством
должно быть
единым.
Позднее марксисты, однако, осознали, что в любой данный момент времени
следует ожидать сосуществования многих социалистических обществ [Bauer,
Die Nationalitatenfrage und die Sozialdemokratie, Wien, 1907, S.
519 <Бауэр О.,
Национальный вопрос и социал-демократия,
Спб, 1909, С. 529 и след.>]. Но, как только это признано,
можно сделать следующий шаг и учесть возможность того, что будут существовать
одно или несколько социалистических обществ в мире, который большей частью
будет еще капиталистическим.
3. Либерализм и проблема границ
Когда Маркс, а за ним и большинство социалистов заявляют, что социализм
может быть реализован только в едином мировом государстве, они не принимают
в расчет могущественные силы, препятствующие унификации хозяйства.
Есть основания отнести легкомысленность их трактовки всех этих проблем
к неоправданному принятию представлений о будущей политической организации
мира, которые господствовали в период становления марксизма. В тот период
либералы были убеждены, что все региональные и национальные деления можно
рассматривать как политический атавизм. Выдвинутое либералами учение о
свободе торговли и протекционизме казалось бесспорным для всех времен.
Было показано, что все ограничения торговли ведут к общему убытку, и, опираясь
на это, были сделаны небезуспешные попытки ограничить деятельность государства
обеспечением безопасности производителей. Для либерализма проблема государственных
границ не возникает. Если функции государства ограничены защитой жизни
и собственности от убийства и грабежа, теряет значение вопрос, кому принадлежит
та или иная земля. В период, когда успешно реализовалась политика снятия
таможенных барьеров и унификации правовых и административных систем, казалось
безразличным, занимает ли государство большую или меньшую территорию. В
середине XIX столетия оптимистично настроенные либералы могли рассматривать
идею Лиги Наций -- подлинного мирового государства -- как достижимую в
не столь уж отдаленном будущем.
Либералы не учли в должной степени величайшее из препятствий на пути
к мировому режиму свободной торговли -- национальную и расовую проблему.
Социалисты же совершенно не поняли, что это препятствие становится неизмеримо
большим на пути создания социалистического общества. Отличающая марксистов
неспособность во всех политико-экономических вопросах сделать хоть шаг
дальше Рикардо, а также полнейшее непонимание национально-политических
вопросов не позволили им даже осознать проблему.
Содержание раздела