d9e5a92d

Уфаев К. - Детектор лжи

Как определить кто виновен в совершенном преступлении? Врач из Средней Азии Ибн Сина, предлагал наблюдать за пульсом подозреваемого, при перечисление таких провоцирующих слов, как названия улиц, домов, имен, всего того, что имеет отношение к преступлению. Почувствовав прерывистый пульс, нужно повторить ключевое слово в сочетании с другими, поскольку пульс мог прерваться случайно. Если вегетативная нервная система давала сбой повторно значит этот человек причастен к злодеянию.

На протяжение всей многовековой истории человечество всегда интересовала проблема правды и лжи. Оно и понятно давно замечено, что людям свойственно говорить не правду, а раз так, то необходимо знать способы контроля получаемой информации, позволяющие заглядывать в тайники человеческой души.
Практически во всех цивилизациях были свои собственные уникальные приемы уличения во лжи. Народные сказки донесли до нас один из таких примеров.

Подозреваемые в преступлении должны стоять держа руки за спиной. Им говорят, что в соседней комнате находится священное животное, которое заревет, когда его потянет за хвост виновный.

Каждый из них по одному заходил в ту комнату, а затем снова возвращался назад. Когда процедура заканчивалась, а священное животное все молчало, судья приказывал всем показать руки.

Хвост животного перед этим посыпали черным порошком; предполагалось, что только у виновного руки останутся чистыми, ибо только он будет боятся потянуть его за хвост.
Известно, что на Руси использовались более драконовские методы. Обвиняемый должен был брать в голую руку раскаленное железо, после чего судья перевязывал и запечатывал ее. Считали, что если через 3 дня не оставалось язвы или какого-то знака, то невиновность была доказана. Люди в те времена думали, что Богу легко сделать чудо для спасения невиновного.

И все же, уже тысячи лет назад люди подметили одну интересную особенность. При допросе, человек совершивший какое-либо преступление, испытывает страх перед возможным разоблачением, который сопровождается изменением физиологических реакций. Так в племенах Западной Африки подозреваемым давали птичье яйцо.

Известно, что его скорлупа очень нежная и раскалывается при малейшем нажатии. Все подозреваемые должны были передавать это яйцо друг другу - и тот кто виновен в преступлении раздавит его, тем самым разоблачив себя.

В Древнем Китае подозреваемый подвергался испытанием рисом. Он должен был набрать в рот
горсть сухого риса и выслушать обвинение. Полагалось, что от страха разоблачения приостанавливается слюноотделение, и если рис во рту оставался сухим вина подозреваемого считалось доказанной.

Помимо слюноотделения и двигательной активности рук заметили, что у вора существует дрожь, или как его еще называют тремор, в крови, и если ей заняться можно разоблачить его.
Как видите, стражем справедливости у многих народов считались физиологические реакции, которые, в отличие от человека, не обманывают и не вводят в заблуждение. В дальнейшем многие исследователи продолжили работу в том же направление.

Итальянец Чезаре Ломброзо предложил для выявления обмана использовать достижения физиологии. В конце 19 века он начал измерять у подозреваемых давление крови, в то время как их допрашивала полиция, и утверждал, что он может определить, когда они лгут. Позднее была высказана мысль, что информацию о попытках обмана может также дать характер дыхания. Некоторые исследователи утверждали, что после каждого вопроса, вызвавшего состояние напряженности, следует короткий вздох облегчения.

В начале 20 столетия этот метод стали применять на практике в департаменте полиции в штате Калифорния США. Этот способ имел такой успех, что начали выпускаться устройства, которые одновременно регистрировали у человека дыхание, давление крови и электрическую активность кожи. Не смотря на то, что в Советской России также как и во всем мире достаточно успешно разрабатывались методы экспериментальной психофизиологии для раскрытия преступлений, в 1937 году Генеральная прокуратура СССР обрушилась на эти исследования, расценив новые разработки как покушение на основы процессуального права. Все эти пер спективные исследования были загнаны в тупик в основном по идеологическим причинам.

Формально это объясняли тем, что невозможно применять физиологические процессы для диагностики искренности. А тем временем проверки на полиграфе в США становятся одной из самых прибыльных индустрий частного бизнеса.

В некоторых штатах любой гражданин получив лицензию может купить полиграф (заплатив от 5 тысяч долларов и выше) и начать свой собственный бизнес.


Основная идея состоит в том, что вопросы активизируют симпатическую нервную систему и вызывают физиологические изменения, которые могут быть зарегистрированы, измерены и проанализированы, - говорит доцент кафедры медицинской психологии и психофизиологии Санкт-Петербургского государственного университета Виктор Балин. Полиграф или как его еще называют лайдетектор - это совокупность нескольких усилителей низкой частоты, которые позволяет зафиксировать определенные физиологические параметры, такие как амплитуда дыхания, пульс, давление крови, электрическая активность кожи, частота мигания, а также ритмы головного мозга и сердца. Чем больше показаний, тем достовернее результаты теста.

Успех в большей мере зависит от опыта оператора, поскольку объективных показателей лжи не существует. Ему необходимо суметь связать физиологические параметры: такие как неритмичное дыхание, учащение сердечного ритма, подъем давления крови, с психологическими и что самое главное, правильно интерпретировать их.

Таким образом, окончательное решение основывается на изменение общей картины реакций, а не на четко определенных критериях. А значит это скорее искусство, чем наука.

С марта 1993 г. Генеральная прокуратура и Министерство юстиции России открыли путь применения психофизиологического метода детекции лжи в деятельности федеральных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Кроме того на сегодняшний день определены несколько регионов, где подразделения МВД, ФСБ и налоговой полиции будут работать с применением специальных приборов детекции лжи.
Детектор лжи сейчас рассматривают как одно из вспомогательных средств, помогающее выбирать наиболее перспективное направление работы по сбору сведений, - полагает проректор Юридического института Генеральной прокуратуры РФ, старший советник юстиции Валерий Новик. Ряд преступлений связанных с коррупцией, налоговыми преступлениями, заказными убийствами, совершенных в условиях неочивидности порой невозможно вести традиционным путем, поскольку нет свидетелей.

А значит возникает необходимость в проверке непосредственно самих возможных участников преступления. Приведу такой пример.

Сотрудники органов внутренних дел задержали подозреваемого в изнасилованиях. Допустим с одним эпизодом доказательств его виновности будет достаточно, но возможно он совершил что-то еще.

Когда поднимаются сводки выясняется, что было еще несколько десятков похожих изнасилований. Как выяснить: он совершил их или нет? Для того, чтобы проверить его на причастность по всем похожим преступлениям следователю придется не спать ночами и заниматься только этим делом. Надо как-то сузить поле деятельности и сработать на более конкретном участке.

В этом случае возможно применение лайдетектора.
Успех применения детектора лжи напрямую зависит от тандема оператора и следователя, только они, при условии высокого профессионализма, смогут вывести истину на поверхность. Нельзя задать вопрос Ты убил своего соседа?. Надо подобрать такую стратегию, которая не вызовет реакцию у остальных подозреваемых.

Для этого, важно составить грамотный, безупречный сценарий-ловушку, в которую и попадется виновный. Поэтому большое значение играет способ подачи информации. Для проведения самого теста детекции лжи формулируется порядка 10-15 вопросов и если у человека есть что-то за душой, то это проявится.

Некоторые из них не вызывают эмоциональной реакции (например, Вас зовут Андрей Иванов?) другие эмоциональны, но не имеют отношения к данному событию (например, у человека, подозреваемого в убийстве, можно спросить, употреблял ли он когда-нибудь наркотики), а третьи непосредственно связаны с преступлением, о котором идет речь. Предполагается, что невиновный будет реагировать одинаково на все вопросы, а виновный будет реагировать сильнее на вопросы, касающиеся его преступления.

Оператор обращает особое внимание на возможно более точную формулировку вопросов для теста.
Например, вместо того чтобы спросить: Воровали ли вы что-нибудь?, он спросит: Был ли случай, чтобы вы украли кошелек, в котором была сумму более 100 рублей?. Непосредственно во время допроса или беседы следователь может вплести в нить разговора слова, фразы, имена или сведения интересующие его. В тех случаях, когда есть хоть какие-то сведения, которые не освещались в газетах и не были сообщены подозреваемому, проводится тест с пиком
напряженности. Например, если была украдена определенная сумма денег, скажем 158 рублей, то можно спросить: Это было 70 рублей, ....90 рублей...

130 ...
158... 190? По мере приближения к той сумме, которая была украдена, у подозреваемого происходит нарастание признаков тревоги, а затем расслабления по мере удаления от нее, что неминуемо отразится на его физиологических характеристиках и лента полиграфа это зафиксирует.

Подозреваемого в убийстве можно спросить: Своего соседа вы убили из ружья? ...задушили веревкой? ...топором? ...бутылкой? Если орудием убийства была бутылка, то у невиновных реакция на это слово не будет отличаться от реакций на упоминание других орудий. Если же преступление связано с насилием оператор кодирует информацию о нескольких подобных преступлениях, к примеру словами лифт, зима, девушка с длинными волосами, цепочка на руке. Когда задержан преступник, то для него эти слова будут иметь эмоционально-нагруженный оттенок, а значит полиграф зафиксирует реакцию.

Иногда вместо слов могут предъявлять фотографии жертв, предметы имеющие отношение к преступлению. На сегодняшний день в России результаты психофизиологического метода детекции лжи не могут использоваться в качестве доказательств в суде.

Часть криминалистов ставит его успешность под сомнение, ссылаясь на высокую погрешность в виду индивидуальных особенностей испытуемых. Хотя известно, что в Польше, Израиле, США некоторые приговоры проходят со ссылкой на полиграф. Сегодня характер совершения ряда преступлений очень изощрен, замаскирован, поэтому сбор доказательств по ним сложен, - продолжает Валерий Новик.

Скажем по многим заказным убийствам свидетелей нет. В таком случае причастность определяется косвенными доказательствами.

Например кровь. Ее могут обнаружить на брюках подозреваемого.

Но это может быть и случайное совпадение.
Вероятность того, что обнаруженная группа крови принадлежит именно жертве составляет 60%. Если есть свидетели, то точность их опознания не более 70%. Статистическая проверка психофизиологического метода детекции лжи показала, что его эффективность гораздо выше, чем у многих других традиционных экспертиз, которые в уголовном судопроизводстве устоялись десятилетиями.

Результативность полиграфа доходила до 80%. В связи с этим ряд криминалистов
предлагают включить в уголовно-процессуальный закон возможность использования современных технологий детекции лжи в виде заключения экспертизы. С этим согласны и ряд психологов-криминалистов. Заведующий кафедры правовой психологии Юридического института Генеральной прокуратуры, доктор психологических наук Владислав Васильев считает, что продумав и усовершенствовав технологию проведения психофизиологического метода детекции лжи настало время внедрять ее в современное судопроизводство и наряду с другими доказательствами решать вопрос о возможной причастности человека к преступлению.

И видимо для этого придется вносить некоторые изменения в существующее законодательство.
Лайдетектор не может читать мысли, он регистрирует состояние испытуемого в определенный момент. А значит его, как и любую машину, можно обмануть.

Существуют три главных подхода, - говорит психолог Виктор Балин. Первый это попробовать снизить чувствительность, загрубить входы.

Для этого накануне будет достаточно выпить некоторое количество спиртного. На следующий день человек становится слабо чувствительным, его реакции условно говоря забиты и
на стимулы оператора он не сможет объективно реагировать. Другой подход - это подавление всех эмоций, чтобы ни один стимул не вызывал реакции. Основной принцип здесь состоит в том, что человек старается отвечать на все вопросы автоматически, не обращая на них серьезного внимания. Он должен сосредоточить внимание на рисунке стены, которая находится перед ним, или на каком-нибудь другом нейтральном предмете.

Однако, значительно эффективнее оказываются притворные эмоциональные реакции на незначащие раздражители. Если вы хотите вызвать реакцию, попытайтесь просто умножить в уме несколько многозначных чисел или подумать о чем-нибудь, что вызывает ярость или сексуальную эмоцию.

Физиологические реакции, характерные для стресса, вызывает также боль, и некоторые люди додумались до того, чтобы в ботинок под большой палец класть кнопку: боль при надавливании на нее должна вызывать фальшивую реакцию. Понятно, что такими способами можно обмануть только не опытного оператора, профессионал в ваши ловушки не попадется, во всяком случае он точно знает как можно предупредить их. Хотя следует отметить труднее всего разоблачить именно внутренние, мысленные приемы и, если использовать их в подходящие моменты, то можно привести оператора к ошибочным выводам.

Для создания фальшивых реакций есть много разных способов, один из таких незаметное для экспериментатора напряжение каких-нибудь мышечных групп. Обычно люди прижимают пальцы ног к полу, сводят глаза к носу или прижимают язык к твердому небу.

Все дело в том, чтобы скрыть это движение от допрашивающего. Во всем мире уже достаточно широко применяются новые технологии детекции лжи. Известно, что в Америке на таможне проводили эксперимент с использовании
полиграфа. Если прибор фиксировал определенную реакцию на вопросы экспертов, то производился дополнительный осмотр багажа. У 85-90% людей, отобранных
подобным образом при личном досмотре обнаруживались запрещенные к перевозке предметы. В той же Америке госчиновники высокого уровня проходят обязательную проверку на полиграфе.

Часто это условие закрепляется в должностной инструкции или контракте на работу. Если чиновник или служащий не проходит проверку на детекторе с ним могут даже расторгнуть договор. Что касается процесса регистрации, то говорят уже совсем не обязательно подключать датчики к телу человека. По слухам некоторые федеральные службы имеют без контактные детекторы лжи.

Уже достаточно сесть в тесное кресло, чтобы прибор мог регистрировать физиологические характеристики человека при ответе на провоцирующие вопросы.
Последнее время некоторые государственные и коммерческие предприятия испытывают все больше трудностей с подбором не только квалифицированных, но и благонадежных специалистов. К примеру, из главного компьютера банка стерта важная информация, доступ к которой был только у трех сотрудников. Как определить кто из них это сделал?

Во многих странах эта проблема успешно решается детектором лжи. Задача перед любым руководителем состоит в том,
чтобы выяснить, нет ли у кандидата на рабочее место нежелательного прошлого или не скрывает ли ответственный сотрудник что-либо компрометирующее его. В США по некоторым оценкам таких тестов проводится до нескольких миллионов в год.

Хотя некоторые специалисты полагают, что использование детектора лжи перед наймом на работу может оказаться намного более коварным, чем его применение в криминалистике. Объясняют это тем, что при найме на работу, в
деловой обстановке, лгать будут лишь относительно немногие и от ошибок метода может пострадать значительно большее число ни в чем не повинных людей. Поэтому особенно остро стоит вопрос опытности исследователя, а это значит, что при достаточной квалификации полиграф может с успехом применяться для отличения лжеца от говорящего правду.

При этом в руках неопытного исследователя детектор лжи может стать реальной угрозой для гражданских свобод.
Психофизиологические характеристики на основе которых работает детектор лжи можно использовать и в исследовательских целях. Скажем на базе факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета разрабатываются программы посредством которых можно оценивать интеллект человека, агрессивность, тревожность. При этом исходят из того, что определенное сочетание физиологических параметров некоторым образом связано с психическими особенностями человека.

Для криминалистики это может стать техникой будущего, когда по известным психофизиологическим характеристикам подозреваемого будут делать его психологический портрет. Для работодателей - это возможность делать заключение о деловых качествах и способностях потенциального работника путем проведение нескольких физиологических замеров.



Содержание раздела