Когда вы впервые видите близкого человека после вербовки, это оказывается, как правило, эмоционально тяжелым и напряженным событием. В ходе личных встреч члены команды должны помнить, что они - союзники близкого человека, а не враги. Выдвигайте предложения, основанные на принципе взаимной выгоды, а не на жестких требованиях или - или. Задавайте дружелюбные вопросы, не Допускайте рискованных предположений и критических суждений.
Ставьте гипотетические (Что, если?.. ) вопросы и не забывайте говорить о других группах. Приводите конкретные примеры.
Вполне вероятно, что большую часть времени вам предстоит общаться с культовой личностью, так что приготовьтесь к этому. Во время личных бесед не забывайте о паузах (вплоть до пятиминутных), чтобы дать близкому человеку достаточно времени на обработку полученной от вас информации. В течение пауз постарайтесь не ерзать и не дергать рукой или ногой, не смотрите в окно, не барабаньте пальцами и не бренчите монетами в кармане. Спокойно ждите ответа и оставайтесь относительно неподвижным, избегая при этом пристального взгляда на собеседника.
Надо надеяться, что в конце посещения он ощутит исходящую от вас любовь и сердечность. Ему захочется, чтобы вы не уходили, или еще лучше, чтобы он мог уйти с вами. Каждое последующее посещение должно использоваться эффективнее, чем предыдущее.
Даже если близкий человек живет далеко, старайтесь посещать его по крайней мере один раз в полгода. Когда пригласить близкого человека погостить дома Положительно окрашенный визит домой играет важную роль в изменении ситуации, но ваше приглашение должно быть стратегически рассчитано. Преданность группе со временем меняется у любого адепта. Бывают подъемы и спады.
Если адепт только что возвратился с трехнедельного культового семинара, следует ожидать, что он будет преисполнен рвения по поводу своей нынешней деятельности. Беседы будут насыщены передернутым языком. Разумеется, это неподходящее время для приглашения.
В другой ситуации близкий человек, возможно, переживает момент разочарования в группе, лидере или доктрине. Если его самого близкого друга из числа адептов только что перевели в другой штат, он может оказаться особенно восприимчив к приглашению посетить родной дом.
По целому ряду причин близкий человек может переживать этап, когда он в большей степени чувствует связь с внешним миром и своей подлинной личностью. Молодой человек, которого я недавно консультировал, оставил культ Муна после того, как тайно прочел Борьбу против культового контроля сознания.
Одним из событий, которые послужили толчком к этому, было первое посещение дома после трех лет пребывания в группе. Во время визита он смог увидеть старые фотографии, на которых он запечатлен с семьей; ему удалось встретиться со старыми друзьями и выспаться в своей постели. Посещение оживило значительную часть его старого я. Если между вами и близким человеком налажено взаимопонимание и доверие, он поделится с вами своими разочарованиями и разрушенными иллюзиями в письмах и по телефону.
Это - наилучшие моменты для того, чтобы пригласить его погостить дома. Важно приглашать человека постоянно, даже несмотря на то, что он не приезжает.
Возможно, его отговаривают или просто не разрешают. Чем больше вы сумеете создать благоприятных возможностей, тем скорее близкий человек поймет, что оказывается во власти культа, стремящегося удержать его вдали от семьи и друзей. Другие возможные подходы: - Установите дружественные отношения с непосредственными руководителями близкого человека и попросите их посодействовать тому, чтобы он действительно мог приехать домой. Помните лидерам необходимо вербовать других.
Им нужна хорошая реклама. - Если начинает казаться, что адепту никогда не позволят съездить домой, предложите ему привезти с собой другого члена его группы. Это придаст ему и его окружению ощущение безопасности. - Приглашайте близкого человека на определенные торжества, приуроченные к конкретным датам. Нарушенные обещания Обдумайте реакцию родственника на обещание, данное культистом.
Брат: Итак, ты приезжаешь домой? Я поверю только тогда, когда увижу это. Ты никогда не выполняешь свои обещания. Мы спрашивали, приедешь ли ты на День Благодарения, и ты сказал: Конечно! . Вся семья была взволнована.
После этого ты так и не появился. У тебя было более важное занятие - вроде спасения мира путем продажи леденцов на углу. Давайте повторим упражнение намерение - преподнесение - ответ (реакция) : Намерение: Я хочу, чтобы брат сдержал обещание. Я хочу видеть брата.
Преподнесение: Я поверю только тогда, когда увижу это. Это звучит сердито и саркастически и слишком запальчиво. Ответ (реакция): Член культа не только не захочет приехать, но даже будет избегать разговоров с братом.
Что делать ѕ Имейте список того, о чем надо говорить. ѕ Звоните по телефону тогда, когда наиболее вероятно, что адепт будет один. ѕ Начинайте и заканчивайте разговор с сердечной теплотой. ѕ Оцените, говорите ли вы с личностью подлинной или культовой. ѕ Говорите о других группах. ѕ Не отвлекайтесь. ѕ Займитесь темой вплотную, повторяя один или два важнейших пункта, а не строчите, как из пулемета. ѕ Заново формулируйте и развивайте темы и вопросы. ѕ Предоставляйте паузы для обдумывания ответа. ѕ Передавайте телефон по кругу во время семейных встреч. ѕ Принимайте телефонные звонки с оплатой получателем в любое время. Культист, возможно, действительно хотел приехать домой, но в последнюю минуту был задержан начальником. Такое случается постоянно. Адептов нередко заверяют, что они поедут домой через месяц или два, но когда подходит время визита, лидер говорит: Ты нам нужен именно сейчас.
Иногда адепт сердится на лидера за нарушение слова. Это - положительный шаг вперед. Когда член культа нарушает обещание, необходимо продемонстрировать разочарование. Не сердитесь на него - это не его вина.
Нелишне попытаться возбудить в нем некоторое чувство ответственности, но не стоит слишком усердствовать, заставляя его чрезмерно чувствовать свою вину. Вам нужно, чтобы он хотел вас видеть. Не думайте, что близкому человеку хорошо, даже если он выглядит счастливым.
Его приучили скрывать отрицательные мысли. Однако в глубине души всегда сохраняется разногласие между культовой и подлинной личностями.
Если адепту вновь и вновь не разрешают съездить домой, это разногласие может перерасти в разочарование, что будет на руку и вам, и ему самому. Не принимайте отрицательный опыт близко к сердцу, думая: Он не любит нас или: Она заботится только о себе и своей группе.
Помните, что подлинное я, скорее всего, хочет оказаться дома. Подлинное я регистрирует каждое разочарование и нарушение обещания со стороны культа.
Если близкий человек нарушил обещание несколько раз, можно попросить его подумать заранее: Дашь ли ты мне слово, что, даже если тебя попросят в последнюю минуту сделать что-то срочное, ты все-таки приедешь? Это уже некая проверка чувства ответственности: вы просите человека заглянуть в будущее и предвидеть свое поведение. Разочарование и утрата иллюзий, которые он испытает, если ему снова откажут в разрешении, будет в этом случае еще больше.
Поддерживайте проявления подлинной личности Во время визитов культиста домой члены семьи иногда стараются изо всех сил напоминать ему о его культовых обязанностях - вроде вегетарианского питания, регулярных телефонных звонков членам группы, раннего пробуждения для отправления ритуалов и даже прибытия вовремя к обратному поезду. Это в высшей степени непродуктивно! Никогда нельзя напоминать близкому человеку о том, что он изменяет групповым заповедям или нарушает правила, установленные внутри культа. Это только поддержит его культовую личность.
Если поведение адепта далеко выходит за пределы культовых норм, вам следует всеми силами поддерживать это изменение. Подкрепляйте позитивные сдвиги!
Члены команды иногда слишком увлекаются текущими делами и не видят, что их будущие отношения с культистом будут иными. По ходу беседы член семьи может с досадой констатировать: Она даже не позволяет мне заговорить об этом. Куда конструктивнее было бы сказать: Я еще не нашел способ поговорить с ней об этом предмете.
Вам необходимо научиться конструктивным моделям общения как наедине с собой, так и в ситуации конкретного взаимодействия. Мать: Он сказал, что, вероятно, не сможет приехать домой погостить.
СХ: Попробуйте спросить, что нужно изменить для того, чтобы он захотел приехать домой. Пусть он скажет вам, что мешает или чего не хватает для того, чтобы он все-таки приехал.
Один из наиболее важных аспектов ПСВ заключается в оценке влияния ваших действий на близкого человека. Что работает? и Что помогает? будут в данном случае решающими вопросами. Всегда наблюдайте за реакцией близкого человека. Если ваш подход не работает, попробуйте другой.
Не полагайтесь исключительно на свое мнение о ситуации. Обсудите его с другими членами команды. Были ли у них сходные впечатления? Концентрируя внимание, мы окажемся в лучшем положении, которое позволит нам узнать, эффективны ли наши усилия, или же они действуют в ложном направлении.
Оценивать реакцию близкого человека сложно. В любой конкретный момент кулътист может выражать подлинное я, докультовое я или их смесь.
Задавая члену культа трудный вопрос, полезно делать это поэтапно. Шаг первый.
Мысленно представьте свою беседу с близким человеком. Шаг второй. Послушайте, как вы задаете вопрос: Как бы ты отнесся к встрече с бывшим членом вашей группы? . Шаг третий.
Выслушайте предполагаемый ответ: О, я не хотел бы говорить ни с какими отступниками. Когда я представляю себе эту сцену, я уже знаю, что подобные действия пробудят культовую личность и прервут диалог. Когда визуализация подсказывает, что что-то мешает двигаться дальше, смените снаряжение.
Найдите менее угрожающий способ обсудить проблему и достичь цели. Например, попробуйте еще один вопрос: Как бы ты отнесся к встрече с бывшим членом другой группы? Возможно, адепт скажет: Не знаю, будет ли от этого польза, но если ты думаешь, что будет, то я согласен.
Если близкий человек отвечает так, как вы это себе представляли, вы будете знать, что ваша модель культовой личности точна. Если реальный ответ нисколько не похож на то, что вы себе вообразили, ваша модель нуждается в корректировке. Семье и друзьям культиста необходимо создать точную модель, чтобы предсказывать, как он отреагирует на каждый акт взаимодействия.
Продолжайте постоянно следить за реакциями близкого человека. Помните: когда вы научитесь задавать вопросы, он даст ответы, иллюстрирующие его понимание реальности. В конце концов заговорит подлинная личность, помогая войти человеку в его привычный мир.
Следующий шаг будет заключаться в том, чтобы помочь ему идентифицировать внедренные фобии и разрушить их. Сделав это, вы поможете ему открыть дверь к свободе сознания.
Впервые я узнал о фобиях в 1980 году. Я тотчас понял, что культы систематически внушают фобии своим адептам, и осознал, что для того, чтобы помочь члену культа вновь обрести свободу сознания, необходимо помочь ему избавиться от фобий. Это привело меня к созданию новой терапевтической техники - трехшагового воздействия на фобии. Изучение этого метода будет для вас ключевым, так как он составляет сердцевину подхода стратегического взаимодействия.
Внушение фобий - самая мощная отдельно взятая методика, используемая культами в целях превращения адептов в послушных рабов. Я встречался с громадным числом людей, давно разуверившихся в лидере и доктрине, но неспособных уйти из группы вследствие психологической беспомощности перед внушенными им бессознательными страхами.
Несколько лет назад со мной связался житель северо-востока США, бывший участник небольшого культа, деятельность которого была связана с сочинением и распространением музыки. Этот человек прочитал Борьбу против культового контроля сознания и хотел помочь другу. Друг, которого я здесь называю Майклом, был фактически заперт лидером культа в кабинете собственного дома в течение Двенадцати лет.
Лидер приказал ему бросить успешную карьеру психолога и тратить время на сочинение, запись и копирование музыки. Лидер разорвал его помолвку и убедил невесту, которой Майкл и был предварительно завербован, стать его тюремщиком.
Она приносила ему пищу и выпускала пользоваться ванной. В результате внушения Майкл поверил, что сойдет с ума, навредит себе или превратится в Преступника, если когда-либо покинет дом. Я спросил бывшего культиста, не знает ли он, как связаться с семьей Майкла, и выяснилось, что другой член семьи был в этом культе, но ушел десятью годами ранее. Я побудил его связаться с этим человеком, чтобы посмотреть, не захочет ли он прочесть мою первую книгу и предложить свою помощь.
К счастью, тот согласился. Тем временем брат-близнец послал Майклу компьютер вместе с программой для копирования музыки. Удивительно, но лидер культа разрешил Майклу покидать дом без сопровождения и посещать компьютерные курсы, чтобы научиться использовать программу.
Побывав вне дома и обнаружив, что общение с незнакомцами протекает удовлетворительно, Майкл заключил, что отнюдь не сошел с ума. Не собирался он и совершать никаких опасных поступков.
В целом ему понравилось пребывание вне дома, хотя страх разрыва с лидером культа все еще оставался устойчивым. Немного позже Майкл получил разрешение посетить золотую свадьбу родителей. Один из родственников, используя методы общения, изложенные в этой книге, поговорил с ним и настоял на контакте с бывшим участником той же группы.
Последний рассказал ему о злоупотреблениях лидера культа в отношении многих своих адептов, включая себя самого. Майкл решил уйти навсегда. Вскоре после того он консультировался у меня.
Курс терапии помог ему освободиться от страхов перед будущим и восстановить нормальную жизнь. Я был поражен, когда весной 1998 года увидел Майкла в аудитории во время моих занятий на семинаре Общества клинического гипноза (Society of Clinical Hypnosis) в Швеции. Он переехал в Данию, вернулся к своей профессии психолога, женился, имеет дочь и живет счастливо. В ходе следующей поездки в Соединенные Штаты он снова консультировался со мной.
В результате наших бесед и двухнедельного пребывания в Веллспрингском реабилитационном центре в штате Огайо он сумел превратить свой культовый. опыт в источник силы. Теперь он профессионально занимается исцелением от культовой зависимости.
Навязанная культом фобия - это психическое заболевание, спровоцированное окружающими людьми и являющееся неотъемлемой частью всеохватывающего режима контроля сознания. Прежние методы спасения, вроде депрограммирования и консультирования о выходе, несовершенны, потому что направлены на то, чтобы изменить верования культистов, не решив предварительно проблему фобий, которые их парализуют.
В рамках подхода стратегического взаимодействия мы признаем важность фобий и учимся распознавать и вылечивать их до того, как вступать в дискуссию с близким человеком на рациональном, когнитивном уровне.
Существует множество различных видов фобий, но их структура всегда одна и та же. Фобия - это стойкий, иррациональный страх по отношению к объекту или ситуации.
Все фобии приводятся в действие сигналом, с которого начинается прохождение замкнутого цикла устрашающих образов, мыслей и чувств. Сигналом может быть любой внутренний или внешний стимул - мысль, образ, слово, запах, вкус, ощущение или поступок. Этот стимул заставляет человека, страдающего фобией, порождать цепь негативных образов, часто бессознательно, и вступать в устрашающий разговор с самим собой, например, тревожным голосом твердить о надвигающейся гибели. При этом срабатывает автоматическая реакция организма, нацеленная на выживание (бороться или бежать).
Эта паническая реакция вызывает множество физиологических симптомов, включая учащенное сердцебиение, одышку, сухость во рту, холодные, липкие руки, иногда тошноту. Для страдающего фобией самый распространенный механизм зашиты заключается в избежании провоцирующего стимула.
Фобии дестабилизируют взгляд человека на реальность, ослабляют интеллектуальный и эмоциональный самоконтроль, подрывают веру в себя и в здравый смысл. Типичные, не связанные с культовой практикой фобии - это страх перед публичными выступлениями, боязнь высоты, глубокой воды, темноты, змей, собак и т. д. Подсчитано, что более 30 миллионов американцев страдают теми или иными фобиями. (Статистика приведена по данным Американской ассоциации по изучению 'Ревожных расстройств (Anxiety Disorders Association of America).)
Когда я обращаюсь к собственному опыту, то припоминаю характерные инциденты, где страх был либо внушен, либо активизирован вербовщиками. В ходе начального трехдневного семинара лидеры культа внушили мне недоверие к собственным мыслительным способностям из-за невидимых темных сил (Сатаны), которые, как предполагалось, постоянно вредят моему разуму и душе.
Я никогда не верил в Сатану или любое другое злое метафизическое существо, но к 1 концу трех дней часть моего я (возникающее культовое я) стала | бояться этих невидимых сил. Позже мне было заявлено, что десять поколений моих предков застряли на низком уровне в духовном мире, и их спасение зависит от 1 меня. Мне сказали, что если я не последую за Муном, все эти предки навечно обвинят меня в том, что я забыл о своей ответственности.
I Мощный, пусть и совершенно иррациональный, образ сотен гневных родственников привязал меня к группе и помог провести меня через периоды сомнений в привязанности к культу. Культистов учат, что они полностью ответственны за все происходящее с Ними, что не бывает никаких случайностей, все имеет свою духовную причину, а группа и лидеры почти никогда не отвечают за плохие результаты.
Если случается что-то плохое, то лишь потому, что член культа сделал что-то неправильно. У мунистов это называется возмещением за грехи прошлого. Мун приложил все усилия, чтобы привить своим последователям более непосредственные, персонифицированные и выразительные фобии.
Например, в 1974 году всех нью-йоркских мунистов (включая меня) отправили смотреть Экзорсиста - фильм о девочке, которой овладел злой дух. Затем Мун провел встречу в своем поместье Бельведер в Территауне, штат Нью-Йорк, и сказал членам своей группы, что этот кинофильм создан Богом и пророчит о том, что случится с любым человеком, покинувшим движение Унификации.
В ходе вербовки и индоктринации методически внедряются, развиваются и используются фобии, касающиеся внешнего мира, а также докультового я адепта. Подобные фобии сводят на нет способность критического различения, которая позволила бы свободному от фобий человеку объективно оценить утверждения доктрины.
Независимые мысли и действия блокируются. Страх пересиливает разум.
Лидеры культов добиваются от своих последователей интенсивного выражения чувств и способны манипулировать ими, легко активизируя панику и страх. Я составил список некоторых наиболее распространенных фобий, внушаемых культистам в рамках контроля сознания.
Поскольку эти страхи являются частью всей системы верований и фактически становятся частью культовой личности, их воздействие более обширно, чем влияние какой-нибудь распространенной фобий (вроде страха перед змеями). Важно также понять, что культовая личность держит носителя (В оригинале - host, т. е. принимающая сторона, а в биологии - приютивший паразита. (Прим. перев.)) фобий в своем плену.
Одна из наиболее универсальных культовых фобий - страх перед сетью организаций по борьбе с культами. Членов крупных устоявшихся культов уверяют, что их похитят, будут пытать и даже насиловать депрограммисты и консультанты по выходу. Лидеры культов утверждают, что депрограммисты для получения заказов на свою работу промывают мозги родственникам и друзьям адептов. Эти заявления не только заставляют культистов испытывать страх и подозрительность в отношении своих семей, но и погружают их в страх перед воображаемой ими огромной, хорошо финансируемой сетью ненавистных преступников.
Если вам известны истинные факты, это верование должно выглядеть смехотворным, но миллионы людей действительно верят в эту ерунду. Если вы сталкиваетесь с хорошо известным культом, у его бывших членов можно разузнать о конкретных фобиях, эксплуатируемых культом для программирования адептов. Имея дело с небольшой, малоизвестной группой, вам, вероятно, придется полагаться на чтение культовой литературы, посещение групповых мероприятий и дискуссии с нынешними адептами. Я попытался выделить несколько категорий культовых фобий (при этом некоторые фобии могут принадлежать одновременно нескольким категориям).
Культисты могут быть запрограммированы таким образом, что в случае неповиновения или ухода из группы они столкнутся со следующими страданиями и бедами: Физическое здоровье ѕ Умрут мучительной смертью, будут убиты или совершат самоубийство. ѕ Заболеют и умрут (от рака, СПИДа, сердечного приступа). ѕ Станут причиной болезни и смерти близких. ѕ Будут сбиты автомобилем, автобусом или поездом, погибнут при крушении самолета. ѕ Будут избиты и/или изнасилованы. ѕ Будут ограблены. ѕ Будут изуродованы. ѕ Слишком растолстеют или останутся толстыми навсегда. ѕ Будут страдать анорексией (патологическое отсутствие аппетита) и перестанут есть. ѕ Станут гомосексуалистами. ѕ Станут наркоманами. ѕ Станут проститутками. ѕ У них разовьются дурные сексуальные наклонности или обнаружатся неизлечимые болезни, передающиеся половым путем. ѕ Оглохнут или ослепнут. ѕ Умрут от наркотиков или яда. ѕ Начнут страдать бессонницей. ѕ Подвергнутся действию вредного излучения. ѕ Послужат причиной тому, что их дети родятся мертвыми или дефективными. ѕ Послужат причиной тому, что их дети заболеют и умрут моле дыми. ѕ Послужат причиной тому, что их детей убьют. ѕ Заставят своих детей совершить самоубийство. Психологическое здоровье ѕ Сойдут с ума. ѕ Будут принудительно помещены в психиатрическое учреждение. ѕ Подвергнутся воздействию наркотиков, станут жертвой электрошока и/или лоботомии. ѕ Будут неудачниками. ѕ Станут патологическими сексуальными извращенцами. ѕ Поглупеют. ѕ Утратят память, таланты и способности. ѕ Полностью утратят самоконтроль. ѕ Никогда не будут счастливы. ѕ Будут зависеть от прошлых травм. ѕ Никогда не усовершенствуют свой ум должным образом. ѕ Будут страдать всю оставшуюся жизнь. ѕ Утратят свои мечты.
Духовная жизнь ѕ Утратят духовность и чувство уравновешенности. ѕ Потеряют отношения с Богом. ѕ Подвергнутся нападениям сверхъестественных существ. ѕ Ими овладеют злые духи/демоны. ѕ Утратят свой шанс на искупление/спасение. ѕ Не заметят, отвергнут или подвергнут гонениям Мессию, Апостола, Аватара, Просветленного Учителя. ѕ Никогда не смогут перейти Мост к Абсолютной Свободе. ѕ Подвергнутся мистическому нападению, будут постоянно видеть во сне, как их насилуют или убивают. ѕ Никогда не достигнут состояния просветленности. ѕ Их будут донимать более низкие духовные силы. ѕ Не будут спасены. ѕ 10 000 раз перевоплотятся в таракана или другое мерзкое существо. ѕ Навсегда окажутся в плену иллюзий. ѕ Им не дадут покоя грехи прошлых жизней (например, они убивали людей в прошлой жизни и без помощи группы снова встанут на путь убийства). ѕ Возникнут проблемы с будущими жизнями. ѕ Их сочтут недостойными спасения, когда придет Армагеддон. ѕ Будут гореть в вечном огненном озере, когда вернется Иисус. ѕ Обнаружат свои души вечно гниющими в аду. Социальная жизнь ѕ Утратят безопасность и защищенность, обретенные благодаря группе.