Я полагаю, что любое учреждение, извлекающее выгоду из статуса освобожденной от налогов организации, должно быть подотчетно в своей деятельности. Граждане не обязаны поддерживать организации, систематически практикующие обман, и мошенничество, а также применяющие недозволенные техники манипулирования людьми.
Если появляется возможность доказать, что данная группа обманула или ввела в заблуждение своих последователей и общественность, следует применить к ней штрафные санкции, например, лишить налоговых льгот. Если группа нарушает основные права человека в том виде, в каком они изложены во Всеобщей декларации ООН о правах человека, у нее не должно быть никаких привилегий.
При наличии стабильного государственного субъекта, следящего за деятельностью любых некоммерческих организаций, деструктивные культовые группы были бы вынуждены менять свою политику, в противном случае рискуя потерять статус и деньги.
Я полагаю, что крупные культы оказывают существенное политическое влияние с помощью лоббирования. Чтобы по-настоящему служить обществу, правительство должно контролировать и разоблачать подобную деятельность.
Хотелось бы видеть конкретные результаты расследований, раскрывающие перед общественностью механизм влияния культовых групп на принятие или отклонение законов и других важных государственных решений.
За последние более чем сорок лет правительство и особенно ЦРУ провели огромное количество исследований, по большей части секретных, в области контроля сознания. Необходимо обнародовать отчеты об этих исследованиях. Избранным уполномоченным следует изучить характер выполненных экспериментов, а также их результаты и дать окончательный отчет гражданам страны о фактах, касающихся контроля сознания.
Люди из военной разведки или ЦРУ должны представить общественности честный доклад о том, чего, по их мнению, можно и чего нельзя достичь с помощью контроля сознания.
Я хотел бы видеть больше исследований контроля сознания, финансируемых из федерального бюджета. Одна из требующих внимания проблем - это то, что я называю эпидемиологией культов, осуществляющих контроль сознания.
Контроль сознания может быть опасен для физического и психического здоровья человека точно так же, как курение, пьянство или ВИЧ-инфекция. К контролю сознания нужно относиться как к угрозе для здоровья, - каковой он, в сущности, и является, - проводя исследования темпов и географии его распространения не только в масштабах страны, но и в конкретных группах риска.
Например, изучая университетские кампусы, можно задаться вопросом: сколько студентов состояли в культах или подвергались их влиянию? Если попытаться предсказать, то, похоже, цифры получились бы ужасающе высокие.
Другая группа риска - пожилые люди.
Опираясь на полученные данные, правительство могло бы начать кампанию за повышение осведомленности о культовой опасности, как это давно делается с курением, безопасным вождением автомобиля и алкоголем. Основной пафос кампании может быть следующим: Думайте сами, берите на себя ответственность за свои действия.
Помните: только вы сами в состоянии сохранить свое сознание свободным. Доски объявлений, радиоточки, телевидение и печатные издания, передающие или печатающие такое обращение, не только увеличили бы информированность людей, но и спасали бы многим из них жизнь. Мы пытались много лет назад предложить закон, согласно которому 18 ноября было бы объявлено Днем информации о культах в память о Лео Дж. Райане и сотнях других людей, погибших в Джонстауне.
Возможно, нам следовало бы сделать новую попытку и назвать этот день Днем свободы сознания не только в память о причиненных культами страданиях, но и в честь нашей свободы. (1 Бывшие сайентологи и заинтересованные граждане собираются 5 декабря отмечать день рождения Лайзы Макферсон. Церковь сайентологии была обвинен штатом Флорида в правонарушении на основании обвинений, связанных с безвременной смертью этой женщины.
Формально эта организация обвиняется в насилии и/или халатном отношении к инвалиду и в занятиях медицинской деятельностью без лицензии. Когда выходил второй тираж этой книги, медицинский эксперт Бонни Вудс изменила свое мнение и утверждает теперь, что это был несчастный случай. Вскоре ожидается решение суда о том, будут ли сняты уголовные обвинения. Даже если штат откажется от обвинений в преступления, последует гражданский иск.
Был организован Фонд Лайзы Макферсон в ее честь. Смотрите раздел Куда обратиться за помощью в конце этой книги или сайт в Интернете www.lisamcphersontrust.org)
Психиатры, психологи, социальные работники, консультанты по психическому здоровью, консультанты по избавлению от наркомании и алкоголизма, специалисты по предотвращению самоубийств, социальные психологи, семейные тераписты... Существует настоятельная потребность в новых исследованиях всех аспектов культового контроля сознания. Следует определить масштаб проблемы.
Кроме того, необходимо оценить и усовершенствовать существующие методы лечения и разрабатывать и претворять в жизнь новые, например ПСВ и аналогичные ему. Финансирование этих исследований могло бы осуществляться как из государственных, так и из частных фондов.
Я предполагаю, что изучение стационарных больных в психиатрических больницах выявит существенный процент людей, побывавших в деструктивных культах. Исследование, которое подтвердило бы эту гипотезу, крайне необходимо, поскольку такие пациенты могут оказаться более восприимчивы к мыслям о самоубийстве, вызванным неизжитыми культовыми фобиями. По той же самой причине я хотел бы видеть исследование, посвященное самоубийствам и попыткам самоубийства с точки зрения их связи с причастностью к культовым группам.
Было бы также полезно посмотреть, сколько заключенных подвергались контролю сознания в неблагополучных семьях, бандах или культах. Известно, что деструктивные культы активно вербуют заключенных и обращают их в свою веру. Эта проблема требует подробного расследования. Возможно, что для демонстрации реальности контроля сознания одной из самых многообещающих областей научного исследования является оптическое изображение функционирующего мозга.
Используя самые последние методы получения изображений, исследователи могли бы попробовать запечатлеть мозг человека, выполняющего какую-то конкретную задачу: а) находясь в культе; б) сразу после ухода из него; в) в результате консультирования и терапевтической реабилитации после пребывания в культе. Выявление пораженных участков мозга не только обеспечило бы точное доказательство силы контроля сознания, но могло бы также усовершенствовать методы терапии.
Беседуя с новым клиентом, профессионал должен всякий раз выяснять, не был ли он ранее связан с культом и не состоит ли в нем сейчас. Я нисколько не сомневаюсь, что большинство бывших и нынешних культистов не получают надлежащей психологической помощи. Многих подвергают необоснованному медикаментозному лечению, подкрепляя внушенную культом фобию, согласно которой они сойдут с ума, если покинут культ.
Бывшие участники культов, особенно пережившие длительные состояния измененного сознания (например, годами медитировавшие по многу часов в день), должны пройти психологическое тестирование, включающее исследование по выявлению диссоциативного расстройства. Было бы интересно и в перспективе чрезвычайно полезно посмотреть, не пользовались ли люди с похожими симптомами (например, с головными болями и аурами, т. е. состояниями, предшествующими эпилептическому припадку) одними и теми же техниками медитирования. Такое знание можно применить для разработки более точных методов лечения.
Следует учредить как можно больше центров по образцу Веллспрингского реабилитационного центра, применяющего новаторские терапевтические подходы для помощи тем, в отношении кого осуществлялся контроль сознания. Я рекомендовал эту программу многим людям, которые впоследствии сообщали мне, что участие в ней принесло им громадную пользу. (Martin Paul, Langone Michael, Dole Arthur Wiltrout J. Post-cult symptoms as measured by the MCMI before and after residential treatment // Cultic Studies Journal.
1992. 9.)
Я убежден, что целостные (холистические) подходы могут быть очень эффективными в помощи бывшим культистам. Музыкальная, массажная и арт-терапия, а также методы психодрамы могут быть в высшей степени полезны. Перечисленные виды терапии - это невербальные средства выражения эмоций, вызывающие особенно сильный эффект при высвобождении болезненных воспоминаний.
Массажная терапия, помогающая человеку прочувствовать собственное тело, особенно целебна для людей, которых культы приучили отвергать свои ощущения или переживать состояния так называемого пребывания вне тела. В руках квалифицированного практикующего врача пациенты могут научиться обращать внимание на то, что чувствует их тело, выявлять области напряжения и успешно расслаблять их.
И опять-таки требуется исследование, оценивающее и обобщающее достоинства различных холистических терапий.
в При написании этой книги одна из моих целей состояла в том, чтобы обучить читателей основам ПСВ. В будущем я хотел бы видеть больше профессиональных специалистов по оказанию психологической помощи, подготовленных для проведения ПСВ, для чего я планирую устраивать семинары.
Хотя я надеюсь заинтересовать всех профессиональных специалистов по оказанию психологической помощи, моя особая просьба обращена к бывшим членам культов. Те, у кого есть хотя бы магистерская степень по консультированию, обладают идеальной подготовкой для консультирования с применением ПСВ.
Не имеющие такой степени могли бы сделать себе полезную карьеру, пройдя соответствующее обучение. Любой человек, посвятивший себя подобной деятельности, несомненно, важен.
Пройдя подготовку, консультанты могли бы создавать реабилитационные центры для бывших участников культов в каждом большом городе.
Жизненно необходимо, чтобы каждое крупное религиозное учреждение было готово активно участвовать в борьбе за свободу сознания.
Лидерам законных конфессий следует учредить профилактические просветительские программы, а также программы консультирования, чтобы помочь тем, кому уже был причинен вред со стороны культов. В семинариях учебные планы должны включать курсы по консультированию людей, оказавшихся в группах, применяющих контроль сознания. Религиозные лидеры должны со всей определенностью высказываться против групп, порочащих религию.
Например, они могут демонстрировать, как экстремистские библейские культы подрывают христианские принципы своими неумолимыми запретами, нетерпимостью и агрессивными акциями. Буддисты могли бы показать, как люди, подобные Фредерику Ленцу, заявлявшему, что медитация - это средство достижения денег и успеха, извращают истинную философию и практику буддизма.
Хотелось бы видеть документ, созданный совместными усилиями религиозных лидеров, который бы излагал в общих чертах этические основы обращения в веру. Такой документ гарантировал бы любому человеку, интересующемуся какой-либо конкретной конфессией, предоставление полной информации о группе, данных о биографии ее лидеров и их квалификации, о ее общественном и моральном статусе, о ее составе и связях. Этот документ должен ясно давать понять, что повлечет за собой присоединение к группе (например, соблюдение постов, безбрачие) и каковы гарантии, что человек, пожелавший уйти из группы, не будет подвергаться преследованиям.
Отказ того или иного объединения от участия в этой хартии был бы основанием для недоверия.
Юридический закон обладает возможностями, которые делают его одним из наиболее эффективных инструментов изменения. Нам необходимо использовать и при необходимости менять определенные аспекты существующей системы правосудия, чтобы защитить людей от культов, применяющих деструктивный контроль сознания, и добиваться наказания в случае причинения кому-либо ущерба.
Было бы неплохо провести ряд конференций, в ходе которых адвокаты и судьи выяснили бы наконец, укладывается ли конкретная культовая практика в рамки закона. Я очень надеюсь, что в конечном счете какое-нибудь из дел, связанных с культами, достигнет Верховного Суда, который установит новый юридический прецедент, касающийся культовых методов контроля сознания. Но такое судебное дело с вынесением окончательного решения Верховного Суда, постановляющего, что же фактически составляет контроль сознания, например, является ли при этом необходимым физическое принуждение, еще впереди. Еще нигде не было юридически зафиксировано, высказывается ли подавляющее большинство экспертов в данной области в пользу того, что контроль сознания существует.
Пока этого не произойдет, вопрос о том, соответствует ли теория контроля сознания критериям Верховного Суда США, предъявляемым к экспертным доказательствам, не будет полностью разрешен. Тем не менее юристы могут и сейчас работать с семьями и бывшими культистами, разрабатывая действенные юридические способы разоблачения правонарушений со стороны культов.
Судьи могли бы заново продумать, каким образом юридическая система должна преследовать членов культов в судебном порядке. Ведь они могли совершать преступления, находясь под влиянием контроля сознания (см. не раз упомянутый в книге случай с Патти Херст).
В тех случаях, когда физическое или психическое здоровье культистов находится под угрозой, мне хотелось бы видеть наличие конкретного юридического инструмента, позволяющего семьям получать доступ к своим близким с целью медицинской оценки их состояния.
Все мы можем научиться использовать юридическую систему, чтобы заставить культы отвечать за свои действия. Например, деятельность любой организации, занимающейся бизнесом, регламентируется федеральным и местным законодательством, требующим определенного минимума заработной платы, стандартных условий труда и рабочих часов. Существуют общественные организации, такие, как Институт исследования групп Черила Ларсена (Cheryl Larsen, www.groupresearch.oig), привлекающие внимание к сомнительным действиям культов, вроде невыполнения обязательств по вознаграждению труда адептов, занятых на принадлежащем культу предприятии; отказов платить налоги и утаивания финансовых отчетов. Можно обратиться в офис министра юстиции и генерального прокурора или зарегистрировать жалобу в Комитете по улучшению бизнеса.
Позаботьтесь о том, чтобы вас предупредили заранее на тот случай, если вы не хотите, чтобы ваше имя фигурировало в судебном протоколе.
Некоторые культы преследуют своих бывших участников и активистов антикультового движения в судебном порядке, создавая атмосферу страха. Следует организовать фонд юридической защиты, чтобы поддержать тех людей, у которых хватает мужества бросить вызов деструктивным группам.
Адвокаты, имеющие необходимые знания о проблемах, связанных с культовым контролем сознания, могли бы браться за подобные дела только на условиях гонорара, предусмотренного для непредвиденных случаев (обычно 30% от того, что определено решением о возмещении убытков), чтобы бывшие члены культов, не имеющие денег, могли пользоваться защитными юридическими механизмами. Сайт FACTNet. org создал огромную базу данных в помощь адвокатам, занятым в судебных процессах против сайентологов.
Некоторые адвокаты с опытом в этой области готовы работать на общественных началах в дополнение к своей оплачиваемой работе.
Представители средств массовой информации традиционно выполняют жизненно важную функцию глашатая правды - раскрывают главные социальные проблемы и разоблачают политическую несправедливость. Они не только воспитывают людей, но могут и побудить их измениться в личном и социальном плане.
Более, чем любое другое учреждение, средства массовой информации способны внести позитивный вклад в представления о культах, и могут действительно предупредить людей об опасности вступления в подобную организацию. К сожалению, в последние годы средства массовой информации, похоже, сосредоточиваются больше на прибыли, на том, что можно выгодно продать, и меньше на том, что имеет социальное значение. В частности, они, похоже, сознательно избегают репортажей о культах, замеченных в сомнительной деятельности, разбирательства с которыми приводят к дорогостоящим тяжбам и длительным судебным процессам.
Существуют, впрочем, некоторые положительные исключения. В 1991 г. журнал Тайм опубликовал в качестве центральной темы номера статью под названием Сайентология: Культ алчности. (Behar Richard. Scientology: The Thriving Cult of Greed and Power.
Ruined lives. Lost fortunes.
Federal crimes. Scientology poses as a religion but really is a ruthless global scam. Aiming for the mainstream, Time Magazine, May 6, 1991.) Сайентологи подали на Тайм в суд и, в конечном счете, проиграли, когда выяснилось, ичто Ричард Бехар ответственно выполнил работу репортера.
Нью-Йорк Тайме поместила большие репортажи о правонарушениях, допущенных несколькими культовыми группами. Крупные телевизионные программы, такие, как 60 минут, Дэйтлайн и 20/20, также дали целый ряд историй о различных культовых группах.
Когда произошел взрыв в Оклахома-сити, лагерь Дэвида Кореша в Вако был в осаде, и тридцать девять членов Врат Небес совершили самоубийство, печать освещала эти события очень интенсивно. Главная претензия к средствам массовой информации заключается в том, что они чересчур сосредотачиваются на эксцентричных верованиях конкретных групп и почти не уделяют внимания техникам принудительного контроля сознания. Репортажи и очерки, как правило, фокусируются на содержании методов и верований тех или иных культов и не углубляются в выяснение парадокса, каким образом умным образованным людям внушается вера в самые фантастические вещи. Я подозреваю, что одна из причин такого невнимания заключается в стремлении рекламодателей, в свою очередь использующих техники психологического влияния, не выдавать собственные секреты.
Буквально ежедневно где-нибудь в мире сообщается об очередной истории, связанной с деятельностью культа. Несомненно, в новом столетии таких сообщений будет гораздо больше.
Хотелось бы надеяться, что средства массовой информации станут в ближайшем будущем главной силой, задействованной в просвещении граждан относительно социальных и психологических методов влияния, которые применяются культовыми группами.
Все, что способно нанести вред, может служить делу исцеления. Знание о способах влияния на людей, в случае ответственного и осмотрительного использования, может послужить сохранению и усилению свободной воли, развитию индивидуальности и уникальности человека. Надеюсь, что эта книга дала читателям такое знание и воодушевила на его использование в решении конкретных проблем.
Иногда я чувствую себя Давидом, борющимся против Голиафа с помощью разума и веры, заменившими пращу. Я вижу, что точно так же поступают и многие другие, отстаивающие свою свободу и работающие на общее благо. Бывшие культисты, их семьи и друзья нередко борются на индивидуальном, частном уровне с богатыми, мощными, многонациональными деструктивными группами, обладающими могучим влиянием в самых высоких кругах.
Теперь, получив поддержку в виде новых технологий, гигант становится еще больше. Контроль сознания привел к новому виду империалистической власти - покорению народов не только ради физических и природных ресурсов их стран, но и ради контроля над их умами.
В новом тысячелетии настоятельно необходимо, чтобы все объединили свои усилия для защиты самых драгоценных человеческих ресурсов - нашего сознания.