Я убедился тем не менее, что для исцеления сайентологов абсолютно необходимо поощрять их стремление вернуться к использованию нормативного языка.) Бывшие культисты освободятся гораздо скорее, если смогут создавать новые ассоциации, а не просто избегать проблемных слов новояза. Нейтрализация культовых терминов и использование нормальных слов для описания реальности поможет ускорить процесс исцеления тех, кто пробыл в культах многие годы. Бывшим участникам культов полезно также стараться сознательно применять конструктивные высказывания. Даже полный лучших побуждений внутренний диалог, такой, например, как: Не думай, что ты глуп или Не бойся, что тебя хотят схватить, - может породить противоположный эффект в зависимости от формулировки.
Более эффективный подход состоит в том, чтобы мыслить позитивно, вспоминая, к примеру, о своих интеллектуальных достижениях или подбадривая себя знанием навыков самозащиты.
Если вы замечаете, что близкий человек допускает черно-белые, то есть бескомпромиссные, утверждения, мягко укажите ему на это. Бывшим культистам требуется время, чтобы понять, что в мире существуют полутона, а также тысячи цветов и оттенков!
Мягко укажите на другие возможности, если видите, как бывший культист ищет очередной набор абсолютных ответов, чтобы заполнить пустоту, созданную участием в культе.
Родным и друзьям следует быть осторожными, чтобы никогда не отвергать, не преуменьшать и не подавлять так называемые духовные переживания. Более эффективная реакция - обсуждение их альтернативных трактовок.
Покажите, как другие бывшие культисты, с которыми вы разговаривали или о которых слышали, смогли разобраться в культовых переживаниях с позиции своего нынешнего взгляда на мир.
Семьям следует поощрять бывших культистов восстанавливать свое подлинное я, его истинные ценности, верования и убеждения, мечты и цели. Если человек осуждает свое докультовое я, то, вероятно, только потому, что это подлинное я еще не было им полностью осознано. В таких случаях кто-то из членов семьи способен помочь близкому человеку построить новую личность, которой тот сможет гордиться.
Восстановление подлинной личности частично связано с преодолением тоски по причастности к элитной группе. Бывшим культистам часто не хватает своеобразного кайфа, связанного с верой в то, что они спасают мир, создают Царство Небесное на земле или достигают просветленности. Однако существуют здоровые заменители эмоционального кайфа, переживаемого некоторыми культистами. Когда энергия и энтузиазм бывшего участника культа направляются в позитивное русло, его нередко посещает истинное удовлетворение.
Можно найти, например, благотворительную организацию, реально достигающую таких целей, которые в свое время побудили этого человека присоединиться к культу. При обсуждении таких возможностей постарайтесь придавать особое значение целостности, искренности, духовности, идеям гуманистического служения.
Бывшим культистам необходимо знать, что в них нет ничего дефективного. Им нужно как можно чаще напоминать, что они разумны и что существуют миллионы других, прошедших через подобный опыт. Им следует понять: присоединившись к группе, они сделали то, что в тот момент, по их мнению, было наилучшим выбором. Теперь они знают больше, разбираются в контроле сознания, понимают, что такое манипулирование.
Они знают, какие вопросы надо задавать, за каким поведением следить и как полагаться на друзей и семью для проверки реальности. Помогите им понять, что новые ресурсы, информация и перспективы позволят изменяться и двигаться в нужном направлении.
Моделирование может дать человеку возможность исследовать и менять поведение, помогая идентифицировать различные модели и психологические помехи, возникающие в случае их применения. Полезно, например, уметь признавать и ясно формулировать различие между тем, чего вы не хотите (заурядная работа), и знанием того, что вам нужно (карьера, приносящая полное удовлетворение). Это различие связано с мотивационным стилем человека, который, как мы выяснили, может быть или защитным (избегание негативного), или ассертивным (стремление к позитивному). Обе стратегии являются естественными и полезными, но ассертивная мотивация гораздо лучше подходит для того, чтобы вырвать человека из привычной рутины и дать ему возможность личностного роста.
Следует предложить бывшим участникам культов определить свой собственный стиль и поработать над его развитием в духе стремления к позитивному. При постановке задач (что вы хотите сделать и чего хотите избежать) неплохо было бы продумать ближайшие и долгосрочные последствия каждого выбора. Когда бывший культист чувствует себя в тупике, это ощущение часто связано с его личностным локусом контроля. Руководствуется ли он в жизни внешней или внутренней компетенцией?
Другими словами, зависит ли он в большей степени от мнения авторитетного лица, или его больше волнует свое собственное? Даже когда бывший последователь культа отвергает руководство своей группы, он все же способен подсознательно хранить верность лидеру или замещающим его авторитетным фигурам.
Совершенствование внутреннего локуса контроля, дающего человеку возможность делать выбор на основе полученной информации, - это необходимый шаг на пути к свободе от культового контроля сознания. Еще один аспект, который следует продумать бывшим культистам, - это ориентация во времени. Человек не сможет вернуться к нормальной жизни, если чувствует, что застрял в прошлом (воспоминания о культовой жизни) или в настоящем (приспособление к послекультовой жизни). Членам семьи следует дать ему возможность видеть жизнь с точки зрения не только настоящего, но и будущего, как ближайшего, так и более отдаленного.
Визуализация позитивных вариантов в том и другом поможет ему определить реальные цели, заслуживающие внимания. Озарение может быть достигнуто в ходе работы с различными фрагментами личности данного человека или с его так называемые субличностями, использованными ранее для создания культовой личности.
Если идеалистическое я бывшего адепта использовалось, чтобы манипулировать им, он может занять после выхода из культа крайне циничную позицию, если этой субличностью пренебрегли. Отыскивая в себе и принимая во внимание другие субличности, бывший участник культа может начать процесс самооткрытия, общаться с ними, познавать их. Например, бывший адепт, чье героическое я было поглощено культом, должен научиться ценить его хорошие стороны, такие, как борьба за убеждения.
С этой позиции он может начать интегрировать героя в посткультовую личность.
Я считаю, что для исцеления от деструктивного контроля сознания нужно научиться управлять собственным сознанием. В настоящее время я пишу вспомогательное руководство, в котором излагаю методы возвращения психического самоконтроля, применявшиеся мной как для собственного исцеления, так и в ходе консультирования бывших участников культов.
А пока предлагаю следующее упражнение. Это - один из самых существенных и эффективных методов самоисцеления, которые мне когда-либо встречались.
Проделывайте его поэтапно.
Сначала бывший культист пишет подробный очерк о полученном опыте, охватывая период времени от вербовки до ухода из группы. Это последовательное изложение должно включать в себя как позитивные, так и негативные события, а также людей, места и виды занятий.
Он сумеет лучше разобраться в характере своего участия в культе, излагая свои воспоминания письменно. Как только очерк го- тов, бывшему адепту следует внимательно просмотреть свои записи, чтобы пробудить воспоминания о дополнительных положительных, отрицательных, курьезных или странных переживаниях.
Цель состоит в том, чтобы восстановить те мысли, чувства и аспекты поведения, которых он, будучи в культе, не замечал или подавлял, и проанализировать ценности и верования, искаженные лидерами и группой.
Пользуясь этим очерком как ориентиром, бывший участник культа мысленно представляет себе сцену вербовки с диссоциированной точки зрения, то есть как наблюдатель, видящий себя по телевидению. Это резко отличается от воспоминаний с ассоциированной точки зрения, то есть от включенного переживания того, что он видел и чувствовал в то время.
Знание о подконтрольности своих воспоминаний и произвольности их воспроизведения действует очень сильно. Бывший культист осознает, что нет нужды мучить себя, вновь переживая свое культовое я всякий раз, когда к нему приходят воспоминания. Точка зрения наблюдателя должна по умолчанию автоматически возникать в качестве фона для его культового опыта.
Если человек хочет заново пережить культовые мысли и чувства, все, что от него требуется, - это вновь шагнуть в картину.
Следующий шаг, возможно, представляет собой наиболее важный этап исцеления. Я предлагаю клиенту вернуться к ключевым моментам его причастности к культу и заново их переделать, воспользовавшись новой информацией, ресурсами и перспективами, которые у него теперь есть. Он может говорить или делать то, что сделал бы, если бы знал тогда то, что знает теперь.
В ходе зтого упражнения он должен иметь в виду, что: ѕ Эти негативные события случились с его прежним, более молодым я. ѕ Он поступил наилучшим образом, основываясь на тех знаниях и способностях, которыми тогда обладал. ѕ Теперь он старше, мудрее и у него гораздо больше знаний о контроле сознания и культовых практиках. Бывший адепт может интегрировать в культовую личность новые знания и навыки, представляя, как бы он действовал иначе. Например, адепт может вообразить другой ответ культовому вербовщику.
Вместо того чтобы говорить: Это звучит захватывающе! - он может сказать ему: Мне это не интересно! , Оставьте меня в покое! или Убирайтесь, пока я не разоблачил вашу группу публично! . В моем собственном исцелении решающим было мысленное возвращение и переделка эпизода с выступлением Муна перед своими заместителями, когда он сказал, что настанет время, когда в Конституцию будет внесена поправка, согласно которой секс не с теми людьми, кто назначен друг другу, (В Церкви Унификации (Объединения) существует практика обязательного назначения (обручения) - якобы самим Муном - адептов в супруги друг другу (Прим. перев.)) будет считаться преступлением, заслуживающим смертной казни. Вместо того чтобы всем сердцем согласиться с Муном, мне следовало при свидетелях сказать ему, что он безумен, что я никогда не буду участвовать в массовом геноциде и потому покидаю группу. Было так здорово вообразить, как бы я противостоял Муну и как бы смог убедить других лидеров уйти вместе со мной.
Это помогло мне изменить и интегрировать культовую личность в докультовое и нынешнее я. Эта методика мысленного представления актуальных в прошлом проблем с добавлением знаний и навыков настоящего очень эффективная и мощная. Культисты, которых мучают проблемы, возникшие в детстве, могут представить, как их младшее я находит силы действовать так, как они хотели бы. Если это необходимо, можно проработать главные стадии развития, чтобы добиться позитивных переживаний. Можно даже вернуться к прошлому опыту с помощью матери, отца, родных братьев и сестер, друзей и знакомых таким образом, чтобы суметь научиться принимать ошибки прошлого.
Ключ к этой методике заключается в освоении знаний и навыков и усилении умения справляться с проблемами.
Первый год после ухода из культа следует рассматривать как переходный период исцеления, когда почти нет действий, связанных с принятием серьезных обязательств, вроде вступления в брак или поступления на военную службу. Бывшему культисту следует восстанавливаться постепенно и избегать брать на себя слишком много ответственности в попытке наверстать упущенное время.
Вместо этого ему нужно планировать осуществимые практические задачи и выполнять их, проявляя уверенность в себе по мере их реализации. Когда бывший участник культа изо всех сил старается найти направление в новой жизни, неплохо получить профессиональное или пастырское консультирование у профессионального эксперта-психотерапевта или у священнослужителя. Многие бывшие культисты нуждаются в практических советах о том, как писать резюме для приема на работу, как выбрать учебное заведение, какой предмет избрать своей профессией, как найти новых друзей и как общаться - и особенно как говорить о своем культовом опыте.
Открытые, ободряющие обсуждения с семьей и друзьями помогут человеку избавиться от ощущения клейма, полученного им вследствие пребывания в культе. Со временем, надо надеяться, бывшие последователи культов станут сильнее и заживут счастливой, полноценной жизнью. Я уверен, что ключ к успешному исцелению зависит от адекватной памяти о культовом опыте и его интеграции, и ни в коем случае от подавления.
Бывшие культисты могут гордиться тем, что боролись за нечто очень ценное и добились этого. Действительно, свобода - это то, что нередко считается само собой разумеющимся, пока оно не утрачено.
Я надеюсь, что все те, кто когда-либо пережил культовый опыт, никогда о нем не забудут и никогда не будут отрицать, что это действительно было. Только помня об этом, мы можем сохранить свободу и работать, чтобы сделать мир лучше. Заключение
Надеюсь, что эта книга поможет вам понять, как действуют культы, использующие деструктивный контроль сознания. Еще важнее то, что она поможет вам перейти к решению конкретных вопросов, связанных с оказанием помощи людям, попавшим в подобные ситуации.
Двадцатипятилетний опыт работы дает мне право говорить о безмерном горе и страдании, причиняемом деструктивными культами во всем мире. Я слишком хорошо представляю себе масштабы угрозы, которую контроль сознания несет людям всех возрастов, рас, религий, профессий, любого материального достатка и образования.
Когда кто-то подвергается контролю сознания, результаты ощущают и родственники, и друзья. Это воздействие распространяется волнами, как круги по воде. Если культ поручает своему адепту обращать в новую веру как можно больше людей, могут оказаться задеты коллеги по работе и однокашники.
Усилия врачей, психологов, терапистов, других помогающих специалистов и духовенства будут пропадать понапрасну, если их подопечный вошел в группу, внушающую фобии против медицинского, психотерапевтического и религиозного истеблишмента. Жертвами культов становятся случайные люди, как в случае с террористическими актами, устроенными группой Аум Синрике. Вполне возможно, что массовое распространение биологического террора со стороны культов - это лишь вопрос времени.
Однако мы продолжаем отрицать, что данная проблема касается всех нас. По-прежнему многие люди не осведомлены о том, как культы проявляют свое разрушительное влияние. В период, когда я ушел от мунистов, то есть в середине 1970-х годов, проблема культового контроля сознания была полностью скрыта завесой неведения. Многое было раскрыто за последние двадцать пять лет, - например, как культы внушают фобии, блокируя доступ ко многим инструментам, необходимым для самостоятельного мышления.
К сожалению, знают об этом немногие. Как показали события в Вако, штат Техас, многие люди считают культистов фанатиками, психически неуравновешенными преступниками, с которыми надо обращаться с применением силы, а не с помощью понимания. (Вопреки разоблачениям, согласно которым ФБР применяло зажигательные бомбы против поселения сектантов Ветви Давидовой, даже президент Соединенных Штатов Билл Клинтон высказался в том духе, что он не понимает, почему люди так расстроились из-за самоубийства кучки религиозных фанатиков.
The New York Times. 1999. August 31.) Большинство людей не в состоянии признать, что преобладающая часть тех, кто присоединяется к культам, отличаются незаурядным умом и способностями и только неистребимый идеализм делает их столь уязвимыми для пагубного влияния.
Как все порядочные люди, они заслуживают уважения и внимательного обращения. Никогда не забуду простой подарок - баночку лимонада от незнакомца, когда я в жаркий день продавал цветы на одной из улиц Нью-Йорка.
Обратившись ко мне со словами добра и сострадания, он помог уничтожить привитую мне мунистами веру в то, что внешний мир злонамерен. Никогда не следует упускать возможность установить контакт с культистом, будь он вашим знакомым или посторонним человеком. Вдруг это поможет ему открыть дверь к свободе?
За последние десять лет больше, чем когда-либо прежде, мне доводилось сталкиваться со свидетельствами силы человеческого духа - с вышедшими из культов адептами с большим стажем. Быть может, другие старожилы хотят оставить свои группы, но не знают, как это сделать и куда идти. Возможно, их семьи порвали с ними, не понимая, что близкий человек находится под властью контроля сознания, и будучи оскорблены его поведением. Я уверен, что очень многие старожилы культов уйдут из своих групп в ту же минуту, как только у них появится практически осуществимая альтернатива в виде работы и жилья.
Воссоединение с обществом особенно трудно для тех, кто пребывает в культе на протяжении десятилетий. Программы помощи нуждающимся и программы профессиональной подготовки, организованные гражданской организацией или церковью, могли бы в громадной степени изменить жизнь человека после сверхпродолжительного пребывания в культе.
Я уверен, что бывшие адепты способны, в свою очередь, внести важный вклад в преодоление глубокого невежества, которое окружает культы, применяющие деструктивный контроль сознания. Будучи сам бывшим культистом, я настоятельно прошу их поддержать меня ради личного и общественного блага. Не стойте в стороне!
Вы только представьте, каким неоценимым подспорьем в борьбе с культами стали бы открытые выступления тысяч бывших участников этих организаций, чье мнение основано на собственном опыте и оформлено в четкую позицию. Они в состоянии разоблачить невежество тех людей, которые периодически пытаются навязать публике стереотип отрицательного отношения к участникам культов.
Подобные акции помогут спасти не одну жизнь. Вербальное и физическое насилие в отношении культистов со стороны людей, не знакомых с контролем сознания, слишком широко распространено и, к сожалению, способно только подкрепить веру в злонамеренность и порочность внешнего мира. Тут есть и дополнительная польза. Выступая с рассказами о пережитом, бывшие участники культов могут преодолеть остаточное чувство стыда или замешательства.
Высказаться по данному вопросу во всеуслышание следует семьям, друзьям и всем компетентным гражданам. Очищение и смена аттитюдов потребует времени, но я верю, что для оптимизма есть основания.
На рубеже тысячелетий, овеянном многочисленными пророчествами и ожиданиями, информация об опасности крупномасштабной деятельности деструктивных культов будет более чем полезна. Я надеюсь, что мои действия и призывы к борьбе против деструктивного контроля сознания и связанных с ним предрассудков, будут способствовать тому, что это новое тысячелетие станет новой эпохой свободы и терпимости.
Хотелось бы верить, что и ваше знакомство с этой книгой поможет наступлению этой эпохи. В заключение я позволю себе высказать несколько пожеланий новому тысячелетию.
В ближайшие годы я хотел бы видеть, как некоммерческий Институт свободы сознания (Freedom of Mind Institute) получает финансирование, достаточное для исполнения некоторых из этих пожеланий.
Я хотел бы видеть, как все большее количество людей, в особенности бывшие культисты, их друзья и семьи, откликаются на призыв и создают собственные сообщества. Мыслить глобально, действовать локально - вот каким должен быть их главный девиз.
В каждом городе должна быть группа активистов со своим сайтом (где помещается, помимо всего прочего, список культов, особенно активных на данной территории) и местным телефонным номером с горячей линией. Основной сферой деятельности активистов предполагается организация ежемесячных встреч групп поддержки бывших участников культов и людей, пытающихся освободить своих близких. Самые опытные бывшие культисты и их семьи были бы наиболее важными ресурсами такой группы. С их знанием и опытом они могут давать собравшимся советы, как поддерживать и вызволять близкого человека, оказавшегося в культе, как работать в команде стратегического взаимодействия и т. д. Подобные встречи будут также способствовать обмену опытом между заинтересованными людьми.
Если же те или иные активисты желают остаться анонимными, они могут помогать частным образом, например давая советы через Интернет или предоставляя финансовую помощь тем, кто в этом нуждается.
В некоторых культах, вроде Собратьев (The Brethren), адептов могут увезти в другой город или страну, вследствие чего семьи оказываются не в состоянии их найти. Хотелось бы видеть в каждом городе систему распространения объявлений о пропавших людях с фотографиями и наиболее существенной информацией о них. Если о чьем-то близком человеке известно, что он находится в каком-то конкретном городе, местные активисты должны помочь определить его точное местонахождение и сделать попытку установить с ним контакт, например, посещая культовый семинар. Группы активистов могут прибегать к помощи местной полиции, а также медицинских, общественных и религиозных организаций.
Один из проектов Института свободы сознания будет нацелен на координацию усилий групп активистов, пытающихся определить местонахождение пропавших людей, в отношении которых имеется подозрение, что они оказались в культе. Другой будущий проект - обучение активистов подходу стратегического взаимодействия.
Если вы хотите основать группу активистов в своей общине, необходимо связаться с аналогичными объединениями либо через Интернет, либо обратившись за справками в Институт.
Я считаю, что правительство должно уделять гораздо больше внимания защите граждан - как самих адептов, так и всех остальных - от влияния культов, применяющих деструктивный контроль сознания. (Боюсь, что из трагедии в Вако было извлечено слишком мало уроков. Через шесть лет после нападения и осады, осуществленных правительством и приведших к гибели в огне мужчин, женщин и детей, ответственное расследование все еще не проводилось. Мои усилия во время осады наталкивались на полную глухоту. Офис конгрессмена Джо Кеннеди отправил письма директору ФБР Сешензу и специальному агенту Джамару, командовавшему операцией, предлагая побеседовать со мной.
Офис генерального прокурора Массачусетса Скотта Хершбергера отправил факсом генеральному прокурору Рено написанное мной письмо, предупреждающее об опасности ситуации и предлагающее конкретные альтернативы за несколько недель до финального смертоносного штурма. Как сообщают, экземпляр моей книги Борьба против культового контроля сознания был передан Элеанорой Ачесон советнику президента Вебстеру Хаббеллу более чем за неделю до последней атаки. В телевизионных выступлениях и в лекции в Гарварде в 1994 году я подробно рассказал, что можно было сделать, чтобы мирно выйти из тупика.
Через шесть лет я так и не дождался хотя бы телефонного звонка от кого-либо из представителей власти, спрашивающих о моей точке зрения. Расшифровка моей гарвардской лекции находится в Интернете по адресу www.freedomoftnind.com)
В качестве первого шага хотелось бы видеть правительственное агентство, созданное для полномочного приема жалоб на все виды общественных некоммерческих организаций.