На первом занятии медитацией я советую вам: - Сосредоточиться на том, чтобы отдавать себе отчет в происходящем. - Если у вас есть мысль, позвольте ей войти и выйти. - Осознайте, что вы - нечто большее, чем ваши мысли, чувства, тело. - Ощутите связь со всеми живыми существами или с Богом, если вы - верующий. Другая форма медитации, подходящая семьям с глубокими христианскими убеждениями, заключается в том, чтобы сосредоточиться на определенном отрывке из Священного Писания и внимательно поразмышлять о его значении и применении в жизни, проходящей под знаком веры.
Некоторые примеры: Нав 1:8; Пса 119:11, 15, 48, 97-99; Пса 143:5; Ним 4:13-15.
Если вы верите в Бога, молитва - один из наиболее мощных инструментов преодоления трудностей. Члены команды, имеющие глубокие религиозные убеждения, нередко получают великую силу от регулярной молитвы. Некоторые клиенты даже просили всю конгрегацию, церковь, храм или общину молиться за их близкого.
Моя мать рассказывала, что молилась год, упрашивая Бога позволить мне попасть в аварию и сломать ногу, чтобы они могли спасти меня от мунистов. И действительно, вследствие накопившейся усталости я заснул за рулем и попал в аварию, что привело к освобождению!
Можно рекомендовать позитивные открытые молитвы, где Бога просят дать силу и мудрость всем, кто в этом нуждается. Не думайте только о себе и своих потребностях.
Молитесь за всех!
Наиболее мощный способ повлиять на человека - быть эффективным образцом для подражания. Если вы хотите побудить кого-то расти и изменяться, вдохновите его собственным примером. Когда у родителей культиста нездоровые, оскорбительные отношения друг с другом, он может бросить им вызов: Посмотрите, как вы живете. Как вы смеете говорить, что мой лидер - жестокий и негуманный человек! . Если родители хотят повлиять на своего ребенка, они должны что-то предпринять для того, чтобы их отношения нормализовались.
Сначала им следует смоделировать эти изменения. Потом в их распоряжении будет больше возможностей для достижения цели, появится надежда, что их примут всерьез. Если у матери есть проблемы, мешающие высказывать свое мнение властному мужу, ей следует научиться самоутверждаться, особенно в присутствии культиста.
Поступая таким образом, она будет моделировать способы противостояния властной фигуре. Культист увидит, что мать способна изменяться и может постоять за себя. А это, в свою очередь, тот тип поведения, развитие которого у культиста наиболее желательно. Все члены команды стратегического взаимодействия должны быть образцами для подражания.
Они должны спрашивать себя, особенно в ходе общения с культистом: Доказываю ли я, что заинтересован в улучшении своей жизни? В положительном изменении мира вокруг себя? Показываю ли я, что открыт и хочу учиться? . Если вы хотите, чтобы близкий человек поверил, что мир - не столь уж отвратительное место и что существует множество заслуживающих внимания и захватывающих вещей, то займитесь некоторыми из них сами.
Сообщите близкому человеку о своем опыте. Помните, что полноценная и хорошая жизнь сама по себе означает награду.
Найдите занятия, побуждающие вас к действию и позволяющие чувствовать свою находчивость и умение. К каждой ночи хорошего сна относитесь с благодарностью, цените свою жизнь и с открытым сердцем ждите нового дня.
Для того чтобы действительно установить связь с адептом, необходимо по-настоящему вникнуть как в доктрину, так и в тактику окружающей его группы. Иными словами, нужно понять, во что именно заставляют верить и как это делается. В данной главе предлагаются различные способы обнаружения, оценки и использования информации о группе, в которую входит близкий вам человек. Вы будете, подобно детективу, проводить расследование, искать информацию, задавать вопросы и использовать улики, пока не узнаете свой предмет снаружи и изнутри.
Чем больше способов вы усвоите, тем более эффективными и уверенными станут ваши действия. ДЕБОРА РАЙХМАН И ДВЕНАДЦАТЬ КОЛЕН (Райхманы любезно дали разрешение использовать их имена.) Когда Марджори и Майкл Райхманы узнали, что их двадцатидвухлетняя дочь Дебора намерена присоединиться к группе под названием Мессианские общины Двенадцати Колен (Гаррисонбург, штат Вирджиния), их жизнь наполнилась теми же заботами, что и у любых любящих родителей, чей ребенок попал в беду.
Разумеется, они ничего не знали о группе и не имели ни малейшего представления о природе деструктивных культов. Они наивно надеялись на благоразумие своей дочери, полагая, что человек, получивший образование в колледже, без труда оставит группу, если почувствует какое-либо негативное влияние. Райхманы чувствовали, что бессильны воспрепятствовать отъезду дочери.
Все, что они могли предпринять, это начать немедленно просвещаться в вопросе о деструктивных культах вообще и Двенадцати Коленах в частности. В 1995 году Интернет еще не мог дать достаточно информации. Первые ощутимые плоды принесло обсуждение проблемы с несколькими пасторами в районе Гаррисонбурга. Эти и другие встречи с постоянными жителями Гаррисонбурга привели их в конечном счете к моей первой книге, а также к Бобу Пардону и Джуди Барбе.
Боб Пардон - священник и мой друг, который вместе с Джуди руководит Новоанглийским институтом изучения религии (New England Institute of Religious Research), расположенным недалеко от Кэйп Код в Массачусетсе. Многие годы я работал с Бобом по многочисленным случаям и глубоко уважаю его честность, принципиальность и способность к состраданию. Боб великолепно знает Библию и даже изучил греческий язык, что оказало неоценимую услугу при консультировании членов библейских групп. Потратив два года на исследование Двенадцати Колен - беседуя с адептами этого культа и наблюдая их поведение, Боб и Джуди накопили огромное количество информации о них и написали пространную научную статью, которую можно найти на их сайте по адресу www.NEIRR.org Боб и Джуди помогли Райхманам понять верования группы, например, почему женщинам запрещается использовать косметику, и т. д. Узнали Райхманы и о том, что несмотря на утверждение, будто культом руководят старейшины, фактически это делает один человек по имени Элберт Юджин Сприггс, бывший начальник отдела кадров Дикси ярн компани (Dixie Yarn Company), который теперь называет себя Йонеком. (Pardon Robert Barba Judith.
Messianic Communities: Journey from Orthodoxy to Heresy. Lakeville, MA: New England Institute of Religious Research, 1995.) Боб и Джуди растолковали, как протекает вербовка и обработка, после которой человек уже не сомневается, что следует единственно истинному христианскому призванию.
Райхманам также помогли наладить связи с бывшими членами культа, многие годы причастными к его высшему руководству. Когда Райхманы окончательно поняли, что в группе применяется деструктивный контроль сознания, они решили встретиться со мной, чтобы распланировать свои дальнейшие действия.
Во время наших двухдневных подготовительных занятий к сестре и шурину Деборы обратились соседи, члены Международной Церкви Христа Кипа Мак-Кина (МЦХ), и пригласили на мероприятие под названием День Приведи соседа и на домашнее изучение Библии. На шурина, по его воспоминаниям, произвел впечатление их энтузиазм, хотя сестра была настроена скептически, поскольку они казались чересчур назойливыми. Однако до нашей встречи им и в голову не могло прийти, что внешне типичная семья из пригорода входит в группу, практикующую деструктивный контроль сознания. Мы с Бобом и Джуди потратили некоторое время, просвещая их об этом культе, в частности показывая видеозаписи о МЦХ.
Мы порекомендовали им поделиться с Деборой тем, что они узнали о МЦХ, например о том, как Мак-Кин утверждает, что они - одна-единственная христианская группа на земле и единственная, чье Крещение принято Богом. Дебора могла бы увидеть здесь параллели с Двенадцатью Коленами.
Боб, Джуди и я порекомендовали Райхманам поддерживать хорошую связь с дочерью и стараться не делать ничего, что могло бы рассматриваться как негативное. Они усвоили большинство стратегий общения и методов, вошедших в эту книгу, и активно ими пользовались. Во время визитов в коммуну Майкл вместе с ее членами готовил пищу, мыл посуду, пел и танцевал.
Этим он зарабатывал доверие членов культа и сумел получить из первых рук сведения о верованиях и методах группы. Они с Марджори даже пригласили членов культа навестить их дом на Среднем Западе, что те и сделали, впоследствии убедив лидеров группы, что семья является безопасной.
Благодаря проделанной предварительной работе Дебора смогла без особых помех получить разрешение вернуться домой погостить и, в конечном счете, встретиться с нами. Как только Дебора приехала домой, родители сказали ей, что встретили людей, хорошо осведомленных о Двенадцати Коленах и поделившихся некоторыми сведениями об этой группе, которые, возможно, ей неизвестны. Они спросили, готова ли она встретиться с нами и выслушать наше мнение.
Дебора была так уверена в Божьей помазанности своей группы и ей так не терпелось успокоить тревоги семьи, что она согласилась. Помимо Боба, Джуди и меня присутствовала двадцатилетняя Джоэллен Гриффин, бывший адепт Двенадцати Колен, которая чуть не умерла из-за отсутствия медицинской помощи в этой группе. (Имя Джоэллен Гриффин в период пребывания в группе было Дайна. Она ушла с мужем Роджером Гриффином, который среди ушедших лидеров относился к самого высокому рангу. Большую часть восемнадцати лет, проведенных в группе, он занимал положение главы семьи, пастыря, учителя, старейшины, а в течение нескольких последних лет - апостолического работника.
Адрес их электронной почты - RGDADl@aol. com) Семья попросила Дебору побыть в нашем обществе несколько дней подряд, чтобы она могла получить исчерпывающую информацию и принять полностью взвешенное решение относительно собственной приверженности группе. Ей сказали, что, если по истечении этого срока она по-прежнему будет чувствовать себя обязанной вернуться к Двенадцати Коленам, никто ей не будет мешать.
В результате наших подробных объяснений Дебора решила уйти из группы.
Для того чтобы общаться с адептом и завоевать его доверие, участники команды должны создать рабочую модель системы культовых верований и поведения. Узнавайте как можно больше о доктрине группы и сравнивайте ее с верованиями других групп, как здоровыми, так и деструктивными.
Попытайтесь выявить специфику способов, с помощью которых группа обманывает своих членов и держит их в зависимости, - делается ли это путем искажения истины, например, неверного истолкования религиозных текстов, или посредством преднамеренного распространения ложных сведений о тех, кто критикует деятельность группы.
Начните с поисков в Интернете. Это - превосходный источник текущей информации о культах. Интернет полностью меняет представления о них.
Если у вас дома нет доступа к Интернету, можно воспользоваться местной библиотекой, школой, помощью заслуживающего доверия друга. Зайдите на мой сайт (www.freedomofmind.com), ознакомьтесь с внесенными в список ресурсами и постарайтесь освоить их.
Свяжитесь с другими просветительскими организациями, дающими сведения о культах, если Ресурсный центр свободы сознания (Freedom of Mind Resource Center) не располагает нужной вам информацией. Попробуйте воспользоваться системами метапоиска, чтобы отыскать дополнительную информацию о данной группе. Учитывая демократический характер Интернета, вы, вероятно, найдете сайты, которые занимаются пропагандой культовой практики, равноправно сосуществующие со своими оппонентами и критиками. У каждой проблемы всегда есть минимум две стороны, так что не стоит принимать любую информацию за чистую монету.
Будьте готовы работать и изучать по возможности все стороны проблемы. Вам потребуется время на знакомство с сайтами, выступающими за и против культов.
Рассмотрите точки зрения обеих сторон, чтобы выработать собственное мнение, основанное на максимально широкой доступной информации. Сохранение конфиденциальности в Интернете не является само собой разумеющимся.
Возможно, вам потребуется сохранить свою личность в тайне, особенно при использовании электронной почты или участии в телеконференции, посвященной культам. Имейте в виду, что некоторые члены культа являются опытными и активными пользователями Интернета, под чьим постоянным контролем находятся сайты, телеконференции и списки рассылок.
С непривычки можно испугаться электронных способов коммуникации, однако владение информацией и простые меры предосторожности, вроде псевдонима для электронной почты, обеспечивают быстрый и эффективный доступ к неограниченным ресурсам Сети без угрозы для частной жизни. (Дополнительную информацию об онлайновой защищенности можно найти по адресу http://www.epic.otg/privacy/tools.html) Если близкий вам человек, находящийся в культовой группе, приезжает к вам погостить, следует защитить файлы, доступ к электронной почте и закладкам в Интернете (или к папке Favorites - Избранное) на вашем компьютере, особенно если этот человек обладает компьютерной грамотностью. Не так давно я встречался с семьей, которая столкнулась с неприятностями, потому что приехавший в гости сын-культист без разрешения обыскал компьютер отца и нашел ничем не примечательный файл, содержавший историю обмена электронной почтой со мной. Естественно, что эта находка предупредила его о запланированных сеансах стратегического воздействия. Каждый раз, когда вы пользуетесь компьютером, убедитесь, что удалили все следы информации, относящейся к культу.
Удаляйте любую электронную почту, способную возбудить подозрение, и храните соответствующие документы на дискете или архивном диске, которые находятся в безопасном месте. Можно установить пароли безопасности, и даже программы шифрования, чтобы предотвратить несанкционированный доступ к вашему компьютеру.
Выясните, есть ли у группы письменный кодекс этики, и если есть, придерживаются ли лидеры изложенных там принципов. Противоречит ли повседневное поведение адептов официальному учению? Приказывают ли им лгать, несмотря на предписание не кривить душой и не утаивать истину? Читая культовую литературу, вы создадите основу для выявления и объяснения группового обмана.
Например, если ваш близкий находится в библейском культе, читайте Библию, чтобы определить, не искажаются ли цитаты культовой доктриной, не даются ли ложные толкования отрывков с целью ввести в заблуждение последователей. Если вы испытываете неловкость или не знакомы с методикой контекстуального чтения отрывков, обратитесь за профессиональной помощью. Найдите пропагандистскую литературу, выпущенную культом, и постарайтесь понять предлагаемую там интерпретацию Библии.
Обратитесь к сайту данного культа и отслеживайте оперативную информацию. Распечатайте или сохраните заинтересовавшие вас файлы и поместите их в безопасном месте. Хотя у библейских культов есть похожие черты, каждая группа имеет собственный набор верований, которые вам необходимо понять. Члены команды должны знать различие между общепризнанными группами, вроде Церкви Христа (основанной в конце 1800-х годов), и культами типа Международной Церкви Христа (основанной в 1979 году).
В то время как благонамеренные религиозные объединения часто обеспечивают руководство через равноправное ученичество один-на-один, большинство библейских культов навязывают авторитарное ученичество, основанное на принципе один над другим, когда глава религиозной общины принимает решения по всем более или менее важным вопросам. Если человек находится в буддистском культе, я рекомендую прочесть книгу Путь с душой: Путеводитель по опасностям и упованиям духовной жизни Джека Корнфидда. (Komfield Jack.
A Path With Heart: A Guide Through the Perils and Promises of Spiritual Life. NY: Bantam Doubleday, 1993) Спросите близкого вам человека, готов ли он прочесть и обсудить ее. Он может предложить прочитать одну из своих книг. В качестве шага к установлению взаимопонимания и доверия вы можете сделать это.
Постороннему человеку культовые книги кажутся эксцентричными, глупыми, или напротив, заумными, что затрудняет их чтение. Как правило, дальше первой главы продвинуться сложно. Если вы чувствуете, что не можете одолеть даже главу, прочтите хотя бы раздел.
Обсудите прочитанное с адептом, как только закончите чтение. Всякий раз, когда вы соглашаетесь на обмен материалами для чтения, решающим условием договора является совместное обсуждение прочитанного. Не стоит ограничиваться словами: Вот, прочитай это!
Можно сказать: Давай прочитаем и обсудим это вместе. Это создает еще одну благоприятную возможность для позитивного взаимодействия. Если у вас появились вопросы, касающиеся прочитанного, запишите их. Составьте для себя конспект.
Изложите свои соображения. Удостоверьтесь, что дело доведено до конца.
Всегда учитывайте временные рамки, когда просите об обещании: Закончишь ли ты чтение очередной главы к следующему уик-энду, когда я позвоню? В назначенный день вы можете осведомиться: Понравилась ли тебе глава? . Если он говорит, что у него еще не было времени прочитать, выразите свое разочарование и попросите о новом обязательстве: Как ты думаешь, когда ты ее прочитаешь? . Если вам ответят, что требуется еще неделя, отвечайте согласием. Даже если культист продолжает откладывать обсуждение, вы все-таки посеете в его душе семена диссонанса.
В конечном счете у него возникнет вопрос: Почему я не могу делать то, что хочу? Мне, похоже, мешают на каждом шагу. Следовательно, он обнаружил кое-что, касающееся его самого и группового окружения. Нарушения обещаний с его стороны приближают вас к цели.
У вас также могут возникнуть проблемы с выполнением обещаний. Когда вы нарушаете обещание, данное культисту, вы теряете взаимопонимание и доверие.
Продемонстрируйте, что вы стараетесь. Покажите, что вам не все равно, что вы готовы действовать, даже если для вас это неприятно. Удостоверьтесь, что цели определены, и продолжайте в том же направлении.
Не дайте увести себя в сторону. Твердо стойте на своем!
Разговор с бывшими членами культа - один из лучших способов понять верования, принятые в культе, и узнать, как методы контроля сознания на самом деле наносят ущерб людям. (Обращайтесь на мой сайт и на другие сайты, направленные против культов, чтобы узнать, как связаться с бывшими адептами.) Экс-культисты - часто наиболее надежные источники доступной информации; в ряде случаев они даже выражают желание помочь спланировать и выполнить стратегическое взаимодействие. Я рекомендую встретиться и побеседовать по крайней мере с полудюжиной бывших членов культа: с несколькими людьми из культа, к которому примкнул близкий вам человек, и с несколькими - из других групп.
Обратите особое внимание на тех, кто прошел консультирование, усвоив и интегрировав культовый опыт. Задайте им примерные вопросы: Что случилось бы, если бы мы выбрали этот подход?
А как насчет другой стратегии? . Они часто знают тонкости, которые помогут вам выбрать наиболее эффективный подход.
Найдите другие семьи, чьи близкие принадлежат к той же культовой группе. Договоритесь о взаимной защите конфиденциальной информации. Мне известны случаи, когда таким путем возникала по-настоящему большая дружба. Создавая вокруг себя сеть заинтересованных семей, вы не только предлагаете друг другу эмоциональную поддержку, но также делитесь новостями о действиях группы.
Вы можете даже дать обязательство помочь другим спасти близкого им человека, коль скоро ваш уже освободился.
Говоря с бывшими членами культа и другими семьями, вы получите возможность изучить передернутый язык - совокупность клише, демагогических приемов и жаргона, которыми пользуется группа, чтобы пресечь критические размышления адептов. Каждая группа имеет собственные жаргонные словечки и автоматизированные до банальности клише. Например, Свидетелей Иеговы специально наставляют избегать в речи слова Бог.
Если вы хотите добиться взаимопонимания и доверия и собрать информацию в отношении Свидетеля Иеговы, вам следует применять термин Иегова. У Двенадцати Племен слово христианин - большое зло; чтобы достичь взаимопонимания, используйте термин верующий. Для меня термин Мун автоматически вызвал бы образ Сан Мьюнг Муна, а не астрономического тела, вращающегося вокруг Земли. (Игра слов: Moon по-английски означает Луна. (Прим. перев.)) Сайентология располагает словарем слов в толковании Л. Рона Хаббарда.
Когда сайентолог не понимает или не соглашается с отрывком в книге или статье, он, как предполагается, должен найти эти слова в культовом словаре. Члены этого культа могут использовать обычный словарь только для того, чтобы искать элементарные слова типа артиклей и указательных местоимений. Объясняется это тем, что они обучаются заново, чтобы воспринимать определения реальности Хаббарда как свои собственные.
Членов некоторых культов обучают настолько тщательно, что то или иное слово может вызвать автоматическую психологическую или физиологическую реакцию. (Бывший член Си Орг, а ныне лицензированный социальный работник Моника Пиньотги писала мне: Другой аспект контроля сознания - это то, как методист-сайентолог спрашивает определения тех или иных понятий, проверяя учащегося. Студента просят определить слово или ответить на вопрос, и если есть хоть какое-то колебание, человека проваливают, помещая на самое последнее место.
В свете того, что Вы говорите о важности временных промежутков между вопросами и о предоставлении человеку достаточного времени на обдумывание ответа, становится очевидным, что требование мгновенных ответов - это еше один способ, с помощью которого сайентологов учат не думать, а отвечать на запрограммированные сигналы.) Если вы не знакомы с передернутым языком или факторами, играющими роль пусковых механизмов (триггеров) культовой личности и культовых автоматизмов, вам следует внимательно вести наблюдения. Используя тот или иной термин, смотрите, как реагирует ваш близкий.
Следите за его лицом и невербальным поведением. Например, если вы что-то говорите, а его облик заметно меняется - взгляд становится остекленевшим, а сам человек резко отчуждается и как бы застывает у вас на глазах, спросите себя: Что я сказал? Что инициировал? Как теперь вернуть его подлинную личность? . Помните, что культовый жаргон способен вызвать к жизни культовую личность.
Вам может потребоваться выучить этот жаргон, но не пользуйтесь им при попытке взаимодействовать с докультовым я. Помните, что защита культа приспособлена для отражения враждебной критики. Если вы обращаетесь к культисту с сердечным участием, близкий человек откроется и будет говорить с вами.
Обращайте также внимание на то, как он общается с другими членами своей культовой группы. Эта информация поможет вам понять культовую идентичность и общаться более эффективно в ходе взаимодействий. Имейте в виду, что семьи также могут иметь собственные кодовые слова. Следует, например, обсудить, что вкладывают разные люди в понятие уважение, и в случае необходимости изменить формулировки.
Каждый член команды стратегического взаимодействия должен составить список своих словечек. Все семьи имеют собственную бронезащиту, часто мешающую им быть гибкими и творческими.
Неплохо бы время от времени спрашивать себя: Где мы увязли? . Что делать ѕ Исследуйте культовые верования и методы. ѕ Составьте список вероятных пусковых механизмов (передернутый язык, ситуации, действия и т. д.), которые активизируют культовую личность. ѕ Проверьте свой список с бывшими членами культа.