Если применение методов контроля сознания не лишает человека свободы выбора и предоставляет ему самостоятельно распоряжаться своей жизнью, то результаты могут быть самыми благотворными. Например, доброжелательный контроль сознания можно применять, чтобы помочь людям бросить курить, не затрагивая какие-либо другие виды поведения. Контроль сознания становится разрушительным, когда с его помощью подрывается способность человека думать и действовать независимо.
Применение контроля сознания в особо деструктивных культах направлено, по меньшей мере, на разрушение подлинной личности индивидуума - его поведения, мыслей, эмоций - и ее вторичное конструирование по образу и подобию культового лидера. Это делается путем жесткого контроля и управления физической, интеллектуальной, эмоциональной и духовной жизнью адепта, чьи уникальные свойства при этом подавляются. Культовый контроль сознания - социально организованный процесс, поощряющий зависимость и подчинение.
Он расправляется с индивидуальностью новичка, погружая его в среду, где не остается места для свободного выбора. Интерес вызывает лишь догма, принятая группой.
Все, что не вписывается в измененную картину реальности, оказывается ненужным.
Термин промывание мозгов, предложенный в 1951 году журналистом Эдвардом Хантером, часто используется как синоним контроля сознания. (Hunter Edward. Brainwashing. NY: Farrar, Straus Gudahy, 1956.) Хантер перевел это слово с китайского /ш пао, (буквально промывать мозг), чтобы описать процесс, в результате которого американцы, взятые в плен во время корейской войны, смогли внезапно изменить присяге и признаться в вымышленных военных преступлениях. Как могло случиться, что спустя несколько недель после захвата в плен вышколенный военный персонал признается в преступлениях, которых не было, соглашается с лишением свободы и полностью меняет свои убеждения?
В 1950-х годах армейским психологам и психиатрам Маргарет Сингер, Роберту Лифтону, Луису Весту и Эдгару Шайну поручили исследовать феномен трансформации мышления и разработать на будущее стратегию защиты от него. Как и Лифтон, Эдгар Шайн обратился к программам промывания мозгов, примененным в Китае. Его книга Принудительное убеждение, которую он создал на основе бесед с бывшими американскими военнопленными, отражает мысли Лифтона о том, что физическое принуждение было, вероятно, важным элементом промывания мозгов. (Schein Edgar with Schneier Inge Barker Curtis.
Coercive Persuasion. NY: W.W.Norton Company, 1971.) Однако позднее Лифтон пришел к убеждению, что реформирование мышления фактически могло осуществляться и без физического принуждения или насилия. (Lifton Robert Jay. Destroying the World to Save It: Aum Shinrikyo, Apocalyptic Violence, and the New Global Terrorism.
NY: Metropolitan Books, 1999. See also: Zablocki Benjamin. The Blacklisting of a Concept: The Strange History of the Brainwashing Conjecture in the Sociology of Religion // Nova Religio: The Journal of Alternative and Emergent Religions. Vol.
1. No. 1. October 1997; Anthony Dick Rabbins Thomas.
Law, Social Science and the Brainwashing exception to the First Amendment // Behavioral Sciences and the Law. Vol. 10. 1992; Robbins Thomas Anthony Dick, eds.
In Gods We Trust: New Patterns of Religious Pluralism in America. Transaction Press, 1990.) Будучи старшим психологом в армейском госпитале Уолтера Рида в 1950-е годы, Маргарет Сингер изучала реформирование мышления на примере бывших военнопленных корейской войны. Продолжая заниматься изысканиями в сфере культового контроля сознания, Сингер суммирует пятидесятилетний опыт работы с процессами реформирования мышления в книге Культы среди нас. ( Singer Margaret Lalich Janja. Cults in Our Midst, Jossey-Bass 1997. ) Она выводит шесть условий реформирования мышления.
Шесть условий реформирования мышления по М. Сингер 10. Установление контроля над временем, в котором существует человек, особенно в периоды размышлений, и над физической окружающей средой.
11. Создание у новичка ощущения бессилия, страха и зависимости при одновременном обеспечении образцами, демонстрирующими новые поведенческие стандарты, следование которым желательно для лидера. 12. Манипулирование поощрениями, наказаниями и переживаниями новичка (в том числе и с использованием измененных состояний сознания) с целью подавить прежнее социальное поведение и социальные установки новичка.
13. Манипулирование поощрениями, наказаниями и переживаниями с целью достижения необходимого лидерам поведения и установок. 14. Создание жестко контролируемой системы с замкнутой на себе логической системой, внутри которой инакомыслящих заставляют чувствовать себя так, будто их сомнения свидетельствуют об их изначальной неполноценности.
15. Новичков держат в неведении относительно контроля их сознания и изменения последнего.
Лидеры не в состоянии реформировать мышление человека в условиях полной реализации его умственных способностей и его информированного согласия. С моей точки зрения, ключевые различия между промыванием мозгов и контролем сознания (или реформированием мышления) заключаются в следующем: термин промывание мозгов, как правило, связывается в людских умах с открытым принуждением, с образом заключенного в руках всесильных тюремщиков. Процесс промывания мозгов предполагает изначальное отношение субъекта к агентам влияния как к врагам. В условиях контроля сознания агенты влияния рассматриваются как друзья или наставники.
Они добиваются ослабления личностной защиты, делая людей более уязвимыми для манипулирования. Ключ к успеху контроля сознания состоит в его искусности, в том способе, с помощью которого у объекта влияния поддерживается иллюзия контроля над ситуацией. Человек полагает, что делает собственный выбор, тогда как фактически подвергается мощному социальному влиянию, имеющему цель разорвать связь между его собственным критическим сознанием и способностью к принятию решений. Другими словами, он верит, что решил добровольно отказаться от свободной воли в пользу Бога, лидера или идеологии.
Когда человек пытается со стороны оценить масштабы социального влияния, которому он подвергся, степень манипулирования становится весьма очевидной.
В 1950 году психолог Леон Фестингер вывел основной принцип теории когнитивного диссонанса: Если вы изменяете поведение человека, его мысли и чувства изменятся, сводя диссонанс к минимуму. (Festinger Leon, Rieken Henry W. Schachter Stanley. When Prophecy Fails: A Social and Psychological Study of a Modern Group that Predicted the Destruction of the World. NY; Harper Row, 1956.) Как описывал Фестингер, диссонанс - это психологическая напряженность, возникающая, когда поведение человека находится в противоречии с его убеждениями и верованиями. Сродни голоду, эта напряженность заставляет человека ощущать дискомфорт и принимать меры к его устранению.
Люди предпочитают, чтобы их поведение, мысли и эмоции взаимно согласовывались, и допускают лишь незначительное несоответствие между этими тремя компонентами своей личности. Психологическое исследование показало, что, если один из трех компонентов изменится, остальные также изменятся в целях уменьшения когнитивного диссонанса. Эта тенденция может проявляться несколькими различными способами.
Например: - Когда люди ведут себя, по их мнению, глупо или безнравственно, они изменяют свои аттитюды, дабы убедить себя в том, что их поведение разумно и оправданно. 4- Люди, придерживающиеся противоположных взглядов, склонны интерпретировать одни и те же новости или фактический материал спорного характера совершенно по-разному: каждый видит и помнит то, что соответствует его взглядам, приукрашивая или изгоняя из памяти то, что могло бы породить диссонанс. - Когда люди, считающие себя достаточно гуманными, незаслуженно причиняют кому-либо боль, они снижают возникающий при этом диссонанс, относя свою жертву к числу маргиналов или принижая ее. - У людей существует склонность снижать когнитивный диссонанс путем рационализации. В 1956 году Фестингер написал книгу Когда пророчество не сбывается о культе летающих тарелок, действовавшем в то время в штате Висконсин. Лидер группы, миссис Кич, якобы получала сообщения, посланные высшим Хранителем с планеты Кларион.
Она сообщила прессе, что 21 декабря того же года случится огромное наводнение и все, кроме немногих избранных, погибнут. Ее последователи продали дома, отдали деньги и ждали прибытия космических кораблей. Когда утро наступило, без тарелочек и без наводнения, можно было ожидать, что последователи разочаруются. Но когда миссис Кич объявила, что инопланетяне были свидетелями их правоверного бдения и решили пощадить Землю, большинство членов стали испытывать к ней еще большую преданность, несмотря на публичное унижение.
Согласно Фестингеру, причина этой возрожденной преданности сводилась к тому, что чувства и мысли членов культа изменились, чтобы уменьшить диссонанс, созданный их поведением. Теория когнитивного диссонанса дала мне более формальный, структурированный способ мышления о контроле сознания.
Конечно, она представляет собой грубое упрощение крайне сложного явления. Уверен, что в будущем возникнут более совершенные теории, объясняющие это явление.
В теории Фестингера имеются три компонента: контроль поведения, контроль мыслей и контроль эмоций. Каждый компонент испытывает воздействие двух других.
Манипулируя всеми тремя элементами, культы начинают контролировать личность человека. Благодаря своему опыту работы с бывшими членами культов я выделил четвертый, не менее важный компонент - контроль информации, который существенно ограничивает способность человека к независимому мышлению.
Эти четыре фактора, которые можно для простоты обозначить как BITE (В английском языке может означать: укус, клев, травление, (гравировка на металле), шулер и жало (в определенном контексте). (прим. Перев.)) (Behavior - поведение, Information - информация, Thoughts - мысли, мышление и Emotions - эмоции), (Моя благодарность преподобному Бадди Мартину за предложение акронима BITE.) будут служить основой вашего понимания контроля сознания. BITE - модель I. Контроль поведения.
1. Регулирование физической реальности индивидуума: а) Где, как, с кем живет и общается член группы. б) Какую одежду, какую прическу носит человек, какие выбирает цвета. в) Какую пищу человек ест, что пьет, что именно предпочитает и отвергает в своем питании. г) Сколько времени дается человеку на сон. д) Финансовая зависимость. е) Минимум или полное отсутствие времени на досуг, развлечения, отпуска и каникулы. 2. Основное время обязательно посвящается индоктринации и групповым ритуалам. 3. Для принятия важных решений нужно спрашивать позволения.
4. Необходимо сообщать старшим о мыслях, чувствах и действиях. 5. Поощрения и наказания (техники изменения поведения - позитивные и негативные подкрепления). 6. Индивидуализм не одобряется, преобладает групповое мышление.
7. Жесткие правила и предписания. II. Информационный контроль. 1. Использование обмана: а) Преднамеренное утаивание информации. б) Искажение информации в нужном направлении. в) Чистая ложь.
BITE - модель (продолжение) 2. Доступ к некультовым источникам информации сведен к минимуму или запрещен: а) Книги, статьи, газеты, журналы, телевидение, радио. б) Критическая информация. в) Бывшие участники. г) Поддерживается такая загруженность адептов, чтобы у них не оставалось времени на обдумывание и проверку чего бы то ни было. 3. Разделение информации на части и создание барьеров между ними; оппозиция аутсайдеров и посвященных (Речь идет как о тайнойдоктрине для всех участников группыв противовес посторонним, так и о более глубоких уровнях посвящения внутри группы. (Прим. перев.)): а) Нет свободного доступа к информации. б) Информация варьируется на разных уровнях и в различных под разделениях внутри пирамиды. 4. Поощряется слежка за другими членами группы: а) Составление пар друзей по специальной системе в целях наблюдения и контроля. б) Доносительство лидеру о неправильных мыслях, чувствах и действиях. в) Поведение личности контролируется всей группой. г) Лидер решает, кому, что и когда нужно знать. 5. Широкое использование информации и пропаганды, созданной в рамках культа: а) Информационные бюллетени, журналы, газеты и дневники, аудио- и видеозаписи, другие средства информации. б) Искаженные цитаты, выхваченные из контекста формулировки из некультовых источников.
6. Неэтичное использование исповеди: а) Информация о грехах используется, чтобы стереть границы личности. б) Прошлые грехи служат средством манипуляции и контроля; нет прощения или отпущения грехов. 7. Необходимость в повиновении и зависимости.
III. Контроль мышления 1. Необходимо усвоить доктрину группы как Истину: а) Принятие групповой схемы реальности как непосредственной Реальности (Схема = Реальность). б) Черно-белое мышление. в) Добро против Зла. г) Мы против Них (внутреннее против внешнего).
2. Использование передернутого языка (например, мыслетормозящих клише). Слова - это инструменты, которыми мы пользуемся для выражения своих мыслей.
Специальные же слова скорее ограничивают, чем расширяют понимание и могут даже вовсе блокировать мышление. Их функция - урезать сложные переживания до тривиального птичьего языка. (В оригинале - ироническое понятие buzz words, т. е. ученые или специальные словечки; слова, способные произвести впечатление на непосвященного; также слова, чей настоящий смысл понятен только посвященным. (Прим. перев.)) 3. Поощряются только хорошие и правильные мысли.
4. Применение гипнотических техник, вызывающих измененные психические состояния. 5. Манипулирование воспоминаниями и культивация ложных воспоминаний.
6. Применение мыслетормозящих техник, которые препятствуют проверке реальности, блокируя отрицательные мысли и допуская только положительные: а) Отрицание, рационализация, оправдание, принятие желаемого за действительное. б) Монотонное говорение (скандирование). в) Медитация. г) Моление. д) Говорение на языках (глоссолалия). е) Пение или гудение. 7. Отказ от разумного аналитического мышления и конструктивной критики. Никаких критических вопросов о лидере группы, ее доктрине и политике, которые признаются единственно правильными.
8. Никакие альтернативные системы верований не признаются законными, хорошими или полезными. IV. Эмоциональный контроль. 1. Манипулирование эмоциональным спектром личности и его сужение.
2. Стремление заставить человека чувствовать себя так, что если и существуют какие-то проблемы, то в этом всегда повинен он сам, а не лидер или группа. 3. Чрезмерная эксплуатация чувства вины: а) Личностная вина: a. кто ты (не живешь в соответствии со своим потенциалом); b. твоя семья; c. твое прошлое; d. твои привязанности; e. твои мысли, чувства, поступки. б) Социальная вина. в) Историческая вина. 4. Чрезмерная эксплуатация чувства страха: а) Боязнь мыслить независимо. б) Боязнь внешнего мира. в) Боязнь врагов. г) Боязнь потерять свое спасение. д) Боязнь покинуть группу или оказаться в положении, когда группа тебя избегает. е) Боязнь неодобрения. 5. Провоцирование частой смены эмоциональных пиков и спадов.
6. Ритуальное и часто публичное признание грехов. 7. Индоктринация фобий: внушение иррациональных страхов, связанных с уходом из группы или с сомнениями в авторитете лидера. Человек, чье сознание контролируется, не может представить будущую реализацию своих потенциальных возможностей вне группы: а) Нет счастья или удовлетворенности вне группы. б) Уход из группы повлечет за собой страшные последствия: адские муки, одержимость демоном, неизлечимые болезни, несчастные случаи, самоубийство, безумие, обреченность на бесконечноеперевоплощение (10 000 реинкарнаций) и т. д. в) Старательное уклонение от общения с теми, кто осмелился уйти; страх перед тем, что тебя отвергнут друзья, члены группы и семья. г) Никогда не может быть оправданных причин для выхода из культа. С точки зрения группы, тот, кто ушел, оказался слаб, недисциплинирован, бездуховен, суетен, ему промыли мозги семья или консультант или совратили деньги, секс, рок-н-ролл.
Важно понять, что деструктивный контроль сознания возникает тогда, когда совокупное влияние всех четырех компонентов вызывает зависимость от лидера и группы, склоняет к повиновению им. Наличие каждого пункта необязательно.
Члены культа, чье сознание нахо дится под чужим контролем, могут жить в собственных квартирах, иметь работу с девяти до пяти, состоять в браке, иметь детей и при этом быть неспособными думать и действовать независимо.
Контроль поведения - это постепенно нарастающее регулирование физической реальности человека, которая включает как ближайший контекст его существования (где он живет, с кем общается, что ест, когда спит), так и поведение (выполнение различных задач, отправление ритуалов и т. д.). Контроль поведения проявляется в самых разных формах, включая манипулирование сном, изменение диеты, вторжение в личную жизнь, отрыв от друзей и других новичков, изоляцию на семинарах или других занятиях по индоктринации. Культы часто навязывают своим членам жесткий режим жизни, позволяющий управлять их поведением.
Когда участники не заняты индоктринацией и культовыми ритуалами, перед ними обычно ставятся конкретные цели, ограничивающие их свободное время - что угодно, лишь бы они были постоянно заняты. В деструктивном культе всегда найдется работа, которую необходимо делать. Некоторые экстремистские культы типа Врат Небес чуть ли не запрещают одиночество, нередко заставляя быть всех вместе во время еды, за работой, на собраниях и в период сна, т. е. двадцать четыре часа в сутки. Бывший член Врат Небес рассказывал мне, что Эппл-уайт решал, как нам жить, что носить, как стричь волосы, что есть, как спать.
Все наши средства были объединены в общий котел группы, все свое время мы проводили с группой. ( Интервью с Диком Джослином (Dick Joslyn) 26 мая 1997 года. С разрешения мистера Джослина.) Библейский (В оригинале - Bible-based, т. е. основанный на том или ином толковании Библии. (Прим. перев.)) культ Двенадцать Колен применяет ту же самую тактику, только от имени Бога. ( Pardon Robert Barba Judith.
Messianic Communities: Journey from Orthodoxy to Heresy. Lakeville, MA: New England Institute of Religious Research, 1995.) Чтобы отбить охоту к проявлениям индивидуализма, в некоторых культах культивируется система приятельства, когда старший послушник беспрестанно опекает новичка, отслеживает его повседневное поведение. Все члены культа связаны групповыми ритуалами, которые могут включать особенную манеру речи, позы или выражения лица. Поскольку у мунистов корейцы считались главной расой, мы испытывали особенные чувства, когда пели корейские народные песни, ели ким чи (корейскую маринованную капусту), кланялись или снимали обувь перед входом в групповой центр.
Оформленная в виде пирамиды структура культов позволяет лидерам навязывать жесткую систему поощрений и наказаний за все виды поведения. Повиновение и хорошее исполнение вознаграждаются публичной похвалой, подарками или повышением в должности, в то время как неповиновение и плохое исполнение наказываются выговором, понижением в должности или поручением черной работы вроде мытья туалетов.
Контроль поведения легче всего понять, исходя из различий между легитимной церковью и библейским культом. К примеру, если ваша мать больна или травмирована, вы идете к священнику и говорите: Моя мать больна. Я собираюсь навестить ее в больнице. Пожалуйста, помолитесь за нее.
Если же вы обращаетесь к лидеру библейского культа, то от вас требуется смиренно осведомиться: Не будет ли мне позволено навестить мать? В особо деструктивных культах подобные просьбы зачастую встречают отказ, мотивированный тем, что работа в группе важнее. Скажем, всякий раз, когда лидеры мунистов не хотели, чтобы участники движения эмоционально вовлекались в семейные дела, им советовали: Пусть мертвые хоронят мертвецов.
Конечно, любые посторонние рассматривались как духовно мертвые. Другие группы велят своим членам: вы не можете выбирать жену или мужа; это следует подготовить, вы должны получить разрешение от старших и т. д. Если вы влюбляетесь в кого-то, это должен быть член вашей группы; если же это будет кто-то за пределами группы, то вас изгонят и отлучат от общины. Члены культов должны просить разрешения для поступления в колледж, в том числе и для изучения какого-то конкретного предмета.
У Свидетелей Иеговы адептам не велят праздновать дни рождения или праздники вроде Пасхи или Рождества, потому что, сделав это, они совершат грехопадение. Я знаю женщину, которую отлучили от Свидетелей Иеговы за то, что она послала открытку на день рождения неиеговисту. Многим членам культов не позволяют вступать на порог церкви, потому что это считается злом и грехом.
Когда культ запрещает своим адептам общаться с бывшими членами, даже с лучшими друзьями или родственниками, это можно квалифицировать как контроль не только поведения, но и информации.
Человеческое сознание не может нормально функционировать без информации. Управляя потоком информации и способностью его обрабатывать, культы не позволяют людям здраво судить о собственной жизни или действиях группы. Информационный контроль начинается в момент вербовки, когда культы скрывают или искажают информацию, чтобы привлечь людей.
Не люди присоединяются к культам - культы вербуют людей. Они оказываются вовлечены в культ, когда: - к ним обращается друг или родственник, уже являющийся членом данной группы; - к ним обращается дружески настроенный незнакомец (часто противоположного пола); - их приглашают на организуемое культом мероприятие типа лекции, симпозиума или демонстрации фильма; - их соблазняют купить культовую книгу, рекламируемую как бестселлер; - их приглашают на внешне безобидные занятия по изучению Библии; - они заинтересовываются личным или тематическим объявлением, рекламным листком или плакатом; - их вербуют при устройстве на работу в случае, когда предприятие находится в собственности культа. Как правило, человек не подозревает, что его вербуют.
Он допускает, что у друга или родственника только что было невероятное озарение или переживание, которым тот хочет поделиться. Если вербовщик - незнакомец, человек чаще всего полагает, что обзаводится новым другом. Но в действительности дружба не рождается внезапно; ей необходимо время для развития, в ходе которого человек делится информацией постепенно, обдуманно.
Культовые вербовщики мастерски выведывают у людей информацию, почти ничего не сообщая о себе и о своей группе. Они не говорят открыто, кто они, во что верят и чего хотят от людей. Дробя информацию, культы не позволяют своим членам увидеть общую картину. Людям выдают только ту информацию, к которой их считают готовыми, или же такой ее объем, который необходим для выполнения того или иного задания.
Идеология культа допускает много уровней истины, включая доктрины для посторонних и для посвященных. Более умеренный материал для внешнего пользования, содержащий смягченные версии верований группы, выдается широкой публике и новообращенным.