Алиса и Роберт Мэдер (Настоящие имена Мэдеров используются с их разрешения.) не узнали свою дочь, когда впервые увидели нашумевшую видеозапись прощальной церемонии Врат Небес, которая была показана через два дня после того, как последствия массового самоубийства на ранчо Санта-Фе были обнаружены. Как и другие члены культа, Гейл коротко подстригла волосы, а мешки под пустыми глазами сделали ее намного старше ее двадцати семи лет.
Она почти полностью прервала контакт с семьей в 1994 году, когда вскоре после разрыва со своим другом была завербована в группу. В отличие от многих семей, родители Гейл быстро поняли, что она оказалась в культе, и начали изучать его тактику, в частности методы контроля сознания. Они узнали, что культы обычно привлекают людей в переходные периоды жизни, когда человек наиболее уязвим и подвержен воздействию извне.
Им также стало известно, что, хотя Эпплуайт и утверждал, что допускает свободный выбор членов группы, их поведение контролировалось обширным списком Основных и второстепенных проступков, включавшим Наличие симпатий или антипатий, сознательное нарушение какой-либо инструкции или процедуры, осуществление какого-либо действия без привлечения проверяющего партнера и доверие собственному суждению и оперирование собственным мнением2. (2Major Offenses and Lesser Offenses (Основные и второстепенные проступки). www.heavensgatetoo.com/book/2-6.htm) В конечном счете Гейл доверилась мнению Эпплуайта. Я встретился с Алисой и Робертом на просветительской конференции по культам после этой трагедии. Они признались, что чтение моей книги Борьба с культовым контролем сознания было спасательным кругом для понимании случившегося с Гейл.
Я содрогнулся, ибо спасать жизнь Гейл было уже поздно. Мне оставалось выразить надежду, что моя книга окажется действительной поддержкой для тех, кого еще можно спасти.
Как духовный искатель, Гейл соответствовала профилю типичного новообращенного в культ. Другие члены секты были менее очевидными мишенями. Многие, прежде чем принять решение следовать за Эпплуайтом, имели стабильное социальное положение.
Среди тридцати девяти жертв были водитель автобуса, инструктор по компьютерам, защитник окружающей среды, торговец автомобилями, медсестра, работник юридической службы, медицинский помощник, домработница и журналист местного телевидения. Несмотря на то, что жизненные обстоятельства и психологические черты могут делать людей более уязвимыми для вербовщиков, любой из нас, кто не осведомлен о тактиках контроля сознания, может стать мишенью деструктивного культа.
Типов деструктивных культов существует великое множество. Разнообразие культовых верований и практик иногда затрудняет определение, попал ли человек в беду или нет.
Есть масса других групп, члены которых коротко стригут волосы и носят одинаковую одежду, подобно членам Врат Небес, но это ни в коем случае не характерно для большинства современных культовых групп. Сегодня, например, многие культы требуют от своих членов носить деловую одежду, чтобы они сливались со своим окружением. Члены культовых групп могут и не походить друг на друга, однако все они следуют определенным моделям поведения, выделяющим их на общем фоне. Научившись идентифицировать эти модели, вы будете лучше определять, состоит близкий вам человек в культе или нет.
Группу нельзя считать культом на основании того, что ей присущи неортодоксальные верования или практики. Основное отличие деструктивных культов состоит в том, что они прибегают к обману и методам контроля сознания, чтобы подорвать свободную волю человека и поставить его в зависимость от лидера группы.
В сущности, деструктивный культ - это группа, авторитарно руководимая одним человеком или небольшой группой людей, имеющих почти полный контроль над своими приверженцами. Харизмати- ческие лидеры культов часто претендуют на божественное или трансцендентное право влиять на своих последователей. Многие узаконенные религии имели в своей истории мощные фигуры, внушавшие беспредельную преданность людям. Быть сильным лидером не значит быть порочным от природы, хотя в этом и кроется большая опасность злоупотребления.
Группа становится деструктивной, когда лидер активно пользуется неограниченной властью с целью обмануть членов группы и лишить их индивидуальности и свободной воли. Например, мне предложили отказаться от своей свободной воли (трактуемой как сатанинская) в пользу представителя Бога, Муна, и его приближенных. Маршалл Эпплуайт заявлял последователям, что его устами говорило некое инопланетное существо, и таким образом оправдывал абсолютный контроль над их жизнями.
Лидеры множества групп (включая Двенадцать Колен, Международную Церковь Христа и Свидетелей Иеговы) провозглашают, что воля Бога состоит в том, чтобы следовать за ними.
Обман - одно из основных средств, позволяющих культам рекрутировать новых членов. Когда ко мне впервые подошли мунистские вербовщики, они сказали, что представляют Мировой Крестовый поход, который, как я позже узнал, был одной из многих групп прикрытия Церкви Унификации.
Они утверждали, что были студентами, связанными с небольшой общиной молодых людей, борющихся за преодоление культурных барьеров. Много позже я выяснил, чем на самом деле занималась данная группа, во что действительно верили ее члены и что предположительно ожидалось от меня.
Особое коварство состоит в том, что члены группы говорят и действуют с величайшей искренностью, являющейся следствием контроля сознания, которыми они пользуются для вербовки других.
Наконец, деструктивные культы используют методы контроля сознания с целью удерживать своих последователей в зависимом и покорном состоянии. Критериям, позволяющим определить факт контроля сознания, будет посвящена глава 2. Здесь я скажу только, что культовый контроль сознания можно понимать как систему влияния, созданную для разрушения подлинной личности человека и замены ее новой личностью.
Погружая людей в жестко регулируемую, оказыва ющую сильное давление социальную среду, деструктивные культы добиваются контроля над поведением, мыслями и эмоциями своих членов, а также их доступом к информации. Они овладевают их умами. Контроль сознания может быть упакован по-разному.
В наши дни множество социальных групп используют разнообразные комбинации деструктивных методов контроля сознания. Четыре главных типа культов - это религиозные культы, политические культы, культы массовой психотерапии и коммерческие культы.
Понимание того, как функционирует каждый из них, поможет вам оценить собственную ситуацию и предложит систему взглядов для будущих дискуссий о других типах групп.
Эти группы объединяет их сосредоточенность на религиозной догме или духовной практике. Во многих группах, почитающих Библию (иудейских, христианских, мусульманских), лидеры провозглашают себя Мессией, Пророком или Апостолом. В некоторых из них элитная группа из нескольких человек, руководящий орган, утверждает, что знает истинное значение Священного писания. В группах, исповедующих древние восточные верования (индуисты, буддисты, сикхи, джайны, суфии), лидеры утверждают себя в качестве просветленных, называя себя аватарами, гуру, ринпочами, Совершенными Учителями или перевоплощениями различных учителей прошлого.
Например, в начале 1980-х годов человек по имени Фредерик Ленц положил начало буддистскому компьютерному культу с кредо, включающим в себя деньги, престиж, известность и алчность - все, что прямо противоположно буддистским верованиям1. (1Ленц принял сверхдозу валиума и был найден 13 апреля 1998 года утонувшим в Коншенс-Бей у Лонг-Айленда с ошейником своей собаки на шее. Дополнительную информацию см.: www.freedomofinind.com/groups/rama/rama.htm) Он назвал себя Атманандой, а позднее дзен-мастером Рамой и наконец только Рамой, провозглашая, что был просветленным учителем во многих других жизнях. В языческих и неоязыческих культах лидеры объявляют себя носителями оккультного знания - ведьмами и колдунами.
Другие культы используют мешанину из религиозных учений. Некоторые культовые лидеры претендуют на то, что могут выступать в качестве эманации существ из других измерений.
Одна домохозяйка заявила, что в нее вселился 35 000-летний дух с континента Атлантида. Многие культы - это сложные изобретения, подобные Фонду Человеческого Понимания (Foundation for Human Understanding) Роя Мастерса.
Бывший эстрадный гипнотизер и резчик алмазов, Рой Мастере создал национальное радиошоу под названием Как сознание может поддерживать вас в хорошей форме и продавал аудиозаписи, которые, по его утверждению, могли научить людей новой форме медитации. Когда я прослушал эти записи, мне стало ясно, что Мастере использовал мощные гипнотические методы в целях индоктринации слушателей. Позже он начал говорить своим последователям, что был безгрешным мессией, и проводил семинары, на которых устраивал сеансы изгнания нечистой силы, гипнотизируя людей и заставляя поверить, будто их тела покидают демоны.
Хотя большинство лидеров культа претендуют на принадлежность к духовному царству, мы можем увидеть их в истинном свете, когда обнаруживаем, какое большое внимание эти люди уделяют материальному миру: их роскошный образ жизни, недвижимость стоимостью в миллионы долларов, крупные деловые предприятия и так далее.
Эти группы часто легко определяются как диктатуры: жестокие, репрессивные режимы, исповедующие практику насильственной изоляции или уничтожения неугодных. Лидеры подобных режимов контролируют прессу, не допускают свободных собраний и выборов, у них не работают механизмы по предотвращению злоупотреблений со стороны власти. Бывший Советский Союз являет собой типичный пример политического культа.
Другие политические культы включают террористические группы, члены которых убивают невинных граждан ради осуществления своего дела. В частности, подрывники-самоубийцы состоят, как правило, в этих экстремистских политических группах.
Услышав об очередном теракте на Ближнем Востоке, когда человек взрывает себя на людной улице, мы удивляемся, зачем отдавать свою жизнь для того, чтобы убить других. Как легко могут объяснить мои исследования, самоубийство фанатика - это тоже результат деструктивного контроля сознания. В разное время я консультировал членов различных мелких политических культов в Соединенных Штатах.
Обычно эти малочисленные группы используют множество организаций прикрытия. Они претендуют на борьбу за права человека и социальную справедливость, однако масштаб их действий настолько мал, что у них нет никакого шанса реально повлиять на климат в обществе. Одна женщина, с которой я познакомился, присоединилась к агентству социальной службы по предложению профессора колледжа. Ей не позволяли посещать свой дом почти семнадцать лет.
Лидер группы утверждал, что был великим революционером. После смерти он оставил в наследство культ, сломавший жизни нескольким сотням людей, и небольшой запас винтовок и пистолетов.
Тераписты, преступающие этические рамки, могут стать лидерами культов, когда вместо того, чтобы помочь пациенту вернуться к нормальной жизни, они ставят его в зависимость от себя. Они извлекают пользу из клиентов, изолируя их от друзей и семьи, заставляя передавать по доверенности банковские счета, удовлетворяя свои сексуальные притязания.
Терапевтические культы могут включать в себя отдельного тераписта и его клиентов или группу терапистов, которые не только руководят семинарами и групповыми занятиями, но и покупают земельные участки, где последователи культа могут жить сообща. Часто тераписты, руководствуясь благими намерениями, могут навязывать пациентам свою систему ценностей с грубыми нарушениями этики.
Например, некоторые тераписты полагают, что большая часть, если не все проблемы, с которыми сталкивается взрослый человек, вызваны сексуальным насилием, пережитым в детстве. На занятиях пациентов поощряют и могут просто уговорить поделиться воспоминаниями о сексуальном насилии в детстве или же о причастности к сатанинскому культу, которого никогда в действительности не существовало. Некоторых уязвимых пациентов довели до уверенности, что в детстве они подвергались насилию, и в результате этих открытий их семьи оказались разрушенными.
Эти тераписты явно не отвечают этическим стандартам, предъявляемым к специалистам в области психического здоровья. Хотя статистика по насилию в отношении детей скандально высока и ясно, что сексуальное насилие, пережитое в детстве, может пагубно сказаться на личности в ходе взросления, нет никаких оснований для предположения, что подавляющее большинство взрослых проблем были вызваны именно им.
С другой стороны, воспоминания о реально пережитом в детстве насилии могут у некоторых людей подавляться. Выяснение причастности своего пациента к подобному случаю требует со стороны тераписта деликатности и умения, которые сходят на нет, если он уверен, что насилию подвергались все без исключения и что цель терапии состоит в том, чтобы вытащить из пациента признание. (Один из наиболее взрывоопасных споров в мире психотерапии фокусируется на двух ошибочных точках зрения: лагерь так называемой возвращенной памяти, включающий тех, кто верит, что большинство взрослых проблем - результат вытесненного в подсознание сексуального насилия, пережитого в детстве; и лагерь ложной памяти, тех, кто уверен, что воспоминания вытеснить из сознания нельзя и поэтому любые заново раскрытые травмирующие воспоминания могут быть только внушенными терапистами.
Оба ярлыка вводят в заблуждение. Не существует никакой признанной школы терапии возвращенной памяти (каждое воспоминание является возвращенным, именно это и делает его воспомина--нием). Синдром ложной памяти также не признан специалистами по психическому здоровью.
Исследователи должны еще доказать в контролируемых условиях, что воспоминания о травмирующих событиях, никогда не происходивших на самом деле, могут быть внушены объектам. Отдельные реальные случаи заставляют предположить, что при определенных условиях некоторым людям можно внушить ложные убеждения, касающиеся прошлого. Многие бывшие члены культов сообщали мне, что у них возникли образы переживаний, никогда не имевших места.
Один из результатов этого спора, вызывающих наибольшее беспокойство, заключается в том, что он породил сильную антитерапевтическую отрицательную реакцию. Ответственные тераписты, помогавшие пациентам исцелиться от последствий реального сексуального насилия, пережитого в детстве, столкнулись с нацеленными против них судебными исками. Наиболее широкий обзор этого жгучего спора см.: Brown, Scheflin Hammond.
Memory, Trauma Treatment and the Law. NY: W.W. Norton Company, 1998. См. также: Brown, Scheflin Whitfield.
Recovered Memories: The Current Weight of the Evidence in Science and in the Courts // Journal of Psychiatry Law, p. 5-156. 1999, Spring. Браун и Шефлин предполагают, что некоторые люди, возбуждающие судебные иски по поводу синдрома ложной памяти, могут страдать от псевдофактического расстройства, которое характеризуется потребностью во внимании или одобрении со стороны врачей или терапистов (т. е. клиенты придумывают себе проблему или болезнь - Прим. перев.).
См.: Brown Scheflin. The Interrelationship Between Factitious and Dissociative Disorders // Journal of Psychiatry Law.) Лидеры тренинговых программ по массовой психотерапии могут даже не иметь научной степени по психологии или консультированию.
Однако они проводят симпозиумы и семинары, требуют от своих клиентов сотни, а иногда и тысячи долларов за обеспечение психологического инсайта и просветления, обычно в обстановке конференц-зала какого-нибудь отеля. Такие группы используют многие из основных методов контроля сознания, чтобы создать пиковый опыт для участников. Это и неудивительно, коль скоро многие руководители подобных культообразных бизнесов когда-то имели отношение к другим контролирующим сознание группам. Некоторых клиентов заставляют путем манипуляций записываться на более дорогие, продвинутые курсы, где они глубоко запутываются в сетях группы.
Как только они связывают себя обязательствами с группой, им предписывают вербовать друзей, родственников и коллег или же полностью изолироваться от них, если они критически относятся к такой перспективе. Эти группы были причиной неисчислимых нервных расстройств, разрушенных браков и неудач в бизнесе, не говоря уже о некоторых документально подтвержденных самоубийствах и несчастных случаях со смертельным исходом. Люди, управляющие этими группами, нередко имеют сомнительное прошлое и чаще всего - никаких дипломов о высшем образовании. Если на вас когда-нибудь начнут оказывать давление с целью заставить посетить проходящий во время уик-энда семинар стоимостью несколько сотен долларов, просите этого человека подробно описать, что именно там происходит.
Если ответом будет: Я не могу рассказать или Я не хочу портить вам впечатление, то мой совет - говорите как можно более решительно: Нет, благодарю вас!
Эти культы играют на фантазиях о большом богатстве и власти. Их цель - довести зависимость людей от этих фантазий до рабской преданности. Многие из них организованы по типу пирамид многоуровневого маркетинга, члены которых обманным путем вербуют людей, которые, в свою очередь, вербуют других с целью предположительного получения денежных процентов с новичков. Это якобы повышает чувство собственного достоинства у каждого члена группы, однако известно, что их состояние ухудшается по мере погружения в этот бесконечный процесс.
Высшие члены иерархии вынуждают остальных покупать мотивационные аудиокассеты и видеозаписи и посещать регулярные собрания, повышающие бодрость духа, которые якобы должны повысить интенсивность труда. Многие люди, попадающие в вербовочную цепочку, тратят так много денег и настолько глубоко залезают в долга, что оказываются банкротами. Хорошо известные фирмы, действующие по закону, иногда нанимали и нанимают случайных консультантов, чтобы обучить своих служащих.
Результатом может быть проникновение в компанию культовой группы. Попав в коллектив фирмы, консультанты оказывают давление на других служащих с целью заставить посещать культовые программы. Если те отказываются, их увольняют или понижают в должности.
Несколько компаний, включая одну крупную компьютерную фирму, были взяты таким способом в оборот и в конечном счете обанкротились. Большинство культов попадают в одну из этих категорий.
Наряду с ними существуют другие типы культов, от компьютерных до научно-фантастических и культов типа Нью Эйдж. Приближение рубежа тысячелетий породило много новых культов, связанных с космосом и НЛО. По всему миру люди подвергаются стрессам и разочаровываются в существующих политических, социальных и религиозных учреждениях.
Они истосковались по надежде. Харизматические культовые лидеры, обуреваемые манией величия и алчущие власти и денег, стремятся воспользоваться преимуществом этой ситуации, ~вербуя людей и внушая им ту или иную форму психического рабства.
Со всего мира ко мне поступают письма, телефонные звонки, электронная почта и факсы. Некоторые - от бывших адептов культовых групп, о которых я никогда не слышал. Больше всего - от отчаявшихся людей, читавших Борьбу с культовым контролем сознания и желающих знать больше о том, как помочь близкому избавиться от воздействия культа. Читатели могут предположить, что звонят обычно родители, пытающиеся спасти ребенка в возрасте от восемнадцати до двадцати четырех лет.
Это не так. Большинство беспокоится о членах культов, которым от тридцати до шестидесяти лет. И звонят не только родители.
Я получал известия от всех членов семей - детей, пытающихся спасти родителей; жен, стремящихся спасти мужей; братьев, пробующих спасти сестер; юношей, пытающихся спасти подруг и наоборот. Я даже работал с боссом, пытавшимся спасти служащего; тренером, спасавшим участника команды; и со священнослужителем, пытавшимся спасти верующего своей конгрегации. В ходе работы мне стало ясно, что любой человек и любые отношения могут подвергнуться влиянию культовой вовлеченности. Культы воздействуют на всех нас.
Подумайте о людях, которые окружают вас в жизни: Матери, отцы, дети, братья, сестры, бабушки, дедушки, тети, дяди, племянницы, племянники, кузены, мачехи, отчимы, сводные сестры, сводные братья, жены, мужья; девушки, за которыми вы ухаживаете; юноши, которые ухаживают за вами; возлюбленные, друзья, соседи, предприниматели, служащие, коллеги по работе, тренеры, духовенство, религиозные лидеры, преподаватели, тераписты, социальные работники, психологи, психиатры, консультанты, врачи, юристы; официальные лица, следящие за соблюдением законов; бывшие члены групп, политические деятели, правительственные лидеры, сознательные граждане, налогоплательщики... Мне хотелось бы сказать вам, что каждый, кто приходит ко мне, следует выбранному пути до конца. В действительности же люди, обнаружив, что их близкий находится в культе, могут испытывать внутреннее сопротивление, чувствуют себя бессильными или даже боятся помочь.
Множество различных проблем мешает людям активно оказывать помощь по выходу близкого человека из-под опеки деструктивного культа. Эта проблема будет обсуждаться в главе 5. Чтение предлагаемой книги и получение информации о культах и контроле сознания - первый шаг к преодолению таких барьеров и освобождению близкого вам человека.
Пока он жив, я всячески рекомендую вам делать все, что в ваших силах, чтобы попытаться спасти его теперь, - потому что в какой-то трагический момент любые действия могут оказаться бесполезными.
Чтобы дать представление о том, как люди попадают в обширное множество культовых ситуаций, я включил подборку рассказов, повествующих о людях, которым была необходима немедленная помощь, и о тех безвыходных положениях, впечатлениями от которых со мной поделились их семьи. Все это происходило относительно недавно, и потому я изменил имена и отличительные черты своих клиентов. Курсивом выделены отрывки, призванные подчеркнуть наиболее важные понятия в ходе обсуждения ситуаций контроля сознания. Мы возвратимся к этим темам в конце главы.
Случай первый: СЫН В БИБЛЕЙСКОМ КУЛЬТЕ Мать: Наш восемнадцатилетний сын Джеффри - первокурсник колледжа. Несколько месяцев назад он сказал нам. что ходит на занятия по изучению Библии. Естественно, мы были очень довольны.
Теперь нашей радости пришел конец. Он без конца возмущается по поводу того, что все другие церкви являются мертвыми и бездуховными, разумеется, кроме той, к которой он присоединился, Он хочет оставить учебу и посвятить все время работе по привлечению людей в свою группу. Джеф всегда хотел быть врачом, еще с тех пор, как был ребенком.
Мы так расстроены. Мы просто не знаем, что делать. СХ (Здесь и далее - Стивен Хассен (Прим. перев.).): Расскажите подробнее. Как называется группа, в которую он попал?
Мать: Мы не знаем. СХ: Это может быть одна из Международных Церквей Христа Кипа Мак-Кина. Я получаю много запросов об этой группе.
Чтобы оценить ситуацию, нам нужно узнать название группы и имя лидера. Отец: Я спрашивал его однажды, кто у них лидер, и он сказал: Иисус Христос.
СХ: Это очень распространенный ответ. Спросите у сына: Кто основал это как юридическое лицо? , Кто является местным лидером? и Кто является мировым лидером?
Он давал вам какую-нибудь литературу? Это могло бы дать нам некоторую информацию.
Отец: Когда он говорит с нами, он ораторствует заученными наизусть стихами из Библии.