d9e5a92d

Самонаблюдение, самооценка, самоотчет

К числу проективных относятся также ассоциативные тесты, в которых, например, испытуемому говорят, что проверяют скорость вербальных реакций и просят отвечать как можно быстрее первым пришедшим в голову словом. Вместе с тем оценивается изменение времени реакции на эмоционально значимые слова по сравнению с нейтральными.
Для построения проективных тестов могут использоваться основные положения психогеометрии. Психогеометрия - система анализа типологии личности на основе наблюдения за поведением человека и предпочтительного выбора им какой-либо геометрической фигуры (рис. 6.11).

Расположив эти фигуры в порядке их предпочтительности, по фигуре, помещенной на первое место можно определить основные доминирующие особенности личности и поведения [175].
Проективные тесты позволяют уменьшить субъективные искажения со стороны испытуемого. В то же время остается субъективность интерпретации ответов испытуемого со стороны экспериментатора, поскольку эти тесты с точки зрения обработки полученных результатов менее формализованы и стандартизированы по сравнению с другими личностными методиками. Поэтому проективные тесты с успехом могут использоваться
только высококвалифицированными и специально подготовленными специалистами.
Второе требование объективизации результатов тестирования направлено на уменьшение искажений, вносимых в тестовую процедуру самим экспериментатором. Это достигается разработкой строго формализованных процедур тестовых оценок, что позволяет получать одинаковые результаты всеми исследователями независимо от уровня их симпатий и уровня мастерства.
Для этого используются объективные личностные тесты, которые ориентированы на объективное изучение поведения испытуемого или его психофизиологических реакций. Их использование предполагает создание таких ситуаций, в которых могли бы проявиться те или иные свойства личности.

Так же как и проективные, объективные тесты сконструированы таким образом, что для испытуемого остается неясным, какие стороны его поведения подвергаются измерению и как оцениваются его результаты. В то же время интерпретация результатов экспериментатором может быть формализована и стандартизована.
Примерами объективных методик могут служить методы, используемые для изучения свойств темперамента. Эти методы предложены B.C.

Мерлиным и приведены в таблице 6.1 [цит. по 128].
С помощью объективных методик могут исследоваться и другие свойства личности. Данная группа методик является наиболее перспективной, поскольку позволяет обеспечить наибольшую объективность изучения личности, однако с их помощью можно оценить далеко не все ее свойства, что и ограничивает область их применения.

Поэтому объективные методики приходится дополнять, как правило, и другими методами исследования личности.
Заканчивая рассмотрение личностных методов, необходимо отметить, что ни один тест, в том числе и никакой опросник, не могут дать исчерпывающей и полной информации о личности испытуемого. Их применение всегда должно дополняться изучением жизненного пути человека, наблюдением и беседой, что позволяет оценить среду, условия и воспитание человека, его моральный облик, способности и направленности личности [128].
Таблица 6.1
Объективные методы оценки свойств темперамента

Название свойства Методические приемы исследования свойства
Эмоциональная возбудимость Измерение отношения латентного времени ассоциативной и кожно-гальванической реакции (КГР) на эмоционально значимые и нейтральные слова.
Возбудимость внимания Измерение величины изменения раздражителя, вызывающего двигательную реакцию непроизвольного внимания. Измерение величины усиления интенсивности стороннего раздражителя, вызывающего повышение сенсорной чувствительности.
Сила эмоций Измерение интенсивности вегетативных реакций на эмоционально значимые раздражители.
Тревожность Измерение наибольшей интенсивности КГР в ситуации ожидаемой боли. Оценка степени преждевременности в выполнении заданного действия.
Импульсивность Оценка количества ошибочных реакций на тормозной раздражитель.
Ригидность-гибкость (пластичность) Оценка тенденции к сохранению прежнего способа решения при предъявлении новой задачи.
Резистентность Измерение энергии альфа- и бета-2-ритмов после утомляющей работы.
Субъективация Оценка отношения между интенсивностью КГР на реальный и ожидаемый раздражители.

Самонаблюдение, самооценка, самоотчет


Характерной особенностью и отличительной чертой этих методов является то, что информацию об исследуемой деятельности или особе лично дает сам испытуемый. Эта информация носит субъективный характер, может сознательно или бессознательно искажаться испытуемым, однако зачастую она является единственным источником сведений об особенностях деятельности, недоступных получению с помощью других методов.



Это связано с тем, что никто другой, как сам участник трудового процесса, не в состоянии объяснить многие нюансы деятельности, возникающие при ее выполнении трудности, применяемые трудовые приемы и способы их выполнения и т.п. Рассматриваемые методы во многих случаях удачно дополняют
другие методы исследований и применяются в совокупности с ними.
Самонаблюдение - это наблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого субъекта. В этом случае исследователь становится учеником и систематически изучает профессию, приобретая трудовые навыки, все больше и больше в них совершенствуясь. Это позволяет проследить специфические трудности и особенности овладения профессиональной деятельностью. Такой прием получил название трудового метода.

Трудовой метод применим лишь по отношению к тем профессиям, которые являются сравнительно несложными и обучение которым не требует больших затрат времени. В других профессиях этот прием может выступать в форме трудовых проб, когда исследователь овладевает отдельными наиболее важными или доступными элементами профессиональной деятельности.
Несмотря на ряд недостатков трудового метода (запись переживаний и фактов трудового процесса проводится по окончании рабочего дня, когда исследователь, он же испытуемый уже утомлен, что отрицательно влияет на качество записи; если же записи ведутся в ходе работы, то это нарушает трудовой процесс и делает его неравнозначным обычному), добытый с его помощью аналитический материал может рассматриваться как вполне достоверный в силу того, что исследователь не предполагает о существовании тех или иных психических актов у работающего, а точно знает о них, поскольку пережил их на собственном опыте [40, 111].
При проведении самоотчета испытуемый получает инструкцию думать вслух в процессе работы, т.е. проговаривать каждую операцию, каждое наблюдение за прибором, каждое восприятие сигнала. Иногда с этой целью просят испытуемого рассматривать исследователя как ученика и объяснять ему необходимые действия.
Сначала самоотчет охватывает узкий круг объектов, потом этот круг расширяется. Как показывает практика, после определенных трудностей, связанных с привыканием к новым условиям, испытуемые оказываются в состоянии сообщать о своих размышлениях и
действиях без нарушения структуры деятельности. В некоторых случаях словесная объективизация деятельности помогает испытуемым осознать те моменты, на которые они прежде не обращали внимания, и оказывает положительное влияние на успешность деятельности [40]. Для анализа внутренней структуры мыслительных операций метод самоотчета (думанье вслух) является пока незаменимым.

При этом обычно используют магнитофонную регистрацию [15].
Самооценка - оценка ценности, значимости, которой испытуемый наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Основу самооценки составляет система личностных смыслов человека, принятая им система ценностей.

Самооценка выполняет регулярную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе реального и идеального представления о себе.
В инженерно-психологических исследованиях метод самооценок наиболее часто реализуется путем применения различного рода опросников, в которых испытуемые, отвечая на те или иные вопросы, дают информацию о тех или иных своих качествах или состояниях. Один из видов опросников - личностные опросники - был рассмотрен в предыдущем параграфе.

Помимо этого опросники применяются для субъективной оценки функционального состояния (утомления) свойств нервной системы, стиля поведения и предрасположенности к конфликтному поведению и др.
Примером методики дифференцированной самооценки утомления является тест САН (самочувствие, активность, настроение). Тест содержит 30 пар слов полярного профиля.

Каждую из трех категорий характеризует 10 пар слов. К категории самочувствие относятся характеристики силы, здоровья, степени утомляемости, например, самочувствие плохое / хорошее, чувствую себя сильным / слабым, полный сил / обессиленный и т.д. К категории активность относятся
характеристики подвижности, скорости протекания различных функций: пассивный / активный, малоподвижный / подвижный, медлительный / быстрый и т.д. В категорию настроение включены характеристики эмоционального состояния: веселый / грустный, настроение плохое / хорошее, жизнерадостный / мрачный и др.

Десятикратное предъявление полярных признаков, характеризующих каждую категорию, повышает надежность получаемых данных. Каждый из признаков теста оценивается испытуемым по семибалльной шкале.
Данные по каждой категории признаков суммируются и делятся на 10. Оценки, превышающие четыре балла, свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех баллов свидетельствуют об обратном.

Наиболее нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0 - 5,5 балла. Важным при анализе функционального состояния является не только учет значений отдельных показателей, но и их соотношение. Например, у отдохнувшего человека все три показателя, характеризующих отдельные категории, оцениваются близкими цифрами.

По мере нарастания утомления увеличивается их расхождение за счет снижения показателей самочувствия и активности по сравнению с субъективной оценкой утомления [56, 175].
Довольно часто методы самооценки используются для субъективной диагностики свойств нервной системы. Так, для определения подвижности нервных процессов используется анкета, состоящая из 24 вопросов. На каждый вопрос испытуемый отвечает одним из пяти вариантов ответов. Например, на вопрос Как быстро Вы переходите от одного занятия к другому? предполагаются такие варианты ответов: очень медленно (1 балл), медленно (2 балла), средне (3 балла), быстро (4 балла), очень быстро (5 баллов).

Полученные баллы суммируются, суммы менее 58 баллов свидетельствуют о низкой подвижности (инертности) нервных процессов, сумма свыше 89 баллов - о высокой [128]. Аналогичным образом строятся анкеты для самооценки и других свойств нервной системы [147].
Определенное место в арсенале психологических методов изучения операторской деятельности занимает контент-анализ (от англ. contents- содержание). Данный метод не входит в состав рассмотренных выше групп методов, поэтому именно им целесообразно завершить рассмотрение данного раздела.

Контент-анализ предполагает изучение разного рода документов, регламентирующих и определяющих деятельность оператора. Эти документы можно разбить на три группы [15].
Первая группа характеризует содержание и организацию трудовой деятельности, устройство и принцип работы системы, особенности рабочей среды. Сюда относятся прежде всего все виды эксплуатационной документации и нормативные документы регламентирующие деятельность оператора.

Анализ этих документов дает возможность ознакомиться со структурой и техническими особенностями системы, с особенностями профессиональной деятельности операторов, устройством рабочих мест, организацией взаимосвязей между операторами. На основании анализа этих документов можно составить отдельные операционные схемы деятельности. Из них можно также получить информацию о режимах труда и отдыха и динамике показателей факторов среды.

Нормативные документы дают также возможность приблизительно оценить степень напряженности выполнения деятельности.
Вторая группа документов отражает результаты деятельности. Она включает журналы и ведомости учета выпущенной продукции, отработки технологических задач, производственно-экономические отчетные документы и т.п. Этот материал является одним из источников получения данных для анализа производительности труда, брака и ошибок в работе оператора, заболеваемости и травматизма.

Кроме того, он может дать информацию для оценки личностных качеств и уровня профессионального мастерства конкретных лиц.
Третья группа включает документы, характеризующие индивидуальные особенности операторов. Сюда относятся служебные и медицинские характеристики, представления для назначения на должность, отчеты о деятельности специалиста и др. Анализ этих документов является одним из приемов личностного
подхода при изучении деятельности. Он используется, например, для определения лучших и отстающих работников при сравнительном анализе специалистов [15,40].
В целом же изучение документов позволяет составить общее представление о задачах оператора, степени их сложности, условиях деятельности, режимах работы, некоторых индивидуальных особенностях конкретных специалистов. Все это затем может быть положено в основу для более глубокого исследования как данного вида деятельности в целом, так и деятельности конкретных лиц.



Содержание раздела