В своей деятельности оператор осознает цель своих действий, представляет их ожидаемый результат, воспринимает и оценивает условия, в которых он действует, обдумывает последовательность отдельных действий, устанавливает и поддерживает свое внимание, применяет волевое усилие, извлекает из памяти необходимую информацию, наблюдает за ходом деятельности и контролирует ее, переживает успехи и неудачи и т.п.
Таким образом, психика выступает в качестве регулятора деятельности; посредством ее оператор направляет, контролирует и корректирует свою деятельность в
соответствии с поставленной целью, предъявляемыми требованиями и условиями. Психика реализуется в психических процессах, свойствах и состояниях человека и проявляется в различных формах психического отражения (рис.
4.4).
Психические процессы являются важнейшей формой отражательной деятельности мозга. Различают три вида таких процессов: познавательные, эмоциональные и волевые. Познавательные процессы дают нам возможность познавать мир и самих себя.
К ним относятся: ощущение, восприятие, представление, мышление и др. Эти процессы отличаются друг от друга различной степенью полноты и глубины отражения действительности.
В деятельности оператора они выполняют функции приема, хранения и переработки информации.
Традиционно в психологии отдельные познавательные процессы рассматриваются и изучаются сравнительно независимо друг от друга. Это удобно с чисто методической точки зрения (что будем делать и мы при изложении материала третьего раздела).
Однако в реальной человеческой деятельности эти процессы взаимодействуют по разнообразным и сложным схемам, что делает такое расчленение в значительной мере искусственным [128]. Попытки устранения такого несоответствия привели к появлению понятия когнитивного стиля деятельности.
Под когнитивным стилем (от лат. cognitio - познание и греч. stylos - стержень) понимаются устойчивые структурно-динамические особенности познавательной деятельности, отражающие индивидуальные различия во внутренней организации процессов переработки информации человеком. В выделении когнитивных стилей как специфических параметров индивидуальности проявилась характерная для современной психологии тенденция рассматривать переработку информации человеком как системный феномен.
Это означает, что в реальной познавательной деятельности участвуют, как правило, не отдельные изолированные процессы, а их совокупность. Их организация в составе единой системы порождает новое качество, которое не может быть охарактеризовано на основе изолированных оценок, например, свойств внимания или особенностей памяти [128].
К настоящему времени выявлено несколько десятков когнитивных стилей. Среди них полезависимость - поленезависимость, ригидность - гибкость, рефлексивность - импульсивность, сложность познавательных структур и др.
Одним из важнейших из них является полезависимость - поленезависимость. Зависимым от поля является такой стиль поведения, при котором субъект импульсивно откликается на стимулы, обладающие для него побудительной силой.
Независимое от поля поведение проявляется в преимущественной ориентации человека на собственную цель и в игнорировании давления наличной ситуации. В сфере восприятия поленезависимость проявляется в эффективности выделения полезного сигнала из перцептивного фона (восприятие на фоне помех). Она выше у независимых от поля людей.
В то же время, уступая поленезависимым субъектам в решении познавательных задач, полезависимые оказываются более эффективными в межличностном общении.
Другая группа познавательных процессов - эмоциональные. Эмоциями называются процессы, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Если познавательные процессы позволяют человеку более или менее объективно отражать окружающий и не зависящий от него мир, то
эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и окружающему миру [34].
В соответствии с информационной теорией эмоций их качество, степень и знак определяются потребностью и прогнозированием вероятности ее удовлетворения на основе врожденного и ранее приобретенного опыта в соответствии с выражением (2.1). Низкая вероятность удовлетворения потребности делает эмоции отрицательными (страх, горе, гнев и др.), возрастание вероятности удовлетворения потребности по сравнению с ранее имеющимся прогнозом придает эмоциям положительную окраску, например, радость, воодушевление, удовольствие и т.п. [165].
Общепсихологическая характеристика эмоций подробно приводится в специальной литературе [34, 175]. С позиций инженерной психологии эмоции можно рассматривать как реакции формирования деятельности, адекватной концептуальной модели, сформировавшейся в сознании человека. Они обусловлены выбором качественных и количественных параметров деятельности на основе оценки собственных и внешних возможностей достижения трудовой цели.
Благодаря эмоциям происходит преобразование структуры деятельности: одни ее элементы усиливаются, другие ослабляются. Одним из условий формирования эмоций является оценка оператором своих возможностей и соотнесения их с целями деятельности.
Исходя из сказанного можно сделать два вывода. Во-первых, в любой деятельности человека всегда присутствуют эмоциональные процессы. Во-вторых, в зависимости от адекватности субъективной концептуальной модели реальной ситуации эмоции могут способствовать трудовой деятельности человека или ухудшать ее.
Вследствие этого возникает два основных аспекта анализа и изучения эмоций. Один из них связан с задачей использования положительных сторон влияния эмоций, другой - предотвращения или нивелирования нежелательных проявлений эмоций в трудовой деятельности [58].
И, наконец, третьим видом психических процессов являются волевые процессы. Воля понимается как механизм, поддерживающий активность человека, направленную на достижение определенной цели при
наличии препятствий. В деятельности оператора воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении ответственного действия, при разрешении конфликтной ситуации.
Все эти ситуации требуют волевого усилия - особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизирующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации [175].
Психические свойства личности включают потребности, интерес, склонности и убеждения, способности, темперамент и характер. Эти свойства - наиболее устойчивые черты личности, характеризующие каждого отдельного человека. В совокупности с рассмотренными психическими процессами они формируют профессионально важные качества (ПВК) человека.
Многие из этих свойств личности в той или иной мере были рассмотрены при изложении предшествующего материала. Здесь же мы остановимся преимущественно на таких свойствах как темперамент и характер.
Темперамент (от лат. temperamentum - смесь, соразмерность) - это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. Темперамент представляет тот биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.
Он отражает в основном динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера. Особенности темперамента человека - важное условие, с которым следует считаться при индивидуальном подходе к воспитанию, обучению, развитию его способностей [34].
В инженерной психологии особенности темперамента следует учитывать при профессиональном отборе, организации групповой деятельности, раскрытии механизмов надежности человека, организации обучения и тренировок и других случаях.
Физиологической основой темперамента являются свойства нервной системы человека (сила - слабость,
уравновешенность - неуравновешенность, подвижность - инертность). В соответствии с учением И.П. Павлова выделяют четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Сангвиник - человек с сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы.
В поведенческом плане - это быстрый, подвижный человек, стремящийся к частой смене впечатлений, быстро реагирующий на события, легко переживающий неудачи и неприятности. Холерик характеризуется сильным, подвижным, неуравновешенным типом нервной системы.
В поведении - это быстрый, порывистый человек, способный страстно отдаваться делу, неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроений, с быстрой истощаемостью реакций. Флегматик - человек с сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы.
Это человек медлительный, невозмутимый с устойчивыми стремлениями и настроениями, слабым внешним выражением психических состояний. Меланхолик обладает слабым, инертным типом нервной системы.
Он является легко ранимым, склонным глубоко переживать даже незначительные события, но вяло реагирующим на окружающее человека.
Для анализа и характеристики свойств личности часто используются также понятия экстраверсии и интроверсии (от лат. exstro - вне, intro - внутрь, versio - поворачивать, обращать). Эти понятия введены для обозначения двух противоположных типов личности.
Экстраверты характеризуются обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого притягивают к себе интересы, жизненную энергию субъекта, что в известном смысле ведет к отчуждению субъекта от самого себя. Экстравертам свойственна импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность. По типу темперамента их можно отнести к сангвиникам или холерикам. Для интровертов, напротив, характерна фиксация интересов личности на явления собственного внутреннего мира; необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднение социальной адаптации.
По типу темперамента интроверты являются флегматиками или меланхоликами.
Для более тонкой дифференциации свойств личности американским психологом X. Айзенком введено понятие эмоциональной устойчивости - эмоциональной неустойчивости (нейротизма). Эмоциональная устойчивость характеризует способность человека к сохранению психических и психомоторных процессов, к поддержанию профессиональной результативности в условиях воздействия эмоциогенных факторов. Чем меньше эмоциональная устойчивость, тем скорее при прочих равных условиях развивается эмоциональная напряженность. Эмоциональная устойчивость во многом зависит от силы нервных процессов.
Слабость и неуравновешенность нервных процессов обычно совпадает с низкими показателями эмоциональной устойчивости. Поэтому считается, что эмоционально устойчивыми обычно являются сангвиники и флегматики, эмоционально неустойчивыми - холерики и меланхолики.
Связь рассмотренных свойств личности с классическими типами темперамента показана на рис. 4.5 [175].
Заканчивая рассмотрение вопроса о темпераменте, следует отметить, что нет плохих или хороших темпераментов. Каждый из них наиболее хорошо приспособлен
к выполнению той или иной деятельности. Так, экстраверты (сангвиники и холерики) подвижны и импульсивны; поэтому они наиболее эффективны в проявлении инициативы, в скорости налаживания межличностных контактов.
Однако работают они рывками, быстро теряют интерес к своим же предложениям, если реализация их затягивается, не обращают внимания на детали. Интроверты (флегматики и меланхолики) сдержаны и уравновешены, они более точно, аккуратно и экономично выполняют работу, лучше ее планируют [34].
Более подробно эти вопросы излагаются при рассмотрении вопроса о психологических механизмах надежности оператора.
В нормальных условиях темперамент проявляется только в особенностях индивидуального стиля; не предопределяя результативность деятельности. Индивидуальный стиль может способствовать одинаковой результативности лицам с различными типами нервной системы. Так, Е.А. Климов показывает, что ткачихи-многостаночники с инертной и подвижной нервной системой достигают одинаковой производительности за счет разных индивидуальных качеств.
Для подвижных (холериков и сангвиников) характерно успешное выполнение трудовых действий в повышенном темпе, высокая скорость движений, частые переходы от станка к станку, малое количество предупредительных работ, большое количество срочных операций в единицу времени. Инертным, наоборот, свойственно большое количество подготовительных и профилактических мероприятий, позволяющие им избежать большей части срочных работ, редкие переходы от станка к станку, работа в спокойствии, равномерном темпе.
Как первые, так и вторые, достигали одинаковых производственных результатов, но подвижные - за счет поворотливости, а инертные - в результате создания условий для спокойной работы [68].
Однако в особых, усложненных условиях деятельности влияние темперамента на эффективность деятельности существенно усиливается, заученные и предварительно усвоенные формы поведения становятся неэффективными. В связи с этим требуется дополнительная энергетическая или динамическая мобилизация организма для того, чтобы справиться с
неожиданными или сверхсильными воздействиями. Эта задача решается путем профессионального отбора.
На базе темперамента и в зависимости от уровня развития тех или иных способностей складывается характер. Он определяется как синтез особенностей психических процессов с типологическими способами реагирования, зависящими от восприятия и обучения. Если такие свойства характера, как устойчивость или переключаемость внимания, способность к устойчивому волевому контролю за собственными реакциями теснее связаны с темпераментом, то такие черты, как отношение к работе, дисциплинированность в большей мере обусловлены воспитанием и саморазвитием. Важно подчеркнуть и активность личности.
С возрастом развитие личности становится более сознательным, целенаправленным - самоусовершенствованным [34].
И, наконец, еще одним видом психических явлений являются психические состояния. Они представляют целостную характеристику психической деятельности за определенный промежуток времени, показывающую своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. В психических состояниях достаточно определенно выражаются индивидуальные особенности
личности. Примером психических состояний могут быть: бодрость, апатия, депрессия, эйфория, скука, то или иное настроение и пр.
Для психологии труда и инженерной психологии наибольший интерес представляют психические состояния человека в трудовой деятельности. Они классифицируются по ряду признаков. По признаку длительности различают относительно устойчивые состояния (удовлетворенность или неудовлетворенность трудом, заинтересованность в труде или безразличие к нему и т.п.); временные или ситуативные состояния, возникающие под влиянием неполадок или взаимоотношений с коллегами; состояния, возникающие периодически (скука, сонливость, повышенная или пониженная активность и т.п.).
По признаку преобладания одной из сторон психики различают состояния: эмоциональные; волевые (волевые усилия); состояния, в которых доминируют процессы восприятия и ощущения (состояния живого созерцания); состояния внимания (рассеянность, сосредоточенность); состояния, характеризующие мыслительную активность (задумчивость, озарение, вдохновение) и т.п.
Для инженерной психологии и психологии труда наиболее важна классификация психических состояний по уровню напряжения, так как именно этот признак наиболее существенен с точки зрения влияния на эффективность деятельности. С этой точки зрения различают психическое напряжение и психическую напряженность. Первое соответствует благоприятным условиям труда, когда цель труда достигается при допустимых нервно-психических затратах. При неблагоприятных условиях, крайним проявлением которых являются экстремальные условия, психическое напряжение перерастает в напряженность.
Оба эти вида психологических состояний в свою очередь могут быть классифицированы в соответствии с теми психическими функциями, которые преимущественно вовлечены в деятельность оператора и изменения которых наиболее выражены в неблагоприятных условиях. С этой точки зрения различают интеллектуальное, сенсорное, физическое, эмоциональное, мотивационное и другие виды психического напряжения [40].
В инженерной психологии проблема состояний оператора не ограничивается только рассмотренными
выше аспектами. Здесь проблема состояний оператора рассматривается как специальный психологический и физиологический аспект проблемы эффективности и, в частности, надежности деятельности оператора. Так или иначе понятие состояния оператора характеризует динамику психических и физиологических процессов, которые вовлекаются в профессиональную деятельность, влияя на ее результативность.
Такие состояния называются функциональными, их изучение является одной из важнейших задач инженерной психологии.
Операторская деятельность представляет собой специфический вид трудовой деятельности, возникшей на определенной ступени развития техники и производства в целом. Поэтому прежде чем давать психологическую характеристику операторской деятельности, кратко рассмотрим трудовую деятельность человека вообще [93, 94].
Трудовая деятельность человека, как и любая другая; исходит из определенных мотивов и направлена на достижение определенных целей. В общем смысле мотив - это то, что побуждает человека к деятельности, а цель - то, чего он стремится достигнуть в результате деятельности (рис.
4.6).
Когда речь идет о мотивах, имеются в виду некоторые субъективно переживаемые побуждения к деятельности. Для субъекта мотив выступает как непосредственная побудительная сила, как непосредственная причина деятельности.
При этом источник мотива нередко усматривают в мышлении, в сознании.
Но действительной основой мотива человека являются потребности, т.е. объективная необходимость - его нужда в веществе, энергии и информации. Принято различать потребности материальные (в пище, одежде, жилище) и духовные, или культурные (в общении с людьми, образовании, чтении и т.д.). Эти потребности так или иначе отражаются в сознании.
Мотив и есть осознанная, т.е. отраженная в сознании, потребность.
Человеческие потребности, а следовательно и мотивы, развиваются в процессе исторического развития общества.
Цель деятельности - это идеальный, или мысленно представляемый ее результат. Отношение мотив - цель образует своего рода вектор, направляющий деятельность человека.
Этот вектор существенно влияет на протекание психических процессов (перцептивных, мнемических, интеллектуальных), включенных в деятельность, на психические состояния и динамику работоспособности человека. В течение жизни у каждого человека формируется определенная система мотивов, одни из которых становятся доминирующими, другие - подчиненными.
Определенную систему образуют также и цели, которые человек перед собой ставит.
Нужно отметить, что идеальная подготовка к той или иной трудовой деятельности и образование целей с развитием производства становятся все более сложными. Формирование представления о результате труда у современного человека предполагает овладение системой знаний о технике, технологии, о производстве в целом.
Конечной целью любой трудовой деятельности является получение некоторого полезного (и для данного человека, и для общества) результата. Но достигается эта цель поэтапно, путем решения частных задач. Так, цель деятельности диспетчера аэропорта состоит в том, чтобы обеспечить безопасный взлет, пролет и посадку в районе данного аэропорта.
Выполняя эту деятельность, он решает такие задачи, как установление связи с бортом самолета, оценка воздушной обстановки, получение информации о погоде и т.д. Каждая такая задача состоит из более мелких: просмотр расписания, наблюдение за экраном радиолокатора, запросы и т.д.
Элемент деятельности, направленный на выполнение простой текущей задачи, в психологии принято называть действием. Более детальный анализ позволяет разложить действие на составляющие его рабочие движения (в случае, когда речь идет о моторных действиях). При таком рассмотрении действие выступает как система определенным образом организованных
движений (рук, ног, всего тела). Фактором, организующим движения в систему (в действие), является задача.
В принципе деятельность человека может быть описана как система последовательно выполняемых действий. Иногда некоторые действия выполняются параллельно, т.е. одновременно.
Нужно отметить, однако, что деятельность не есть простая сумма элементарных действий. Описание деятельности как аддитивного процесса дает лишь весьма приблизительное представление о ее структуре. В действительности соотношение действий в структуре деятельности более сложно.
В процессе ее выполнения происходит объединение и расчленение действий, переходы одного в другое, преобразование действий и т.п. Действие характеризуется высокой динамичностью и пластичностью. Каждое из них формируется по ходу деятельности. Одно и то же действие человек может выполнять разными способами.
Способ выполнения каждого последующего действия зависит от результатов предшествующего и конкретных условий деятельности. В процессе деятельности так или иначе проявляются творческие способности человека.
Деятельность выступает как сложная, иерархически построенная, многоуровневая и динамически развивающаяся структура с большими возможностями переключения от уровня к уровню.
Все это создает трудности для использования методов ее формального описания. Пожалуй, только стереотипная, доведенная до автоматизма (задолбленная) деятельность может быть описана как сумма последовательно выполняемых действий.
Но в этом случае нецелесообразно заменить человека автоматическим устройством.
Следует отличать действие как элемент человеческой деятельности от операции; являющейся элементом технологического процесса. Иногда операция может выполняться человеком при помощи одного действия, иногда ее выполнение требует нескольких действий.
В автоматизированном производстве многие операции выполняются машинами, т.е. без участия человека. В этой связи возникает важный вопрос о согласовании хода технологического процесса с деятельностью человека,
об учете особенностей человеческой деятельности при организации технологического процесса и режима труда.
В каждый момент выполнение действие характеризуется высокой степенью соответствия (адекватностью) предмету, орудиям и условиям труда. Это возможно только потому, что предмет, орудия и условия труда отражаются в сознании человека, а возникающее отражение (субъективное отражение) выступает в роли регулятора выполняемого действия.
Иначе говоря, информация о текущем состоянии предмета, на который направлено действие, а также о внешних условиях выступает в форме его субъективного образа. Существенной его характеристикой является оперативность.
Оперативный - значит приспособленный для правильного и быстрого практического выполнения тех или иных задач.
Идеальное специализированное отражение преобразуемого в действии объекта (предмета, процесса, явлений), складывающееся по ходу выполнения конкретного действия и подчиненное задаче этого действия, называется оперативным образом [130]. Оперативный образ и выступает в роли основного регулятора действия, обеспечивая его адекватность предмету, орудиям и условиям труда. Именно благодаря оперативному образу отдельные движения органов человеческого тела организуются в единую систему - действие.
Оперативный образ формируется в ходе процессов приема и переработки информации и вместе с тем является фактором, направляющим их течение и организацию.
Важная роль в регуляции действий принадлежит сигналам обратной связи, несущим информацию о результате выполненного действия. Эти сигналы включаются в оперативный образ, корректируют его.
Итак, механизм регуляции действия представляет собой замкнутую систему (рефлекторное кольцо), включающую процессы приема и переработки информации, принятия решения и сигналы обратной связи, возникающие при выполнении действия.