d9e5a92d

Конфликты в системе "человек-машина" и способы их решения

К таким воздействиям относятся: ремонт или замена отказавших технических звеньев, восстановление работоспособности операторов, исправление ошибок их деятельности,
профессиональный отбор и обучение персонала и т.п.
Рассмотренный цикл повторяется заново до тех пор, пока время функционирования системы не достигнет заданного значения.
К этому же направлению относится и функционально-структурная теория эргатических систем. Основу ее составляет обобщенный структурный метод (ОСМ) оценки эффективности, качества и надежности СЧМ [35, 137]. Сущность метода заключается в том, что любую деятельность можно расчленить на мельчайшие элементы - типовые функциональные единицы (ТФЕ). На основании ТФЕ разработаны типовые функциональные структуры (ТФС), которые служат уже не для описания отдельных действий, а для описания фрагментов деятельности, присущих самым разнообразным системам.

С помощью ТФС может быть описана деятельность в целом. В рамках метода получены математические модели, позволяющие оценить показатели качества функционирования эргатической системы и определить ту ее структуру, для которой эти показатели будут наилучшими.

Дальнейшее развитие метода состоит в том, что элементы планирования и принятия решений моделируются с помощью метода ситуационного управления, а исполнение - с помощью ОСМ.
Такой подход носит название комплексного обобщенного структурного метода (КОСМ), обеспечивающего представление функционирования эргатических систем в виде функционально-семантических сетей. Однако этот подход находится еще в стадии разработки.
Одной из наиболее работоспособных является системная концепция анализа и оценки надежности СЧМ [185, 186]. Она базируется на восьми частных концепциях: аппаратурной безотказности применяемых технических средств, полной аппаратурной безотказности, восстанавливающего оператора, подготавливающего оператора, управляющего оператора, дежурного оператора, биологически надежного оператора. Целесообразность использования конкретной концепции определяется видом решаемой задачи и не-I It обходимостью учета тех или иных свойств оператора
и техники и режимов работы СЧМ. При этом каждая последующая концепция учитывает более полный набор свойств и дает более полные оценки надежности СЧМ. Так, при оценке только аппаратурной безотказности достаточно использовать первые две концепции (влияние оператора на надежность СЧМ при этом не учитывается); для обеспечения ремонтопригодности оборудования необходимо использовать уже третью концепцию и т.д. Более высокие концепции обеспечивают расчет надежности СЧМ в целом, учитывая и готовность операторов, и подверженность их ошибкам и биологическим отказам организма.

Для каждой концепции разработаны формулы для определения надежности СЧМ. Сложность деятельности (учет различных факторов) учитывается с помощью поправочных коэффициентов, степень детализации которых зависит от вида учитываемых факторов сложности.
Совместно с разработанной программой обеспечения эргономического качества СЧМ и методикой расчета времени и вероятности безошибочного выполнения алгоритма оператором (способ статистического эталона) данный подход может быть применен для анализа, описания и проектирования довольно широкого крута систем человек-машина.
В рамках кибернетического направления разработана и успешно применяется на практике и системно-лингвистическая концепция [196]. Сущность концепции состоит в том, что на ранних этапах проектирования используется классификация систем отображения информации по внешним характеристикам, языкам обмена и методам технической реализации.

На последующих этапах применяются специальные методы и языки описания действий человека. Далее проводятся психологические эксперименты, в которых выявляются ход и особенности решения человеком критических задач и наконец строится трансформационная модель принятия решений, в составе которой используются формализмы лингвистической семантики.

Посредством модели сравниваются различные варианты построения систем отображения информации, а также конструкции языков обмена и процедуры диалога человек-ЭВМ.
Концепция нашла применение в трех основных областях: для построения щитов управления сложными автоматизированными технологическими процессами; для создания учебно-тренировочных центров и для проектирования диалога человек-ЭВМ. На ее основе возник алгоритмический подход в подготовке операторов: основным стержнем подготовки является овладение оператором приемами и навыками принятия оперативных решений. При этом знания должны способствовать решениям, носить направленно оперативный характер, навыки взаимодействия с приборами и органами управления - дополнять, а не затемнять содержание оперативных решений.



Разработан ряд форм подготовки операторов, в частности, карты наблюдений, деревья оценки ситуаций, планы действий, игровые сценарии тренировок [197].
На основе концепции проведено инженерно-психологическое проектирование щитов управления для ряда тепловых и атомных энергоблоков, учебно-тренировочных центров, различного рода диалоговых систем - для научных экспериментов, автоматизации проектирования и обучения.
Определенный интерес представляет также разработанная Г.В. Дружининым статистическая теория процессов выполнения работы [42].

Она используется для априорной оценки времени выполнения работы в условиях действия на работников различного рода случайных факторов. В инженерной психологии данная теория применяется для описания процессов переработки информации оператором и определения времени τоп решения им той или иной задачи управления при следующих предположениях:

  • средняя скорость переработки информации V в пределах одной задачи постоянна, но в силу случайных факторов может меняться от задачи к задаче;
  • объем информации, перерабатываемой при решении каждой задачи постоянен и равен h;
  • величина V распределена по нормальному закону с параметрами mv и σу.

Зависимость количества перерабатываемой информации от времени выражается формулой H(t) = Vt. Эта зависимость является веерной случайной функции, ее графическое изображение приведено на рис.

3.4. Для
таких функций закон распределения времени τоп, необходимого для достижения величиной H(t) заданного значения h представляет собой альфа-распределение. Оно характеризуется двумя параметрами: α и β.

Первый из них является безразмерной величиной и представляет собой среднюю относительную скорость переработки информации, параметр β имеет размерность времени и называется относительным объемом работы.
При α 3 что характерно для большинства видов операторской деятельности, параметры альфа-распределения можно оценить по формулам
α ≈

τоп
στ

, β ≈

τоп2
στ

= α τоп,
где τоп и στ - соответственно среднее значение и среднеквадратическое отклонение времени решения задачи оператором.
Использование этих соотношений позволяет получить функцию плотности распределения времени τоп. В инженерной психологии статистическая теория выполнения работы используется для описания процессов переработки информации при сделанных выше допущениях в условиях действия ряда случайных факторов.

Наибольшее применение эта теория получила для определения времени τоп, а также определения надежности оператора, работающего в условиях временных ограничений.
В рамках кибернетического направления В.Г. Денисовым разработана концепция совместимости оператора, машин и среды в рамках единой системы человек-машина [38].

Согласно концепции основным системообразующим фактором в СЧМ является совместимость составляющих систему компонентов. Рассматриваются следующие виды совместимости:

  • информационная, предполагающая соответствие циркулирующих в системе информационных потоков возможностям отдельных ее компонентов по приему и переработке этих потоков;
  • энергетическая, предусматривающая совместимость отдельных компонентов СЧМ с точки зрения производимых усилий;
  • пространственно-антропометрическая, определяемая соответствием компонентов системы пространственным характеристикам (размеры, расположение в пространстве, досягаемость и т.п.);
  • технико-эстетическая, заключающаяся в соответствии внешнего вида и удобства работы с изделием эстетическим вкусам человека;
  • биофизическая, предусматривающая совместимость компонентов системы с точки зрения осуществления управляющих движений.

В дальнейшем на основе этой концепции Е.М. Хохловым была выдвинута в качестве центральной проблемы категория взаимодействие; с помощью которой решалась задача учета большого количества факторов, влияющих на деятельность оператора [189]. При этом автор отрицательно относится к идее выделения психологических факторов сложности [17], считая ее неплодотворной. На основе проблемы взаимодействия разработан комплексный операционный анализ эксплуатационных процессов, основу которого составляет кольцевой (спиральный) анализ отрицательных процессов в СЧМ.

К отрицательным процессам относятся потоки отказов и дефектов техники, поток ошибок операторов, поток эксплуатационных замечаний. Выявленные такие потоки в ряде СЧМ (на воздушном транспорте, в прессово-кузнечном оборудовании и др.) были обработаны методом логического центрирования, на основании чего построены статистические ряды динамики, столбиковые диаграммы, определены основные
статистические индексы [63]. Полученные данные используются при модернизации существующих и проектировании вновь создаваемых СЧМ аналогичного назначения.
Рассмотренные концепции, несмотря на их различия между собой, нашли в той или иной степени применение при решении ряда практических задач. Их применение дало и существенный экономический эффект [18, 35, 42, 53, 102, 137, 169, 189, 197]. Однако в них вне поля зрения остались особенности функционирования систем человек-машина, деятельность оператора в которых протекает по схеме массового обслуживания. Этот класс СЧМ условно называется автоматизированными системами массового обслуживания (АСМО).

Их особенности рассматриваются в специальной концепции анализа и проектирования АСМО [45, 167].
Эта концепция, не отвергая и не противореча рассмотренным выше концепциям, дополняет их учетом особенностей деятельности оператора в условиях потока сигналов, что является отличительной чертой систем массового обслуживания. В основе концепции лежит положение, выдвинутое Ю.М.

Забродиным о том, что основная проблема в проектировании деятельности оператора состоит в оценке возможностей ее выполнения [142]. Тем самым подчеркивается, что основные проектные решения принимаются в результате инженерно-психологической оценки.

Учитывая специфику деятельности оператора в АСМО (работа в условиях потока сигналов) основное внимание в концепции уделяется динамической оценке показателей деятельности и состояния оператора.
С учетом сказанного структурная схема проектирования деятельности оператора имеет вид, показанный на рис. 3.5. Основу проекта составляет анализ деятельности в условиях потока сигналов (особенности такой деятельности рассмотрены в следующей главе). На основании анализа проводится инженерно-психологическая оценка деятельности, по результатам которой и принимаются основные проектные решения.

Оценка является важнейшим и завершающим этапом каждой из стадий проектирования системы.
Инженерно-психологическая оценка проводится по четырем основным направлениям (рис. 3.5). Она
включает в себя как оценку достигнутых результатов, так и оценку тех затрат, которыми эти результаты достигаются. Оценка результатов состоит в определении соответствия техники возможностям человека по обработке потока сигналов и определении основных показателей качества деятельности (надежность, быстродействие) с последующей оценкой их влияния на соответствующие показатели всей системы.
Помимо оценки достигнутых результатов необходимо провести и оценку произведенных при этом затрат. Они включают в себя прежде всего экономические затраты, это направление носит название экономической оценки СЧМ. Однако для СЧМ понятие затрат имеет еще один смысл.

В данном случае речь идет о затратах человеческого организма, об определении психофизиологической цены деятельности.
Эта задача решается путем контроля и диагностики функционального состояния оператора. Наибольшее значение при этом имеет применение бесконтактных методов.
Основным методом проведения оценки является математическое моделирование деятельности оператора. Разрабатываемые для этой цели модели относятся к классу моделей обслуживания.
Рассмотренные концепции носят довольно общий, системный характер и применяются для решения задач анализа и проектирования деятельности оператора в целом. Помимо них разработан и ряд частных концепций, применяемых для решения конкретных, отдельных задач.

К ним относятся: концепция включения [81], концепция информационного поиска [57], алгоритмического описания деятельности оператора [52], саморегуляции [77] и самоконтроля деятельности [121, 145], психологической защиты [34, 145] и целый ряд других. Более подробно эти концепции рассмотрены при изучении соответствующих вопросов книги.

Конфликты в системе человек-машина и способы их решения


Как было показано ранее, сложная развитая человеко-машинная система состоит из множества подсистем, каждая из которых имеет свою иерархию в виде моделей конечного, динамического состояния и стереотипа поведения (функционирования) человеческих и технических подсистем. В том случае, когда цели подсистем на каком-либо уровне иерархии оказываются противоположными, в системе человек-машина возникает конфликт.

Под ним в общем случае понимается явление взаимодействия различно целеустремленных сторон - объектов, систем, а в рассматриваемом случае - подсистем (звеньев) системы человек-машина [131].
Прежде чем продолжить рассмотрение вопроса о конфликтах в СЧМ, кратко рассмотрим понимание этого понятия в психологии. Здесь конфликт (от лат. confliktus - столкновение) понимается как противоречие,
воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление. Конфликт характеризуется следующими признаками:

  • 1) наличие противоречия;
  • 2) восприятие его как значимой, требующей разрешения проблемы;
  • 3) активность, направленная на преодоление противоречия.

Традиционно в психологии рассматривают три типа конфликтов. Личностный представляет собой противоречие, возникающее у данного человека между несовместимыми интересами, потребностями, представлениями, ролями и т.п., например, конфликт между желанием и чувством долга.

Межличностный конфликт - это ситуация, возникающая между разными людьми из-за противоречий в их интересах, целях, способах поведения и др. Межгрупповой конфликт возникает, когда участниками ситуации являются группы с разными целями, интересами и т.д. [145].
Понятие конфликта часто рассматривается и в физиологии труда. Он возникает, когда потребности энергетического обеспечения работы вступают в противоречие с возможностями обеспечения гомеостаза основных жизненных функций.

Такое обстоятельство, например, характерно для целеустремленной деятельности человека в неблагоприятных условиях внешней среды, когда ответная реакция человека носит характер динамического рассогласования [53].
В инженерной психологии изучается особый класс конфликтов, которые возникают между человеком и техникой в рамках системы человек-машина. Здесь источником конфликта является противоречие между требованиями решаемых оператором задач и его возможностями по их решению.

Одним из первых на это явление указал Ф.Д. Горбов, назвав ситуацию несоответствия средств отображения информации психофизиологическим возможностям человека по ее приему и переработке как конфликт человека с прибором [32].

Помимо этого конфликт с техникой возникает при перегрузке или недогрузке оператора информацией, наличии стрессовых ситуаций, неудобной рабочей позе и многих других случаях. Особенно часто возникают
конфликты при выполнении оператором деятельности в затрудненных, особых условиях. Подробнее об этом сказано в следующей главе.
Теоретической базой для описания и анализа конфликтов является математический аппарат теории игр. На основе этой теории строятся математические модели конфликта. Одна из первых игровых моделей конфликта предложена Дж.

Нейманом для описания игры двух лиц вполне определенного класса. В дальнейшем эта модель конфликта усовершенствовалась, обогащалась, расширялась сфера применимости данной модели на конфликты, модели которых отличались от неймановской, но при определенных предположениях допускали сведение их к неймановским игровым моделям, а следовательно, допускали разрешимость данных конфликтов в классе решений теории игр.

Эти обстоятельства позволили В.Ф. Венда использовать игровые модели для описания и анализа конфликта в системе человек-машина В качестве конфликтной здесь рассматривалась ситуация нарушения работоспособности системы и выявления оператором причины отказа [17].
Дальнейшая разработка теоретических и математических основ разрешения конфликта в СЧМ проведена В.В. Павловым в рамках разрабатываемой им организмической теории построения оптимальных систем человек-машина [131].

При этом считается, что конфликт возникает в системе, содержащей несколько организованных сторон, все или часть целей которых являются взаимоисключающими. Учитывая, что в общем случае цели СЧМ образуют многоуровневую иерархическую систему, можно говорить о глубине и ширине конфликта.

Эти понятия сопоставляются соответственно с числом уровней целей и числом целей на каждом уровне организованной системы, взаимоисключаемых целями организованных подсистем (сторон), участвующих в рассматриваемом конфликте.
Глубина и ширина конфликта - понятия субъективные, т.е. определяемые отдельно для каждой из организованных систем, которые в общем случае для них различны. Если стороны (подсистемы) пришли в силу каких-либо причин (например, случайных) во взаимостолкновение из-за различия целей какого-либо
уровня, то в силу своей априорной организации их действия могут грозить нарушением целостности всех или части сторон и тем самым целостности структур данной СЧМ и связанной с ней целостности системы ее целей. Такой конфликт носит название неорганизованного и основная задача разрешения конфликта заключается в переводе его в организованный.
При этом разрешение конфликта необходимо провести на ограниченном интервале времени, величина которого определяется самой логикой развития и преобразования конфликтной ситуации. Кто быстрее принимает и осуществляет верные решения, тот и выигрывает. Хорошие решения, но принятые с запозданием, устаревают, бесполезны.

В этом аспекте характерны ситуации со старением информации, когда поступающая к оператору стареющая информация является источником конфликта в СЧМ [46]. Для иллюстрации данного положения можно привести примеры конфликтов, рассматриваемых в задачах безопасности движения, в задачах перехвата подвижных целей, в задачах устранения неполадок в производственном процессе и т.п.

Здесь долго думать, просрочить время, воспользоваться устаревшей информацией есть проигрыш, разрешаемость конфликта не в пользу долго думающего, т.е. авария, поражение.
С позиций организмической теории показывается, что при разрешении конфликта в СЧМ следует исходить из принципа функционального гомеостазиса, являющегося основным понятием теории конфликта применительно к СЧМ. Этот принцип требует, чтобы система, находящаяся под воздействием других систем, обладала свойством обеспечивать при решении любой из своих задач постоянство стереотипа своего поведения, проявляя при этом определенную активность и обладая определенной свободой при осуществлении выполняемых действий.

Исходя из этих положений рассматриваются различные формы разрешимости конфликта: индивидуальные, коллективные и кооперативные, показывается что в общем случае проблему построения теории конфликта следует рассматривать в классе технических эргатических систем, т.е. систем человек-машина [131]. В пользу этого свидетельствуют такие соображения.

  1. Системы человек-машина являются более общим классом технических систем, созданных человеком, а автоматические системы (в том числе и роботы) принципиально принадлежат к более низкому уровню искусственных систем, фактически всегда будучи подсистемами СЧМ.
  2. Рассматривая в теоретическом плане класс систем человек-машина, мы тем самым рассматриваем и класс автоматических систем.
  3. Наиболее сложным классом СЧМ есть класс эргатических организмов, в наибольшей степени обладающих поведенческими свойствами, приближающимися к аналогичным свойствам живых систем в разрешении конфликтов. Использование теории создания технических эргатических организмов (организмической теории) позволяет учесть в проблеме разрешения конфликтов опыт эволюционно обоснованного разрешения реальных конфликтов.

Все эти соображения позволили сформулировать предложение использовать организмическую теорию для разрешения проблемы конфликтов в СЧМ. При этом основная задача, как уже отмечалось, состоит в преобразовании неорганизованного конфликта в организованный, т.е. последовательно исследуя сначала низшие и лишь затем высшие формы конфликтов [131].
Конфликты в СЧМ приводят к целому ряду нежелательных для оператора явлений: падение работоспособности и ухудшение функционального состояния организма, а в случаях их длительного и частого повторения - к возникновению профессиональных заболеваний. Поэтому важной задачей инженерной психологии является разработка способов предотвращения возможных конфликтов и их разрешения в случае, если они все же возникли.
Основной путь решения этой задачи состоит в максимально возможном приспособлении техники к человеку путем учета его возможностей при создании и эксплуатации техники и в приспособлении человека к технике за счет профессионального отбора, обучения и тренировок. Иными словами, речь идет о взаимной адаптации человека и техники в СЧМ. Причем именно взаимной, поскольку только приспособление
техники к человеку или наоборот, человека к технике изолированно одно от другого проблему не решит. Эта адаптация должна носить многоуровневый характер: тотальный (на уровне среднестатистического человека вообще), контингентный (на уровне того круга людей, которые могут работать в данной системе), групповой (на уровне отдельных профессионально-типологических групп), индивидуальный (на уровне отдельного конкретного человека). Для особо ответственных условий труда и функций оператора предлагается также индивидуально-оперативная адаптация с учетом конкретного состояния человека при уточнении распределения функций между ним и автоматическими устройствами. Во всех случаях индивидуальная адаптация направлена на снижение реальной сложности решения задач в конкретных условиях, т.е. на предотвращение конфликта между человеком и машиной [17].

Вопросы индивидуализации условий труда более подробно рассматриваются в следующей главе.
Однако в ряде случаев (особенно в непредвиденных ситуациях) конфликта в СЧМ полностью избежать не удается. Тогда возникает задача минимизировать его возможные последствия.

Один из возможных путей решения этой задачи - подсказка (совет) оператору, т.е. представление ему организованной специальным образом дополнительной информации, помогающей оператору в процессе принятия решения или при осуществлении управляющих воздействий. Подсказка может осуществляться как при выполнении оператором реальной деятельности, особенно в необычных, сложных или стрессовых ситуациях, так и при обучении операторов (особенно в игровых ситуациях, связанных с принятием правильного решения по ходу изменения производственной ситуации).
Подсказка в реальной деятельности может даваться визуальным путем, например, засвечиванием транспарантов типа выключи двигатель, проверь правильность набора информации, повтори передачу и т.п. Однако такой вид подсказки не всегда эффективен, так как (особенно в стрессовой ситуации) зрительный анализатор человека может быть перегружен, и 1с4 он просто окажется не в состоянии обнаружить подсказку.
Кроме того, время реакции на нее больше, чем на сигнал, подаваемый голосом.
Здесь однако особенно важно соблюдение условия, чтобы этот сигнал был привычным дли оператора; только тогда он будет правильно воспринят и реализован.Два интересных примера в этом отношении приводит А.Н. Ефимов [46]. В одной из систем управления военными самолетами была введена система подсказок летчику, попавшему в неожиданные, нестандартные ситуации.

Эта система подсказок была записана женским голосом на магнитофон и необходимая подсказка в Нужный момент передавалась на борт. Один из летчиков, не зная об этом, попав в критическую ситуацию, отказался выполнить поступившие с земли команды, поскольку появление женщины в системе управления (а команда подавалась женским Голосом) было несовместимо с его опытом и не укладывалось в его сознании.

Конфликт не был разрешен.
Другой пример, но противоположного плана. В 20-е годы на Неве проводились очень важные такелажные работы, при выполнении которых такелажникам в строго определенное время (с точностью до нескольких секунд) руководителем работы должна была быть подана команда руби концы. На обоих берегах Невы собралось мНого зрителей, в том числе и ленинградское начальство. По какой-то причине руководитель работ замешкался, ситуация грозила выйти из-под контроля и могла привести к крупной аварии.

Тогда находящийся здесь известный ученый, академик, адмирал Крылов схватил мегафон и, не стесняясь крепких выражений, подал такелажникам нужную команду. Ситуация была спасена. Крылова благодарили за находчивость, но упрекнули в использовании нецензурных выражении, которые были слышны довольно далеко от места событий. На это адмирал ответил, что такелажники - народ особый, они привыкли слушать только своего боцмана, поэтому он вынужден был подать команду боцманским голосом, иначе такелажники могли бы ее попросту не воспринять.

В данном же случае команда (подсказка) была Подана в психологически привычном для исполнителей стиле.
Важное значение для разрешения возможных конфликтов имеет формирование у человека психологической
защиты [34]. Суть ее состоит в том, что у человека по мере накопления опыта, обучения, тренировки и т.п. формируется система, выполняющая роль ограждения сознания от информации, которая может разрушить его внутреннее равновесие, опирающееся на сложившуюся у него картину мира (для оператора, в частности, сложившееся у него представление о характере протекания управляемого процесса).

Эта система выполняет роль защитных психологических барьеров и может рассматриваться как особая форма переработки травмирующей информации. За счет этого она выступает как система стабилизации личности, проявляющаяся в устранении или сведении к минимуму отрицательных эмоций, когда есть опасность возникновения чувства тревоги, дискомфорта, опасности и т.п.

Получив неприятную (излишнюю, аварийную, требующую быстрого реагирования) информацию, с которой оператор не в состоянии справиться, он может умалить ее значимость, изменить (уменьшить) уровень своих притязаний (вслед за осознанием невозможности их реализации), исключить из рассмотрения сигналы, связанные с действиями, которые он не может выполнить.
Примерами таких действий является селекция информации в условиях ее избытка, а также эмоциональное выгорание. Под ним понимается выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного подавления эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия (например, не обращать внимание на неудобную рабочую позу). Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения.

Эмоциональное выгорание - отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.
Психологическая защита может проявляться в виде защитных реакций или в виде защитного поведения. В совокупности они образуют защитные механизмы психики, которые могут совершенствоваться и развиваться в процессе психологической подготовки оператора. При ее организации и проведении следует иметь ввиду, что информация, представляющая для оператора опасность (в том числе и препятствующая нормальному
выполнению деятельности), в разной мере нарушая его представления о норме и благополучии, проходит через психологические барьеры неодинаково. Наиболее опасная отклоняется уже на уровне восприятия, менее опасная - воспринимается, а затем частично трансформируется.

Чем меньше поступающая информация грозит нарушить деятельность оператора, тем глубже она продвигается от чувственного (сенсорного) входа к двигательному выходу и тем меньше она видоизменяется на этом пути.
В общем случае психологическая защита и построенные на ее основе защитные механизмы имеют положительное значение для деятельности оператора, являются важным средством разрешения конфликтов. Однако в ряде случаев под влиянием защиты поведение человека может становиться нелепым, у него проявляются причудливые объяснения и неадекватный прогноз своих действий. Известны случаи, когда чрезмерная защита нарушала деятельность человека, вплоть до ее полной дезорганизации и неспособности выполнять работу [132].

Однако с помощью ряда приемов человек может изменить, скорректировать свою иерархию ценностей, упорядочить поведение в соответствии с измененной шкалой. Иными словами, он может не допустить, чтобы ему изменяла его обычная логика, минимизировать вторжение психологической защиты, трансформирующей способы анализа собственных мотивов и поступков. Это явление называется преодолением психологической защиты [34].

Ему, как и выработке способов формирования защитных механизмов, следует уделять определенное внимание в процессе психологической подготовки операторов.
Рассмотренные способы психологической защиты и ее преодоление являются преимущественно пассивными методами разрешения конфликтов. Они направлены на уход от конфликта, его предотвращение за счет ограничения травмирующей информации путем ее селекции, избежания, ограничения, нереагирования и т.п.

Однако такие подходы не всегда возможны и поэтому могут не давать нужных результатов. В этих случаях приходится применять активные способы разрешения конфликтов, которые базируются
на правильном и своевременном принятии решения оператором по выходу из конфликтной ситуации [27].
Такие ситуации наиболее часто возникают в АСУ технологическими процессами, работающими в режиме реального времени. Здесь под конфликтной ситуацией понимается такая, которая возникает в системе управления технологическим процессом в случае рассогласования действительного и требуемого состояний системы, и связана с необходимостью принятия оперативного решения оператором.
Причины возникновения конфликтных ситуаций следующие:

  • ненадежность элементов системы, выход их из строя;
  • несовершенство процесса управления, которое обусловлено неполнотой и неточностью информации об объекте управления, недостатками и ошибками оперативного персонала и т.п.;
  • ограниченные ресурсы и возможности системы управления;
  • необходимость преодоления многозначности, возникающей в процессе управления;
  • неспособность системы управления к решению возникающих задач.

Таким образом, в АСУ реального времени проявляются все основные источники неопределенностей: неизвестность, неполнота, недостоверность, случайность, неточность, многозначность. В процессе функционирования системы эти неопределенности преодолеваются оператором на основе знания объекта и системы управления, постоянного анализа и предвидения (антиципации, вероятностного прогнозирования) хода процесса управления, опыта, интуиции и высокой профессиональной подготовки.

Устранение неопределенностей и принятие решения является результатом мышления оператора, обладающего присущими ему субъективными представлениями, суждениями и эмоциями.
Принятие решения оператором осуществляется с помощью специальной системы поддержки принятия решения (СППР). Основными элементами такой системы являются блоки распознавания конфликтных ситуаций, формирования плана их разрешения с учетом
важности и допустимого времени разрешения конфликта, генерирования гипотез о возможных причинах конфликтных ситуаций, формирования плана проверки и реализации решений. Работа СППР опирается на математический аппарат сетей Петри и нечетких множеств, применение имитационного моделирования, адаптивных информационных моделей и синтезаторов речи [27].

Сама же СППР является человеко-машинной системой адаптивного информационного взаимодействия, построенной по принципу гибридного интеллекта [17].



Содержание раздела