ФО внутри холдинга подразумевают большую фин. самостоятельность участников в пределах единой стратегии.
С ФИН.-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМОЙ
- с бюджетами и ВБФ по уплате налогов и платежей
- страховое звено - перечисление ср-в
- с банками. Безналичные расчеты + кредиты и ссуды + нетрадиционные услуги
- с фондовым рынком - покупка\продажа ЦБ.
Денежные фонды предприятий
Важная сторона деятельности п\п - формирование и использование различных денежных фондов. Через них осуществляется обеспечение хозяйственной деятельности необходимыми ден. ср-вами, а также расширенного воспр-ва, финансирование НТП, стимулирование, расчеты с бюджетами и банками и т.д.__
I |
Фонды собственных ср-в. Решающая роль в деятельности Существуют требования по объему и организации |
- уставный капитал - добавочный - резервный - инвестиционный фонд - валютный фонд прочие |
II |
Фонды заемных средств. В рын. эк-ке предпр. невозможно без заемных ср-в. Их многообразие дает возможность использования их в различных ситуациях. В нормальных экономич. условиях -способствуют повышению эффективности. |
- кредиты банков - коммерч. кредиты - факторинг - лизинг - кредиторы |
III |
Фонды привлеченных средств. Носят двойственный характер: в оборотных средствах, но принадлежат другим. Т.е. дивиденды, фонд потребл. |
- фонды потребления - расчеты по дивидендам - доходы будущих периодов - резервы предст. расходов |
IV |
Оперативные денежные фонды создаются периодически. |
- для выплаты з\п - для выплаты дивидендов - для платежей в бюджет |
Управление потоками денежных средств
Необходимо для полной оценки фин. состояния, для управления финансами п\п.
Движение ДС - все валовые денежные поступления и платежи предприятия.
Поток ДС - связан с конкретным периодом времени и представляет собой разницу между всеми поступившими и выплаченными ср-вами за этот период.
Движение денег явл. первоосновой, в результате чего возникают финансы, т.е. фин. отношения, денежные фонды, денежные потоки.
Управление ден. потоками предполагает анализ этих потоков, учет движения ДС, разработку плана движения ДС.
positive cash flow, negative cash flow, present value cash flow Различные виды деятельности:
основная, (призвана приносить прибыль и обеспечивать все ДС) инвестиционная, финансовая. (развитие основной деят. и обеспечение дополнит. ДС)
Получение прибыли и ее распределение.
ГосБюджет - ведущее звено фин. системы и осн. фин. категория. В нем объединяются главные доходы и расходы гос-ва, т.е. через ГБ осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование
БЮДЖЕТ представляет собой основной фин. план гос-ва на текущий год. Имеет силу закона, утверждается законодательными органами власти. По матер. содержанию ГБ - это централизованный фонд денежных ср-в гос-ва, а по соц-экон. сущности - основное орудие перераспределения Нац.
Дохода.
ГБ выполныет след. основные функции:
1. Перераспределение Нац.Дох.
2. Гос. регулирование и стимулирование эк-ки.
3. Фин. обеспечение соц. политики.
4. Контроль за образованием и использованием централизов. фонда ден. средств
Бюджетные отношения - представляют собой финансовые отношения гос-ва на федеральном, региональном и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также с населением по поводу формирования и использования централизованного фонда ден. ср-в.
СТРУКТУРА БЮДЖЕТА
¦ Доходная часть
¦ Расходная часть
Доходная часть формируется:
1. закрепленные доходы, т.е. доходы, поступающие полностью в соотв. бюджет.
2. регулируемые доходы - ср-ва, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему сверх закрепленных доходов.
3. дотации - ср-ва, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците.
4. субвенции - ср-ва, передаваемые из вышестоящего Б. нижестоящему на финансирование строго целевого мероприятия.
5. субсидии - часть общих гос. налоговых доходов, кот. поступают в вышестоящ. Б. и направляются нижестоящим в порядке перераспределения.
Субсидии могут быть - целевыми (определ. цель)
- универсальными
6. кредитные ресурсы - ср-ва, передаваемые на кредитной основе, т.е. соблюдаются все правила кредита: возвратность, срочность, гласность
Объем дохода бюджета и размер его доходов определяются суммой полученного Нац. Дохода и той частью, кот. мобилизуется в бюджет.
Доходы бюдж. формируются в соотв. с налоговым законодат.
Классификация доходов.
1. По источникам образования (с юр. лиц, населения, займы, поступления от реализ гос.
собств.
2. по методам взымания - налоговые доходы - неналоговые
3. по видам налогов ( НДС, акцизы, на прибыль и т.д.)
ДОХОДНАЯ ЧАСТЬ № ^ Налоги и сборы_. ФБ_РБ_. МБ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Государственный кредит - это сов-ть экономич. отношений между гос-вом в лице его органов власти и управления и физич. и юридич. лиц, при которых гос-во выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта.
Гос-во явл.:
Заемщиком - у населения и п/п.
Кредитором при выдачи бюджетных ссуд
Гарантом - берет на себя ответств. за погашение займов или обязательств как физич, так и юридич. лиц.
С т.зр. экономич. категории ГК имеет след. отличия:
- добровольность
- возвратность и платность
- обеспеченность всем имуществом гос-ва
- на общегосуд. уровне не имеет целевого хар-ра
- привлекается на определ. срок не более 30 лет согласно закону о гос. внутр. долге Функции ГосКредита
1. Фискальная - формирование централизов. ден. фондов гос-ва. Это 2-ой после налогов метод финансирования расходов бюджета при непроизводит. использовании Капиталов, полученных в результате ГосЗаймов. Единств. источником их погашения становятся налоги, либо новые займы.
Размещение новых займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется РЕФИНАНСИРОВАНИЕМ ГосДолга.
2. Регулирующая - означает регулирование ДенОбр в стране. Если изымаются ср-ва у населения, происходит снижение платежеспособного спроса. Если эти ср-ва направляются на оплату труда бюджетникам, то кол-во денег остается неизменным. Если же они инвестируются в Пр-во, происходит сокращение наличности.
Если ср-ва изымаются у юридич. лиц и направляются на оплату труда бюджетников, то кол-во денег в обращении возрастает.
Цена Кредита - чем выше спрос на кредит у гос-ва, тем выше ссудный %. Дорогие кредиты вынуждают бизнесменов сокращать инвестиции в Пр-во и инвестировать ср-ва в ГосЦБ.
1. Гос. Займы (внутр/внешн)
2. Обращение части вкладов населения в Гос.займ
3. Казначейские ссуды
4. Заимствование ср-в общегосуд. ссудного Фонда
1. Гос.Займы
ВНУТРЕННИЙ ГОС.ЗАЙМ признаки классификации:
- по праву эмиссии (выпускаются либо правит., лиюо республик или местными властями)
- по признаку держателей (физич. лиц; юридич. лиц; физич и юридич лиц)
- по формам выплаты доходов (Процентные, Беспроцентн., Выигрышные, Процентно-Выигр., с Нулевым купоном - прод со скидкой, выплачив. номин)
- в зависимости от метода определения дохода (с твердым/плавающим дох)
- по срокам начисления (краткосрочные, среднеср (1-5), долгоср)
- в зависимости от обязанностей заемщика по погашению (с правом досрочного погашения; без этогоправа)
- по формам выпуска (облигацион. (т.е. бумажн); безоблигац (в виде записи))
- по методам размещения (добровольные, размещ. по подписке, принудительно по решению правит)
- в зависимости от обращения на рынке (рыночные (своб. обращаемые), нерыночные)
- в зависимости от обеспеченности (закладные (выпуск. местными органами), беззаклвдные (вып. гос. органами))
ВНЕШНИЙ ГОС. ЗАЙМ
Выступает в роли международного гос.кредита. Здесь гос-во м/б в роли Кредитора, заемщика. Как и внутр. займы они предоставляются на условиях Платности, Возвратности, Срочности. Предоставление внешних займов может производиться из бюджета или спец. фондов.
Получатели - правительства, республ или местные органы.
Кредиторы: правительства, фин-кред учреждения, юрид. лица иностр. гос-в, частные лица и междунар. организации. Классификация внешних ГЗ:
1. по форме предоставления (денежные/товарные)
2. по срокам (среднеср/долгоср)
3. по валюте предоставления (в валюте страны кредитора/заемщика/третьей)
4. погашение займов (товарные поставки/валюта)
Погашение займов и выплата % по ним может производиться по истечении льготного периода, предоставляющего отсрочку погашения займа на 3-5 лет после его использов.
2. Обращение части вкладов населения в ГЗ. Это процедура предст. собой выделение СберБанками привлеченных ср-в без ведения реального владельца в качестве кредита гос-ву, т.е. СберБанк покупает долговые обязат. гос-ва
3. Казначейские ссуды. Предоставлены бюджетными ссудами п/п и организац.
4. Заимствование ср-в общегосударств. ссудного фонда. В этом случае гос.кредитные учреждения непосредственно (т.е. без покупки ЦБ) передают часть кред. ресурсов на покрытие расходов правительства. Именно использование этой формы ГосКредита послужило причиной образования ГосДолга за счет привлечения правительством ср-в общегос. ссудного фонда для финансиров. бюдж. расходов.
Государственный долг - представляет собой общую сумму обязательств гос-ва по выпущенным и непогашенным гос.займам, полученным кредитам, вкл. начисл. по ним % и выданным гос-вом гарантам. ГД в зависимости от рынка размещения, валюты и др. хар-к делится на внешний и внутр.
Внешний ГД - кредиты иностр. гос-в, междунар. фин. организ. и гос.займы, деноминированные в валюте и размещенные на зарубежных валютных рынках.
Внутренний ГД - кредиты национ. банков и гос.займы, деноминированные в нац. валюте и размещенные на национальном рынке.
Госуд. внутр. долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. В соответствии с законом РФ о Внутр.ГосДолге РФ различают понятия Государственный долг и Общегосударственный долг.
Общегосуд. Долг вкл. задолженность правит. РФ, органов управления республиками в составе РФ, местных органов власти.
Обеспечением ГД России служат все активы, находящиеся в распоряжении Правит. РФ. Но РФ не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ, если они не были гарантированы Правит.РФ.
Существует еще одна классификация ГД, кот.делит ГД на Капитальный и Текущий.
Капитальный ГД представлен всей суммой выпущенных и непогашенных обязательств, вкл. % по ним.
Текущий - это расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам гос-ва и по обязат., срок оплаты которых уже наступил.
В связи с существованием ГД, существует и потребность управления им. Под управлением ГД понимается сов-ть действий гос-ва, связанных
- с изучением конъюнктуры на рынке ссудных Капиталов,
- с выпуском новых займов и выработкой условий их выпуска,
- с выплатой % по ранее выпущенным займам,
- проведение конверсий (т. е. изменение доходн) и консолидации займов (объединение неск. займов в 1),
- определение курсов облигаций на ден. рынке и проведение мероприятий по определению ставок % по ГосКредиту.
- относятся также и мероприятия гос-ва по погашению ранее выпущенных займов, срок действия кот. истек.
Для оценки внешней задолженности сущ. несколько критериев, в т.ч. сравнивают размер долга с потребностью его погашения и выплаты % с величиной экспорта, от кот. зависят потенциальные возможности кредитов. Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, при повышенной опасности в 3 раза.
ГосБюджет - ведущее звено фин. системы и осн. фин. категория. В нем объединяются главные доходы и расходы гос-ва, т.е. через ГБ осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование
БЮДЖЕТ представляет собой основной фин. план гос-ва на текущий год. Имеет силу закона, утверждается законодательными органами власти. По матер. содержанию ГБ - это централизованный фонд денежных ср-в гос-ва, а по соц-экон. сущности - основное орудие перераспределения Нац.
Дохода.
ГБ выполняет след. основные функции:
5. Перераспределение Нац. Дох.
6. Гос. регулирование и стимулирование эк-ки.
7. Фин. обеспечение соц. политики.
8. Контроль за образованием и использованием централизов. фонда ден. средств
Бюджетные отношения - представляют собой финансовые отношения гос-ва на федеральном, региональном и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также с населением по поводу формирования и использования централизованного фонда ден. ср-в.
Государств. Бюдж. Система состоит из:
1 - Федеральный Бюджет 21 - Республиканские бюджеты в составе РФ 55 - Краевые и областные бюджеты Городские бюджеты Моосквы и С-Петерб.
10 Окружных бюджетов автономных округов Бюджет Еврейской автон. области + 29 тыс. местных бюджетов
Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы и принципов ее построения. Существует 5 принципов построения бюджета:
1. Единство бюджетной системы. Единая правовая база; использование единых бюдж. классификаций и форм бюдж. документации; единая соц-экон. и налоговая политика.
2. Принцип полноты. Отражение доходов и расходов в каждом звене бюджетной системы в полном объеме.
3. Реальность - правдивость бюдж. показателей.
4. Гласность - публикация утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, а также свободного отчета консолидированного бюджета РФ и бюджетов территорий. Консолидированный бюджет - сводный республ. бюджет РФ и бюджетов нац-государств. и
администрат-террит. образований. Сводится в статистич. целях, не имеет силы закона.
5. Самостоятельность - наличие собств. источников доходов и прав определять направления их использования.
Бюджетный процесс - регламентированная законодат. деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центр. и местных бюджетов.
Стадии Бюдж. Процесса:
¦ составление проекта бюджета \ 18 мес.
¦ рассмотрение и утверждение бюджета /
¦ исполнение бюджета - 1 год
¦ составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение - 5 мес.
Минфин РФ занимается методич. разработками бюджета. Затем бюджет передается в
ГосДуму для рассмотрения, затем в Совет Федер. После принятия бюджета Советом Федер. Б передается През. РФ для подписания и обнародования. Исполнение бюджета начинается после утверждения бюджета законодат. органами.
Бюджет может проектир. не более 4 раз. В том случае, если закон о федер. бюджете не принят до начала фин. года, органы исполнит. власти имеют право расходовать ср-ва в размере 1/12 объема предыдущего года в течение каждого месяца вплоть до утверждения бюджета.
Консолидированный бюджет.
Б.Система считается сбалансиров. ПО ВЕРТИКАЛИ, если объем поступлений в совокупных бюджетах на каждом уровне власти в целом достаточен для осуществления их функций. ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ сбалансированность это общее соотв. доходов и расходов в бюджетах отдельных регионов и территорий на соотв. уровнях власти.
Достижение вертикальной сбалансиров. - первый этап общей сбалансиров.; а достижение горизонтальной сбалансир. - второй этап горизонтального выравнивания, кот. осуществляется с помощью трансфертов.
С 1994 г. образован целевой фонд поддержки регионов. Ср-ва из данного фонда распределяются для всех регионов по единому принципу. Формируется фонд в размере 22% от суммы НДС, поступающей в федер. бюджет. Из данного фонда оказыв. помощь тем субъектам у которых среднедушевой доход по бюджету гораздо ниже, чем в среднем по РФ (такие субъекты федерации - НУЖДАЮЩИЕСЯ В ПОДДЕРЖКЕ).
И тем регионам, где собств. доходов и дополнит. ср-в, полученных из федерального бюджета не достаточно для финансирования текущих расходов (такие регионы - ОСОБО НУЖДАЮЩИЕСЯ В ПОДДЕРЖКЕ).
Получающие поддержку регионы обязаны строго планировать и вести контроль за расходами и доходами своих бюджетов и небюдж. фондов, отчитываясь при этом перед МинФином РФ. Также такие регионы обязаны ввести на своей территории все региональные налоги, утвержденные законодательством РФ по ставкам не ниже средних.
Трансферты регионам перечисл. ежемесячно, исходя из фактич. поступлений НДС, а также с учетом удельного веса каждого региона в зависимости от статуса в фонде фин. поддержки регионов.
Наряду с трансфертами сохр. порядок выделения регионам бюдж. ассигнований. Для осуществления федеральных целевых программ, на др. программы, согласованные на федеральном уровне, а также выделение дотаций бюджетам закрытых администрат. территорий, в пределах которых располаг. объекты МинОбороны. Кроме того с 1993 г. расширены права субъектов РФ и местных органов власти в вопросах введения дополнит. налогов и сборов.
Доходная часть формируется:
7. закрепленные доходы, т.е. доходы, поступающие полностью в соотв. бюджет.
8. регулируемые доходы - ср-ва, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему сверх закрепленных доходов.
9. дотации - ср-ва, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците.
10. субвенции - ср-ва, передаваемые из вышестоящего Б. нижестоящему на финансирование строго целевого мероприятия.
11. субсидии - часть общих гос. налоговых доходов, кот. поступают в вышестоящ. Б. и направляются нижестоящим в порядке перераспределения.
Субсидии могут быть - целевыми (определ. цель)
- универсальными
12. кредитные ресурсы - ср-ва, передаваемые на кредитной основе, т.е. соблюдаются все правила кредита: возвратность, срочность, гласность
Законом РФ от 10.03.98 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» законодательные органы власти получили возможность образовывать внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.
На основании соответствующих актов федеральных органов власти определяется порядок деятельности внебюджетных фондов, устанавливаются источники их формирования и направления использования ресурсов.
Являясь составной частью финансово системы, внебюджетные фонды обладают рядом особенностей: