d9e5a92d

Тема 6. Основные законы логики. Гипотеза

План:
6.1. Основные логические законы.
6.2. Гипотеза: понятие, виды, ее построение.
6.1. Основные логические законы
Содержание мысли воспроизводит содержание вещей, их свойства и отношения. Цель научного познания состоит не только в том, чтобы выяснить структуру вещи, но и в том, чтобы раскрыть основания ее существования, выявить законы ее возникновения, функционирования и развития.
Закон есть внутренняя, существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь предметов и явлений действительности.
Истинность мысли обусловливается в конечном итоге законами объективной реальности.
Формальная или логическая правильность мысли обусловливается всей совокупностью логических законов.
Логический закон есть внутренняя, существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь форм мышления.
Каждая форма мышления имеет свои специфические законы возникновения, функционирования и развития, но все они (понятия, суждения, умозаключения) обусловлены рядом общих законов, которые называются основными логическими законами.
При изучении данной темы необходимо обратить особое внимание на различие в истолкованиях происхождения и сущности логических законов, уяснить себе основные черты каждого из четырех законов логики, их функции в мышлении.
Закон тождества. В процессе рассуждения о каком-либо предмете объем и содержание понятий, отражающих этот предмет, должны оставаться постоянными. Они могут меняться только в том случае, если изменяется сам предмет.
В процессе развития вещь качественно изменяется, переходит из одного своего состояния в другое. Закон тождества отражает устойчивость вещи в процессе ее изменения и определенность вещи в каждый конкретный момент времени. В процессе мышления он обусловливает последовательность связей мыслей и однозначность употребления понятий.


Любое слово в процессе исторического развития приобретает множество значений. Множество значений слова называется смыслом слова, или идеальным смыслом слова. Очень часто по-лисемичность (многозначность) слова приводит к дискуссиям, когда один из оппонентов имеет в виду одно значение слова, а другой — иное значение.
Прежде чем приступить к дискуссии, необходимо уточнить ее предмет, договориться с оппонентом о значении употребляемых понятий. В противном случае дискуссия может оказаться бесплодной — невозможно прийти к согласию, если нарушается требование закона тождества об однозначности употребления понятий. Полисемичность слов способствует также возникновению неправильных умозаключений.
Закон непротиворечивости. В процессе рассуждения о каком-либо предмете нельзя в одно и то же время, в одном и том же месте, в одном и том же отношении утверждать что-то и это же самое отрицать.
Закон противоречия развивает и углубляет закон тождества. Если закон тождества требует определенности и последовательности в мышлении, то закон противоречия указывает на пределы этой определенности и последовательности (время, место, отношение) и запрещает противоречия в рассуждениях. Обнаружение противоречия в теории или рассуждениях свидетельствует либо о ложности исходных положений, либо о нарушении формальной правильности их построения.

И в том и в другом случае необходим логический анализ для разрешения противоречий.
Хотя мириться с логическими противоречиями нельзя ни в каком рассуждении, даже в самом простом, особенно важно учитывать действие закона противоречия в науке. Ведь логические противоречия способны разрушить любое, сколь угодно сложное умственное построение. А здесь они далеко не так просты и очевидны, как те, что приводятся (для наглядности) в учебных целях. Поскольку всякое научное рассуждение — более или менее обстоятельное, подробное, взаимоисключающие мысли могут находиться в разных его местах и их попросту трудно обнаружить.

Тем более затруднительно это сделать, если рассуждения разделены во времени: то, что утверждалось в одно время, может незаметно для самого говорящего отрицаться в другое. Но от этого логические противоречия не утрачивают своего вреда. Они представляют собой интеллектуальный «шлак», засоряющий наши рассуждения и требующий постоянного очищения их, чтобы можно было успешно двигаться к истине.

Вот почему в науке придается принципиальное значение предупреждению или устранению в ней логических противоречий.
Закон исключенного третьего. В процессе рассуждения о каком-либо предмете дело необходимо доводить до определенного утверждения или отрицания. В этом случае из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано.
Вещи, их свойства и отношения либо существуют, либо не существуют. Этот факт и отражается законом исключенного третьего. Он имеет силу только для контрадикторных (противоречащих) высказываний.
Противоречащими высказываниями называются такие высказывания, одно из которых что-то утверждает, а другое это же самое отрицает.
Закон исключенного третьего не указывает какое из двух противоречащих высказываний является истинным. Он лишь утверждает, что одно из них истинно, а другое — ложно. При наличии в рассуждении противоречия в действие вступает закон противоречия, который запрещает подобную ситуацию и требует исключить из рассуждения одно из противоречащих суждений.

Естественно, что необходимо исключать ложное и оставить истинное высказывание.
Закон достаточного основания. Всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание. Достаточным основанием какой-либо мысли может быть любая другая, уже проверенная и признанная истинной мысль, из которой с необходимостью вытекает истинность данной мысли.
Достаточными основаниями называются суждения, обосновывающие соответствие содержания мысли действительности.
Достаточными основаниями истинности суждения могут быть:
1) суждения, истинность которых была уже ранее доказана и из которых обосновываемое суждение вытекает (выводится) с логической необходимостью;
2) непосредственное восприятие предмета или явления и образованное на его основе суждение;
3) личный жизненный опыт человека.
В связи с тем что восприятие предмета человеком и его личный опыт всегда ограничены, суждения, основанные на них, носят вероятностный характер и не всегда могут быть истинными. Например, на протяжении тысячелетий люди считали, что Солнце вращается вокруг Земли. Данное суждение основывалось на чувственном восприятии и личном опыте людей.

В действительности истинным оказалось противоречащее ему высказывание: «Земля вращается вокруг Солнца».
Закон достаточного основания несовместим с различными предрассудками и суевериями. Например, существуют нелепые приметы: разбить зеркало — к несчастью, рассыпать соль
— к ссоре и т. д., хотя между разбитым зеркалом и несчастьем нет причинной связи. Логика — враг суеверий и предрассудков. Она требует обоснованности суждений и несовместима поэтому с утверждениями, которые строятся по схеме «после этого
— значит, по причине этого». Это логическая ошибка возникает в случаях, когда причинная связь смешивается с простой последовательностью во времени, когда предшествующее явление принимается за его причину. В работе «Суеверия и правила логики» Н.Г.

Чернышевский приводит такой пример.
Древние римляне видели ворону, которая каркала справа, и проиграли битву; в следующий раз ворона каркала слева, и они выиграли битву. Из этих фактов римляне сделали вывод, что карканье вороны с правой стороны приносит войску поражение, а карканье с левой стороны — победу.
Закон достаточного основания обусловливает взаимосвязь, обоснованность и доказательность рассуждений. Он требует, чтобы в любом рассуждении мысли были внутренне взаимосвязаны, вытекали одна из другой и обосновывали друг друга. Обоснование истинности мысли должно базироваться на фактах и основывающихся на них аргументах и доказательствах, а не на слепой вере и не на голословной апелляции к авторитету, будь то какое-то писание, личность, партия или государство.
Все основные законы логики взаимосвязаны и действуют одновременно в процессе любого рассуждения. Они обусловливают процесс мышления в целом и каждую его часть в отдельности и образуют логические основания формальной правильности человеческого мышления. С помощью логических законов строят и гипотезы.
6.2. Гипотеза: понятие, виды, ее построение
В процессе научного или обыденного познания мы порой идем по очень трудному и извилистому пути, от незнания к знанию, от неполной и неточной информации об окружающем мире к более полному и глубокому знанию о нем. Этот познавательный процесс сопровождается различными догадками и предположениями относительно каких-либо на тот момент еще необъяснимых явлений. Со временем эти гипотетические суждения либо признаются истиной, либо отбрасываются в силу их ложного характера.

Таким образом, гипотеза является важным звеном в познавательном процессе.
Под гипотезой в формальной логике понимают форму мышления, представляющую собой обоснованное предположение о причинах, свойствах или взаимосвязях каких-либо духовных или мате-риалъных явлений. Здесь необходимо отметить, что она, как правило, не сводится к какой-то одной форме мышления: понятию, суждению или умозаключению, а включает в свой состав все эти структуры.
В зависимости от объекта исследования научные гипотезы можно разделить на общие, частные и единичные.
Общая гипотеза — это форма мышления, представляющая собой научно обоснованное предположение, выдвигаемое с целью объяснения свойств или причин всего класса описываемых явлений.
Примером общей гипотезы может служить предположение Демокрита об атомистическом строении вещества, которое впоследствии превратилось в научную теорию. Эволюционная теория Ч. Дарвина также является общей научной гипотезой.
Частная гипотеза — это форма мышления, представляющая собой научно обоснованное предположение, выдвигаемое с целью объяснения свойств или причин части объектов, выделенных из класса рассматриваемых духовных или материальных объектов.
Единичная гипотеза — это форма мышления, представляющая собой научно обоснованное предположение, выдвигаемое с целью объяснения свойств или причин единичных явлений. Например, врач использует единичные гипотезы в ходе лечения конкретного больного, подбирая для данного индивидуума необходимые ему медикаменты и их дозировку. Если гипотеза оказывается ложной, то эта ошибка может весьма печально сказаться на судьбе пациента.
В ходе доказательства общей, частной или единичной гипотезы могут быть использованы вспомогательные предположения. Они применяются, как правило, в начале исследования. Их принято называть рабочими гипотезами, и они обычно не претендуют на теоретическую глубину.

Значение рабочих гипотез в том, что они выполняют функцию первого систематизатора.
В процессе оперативно-следственных действий выдвигаемые предположения называют версиями, которые являются разновидностью гипотез. Их можно разделить на общие, объясняющие все преступление в целом, частные, объясняющие некоторые группы юридических фактов и моменты правонарушения, и единичные, объясняющие отдельные, индивидуальные феномены.
Гипотезы строятся тогда, когда возникает насущная потребность понять ряд новых явлений, которые нельзя объяснить с позиций имеющихся ранее научных теорий, которые не укладываются в современную научную картину мира. Вначале производится анализ каждого отдельного факта, затем их исследование в целом. Следующей задачей является обобщение фактов до формулировки гипотезы. Желательно, чтобы гипотеза не противоречила ранее открытым и подтвержденным практикой научным законам и теориям.

Но если она противоречит, то это еще не означает, что она ложная. Возможно, что пришло время очередной научной революции. Но могут быть выдвинуты и конкурирующие гипотезы, по-разному объясняющие одно и то же явление.
В процессе построения и подтверждения гипотеза проходит несколько стадий. Можно выделить следующие пять этапов.
1- й этап. Выделение группы феноменов, которые не укладываются в «прокрустово ложе» прежних теорий и требуют объяснения.
2- й этап. Построение гипотезы, которая объяснила бы эти феномены.
3- й этап. Выведение из данной гипотезы всех вытекающих из нее следствий.
4- й этап. Сопоставление выведенных из гипотезы следствий с имеющимися научными данными в виде наблюдений, результатов экспериментальной деятельности, с научными законами и апробированными теориями.
5- й этап. Отказ от гипотезы или превращение ее в научную теорию, если подтверждаются все выведенные из нее следствия.
Понятно, что самый действенный способ подтверждения гипотезы — обнаружение предполагаемой причины, явления или свойства, которое служит причиной исследуемого феномена. Основной способ подтверждения гипотез считается выведение следствий и их верификация.
Опровержение гипотез осуществляется путем фальсификации их следствий. При этом возможны два пути, которые не являются альтернативными по отношению друг к другу:
1) многие или все необходимые следствия рассматриваемой гипотезы не имеют места в действительности;
2) найдены факты, противоречащие выведенным следствиям.
Здесь важно помнить, что отсутствие следствий окончательно гипотезы не опровергает. Это возможно лишь при обнаружении соответствующих фактов, противоречащих ей.
Практические задания
Упражнение 1. Укажите требования каких формально-логических законов нарушены в приведенных отрывках.
1. В древности был известен софизм «Эватл». Древнегреческий софист Протагор давал уроки Эватлу. Они договорились, что после первого выигранного Эватлом судебного процесса ученик платит своему учителю за обучение.

Но Эватл не провел ни одного судебного процесса, поэтому не платил своему учителю за обучение. Протагор сказал, что подаст на Эватла в суд и Эватл ему заплатит: если судьи присудят уплатить, то он обязан будет уплатить по решению суда, а если судьи не присудят уплатить, то Эватл оплатит за свое учение по их договору, так как он выиграл этот первый процесс.
На это Эватл ответил, что он не уплатит ни в том, ни в другом случае, ибо если судьи присудят уплатить, то, значит, он проиграл свой первый процесс и не обязан платить по их договору, а если судьи не присудят платить, то он не заплатит по решению суда.
2. «А что, отец, — спросил молодой человек, — невесты у вас в городе есть?
Старик дворник ничуть не удивился.
— Кому и кобыла невеста, — ответил он.
— Больше вопросов не имею, — быстро проговорил молодой человек.
И сейчас же задал новый вопрос:
— В таком доме, да без невест?»
3. «Учитель. Надеюсь, Том, я не увижу, что ты списываешь с чужой тетради.
Том. Я тоже на это надеюсь».
4. «— ...Всякий толкует о своих убеждениях и еще уважения к ним требует, носится с ними... Эх! — И Пигасов потряс кулаком в воздухе...
— Прекрасно! — промолвил Рудин, — стало быть, по-вашему, убеждений нет?
— Нет — и не существует.
— Это ваше убеждение?
— Да.
— Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно на первый случай.
Все в комнате улыбнулись и переглянулись».
5. «— Значит, это самая новая ткань?
— Только вчера получил, прямо с фабрики!
— А она не линючая?
— Да что вы! Больше месяца висела на витрине, и ничего ей не сделалось!»
Упражнение 2. Какие принципы правильного мышления выражены в пословицах и поговорках?
а) Ему про Ивана, а он про Степана.
б) Мало аттестат взять, надо его оправдать.
в) Ты ему ложки, а он тебе плошки.
г) Не всякому аттестату верь.
д) Ехал к Фоме, а заехал к куме.
Упражнение 3. Применяя закон тождества, разрешите следующие затруднения:
а) Трое путников заплатили за обед 30 руб. н ушли. После их ухода хозяйка обнаружила, что обед стоит 25 рублей, и послала 5 рублей с мальчиком вдогонку. Путники взяли но рублю, а 2 рубля оставили мальчику. Получается, что они заплатили по 10 рублей, затем получили обратно по рублю, следовательно, заплатили по 9: 9 х 3 = 27, да 2 рубля у мальчика: 27 + 2 = 29.

Куда делся 1 рубль?
б) Того, чего у меня нет сейчас, но что было раньше, я лишился. У меня было 10 книг. Потеряв одну книгу, я могу сказать, что у меня уже нет десять книг, а ведь они были.

Следовательно, я лишился десяти книг. Таким образом, получается, что потеряв одну книгу, я тем самым лишаюсь десяти книг.
в) Число «5» записывается с помощью одной цифры. Но «5» это то же самое, что «3 + 2». Значит, число «3 + 2» записывается с помощью одной цифры.
Упражнение 4. Совместимы ли с законом непротиворечия следующие понятия?
а) Круглый квадрат.
б) Город на Марсе.
в) Понятие, лишенное содержания.
г) Помидоры весом в тонну.
д) Квадратный круг. с) Вечный двигатель.
ж) Тупое острие.
з) Живой труп.
и) Понятие с пустым объемом.
Упражнение 5. Приведите примеры построения научных гипотез из юриспруденции или экономической теории. Определите вид данной гипотезы.
Контрольные вопросы
1. Что выражает закон тождества, какова его роль в процессе рассуждения?
2. В чем сущность закона непротиворечия и какова его роль в познании?
3. Что выражает закон исключенного третьего, в отношении каких суждений он действует?
4. В чем смысл и значение закона достаточного основания?
5. Охарактеризуйте роль основных формально-логических законов в работе экономиста (юриста).
6. Из каких этапов складывается проверка гипотезы?
7. Возможно ли сочетание прямого и косвенного способов доказательства гипотезы?
8. Возможно ли доказательство гипотезы путем подтверждения выведенных из нее следствий?
Список литературы
Горский Д.П, Ивин А.А., Никифоров АЛ. Краткий словарь по логике. М., 1991.
Ивин А.А. По законам логики. М., 1983.
Ивлев Ю.В. Логика. М., 1998.
Иванов Е.А. Логика. М., 1996.
Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 2000.



Содержание раздела