d9e5a92d

Тема 1. Предмет и значение логики

План:
1.1. Предмет логики.
1.2. Родь мышления в познании.
1.3. Значение логики.
1.4. Из истории логики.
1.1. Предмет логики
Предметом формальной (традиционной) логики являются законы и формы правильного мышления.
Специфика логики в изучении человеческого мышления, в отличие от других наук, состоит в следующем:
• В логике мышление рассматривается как инструмент познания окружающего мира, как средство получения нового знания.
• Мышление интересует логику со стороны его результативности, которая, в свою очередь, основывается на правильности.
Логическое мышление — это мышление, соответствующее определенным принципам, выработка которых и составляет одну из главных задач логики.
• Понятие правильности мышления связывается в логике по преимуществу с формальными аспектами мышления.
Перечисленные аспекты изучения логикой человеческого мышления дают возможность описать ее специфику как науки следующим образом:


• Это философская наука о формах, в которых протекает человеческое мышление, и о законах, которым оно подчиняется.
• Это нормативная наука: она не просто описывает мышление как средство познания действительности, она нормирует различные интеллектуальные операции путем выработки определенных принципов (норм), которым эти операции должны соответствовать, чтобы быть правильными. Вместе с тем логика включает в себя аксиологические (оценочные) элементы: она позитивно оценивает мышление, соответствующее указанным нормам, и негативно оценивает мышление, которое им не соответствует.
• Это наука об общих структурах правильного мышления в его языковой форме.
В процессе практической деятельности у каждого человека формируется свой логический опыт. В силу объективного неравенства логические навыки у одних людей более развиты и эффективны, а у других — проявляются слабо.
В связи с этим основная цель логики как учебной дисциплины — сформулировать и систематизировать принципы, методы, средства функционирования и регулирования интеллектуальной деятельности.
Это должно способствовать формированию определенного типа логической культуры и соответствующего ему стиля научного мышления.
1.2. Роль МЫШЛЕНИЯ В ПОЗНАНИИ
Познание есть процесс получения, накопления и совершенствования знаний о мире, в котором живет человек.
В тесной связи с практикой развивается и познание.
Практика — это материальное освоение общественным человеком окружающего мира или отдельных его фрагментов.
Представляя собой сложный многоступенчатый процесс, познание человеком мира начинается с его ощущений. Ощущение — исходный элемент процесса познания, результат взаимодействий внешнего мира с органами чувств человека. В ощущении передаются отдельные признаки и свойства предметов, например температура воды, цвета радуги и т. п. Эта односторонность ощущений преодолевается восприятиями. С помощью восприятия формируется целостный чувственный образ предмета.

Углубляя познание, расширяя его параметры, восприятия служат необходимой ступенью при переходе к представлениям.
Представление — это образ ранее воспринятого предмета, сохранившийся в памяти.
Чувственное познание нельзя рассматривать лишь как отражение действительности, тем более копирование, так как оно включает не только образные, но и знаковые компоненты. Чувственное познание — необходимый этап освоения человеком предметного мира. Но оно дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Само по себе оно не обеспечивает познания сущности предметов, законов природы и общества.

Для преодоления этой ограниченности требуется единство чувственного и рационального познания.
Рациональное познание основывается на данных органов чувств, представляя собой процесс абстрактного мышления. Его основные формы — понятие, суждение и умозаключение (эти формы абстрактного мышления подробно рассматриваются в темах 3, 4, 5).
Особенности абстрактного мышления:
• отражение действительности в обобщенных образах, т. е. выделение в предметах общего, существенного, повторяющегося;
• процесс опосредованного отражения действительности, т. е. новые знания приобретаются через посредство других знаний;
• неразрывная связь с языком, т. е. любая мысль возникает и существует на базе языкового материала;
• процесс активного отражения действительности, т. е., создавая абстракции, человек преобразует в своем сознании предметы объективного мира, отражает их в виде идеальных образов, в формулах, схемах.
В процессе познания различают два уровня: эмпирический и теоретический.
На эмпирическом уровне человек получает знания об изучаемом предмете в форме наблюдения, эксперимента, опыта и т. п.
Теоретический уровень опирается, как правило, на обобщения в изучении объективного мира. Поэтому возникает потребность в определении логической формы теоретического уровня познания.
Различные соединения мыслей при помощи соответствующих средств их связи (связок) называются логическими формами.
Формальная логика представляет собой прежде всего учение об этих логических формах.
В процессе познания действительности мы стремимся достичь истинного знания.
Истина — это адекватное отражение в сознании человека явлений и процессов природы, общества, мышления.
Истинность знания есть его соответствие действительности.
Всеобщим критерием истины является практика.
Логический закон — это внутренняя, существенная, необходимая, устойчивая, повторяющая связь форм мышления.
Логический закон указывает, как нужно соединять элементы мысли и как употреблять их в процессе мышления. Он выражает определенность, непротиворечивость, доказательность мышления. Логический критерий всегда сопутствует критерию практики, как необходимое условие реализации последнего.
1.3. Значение логики
Логика является орудием познания любой науки, которая как система знаний строится в полном соответствии с логическими законами. Нарушение этих законов ведет к искажению, внутренней противоречивости и, наконец, к ложности мысли.
Люди осознают обычаи, традиции, нормы морали и права. К ним же они обращаются для обоснования своих действий или бездействия в той или иной ситуации. В этом процессе выделяются несколько аспектов: законотворчество, исполнение или неисполнение законов, ответственность за неисполнение законов.
Сложность процесса законотворчества проявляется в двух основных аспектах — содержательном и формальном. В содержательном плане очень трудно бывает согласовать в одном законе интересы различных слоев общества. Но это делать необходимо, так как законы действуют лишь тогда, когда они выражают интересы большинства населения. В формальном плане сложность законотворчества проявляется в необходимости применения и выполнения всех принципов и законов логики.

В процессе законотворчества огромное значение имеет искусство владения анализом, синтезом, сравнением, обобщением и ограничением понятий, определением и делением понятий, правилами установления взаимосвязей между понятиями и умозаключениями. Логика является одной из основ законотворчества.
Значение искусства владения логикой в полной мере проявляется в период наступления ответственности за неисполнение законов. Следствие, обвинение, защита и, наконец, суд ни на одном из своих этапов не могут обойтись без логики. Свобода и даже жизнь человека часто зависят от искусства владения логикой следователем, прокурором, адвокатом и судьей.

Поэтому в развитом правовом государстве отношение к логике является стабильно высоким.
Используют логику и в политической сфере. В периоды социальных катаклизмов радикалы обосновывают неизбежность грядущих изменений и необходимость их поддержки народными массами. Консерваторы, в свою очередь, оспаривают эту неизбежность, обосновывают незыблемость обычаев, традиций существующего строя и необходимость его защиты.

Как радикалы, так и консерваторы стремятся воздействовать на убеждения людей с целью привлечь их к активным действиям на стороне той или иной партии, того или иного политического субъекта.
В периоды эволюционной смены власти кандидат и его помощники обосновывают необходимость избрания на политическую должность именно данного претендента. Они стремятся доказать, что именно он и только он выражает и будет отстаивать интересы самых широких слоев общества.
Необходимым компонентом общей культуры личности является логическая культура мышления, выражающаяся в точности, определенности используемых понятий, в последовательности и системности в изложении мыслей, а в конечном итоге — в обоснованности процесса рассуждения. Знание законов и форм мышления, их сознательное использование во всех видах деятельности повышает культуру мышления человека, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.
Основная задача логики состоит в том, чтобы научить человека сознательно применять правила и законы построения рассуждений и на этой основе мыслить более последовательно, доказательно, строго.
1.4. Из истории логики
Логика — одна из древних наук. Трудами Демокрита, Платона и других заложены ее основы. Демокрит исследовал вопросы индукции, аналогии, гипотезы, определения понятия. Платон много внимания уделял определению природы дедукции и анализу суждений. Значительный вклад в становление науки логики внесли работы древнегреческого философа и ученого Аристотеля (384—322 гг. до н. э.).

Аристотель создает систему категорий (высших родов бытия). Учение о категориях составляет основу диалектической логики. Он обстоятельно систематизировал основные логические формы и правила мышления.
Новый этап в развитии логики начинается с XVII в. Фрэнсис Бэкон (1561—1626) стал родоначальником индуктивной логики. Рене Декарт (1596—1650), основываясь на данных прежде всего математики, подчеркивает значение рациональной дедукции.
Большие успехи в развитии математики и проникновение математических методов в другие науки уже во второй половине XVII в. настоятельно выдвигали две фундаментальные проблемы. С одной стороны, это применение логики для разработки теоретических оснований математики, а с другой — математизация самой логики как науки. Плодотворную попытку решить вставшие проблемы предпринял Г. Лейбниц (1646—1716). Он по праву считается основоположником математической (символической) логики.

Начиная с Лейбница, в логике используется в качестве метода исследования метод формализации. Математическая логика изучает логические связи и отношения, лежащие в основе дедуктивного (логического) вывода. При этом в математической логике для выявления структуры вывода строятся различные логические исчисления, прежде всего исчисление высказываний и исчисление предикатов в их различных модификациях.
Различают два вида логических исчислений: исчисление высказываний и исчисление предикатов. При первом допускается отвлечение от понятийной структуры суждений, а при втором эта структура учитывается и, соответственно, символический язык обогащается, дополняется новыми знаками.
Грандиозную попытку выработать целостную систему диалектической логики предпринял немецкий философ Г. Гегель (1770-1831). Он, прежде всего, раскрыл фундаментальное противоречие между наличными логическими теориями и действительной практикой мышления, которое к тому времени достигло значительных высот. Средством разрешения этого противоречия и стало создание им системы новой логики.

Логика, по Гегелю, является одновременно философией, методологией и теорией познания. Она дает логическое воспроизведение исторического становления человеческого мышления.
Ее основными принципами являются: принцип тождества мышления и бытия, принцип (закон) взаимного перехода качественных и количественных изменений, принцип единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства (тождества) исторического и логического, принцип единства анализа и синтеза.
Данные основные принципы являются сторонами или аспектами взаимосвязанных основополагающих принципов — принципа всеобщей (универсальной) взаимосвязи и принципа развития.
Значительны заслуги в развитии логики русских философов. Ряд оригинальных идей выдвинули М.В. Ломоносов (1711— 1765), А.Н.

Радищев (1749—1802), Н.Г. Чернышевский (1828— 1889). Известны своими новаторскими идеями в теории умозаключений русские логики М.И. Каринский (1804—1917) и Л.В. Рутковский (1859—1920).

Большой вклад в развитие логической культуры внес русский юрист В.Д. Спасович (1829— 1908). Велика роль Г.И. Челпанова (1862—1936), русского психолога и логика, создавшего один из первых учебников по логике, и русского философа Н.О.

Лосского, также автора учебника по логике.
Во второй половине XIX в. в логике начинают широко применяться разработанные в математике методы исчисления. Это направление разрабатывается в трудах Д. Буля, У.С. Джевонса, П.С.

Порецкого, Г. Фреге, Ч. Пирса, А. Уайтхеда, Б. Рассела, Л. Витгенштейна, Р. Карнапа, Я. Лукасевича, Ж. Пиаже, А. Тарского, Я. Хинтикка и др., что открыло новые возможности в развитии логики.
Контрольные вопросы
1. Что такое абстрактное мышление, в чем состоит его роль в познании?
2. В чем отличие истинности мысли от логической правильности рассуждений?
3. Какие основные этапы можно выделить в развитии логики?
4. Приведите определение предмета науки логики.
5. В чем отличие формальной логики от логики диалектической?
6. В чем состоит значение логики в работе специалиста (учителя, экономиста, социолога, филолога, психолога, журналиста, работника социальной сферы, юриста, политика, историка и др.)?
Список литературы
Бочаров В.А. Аристотель и традиционная логика. М., 1984.

Гетманова А.Д. Учебник по логике. М., 1994.
Ивлев Ю.В. Логика. М., 1998.
Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М., 1986.
Ивин А.А. Логика. М., 2000.
Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 2000.

Маковельский АО. История логики. М., 1967.
Формальная логика. Л., 1977.



Содержание раздела