d9e5a92d

Субъективное понятие

Этот же упрёк он делает и в адрес Аристотеля, который также "...не извлекает логически всеобщей идеи". Гегель устранил этот изъян философии. Соединив идею с чистыми определениями самого мышления, он создал логику, чем убил сразу двух зайцев.

Благодаря идее он логически синтезировал последовательный ряд определений мышления, а благодаря синтезу системы определений мышления " логически извлёк" саму абсолютную идею.
§ 237. Вот эта идея, мыслимая в качестве самой себя, голышом-нагишом, без каких-либо чувственно осязаемых одеяний наличного мира, и есть логическая идея. Исходя из признания тождества мышления и бытия, Гегель придал определениям мышления объективный статус.

В своём очищенном от чувственного материала виде категории хотя и теряют свою непосредственную связь с содержанием наличного мира, но не теряют своей объективной значимости. Если абсолютную идею одеть в костюм, сотканный из определений чистого мышления, и если этот костюм придётся ей впору, то за счёт этого можно подтвердить её объективный статус. Но как же этот костюм может не прийтись ей впору, если он сшит для неё, из её собственного материала и при её непосредственном участии. Вот эта триединая задача решается в "Науке логики".

В логике мы имеем своим предметом как раз абсолютную идею, которую мы мыслим в качестве мыслящей идеи, как выстраивающей относительно самой себя логически последовательный ряд определений мышления.
Определения мышления принадлежат сколь самому мышлению, столь и идее. Идея не заимствует их у мышления, поскольку она сама принадлежит мышлению и составляет его основу. Мышление с помощью идеи наводит порядок среди своих определений. Благодаря наведённому порядку каждое его определение обретает своё истинное значение. За счёт логического синтеза системы своих определений мышление логически подтверждает истинность своей спекулятивной идеи.

В результате идея становится уже не плодом моего богатого воображения или мнением какого-либо заезжего авторитета, она становится научным положением, доказанным посредством деятельности самого мышления.
В логике идея выступает как мыслительный каркас, относительно которого выстраивается вся система определений чистого мышления. И вот эта логическая система чистых определений мышления является собственным содержанием абсолютной идеи. Ну а проще говоря, подлинным содержанием абсолютной идеи является не что иное, как вся система логики, развитие которой мы здесь проследили. В этом и состоит суть собственно философского понимания природы определений разума: все отдельные определения получают свою познавательную ценность и истинное значение, лишь только будучи логически упорядоченными моментами единой системы, в основе которой лежит идея.

Вот такой метод мышления и называется спекулятивным методом познания или методом разума.
§ 238-242. Восходящими ступенями развития спекулятивного метода познания являются: а) бытие, б) сущность, в) понятие.
В первом разделе (учении о бытии) была выведена система категорий, посредством которых мышление определяет реальность со стороны её внешности. Во втором разделе (учении о сущности) выведена система определений, раскрывающих внутреннее положение вещей, их сущность. Единство категорий бытия и сущности (единство экстерьера и интерьера реальности) дало нам генетическую экспозицию понятия, на основе чего была произведена логическая систематизация субъективных форм мысли (видов суждений и умозаключений).

Последняя форма умозаключений - дизъюнктивное умозаключение - дало нам переход к типам объективности. Умозаключениям наличного бытия соответствует механический объект. Умозаключениям рефлексии - химический объект.

Умозаключениям необходимости - органический (телеологический) объект.
Последний тип объективности - живой организм - даёт нам телеологическое отношение, в основе которого лежит жизнь реальных субъектов. В процессе своей жизни люди познают окружающий мир и делают это знание достоянием своего интеллекта. Работа мышления со своим собственным содержанием приводит его в итоге к идее системной целостности мира.

Соединив идею и категории, мышление логически извлекает идею, чем придаёт ей объективный статус. Как змея, кусающая себя за хвост, абсолютная идея замкнула себя в логическое кольцо собственных определений и этим обрела себя.
§ 243. Спекулятивный метод, следовательно, не привносится в наше мышление откуда-то со стороны, а составляет его душу и истину. Благодаря спекулятивному методу мышление упорядочивает своё собственное содержание и получает свою основополагающую идею в форме систематизированной тотальности всех своих определений.
§ 244. Доказательство истинности абсолютной идеи не следует искать только в данном, последнем разделе "Науки логики". Всё предшествующее развитие определений мышления содержит в себе это доказательство.

Идея есть результат всего этого шествия мысли, и в этом смысле она есть свой собственный результат.
Последний абзац малой логики гласит: "Мы теперь возвратились к понятию идеи, с которой мы начали. И вместе с тем это возвращение назад есть продвижение вперёд. Мы начали с определения бытия, с абстрактного бытия...

Теперь мы имеем определение бытия идеи. Идея, обладающая бытием, есть природа".27
Результатом "Науки логики" является логически извлечённая идея. А далее, вооружившись этой идеей, Гегель переходит к наведению порядка среди определений природы и определений человечества (духа). "Природа и дух составляют реальность идеи, первая - как внешнее наличное бытие, второй - как знающий себя".28
Вот вязь определений, которую мы имеем в "Учении о понятии".

Субъективное понятие

единичное
особенное
всеобщее субъект
предикат
суждение
Суждения наличного бытия (качества)
положительное
отрицательное
тавтологическое
Суждения рефлексии (количества)
сингулярное
партикулярное
универсальное
Суждения-необходимости
категорическое
гипотетическое
дизъюнктивное
Суждения понятия
ассерторическое
проблематическое
аподиктическое

Умозаключения наличного бытия (качества): Е - О - В
первая фигура
(е - о - в)
вторая фигура
(в - е - о)
третья фигура
(о - в - е)
четвёртая фигура
(в - в - в)
(математическое умозаключение)
Умозаключения рефлексии:
В - Е - О
совокупности
(е - о - в)
индукции
(в - е - о)
аналогии
(о - в - е)
Умозаключения необходимости:
О - В - Е
категорическое
(е - о - в)
гипотетическое
(в - е - о)
дизъюнктивное
(о - в - е)

Объект

Механический объект:
наличность бытия (е - о - в)
единичность тел (в - е - о)
всеобщий центр системы тел (о - в - е)
Химический объект: В - Е - О
реакции соединения (е - о - в)
реакции разъединения (в - е - о)
химический процесс в целом (о - в - е)
Телеологический объект: О - В - Е
(е - о - в) (в - е - о) (о - в - е)
субъективная цель средство
осуществлённая цель

Идея

Идея жизни особь
пол
род
Идея познания теория
практика
истина
Абсолютная идея
бытие
сущность
понятие

Послесловие

"Наука логики" Гегеля даёт нам двойной результат. Во-первых, она представляет собой процедуру логического извлечения идеи целостности и взаимосвязанности мира, а во-вторых, в своём исполненном, законченном виде она раскрывает нам культуру мышления - грамматику человеческого разума. Однако ни та, ни другая её сторона не может быть взята по отдельности. И как процедура логического извлечения идеи, и как грамматика мышления, "Наука логики" составляет единое целое.

Культура мышления опирается на идею целостности мира, а эта идея, в свою очередь, облекается в логически упорядоченную систему определений самого мышления. Поэтому-то Гегель и назвал своё произведение логикой, причём именно наукой логики, намекая тактично на то, что далеко не всё из того, что называют логикой, уже является наукой.
Конечно, рассмотренная здесь игра мысли весьма непривычна даже для образованного и во многом подготовленного читателя. "Система логики - это царство теней, мир простых сущностей, освобождённых от всякой чувственной конкретности." Но эта непривычность продиктована самой новизной грамматики разума и её первого звена - "Науки логики". Здесь философия попадает в ту ситуацию, которую характеризуют фразой: "За что боролись, то и получили". Разве не это требование выдвигал Иммануил Кант в отношении способностей разума: строить свои размышления, исходя не из конкретного и обусловленного чувственными восприятиями материала, а из всеобщего и априорного содержания мышления, которое, однако, должно быть обязательно доказано деятельностью самого мышления?

То, к чему стремилась философская мысль на всём протяжении своего развития, теперь, благодаря "Науке логики", оказалось достигнутым. Но освоение этого материала требует усилий. И выход здесь лишь один - настойчиво осваивать логику Гегеля, чтобы не оставаться в положении того персонажа из анекдота, который всё просил своего собеседника, чтобы тот поинтересовался: как же у него идут дела?

Когда же, наконец, ему был задан такой вопрос, он ответил: "Ох, лучше и не спрашивай".
Быть может, скупость данного изложения "Науки логики" поможет читателю осилить эту непростую науку. (По сравнению с малой логикой мы уменьшили объём в два раза, а по сравнению с большой - в пять). Ведь скупость несёт в себе ту положительную функцию, что она позволяет определить оптимальный объём содержания, который необходим человеку для обеспечения его интеллектуальной жизни, а всё остальное сверх этого должно интересовать только специалистов. Краткость изложения важна ещё и потому, что в наше время объём печатной продукции в мире удваивается каждые полтора-два года.

Во времена Гегеля такой проблемы ещё не существовало.
На фоне сложности проникновения в смысл произведений Гегеля в философских кругах неведомо когда появилась такая фраза: "В Гегеля трудно войти, но ещё труднее из него выйти". Фраза весьма примечательна, поскольку за её иронией чувствуется присутствие здорового инстинкта человеческого разума, инстинктивное чувство того, что ему рано или поздно всё равно придётся войти в философию Гегеля и уже остаться там навсегда. Логика Гегеля - это стихия самого разума и, войдя в неё, назад бежать уже не имеет смысла.

Это для рассудка она представляет собой недоступные хоромы, а для разума она - дом родной. В грамматику языка также трудно войти. Школьники изучают её на протяжении нескольких лет.



Но никому и в голову не приходит потом уходить из неё. То же самое относится и к грамматике разума, и дело стоит лишь за тем, чтобы облегчить людям труд проникновения в её содержание.
" Наука логики" не имеет срока давности и не подвержена устареванию, как не подвержены устареванию алфавит, падежи, таблица умножения и т.п. Пора бы снять и накопившуюся за многие годы бездну предубеждения в отношении её автора, тем более, что другого выхода у человечества просто не существует. Тот свой возраст, интеллектуальная атмосфера которого могла породить творческий гений Гегеля с его абсолютным слухом на понятия, человечество уже минуло. И главное для нас теперь то, что он тогда это сделал; плохо ли, хорошо ли, но сделал. И не страшно, что за последующий период его учение не единожды было обругано и осмеяно.

Это нормально; с подлинно великими творениями такое случалось не раз. Но надо возвращаться к нему, время пришло. Как это сделать? - Здесь стоит прислушаться к совету Гёте: "Против великих нет другого средства, кроме любви к ним".

Свод определений чистого мышления

Бытие

Качество

чистое бытие — ничто становление
возникновение — прехождение (ничтожение) наличное бытие нечто - иное для-себя-бытие одно — многое

Количество

дискретность — непрерывность ограничение единица — множество величина
единство (квант) — численность число
экстенсивная величина — интенсивная величина
порядок
прямо пропорциональное отношение — обратно пропорциональное отношение
степенное отношение

Мера

специфицированное количество специфическая мера узловая линия мер реальная мера
абсолютная неразличённость

Сущность

Существование

тождество — различие противоположность сущность — основание присутствие материя — свойства вещь
материя — форма

Явление

мир явлений форма — содержание отношение часть — целое сила
внутреннее — внешнее обнаружение

Действительность

возможность — случайность условие
предмет — деятельность необходимость субстанция — акциденции мощь
причина в себе — причина для себя действие
одна субстанция — другая субстанция взаимодействие

Понятие

Субъективное понятие

единичное
особенное
всеобщее
субъект
предикат
суждение
Суждения наличного бытия (качества)
положительное
отрицательное
тавтологическое
Суждения рефлексии (количества)
сингулярное
партикулярное
универсальное
Суждения необходимости
категорическое
гипотетическое
дизъюнктивное
Суждения понятия
ассерторическое
проблематическое
аподиктическое
Умозаключения наличного бытия (качества): Е - О - В
первая фигура вторая фигура третья фигура
(е - о - в) (в - е - о) (о - в - е)
четвёртая фигура (в - в - в)
(математическое умозаключение)
Умозаключения рефлексии:
совокупности
индукции
аналогии
(е - о - в) (в - е - о) (о - в - е)
Умозаключения необходимости:
категорическое
гипотетическое
дизъюнктивное
(е - о - в) (в - е - о) (о - в - е)

Объект

Механический объект: Е - О - В
относительный центр (е - о - в)
единичный центр (в - е - о)
всеобщий центр системы тел (о - в - е)
Химический объект: В - Е - О
реакции соединения реакции разъединения химический процесс в целом
(е - о - в) (в - е - о) (о - в - е)
Телеологический объект: О - В - Е
субъективная цель средство
осуществлённая цель
(е - о - в) (в - е - о) (о - в - е)

Идея

Идея жизни
особь
пол
род
Идея познания
теория
практика
истина
Абсолютная идея
бытие
сущность
понятие



Содержание раздела