d9e5a92d

Объект

Хорошо, например, когда понятие кисти руки ничем не отличается от её созерцаемого образа, где все пять пальцев всегда находятся на своих местах. Но значительно сложнее дело обстоит тогда, когда мы имеем в своём созерцании объекты типа университета, где царит хаос движения и многоголосие звуков. Вот здесь нам уже не обойтись без помощи понятия.

Только оно за счёт различия и единства своих определений позволит нам мысленно привести весь этот созерцаемый хаос в порядок.
Постигнутое посредством умозаключений единство понятия даёт нам переход к выведению логической последовательности типов объектов. По аналогии с последовательностью видов суждений, мы должны поставить вопрос о наличии четвёртого вида умозаключений, аналогичного суждениям понятия. Этот вид умозаключений представляют типы объектов. Но можно сказать иначе, что четвертую группу умозаключений, аналогичную суждениям понятия, образуют умозаключения объективности. В суждениях понятия (ассерторическом, проблематическом и аподиктическом) мы сопоставляли особенные определения понятия субъекта с его реальными проявлениями.

Теперь же мы будем сопоставлять формы умозаключений с типами объективности.
§ 193. Отталкиваясь от дизъюнктивного умозаключения, мы переходим к выведению типов объектов. Этот переход, однако, не следует рассматривать как некий кульбит, переводящий нас из стихии мысли в стихию объективного мира.

Это логический переход от рассмотрения структуры форм субъективного понятия к выведению последовательного ряда определений объективности.
В суждении понятие объекта было ещё расщеплено на свои моменты. В умозаключениях мы собираем моменты понятия воедино и в последней форме умозаключения - дизъюнктивном умозаключении - приходим к его полноте. Исчерпывающий перечень особенных моментов понятия, который мы имеем в дизъюнктивном умозаключении, позволяет определить соответствие полученного нами понятия его реальности.

Это-то Гегель и называет реализацией понятия.
Не надо пугаться словосочетания реализация понятия или реальность понятия. Реальность означает вещность, вещественную форму того объекта, который был постигнут нами посредством понятия. Реализацию понятия надо понимать как переход от его субъективной формы к его реальности, т. е. как переход от понятия к реальному объекту. Так, например, имея в виду понятие кисти руки, мы, согласно форме дизъюнктивного умозаключения, перечисляем все пять пальцев и ладошку. И вот то, что это перечисление соответствует реальному положению дел, которое мы имеем на примере кисти своей руки, и представляет собой реализацию её понятия.

Если же в этом перечислении по каким-либо причинам мы забудем упомянуть один из пальцев или же ладошку, то понятие кисти руки не будет соответствовать реальности. С логической точки зрения такое понятие следует признать неполным и не готовым к соотнесению с его реальностью. Но может возникнуть и обратная ситуация, поскольку в реальной жизни бывают всякие руки, в том числе и с отсутствием каких-то частей.

Дурное государство или больное тело могут всё же существовать; но эти предметы неистинны, ибо их понятие и их реальность не соответствуют друг другу.
Примеров реализации понятия можно привести сколько угодно. Можно сказать, что вся наша жизнь сплошь состоит из таких примеров. Во время переклички в армейском подразделении определяют наличие списочного состава: Абакумов? ...

Петров? ... Яковлев? Путём перечисления всех единиц личного состава проверяют соответствие понятия данного подразделения его реальности. Если оказывается, что реальность не соответствует понятию, что кто-то отсутствует из состава подразделения, то начинают выяснять причину такого несоответствия. Цель такого выяснения состоит в том, чтобы привести реальность в соответствие с её понятием.

Инвентаризацию материальной части армейского подразделения также можно рассматривать как процедуру проверки соответствия понятия его реальности.
Ещё примеры. Вы приходите на свой садовый участок, а там всё травой заросло. Вы засучиваете рукава и начинаете приводить реальность в соответствие с её понятием.

Или. Отправляясь на рыбалку, мужчина проверяет себя на соответствие понятию рыбака: сам он готов (сыт, обут, одет и полон сил), наживка уложена, снасти готовы, ёмкость под улов есть, сухой паёк здесь, и т.д. Исходя из полноты признания своего соответствия понятию рыбака, он делает вывод, что можно отправляться на рыбалку.
Тема соответствия понятия и его реальности - это, к тому же, излюбленный материал для анекдотов и каламбуров, вроде таких, как: Если дипломат говорит нет, то какой же он дипломат; а если женщина говорит да, то какая же она женщина. Но нас здесь интересуют не конкретные примеры перехода от понятия к его реальности, а сам логический переход от рассмотрения форм умозаключений к выведению логической последовательности определений объективности.

Объект

В деле выведения типов объектов до Гегеля также существовал пробел. Объекты находили в своём сознании как случайные, и о какой-либо их логически упорядоченной системе речь никогда не заходила. Что такое объекты, откуда они берутся, и что такое вообще мысль об объективности, об этом формальная логика не считала нужным рассуждать.

Она рассматривала мышление как сугубо самостоятельную деятельность субъекта, а наличное бытие объектов, наоборот, как нечто для себя данное и нас непосредственно не касающееся.
Согласно такому представлению, под объективностью мы понимаем всё то, что противостоит познающему субъекту в качестве самостоятельного существования. Но уже Кант в своих трансцендентальных идеях показал, что объект присутствует в нашем сознании лишь в форме идеи. Мы, следовательно, имеем объект лишь как мыслимый объект, как определённый мыслью. Одно и то же мысль, и то, о чём эта мысль - говорил ещё древнегреческий философ Парменид.

Следовательно, мысль об объективности и сама объективность не есть нечто абсолютно противостоящее друг другу. Всё обстоит как раз наоборот. Для человека, как для мыслящего существа, всё то, что есть в этом мире, есть в форме мысли.
Если мы попытаемся удерживать определения субъективности и объективности в их раздельности, то обнаружим, что эти абстракции будут ускользать от нас раньше, чем мы успеем присмотреться к ним, и каждый раз, в итоге, мы будем говорить нечто противоположное тому, что намеревались говорить вначале. Суть деятельности познания как раз и состоит в том, чтобы лишить противостоящий нам объективный мир его чуждости, чтобы, как обычно выражаются, ориентироваться в нём. А это значит, что всё объективное надо свести к субъективному понятию.

Именно благодаря познавательной деятельности субъекта объективный мир обнаруживает себя, и обнаруживает себя при этом как нечто субъективное, как образное представление и как определения мышления, которые имеют место быть только в голове субъекта.
Мы имеем в реальном мире разные типы объектов: систему небесных тел, живые организмы биосферы, человеческое общество, которые выделяем как эмпирическую данность. Но поскольку эти объекты, уже в силу своей данности, являются достоянием нашей мысли, постольку они, с точки зрения осуществляемого в Науке логики предприятия по наведению логического порядка в сфере определений самого мышления, должны получить своё законное место среди других определений разума.
Здесь важно понять то, что Гегель не выводит объективный мир из понятия и не изобретает сами объекты, в чём очень любят его обвинять. Он выводит логическую последовательность определений объективности (типы объектов) и устанавливает их место среди других определений разума. Сами объекты не надо придумывать.

Они не нуждаются в этом, поскольку они просто есть в наличии. Но в сознании человека они присутствуют как в форме образного представления, так и в форме определения мысли. И коль скоро логика занимается именно определениями мышления, то проигнорировать этот материал она не может, при всём своём уважении к самостоятельности объективного мира.

Забудь мы о мыслительных определениях объектов, и мир тут же превратится для нас в вещь в себе.
§ 194. Мы переходим к выведению определений объективности, отталкиваясь от логически последней формы умозаключения. В дизъюнктивном умозаключении мы имеем понятие в его раскрывшейся полноте. Здесь каждый единичный субъект подводится под все имеющиеся особенные сферы, целокупность которых составляет всеобщее -целостный организм.

Но этот исчерпывающий перечень особенных моментов (и это, и это, и это) можно делать с разной степенью глубины проникновения мышления в объективный мир. Эта глубина проникновения мышления в объективность определяется, как мы теперь знаем, в соответствии со ступенями определений объективной логики. Начальную ступень проникновения мышления составляет сфера определений наличного бытия, следующую ступень - сфера рефлективных определений сущности, третью ступень - сфера определений необходимости.
Им соответствуют три вида умозаключений:
а) умозаключения наличного бытия,
б) умозаключения рефлексии,
в) умозаключения необходимости.
В умозаключениях наличного бытия связующий серединой является качественная особенность единичных тел: Е - О - В. Этому виду умозаключений соответствует механический объект. Здесь все единичные тела имеют своей качественной особенностью только один всеобщий признак - сам факт своего бытия (присутствия) в этом мире. Образуемая посредством этого признака всеобщность ещё абстрактна, поскольку она -всеобщность простого бытия.
Умозаключениям рефлексии, где связующей серединой является единичное: В - Е -О, соответствует второй тип объективности - химический объект. Здесь все единичные тела обнаруживают себя в своём качественном различии. Образуемая ими всеобщность имеет ещё по отношению к ним лишь внешний характер.

Это химический процесс, фазовыми состояниями которого являются все химически различённые тела.
Умозаключениям необходимости, где средним членом является всеобщее: О - В -Е, соответствует третий тип объективности - телеологический объект (от греч. teleos -цель). Это - живые организмы природы. В живом объекте всеобщность организма подчиняет себе все его особенные члены и органы.



Целью существования такого объекта является само его понятие, которое выступает как принцип цельности организма, подчиняющий себе все свои особенные и единичные моменты.
Таковы типы объектов:
а) механический объект,
б) химический объект,
в) телеологический объект.
Все три типа объективности будут подробно, каждый согласно своим определениям, рассмотрены во второй части Энциклопедии философских наук - в Философии природы. Здесь же, в логике, они рассматриваются лишь как последовательный ряд определений объективности как таковой.
Механический объект
§ 195. Первый тип объекта - это механический объект. Он соответствует логическому значению умозаключений наличного бытия: Е - О - В. Изначальным качественным признаком всех реальных тел вообще является сам факт их бытия в этом мире. Все реальные тела, становясь субъектом суждений, имеют в качестве первого и неотъемлемого своего предиката определение бытия.

Устанавливаемая по этому признаку всеобщность тел имеет ещё сугубо абстрактный характер, где все тела остаются в качестве равнодушных друг для друга, а если и связанными между собой, то лишь только внешней связью.
Механический объект - это все реальные тела наличного мира, рассматриваемые вне зависимости от их качественной специфики: небесные тела вселенной, живые тела биосферы, тела человеческого общества. Все они выступают лишь в определении бытия тяжёлых тел вообще, без какого-либо их дальнейшего качественного определения. Поскольку факт бытия тяжёлых тел представляет собой их общую определённость, постольку эта определённость позволяет нам свести их все в единую абстрактную всеобщность бытия: Е - О - В.
§ 196. Согласно второй фигуре умозаключений наличного бытия, где опосредствующей серединой является единичное, мы признаём факт наличия в самом механическом объекте единичных тел как таковых: В - Е - О. Существуя в качестве единичности, каждое тело имеет свой центр в самом себе. Все единичные тела имеют собственный центр тяжести; единичный центр.
§ 197-198. Согласно третьей фигуре умозаключений наличного бытия, где серединой является всеобщее О - В - Е, все единичные тела имеют свой всеобщий центр, расположенный где-то вне каждого из них. Во вселенной это всеобщий центр звёздных систем, всеобщий центр галактик, скоплений галактик, и т.д.

В живой природе это всеобщий центр любой экосистемы, всеобщий (абстрактный) центр всей биосферы как глобальной экосистемы. В человеческом обществе это семья как всеобщий центр для всех её членов, это поселение (город или село), которое имеет свой всеобщий центр, это область, которая также имеет свой всеобщий центр в себе и т. д.
Механический объект раскрывается через физические определения реальности, имеющие всеобщий характер. Это: пространство, время, место, движение, притяжение, отталкивание, тяжесть, центр, масса, вес, покой, толкание, падение и свободное движение. Эти определения относятся ко всем телам вообще, без различия того, из какого они теста.
§ 199. Присущая механическим объектам непосредственность отношения
единичных тел подвергается далее отрицанию тем, что мышление переходит на ступень умозаключений рефлексии, где единичные тела, составляющие некоторую всеобщность, должны уже рассматриваться как отличающиеся друг от друга по своим особенным свойствам и как обуславливающие существование своих различий друг через друга. Таков химический объект.
Химический объект
§ 200. Химический объект соответствует ступени умозаключений рефлексии, где посредствующей серединой являются единичные тела О - Е - В. В химическом соединении механическая самостоятельность тел снимает себя. Единичные тела обнаруживают качественное различие своих свойств, причём существование их различных свойств обусловлено друг другом.
§ 201. Ступени различия единичных тел.
1. Тела небесной сферы, рассматриваемые через специфику их свойств:
а) излучаемый звёздами свет и б) все тёмные тела вселенной, куда относятся и тела самих звёзд, которые также являются тёмными, в отличии от испускаемого ими света.
2. Различия между тёмными телами Солнечной системы:
а) спутники внутренних планет (Луна, Фобос и др.) и пояс астероидов - это литосферные образования, лишённые воды и воздуха;
б) спутники внешних планет и кометы - это, наоборот, воздушно-водяные (ледяные) образования, лишённые литосферного основания;
в) планеты - это единство астероидного и кометного состава.
3. Различия внутри планеты Земля, стихии: а) воздух, б) вода, в) земля (земность, литосфера), г) огонь. Стихия огня (горение) является собственно процессом жизни стихий, процессом их взаимного перехода друг в друга.
4. Химические различия вещества планеты:
а) чистые химические элементы (индифферентные тела),
б) окислы и гидраты,
в) кислоты и основания,
г) соли (нейтральные соединения).
§ 202. Химическое различие вещества планеты положено его принадлежностью к единому химическому процессу, фазовыми состояниями которого эти различные вещества являются. Химический процесс включает в себя: а) реакции соединения и б) реакции разъединения.
а) Реакции соединения соответствуют первой фигуре умозаключения рефлексии Е - О - В. Из индифферентных тел под воздействием явления природного электричества образуются оксиды (окислы) и гидраты. На следующей ступени из оксидов и гидратов образуются кислоты и основания, которые, будучи агрессивными, не существуют самостоятельно в виде устойчивых соединений и стремятся к своей нейтрализации. Соединение кислоты с основанием даёт реакцию нейтрализации, в результате которой образуются соли и вода.

Соли - это устойчивая форма химических соединений, которые в основном и составляют твёрдое вещество планеты.
б) Реакции разъединения соответствуют второй фигуре умозаключения рефлексии В - Е - О. Соли подвергаются разложению, происходящему как посредством реакции замещения (обмена), так и посредством окислительно-восстановительных реакций (горения). В результате вновь образуются чистые химические элементы, способные к окислению и гидратизации, что, в свою очередь, ведёт к появлению кислот и оснований, а далее - к реакции нейтрализации и т.д., вновь по тому же кругу.
Таким образом, химический процесс идёт в двух направлениях: 1) от нейтральных соединений (соли) через их разложение к образованию индифферентных тел, и 2) далее, через вхождение индифферентных тел (чистых химических элементов) в агрессивные соединения21 (образование окислов и гидратов, кислот и оснований) и через реакцию нейтрализации, опять к образованию нейтральных соединений (вода и соли).
§ 203. в) Следовательно, всё внешне бессмысленное химическое различие вещества планеты имеет вполне разумный порядок, полагаемый единством химического процесса, особенными моментами которого являются различные соединения. Рассматриваемый в целом химический процесс соответствует третьей фигуре умозаключения необходимости О - В - Е. Здесь дизъюнктивное и это, и это, и это раскрывает нам формулу, что все химически различённые тела: индифферентные вещества и чистые элементы, оксиды и гидраты, кислоты и основания, соли, - принадлежат единому химическому процессу, охватывающему их собой.
Но сам химический процесс по отношению к своим особенным фрагментам остаётся ещё лишь только в качестве внешней всеобщности. Как нечто целое он ещё не является определяющим началом и не подчиняет себе все свои особенные фрагменты; они разбегаются от него и существуют только в своей самостоятельности. Химический процесс не возбуждает сам себя и не поддерживает самостоятельно своё существование.

Круг его особенных реакций возбуждается извне: ветрами, грозами, вулканами, явлением природного электричества, благодаря чему он локально зачинается и, источив себя, замирает в своих нейтральных продуктах.
Если этот процесс свести воедино как самозачинающийся процесс, то мы получим уже живой организм. В живом организме все его особенные члены и органы образуют органическое единство под эгидой его целостности: О - В - Е. Поэтому целью существования живого организма является само его понятие, ибо живой организм, в отличие от химического процесса, существует только в нерасторжимом единстве всех моментов своего понятия. На ступени химического процесса всеобщий момент понятия охватывал все особенные химические реакции, но охватывал лишь внешним образом.

В живом же организме понятие является его конституцией, господствующей над всеми его особенными членами и органами.
Телеологический объект
§ 204. Умозаключения необходимости, где средним членом является всеобщее, дают нам третий тип объективности - телеологический объект; (teleos - цель). Это -живые организмы природы. В механическом объекте (Е - О - В) всеобщность понятия ещё абстрактна по отношению к единичным телам.

В химическом объекте (В - Е - О) всеобщность понятия уже присутствует в нём в форме процесса, но ещё не существует для себя, как имманентное единство всех своих фрагментов. Напомним читателю, что в дизъюнктивной форме умозаключения всеобщее выступает как исчерпывающий перечень его особенных моментов:


Вот эта последняя фигура определения химического объекта, в которой особенные химические вещества разбегаются от самой всеобщности химического процесса, переходит в телеологическом объекте в тотальность живого организма, в котором все особенные моменты являются его неотъемлемыми органами: Е - В - О. Жизнь в этом смысле есть увековеченный химический процесс.
Целью существования живого организма является само его понятие, понимаемое, в свою очередь, как то, что создаёт единство и гармонию всех частей организма. Цель живого организма состоит, следовательно, в том, чтобы сохранять самого себя как цельность, поскольку сам организм и его понятие неотделимы друг от друга. Поэтому третий тип объективности выступает как телеологический (целесодержащий) объект, как объект, целью которого является само его существование как целостности.
§ 205. Живой организм обладает относительной самостоятельностью по
отношению к окружающему миру. Однако при этом важно не упускать из виду то решающее обстоятельство, что живой организм, при всей его кажущейся самостоятельности, неотделим от окружающего мира.
Живой организм содержит в самом себе цель своего отношения к окружающему миру. Причина его активности находится не вне его, а в нём самом. То, к чему он стремится, есть лишь внешний предмет его цели.

Если моё хотение яблока - это внутренняя субъективная форма моей цели, то само яблоко, висящее на яблоне, это та же цель, но в её внешней объективной форме.
§ 206. Живой организм не только содержит свою цель в самом себе, но и сам же является средством её достижения. С помощью своих конечностей животные завладевают материалом окружающей его природы и ассимилируют его. В итоге организм производит самого себя как осуществлённую (достигнутую) цель.

Тем самым животный организм в своём целеполагающем отношении к окружающей его природе всякий раз возвращается к самому себе.
§ 207. Развитие определения цели идёт через три умозаключения:
а) Е - О - В, субъективная цель;
б) В - Е - О, реализуемая цель;
в) О - В - Е, осуществлённая цель
Субъективная форма цели представляет собой умозаключение, посредством которого живой организм, как всеобщность по отношению к своим особенным органам (В), определяет в себе ту свою особенную потребность (О), которую пришло время удовлетворить с помощью материала окружающей природы (Е): В - О - Е. (Здесь надо вспомнить, что перемена местами крайних членов умозаключения не влияет на его вывод).
§ 208. Животное (В) за счёт средств окружающей природы (Е) удовлетворяет свою особенную потребность (О): В - Е - О. При этом средство отчасти является готовым продуктом окружающей природы, отчасти результатом деятельности самого животного. По причине того, что сами булки хлеба на дереве не растут, да и то, что само растёт, надо ещё найти, сорвать и в рот положить, субъект создаёт для достижения своих целей специальные приспособления - средства производства средств потребления.

Конечности животных уже представляют собой такие средства. Палка в руке человека, а равным образом и все другие созданные им орудия труда, являются средствами достижения его целей.
§ 209. Сама целереализующая деятельность субъекта, опосредствуемая орудиями производства, представляет собой арену творчества разума. Необходимость создания средств производства требует от разума проявления изобретательности. Могущество разума напрямую зависит от его изобретательности (хитрости).

В этом состоит прямой смысл крылатой фразы Гегеля: Разум столь же хитёр, сколь могущественен.
§ 210. Благодаря потреблению добытых средств (Е) живой организм (В) удовлетворяет свою потребность (О). Через удовлетворение потребности цель приходит к своему осуществлению, благодаря чему восстанавливается целостность и самодостаточность организма: Е - В - О.
§ 211. Достигнутая цель в свою очередь становится средством для достижения других целей субъекта - других его потребностей. Удовлетворение одной потребности организма ведёт к необходимости удовлетворения другой его потребности, потом третьей и т.д. по кругу: есть, пить, спать, играть, и т.д.

Поэтому третий момент понятия телеологического объекта раскрывает себя как тотальность потребностей субъекта.


Итак, последний момент понятия телеологического объекта даёт нам тотальность потребностей живого организма, умозаключения по поводу которых приводят нас к определению идеи.
§ 212. Рассмотрим моменты понятия телеологического объекта ещё раз.
а) Субъективная цель: В - О - Е. Я (В) хочу съесть (О) яблоко (Е). Здесь моя особенная потребность соотносит всеобщность моего организма с тем единичным средством, который мне необходим для восстановления самодостаточности моего организма. При этом может показаться, что яблоко, как предмет моего хотения, не может выступать в качестве единичного момента моего умозаключения, поскольку оно принадлежит не мне, а природе.

Но в природе нет ничего чужого для меня, всё, что я хочу от неё, принадлежит мне. Это уже на рынке мы имеем чужие яблоки и прочую чуждость, а в дикой природе всё то, что требуется для моего организма, всё это моё.



Содержание раздела