d9e5a92d

Идея

Луговая трава принадлежит коровам и они в этом нисколько не сомневаются. Пыльца цветка принадлежит пчелам и они, наверное, даже не представляют себе, что дело могло бы обстоять как-то иначе.
б) Реализуемая цель: В - Е - О. "Я (В) овладеваю яблоком (Е) как средством для удовлетворения моей потребности (О)". Для этого мне приходится создавать дополнительные средства: палку, ружьё и т. д.
в) Осуществлённая цель: Е - В - О. "Съев яблоко (Е), я удовлетворяю (В) свою ранее определённую потребность (О)". В результате я ощущаю в себе сытость и по этой причине могу, например, лечь поспать.
Круг умозаключений замкнулся. При этом важно, что во всех трёх фигурах мысли содержание цели остаётся одним и тем же. В достигнутой цели снимается односторонность субъекта и односторонность объекта.

За счёт потребления средств природы субъект объективирует самого себя. Удовлетворение одной потребности организма ведёт к активизации другой его потребности, потом третьей, четвёртой и т.д. по кругу. Полный перечень потребностей организма (и это, и это, и это, и ...) мы имеем в последней фигуре умозаключения понятия телеологического объекта - в дизъюнктивном умозаключении:

Е

Это умозаключение показывает, что действительностью моего тела руководит моё сознание. Я не только всякий раз умозаключаю по поводу полагания и осуществления той или иной моей цели (потребность - средство - удовлетворение), но и всякий раз умозаключаю и по поводу продвижения моих потребностей по их собственному кругу.
Круг удовлетворения моих потребностей составляет процесс моей жизни. Осознавая их, я осознаю свою жизнь. "Сейчас я буду делать это, потом займусь этим, потом перейду к решению ещё одного вопроса, потом буду есть, потом спать, потом умываться, потом дела, потом обед, потом отдых" и т.д. по бесконечному кругу. И вот это единство моих субъективных умозаключений и моих реальных поступков, единство моих мыслей и моих действий, единство моей души и моего тела, даёт мне идею жизни, идею того, что я живу. А живу я только в имманентном единстве этих двух определений, т.е. как мыслящий субъект и как действующий объект.

Иначе говоря, идея - это осознание того, что вне, помимо моего субъективного сознания, никакой моей деятельности, а значит, и меня самого как объекта, не существует.
Таким образом, самим процессом реализации цели положено вообще то, чем было понятие телеологического объекта изначально - единство определений субъективности и объективности объекта. Это единство, рассматриваемое теперь как само по себе значимое, даёт нам определение идеи. Если химический процесс закольцовывает (скручивает) себя в процесс жизни, то сам процесс жизни живого организма, в свою очередь, закольцовывает себя в идею.

Идея

§ 213. Идея представляет собой абсолютное единство телеологического объекта с его субъективным понятием о самом себе. Идеальным содержанием идеи является понятие в его мыслительных определениях, а её реальным содержанием - понятие в форме его внешнего наличного бытия.
§§ 214-215. Идея представляет собой процесс, в котором субъективное понятие определяет себя к своей объективности, а объективность, как имеющая своей субстанцией своё понятие о самой себе, возвращает себя назад в субъективность понятия. Проще говоря, идея - это осознание человеком самого себя как реального объекта и подчинение действий своего объективного тела своему субъективному "Я". Моё мыслящее "Я" - это субъективная форма проявления моего понятия о самом себе.

Моё реальное тело, осуществляющее все свои действия под руководством моего субъективного "Я", - это форма наличного бытия моего понятия, его объективность. Единство моего субъективного " Я " и моего объективного тела - это и есть идея, исходя из которой я живу и действую.
Как сам себя осознающий объект, я имею в себе, во-первых, идею жизни, идею того, что я живу. Если бы я только мыслил, не имея при этом никакого отношения к своему телу, то моё "Я" было бы пусто и ни о какой идее жизни речи бы не было; бестелесных сущностей не бывает. Если бы, наоборот, я существовал только как наличное тело, но при этом не осознавал бы самого себя, то и в этом случае ни о какой идее жизни опять-таки речи бы не было, и моё бытие уподобилось бы бытию камней и звёзд.
Во-вторых, я имею в себе идею познания, поскольку в своём телеологическом отношении к окружающему меня миру я произвожу знания о нём.
В-третьих, деятельность познания даёт мне абсолютную идею, идею единства всего мироздания, идею имманентного единства природы и человечества. Отсюда три ступени определения идеи.
1. Идея в её непосредственности - идея жизни Е - О - В.
2. Идея в её различённости - идея познания В - Е - О.
3. Идея в её всеобщности - абсолютная идея О - В - Е.
Идея жизни
§ 216. В своём непосредственном взаимодействии с окружающей природой мы производим самих себя. С одной стороны, мы дышим, питаемся, пьём, с другой стороны, мы выделяем известные продукты своей жизнедеятельности.

Причём всё это мы делаем осмысленно, предваряя все свои действия соответствующими умозаключениями. Вот этот мой небогатый опыт свидетельствует мне о том, что я живу: Dum spiro, spero.22
Идея жизни - это первая идея, которая вообще появляется в головах у детей именно как идея, а не как образное представление какой-либо конкретной вещи. Через осознание того, что он ест, пьёт, спит, садится на горшок, ребёнок приходит к умозаключению о том, что он живёт, что он является живым существом. С этого момента вся дальнейшая процедура его жизни становится бесконечным росчерком умозаключений: " Сейчас я хочу это, потом буду делать это, затем это; утром пойду туда, вечером останусь здесь", и т.д. до самого конца жизненного пути, "до дней последних донца". До появления у ребёнка идеи жизни он тоже жил, но ещё не знал об этом.

Первые вспышки детской памяти, запечатлевающие образ новогодней ёлки или какого-либо другого яркого пятна, ещё не говорят о наличии у ребёнка идеи жизни.
§§ 217-218. Идея жизни представляет собой бесконечное умозаключение,
реальность которого распадается в себе на три процесса.
а) Процесс, совершающийся внутри самого организма. Внутренняя жизнь организма представляет собой взаимное производство его органами друг друга, благодаря чему он лишь репродуцирует самого себя как единую в себе целостность. Это бесконечное бессознательное умозаключение совершается внутри нас, где все моменты понятия нашего организма постоянно наблюдают друг за другом и "прозванивают" друг друга: е-о-в, в-е-о, о-в-е, е-о-в, ... и т.д. по бесконечному кругу функционирования органов моего тела.
§ 219. б) Процесс ассимиляции. Человек потребляет материал окружающей его природы, и тем самым объективирует самого себя. Делая из материала своего инобытия своё наличное бытие, человек как отдельное образование смыкается с самим собой и полагает свою единичную определённость (Е).
§ 220. В процессе взаимодействия с окружающей природой я осознаю своё "Я" и устанавливаю пределы своего организма. (Животные в зеркало смотреться не умеют. Их зеркало - постоянный контакт с окружающим миром).

Среди всеобщности подобных мне субъектов я нахожу различие полов. Идея жизни восходит на ступень рефлексии: я уже не просто живу, а живу в своём половом отличии (О). Дети также начинают осознавать свою индивидуальность через осознание своего пола.
§ 221. в) Процесс жизни рода. Через идею пола я прихожу к идее существования рода (В). Как индивид (Е) определённого пола (О) я подчинён роду (В).

Индивиды преходящи, род вечен. Индивид репродуцирует себя в других особях и погибает, уступая им место. В этом родовом процессе идея жизни отдельного индивида развивается до идеи жизни всего рода: Е - О - В.
§ 222. Человек как чувствующий субъект переводит воспринимаемый им материал окружающего мира в идеальную форму и делает его содержанием своего мышления. В силу этого человек отдаёт себя обществу (роду) уже не только как биологическая особь, но и как обладатель духовного содержания - знания о мире. "Смерть лишь
непосредственной единичной жизненности есть рождение духа". В духе род человеческий приобретает цельность не только биологическую, но и идеальную (духовную).
Идея познания
§ 223. Человек живёт только в единстве с окружающим его миром. Другой жизни, вне отношения взаимодействия с природой, для меня не существует. А раз я живу только взаимодействуя с окружающим меня миром, то положительным результатом такого взаимодействия, помимо того, что я ещё и живу, является то, что я познаю мир.

Любое моё прикосновение к миру даёт мне знания о нём; будь то чисто теоретический интерес или сугубо практическая деятельность, и то, и другое уже представляют собой деятельность познания.
§ 224. Деятельность познания также выступает как имманентное единство моего мыслящего "Я" и моего действующего тела. Поскольку объективность существует для меня в форме определений понятия, постольку всё моё познание руководствуется лежащей в основе понятия идеей.

И хотя для меня объект выступает как преднайденный мною мир, тем не менее, в силу объективной природы моего субъективного понятия, мой разум уверен в своей способности адекватно познавать мир.
§ 225. В процессе познания мира человек производит знания, которые являются достоянием его сознания; это теоретическое познание. Вместе с тем в своём отношении к окружающему миру человек стремится снять субъективный характер своих теоретических знаний и сделать их объективными.

Это осуществляется посредством практической деятельности людей.
Теоретическое познание
§ 226. Различные направления изучения наличного мира имеют форму отличных друг от друга частных наук: математика, физика, биология, история и т.д. Каждая из частных наук изучает мир по-своему.

В силу этого обстоятельства все эти науки находятся друг к другу в отношении рефлексии (отражают свою специфику через отрицательное отношение друг к другу), а не в отношении понятия (где они должны быть последовательными звеньями единой системы знания). Это ступень рассудочного познания.
Рассудочное познание ограниченно и истинность производимых им знаний весьма относительна. Разумные доводы существуют для него лишь в форме интуитивных подсказок. Эти подсказки никак не вытекают из его собственных методов познания, но рассудок, тем не менее, вынужден им доверяться.


§ 227. Рассудок смотрит на мир как на некую преднайденную всеобщность, которую в первую очередь следует разделить на части и изучить их по отдельности. Например: это - человек, это - звезда, это - дерево. Делая это, рассудок устанавливает различия единичных вещей и возводит их в ту или иную степень всеобщности. Например, звезда - небесное тело; дерево - растение; Иванов - студент.

Это аналитический метод.
§ 228. Создаваемые рассудком общие понятия уже представляют собой постижение некоторой особенности единичных вещей. Рассудок приходит здесь к соединению моментов понятия, но пока лишь только в форме суждения (Е - О; Е - В). Такое относительное введение предмета в формы понятия представляет собой синтетический метод познания.

Синтетический метод исходит из всеобщего определения (дефиниции), и от него движется через обособление (разделение его сторон) к определению единичного предмета (теореме).
§ 229. а) Установление общего определения предмета есть дефиниция (Е - В). Например: Иванов - студент, треугольник - геометрическая фигура. Дефиниции возникают аналитическим путём.

Чем богаче предмет и чем больше в ходе его анализа будет выявлено сторон и компонентов, тем больше дефиниций ему положено. (Иванов не только студент, но и спортсмен, семьянин, коллекционер и т. д. Треугольник - только геометрическая фигура).
§ 230. б) Следующим шагом рассудок производит расчленение сторон рассматриваемого им предмета (Е - О). Студент Иванов изучает науки, сдаёт экзамены и т.д. Прямоугольный треугольник имеет два катета и одну гипотенузу и три внутренних угла, один из которых прямой.
§ 231. в) Затем выявленные различные стороны предмета приводятся к своему единству, выраженному в его дефиниции (О - Е + Е - В). Такое единство достигается посредством создания теорем. Но поскольку стороны предмета различны, постольку, для того чтобы корректно подвести их к единству, требуется деятельность опосредствования. Нахождение такого среднего звена называется конструированием теоремы.

А само опосредствование, объясняющее необходимость соотношения различных сторон предмета, является доказательством О - Е - В. Например: если Иванов является студентом, то он должен сдавать экзамены, посещать лекции, писать курсовые и т.д. Или: сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы.
Такой рассудочный способ доказательства называется в частных науках рациональным. С разумной же точки зрения здесь всё обстоит как раз наоборот. То, что в этих науках называется рациональным, принадлежит ещё ступени рассудка, а то, что в них называется иррациональным, представляет собой как раз начала разумности.
§ 231а. Частные науки, доходя до той границы, дальше которой они уже не могут двигаться с помощью своих собственных методов (дефиниций, расчленений и конструирования теорем), находят следующий выход. Они прерывают последовательность развития своих определений и заимствуют то, в чём они в данный момент нуждаются (а это нужное им часто оказывается прямой противоположностью их предыдущих определений) откуда-либо извне, из области созерцания, или представления, или из каких-либо других источников.

При этом они продолжают быть уверенными в том, что находятся ещё в рамках присущей им "рациональности". Чем выше "уровень" таких частнонаучных теорий, тем больше в них наблюдается неправомерных экстраполяций, разного рода "натяжек", тавтологии и пустословия. С другой стороны, чем выше уровень таких теоретических обобщений, тем большая потребность возникает у исследователей в собственно философском постижении мира.
§ 232. Доказательство теоремы (научного положения) основанно уже только на мышлении субъекта. Таким образом, в результатах своего теоретического познания человек оказывается оторванным от непосредственных посылок объективного мира.

Возникшая разорванность субъекта и объекта снимается второй стороной отношения человека к окружающему миру, его практической деятельностью. В основе практической деятельности лежит построенное и доказанное человеком научное положение - результат его теоретической деятельности.
Практическая деятельность
§ 233. Через свою практическую деятельность человек объективирует результаты своих теоретических познаний. Эти две формы - теоретическое познание и практическая деятельность, интеллект и воля человека - неотделимы друг от друга.

При теоретическом познании происходит субъективирование действительного мира, а в ходе практической деятельности, наоборот, знания субъекта объективируются. И только таким путём, через единство теоретической и практической деятельности, утверждается истина.
После Гегеля один мудрец скажет, а миллиарды потом повторят, что практика является критерием истины. Эту формулу можно было бы признать справедливой и даже близкой точке зрения Гегеля, если бы не ударение на слове практика. Теория -такой же критерий истины, как и практика.

Лишь только их единство устанавливает истинность знаний, если же, конечно, под знанием иметь в виду научно обоснованное положение, а не набор изречений оракула.
Весьма показательной в этом смысле является следующая канва исторических фактов. К. Маркс, будучи ещё весьма молодым человеком, начал свою деятельность революционера-мыслителя с критики "Философии права" Гегеля, где он прочитал, в частности, раздел "Внутреннее государственное право". В этом разделе Гегель даёт теоретическое обоснование принципов построения системы государственной власти правового гражданского общества.

Эти принципы существуют и действуют сегодня в большинстве стран Европы и в странах других регионов мира.
Охарактеризовав сей труд как идеалистический, а излагаемые в нём принципы государственного устройства как буржуазные, молодой философ пришёл к выводу, что система Гегеля стоит на голове и её надо поставить на ноги. Подлинная истина, по его мнению, может быть найдена только в русле материалистического понимания истории, а справедливый государственный строй может быть создан лишь при условии отмены частной собственности на средства производства. Ради исторической справедливости надо добавить, что эта рукопись осталась незаконченной и самим Марксом не публиковалась.
Спустя восемь десятилетий другой революционер-мыслитель, считавший сам себя учеником К. Маркса - В.И. Ульянов-Ленин, будучи уже неизлечимо больным человеком, анализировал итоги революционных свершений в России и раздумывал о неизведанных никем путях дальнейшего строительства пролетарского государства. Так вот, в последнем его заказе в кремлёвскую библиотеку значилась "Философия права" Гегеля, с которой ранее он уже был знаком.

Но прочитать её в этот раз он уже не сумел.
Спустя ещё шесть десятилетий в Советском Союзе началась перестройка, в ходе которой как-то незаметно всплыло и сделалось актуальным понятие правового государства. Но обращаться к теории Гегеля уже не стали, обратились напрямую к практике, к богатому опыту демократических стран запада.
§ 234. Целью практической деятельности человека является производство материальных благ. Но так как деятельность людей изменяет облик мира, то в ходе этого постепенно изменяется и само представление человека о благе. Например, то, что было благом для наших отцов, для нас таковым уже не является.

У нас своё понимание блага, которое для поколения наших детей также может оказаться уже неприемлемым.
§ 235. Интеллект человека стремится брать мир таким, каков он есть, а воля человека, напротив, стремится к тому, чтобы сделать мир тем, чем он должен быть, согласно его субъективному разумению. Если бы мир уже был таким, каким он должен быть, тогда преобразующая деятельность человека была бы не нужна.

Следовательно, человек исходит из того, что мир должен быть не таким, каков он есть.
Примирение между теорией и практикой происходит за счёт того, что, достигнув практических результатов, человек возвращается к своим теоретическим предпосылкам. Изменённый же благодаря его преобразующей деятельности мир всякий раз обновляет эмпирическую базу теоретического знания. В результате интеллект постоянно получает обновлённое содержание мира.

Тем самым теоретическая и практическая деятельность человека всякий раз снимает свою противоположность и приходит к своему единству.
§ 235а. Это единство означает, что подлинной целью жизнедеятельности людей является само познание действительного мира. И только через эту деятельность люди получают свою действительность и свою субъективную жизнь. Проще говоря, жить, познавая мир, и развиваться за счёт этого - вот подлинный удел человечества.

В этом состоит истина его бытия.
Деятельность познавания мира, как единство теоретической и практической деятельности людей, направляет их на постижение идеи мира. Эта идея идей завершает лестницу определений мышления, поэтому она получает определение абсолютной идеи. Абсолютная идея подчиняет себе деятельность моего мыслящего "Я", а через него и деятельность моего тела. Следовательно, она подчиняет себе всю мою жизнедеятельность.

Именно она определяет собой жизнь людей и именно она является той истиной, к которой стремится человечество.
Абсолютная идея
§ 236. Человечество познаёт мир, основываясь на идее, что всё в нём взаимосвязано, и всё то, что рассудком признаётся только по отдельности, должно поэтому мыслиться в своём единстве. Но это не наша чисто субъективная идея о мире, а это идея самого действительного мира. Подобно тому как идея жизни является выражением имманентного единства моего субъективного "Я" и моего объективного тела, так и абсолютная идея является имманентным единством природы и её духа. Духом природы является человечество.

Человечество - мыслящий агент природы, это её "Я". Человечество мыслит за природу, оно выводит все её определения и строит её понятие. Единство моего субъективного "Я" с моим объективным телом даёт мне идею жизни.

Единство природы (объективности) со своим "Я" - человечеством (субъективностью), даёт нам абсолютную идею. (В очень упрощённом варианте абсолютную идею можно представить как идею тождества мышления и бытия).
Для нашего мышления эта идея выступает как абсолютная, как спекулятивная и как логическая идея. Вот в этих трёх словах скрыта её достаточно простая суть. Разберём их подробно.
Абсолютна идея потому, что она касается всего на свете и всё включает в себя. Абсолютна она также ещё и потому, что выше неё никаких других идей у человека быть не может. Что может быть выше мысли о том, что мир - это нечто единое в себе взаимосвязанное целое?
В обыденной жизни мы употребляем определение "абсолютное" в тех случаях, когда речь заходит о предельных значениях каких-либо процессов или величин: о полном отсутствии у человека понятия (абсолютный профан), о предельных достижениях в спорте (абсолютный рекорд), о предельных температурах вещества (абсолютный ноль). Точно такой же смысл и у абсолютной идеи. В экстенсивном плане её абсолютное значение заключается в том, что она охватывает собой всё на свете.

В интенсивном плане её абсолютное значение состоит в том, что выше неё никаких других идей у человека не бывает.
При таком своём понимании абсолютная идея становится равной идее Бога. Во введении к "Науке логики" Гегель пишет, что её (логики) содержание: "есть изображение Бога, каков он в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа". Это уже после появления конечного духа (человеческого сознания) люди обрели антропоморфный образ Бога, святую троицу и стали искать основу гармонии и единства мира через этот образ. Но что проку, если при появлении необходимости рассматривать мир в его целостности и единстве мы будем ссылаться на библейский образ Бога?

Не проще ли будет поступить так, что, не делая ни на кого никаких ссылок, просто рассматривать единство и порядок в мире через призму самой этой идеи?
Но если все наши размышления должны строиться на основе этой идеи, то, следовательно, она получает определение спекулятивной идеи. Спекулировать означает размышлять. Но размышлять не как угодно, не клочками, не обрывками, а последовательно и взаимосвязанно.

Для того чтобы размышлять последовательно и взаимосвязанно, необходимо иметь концептуальную основу. Такой основой мышления может быть только идея, направляющая всё размышление в определённое русло. Та идея, на основе которой строится такое размышление, становится поэтому предметом спекуляции.

А поскольку таким спекулятивным основанием всего нашего мышления является абсолютная идея, постольку именно она выполняет функцию того мыслительного каркаса, опираясь на который, мышление последовательно развивает весь ход своих мыслей.
Если для Вас, уважаемый читатель, слово спекуляция больше ассоциируется с тем, что определяется русским словом барышничество, то это тоже хорошо, и Вы весьма близки к истинному пониманию сути спекулятивного метода. В прагматическом плане спекуляция и есть барышничество. При заключении сделок первоначально просчитывают возможный барыш и те действия, которые необходимо предпринять, чтобы его получить.

Если сделка хорошо просчитана, то после её реализации получают предполагаемый барыш в полной сумме. Следовательно, барыш в начале, как предполагаемый результат, и барыш в конце, как реальный результат, являются точками опоры любой спекуляции. В этом смысле философская спекуляция также преследует свой барыш.

В спекулятивной философии, как, вероятно, и в любом другом деле, идея лежит в начале размышлений, как предполагаемый результат, и она же появляется в конце как искомый результат размышлений (спекуляции).
Философская спекуляция представляет собой логически последовательное размышление, в основе которого лежит абсолютная идея. А если это так, то, следовательно, для того чтобы руководствоваться этой идеей, её нужно сначала доказать. Необходимо сделать так, чтобы она была не плодом моей интуиции и не заповедью какого-либо авторитета, а доказанным научным положением.

Отсюда мы переходим к третьему определению идеи - логическая идея. В своих лекциях по истории философии Гегель упрекает Платона в том, что "...мы у него не находим философского построения, которое показало бы нам сначала идею самою по себе, а затем показало бы в ней же самой необходимость её реализации и самою эту реализацию".



Содержание раздела