d9e5a92d

Полиграфическая защита

Полиграфическая защита

Как мы отмечали, в производстве банкнот и ценных бумаг применяются несколько различных способов печати: типографская (высокая), трафаретная, офсетная орловская и металлографская печать, наиболее сложными из которых являются последние два. Если все эти способы доступны практически для любых отечественных типографий (ограничения носят финансовый или технический характер), то способ глубокой металлографии закреплен только за предприятиями "Гознака".
При этом способе печати ("интаглио" или "инталия" - печать с гравюры) печатная форма, как правило, плоская, используются очень густые печатные краски, печатающие элементы не разделены на ячейки, а представляют собой штрихи разной протяженности, ширины и глубины. Давление при печати выше, чем при обычной глубокой печати.
Поэтому частицы краски проникают между волокнами бумаги, а на оборотной стороне листа образуется явно выраженный обратный рельеф.
При металлографской печати краска из форм переходит на бумагу и при высыхании образует красочный слой, выступающий над поверхностью бумаги. Он имеет достаточно большую толщину, которая легко ощутима на ощупь.
С помощью металлографской печати достигается высокая точность и четкость воспроизведения рисунка и мельчайшие элементы изображений на купюрах выполняются именно этим способом.


Рис.1.22. Образцы металлографии (изображения даны в увеличенном

На всех российских купюрах образца 1997 года присутствуют изображения, выполненные металлографской печатью с повышенной рельефностью. Это надпись на лицевой стороне - "БИЛЕТ БАНКА РОССИИ" (в верхней части справа) и метка для людей с ослабленным зрением в виде кружков и прямоугольников (рис.1.22, справа).
У свежеотпечатанных купюр эти реквизиты легко воспринимаются на ощупь. Хотя, пожалуй, наиболее четко металлография определима у евробанкнот (аббревиатура Европейского центрального банка, изображения окон и ворот архитектурного сооружения, цифры номинала).
Специальными разновидностями плоской печати, часто применяемыми при производстве банкнот, являются орловская печать и ирисовая печать.
Орловская печать была разработана российским изобретателем И.И. Орловым в 1890 году и названа в его честь.

Впервые орловская печать была применена при изготовлении кредитных билетов номиналом 25 руб. образца 1894 года (рис.1.23). Воспроизвести эффект орловской печати обычными классическими способами печати невозможно.
Для этого используется сложнейшее высокоточное оборудование, которое могут иметь только организации с государственной лицензией на его использование.
Итак, орловская печать - это многокрасочная однопрогонная печать, позволяющая достигатьнаизображенииточногосовмещения красок разных цветов в неразрывных линиях. При этом граница перехода является четкой, отсутствуют перекосы и разрывы штрихов, нет наложений одного цвета на другой.
В качестве примера орловской печати можно привести современные российские купюры (рис.1.24).


Рис.1.23. Первая банкнота, выполненная орловской печатью


Рис.1.24. Орловская печать на банкноте 100 рублей и 5000 рублей


Рис.1.25. Фоновая сетка с ирисовым раскатом

На их лицевой стороне слева и на оборотной стороне справа (для купюры номиналом 10 руб. - наоборот) изображена орнаментальная полоса, выполненная методом орловской печати: различные цвета штриховых
элементов точно совмещены друг с другом -без разрывов и смещений.
Другой разновидностью офсетной печати является ирисовая печать (раскат), при которой в элементах получаемых изображений присутствует плавный переход одного цвета в другой, причем четкая граница перехода отсутствует. При прохождении через систему валиков печатной машины краски взаимно проникают друг в друга на участке расположения разделительных перегородок и образуются зоны плавного перехода цветов.
Вот как это выглядит на современных российских купюрах.
На купонных полях оборотной стороны купюр виден микроузор, изображенный с помощью тонких линий, образующих шестиугольники. Микроузор на большом печати и визуально наблюдается как плавный
купонном поле выполнен методом ирисовой переход одного цвета в другой.
Форма для трафаретной печати представляет собой сетку, натянутую на раму. Пробельные элементы заблокированы слоем, не пропускающим печатную краску, а печатающие элементы открыты и в процессе печати краска через них равномерным слоем продавливается сквозь сетку на запечатываемый материал.
Изображения характерны толстыми красочными слоями, своеобразной "сеточной" структурой и отсутствием деформации бумаги.
В банкнотном производстве трафаретная печать применяется для нанесения изображений, выполненных оптически переменными красками (OVI). В евробанкнотах низких номиналов это -иридисцентная полоса, высоких номиналов - цифры номинала, отпечатанные краской OVI.
На банкнотах Банка России достоинством 1000 рублей модификации 2004 года трафаретной печатью с OVI выполнен герб Ярославля.
Рассмотрим далее, как осуществляется полиграфическая защита на стадии дизайна. И в данном случае будем ориентироваться в первую очередь на ценные бумаги, поскольку именно их дизайн отличается наибольшим разнообразием - как в силу относительно малых тиражей, так и в связи с тем, что большая площадь предоставляет более широкие творческие возможности.
Для осуществления защиты на стадии дизайна часто используют гильоширные элементы, различные линейные и нелинейные растры, гравюрные элементы, микро- и нанопечать (символы высотой в миллиардные доли метра), объемные эффекты, скрытые и совмещающиеся изображения, штриховые и контрольные коды и др.

Рис.1.26. Гильоширные узоры разработки Jura JSP

Гильоширные элементы. Под гильоширными элементами понимают непрерывные переплетающиеся узкие линии, образующие сложные геометрические фигуры; обычно используются как фон на оттиске.

Это одно из основных средств защиты банкнот и ценных бумаг от подделки с помощью сложных и трудновоспроизводимых композиций из гильоширных элементов. Гильоширные элементы (сетки, бордюры, розетты, уголки, виньетки) представляют собой рисунки из множества пересекающихся тонких линий, определяемых сложнейшими математическими формулами с коэффициентами в десяток цифр после запятой.
Не зная точной формулы заданного гильоша, воспроизвести его практически невозможно, тогда как разнообразие гильоширных элементов стремится к бесконечности. В настоящее время, лидирующее положение в мире занимает компания Jura JSP (Венгрия/


Рис.1.27. Стандартный и специальный виды растра

Австрия) занимающаяся в первую очередь именно вопросами разработки гильоширных элементов. На рис.1.26 показаны примеры локального (слева) и полосового (справа) гильоша Jura JSP.
Сложную композицию из гильоширных элементов трудно воспроизвести на множительном аппарате из-за слишком малой толщины (от 40 до 70 мкм) и постоянно меняющейся кривизны линий. Что касается гильоширной композиции, полученной, например, методом орловской печати, когда ко всем геометрическим сложностям добавляется плавно и произвольно изменяющийся цвет каждой линии, другими способами (офсет, трафаретная, высокая или глубокая печать) подделать ее почти невозможно.
Специальные растры. Вообще говоря, существуют самые разнообразные виды растров. Могут применяться стандартные виды растровой точки в виде круга, эллипса, ромба и звездочки или стохастическое растрирование (где растровой ячейки как бы нет).

Специальные растры отличаются от вышеупомянутых необычными формами точек растра (концентрические квадраты и пр.). Могут применяться и различные символы.
Примером являются изображения представителей флоры и фауны, буквы ЦБРФ и РР, создающие фоновое изображение дальнего берега реки Амур на лицевой стороне новой банкноты 5000 рублей (рис.1.27 и 1.31).
Микротекст. Он является одним из наиболее распространенных средств борьбы с изготовителями поддельной продукции, широко применяющимся для защиты не только банкнот и ценных бумаг, но другой защищенной продукции. Микротекст это некоторый набор символов чрезвычайно малого размера (до 0,2 мм высотой), выстроенный в определенной последовательности и воспринимаемый человеческим глазом как обычная тонкая линия.

Разглядеть его можно только при помощи оптики (рекомендуется увеличение не менее 10 крат), а воспроизведение обычными полиграфическими методами сильно затруднено.
Особенно микротекст помогает при попытках сканирования документов, поскольку сканеры не могут четко его распознать.
Чаще всего микротекстом изображаются прямые линии (например, на банкнотах, или ценных бумагах с изображением линий заполняемых граф). Вместе с тем, с помощью микротекста можно создавать искривленные линии (рис.1.28).
Обратим внимание также на фрагмент выпуклого текста БИЛЕТ БАНКА РОССИИ и объемный эффект (имитацию рельефа числа 5000), о чем скажем позже.


Рис.1.28. Одна из наиболее выразительных частей пятитысячной банкноты Банка России

Пример применения микротекста на оборотной стороне банкноты Банка России достоинством 100 рублей показан на рис.1.29. В верхней части банкнот находится позитивный микротекст, сформированный повторяющимся числом 100.
В нижней части банкнот расположен негативный микротекст в виде темных полос со светлым повторяющимся текстом "ЦБР100".

Рис.1.29. Микротекст на банкноте 100 рублей

Существует и более сложный вариант - на банкнотах достоинством 1000 рублей (рис.1.30) и 5000 рублей негативный микротекст плавно переходит в позитивный.

Рис.1.30. Микротекст на банкноте 1000 рублей

Объемный эффект. Объемное изображение, как правило, крайне сложно воспроизвести.

Этот эффект основан на особенностях человеческого зрения и создается как путем изменения ширины, плотности и направления линий (рис.1.31), так и применением специальных видов печати.
Применяется он в основном для защиты ценных бумаг, хотя имеется и на банкнотах.


Рис.1.31. Способы создания объемных изображений

Скрытые изображения. Скрытые изображения создаются на основе рельефа, полученного способом глубокой печати, или его сочетания с другими способами.

Существуют разные возможности их изготовления.
Например, можно создать скрытое изображение из параллельных, одинаковых по ширине линий на переднем и заднем планах; на этом изображении линии переднего плана выполнить более рельефными, чем линии заднего плана. Другими словами, при обычном освещении передний и задний планы ничем не будут отличаться друг от друга и только под определенным углом зрения станет видно, что задний план более светлый.


Более сложный способ заключается в том, что можно сделать рисунок из тонких параллельных линий одинакового рельефа, но в нем линии переднего плана будут перпендикулярны линиям заднего плана. Таким образом, в зависимости от освещения или угла зрения передний план будет светлее заднего, и наоборот.
Например, при рассмотрении в косопадающем свете фрагмента орнаментальной ленты, расположенной в нижней части лицевой стороны российских купюр, появляется скрытое изображение (кипп-эффект): видны буквы РР (российский рубль), которые в зависимости от ориентации банкноты являются то темными, то светлыми (рис.1.32).

Рис.1.32. Проявление кипп-эффекта на рублях Банка России

Следует отметить, что увидеть данный эффект достаточно непросто. При этом иногда встречаются подделки, на которых вышеупомянутые буквы видны хорошо, причем под любым углом.
В связи с этим представляется интересным новый защитный элемент MVC (Moire Variable Colour) - скрытое муаровое изображение). Он разработан Гознаком и успешно применяется для защиты всех номиналов рублей Банка России модификации 2004 года (рис.1.33).

Рис.1.33. Проявление муарового эффекта на рублях Банка России

При рассматривании банкноты перпендикулярно направлению взгляда поле MVC выглядит однотонным, тогда как при рассматривании под острым углом на нем возникают многоцветные радужные полосы. При необходимости на этом поле могут быть сформированы символы или буквы.
В целом, достоинством любого скрытого изображения является то, что при обычном рассмотрении оно обычно незаметно, и лишь при определенных условиях скрытая информация становится заметной - в этом-то и заключается их особая привлекательность.

Рис.1.34. Совмещающиеся изображения в евробанкнотах

Совмещающиеся изображения. Еще одним из вариантов скрытого изображения, применяемого в основном для защиты банкнот, являются совмещающиеся изображения.

Суть состоит в том, что одна часть изображения печатается на лицевой стороне, а вторая наносится на оборотную. На просвет все элементы совмещающихся изображений должны совпасть и образовать единый рисунок.
Часто подобные изображения делаются цветными за счет окрашенных частей рисунка противоположной стороны. Изготовление совмещающихся изображений ведется на специальных машинах, и получить их в обычных типографских условиях достаточно сложно.

Характерным примером совмещающихся изображений являются цифры номинала на евробанкнотах (рис.
1.34).

Физико-химическая защита

Одним из основных способов борьбы с фальшивомонетничеством является физикохимическая защита печатной продукции. Физико-химическая защита банкнот основывается на использовании в составах материалов различных добавок.
При изготовлении банкнот используются особо стойкие печатные краски, причем для каждого вида печати - свои (краски для высокой печати (офсетные), для глубокой печати, для трафаретной печати и др.).
Для защиты банкнот обычно применяются специальные краски, обеспечивающие создание как открытых (оптически-переменные краски - OVI, иридисцентные и металлизированные краски), так и скрытых защитных признаков (ферромагнитные краски; флуоресцентные краски; фосфоресцентные краски; краски, поглощающие или отражающие инфракрасное излучение).
Ультрафиолетовая защита обеспечивается введением в состав красок веществ, обладающих свойствами люминесценции. Так, при исследовании российских рублей в УФ-лучах в нижней части купонного поля на лицевой стороне банкнот всех номиналов наблюдается слабо выраженное свечение боковых фрагментов розетки серого цвета, на которых выполнено цифровое обозначение номинала, на оборотной стороне банкнот хорошо видны фрагменты вертикального орнамента и некоторые детали в зависимости от достоинства.


Рис.1.35. УФ-люминесценция на российских рублях

При воздействии на банкноты ультрафиолетового излучения бумага не светится, красные и светло-зеленые защитные волокна имеют соответственно красное и желто-зеленое свечение, а на двухцветных защитных волокнах красным светом люминесцируют красные участки. Фрагменты фонового изображения, отпечатанные на оборотной стороне банкнот оранжевой краской, имеют желтое свечение.

Рис.1.36. Распределение красок с ферромагнитной компонентой на банкноте 100 долларов США

Магнитную защиту обеспечивают краски, содержащие ферромагнитный пигмент. На российских рублях, например, ферромагнитными свойствами обладает темно-зеленая краска, которой отпечатаны серийные номера в правой верхней части лицевой стороны банкнот, на долларах США - портрет президента и некоторые другие фрагменты изображений.
Участки, запечатанные магнитной краской, при рассматривании с помощью магнитного визуализатора выглядят рельефными (рис.1.36).
Инфракрасная защита - один из наиболее надежных и широко распространенных способов защиты банкнот и ценных бумаг от подделки. Это связано с тем, что нанесение специальной краски с метамерными свойствами является достаточно сложным и дорогостоящим процессом.
Кроме того, сложной операцией является и совмещение части изображения, нанесенного обычной краской, с изображением, нанесенным специальной краской.
В банкнотах разных стран, включая и Россию, широко применяются ИК-метамерные краски, когда часть изображения, выглядящего как единое целое в видимом спектре, пропадает при наблюдении в инфракрасном (ИК) диапазоне. На рис.1.37 четко видны ИК-контрастные участки при просмотре с помощью ИК-визуализатора.
Достаточно надежным и удобным для определения является защитный признак спецэлемент "М" ("мерцающий ИК"), уже отсутствующий, к сожалению, на рублях Банка России модификации 2004 года. При просмотре банкноты через ИК-визуализаторы, имеющие специальный режим просмотра, участки изображений с такой меткой "М" как бы "мерцают". К слову, подобные участки имеются и на некоторых сериях долларов США.

В ряде случаев исследование долларов США в этом режиме просмотра позволяет выявить и "суперподделки".
В целом, говоря о стандартной ИК защите, можно отметить, что ИК-датчики наиболее современных счетчиков банкнот уверенно распознают не только наличие соответствующих участков, но и форму рисунка, выполненного метамерной краской.



Рис.1.38. Изменение цвета эмблемы в зависимости от наклона банкноты

Высокую степень защиты обеспечивают оптически переменные краски, изменяющие свой цвет в зависимости от угла зрения. Прежде всего, к ним относится OVI (Optical Variable Ink) разработки и производства швейцарской компании SICPA.
Например, эмблема Банка России на банкнотах достоинством 500 рублей, отпечатанная в верхней части узкого купонного поля с лицевой стороны, изменяет свой цвет с красно-оранжевого на желто-зеленый (рис.1.38, слева).
На модифицированных 1000-рублевых купюрах подобным образом выполнена эмблема г. Ярославля (рис.1.38, справа). На банкноте 5000 рублей обе эмблемы (Банка России и герб Хабаровска) выполнены оптически переменной краской.
Краски OVI широко используются в долларах США, евробанкнотах, в денежных билетах многих других государств.

Рис.1.37. Элементы ИК-защиты на банкнотах


Рис.1.40. Иридисцентная полоса на банкноте 5 евро

Металлизированные краски, содержащие металлический пигмент, дающий серебристый цвет, при изменении угла зрения меняют степень блеска, что также является средством защиты
Одним из распространенных способов защиты является применение иридисцентной (или иридирующей) краски (рис.1.40).
При изменении угла наклона рисунок, выполненный этой краской, под ярким светом переливается и сияет. В результате мы можем, например, на евробанкноте увидеть на иридисцентной полосе символы евро вместе с цифрами номинала.
Как видим, на пути фальшивомонетчиков (как профессиональных преступников, так и любителей острых ощущений - дилетантов) постоянно создаются все новые и новые барьеры. Рассмотрим, каким образом мы можем противостоять фальшивомонетчикам: на улице, в транспорте, на рынке - и в условиях касс.
ГЛАВА 2. ПРОВЕРЯЕМ ПОДЛИННОСТЬ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ БАНКНОТ
"Можно смотреть на деньги сверху вниз, но нельзя упускать их из виду " (Андре Прево, филолог и писатель)
Теперь, когда мы достаточно много знаем об основах производства и "устройстве" денежных знаков, можно поговорить о том, как их проверить в различных условиях: на улице, в магазине или в кассе, с приборами или без них. А также о том, какие банкноты у нас обязаны принять как платеж, а какие - нет.
Существуют несколько уровней проверки подлинности денежных знаков. Различные классификации определяют их содержание по-разному.
В России чаще всего выделяют 3 уровня проверки, основываясь на способе принятия решения: без приборов и с приборами вручную (решение о подлинности принимает кассир); с приборами автоматически (решение предлагает прибор); детальное исследование с помощью экспертно-криминалистических комплексов.
Уровни различаются в зависимости от скорости и достоверности проверки, стоимости внедрения защитных признаков в денежные знаки, а также стоимости оборудования для проверки. Так или иначе, все они базируются на системе защитных признаков, разработанных для банкнот и монет данной страны, во-первых, и на возможностях применяемого для проверки оборудования, во-вторых.
В свою очередь защитные признаки классифицируются как:
- общедоступные признаки ("признаки для населения", "для человека на улице"), проверяемые без приборов;
- "признаки для кассиров", определяемые с помощью простых приборов (лупа, простые просмотровые УФ или ИК приборы);



Содержание раздела