Многие усмотрели в этом высказывании Гриспена пророчество, и, по сути дела, это так и есть. Гринспен указывает на то, что существует море шальных денег, которое не хочет считаться с макроэкономикой, и именно эти деньги, перегревая фондовые ценности, создают инвестиционный диспаритет.
Единственное, чего не хочет брать в расчет Алан Гринспен - это социальные последствия, вызванные кризисом масштабной переоценки фондовых ценностей. Сжатие пенсионных капиталов вызывает у людей отчетливую тревогу, недоверие к фондовому рынку и желание его покинуть. Трещина в пенсионной системе США в состоянии вызвать далеко идущие последствия, вплоть до частичного свертывания добровольной составляющей этой системы. Это - подрыв корпоративного инвестиционного механизма, который может привести к существенному торможению темпов экономического роста и кардинальному ухудшению финансового состояния корпораций.
Обратным образом это приводит к падению прибылей и - как следствие - к еще большему падению котировок. Так работает спираль сжатия корпоративного финансирования, коллапсирующая экономику.
Рассмотрим простой оценочный показатель диспаритета фондовых инвестиций, который получается по формуле:
A N Score (t) = I(t) * PE Ratio (t), (7.6) где I(t) - уровень инфляции в долевых единицах. Также имеем ввиду, что выполняется
rB(t) = I(t) + A(t), (7.7)
где A(t) - уровень премии за риск (сегодня для условий США этот фактор колеблется в районе 1-5% годовых, в зависимости от типа обязательств).
Показатель диспаритета приведен на рис. 7.5.
При этом ралли (т.е. устойчивая бычья игра) сохраняет волатильность индекса акций на уровне до подъема.
Равновесие достигается при 0.6 A N Score (t) 0.7 ((это ситуация 1994 - 1997 гг и 1998 - 1999 гг , когда РЕ Ratio колеблется в диапазоне от 24 до 28 при инфляции 2.5-3.5% годовых)
Негативный диспаритет мы наблюдаем при A N Score (t) 0.7 (1991 -1992, 2000 - 2001 гг, когда РЕ Ratio достигает и превышает 30, а инфляция зашкаливает за 5-6% годовых). Перестают быть интересны акции, начинают играть облигации; однако сама инфляция повышает системный риск фондового рынка, его ненадежность. Ждут оттока капиталов, спада, и спад настает (при этом устойчивая медвежья игра возвращает волатильность индекса на уровень значений до подъема). На рис.
7.6 видно, как по мере нарастания негативного диспаритета по тенденции растет и курсовая волатильность индекса акций [Luskin].
Во-вторых, долгосрочный инвестор берет в расчет потенциальный рост инфляции по тенденции с 2 до 3-4% годовых, с восстановлением инвестиционной картины начала 90-х годов. В пересчете на показатель инвестиционного диспаритета равновесие оказывается на уровне 0.65 - 0.75.
Если в обозримый период инфляция не возрастет, то РЕ Ratio на уровне 18-22 - это уровень позитивного диспаритета, когда можно вернуться к покупке акций.
Итак, моделируя рациональный инвестиционный выбор, мы устанавливаем, что он управляется принципом инвестиционного равновесия. При нарушении равновесия, по внутренним условиям фондового рынка или в силу изменившихся макроэкономических условий, возникает диспаритет, и система стремится к возвращению утраченного равновесия через переток капиталов из одного вида активов в другой.
Построим нашу модель инвестиционного равновесия как описание динамической системы (конечного автомата, где в качестве состояний выступают инвестиционные тенденции, о чем речь дальше), где моделируется стартовое размещение фондовых активов и последующие перетоки между активами на интервале дискретного прогнозного времени Еач, tHa4+l, ..., t,..., tK0H. По умолчанию, мы выбираем единичный интервал прогнозирования АТ = 0.25 года (квартал).
Для начала классифицируем тенденции, возникающие в ходе инвестиционного выбора.
С точки зрения движения капитала можно вычленить:
- призывную тенденцию (когда капитал отвлекается из других форм и инвестируется в фондовые активы);
- выжидательную тенденцию (когда прилив капитала останавливается, но отлива из фондовых активов еще нет);
- отзывную тенденцию (когда капитал перетекает с фондового рынка в другие формы).
С точки зрения портфельного выбора можно вычленить:
- агрессивную тенденцию (когда капитал предпочитает акции облигациям и иным своим формам);
- промежуточную тенденцию (когда капитал ищет инвестиционного равновесия между акциями и облигациями);
- консервативную тенденцию (когда капитал предпочитает акции
облигациям и иным своим формам).
На декартовом произведении вышеизложенных классификаций образуются комбинированные тенденции: выжидательно-агрессивная, призывно-консервативная итд.
Стартовое рациональное размещение активов моделируется нами таблицей 7.5. Параметры а, и Ь,,, участвующие в таблице 7.5, - свои для каждой страны и для каждого периода прогнозирования.
В пределах пятилетнего срока прогнозирования, если на уровне экспертной модели не констатируется обратное, мы полагаем эти параметры постоянными.
Далее мы формируем инвестиционные переходы, которые должен осуществлять рациональный инвестор в прогнозируемой перспективе, ребалансируя свой фондовый портфель. Схема опирается на все вышеизложенные соображения (таблица 7.6).
Из таблиц 7.5 и 7.6 видно, что по мере увеличения риска тех или иных инвестиций (с ростом инфляции или с падением рентабельности капитала) капитал в руках рационального инвестора ищет сменить форму, что немедленно фиксируется соответствующей сменой тенденции в сторону отзывности.
Таблица 7.5. Стартовое распределение капитала | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Таблица 7.6. Схема инвестиционных переходов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Все необходимые теоретические качественные предпосылки для построения прогнозной модели изложены. По итогам рассмотрения, общая схема моделирования, построенная на основе принципа инвестиционного равновесия и соответствующего рационального инвестиционного выбора, представляется нам следующей (при условии, что инвестиции в ценные бумаги производятся на территории третьей страны, например, России):
- Фаза 4. Прогнозируется расчетный коридор доходности по кумулятивным индексам, на основе следующих специализированных моделей:
- премии за риск для облигаций;
- эластичности доходности по фактору рентабельности капитала для акций и паев взаимных фондов;
- приводимости параметров - для акций второго эшелона (с низкой капитализацией).
- Фаза 5. Оценивается доходность и риск индексных активов.
- Фаза 6. Моделируется прогнозное долевое соотношение в обобщенном инвестиционном портфеле (А, В, N) на основе специализированных моделей ребалансинга.
- Фаза 7. Прогнозируется значение индекса и уровня рентабельности инвестиционного капитала.
- Фаза 8. Прогнозное дискретное время увеличивается на единицу, и
процесс прогнозирования возобновляется, начиная с этапа
количественного анализа тенденций по табл. 7.6 (фаза 3).
Если прогноз завершен, переходим к следующей фазе.
- Фаза 9. Проводится перевод индексов в национальной валюте к индексам в рублях (стандартный вид индекса).
- Фаза 10. Оценивается расчетный коридор финальной доходности для индексов стандартного вида.
- Фаза 11. Строится экспертная оценка финальной доходности и риска по индексам стандартного вида.
Вышеизложенная процедура базируется на применениии
специализированных моделей и методик, которые рассмотрены далее.
На основании все изложенных выше предпосылок, построим нечеткую макроэкономическую модель, на базе которой опишем метод прогнозирования фондовых индексов. Подробное описание модели и метода изложено в Приложении 1 к настоящей монографии и в [Nedosekin],
7.6. Пример прогноза (USA)
Начальные условия для моделирования представлены в табл. 7.7:
Таблица 7.7. Начальные условия прогнозного моделирования | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Крупные многопрофильные компании (далее по тексту работы -Корпорации), проводящие согласованный бизнес по всему миру, очень часто применяют в стратегическом планировании матричную структуру. По строкам такой матрицы расположены страны, где ведется бизнес, а по столбцам - направления бизнеса, являющиеся для Корпорации профильными.
На пересечении строки и столбца формируется бизнес-единица с двойным подчинением: региональному менеджменту, с одной стороны, и руководству бизнес-направления Корпорации, с другой стороны.
Специфика стратегического планирования в таких сложных экономических системах, как Корпорации, состоит в оптимизации одновременно двух бизнес-портфелей: регионального портфеля и портфеля направлений. При этом:
- в качестве критериев оптимимзации бизнес-портфелей выступают не только классические факторы экономической эффективности (продажи, прибыль, экономическая добавленная стоимость и т.д.), но и факторы ожидаемых перспектив бизнеса, рассматриваемые с точки зрения его жизненного цикла;
- стратегическое планирование носит многоуровневый характер и протекает, с одной стороны, на уровнях региональных сообществ Корпорации, а, с другой стороны, - на уровнях бизнес-направлений Корпорации;
- планирование развивается в условиях максимума неопределенности относительно рыночных факторов. При этом присутствует неопределенность двух видов: а) непределенность при качественном распознавании текущего количественного уровня факторов; б) неопределенность прогнозных значений параметров стратегического плана.
В этом главе книги предлагается ряд вариантов учета неопределенности при стратегическом планировании, с применением формализмов теории нечетких множеств. Для примера рассмотрим простейший стратегический план регионального сообщества Корпорации за текущий финансовый год в предположении, что само региональное сообщество (далее по тексту статьи - Компания) представляет собой трехуровневую иерархическую систему: Компания содержит в своем составе несколько департаментов (бизнес-единицы в стратегическом плане Корпорации), а в сами департаменты входят несколько локальных однопрофильных бизнес-направлений.
Стратегическое планирование в Компании проводится на всех трех уровнях: по локальным бизнес-направлениям, по департаментам и по Компании в целом. При этом целесообразно, чтобы для безболезненного агрегирования информации структура планов на всех выделенных уровнях иерархии была однотипной.
В состав стратегического плана обычно включаются следующие основные блоки:
- макроэкономический блок, описывающий внешнее окружение бизнеса;
- маркетинговый блок, описывающий рынок бизнесов и конкуренцию на нем;
- финансовый блок, в котором собраны все финансовые показатели планируемого объекта;
- блок решений, в котором фиксируются мероприятия по совершенствованию бизнеса, сроки их проведения и ответственные лица.
Далее по ходу изложения раздела мы рассмотрим характерные и вполне уместные варианты применения нечетких описаний для каждого выделенного блока (за исключением блока решений, где математика уже не участвует).
В ходе первичного анализа макроэкономического окружения бизнеса часто применяется четырехсоставная PETS-модель (Р - Political Legal, Е -Economic, Т - Technological, S - Social) по группам условий: политические и правовые, экономические, технологические и социальные соответственно.
В модели рассматривается возможность (ожидаемость) возникновения событий соответствующей направленности, которые рассматриватриваются как возможность или риск для данного бизнеса. Часто руководителей бизнеса, ответственных за разработку стратегического плана, менеджеры высших звеньев склоняют к тому, чтобы определять вероятности наступления событий количественно.
Конечно, для такой количественной оценки нет никаких оснований. Сам термин вероятность в таком употреблении не выдерживает критики, потому что единичные неоднородные по происхождению события не обладают статистикой, и говорить о частоте их возникновения невозможно.
Сразу же напрашиваются два способа внедрения нечетких описаний в PETS-модель:
- замена вероятности ожидаемостью, выраженной в качественных терминах очень низкая ожидаемость, низкая ожидаемость, средняя ожидаемость, высокая ожидаемость, очень высокая ожидаемость. При этом самой ожидаемости не может быть сопоставлен количественный носитель;
- замена бинарной шкалы возможность/риск для бизнеса шкалой на 5
состояний: скорее, возможность, предположительно,
возможность, неопределенность, предположительно, риск, скорее, риск.
Формирование поля событий (и их оценка) может производиться на основе экспертного опроса.
Для оценки сильных и слабых сторон бизнеса (SWOT-анализ, S-Strength, W- Weakness, О - Opportunities, Т - Threats) можно использовать как количественные, так и качественные шкалы.
Введем двухуровневую шкалу, содержащую ряд базовых факторов, которые в свою очередь, характеризуются наборами своих составляющих факторов. В качестве базовых факторов, характеризующих силу/слабость бизнеса, можно выбрать следующие: Техника, Качество, Затраты, Продажи, Цены, Сервис, Логистика.
Составляющими факторами, например, по фактору Продажи, являются: доступ к сложившимся каналам продаж, региональное присутствие, доступ к ключевым потребителям, реклама, квалификация персонала и т.д.
Тогда агрегирование составляющих факторов на уровень базовых факторов может осуществляться на основе матричной схемы агрегирования, которая уже рассматривалась нами в разделах 2.10 и 3.2 настоящей работы и применительно к комплексному финансовому анализу предприятий.
Рассмотрим пример. Пусть базовый фактор определен двумя составляющими факторами с весами 0.6 и 0.4, причем уровень первого составляющего фактора определен экспертом как 0.8, а уровень второго составляющего фактора - как 0.5.
Требуется качественно определить уровень базового фактора.
Решение. Возьмем за основу набор функций принадлежности стандартной пятиуровневой классификации на 01-носителе. Функция принадлежности подмножества Высокий уровень фактора, определенная на 01-носителе х, имеет следующий аналитический вид:
(1.1)
щ(х) =
0, 0 х 0.55 10(х -0.55), 0.55 х 0.65 1, 0.65 х 0.75 10(0.85 -х),0.75 х 0.85 0, 0.85 х = 1
В свою очередь, функция принадлежности подмножества Средний уровень фактора имеет следующий аналитический вид:
(1.2)
Дз(х) =
0,0 х 0.35 10(х-0.35),0.35 х 0.45 1, 0.45 х 0.55 10(0.65-х),0.55 х 0.65 0, 0.65 х = 1
Соответственно, распознавание уровня дает, что первый составляющий фактор со степенью уверенности 0.5 является высоким, и с той же уверенностью - очень высоким. Распознавание уровня второго составляющего фактора дает однозначное признание этого уровня средним.
Чтобы оценить силу/слабость бизнеса по базовому фактору, составим таблицу для вычисления SW по матричной схеме (таблица 8.1).
Таблица 8.1. Матрица для оценки SW | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
конкурентоспособность - перспективность
Пусть мы имеем два интегральных измерителя бизнеса: конкурентоспособность бизнеса и его перспективность. Тогда мы можем проводить анализ в рамках модели Shell/DPM 3x3, имеющей высокое практическое значение для стратегического планирования [Hoichens-RobinsonJ.
Главный вывод, который можно сделать на основе модели - это позиционировать бизнес и тем самым определить его место и роль в совокупном портфеле бизнесов Компании.
Конкурентоспособность (А) можно измерять на основе следующих базовых факторов:
- соотношение доли бизнеса и доли основного конкурента (RCP -
Relative Competitive Position) - аь
- распознаваемость имени Компании - а2;
- сила бренда бизнеса/Компании - а3;
- развитость дистрибьюторской сети - а4;
- технологические позиции бизнеса - а5.
Перспективность бизнеса (В) можно измерять на основе следующих базовых факторов:
- доля бизнеса в структуре департамента Компании - Ьь
- темпы роста бизнеса - Ь2;
- интенсивность конкуренции с бизнесом на открытом рынке - Ь3;
- прибыльность бизнеса - Ь4;
- чувствительность бизнеса к бизнес-циклам - Ь5.
Всем перечисленным базовым факторам , Ь, можно сопоставить 01-носитель. Если исторически эти факторы измеряются на основе другой количественной шкалы (например, от 1 до 5), то можно совершить переход от существующей шкалы к 01-носителю на основе простого линейного преобразования.
Количественную оценку интегральных факторов А и В можно проводить по формуле (1) (стандартная матричная схема оценки), но для распознавания уровня этих факторов следует применять не стандартную пятиуровневую 01-классификацию, а трехуровневую 01-классификацию (рис. 8.1), с подмножествами Низкий уровень, Средний уровень, Высокий уровень лингвистической переменной Уровень фактора.
Переход от пяти уровней к трем обусловлен тем, что модель Shell/DDM имеет размерность 3x3 (всего 9 позиций бизнеса).
Требуется качественно определить уровни интегральных факторов А и В на основании трехуровневой 01-классификации.
Таблица 8.2. Матрица для оценки интегрального фактора А | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|