ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методический комплект Инновационный менеджмент предназначен для использования в образовательном процессе системы повышения квалификации и для самообразования руководителей образовательных учреждений и специалистов органов управления образованием.
Учебно-методический комплект содержит программу курса; краткое учебное пособие с изложением основного содержания курса; список литературы для самостоятельной работы; пакет дидактических материалов, которые служат в качестве иллюстраций к основным положениям курса, а также могут быть использованы в качестве раздаточного материала при работе со слушателями курсов повышения квалификации; вопросы для контроля и самоконтроля усвоения темы; словарь основных терминов по теме.
Возможные варианты использования учебно-методического комплекта:
Кроме того, материалы учебно-методического комплекта могут быть использованы при организации методической работы в образовательном учреждении в тех же формах.
Педагогическая инноватика как область педагогической науки. Понятия: инновация, новшество, нововведение, инновационный поиск в образовании. Уровни нового: усовершенствование, комбинация, эвристика, открытие.
Источники нового в образовании.
Структура инновационной деятельности: инновационный процесс, инновационная инфраструктура, регулирующая инновационная деятельность.
Этапы инновационного процесса: инновационный педагогический поиск, экспертиза и аттестация новшеств; освоение новшеств; использование педагогических новшеств, традиционализация. Инновационный поиск создание педагогических новшеств. Формы инновационного поиска: научно-исследовательская работа, опытно-экспериментальная работа, опытничество, проектирование. Отличие опытной и опытнической работы.
Экспертиза и аттестация новшеств. Освоение новшеств. Освоение новой терминологии как аспект освоения новшеств. Использование новшеств и традиционализация.
Имитации инновационной деятельности.
Инновационная инфраструктура: инкубаторы, виртуальные инкубаторы, технопарки, технополисы. Создание инновационной инфраструктуры на государственном, региональном, муниципальном уровне, на уровне образовательного учреждения.
Регулятивная инновационная деятельность: правовое, экономическое, финансовое, материально-техническое обеспечение на государственном, региональном, муниципальном уровне, на уровне образовательного учреждения.
Понятие развитие, соотношение развития и функционирования. Понятие о развитии образовательных систем. Когда необходимо развитие.
Методика проблемно-ориентированного анализа. Определение актуальности выявленной проблемы. Дерево проблем.
Понятие и признаки цели. Постановка целей развития и целей функционирования. Дерево задач.
Методика оценки целей функционирования и развития системы образования. Отношение проблемы возможные способы их решения. Оценка и выбор инновационных идей.
Методика оценки инновационных идей.
Разработка программы развития образовательного учреждения. Органиграмма разработки и реализации программы развития образовательного учреждения.
Способы разделения труда в развивающейся образовательной системе.
Изменения и противодействие персонала. Почему проваливаются проекты.
Угрозы при изменениях формы противодействия. Реакция на изменение. Темп перемен и расслоение коллектива. Типологии инноваций и динамика отношения к ним персонала.
Готовность персонала к изменениям. Организационная культура: индивидуализм-коллективизм, властная дистанция, тревожность. Союзники и противники.
Преодоление сопротивления.
Управление проектами как альтернатива административно-командному способу управления.
Проект индивидуальной педагогической технологии: этапы разработки проекта, структура проекта.
Социальный проект: этапы разработки проекта, структура проекта.
ПЗ: Разработка программы развития образовательного учреждения. Разработка проекта индивидуальной педагогической технологии или социального проекта.
Краткое учебное пособие к курсу
Педагогическая инноватика как область педагогической науки. Понятия: инновация, новшество, нововведение, инновационный поиск в образовании.
Уровни нового: усовершенствование, комбинация, эвристика, открытие. Источники нового в образовании.
Педагогическая инноватика педагогическая дисциплина, изучающая сущность, структуру, формы, закономерности инновационных процессов в образовании.
Инновационный менеджмент дисциплина, изучающая вопросы управления развитием систем на основе управления нововведениями.
Понятие инновации: введение элементов одной культуры в другую. Смыслы понятия инновации могут существенно отличаться: нововведение внедрение чего-то нового в существующий процесс; вновление (В.И.Слободчиков) органичное вживление чего-то нового в ткань существующего процесса.
Новшество (новация) нечто новое, специально спроектированное, исследованное, разработанное или случайно открытое в инновационном педагогическом поиске (знание, технологии, методики и т.п.).
Нововведение продукт освоения и внедрения новшеств.
Инновационный поиск процесс разработки, получения нового знания и новой практики.
Уровни нового определяются в зависимости от степени изменений, вносимых в технологическую цепочку: цель задачи средства правила и последовательность применения средств условия деятельности результат.
Уровни нового:
Источниками новшеств в современном образовании являются
а) фундаментальные исследования в области педагогики, психологии, медицины, социологии, культурологи, философии и других смежных с педагогикой дисциплин источники новых идей и новых подходов;
б) прикладные исследования источники новых рекомендаций практики, описаний технологических решений тех или иных проблем педагогической практики;
в) передовой педагогический опыт источник новых приемов и техник, образцов технологических решений тех или иных проблем педагогической практики;
г) история педагогики источник культурных аналогов, образцов решения проблем, возникавших в ситуациях, в чем-то аналогичных нынешним (ныне появился даже термин ретроинновации для обозначения ситуаций возвращения к уже ушедшему в историю опыту).
Структура инновационной деятельности: инновационный процесс, инновационная инфраструктура, регулирующая инновационная деятельность.
Этапы инновационного процесса: инновационный педагогический поиск, экспертиза и аттестация новшеств; освоение новшеств; использование педагогических новшеств, традиционализация. Инновационный поиск создание педагогических новшеств. Формы инновационного поиска: научно-исследовательская работа, опытно-экспериментальная работа, опытничество, проектирование.
Отличие опытной и опытнической работы. Экспертиза и аттестация новшеств.
Освоение новшеств. Использование новшеств и традиционализация.
Имитации инновационной деятельности.
Инновационная инфраструктура: инкубаторы, виртуальные инкубаторы, технопарки, технополисы. Создание инновационной инфраструктуры на государственном, региональном, муниципальном уровне, на уровне образовательного учреждения.
Регулятивная инновационная деятельность: правовое, экономическое, финансовое, материально-техническое обеспечение на государственном, региональном, муниципальном уровне, на уровне образовательного учреждения.
Инновационный менеджмент включает в себя организацию инновационного процесса (I) и управление им посредством создания инновационной инфраструктуры (II) и регулятивной инновационной деятельности (III).
I. Этапы инновационного процесса:
Разберем отдельно каждый этап инновационного процесса.
Это первый этап инновационного процесса, поскольку он связан с созданием новшеств. В зависимости от того, в каком соотношении теории и практики ведется инновационный поиск, выделяют разные его формы.
а) Научно-исследовательская работа. Этот вид научного поиска связан с получением нового теоретического знания, разработкой на его основе научных рекомендаций и предписаний практике и их проверкой в опытно-экспериментальной работе. Поскольку НИР это особый, специальный вид деятельности, то ее осуществление требует специальной подготовки.
Поэтому есть несколько обязательных условий, без которых осуществление научно-исследовательской работы невозможно. Во-первых, обязательная специальная подготовка педагогов в области основ научно-исследовательской деятельности. Во-вторых, обязательно наличие научного руководителя человека, уже владеющего навыками научно-исследовательской деятельности.
В-третьих, обязательна программа научно-исследовательской работы, которая организует поиск, позволяет прогнозировать его результаты, делает их достоверными и обоснованными. В-четвертых, полученные результаты должны быть оформлены в одной из специфических форм научного текста: монография, диссертация, научный доклад, научная статья.
б) Опытно-экспериментальная работа. Существует ОЭР как часть НИР, задачей которой является проверка полученных теоретическим путем рекомендаций практике.
Как самостоятельный вид научного поиска опытно-экспериментальная работа с точки зрения соотношения теории и практики представляет собой экспериментальную проверку технологических решений тех или иных проблем, основанную на готовых, кем-то уже полученных теоретических знаниях.
Часто опытно-экспериментальной работой в школах называют деятельность, связанную с внедрением уже известных технологий. Например, до сих пор приходится слышать: У нас эксперимент мы внедряем дидактическую систему Л.В.Занкова. При чем здесь эксперимент?
Уже 40 лет назад была доказана эффективность этой системы, речь идет всего лишь о внедрении это другой этап инновационного процесса. Инновационного поиска здесь нет, поскольку никаких новых результатов эта деятельность не принесет.
Опытно-экспериментальная работа в педагогике имеет важные особенности. В естественнонаучном эксперименте гипотеза строится по схеме если мы сделаем это, то что будет?. Например: если у обезглавленной лягушки ущипнуть правую лапку, то сохранятся ли спинномозговые рефлексы?.
В педагогике такая постановка гипотезы и соответствующее построение эксперимента категорически недопустимы, поскольку речь идет об эксперименте на живых людях, на детях. Поэтому в результате эксперимента в соответствии с принципом Не навреди! должно, как минимум, стать не хуже. Педагогическая гипотеза после серьезного теоретического обоснования эксперимента строится с максимальной степенью уверенности в том, что я получу то-то, если я сделаю это.
Например: Развитие критичности у ребенка возможно при условии включения его в деятельность, связанную с выбором, оценкой и селекцией.
Подчеркнем: важнейшим условием опытно-экспериментальной работы как самостоятельного вида инновационного поиска является глубокое теоретическое обоснование гипотезы и условий эксперимента.
в) Опытничество. Этот вид инновационного поиска связан с обратным соотношением теории и практики: учитель, успешно решавший на протяжении определенного времени какие-то педагогические задачи решает обратиться к теории за подтверждением правильности собственных решений, за выяснением закономерностей, лежащих в основе его деятельности. То есть теория используется для самоэкспертизы формирующегося опыта.
Подчеркнем: если педагог работает успешно, но к теории не обратился и поэтому не может описать и обосновать свою деятельность, то его деятельность нельзя назвать инновационным поиском, поскольку результаты его работы не могут стать достоянием других педагогов он может только пересказывать то, что он делает, но объяснить, почему он это делает, он не в состоянии (с этим явлением мы регулярно сталкиваемся в ходе аттестации педагогических кадров, на профессиональных конкурсах). А передается не опыт, а идея, выведенная из опыта (К.Д.Ушинский).
Иногда еще говорят об опытной работе в образовании. Это не синоним опытничества и не вариант инновационного поиска, это способ внедрения новшества, синоним: апробация.
Уже известный и распространенный в опыте других педагогов прием, средство, технология, апробируются педагогом с целью ответа на вопрос: а для меня это нужно? а у меня это получится? Результат опытной работы значим только для педагога или для образовательного учреждения, поэтому опытная работа не способ инновационного поиска, а способ освоения и внедрения новшества.
г) Проектирование. Этот вид инновационного поиска появился сравнительно недавно (при этом не всякое проектирование можно отнести к инновационному поиску).
С точки зрения соотношения теории и практики, проектированием приходится заниматься тогда, когда приступаем к решению совершенно новой проблемы, то есть, когда ни в теории пока нет окончательных ответов, ни в практике - образцов решений, а ждать некогда. Поэтому приходится параллельно заниматься теоретическими изысканиями и перестраиванием практики.
Выстраивается первичный, насколько возможно обоснованный замысел, начинается его претворение в жизнь при непрерывающемся теоретическом поиске и тщательном отслеживании процесса в практике. На основе результатов отслеживания и новых результатов теоретического исследования, вносятся изменения в первоначальный замысел и соответствующие изменения в практику. То есть проектирование идет по спирали: замысел реализация рефлексия уточненный замысел реализация рефлексия -
Явно или неявно, но включенность образовательного учреждения и отдельного педагога в инновационный процесс считается сегодня одним из условий обеспечения высокого качества образования в соответствии с новыми критериями. Поэтому многие образовательные учреждения считают делом чести завести у себя если не научно-исследовательскую работу, то хотя бы какой-нибудь эксперимент или даже называют экспериментом то, что таковым совсем не является.
Внимание: инновационный процесс в конкретном образовательном учреждении не обязательно должен начинаться с инновационного поиска! Мы уже объясняли, что ведение научного поиска, то есть создание новшеств требует специальных навыков и специальной подготовки это другой вид деятельности и педагог-практик не обязан создавать новшества!
Сегодня их уже так много создано в педагогике, существуют уже ответы почти на все вопросы, что нет смысла изобретать велосипед. Проблема уже в другом как правильно отобрать и внедрить новшество в образовательный процесс.
Поэтому в отдельно взятом образовательном учреждении инновационный процесс может начинаться с этапа отбора и экспертизы новшеств.
Экспертиза гуманитарная методика изучения педагогической системы. Экспертиза педагогического новшества чаще всего проводится по следующим критериям:
а) гуманистическая направленность новшества;
б) новизна;
в) теоретическая обоснованность;
г) оптимальность;
д) социально-педагогическая значимость - для образовательной системы какого уровня значимо новшество для опыта отдельного педагога, для образовательного учреждения, для типа образовательных учреждений, для района, города, края, страны (этот критерий учитывается при вынесения решения о присвоении статуса экспериментальной площадки определенного уровня);
е) технологическая корректность инновационного поиска, давшего новшество;
ж) компетентность разработчиков.
При необходимости может быть проведена юридическая, психологическая, социологическая и другого вида экспертизы.
Прежде чем внедрять новшество в образовательный процесс, необходимо грамотно им овладеть. Это, казалось бы, аксиоматичное положение далеко не всегда соблюдается на практике, что приводит к искажением новшества, к нарушениям образовательного процесса, к лженовациям.
Освоение новшеств представляет собой цикл действий:
а) знакомство с новшеством;
б) демонстрация технологии освоения новшеств лучше всего из первых рук, в исполнении автора и носителя нового.
в) овладение технологией освоения новшества (тренинг) и построение плана внедрения новшества в практику (практикум и моделирование);
г) защита планов в микрогруппе;
д) развивающий практикум или модельный урок (не с детьми, а со взрослыми!) с целью диагностики педагогических затруднений.
На этом этапе осуществляется использование новшества в педагогической практике, доведение владения им до уровня мастерства, идет пропаганда и распространение новшества. С точки зрения управления на этом этапе необходимы следующие действия: информационное и научно-методическое обеспечение, диагностика и коррекция педагогических затруднений, контрольно-стимулирующие действия.
На этом этапе новшество перестает быть новшеством, оно стало нормой, обычным способом или содержанием действия. Только тогда, когда бывшее новшество стало рядовой нормой, когда возникло ощущение, что так было всегда и как же еще может быть иначе, можно считать инновационный процесс завершенным и переходить к освоению следующих новшеств.
Но, по мнению С.Д.Полякова, финалом инновационного процесса не обязательно является традиция1, возможны и другие сценарии.
Ретроинновация новшество, исчезнув с педагогической арены, через какое-то время возрождается. Например, метод проектов начала века стал очень актуальным сегодня в обучении технологии.
Рассыпание новшество исчезает, рассыпавшись на более или менее цельные кусочки, например, коммунарская методика или методика КТД.
Отслаивание сценарий близок к предыдущему, но новшество-родитель в этом случае продолжает существовать и восприниматься как новое.
Новшество второго порядка первоначальное новшество сохраняется, но в существенно измененном виде, например, новые военно-патриотические игры, которые несут отчетливые признаки родителей - Орленка и Зарницы.
Альтернатива сохранение новшества в более или менее первозданном виде, но в немногих учреждениях, или даже в единственном. Причем, в педагогических массах бывшее новшество воспринимается по-прежнему как особенное, но не новое.
Например, опыт И.П.Волкова по обучению творчеству.
Сегодня так много различного рода ситуаций, в которых обнаруживаются подделки по инновационный процесс по различным соображениям, что их даже удалось классифицировать.
Имитации инновационной деятельности (по С.И.Краснову2):