Анализ этого явления позволяет выявить зарождение данных принципиальных инноваций на ранних этапах.
6. Метод показателей основывается на том, что каждая техническая система описывается набором показателей, которые в ходе научнотехнического прогресса совершенствуются, что отражается в документах. Изучая динамические показатели технических систем, можно получить четкое представление о тенденциях развития науки и техники.
Метод анализа жизненных циклов аналогичен методу Н.Д. Кондратьева.
Назначение этого метода - отследить происходящие в нем эволюционные изменения и вовремя приступить к проведению инноваций, осуществляя мониторинг жизненного цикла объекта.
Метод анализа жизненных циклов рассмотрим применительно к продукту фирмы. Жизненный цикл продукта отражает изменения
общественной потребности (сбыта) в производимом и используемом продукте в течении времени. С точки зрения теории Н.Д.
Кондратьева это короткие циклы хозяйственной конъюнктуры.
Упрощенно жизненный цикл выражается при помощи кривой, которая приблизительно моделирует следующие фазы (рис.2.4.):
- внедрение продукта в потребительскую сферу (зарождение);
- рост производства в соответствии с растущей потребностью;
- зрелость продукта (замедление роста);
- насыщение потребностей;
- снижение потребностей (сокращение).
В этот же момент объем выпуска продукта А (предыдущего поколения) весьма велик, а продукт С вообще еще не выпускается. На стадии стабилизации выпуска продукции поколения В (момент t2) его технология полностью освоена, спрос велик. Это период максимального объема выпуска и наибольшей совокупной прибыльности данного продукта.
Выпуск продукта А упал и продолжает падать Освоение и развитие перспективного продукта С начинается до падения спроса на продукт В, с тем, чтобы на стадии снижения спроса на этот продукт, спрос на продукт С был в стадии роста.
Стабильная величина совокупного дохода фирмы обеспечивается распределением усилий между сменяющими друг друга продуктами. Таким образом, определяющим в формировании конкурентоспособной стратегии является то, что средства в прогрессивный продукт следует вкладывать заранее, что требует достоверного выявления и прогнозирования как тенденций рыночного спроса (маркетинговые исследования), так и тенденций научно-технического прогресса.
Метод анализа проблем организации основывается на системном анализе и может использовать инструмент, называемый диаграмма Исикавы.
Данный инструмент был предложен профессором Исикавой в 1953 г при анализе различных мнений специалистов.
"Диаграмма Исикавы" имеет самое широкое применение в тех случаях, когда необходимо выявить факторы, влияющие на какой-либо результирующий фактор или вызывающие какое-либо событие. Поэтому иначе диаграмму Исикавы называют диаграммой причин и результатов.
Еще одно название - рыбий скелет.
Наклонные линии, отходящие от горизонтальной - источник (причина, фактор) проблемы первого порядка. Они еще носят условное название - большая кость.
Линии, отходящие от причин первого порядка - причины второго порядка - средние кости. Линии, отходящие от причин второго порядка - причины третьего порядка - малые кости.
Работа по поиску и решению проблем организации происходит в несколько этапов:
I. Исследование ситуации. Формулировка проблемы
На данном этапе производят сбор информации, относящейся к проблемной ситуации, выявляют все симптомы неблагополучия ситуации, производят распознавание проблемы по симптомам и формулирование ее.
II. Определение "поля причин" и "позиционирование" проблемы
На втором этапе строится " поле причин" проблемы c использованием "диаграммы Исикавы".
Параллельно с этим производится позиционирование проблемы с использованием контрольных вопросов:
- Кто связан с данной проблемой?
- Где проявляется данная проблема?
- Когда проявляется данная проблема?
- Какие количественные параметры характеризуют ее?
- Каков характер проблемы: то ли это неиспользованная возможность, то ли это какое-то затруднение, недостаток?
III. Статистические исследования "поля причин"
В течение установленного промежутка времени осуществляется контроль над проблемой и фиксируется частота проявления всех причин. С использованием методов статистики определяются те 20 % причин, которые вызывают 80 % проявлений данной проблемы - принцип Парето.
Для снятия этих причин будут приниматься управленческие решения.
IV. Формулировка ограничений и критериев для решения проблем
В качестве ограничений могут быть - внешние факторы, выражающиеся как угрозы, внутренние слабости, недостаток ресурсов, времени, установленные в настоящий момент цели организации.
Критерии - количественные и качественные характеристики, позволяющие оценить, достигнут ли результат.
V. Принятие управленческого решения
На последнем этапе производят:
1. Определение альтернативных вариантов решения проблемы. Наиболее важно при этом "увидеть" и "снять" шаблоны, барьеры и найти новые решения, новые возможности.
2. Оценку альтернатив с учетом ограничений и критериев.
3. Прогноз последствий альтернативных решений.
4. Принятие окончательного управленческого решения.
Метод ФСА был изобретен в 50-е г., почти одновременно в США и СССР. Автором американского варианта ФСА является американский ученый Лоренс Майлз (1946 г.).
За 17 лет использования ФСА себестоимость продукции фирмы "Дженерал Электрик" была снижена на 25 %, а группа Майлза заработала 200 млн долл.
Советский вариант был разработан инженером Ю.М. Соболевым, однако в СССР широкого распространения не получил, применялся преимущественно в ГДР.
Практически во всех передовых промышленно-развитых странах действуют общегосударственные стандарты на выполнение работ по ФСА. Например, в Германии (DIN 69910) введен в 1973 г. В Японии ФСА подвергается 80% продукции, кружки качества работают по аналогичной методике. В США действует военный стандарт (MIS), по которому все фирмы, выполняющие заказы для Пентагона, обязаны одновременно с эскизным проектом на разрабатываемые вооружения предоставлять отчет по ФСА.
При отсутствии отчета цена на продукцию снижается на 30%.
Применение ФСА при разработке истребителя F-16 дало снижение затрат на 117 млн долл. (на всю программу выпуска самолетов), а стоимость зенитно-ракетного комплекса Patriot - 134 млн. долл.
Обучение ФСА ведется структурами американского общества инженеров, введено в курсы университетов.
Первоначально метод проектировался для совершенствования технических систем, позже стал применяться для совершенствования социально-экономических систем (СЭС) - предприятий, отдельных подразделений, рабочих групп, рабочих мест.
В настоящее время для автоматизации использования ФСА применяются программные средства, например ReThink американской фирмы Gensym, EasyABC Plus фирмы ABC Technologie.
Цель ФСА - поиск скрытых резервов для совершенствования системы, для внесения новизны на основе выявления и анализа ее функций и расчета стоимости их выполнения.
Метод применяется в следующих вариантах:
1) корректирующий - анализ и совершенствование существующей системы;
2) проектирующий - проектирование на основе главной цели (миссии) функциональной структуры новой системы;
3) адаптирующий - подстройка функций системы под другие имеющиеся потребности.
Работа по методу ФСА производится в несколько этапов. Рассмотрим один из вариантов корректирующего метода применительно для социальноэкономических систем, например, для производственного предприятия.
I. Исследовательский этап
Исследование системы и определение ее характеристик, таких как:
1) Назначение системы. Для предприятия это вид деятельности, выпускаемый продукт, удовлетворяемые потребности потребителя.
2) Системный анализ (рис. 2.7):
a) в какую надсистему (систему верхнего уровня) входит данная система. Для предприятия - это фирма, отрасль;
b) из каких подсистем (элементов) она состоит, например, структура предприятия;
c) какие элементы являются сосистемами, то есть окружают и взаимодействуют с данной системой - потребители, деловые партнеры, конкуренты, инвесторы.
3) Дата образования (возраст).
4) История развития.
5) Данные по динамике результатов работы системы по годам -например, объем сбыта, прибыль, объем производства.
6) Стадия жизненного цикла системы.
7) Месторасположение.
8) Количественные данные по размеру системы - количество работников, производственные мощности.
Может назначаться команда экспертов, работающих по методу Дельфи.
При рейтинговой оценке производится попарное сравнение функций по критерию важности. В полях функционального графа проставляются веса, отражающие важность (значимость) каждой функции по отношению к остальным. Веса обозначаются индексом "R".
Сумма весов функций одного уровня составляет единицу (рис.2.9).
Например, при определении стоимости какой-либо функции предприятия необходимо суммировать заработную плату исполнителей этой функции, стоимость средств исполнения (в виде амортизационных отчислений), материалов, энергетических ресурсов на определенный период - месяц, год.
Анализ системы функций
Для генерации предложений по совершенствованию системы, для поиска новых возможностей необходимо сосредоточиться на объекте исследования, рассмотреть его с той или иной позиции, активизировать мышление. Для этого используются наводящие (контрольные) вопросы:
- Какие функции лишние (избыточные)? - И
- Какие функции дублируют друг друга (полностью или частично)? - Д
- Какие функции чересчур затратные? - З
- На какие функции выделяется недостаточно ресурсов? - НР
- Какие функции дают требуемый результат (эффективные)? - Э
- Какие функции не дают требуемого результата (неэффективные)? - НЭ
- Какие функции можно выполнять по-другому (возможны альтернативы)? - А
- Какие функции необходимо ввести, чтобы повысить
эффективность системы (новые функции)? - Н
Для осуществления анализа строится таблица (табл.2.3), в которой перечисляются функции системы, проставляются их веса, знаком + отмечаются положительные ответы на контрольные вопросы.
Таблица 2.3. Итоговая таблица функционального анализа
На творческом этапе делаются окончательные предложения и генерируются идеи с учетом стадии жизненного цикла системы. Этот этап является наиболее важным, но, в тоже время, он не поддается алгоритмическому описанию.
Во многих случаях разделение последних двух этапов является весьма условным.
Следует отметить, что вслед за предложениями по изменению функций неизбежен переход к генерации предложений по совершенствованию структуры объекта (в данном случае предприятия) и его взаимоотношений с окружающей средой.
Метод анализа бизнес-процессов организации так же как и метод ФСА основывается на функциональном подходе. Его отличие в том, что здесь используется специальный графический язык, позволяющий отображать не только иерархию функций, но и другую информацию:
- взаимные связи функций;
- исполнители и средства исполнения функций;
- управляющая, регламентирующая и нормативная информация, необходимая для выполнения функций;
- технологическая последовательность выполнения функций.
Таким образом, этот метод позволяет перейти к исследованию и
анализу не отдельных функций, а функциональных процессов, или, как их еще называют бизнес-процессов.
Бизнес-процесс - множество из одной или нескольких связанных операций или процедур, в совокупности реализующих некоторую цель производственной деятельности, осуществляемой обычно в рамках заранее определенной организационной структуры, которая описывает функциональные роли участников этой структуры и отношения между ними.
По другому, более короткому определению:
Бизнес-процесс - это деятельность, получающая входные данные одного или нескольких типов и выдающая результат, имеющий ценность для клиента (потребителя).
Под потребителем понимается не обязательно покупатель товара фирмы, это в основном подразделение фирмы, получающее результат от другого подразделения. Например, производственный цех является потребителем инструментального цеха, который поставляет ему свой продукт - инструменты.
Следует отметить, что метод анализа бизнес-процессов используется для исследований, анализа, поиска резервов и новых возможностей только социально-экономических систем - различных организаций, их подразделений, рабочих мест.
Хозяйственную деятельность организации можно рассматривать как сложную иерархию бизнес-процессов. Для описания их используется специальный графический язык.
Бизнес-процесс изображается в виде блока со стрелками (рис.2.11). Внутри блока пишется название бизнес-процесса.
Стрелка, входящая в левую сторону блока, обозначает входные потоки, которые будут преобразовываться этим бизнес-процессом - сырье, материалы, заготовки, полуфабрикаты, информация и т.д.
Стрелка, выходящая из правой стороны блока обозначает результат выполнения этого бизнес-процесса. Например, если на входе было сырье, то на выходе может быть полуфабрикат или готовый продукт.
Управление
Результат
Стрелка, входящая в нижнюю сторону блока обозначает
исполнителей и средства исполнения этого бизнес-процесса. Например, заготовительный участок, термическая печь и т.д.
Стрелка, входящая в верхнюю сторону блока обозначает
управляющую, нормативную, контрольную информацию, необходимую для выполнения бизнес-процесса. Например, ГОСТы, приказы, результат контроля этого или другого бизнес-процесса.
Для исследования и анализа системы бизнес-процессов организации используется способ анализа иерархий. При этом система бизнес-процессов отображается в виде альбома (рис.
2.12.). Последовательность работы следующая:
1. Вначале, на первом листе альбома, отображается один блок, который отражает весь исследуемый процесс. Этот блок называется Контекстная диаграмма бизнес-процесса.
Он отмечается индексом А0.
2. Затем, на втором листе альбома, этот бизнес-процесс декомпозируется на несколько входящих в него связанных процессов, которые обозначаются индексами - А1, А2, А3 и т.д.
3. Далее на последующих листах, декомпозируется каждый из этих процессов. Если это процесс А1, то его составляющие обозначаются индексами - А11, А12., А13 и т.д.
Существует правило - на одном листе декомпозиция производится на 2-8 блоков.
Детализация системы бизнес-процессов может происходить до отдельных операций или даже отдельных действий.
Эта система носит название модель бизнес-процессов как есть.
II. Экспертно-аналитический этап
Анализируется модель как есть. Определяются:
1) Полезные бизнес-процессы - процессы, которые способствуют достижению целей организации. В свою очередь полезные бизнес-процессы при стоимостном анализе могут быть классифицированы по признаку затратности:
a) с оптимальными затратами;
b) излишне затратные;
c) требующие дополнительных затрат (ресурсов).
2) Нейтрально-бесполезные - те бизнес-процессы, которые не способствуют, но и не препятствуют достижению целей организации.
3) Вредные бизнес-процессы - те, которые препятствуют достижению целей организации, нарушают нормальный ход ее функционирования.
4) Конфликтующие бизнес-процессы - те, которые используют одни и те же материальные или трудовые ресурсы или имеют общий источник финансирования.
5) Несвойственные бизнес-процессы - те, которые не соответствуют сущности, свойствам исполнителя и применяемым средствам исполнения.
6) Дублируемые бизнес-процессы - выполняемые различными подразделениями, исполнителями, но имеющие одинаковое назначение.
7) Не отвечающие потребностям и запросам клиента бизнес-процессы выявляются через анкетирование и интервьюирование потребителя бизнес-процесса, через систему обратной связи - жалобы, претензии и т.п.
8) Не обеспеченные информацией, нормами, стандартами бизнес-процессы.
9) Незадокументированные бизнес-процессы - те у которых результат труда никак не зафиксирован, что в дальнейшем вызывает различные проблемы.
10) Не управляемые и не контролируемые менеджерами бизнес-процессы, что не во всех случаях является оправданным. Это может происходить, например, из-за наличия специалиста - исполнителя высокой квалификации, который является единственным, незаменимым, или из-за несовершенства системы контроля.
11) Нерационально построенные бизнес-процессы.
Нерациональность рассматривается с точки зрения очередности выполнения бизнес-процессов, их последовательности и параллельности.
12) Отсутствующие бизнес-процессы - то есть те, которые необходимо ввести вновь для повышения эффективности работы исследуемого объекта.
III. Креативный (творческий) этап
По результатам анализа модели как есть строится новая, более совершенная система бизнес-процессов организации, которая носит название модель как должно быть.
Исходя из новой системы бизнес-процессов, изменяются структура организации, система связей и взаимоотношений ее подразделений и сотрудников.
Необходимо отметить, что данный подход к проведению организационных изменений по характеру является эволюционным (непрерывное совершенствование по западной терминологии) и носит название легкий реинжиниринг. Его автором является Т. Дэйвенпорт.
Существует также и другой подход, имеющий радикальный характер - жесткий реинжиниринг. Автором радикального подхода является М. Хаммер, который предлагает создание новых бизнес-процессов с чистого листа.
При этом необходимо отбросить все существующие ограничения, а также доставшиеся по наследству способы функционирования организации и подумать о том, как она могла бы работать, если ее создать заново.
Однако такой подход имеет ряд существенных недостатков. Во-первых, при методе чистого листа необходимо заново изобретать существующие бизнес-процессы, часть из которых являются достаточно эффективными и не могут на сегодняшний день быть реализованы лучшим способом.
Во-вторых, этот метод требует огромных творческих усилий и неординарных умственных способностей аналитиков, больших затрат времени, а также значительных материальных и финансовых ресурсов.
Несмотря на различия в двух подходах к изменению бизнес-процессов организации несомненно одно - оба подхода имеют право на самостоятельное существование. Задача руководителей, которые хотят провести реинжиниринг бизнес-процессов на своем предприятии -выбрать тот подход, который в наибольшей степени подходит в сложившейся ситуации.
На основе анализа проведенных исследований внешней и внутренней среды организации осуществляется как поиск инновационных замыслов - инвенций, так и принятие той или иной инновационной стратегии.
Инновационная стратегия - генеральная линия поведения фирмы по вопросу использования инноваций в ее хозяйственной деятельности.
Различают следующие виды инновационных стратегий.
Активная наступательная - означает постановку цели стать первым, ведущим предприятием с точки зрения инноваций на определенном сегменте рынка и (или) в определенном регионе.