d9e5a92d

ЯЗЫК ТЕЛА: ПРАВИЛЬНОЕ И НЕПРАВИЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Тем не менее, часто язык тела независимо от того, что сообщается разговорным языком, может помочь в уяснении динамики реальной ситуации. Следование за лидером Доктор Бердвйстел приводит пример с компанией молодых ребят. Троих ребят из компании доктор называл очень разговорчивыми, а мы будем их называть громкими ртами. Снимая на кинопленку действия группы, он нашел, что эти Три громких рта были авторами от 72 до 93 процентов всех сказанных в группе слов.

В группе выделились два лидера. Один из них принадлежал к громким ртам. Назовем его Томом.

Другим лидером являлся тихий парень Боб. Фактически он был одним из самых тихих парней в компании. Тщательный анализ показал, что Боб был автором только около 16 процентов произнесенных слов. Что же тогда делало его лидером?

Отвечая на данный вопрос, мы могли бы прояснить более общую проблему: чем обусловливается лидерство? Может, это способность отдавать приказы и перекрикивать других? Если такое можно было подозревать, исходя из лидерства Тома, то как быть с Бобом, который говорил очень мало, однако тоже был лидером? Ответ, полагает доктор Бердвистел, мог бы лежать в области языка тела.

Он пришел к выводу, что лидерство Боба, скорее всего, носит кинесический характер. При изучении киноматериалов о действиях компании обнаружилось, что Боб чаще других был вовлечен в так называемые несвязанные действия. Несвязанными, объясняет доктор Бердвистел, называются действия, с помощью которых пытаются создать новую ситуацию, не связанную с тем, что происходит сейчас.

Давайте пойдем ловить рыбу, говорит он, когда компания собралась играть в бейсбол; или: Давайте пойдем в центр города к аптеке и пошляемся вокруг, когда компания собралась на ближайший, пляж. Боб редко рисковал, предлагая компании сделать что-то, к чему она не готова или что не расположена делать. Он как бы вел компанию в том направлении, куда она сама хотела идти, и не навязывал ей совершенно иных направлений.

Ну, хватит, пойдемте плавать, если они все сидели на пляже; или: Давайте зайдем в аптеку, когда они направлялись в город. В этом заключается хороший урок лидерства. Наиболее успешный лидер в компаниях или политике всегда тот, кто предвосхищает желаемое действие и ведет людей к его свершению, кто заставляет людей делать то, чего они и сами хотят.

В этом и был искусен Боб. Однако более интересно, что с точки зрения языка тела Боб был кинесически зрелым.

У него было меньше ненужных движений тела, ,чем у других ребят. Он не шаркал бесполезно ногами, не подносил руку ко рту, не чесал голову, не стучал пальцами. Различие между зрелостью и незрелостью часто телеграфируется языком тела.

Слишком большое количество движений тела без реального смысла может .быть признаком незрелости. Зрелая личность движется, только когда это необходимо, и в ее движениях ощущается целеустремленность. Подросток, который рожден лидером и который способен вести компанию, куда она сама хочет, обычно является достаточно зрелым, чтобы использовать язык движений тела в полезных сферах.

Умение слушать одна из таких сфер. С точки зрения кинесики Боб был хорошим слушателем.

Он копировал позу мальчика, который говорил. Он направлял беседу в желаемое русло нужными движениями лица и головы.

Боб не покачивал ногой и не позволял себе все эти юношеские сигналы языка тела, которые означают: Я нетерпелив, меня все это не интересует, мне наскучило. Способность слышать язык тела была причиной, по которой остальная часть компании была склонна обращаться к Бобу со своими проблемами и доверять ему, когда он что-то предлагал. Довольно странно, а может быть, и очевидно, что Боб был хорошим собеседником, хотя говорил меньше других.

Возможно, те особенности языка тела, которые делали его лидером, отражались в его речи. Если уж он что-то сказал, то сказанное им не было пустыми словами.

Помня об этом, доктор Бердвистел условно разделил тело на восемь частей, чтобы легче было исследовать эти маленькие движения. К ранее рассмотренным голове и лицу с их пиктографическими символами он добавляет туловище и плечи, руки от плеча до кисти (включая область запястья), кисти рук и пальцы, ноги от паха до щиколотки, ступню и шею. Специальные обозначения движений этих частей тела комбинируются с несколькими сигналами направлений. Эти сигналы изображаются символами:^вверх, ^ вниз, вперед, назад и-, что означает непрерывность какого либо движения или позиции; Но когда все сказано и сделано, неизбежно возникает вопрос: а много ли дает эта система обозначений для исследования языка тела?

Насколько важно записывать эпизод в терминах кинесики? Ведь даже когда эта запись сочетается с записью произнесенных слов, очевидно, что использовать такую комбинацию смогут лишь несколько ученых. Думается, подобного рода нотационная система не должна ограничиваться только областью научных исследований.



Она могла бы, подобно нотационной системе для танцев, использоваться для раскраски речей жестами и получения максимальной эффективности в таких областях, как политика или преподавание. Она могла бы использоваться врачами-психотерапевтами для фиксации хода терапевтических сеансов и воспроизведения того что сказал пациент ранее как разговорным языком, так и телом: Эта система могла бы использоваться актерами, конферансье и даже бизнесменами.

Если поразмыслить, оказывается, что фактически имеется очень мало ситуаций, где такая нотационная система не была бы очень удобной. Получит система доктора Бердвистела всеобщее признание или нет, покажет время, но очевидно, что подобного рода системы в конечном счете обязательно понадобятся.

ЯЗЫК ТЕЛА: ПРАВИЛЬНОЕ И НЕПРАВИЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ


Поговорим с животными В ходе исследований, проведенных супругами Р. Алленом и Беатрис Т. Гарднер из Невадского университета, было получено доказательство древности языка тела и его первичности по отношению к разговорному языку. Проанализировав неоднократные и бесплодные попытки психологов научить человекообразных обезьян говорить, Гарднеры решили обучить их языку жестов. Поскольку язык тела является неотъемлемым элементом поведения животных, ученые рассудили, что приматы знакомы с ним в достаточной мере и их можно обучить использованию жестов для общения. В особенности это касается человекообразных обезьян, отличающихся инициативностью и ловкостью рук.

Супруги Гарднеры решили обучить молодую самку шимпанзе по имени Вэшоу языку знаков, используемому глухонемыми Северной Америки. В доме Гарднеров обезьяне были предоставлены полная свобода, масса игрушек и мягкое обращение; она оказалась в окружении людей, использовавших для общения только язык жестов, Вэшоу, как и подобает шимпанзе, чрезвычайно быстро стала подражать жестам ее новых друзей, однако лишь спустя месяцы терпеливой работы ей удалось воспроизводить их по команде.

Ее понуждали высказываться прикосновениями к руке и в каждом случае неверного произношения добивались его улучшения, повторяя не получившийся жест с подчеркнутой выразительностью. Когда Вэшоу в достаточной степени овладевала этим жестом, ее вознаграждали почесыванием. Если же ее заставляли слишком много работать, она выказывала свой протест, убегая от учителя или в раздражении колотя его по руке. ' После двух лет кропотливой работы Вэшоу освоила около тридцати знаков.

Знак считался освоенным, если она добровольно использовала его в нужном контексте в течение пятнадцати дней подряд хотя бы один раз в день. Вэшоу научилась выражать понятие больше (еще), вытягивая кончики пальцев над головой, трясла раскрытой кистью руки, обозначая сигнал спешить, и прикладывала ладонь к груди, выказывая удовольствие.

Она обучилась также жестам, обозначающим шляпу, башмаки, брюки и прочие предметы туалета, атай^е знакам ребенок, собака и кот. Как ни странно, она употребляла эти знаки даже при встречах с незнакомыми ей детьми, собаками и кошками. Однажды она даже использовала знак собака, не видя той, а лишь услышав лай.

Кроме того, она изобрела ряд простых предложений, например: Идти сладкое, когда хотела, чтобы ее отнесли к кусту малины, либо Открыть еда питьем, если предпочитала полакомиться чем-нибудь из холодильника. Эксперимент все еще продолжается, Вэшоу обучается новым жестам и составляет из них новые предложения. Старая идея доктора Айболитабеседовать с животными имеет шанс реализоваться посредством языка тела.

Однако ряд дотошных естествоиспытателей указывают, что использование языка тела животными не является чем-то новым. Птицы сигнализируют о своей половой готовности сложными ритуальными танцами, пчелы указывают направление на источник меда, выделывая в полете замысловатые фигуры, собаки же для обозначения чувства голода используют разнообразные сигналы, например, переворачиваются на спину, притворяясь мертвыми, либо усаживаются перед хозяином, изображая взглядом просьбу дай поесть.

Новым в случае Вэшоу является сам процесс обучения животного новому для него языку (системе искусственных жестов) и достигнутый результат: животное по собственной инициативе подает сигналы .на этом языке. Поскольку общение посредством разговорной речи оказалось невозможным, обращение к языку глухонемых было логичным. По всей вероятности, потеряв слухи будучи отрезанным от мира звуков, индивидуум становится более восприимчивым к миру жестов и движений.

Если это так, то глухой должен более обостренно воспринимать язык тела. Символы в беззвучном мире Придя к такому заключению, доктор Норман Каган из Мичиганского университета провел исследование среди глухих. Им показывали фильмы, изображающие мужчин и женщин в различных ситуациях, после чего просили оценить эмоциональное состояние героев фильма и описать ключевые жесты языка тела, используемые теми для передачи их душевного состояния. С помощью технических средств чтение по губам было исключено.

Нам стало очевидно, рассказал доктор Каган, что для выражения своего эмоционального состояния человек в той или иной степени пользуется практически всеми частями тела. Так, например, безостановочные движения рук, игру с перстнем или непрерывное хождение в процессе разговора все глухие восприняли как признаки нервозности, замешательства и беспокойства. Когда же глаза и лицо человека внезапно становятся потерянными, когда он словно проглатывает выражение лица или черты его лица будто сжимаются, это интерпретировалось как признак вины. Чрезмерно резкие движения связывались с крушением планов, а постепенно затухающие телодвижения, словно человек пытается спрятаться, ассоциировались с депрессией.

Энергичность воспринималась через резкую подачу вперед головой и всем корпусом, включая руки и плечи; если индивидуум сидит, откинув голову или склонив ее набок и играя пальцами, это трактовалось как выражение скуки. С задумчивостью связывались такие жесты, как напряженный пристальный взгляд, наморщенный лоб и опущенные глаза. Если человек не хочет смотреть на кого-то или не желает, чтобы смотрели на него, он снимает очки либо отводит взгляд. Такие толкования были получены от глухих людей, неспособных воспринимать речь, тем не менее их оценки оказались верными.

Жесты интерпретировались в рамках общего контекста сцены, которая разворачивалась перед зрителями-экспертами без речевого сопровождения. Создается впечатление, что один лишь язык тела может оказаться достаточно эффективным средством общения, если мы наделены способностью понимать его, если обладаем повышенной восприимчивостью к мельчайшим нюансам движений и жестов.

Однако это требует сверхчувствительности, свойственной глухим. Их зрение в такой степени нацелено на интенсивный поиск дополнительных ключей, что они способны уловить общий контекст сцены исключительно через посредство языка тела.

Истинную значимость язык тела, однако, приобретает именно в смеси с разговорным языком на всех уровнях общения, и иными сигналами, передаваемыми по другим каналам. Одним из таких каналов является осязательное восприятие, которое временами перекрывается со зрительным, но по сути представляет собой более Примитивную и общую форму коммуникации. Согласно покойному доктору Лоуренсу К. Фрэнку из Гарварда, знакомство ребенка с окружающим миром начинается с прикосновений матери, ее ласк и поцелуев, с ощущения во рту ее соска, теплоты и надежности ее рук.

Позже ребенку прививают понятие не тронь, чтобы познакомить его с таким аспектом человеческой культуры, как право собственности, и воспитать в нем чувство обладания и принадлежности. Его исследование собственного тела в ребячестве и подростковом возрасте посредством прикосновений к нему, приключения с мастурбацией крайним проявлением самоосязания и позднее, в юношеском возрасте, любовные прикосновения, взаимное исследование тел со своим партнером по любви самые очевидные примеры осязательного общения. Такими действиями, как царапание, похлопывание или нажатие внешних объектов, каждый из нас сообщает себе по каналу осязания: Я осознаю себя. Я доставляю себе удовольствие и удовлетворение.

Мы общаемся с другими через касания руками, рукопожатия и прочие виды прикосновений, говоря тем самым: Не волнуйся. Расслабься.

Ты не один. Я люблю тебя.

Трудно сказать, где заканчивается язык тела и начинается осязательное общение. Границы между ними расплывчаты и неопределенны.

Лечение психики с помощью языка тела Возможно, наибольшую ценность понимание языка тела имеет в области психиатрии. Работы доктора Шефлена показало, насколько важно врачам осознанно использовать этот язык, а доктор Бухгаймер с сотрудниками применили его в лечебных процедурах, нацеленных на самоконфронтацию. Доктор Бухгаймер рассказывает о группе взрослых пациентов, которым в качестве терапевтического средства были даны смывающиеся (водорастворимые) краски для рисования пальцами, как детям.

Мы надеялись, что ощущение краски, размазываемой по бумаге, поможет им освободиться от ряда сдерживающих факторов, замедлявших процесс лечения. Чтобы помочь им лучше понять происходящее, мы сняли их в процессе работы и затем показали им эти фильмы. У одной из пациенток, продолжал он, первый брак, оказавшийся неудачным, распался, в частности по причине ее неспособности наслаждаться сексом.

Сейчас, выйдя замуж вторично, она почувствовала, что ее сексуальная жизнь существенно улучшилась, однако супружество все равно рвется по швам. Создавая пальцами яркое багрово-пурпурное пятно, она внезапно воскликнула: Как сексуально это выглядит! и тотчас скрестила ноги. Когда этот эпизод воспроизвели и она оказалась лицом к лицу с собственной реакцией на осязательную концепцию сексуальности, она не могла поверить, что реагировала подобным образом.

Однако в процессе обсуждения значения скрещенных ног с точки зрения языка тела она согласилась, что ее реакция один из способов, выражающих нежелание и отказ от секса. Это проявилось особенно ярко в контексте других ее действий, ее комментариев к сексуальной картине.

Она призналась, что по-прежнему имеет конфликты на почве секса, начала понимать: второй брак страдает от тех же проблем, что и первый, и, осознав это, смогла предпринять верные шаги к выздоровлению. Вот классический образчик того, как осмысление собственной символической жестикуляции языком тела раскрывает женщине глаза на остроту ее проблем. Доктор Фриц Перлс, психиатр, основоположник гештальт-терапии (психиатрической терапии, в качестве одного из основных средств использующей язык тела), рассказывает о своем методе: Мы стараемся держаться очевидного, а именно поверхностных сторон ситуаций, в которых оказываемся, Основная методика гештальт-терапии, согласно доктору Перлсу, заключается не в том, чтобы вдаваться в объяснения с пациентом, а в том, чтобы предоставить ему возможность понять и раскрыть себя.

С этой целью, продолжает доктор Перлс, я не принимаю в расчет большую часть из того, что говорит пациент, и сосредоточиваю основное внимание на неречевом уровне, потому что он в наименьшей степени подвержен влиянию само обмана. Естественно, под неречевым уровнем подразумевается уровень языка тела.

Чтобы представить, что имеет в виду доктор Перле, заглянем на один из его сеансов с 30-летней женщиной. Эти беседы взяты из учебного фильма по психиатрии.

ПАЦИЕНТКА: Сейчас мне страшно. ДОКТОР: Вы говорите, что испуганы, а сама улыбаетесь. Не понимаю, как можно бояться чего-то и улыбаться одновременно.

Пациентка смущена, ее улыбка слабеет и исчезает вовсе. ПАЦИЕНТКА: Я и к вам отношусь с подозрением. Думаю, вы все прекрасно понимаете.

Полагаю, вам известно, что, когда мне страшно, я смеюсь, или прикидываюсь, чтобы скрыть это. ДОКТОР: Так, значит, у вас страх перед публикой? ПАЦИЕНТКА: Не знаю.

Меня главным образом беспокоит ваше присутствие. Я боюсь, что вы .начнете открыто нападать на меня, боюсь, что вы хотите загнать меня в угол, и мне становится страшно. Мне хочется, чтобы вы были на моей стороне. Говоря это, она невольно ударяет себя в грудь.

ДОКТОР: Вы сказали, что я хочу загнать вас в угол, и ударили себя в грудь. Доктор Перле повторяет ее жест, и она смотрит на свою руку так, словно видит ее впервые, после чего задумчиво повторяет жест. ПАЦИЕНТКА: Ну-у... да. ДОКТОР: Что бы вы хотели сделать?

Можете ли вы описать угол, в который бы захотели пойти? Оглядывая углы комнаты, пациентка внезапно начинает оценивать каждый из них как место своего возможного пребывания.

ПАЦИЕНТКА: Да. Вон в том углу сзади я бы чувствовала себя в безопасности. ДОКТОР: Там вы лучше были бы защищены от меня? ПАЦИЕНТКА: Ну... нет... ой... я знаю, что не была бы в полной безопасности.

Может, чувствовала бы себя чуть уверенней. Все еще глядя в угол, она кивает головой. ДОКТОР: Постарайтесь представить, что вы очутились в том углу, и скажите, что бы вы стали там делать? Какое-то мгновение она размышляет.

Случайно оброненная фраза насчет угла сейчас стала физически реальной ситуацией. ПАЦИЕНТКА: Я бы просто сидела.

ДОКТОР: Просто сидели бы? ПАЦИЕНТКА: Да. ДОКТОР: И как долго вы сидели бы там? Пациентка принимает позу девочки, сидящей на табурете, как если бы она действительно находилась в углу.

ПАЦИЕНТКА: Не знаю, но мне странно, что вы так говорите. Это напоминает мне время, когда я была маленькой.

Когда мне бывало страшно, я садилась в угол, и мне становилось легче. ДОКТОР: Хорошо, так вы маленькая девочка? Пациентка вновь смущена тем, что ее замечание приобрело такую образность. ПАЦИЕНТКА: Ну, нет, Конечно, но чувство такое же.

ДОКТОР: Так все-таки вы маленькая девочка? ПАЦИЕНТКА: Это чувство напоминает мне о детстве. Вынудив ее вновь почувствовать себя маленькой девочкой, доктор продолжает: ДОКТОР: Вы в самом деле маленькая девочка?

ПАЦИЕНТКА: Да нет же, нет! ДОКТОР: Нет. А сколько вам лет? ПАЦИЕНТКА: Тридцать.

ДОКТОР: Да, вы не можете быть маленькой девочкой. ПАЦИЕНТКА: Да!

В одном из последующих эпизодов доктор говорит: ДОКТОР: Если вы притворяетесь немой и глупой, то я вынужден буду выражаться более определенно. ПАЦИЕНТКА: Мне и раньше это говорили, но со мной такой номер не пройдет.

ДОКТОР: Что вы сейчас вытворяете своими ногами? ПАЦИЕНТ: Болтаю ими.

Она смеется, так как покачивание ногами заставляет ее осознать, что она притворяется. Доктор тоже смеется.

ДОКТОР: Вы сейчас шутите. Несколько позже пациентка говорит: ПАЦИЕНТКА: Вы обращаетесь со мной так, словно я сильнее, чем на самом деле. Мне хочется, чтобы вы защищали меня, были более внимательны ко мне.

Голос ее сердит, хотя она и улыбается, произнося это. Доктор имитирует ее улыбку.

ДОКТОР: Вы понимаете, что значит ваша улыбка? Вы не верите ни одному слову из того, что говорите.

Он тоже улыбается обезоруживающей улыбкой, однако она трясет головой. ПАЦИЕНТКА: Нет, верю. . Она пытается сдержать улыбку, однако доктор уже показал ей, что она улыбалась. ПАЦИЕНТКА: Я знаю, вы не думаете, что я...

ДОКТОР: Конечно. Вы блефуете.

Вы обманщица! ПАЦИЕНТКА: Вы верите... вы это серьезно? Ее улыбка становится неуверенной и гаснет, ДОКТОР: Да.

Вы улыбаетесь, хихикаете и виляете. Это все обман. . Он копирует ее движения, заставляя ее как бы взглянуть на свое отражение. ДОКТОР: Вы устроили для меня целое представление.

ПАЦИЕНТКА: Ах, это возмутительно! Ее смех прошел, а голос и движения выдают обиду. ДОКТОР: Не могли бы вы это выразить?

ПАЦИЕНТКА: Хорошо. Со всей определенностью могу заявить, что я не обманываю вас. Признаться, мне трудно показывать свое замешательство.

Терпеть не могу оказываться в затруднительном положении, но меня задело, что вы назвали меня обманщицей. То, что я смеюсь, когда бываю смущена или загнана в угол, еще не значит, что я обманщица!

ДОКТОР: Последнюю минуту вы были самой собой! ПАЦИЕНТКА: Ну, я очень рассердилась на вас. Она опять улыбается. ДОКТОР: Ну вот!

Вот это! Он копирует ее улыбку. ДОКТОР: Вы сделали это, Чтобы скрыть свой гнев? В эту минуту, в этот момент какое у вас было чувство?

ПАЦИЕНТКА: Ну, в эту минуту я была сердита, а не смущена. Существенной особенностью ^данного сеанса является то, как доктор Перле перехватывает сигналы, подаваемые пациенткой на языке тела,ее улыбку, хихиканье, даже ее желание посидеть в углу -и затем предъявляет их ей, заставляя столкнуться с символикой собственного языка тела. Он показывает, что, ее улыбка и смех всего лишь оборонительная реакция, призванная смягчить реальные чувства, ее раздражение, которому она не позволяет себе поддаваться, поскольку оно может оказаться слишком разрушительным.

И лишь в конце она выходит из себя до такой степени, что отбрасывает защитную улыбку и действительно выражает свои эмоции. Это и есть пример самоконфронтации в действии. Как видно, сочетание языка тела с самоконфронтацией позволяет заставить индивидуума осознать противоречие между сигналами языка его тела и тем, что он произносит. Если вы постигнете смысл движений своего тела, то ваше самопознание углубится и приобретет большую значимость.

С другой стороны, возможность управлять языком тела позволит прорваться через множество защитных барьеров, которыми вы себя окружили. Имитация языка тела Недавно мне довелось наблюдать на танцах очень красивую девочку-подростка; она стояла с подругой у стены, надменная, отчужденная и недоступная всему миру, словно сказочная снежная королева.

Я был с ней знаком и знал, что ее можно обвинить в чем угодно, но только не в холодности или равнодушии. Позже я поинтересовался, в чем была. причина ее неприступности.

Это я-то неприступна? искренне изумилась она. А что вы скажете о мальчишках? Ни один даже не подошел поговорить со мной. Да мне до смерти хотелось танцевать, но никто меня не пригласил.

И с ноткой трагизма добавила: Из девочек моего возраста в нашей школе я одна хожу в старых девах. Взять хотя бы Рут.

Она моя ровесница, ноне пропустила ни одного танца, а ведь вы ее знаете, смотреть не на что! Смотреть действительно было не на что: Рутнепривлекательная толстушка... но у нее есть секрет! Рут улыбается каждому мальчику. Рут прорывается сквозь все защитные барьеры.

Рут заставляет каждого парня чувствовать себя непринужденно и уверенно. Он знает, что на приглашение к танцу она ответит согласием. Язык ее тела гарантирует это. Моя красивая юная приятельница, внешне такая холодно-спокойная, прячет в себе тоскливую робость.

Она сигнализирует: Не стой около меня! Я неприступна.

Попробуй только меня пригласить!. Какой подросток захочет подвергаться риску быть отвергнутым?

Все они подчиняются этим сигналам и обращаются к Рут. При известной практике моя юная приятельница сможет научиться улыбаться и смягчать свою красоту, сможет сделать ее более досягаемой.



Содержание раздела