d9e5a92d

Пережогин Л. - Психические болезни и общение с душевнобольными

Человеческое тело - живой организм, и жизнь его возможна только при условии, что все его органы и системы выполняют свои функции в достаточном объеме. Разумеется, каждый орган и каждая система имеют собственные резервы функциональной прочности, а также способны в той или иной мере адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды и внутренней среды организма в целом. Если, однако, такая адаптация нарушается, то возникает особое состояние, характеризующееся своими причинами возникновения, развитием, проявлениями, исходом, называемое болезнью.

Болезнь - состояние всего организма в целом, значительно влияющее на функционирование всех его частей. Нелепо воспринимать организм как техническое устройство, в котором отдельные блоки независимы друг от друга и могут быть исправлены или заменены без последствий для других деталей.

В клинической медицине есть особое понятие - нозологическая форма. Когда говорят об определенной болезни, как о нозологической форме, подразумевают, что эта болезнь (это патологическое состояние) отличается от других патологических состояний по ряду критериев.

Критериями выделения какого-либо состояния в самостоятельную нозологическую форму, как правило, служат: знание причины (этиологии) данной болезни, физиологических механизмов ее развития (патогенеза), внешних и внутренних проявлений (симптомов), которые, будучи связаны друг с другом патогенетически, объединяются в устойчивые симптомокомплексы - синдромы, совокупность которых, в свою очередь, формирует клиническую картину болезни, а также ее течения (времени появления и исчезновения симптомов и синдромов, закономерности их смены, изменения под влиянием сопротивляемости организма и лечения) и исхода (выздоровление, хронизация, смерть). Таким образом, если болезнь - расстройство функционирования каких-либо систем или органов, например, легких или почек, то психическая болезнь - расстройство системы, отвечающей за психику, совокупность функций высшей нервной деятельности, свойственных наиболее высокоорганизованным существам, часть из которых, такие, как мышление и самосознание, возможно, присущи в полной мере только человеку. Таким образом, психическая болезнь является расстройством функционирования, в первую очередь, головного мозга. Распознаванием и лечением психических болезней и занимается психиатрия.

Справедливо замечание, что поскольку человек является существом с чрезвычайно сложно организованной психической деятельностью, очень трудно определить границу, которая строго разделила бы психическую норму со всеми разнообразными ее вариантами и психическую патологию. В отличие от большинства разделов клинической медицины, в большинстве случаев психиатрия не располагает убедительными данными об этиологии и патогенезе психических болезней. Основным критерием заболевания является в данном случае его клиническая картина.

И не смотря на то, что психиатрия выделилась в самостоятельную клиническую дисциплину уже более 200 лет назад, и знания и опыт врачей-психиатров постоянно совершенствовались, в оценке ряда состояний психической деятельности возможен известный субъективизм. Именно поэтому в психиатрии особое значение приобретает клиническая практика. Если заглянуть в медицинские справочники, станет очевидно, что выраженные психические расстройства встречаются у 2-5% населения. Разнообразие их весьма велико.

Сегодня существует несколько конкурирующих классификаций психических болезней (психических расстройств в англоязычной литературе), основанных на различных принципах. Ниже мы будем стараться придерживаться традиционных представлений отечественной психиатрической школы, в основном потому, что большинство понятий, которыми нам придется оперировать, прочно вошли в обиход, став привычными и, порой, обыденными словами.

Причины психических болезней.

Хотя мы и указали выше, что в большинстве случаев современная психиатрия не располагает точными данными о происхождении душевных болезней, за долгие годы своего существования эта наука прошла, будем надеяться, значительную часть пути к пониманию данной проблемы. Накоплено много достоверных данных, свидетельствующих о полиэтиологическом происхождении психических болезней.

  • Основными причинами, приводящими к душевным болезням, являются, с точки зрения современной психиатрии, следующие:
  • наследственная предрасположенность. Особенное значение фактор наследования по-видимому, играет в происхождении заболеваний, так или иначе связанных с нарушением тонких механизмов работы мозга, например, обмена нейромедиаторов, количества и уровня развития связей между нейронами, и т.д. Долгое время ведутся споры относительно типа наследования таких заболеваний, как шизофрения и эпилепсия. Данные популяционной генетики, генеалогических исследований, в частности - близнецового метода - свидетельствуют скорее о полигенетическом их наследовании. Немалую роль играет в данном случае и низкая пенетрантность (одно из свойств гена в классической генетике - способность аллели проявлять свое действие, реализовывать свое присутствие на уровне признака) генов, ответственных за наследование психических болезней, позволяющая им накапливаться в популяции, несмотря на противодействие естественного отбора.
  • биохимические нарушения, как наследуемые, так и приобретенные. Исследования в этой области находят практический выход в применении психофармакологических средств. Большинство гипотез в этой области сводятся к нарушению нейромедиаторного обмена (дофаминовая гипотеза, нейротрансмиттерная гипотеза (роль серотонина, гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК), моноаминоксидазы (МАО) и др. веществ, участвующих в обеспечении обмена медиаторов), а также обмена нейропептидов - эндорфинов (естественных морфиноподобных веществ) и энкефалинов.
  • иммунологические нарушения на уровне дефицита систем неспецифической гуморальной защиты - системы комплемента (группа белков плазмы крови, способных при определенных условиях активировать друг друга и формировать сложные белковые комплексы, обладающие способностью активно воздействовать на антиген), пропердина, а также аутоиммунная патология. Важную роль играют, по-видимому, нарушения активности Т-лимфоцитов.
  • органическая природа психических болезней. Для ряда заболеваний установлены вполне определенные морфологические критерии. При различных процессах, приводящих к нарушению морфологической структуры мозга (травмы, интоксикации) описаны соответствующие психические нарушения. Предпринималось много попыток описать патологоанатомическую картину психозов, однако общих закономерностей , обнаруживаемых на клеточном и макроскопическом уровнях, выявить не удалось.
  • инфекции, паразитарные инвазии. Классическим примером психического заболевания, в полной мере отвечающего нозологическому принципу, является прогрессивный паралич - особая форма сифилиса нервной системы.
  • психотравмы. Одной из наиболее популярных гипотез в настоящее время является гипотеза нарушения барьера психической адаптации, базирующегося на биологической и социальной основах. Срыв адаптации в результате психотравмы, превышающей компенсационные возможности личности, приводит к болезни.
<

p> В большинстве случаев в психиатрии принято деление заболеваний на эндогенные, т. е. возникшие, исходя из внутренних причин (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз), и экзогенные, спровоцированные воздействием окружающей среды. Причины последних выглядят более очевидными.

Патогенез большинства психических болезней может быть представлен только на уровне гипотез.

Симптомы психических болезней.

Симптомы и синдромы психических болезней описываются разделом психиатрии, называющимся общей психопатологией. Они чрезвычайно разнообразны, существует много их классификаций, которые учитывают сферу психической деятельности, к которой можно условно отнести симптом (расстройства эмоций, мышления, воли, памяти, восприятия), хотя большинство авторов указанных классификаций специально заостряют внимание на том, что симптомы психических заболеваний зачастую многозначительны.

Ниже мы перечислим их основные группы и дадим лишь самые важные определения, но, в свою очередь, когда будет возникать необходимость, снабдим текст соответствующими пояснениями. В ряде случаев, тогда, когда трудно себе представить, что кроется за сухими словами определения, мы будем приводить примеры из произведений художественной литературы.

  • Рецепторные расстройства - наиболее элементарные симптомы психических болезней. К ним принято относить следующие расстройства: гиперестезии - повышение восприимчивости к внешним раздражениям, нейтрально воспринимаемым человеком в нормальном состоянии; тогда свет кажется чересчур ярким, звуки - оглушительно громкими, прикосновения - грубыми, хотя на деле интенсивность раздражителя не превышает обычных, привычных для организма порогов, гипестезии, когда чувствительность, напротив, понижается, объекты кажутся бесформенными, тусклыми, звуки утрачивают интонацию, сенестопатии - неприятные, тягостные неопределенные ощущения, исходящие из различных частей тела - жжение, щекотание, стягивание, давление, не имеющие под собой реальных причин, метаморфопсии - изменение восприятия величины и формы предметов и пространства, например, потолок в комнате кажется наклоненным, либо улица выглядит бесконечно длинной, также могут изменяться размеры частей своего тела , дереализацию - сложный по природе симптом, заключающийся в чувстве призрачности окружающего, когда мир видится словно через сетку, словно во сне, чувство действительности утрачивается; к этому состоянию близки понятия уже виденного и никогда не виденного, когда впервые увиденный объект кажется до боли знакомым, либо наоборот, олицетворенное осознавание - чувство, будто в помещении, где больной находится один, кто-то присутствует, с одновременным ощущением ошибочности этого чувства, расстройство осознавания времени (ускорение, замедление, полное отсутствие), расстройство апперцепции - невозможность устанавливать связи между явлениями и понимать смысл происходящего.
  • Расстройства ориентировки (во времени, в данной ситуации, в месте, в собственной личности), растерянность (аффект недоумения) - неприятное непонимание своего состояния, которое осознается как необычное; обычно в таком состоянии больной допытывается, Что произошло? Что со мной случилось?, деперсонализация - расстройство осознания собственной личности, ощущение чуждости своих мыслей, чувств, поступков вплоть до ощущения их сделанности, искусственного привнесения извне, в качестве продукта чьей-то воли и вплоть до утраты самосознания.
  • Расстройства эмоций - большая группа симптомов, многие из которых встречаются и у психически здоровых людей в определенных условиях, определяемых воздействием окружающей среды. К ним относят: гипертимию (манию) - повышенное радостное настроение с усилением влечений, сопровождающуюся активной деятельностью, хорошим (не всегда объективным) чувством здоровья, оптимистическим взглядом на жизнь. Крайней степенью мании являются эйфория и экстаз, гипотимию (депрессию) - напротив, пониженное настроение, печаль, дисфорию - угрюмое, мрачное, злое, ожесточенно-агрессивное настроение, страх - особое чувство напряженности, связанное с ожиданием конкретной угрозы, неблагополучия, в отличие от тревоги - чувства неопределенной угрозы, эмоциональную слабость (лабильность) - переменчивость настроения, выраженные его колебания, как правило, без значительного повода, апатию - полное безразличие, равнодушие к себе и всему окружающему, чувство потери чувств - мучительное бесчувствие, очень тяжело переживаемое больным эмоциональное опустошение нет больше радости, нет больше печали.
  • Расстройства мышления - представлены различными симптомами, среди которых есть симптомы, свидетельствующие о значительной глубине психических нарушений. К ним относят: ускорение мышления, с облегчением возникновения мыслей, ассоциаций, образов, с тенденцией к отвлекаемости, крайним проявлением которого является неуправляемый поток (наплыв) мыслей - ментизм, заторможение мышления; если же возникает трудность возникновения новых ассоциаций и образов из-за преобладания предыдущих, говорят об обстоятельности мышления, если же одна и та же мысль преобладает длительно, например, правильно ответив на один вопрос, больной повторяет тот же ответ стереотипно и на другие вопросы, говорят о персеверации мышления, бессвязность мышления - утрата способности к образованию ассоциативных связей, потеря способности к элементарным обобщениям, анализу, синтезу, закупорка мышления (шперрунг) - неожиданная остановка, обрыв мыслей, сопровождающийся, как правило, и обрывом речи, паралогическое мышление - соединение несопоставимых идей, образов, обстоятельств.
  • Навязчивые явления (обсессии) - от отвлеченных навязчивостей (навязчивый счет, навязчивое воспроизведение в памяти) до чувственных навязчивостей (навязчивые неприятные воспоминания, навязчивое чувство отвращения, хульные мысли, овладевающих представлений (принятие неправдоподобного за действительность вопреки воле и здравому смыслу), навязчивых влечений (компульсий), характеризующихся желанием против воли совершать различные действия, в том числе - нелепые и опасные, навязчивых, беспочвенных страхов (фобий) (их сегодня описано около 400 видов ), навязчивых сомнений, и наконец, навязчивых действий, которые могут сопровождать фобию, являясь защитным ритуалом , либо быть отвлеченными (обкусывание ногтей, употребление слов - паразитов). Все указанные симптомы характеризуются возникновением против воли.
  • Бред - некоррегируемое установление связей и отношений между явлениями, событиями, людьми и т. д. без реальных оснований, бред сопровождается непоколебимым убеждением, несмотря на порой очевидное расхождение с действительностью, нарушением логических связей (кривой логикой), полным овладением сознанием. Бред бывает первичный (интерпретативный), основой для формирования которого служат факты и события, реально имевшие место, но подвергшиеся переработке, искривлению, подкрепленные затем рядом ложных (или логически несвязанных) доказательств, создающих целую систему. Многие события в рамках бреда также поддаются извращенному толкованию, и чувственный (образный) - возникающий всегда в комплексе с другими расстройствами, свидетельствующий об остроте состояния, лишенный системы, фрагментарный, непоследовательный. Образный бред, оставшийся как единственный симптом (как правило, в результате лечения), называют резидуальным. Бред, возникающий у лиц, длительно контактирующих с психически больным и отражающий тематику бреда больного, быстро исчезающий при разлучении называют индуцированным. Тематика бреда может быть самой разнообразной. В отличие от бреда сверхценные идеи возникают в результате реальных обстоятельств, но занимают в сознании место, значительно превышающее их реальную важность.
  • Расстройства восприятия представлены непроизвольно возникающими в сфере одного или нескольких анализаторов ложными представлениями: галлюцинациями т. е. восприятиями, возникающими без реального раздражителя, видениями, звуками, запахами и т. д., которых на самом деле нет, но которые воспринимаются как реально существующие, псевдогаллюцинациями воспринимаемые как реально существующие, но все-таки особые образы, привнесенные с точки зрения больного воздействием на него извне чьей-то воли, как правило, локализованные вне доступности для органов чувств, например, зрительный об-раз за спиной, внутри головы, гипнагогическими галлюцинациями - видениями, возникающими перед засыпанием при закрытых глазах на темном поле зрения, и гипнопомпическими галлюцинациями, возникающими при пробуждении, иллюзиями - ложными восприятиями реальных предметов, явлений, при которых образ реального объекта сливается с болезненным представлением , функциональными галлюцинациями - возникающими только при наличии реального внешнего раздражителя и сосуществующие с ним, не сливаясь, до окончания его действия (таким раздражителем может быть шум воды, стук колес поезда и т.д.), рефлекторными галлюцинациями - возникающими в сфере иного анализатора, чем анализатор, на который воздействует раздражитель.
  • Расстройства памяти - т. е. способности запоминать (фиксировать), хранить, воспроизводить произвольно в правильном порядке информацию. Включают амнезию - отсутствие памяти на ряд событий, фиксационную амнезию - потерю способности запоминать, фиксировать текущие события, прогрессирующую амнезию - опустошение памяти, причем сначала забываются события недавнего прошлого, а затем более отдаленные (закон Рибо), конфабуляции - ложные воспоминания, криптомнезии - потеря различия между реально происходившими с боль-ным событиями и событиями, о которых он слышал или читал.
  • Расстройства побуждений - повышение или понижение динамических свойств личности, ее жизнедеятельности, активности, энергии, инициативы, такие, как абулия - отсутствие побуждений, желаний, безучастность, бездеятельность, гипербулия - повышение волевой активности, усиление побуждений, желаний, акинезия - обездвиженность вследствие прекращения произвольных движений, ступор - полное оцепенение, невозможность движений даже при настойчивом побуждении извне, сопровождающееся повышением мышечного тонуса, отказом от речи, отсутствием реакций на болевые раздражения, неудобства, опасность, раптус - неистовое двигательное возбуждение, часто во время возбуждения (депрессивного с отчаянием и идеями самообвинения, тревожного, эретического (у больных с резко сниженным интеллектом), галлюцинаторного (на фоне устрашающих видений) отмечаются агрессивные действия больных.
  • Расстройства влечений - включают анорексию отсутствие чувства голода, булимию - ненасытный аппетит, полидипсию - неутолимую жажду и т. д. К этой группе расстройств относятся и несравнимо более сложные по происхождению и проявлениям расстройства полового влечения.
  • Импульсивные действия и импульсивные влечения - совершающиеся внезапно, без контроля сознания, как правило, при глубоком расстройстве психической деятельности действия, немотивированные, часто нелепые, нередко агрессивные или внезапно появляющиеся влечения, подчиняющие себе все поведение больного, такие, как пиромания (страсть к поджигательству), дипсомания (истинный запой), клептомания (стремление воровать, обычно ненужные вещи, безделушки) и т.д.
  • Расстройства речи - симптомы, часто встречающиеся при неврологических расстройствах, не имеющих прямого отношения к психическим заболеваниям в узком смысле. Типичными для психических расстройств являются следующие: прерывающаяся речь - результат закупорки мысли (см. выше), паралогия - ответы на поставленные вопросы невпопад, шизофазия - разорванная речь, набор бессмысленных слов, облеченных в грамматически правильно построенное предложение, инкогеренция - хаотический набор слов, символическая речь - придание словам особого, ведомого лишь больному смысла и криптолалия - создание собственного языка, шифра, с употреблением собственных слов - неологизмов, вербигерация - многократное повторение одних и тех же слов и фраз, эхолалия - повторение услышанных слов.

Синдромы психических болезней.

Клиническая картина психического страдания, душевной болезни складывается из наличествующих синдромов. В отличие от симптомов, которые можно сравнить с деталями, фурнитурой - синдромы - это крупные симптомокомплексы, симптомы которых, будучи связаны между собой, формируют устойчивые сочетания, имеющие непосредственное клиническое и диагностическое значение. Диагноз болезни устанавливается на основании последовательности смены синдромов, поддающейся определенному стереотипу.

Современные классификации психических болезней избегают даже самого понятия болезнь, подменяя его более точным и широким понятием расстройство. В основу указанных классификаций положен не описанный нами нозологический, а синдромальный принцип. Синдром является не только основой для диагностики в современной психиатрии, его выявление служит для прогноза и лечения психического расстройства.

Описывая синдромы, мы будем вводить по ходу повествования новые симптомы, описывать значение каждого симптома, развитие синдрома, его особенности в рамках различных нозологических форм. В качестве иллюстраций мы будем использовать уже не примеры из художественной литературы, а клинические истории болезни.

  • Психоорганический синдром. Развивается в результате органического поражения головного мозга при травмах, атеросклерозе сосудов мозга, интоксикациях, опухолевых процессах в мозге. Синдром складывается из нарушений памяти (нарушение запоминания, рассеянность, выпадение воспоминаний недавнего прошлого), ослабления понимания (слабость суждения, персеверации), аффективной лабильности и недержания аффекта (повышенная раздражительность, вплоть до внезапных вспышек гнева, с возможными агрессивными действиями, или напротив, благодушие, эйфория). Возможны отдельные бредовые идеи малого размаха, направленные на ближайшее окружение, систематизированные, но примитивные, как правило, связанные с ущербом (украли ботинки), преследованием (подслушивает соседка). Возможны галлюцинации, обычно слуховые, вербальные. Как правило, очень трудно по клиническим проявлениям достоверно указать локализацию очага поражения. Всегда отмечаются неврологические симптомы. Приведем пример : Больной А., 22 года. Единственный ребенок в семье. Родители развелись, когда ему было около 2-х лет. Воспитывался матерью и бабушкой. Раннее развитие протекало без особенностей, ребенком он болел редко, детские инфекции перенес без осложнений. В школе начал обучаться с 7 лет. У него обнаруживались неплохие способности, однако учился без должного прилежания, часто не выполнял домашние задания, без уважительных причин опаздывал на уроки и пропускал занятия, был неисполнительным, в общественной и трудовой жизни участия не принимал. По характеру был бойкий, эгоистичный, упрямый, лживый, с товарищами не конфликтовал. Успевал в основном удовлетворительно. В 5-6 классах занимался в секции бокса, неоднократно переносил нокдауны и нокауты, за медицинской помощью не обращался. Когда пришлось выступать на соревнованиях, проиграл свой первый бой и бросил секцию. После окончания школы поступил в ПТУ по специальности станочник широкого профиля, где программный материал усваивал удовлетворительно, выполнял все педагогические требования, не имел пропусков без уважительной причины. По характеру был общительный, подвижный, но малоинициативный, со всеми поддерживал хорошие отношения. Педагоги отметили, что он был спокойный, скромный, тактичный. Закончил ПТУ с хорошими и удовлетворительными отметками. С его слов, в это время он был застенчивым, спокойным, большую часть свободного времени проводил на прогулках, любил ходить в кино. В 14 лет влюбился в девушку на несколько лет старше себя, но не знал как к ней подойти, потом непродолжительное время пытался ухаживать за ней, провожал ее, дарил ей конфеты. Однократно вступил с ней в интимные отношения по ее инициативе. В возрасте 19 лет А. был избит на улице неизвестными и был стационирован в нейро-хирургическое отделение больницы, где ему был установлен диагноз: Закрытая черепно-мозговая травма, ушиб мозга тяжелой степени, огнестрельное ранение правого коленного сустава, перелом угла нижней челюсти справа. Более месяца он находился в бессознательном состоянии. По направлению ВТЭК осмотрен психиатром. Во время осмотра он жаловался на головные боли, ухудшение памяти, приступы с потерей сознания, сопровождавшиеся судорогами, пеной у рта, с частотой до двух раз в месяц. Ориентирован был правильно, эмоционально адекватен, поведение его было упорядоченно, однако отмечалось снижение памяти, интеллекта, низкий запас знаний. Бреда, галлюцинаций не выявлялось, ему был установлен диагноз: Травматическая болезнь головного мозга, умеренно выраженное снижение интеллекта, судорожный синдром. ВТЭК ему была установлена 1-ая группа инвалидности.


Содержание раздела