По действующему законодательству вы просто не сможете пользоваться теми правами, иметь те возможности, которые обеспечивают вам действующие документы.
В любом случае, если вы не совершали никаких иных правонарушений, паспорт гражданина РФ должен быть Вам возвращен, так же, как и иной документ, удостоверяющий личность, и на этом ваш контакт с сотрудником милиции должен быть закончен. Все остальные действия и требования со стороны сотрудника милиции неправомерны, и в последствии Вам необходимо их обжаловать.
удостоверяющих личность гражданина, обязательного наличия у гражданина регистрации в Москве или Московской области по месту жительства или по месту пребывания? Правомерно ли требование предъявить какие-либо документы, подтверждающие прибытие в Москву и убытие гражданина и из Москвы в срок, не превышающий 10-дней?
Этот вопрос является ключевым во всей процедуре проверки документов, так как именно на незнании гражданами нюансов законодательства, связанных со всей совокупностью правовых актов по регистрации граждан и строится вся система милицейских поборов "за отсутствие регистрации" не только в Москве, но и во всей России.
Сотрудники милиции ППС, да и все остальные, так называемые "патрульные", о которых речь шла выше, вопреки Конституции РФ, действующим законам РФ, САМОВОЛЬНО присвоили себе право проверять у граждан в общественных местах наличие московской регистрации, право "налагать" и "взимать" на месте штраф за ее отсутствие, право требовать подтверждения пребывания в Москве на срок не более 10 дней, право доставлять в отделения милиции, право подвергать административному задержанию, держа людей за решеткой, угрожая им, и особенно молодым женщинам, длительным пребыванием в неподходящем обществе, применением силы, право проводить личный досмотр на улице или в общественном месте.
В силу исключительной важности этого момента разберемся с ним подробнее.
КоАП РФ четко квалифицирует все виды административных правонарушений. Он жестко регламентирует и разделяет должностных лиц и органы, правомочных составлять протоколы по тем или иным конкретным видам правонарушений, с одной стороны.
А также определяет органы и должностных лиц, которые правомочны налагать административные взыскания по установленным (зафиксированным в виде протоколов) фактам правонарушений, с другой стороны.
Как уже указывалось выше, единственной статьей КоАП РФ, в которой речь идет об ответственности за проживание без паспорта и регистрации по месту пребывания или жительства, является ст. 19.15.
В соответствии с п. 9 части 2 статьи 23.3., рассматривать дела об административных правонарушениях по статье 19.15. от имени органов внутренних дел (милиции), указанных в части 1 той же статьи, вправе старшие участковые инспектора и участковые инспектора. То есть из всех служб милиции ТОЛЬКО служба участковых инспекторов вправе:
во-первых, составлять протоколы по факту правонарушения по ст. 19.15.;
во-вторых, наряду с другими должностными лицами органов внутренних дел (о них речь будет идти ниже в соответствующем разделе), вправе рассматривать дела по ст. 19.15. и, соответственно, налагать предусмотренные в ней административные взыскания в виде официального предупреждения или штрафа до 1 МРОТ.
Из указанного следует, что сотрудник ППС московской милиции или любого другого населенного пункта на улице города или любом другом общественном месте, а так же сотрудник любого другого подразделения милиции просто не уполномочен законом:
во-первых, в соответствии со ст. 19.15 проверять наличие у Вас регистрации по месту пребывания или жительства и составлять по факту нарушения протокол;
во-вторых, налагать на Вас предусмотренное указанной статьей административное взыскание ни в виде официального предупреждения, ни в виде штрафа, а тем более взыскать за это на месте штраф живыми деньгами.
Такие действия с его стороны являются прямым нарушением закона, которое НЕОБХОДИМО обжаловать!
Позволим себе небольшое отступление. Действующим законодательством на милицию возложено много различных функций. Она следит за безопасностью дорожного движения, соблюдением миграционных правил, экологической безопасностью, охраняет предприятия и учреждения. Но почему-то при этом вневедомственная охрана не составляет протоколы и не налагает на водителей взыскания за нарушения правил дорожного движения, а сотрудники ГИБДД не составляют протоколы и не налагают штрафы за нарушения в сфере экологии.
Все это не кажется абсурдным, если следовать логике массовых проверок регистрации по месту жительства и пребывания у граждан в общественных местах!
Сотруднику милиции, настаивающему на каких-то особых московских законах и правилах, можно прямо заявить, что он нарушает Конституцию РФ и несет за это ответственность. Вам следует настаивать на этом, как бы вам не возражали и чем бы не грозили, в какой бы глумливой форме это не подносили!
Во-вторых, в Законе РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" даются следующие определения.
Место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.
Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Из этих определений следует, что как место жительства, так и место пребывания связываются с жилым помещением, расположенным по конкретному адресу на территории, а не с самой территорией населенного пункта, муниципального образования или субъекта РФ.
Поэтому требование милиции о подтверждении регистрации в Москве, Московской области или ином субъекте федерации в общественном месте НЕЗАКОННО само по себе!!! Закон буквально требует лишь регистрации в жилом помещении по конкретному адресу, где Вы поселились постоянно или на время. Именно поэтому только участковый инспектор, в сфере деятельности которого находится соблюдение и поддержание общественного порядка и безопасности граждан в ЖИЛОМ секторе, ИМЕЕТ право и ОБЯЗАННОСТЬ следить за соблюдением гражданами установленных Правил регистрации, выявлять и фиксировать (составлять протоколы об административных правонарушениях по ст.
19.15. КоАП РФ) нарушения, рассматривать указанные дела и выносить по ним решения о привлечении к ответственности.
В-третьих. Указанные конституционные нормы, конкретизированные в Законе РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, истолкованы в Постановлениях Конституционного Суда РФ 9-П от 04.04.96г. и 4-П от 02.20.98г. В Постановлениях КС РФ отмечается, что регистрация в РФ носит уведомительный характер, т.е. это не право гражданина, а его обязанность, в которой ему не могут отказать. Согласно части 2 ст.
3 Закона РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в пределах РФ", сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. Конституционный Суд констатировал, что срок нахождения в том или ином месте временного пребывания должен определяться самим гражданином.
Его установление государством недопустимо, поскольку означает ограничение волеизъявления гражданина при выборе места пребывания. Постановления КС РФ обжалованию не подлежат, имеют прямое действие на всей территории РФ, действуют непосредственно, не требуют толкования каким-либо органами или должностными лицами, вступают в силу с момента провозглашения в зале заседания.
Пункт 9 Правил регистрации, принятых Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995г. 713 (последние изменения в них были внесены 14 августа 2002г. Постановлением Правительства РФ 599) гласит: граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства на срок свыше 10-ти дней, обязаны в трехдневный срок со дня прибытия (исключая выходные и праздничные дни) обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:
документ, удостоверяющий личность;
заявление о регистрации по месту пребывания;
документ, являющийся основанием для временного проживания, в частности договор найма или заявление хозяина жилого помещения.
Отметим еще раз, что произвести регистрацию обязаны должностные лица. Ваша обязанность состоит только в том, чтобы предоставить необходимые документы.
Очевидно, что Вы не несете ответственности за плохую или медленную работу должностных лиц. Не ваша вина, что оформление регистрации задерживается.
Все это Вы не должны объяснять сотруднику ППС, это касается компетенции участкового инспектора, который легко может проверить, подали ли Вы необходимые документы, и по чьей вине задерживается оформление регистрации.
Возможно ли пребывание в Московском регионе более 10 дней без регистрации? Не у кого не вызывает сомнения возможность провести отпуск на озерах Карелии или в Мещерских лесах. Где регистрируются туристы? В байдарках или палатка?
Разумеется нет. За ними присмотрят должностные лица, в частности и милиция, ответственные за то, чтобы не нарушались Лесной и Водный Кодексы РФ и другие нормативные акты в этой области. Точно также житель Карелии или Мещеры может провести свой отпуск, путешествуя по Подмосковью, разбить палатку в разрешенном месте и время от времени наведываться в Москву, побродить по музеям. Должен ли он удирать от милиции, как заяц, или это его законное право?
Право, которое имеет любой человек, находящийся на территории России на законном основании? Ответ на этот вопрос Вы снова найдете в Законе РФ О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Части 2 и 3 ст.1 этого закона утверждают, что ограничения права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства допускаются только на основании закона, более того, это относится ко всем тем, кто находится на территории России на законном основании.
Кроме того, в Постановлении Конституционного Суда от 02.02.1998г. четко сказано, что определение гражданином места своего пребывания и срока нахождения в нем не обязательно связано с наличием соответствующего жилого помещения в качестве мест пребывания. А в таком случае: нет жилого помещения нет и регистрации по месту пребывания.
Тем не менее, московская милиция, при активной моральной и нормативной поддержке московских властей, при молчаливом поощрении федеральных властей, продолжает заниматься фактическим нарушением Конституции РФ, Постановлений Конституционного Суда РФ и федерального законодательства.
Сотрудники ППС милиции и других подразделений милиции при проверке документов в общественных местах требуют предъявлять им паспорт с регистрацией в Москве или Подмосковье по месту жительства, регистрацию там же по месту пребывания или билеты на транспорт с датами, подтверждающими намерение прожить в Москве менее 10 дней, требуют командировочные удостоверения, путевые листы у водителей и т.п. За не предоставление таких документов, угрожают карой и доставляют незарегистрированного гражданина в отделения милиции.
При этом сотрудники милиции грубо дезинформируют граждан, обосновывая свои требования ссылками на соответствующие положения федеральных и московских Правил регистрации, которые такого права милиции не предоставляют. В большинстве случаев дезинформация граждан идет еще дальше.
Сотрудники милиции, не моргнув глазом, утверждают гражданам, что они (граждане) обязаны зарегистрироваться в Москве или Подмосковье в течение трех дней с момента прибытия в регион, "забывая" сообщить, что это делается в течении трех РАБОЧИХ дней, исключая выходные и праздничные дни, и при прибытии в Москву и область на срок свыше 10-ти дней, как это указано в приведенной выше цитате из Федерального закона, и как это определено в Правилах регистрации.
Как правило, "нарушение" указанного милицией трехдневного срока пребывания в Москве и области так же является для милиции достаточным основанием для "наложения и взыскания штрафа" на месте. Представление гражданам недостоверной информации об их правах, тем более заведомо недостоверной информации, должностными лицами, коими и являются сотрудники милиции, является противоправным и наказуемым деянием, и может и должно быть обжаловано, в том числе в судебном порядке.
Из сказанного выше следует, что все подобные требования и действия сотрудников ППС и других подразделений милиции незаконны, а патрульные попросту занимаются не своим делом, выявляя в общественных местах "незарегистрированных", в то время, как бандиты, преступники и настоящие правонарушители разгуливают на свободе и делают свое черное дело.
Ни в одном нормативно-правовом акте РФ сотрудникам милиции ППС или иных подразделений милиции не предоставлено право требовать, а гражданам не вменено в обязанность представлять, какие-либо доказательства или документы подтверждающие их прибытие или убытие в тот или иной населенный пункт, подтверждать кому-либо сроки своего пребывания в нем.
Более того, новый КоАП РФ законодательно закрепил такую норму, как "Презумпция невиновности". Теперь юридически изначальная "правота" милиции в любых ее действиях и требованиях и необходимость "оправдываться" перед милицией и доказывать свою невиновность осталась в прошлом.
Статья 1.5. КоАП РФ с аналогичным названием стоит того, чтобы процитировать ее полностью:
"1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные нарушения, в отношении которых установлена его вина.
2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица."
Поэтому граждане не обязаны предъявлять доказательства длительности своего пребывания в Москве и Московской области в виде каких-либо документов или наличия регистрации, тем более когда такие требования незаконно предъявляются гражданину на улице или в любом другом общественном, а не жилом месте. Эти доказательства должна собрать и представить милиция тому органу или должностному лицу, которое и примет решение о привлечении за допущенное правонарушение к ответственности.
Конституция РФ, так же как и КоАП РФ, предоставляет гражданину право не свидетельствовать против себя.
Спустя какое-то время милиция, надо надеяться, усвоит такой новый для себя принцип общения с гражданами. Пока же надо быть готовыми к тому, что Вам придется отстаивать принцип Вашей личной "презумпции невиновности", плохо сочетающийся с сегодняшней милицейской практикой.
Отучить милицию от вседозволенности, от "святой" веры в собственную непогрешимость и положения верховного арбитра, перед которым гражданину необходимо пресмыкаться и оправдываться за каждый свой шаг и вздох, можно лишь методичными требованиями доказательства и обоснования каждого их требования и действия и обязательным последующим обжалованием всех допущенных милицией нарушений прав и свобод граждан, требований действующего законодательства.
Вторым по степени важности для милиции аргументом вины гражданина, не имеющего Московской регистрации при проверке его документов в общественном месте, до 1 июля 2002 года являлись положения ст. 178 "Проживание без паспорта и прописки" КоАП РСФСР.
В новом КоАП РФ этой статье соответствует практически идентичная ей по сути уже не раз упомянутая выше статья 19.15. "Проживание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации", согласно которой "проживание или пребывание гражданина РФ, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства - влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 1 МРОТ.
По инерции ВСЕ московские милиционеры продолжают использовать этот "аргумент" для привлечения к "административной ответственности", а фактически просто для заполнения соответствующих граф в отчетности и для массовых поборов с граждан. Этот "аргумент" является так же абсолютно неправомерным и по "субъективному составу правонарушения" по ст. 19.15., так как в данной статье КоАП РФ речь идет именно о проживании, то есть доказанном факте пребывания или проживания гражданина в течении определенного периода времени и в определенном жилом помещении, по определенному адресу.
Определение понятий "место жительства" и "место пребывания" приведены выше.
Как уже указывалось выше, в соответствии с п. 9 части 2 ст. 23.3 КоАП РФ, рассматривать дела об административных правонарушениях, а значит и составлять по ним протоколы по ст. 19.15.
КоАП РФ, вправе только старшие участковые инспектора, участковые инспектора, но ни в коем случае не сотрудники ППС и других подразделений милиции, которые ничего не знают о проживании и пребывании остановленных ими в общественных местах людей и не уполномочены законом делать это.
В КоАП РФ присутствует понятие "События и состава административного правонарушения", именно при наличии "события и состава" правонарушения производство по делу может быть начато и именно эти "событие и состав" правонарушения, в соответствии с частью 2 ст.28.2. КоАП РФ, в обязательном порядке должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении.
Согласно части 1 и 2 ст. 24.5.
КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии, в том числе, хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения.
В силу указанных выше обстоятельств, в случае попыток применения ст. 19.15. при проверке документов и наличия регистрации по месту пребывания или жительства в Москве и Московской области на улице и в иных общественных местах и событие, и состав правонарушения ОТСУТСТВУЮТ и, в соответствии с упомянутой выше статьей, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.
В следствие этого так же любой сотрудник ППС милиции или иного подразделения милиции, проверяя, составляя протокол об административном правонарушении по ст. 19.15.
КоАП в общественном месте, налагая административное взыскание в виде официального предупреждения или штрафа, действует неправомерно.
В случае, если сотрудник милиции продолжает настаивать на том, что такое нарушение по указанной статье имеет место, проверяя документы в общественном месте, пытается составлять протокол, осуществить привод в отделение милиции, использовать силу и т.п., он однозначно совершает противоправные, наказуемые по закону действия, которые могут быть и должны быть в последующем обжалованы.
, сроках пребывания в городе, планируемом месте проживания или месте, где приезжий остановился?
Такие вопросы со стороны сотрудников милиции правомерны при составлении протокола административного задержания. Во всех остальных случаях, в том числе и при "простой" проверке документов этот вопрос неправомерен.
Соответственно, и отвечать на него необходимо в самом общем виде, так как полное игнорирование этого вопроса в настоящее время воспринимается сотрудниками милиции как проявление неуважения к ним как представителям власти и повышает уровень их подозрительности и агрессии.
При этом, совсем не обязательно распространяться подробно по каким именно делам вы прибыли, что собираетесь купить в столице, в каком месте будете останавливаться, дабы избежать дальнейших "наводящих" ответов, за которые милиционер может "зацепиться", потребовать других подтверждающих документов вроде командировочного удостоверения, приглашения на конференцию или семинар и т.п. Как уже указывалось выше, приезд и передвижение или пребывание в том или ином населенном пункте России, в том числе в Москве или Московской области, может иметь одно единственное основание - собственное волеизъявление и желание гражданина, корректировать которое, а тем более влиять на него исходя из собственных представлений, не имеют права ни государственные органы, ни их должностные лица, в том числе и сотрудники милиции.
Основывается такая позиция все на том же праве на свободу передвижения на территории РФ. Праве, которым обладают все, находящиеся в России на законном основании: все ее граждане и жители, все те, на кого распространяются соглашения о безвизовом въезде (все граждане СНГ, кроме жителей Туркмении и Грузии), все, кто имеет действующую российскую визу.
Этот момент во взаимоотношениях гражданина и сотрудника милиции так же является одним из ключевых. Как уже указывалось выше, ст. 19.15.
КоАП РФ предусматривает административную ответственность за проживание без паспорта и без регистрации, но не за нахождение на территории того или иного населенного пункта, в том числе в Москве, без такой регистрации.
Более того, органы и лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, исчерпывающим образом перечислены в Разделе III КоАП. В соответствии с частью 1 статьи 23.3, дела по нарушениям, предусмотренным статьей 19.15.
КоАП РФ, рассматриваются Органами внутренних дел (милиции).
В соответствии с пп. 1 и 2 части 2 и 9, части 2 статьи 23.3., рассматривать дела (то есть принимать по ним решения, в том числе о наложении административного взыскания) об административных правонарушениях по событию и составу статьи 19.15. от имени органов внутренних дел (милиции), указанных в части 1 той статьи, вправе начальники территориальных управлений (отделов) и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений) милиции и их заместители, начальники линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте и их заместители, а также старшие участковые инспектора, участковые инспектора.