d9e5a92d

Что необходимо помнить, если вас подвергли “доставлению”

Событие и состав правонарушения по указанной статье могут иметь место ТОЛЬКО при факте доказанного милицией проживания или пребывания в конкретном жилом помещении в течение срока, превышающем 10 дней.
Из указанного следует, что сотрудники Патрульно-постовой службы милиции или сотрудники любого иного подразделения милиции, в том числе и службы участковых инспекторов, на улице города или любом другом общественном месте, просто не вправе по закону наложить на вас административное взыскание по ст. 19.15 КоАП РФ ни в виде официального предупреждения, ни в виде штрафа, а тем более взыскать на месте штраф живыми деньгами за указанное правонарушение.

В противном случае сотрудники милиции являются прямыми нарушителями закона, за которое они должны нести предусмотренную ответственность, и которые необходимо обжаловать в последующем.
Эти действия однозначно можно квалифицировать как самоуправство, превышение полномочий, вымогательство взятки. Ответственность за подобные нарушения предусмотрена и в указанном КоАП РФ и в Уголовном Кодексе РФ.
Надо иметь ввиду, что наложение административного взыскания, будь то предупреждение или штраф, является завершающим этапом заведенного по факту правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, административного дела. Производству по делам об административных правонарушениях посвящен целый Раздел IV КоАП РФ. Те, кто в своей практике сталкивался с судебным производством по гражданским, уголовным, арбитражным делам, исполнительному производству, увидит там много общего.

Это сложный и нудный юридический процесс, где стороны обладают большими правами и обязанностями, в том числе правом обжалования решений об административном наказании. Но это предмет отдельного разговора.

Как уже указывалось выше, в подобной ситуации у сотрудника патрульно-постовой службы нет даже права на составление протокола об административном правонарушении по ст. 19.15.
Следует так же помнить, что согласно части 1 статьи 28.6. КоАП РФ, в случае, если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем 1 МРОТ (вспомним статью 19.15.), протокол об административном нарушении НЕ СОСТАВЛЯЕТСЯ, а уполномоченным на то лицом (к которым по ст. 19.15. не относятся ни сотрудники московской ППС, ни сотрудники других подразделений, кроме участковых инспекторов) на месте совершения административного правонарушения (на улице или в общественном месте, где не может быть события правонарушения по ст. 19.15.) оформляется предупреждение, либо налагается и взимается административный штраф.

Естественно, что в этом случае милиционер обязан вам выдать корешок квитанции о принятии у вас денег за штраф. Берите корешок обязательно!

В последствии при обжаловании он будет являться подтверждением противоправных действий, если они имели место, виновные будут наказаны в дисциплинарном или ином порядке, а деньги вам будут возвращены.
В случае, если лицо (то есть Вы), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, тогда формально, в соответствии с частью 2 статьи 28.6. КоАП РФ, составляется протокол об административном правонарушении, который передается для рассмотрения и принятия решения либо начальнику отдела милиции или в суд.

При этом и Вам и сотруднику милиции заведомо понятно, что его действия, в силу указанных выше обстоятельств, неправомерны.
Угроза составления протокола или даже его составление является со стороны милиции банальной формой психологического давления на гражданина, а иначе говоря шантажом, так как при передаче материалов такого дела в суд, судом в обязательном порядке будет проверен порядок составления протокола, правомочность и полномочия лиц, его составивших, наличие события и состава правонарушения, вменяемых в вину гражданину, что при всех перечисленных нарушениях со стороны милиции приведет суд к необходимости либо вернуть дело в милицию, либо прекратить его за отсутствием события и состава правонарушения на этапе досудебного рассмотрения или в процессе судебного заседания, что юридически зафиксирует неправомерность действий сотрудников милиции.
Итак, в случае если наказание за допущенное вами правонарушение подразумевает официальное предупреждение или штраф, не превышающий 1 МРОТ, и Вы согласны с тем, что совершили это правонарушение и не возражаете против предложенной меры наказания, протокол об административном правонарушении может не составляться. Если же Вы не согласны с наложенным на вас наказанием, или вас не устраивает его размер (можно было вынести предупреждение, а вам предлагается заплатить максимальный штраф в 1 МРОТ), составляется протокол и назначается время и место рассмотрения вашего административного дела.



Это может быть либо начальник отдела милиции или его зам, на территории отдела которого произошло правонарушение, либо судья районного суда, обслуживающего ту же территорию. Туда уже можно прибыть с адвокатом и вопрос, как было указано выше, будет скорее всего решен иначе.
Как уже указывалось выше, сотрудники милиции - хорошие психологи. Свои жертвы они выбирают весьма умело. Как правило за разговорами о составлении протокола следует "разъяснение", что для этого необходимо пройти в патрульную машину, или в отделение милиции, то есть потратить массу времени и нервов на дальнейшее общение с милицией.

Чаще всего в качестве жертв выбираются люди, которые явно спешат, и которые явно не являются жителями Москвы, и по внешним признакам едва ли имеют достаточный уровень знаний и социальный статус, чтобы аргументировано защитить себя и обжаловать действия милиции, или использовать для разрешения конфликта "личные связи".
Перспектива потерять на "общение" с милицией от получаса до трех часов, унижение сидеть в "обезьяннике" отделения милиции в далеко не в светском обществе, возможно подвергнуться обыску и побоям, в то время, как у Вас в кармане билет на отбывающий вскоре поезд или самолет, или Вы спешите по важным делам, мало кого побуждают к активным возражениям. Поэтому для граждан в подобной ситуации естественнее от милиции просто откупиться, на что собственно, и делается ставка при выборе жертвы.

Милицию в данном случае не интересуют ни вопросы правопорядка, ни общественная безопасность. Цель постового либо составить протокол об административном правонарушении для заполнения формы отчета и выполнения "спущенных" начальством контрольных цифр по данному виду правонарушений, либо пополнить свой бюджет, взяв с вас свою мзду.
Даже если вы вынуждены были отдать деньги, не оставляйте нарушителям закона возможности спокойно и безответственно присвоить их себе. Обязательно сообщите эту информацию в милицию вышестоящему начальству, в Управление собственной безопасности, обжалуйте наложение взыскания в письменном виде.
Но если вам позволяет время, или же уже просто некуда деться и дело дошло до составления протокола, обязательно запомните следующее. Бланки протоколов об административных правонарушениях, как уже указывалось выше, должны быть у каждого сотрудника ППС, заступающего на службу. Бланки являются номерными и за их расходованием в отделении милиции ведется учет.

Так же как и за квитанциями по взиманию штрафа. Поэтому все предложения пройти в патрульную машину или отделение милиции для составления протокола или взимания штрафа по причине "отсутствия" у милиционера бланков протоколов или квитанций надо сразу и жестко отвергать, так как это проблема милиции, но не ваша.

Предложение "пройти в отделение" юридически квалифицируется как "доставление" и за нарушение по статье 19.15. КоАП РФ не предусмотрены, поэтому вы исполнять это предложение НЕ ОБЯЗАНЫ.
Так же помните часть 4 ст. 1.5. "Презумпция невиновности" (Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица). Поэтому лучше сразу уходите. Если сотрудник милиции все же настаивает на оформлении протокола или наложении штрафа, то пусть он свистит в свисток, вызывает по рации коллег, посылает их в отделение за протоколами, или берет бланки у них в долг, ЭТО НЕ ВАША проблема!

Это проблема сотрудника милиции, заступившего на службу неподготовленным в соответствии с Уставом ППС, за что он должен сам нести ответственность. Если у сотрудника милиции нет квитанций для взыскания штрафа, не отдавайте ему никаких денег.

Это тоже его проблема и его последующая ответственность. Деньги, отданные без квитанции, не являются штрафом, они не попадут в бюджет государства, а осядут в кармане нерадивого сотрудника милиции.

Подчеркнем еще раз, доставлять Вас в отделение в этом случае никто не имеет права!
Само составление протокола по факту правонарушений по статье 19.15. КоАП РФ сотрудником ППС или другого подразделения милиции является достаточно опасным и для самого сотрудника милиции, так как протокол неизбежно зафиксирует документально противоправность его действий. Как вы помните, согласно статье 28.3.

КоАП РФ он не является должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административном нарушении по статье 19.15. КоАП РФ это прерогатива участковых инспекторов, обнаруживших такое правонарушение в жилом секторе по конкретному адресу.
В соответствии с частью 2 статьи 28.2. КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия, инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, Ф.И.О. и адреса свидетелей, если они есть, место, время совершения и СОБЫТИЕ административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица, в отношении которого это дело возбуждено.
Согласно части 3 статьи 28.2. КоАП РФ, при составлении протокола физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.
В соответствии с частями 4, 5, 6 статьи 28.2. КоАП РФ, "правонарушителю" должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом, при этом "правонарушитель" вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к протоколу прилагаются.
Протокол подписывается должностным лицом, его составившим и "правонарушителем". В случае отказа последнего подписать протокол в нем делается соответствующая запись. "Правонарушителю" по его просьбе вручается под расписку копия протокола. Несоблюдение хотя бы одного из этих требований само по себе является грубейшим нарушением закона со стороны сотрудника милиции и влечет привлечение его к предусмотренной законом ответственности.

Такое нарушение так же в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке необходимо обжаловать!
Поэтому, если вам позволяет время и обстановка, смело идите на составление протокола. Чтобы все было как надо, потребуйте предоставить вам КоАП РФ, открыть его на соответствующей статье (номер вы можете и не помнить 28.2., но эта статья так и называется "Протокол об административном правонарушении", в крайнем случае просто найдете ее по оглавлению в последних разделах КоАП), и дальше сверьте с текстом статьи все действия сотрудников милиции и правильность оформления протокола.
Все свои замечания и объяснения можете смело писать в протокол. Вы можете записать в протоколе, что сотрудник милиции нарушил ваше конституционное право на свободу передвижения, превысил свои полномочия, вымогал у Вас взятку, нанес вам моральный ущерб. Помните, что Вы имеете право получить копию протокола, а сотрудники милиции обязаны вручить Вам ее по вашему требованию под подпись в ее получении.

Используйте это право! Сейчас блокноты для бланков протоколов милиции делаются по принципу платежных поручений банков или авиабилетов, то есть первый экземпляр имеет на обороте копирующий слой и копия заполняется одновременно на втором экземпляре.

Поэтому не принимайте отговорок милиции об отсутствии возможности оформления копии и требуйте ее, даже если для этого милиционеру придется все вновь переписать еще раз. Часто сотрудники милиции для пущей убедительности составляют такой протокол, но в одном экземпляре и при этом с умным видом сообщают гражданам, что копию протокола они оформлять и передавать гражданам не обязаны.

Поэтому перед тем, как милиционер начнет оформлять протокол, сразу предупредите его, что Вам нужна будет в обязательном порядке его копия. Этим Вы либо отобьете у милиционера охоту продолжать вымогать с Вас деньги и на этом разойдетесь, либо закрепите свой психологический перевес, и милиционер ограничится лишь "вынесением" Вам официального предупреждения, что так же сэкономит Ваши деньги.

Имеет ли право милиция за отсутствие регистрации доставить гражданина в отделение милиции и задержать его в административном порядке?


Нет, такого права у милиции нет. Перечень ситуаций, когда возможно доставление правонарушителя в милицию и его административное задержание, в исчерпывающем виде содержится в соответствующих разделах КоАП РФ. Ни доставление в милицию, ни административное задержание за нарушение правил регистрации, даже если это нарушение обнаружено в жилом помещении участковым инспектором, тем более при обнаружении такого "нарушения" на улице или в общественном месте, соответствующими статьями КоАП РФ не предусмотрены и являются незаконными.

Действия сотрудников милиции, осуществляющих привод или административное задержание по такому основанию, являются противоправными, за что они должны привлекаться к ответственности в установленном порядке в случае обнаружения или обжалования их действий.
Исключение составляют случаи, когда у патрульного сразу на месте возникли обоснованные подозрения в совершении гражданином каких-либо иных, не связанных с отсутствием регистрации или истекшим сроком действия документов, правонарушениях. Если такие подозрения возникли, и их причины разъяснены гражданину, а также у него нет при себе никаких документов удостоверяющих личность, либо он покушается на побег, то доставление его в отделение милиции обоснованно.
Надо иметь в виду, что сотрудники ППС милиции обязаны выявлять лиц, находящихся в розыске по ориентировкам милиции. Устав ППС в этом случае обязывает милицию при обнаружении таких лиц в людных местах принять меры к задержанию, не давая лишних поводов подозреваемым лицам оказать сопротивление или подвергнуть опасности окружающих.

С этой целью Устав ППС как раз и обязывает найти любой "формальный" предлог для того, чтобы произвести проверку документов у подозреваемого лица и доставить его в отделение милиции. К сожалению этим правом милиция активно злоупотребляет и использует его не по назначению, а в качестве формального предлога для доставления заупрямившегося гражданина в отделение милиции, где его подержат "для острастки" или для взыскания штрафа.
Доставление в отделение милиции возможно также в случае, когда предъявленный документ, в первую очередь паспорт гражданина РФ, содержит явные следы подделки, что само по себе является серьезным правонарушением. Но это, как говорится, уже совсем другая история.
Надо так же помнить, что в Москве и Подмосковье при активном участии сотрудников паспортных столов той же милиции процветает огромный по оборотам криминальный бизнес на коммерческом оформлении липовых регистраций по месту пребывания. При этом подавляющая часть регистраций по месту пребывания, оформленных таким образом, является подделкой.

Из-за несовершенства системы регистрации в РФ, ее забюрокраченности и своеволия чиновников, большей части иногородних "москвичей" просто не удается обычным порядком оформить регистрацию по месту пребывания законным образом. Из-за постоянных проверок документов и регистрации, поборов милиции за ее отсутствие, большая часть этих людей пользуется услугами фирм, оформляющих липовые регистрации.
Вся московская и подмосковная милиция об этом очень хорошо осведомлена. Поэтому при предъявлении регистрации по месту пребывания, даже если она однозначно выдана Вам в официальном порядке, будьте готовы к тому, что Вам в грубой форме в лоб тут же заявят о том, что Ваша регистрация липовая, либо о том, что она аннулирована, либо у нее закончился срок действия. Это все тот же элемент психологического давления на человека со стороны милиции. Зная о том, что большая часть регистраций по месту пребывания в Москве и области является липовой, сотрудник милиции в большинстве случаев оказывается прав.

Если гражданин при этом запаниковал, то милиционер "раскрутит" его по полной программе. В этом случае сумма откупного резко возрастет до 500 - 1000 рублей, так как Вам популярно объяснят, что подделка документов это уже уголовная статья, и Вы уже "конкретно попали".

В этом случае Вас уже вполне законно могут доставить в отделение и подвергнуть административному задержанию, после чего размер откупного возрастет еще больше. Часто под предлогом проверки "подлинности" регистрации Вас так же могут доставить и задержать в отделении милиции, где "пробьют" регистрацию по компьютеру. Помните, что в липовых регистрациях стоят как правило поддельные печати или штампы, которые для наметанного глаза милиционера хорошо заметны, либо настоящие штампы кодов подразделений паспортных столов ставятся на регистрации, выписанные на адреса, расположенные на территории других подразделений Паспортно-визовой службы милиции (ПВС).

Списки с номерами кодов подразделений ПВС есть практически у каждого сотрудника ППС милиции, поэтому разобраться, что у него в руках липовая регистрация милиционер сможет и на месте.
Цинизм милиции состоит в том, что сама милиция с этим преступным бизнесом не борется. Казалось бы куда проще определить фирмы и сотрудников милиции ПВС, оформляющих липовые регистрации.

Объявлениями об этом полны все стены, газеты, метро, интернет. Любой взятый с "поличным" с липовой регистрацией покажет где и за сколько он ее сделал. Вместо этого деньги вымогаются с жертв изготовителей подобной "липы", и они привлекаются к ответственности.

Круговая порука милиции и ее конвеер по вымоганию денег с граждан работает без остановок.
Поэтому в качестве рекомендации можем посоветовать следующее. Если Вы "купили" такую регистрацию и не уверены в ней полностью, при проверке документов милицией на улице лучше вообще не показывайте ее! Используйте информацию и рекомендации, изложенные в данной книге.

В самом крайнем случае, даже если Вам придется платить, то за отсутствие регистрации в Москве Вы в любом случае заплатите меньше, чем за возможность избежать ответственности по уголовной статье за подделку документов!

Что необходимо помнить, если вас подвергли "доставлению" в отделение милиции и "административному задержанию"?


Но, допустим, что Вас все же подвергли "доставлению" в отделение милиции и поместили в "обезьянник", то есть подвергли "административному задержанию".
Необходимо тщательно разобраться и твердо уяснить для себя разницу между понятиями "доставление" и "административное задержание" и знать, как вести себя в разных ситуациях.
Согласно ст. 27.2.

КоАП РФ, доставление - это принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте совершения правонарушения, если составление протокола является обязательным. Принудительное - совершенно не означает "с применением физической силы и спец. средств".
Согласно части 1 ст. 27.3. КоАП РФ административное задержание - это "кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может применяться в ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении
Итак, доставление и административное задержание это меры по обеспечению производства по делам об административных правонарушениях. Повторим еще раз, меры ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ производства по делам об административных правонарушениях, а не меры АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ. Эти меры не являются самоцелью!!!

Они предусмотрены главой 27 КоАП РФ. Согласно части 1 ст. 27.1.

КоАП РФ, наряду с личным досмотром, изъятием вещей и проч., они осуществляются в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном нарушении при невозможности составления его на месте правонарушения. Произвольно применять эти меры, фактически используя их в качестве неоправданного насилия, ограничения свободы физического лица или с целью оказания психологического давления на него, а также угрожать задержанием и доставлением в отделение милиции противозаконно.
Такое использование мер по доставлению и административному задержанию или угрозы их применить не помогает выявлению преступников, пресечению правонарушений, охране общественного порядка, а превращается в средство вымогательства денег. Использование мер обеспечения производства по делам об административных правонарушений для не установленных законом целей становится основой массовых нарушений прав и свобод граждан.

В первую очередь права на личную неприкосновенность и свободу, а так же свободу передвижения.
Все эти меры предусмотрены КоАП РФ для случаев серьезных правонарушений, когда имеется реальная угроза жизни и здоровью граждан и сотрудников милиции, нарушается общественный порядок, преступник или правонарушитель пытается скрыться, оказывает сопротивление законным требованиям и действиям сотрудников милиции. Естественно, что в этом случае сотрудники милиции прежде всего обязаны пресечь преступление или правонарушение, восстановить общественный порядок, обезопасить жизнь и здоровье граждан и сотрудников милиции, а уже затем принять необходимые меры по привлечению виновного лица к установленной ответственности.
Естественно, что в таких условиях установить личность, проверяя документы, составить протокол на месте невозможно. В этих условиях милиция вправе применять физическую силу, спец. средства и оружие (об этом ниже будет сказано более подробно). Так же естественно, что если у сотрудника милиции есть серьезные основания подозревать в ком-то преступника, находящегося в розыске, при обнаружении лица, имеющего подозрительный внешний вид или поведение, то в подобной ситуации в соответствии с тем же Уставом ППС милиционер обязан произвести проверку такого лица.

При таких условиях наиболее безопасно и всесторонне это можно установить или проверить только в отделении милиции. Но если никаких из этих признаков нет, то у сотрудника милиции просто нет никаких формальных оснований, по которым он имеет право принять такие меры, как доставление, досмотр и административное задержание.
Поэтому даже сверхбдительный сотрудник милиции при отсутствии у вас документов, при отсутствии каких-либо иных правонарушений в общественном месте с Вашей стороны, может только доставить вас в отделение милиции для установления личности, то есть произвести "доставление".
В этом случае "доставление" является способом оградить всех от возможной опасности со стороны "подозреваемого" и в случае подтверждения сведений о том, что доставленное лицо находится в розыске, произвести его задержание. Необходимо помнить, что "отсутствие" у сотрудника милиции бланков протоколов об административных правонарушениях или квитанций о взыскании штрафа таким основанием для доставления не является, а сотрудник милиции подлежит привлечению к ответственности за плохую подготовку к несению службы.
При подозрении, что Вы находитесь в розыске, ваши данные проверяются по компьютерной базе, после чего Вас обязаны отпустить.



Содержание раздела