d9e5a92d

Вставка 7. Бюджетные и фискальные отчеты


Счета ассигнований, содержащие подробные данные о расходах, которые утверждены или подлежат утверждению законодательным органом в законе о бюджете (бюджетных ассигнованиях). Включает оценки доходов и заимствований. Операции, как правило, классифицируются по административным единицам и статьям расходов.

Классификация СГФ облегчает составление национальных счетов и фискальных отчетов, но не применяется повсеместно.

Сопроводительная документация к бюджету

Включает различные отчеты (например, о внебюджетных фондах, независимых ведомствах, квазифискальных операциях, фискальных рисках) и информационные материалы (например, о перспективах развития бюджетно-налоговой сферы и экономики в целом). Годовой бюджет и сопроводительная документация вместе составляют бюджетную документацию.

Представление общего сальдо в формате СГФ является более предпочтительным, и его следует согласовывать с формой представления данных в годовом бюджете.

Внутригодовые Ежемесячные или ежеквартальные отчеты о ре-бюдж:етные зультатах исполнения бюджета на основе счетов



отчеты государственных органов. Могут сравниваться

с запланированными на период результатами. Включают также регулярные отчеты о долге.

Общепринята форма представления данных по административным единицам (такая же, как используется в годовом бюджете), однако для текущего наблюдения за положением в бюджетно-налоговой сфере предпочтительна модель сводных данных СГФ.

Итоговые счета

Проверенные аудиторами итоговые счета в кон- Как для годового бюджета. це года предоставляются в законодательные Сводные данные СГФ

органы для обеспечения гарантий их соответст- представляются редко. вия установленным правилам и утвержденным ассигнованиям.

Финансовые

отчеты

Все шире распространяется практика предоставления отчетов общего назначения о финансовом положении и результатах деятельности органов государственного управления. Такие отчеты более характерны для учета на основе принципа начисления, однако КГС МФБ недавно были разработаны стандарты отчетности, применимые к учету на кассовой основе (см. IFAC (2000Ь)).В странах, где государственные бюджеты составляются на основе принципа начисления, таких как Австралия и Новая Зеландия, эти финансовые отчеты также выполняют функцию отчетности о соблюдении утвержденных бюджетных ассигнований. В других странах (например, в США и Франции) отчетность на основе принципа начисления отделена от бюджетного процесса, который основан, главным образом, на кассовом принципе.

Сводные данные СГФ предоставляются редко. В некоторых странах (например, в Австралии) финансовые отчеты удовлетворяют некоторым аналитическим потребностям, включая предоставление отчетности в формате СГФ.

Отчеты СГФ Отчеты, предоставляющие аналитическую информацию о государственных финансах в формате СГФ. Такие отчеты могут готовиться на основе данных, составляемых для одного из описанных выше отчетов, однако по мере распространения учета на основе принципа начисления в СГФ и его более широкого применения в органах государственного управления, вероятно, будет наблюдаться схождение всех фискальным отчетов к единой классификации.

52Точнее, КГС МФБ определяет условное обязательство как либо ... «a) возможное обязательство, которое является результатом прошлых событий и существование которого будет подтверждено только наступлением или ненаступлением одного или нескольких неопределенных будущих событий, не находящихся под полным контролем предприятия, либо b) существующее обязательство, которое является результатом прошлых событий, но не отражается как обязательство, так как: i) отсутствует вероятность того, что для его погашения потребуется отток ресурсов, заключающих в себе экономические блага, или ii) размер обязательства не может быть измерен с достаточной степенью надежности.

53См. Polackova (1999).

54При наличии портфеля сходных условных обязательств, например, крупного портфеля гарантий по ссудам со сходными характеристиками (например, в жилищном секторе или в сельском хозяйстве), может иметься достаточно надежных данных о потерях по ссудам в прошлом, что позволит сделать достоверную оценку ожидаемых расходов по программе гарантий. Эта оценка может затем быть включена в состав расходов бюджета.

^Дополнительное раскрытие информации также возможно при учете на кассовой основе в соответствии с рекомендациями Предварительного проекта положения № 9 МФБ (IFAC Exposure Draft 9 (2000b)).

Условные обязательства, налоговые расходы и квазифискальные операции

2.1.3. В состав бюджетной документации должны входить отчеты, описывающие характер и фискальную значимость условных обязательств и налоговых расходов центрального правительства, а также квазифискальных операций.

Условные обязательства

62. Условные обязательства представляют собой издержки, которые государство должно будет покрыть в случае определенного события. Поэтому они еще не отражаются как обязательства52. Распространенным примером условного обязательства является ссуда под гарантию государства. На момент предоставления гарантии обязательство для государства отсутствует, так как условием его возникновения является неспособность заемщика погасить ссуду в соответствии с условиями договора. Однако в случае невыполнения заемщиком обязательств по платежам кредитор может потребовать исполнения гарантии, и государство будет обязано выплатить непогашенную на данный момент сумму ссуды. В этот момент условное обязательство становится фактическим обязательством государства, по которому должен быть произведен платеж. Во вставке 8 приведены другие примеры условных обязательств и описаны связи между условными обязательствами и некоторыми другими потенциальными обязательствами государства.

63. Условные обязательства затрудняют управление государственными финансами вследствие свойственной для таких обязательств неопределенности их воздействия на налогово-бюджетную сферу. Вызывает проблемы также и тот факт, что на них традиционно не распространяется дисциплина бюджетного процесса. Во многих странах масштабы предоставляемых гарантий с течением времени росли, что привело к значительному «скрытому дефициту», который не находит отражения в отчетности53. Гарантии также могут создавать моральный риск, ослабляя стимулы для осторожного поведения сторон, которым предоставлены гарантии, что увеличивает вероятность наступления события, требующего исполнения гарантийного обязательства.

64. В учете на кассовой основе условные обязательства отражаются только в том случае, когда фактически наступает непредвиденное событие и производится платеж. Таким образом, если государственная ссуда отражается как расходы на момент ее предоставления, то ссуда под гарантию государства отражается только в тот момент, когда к органу государственного управления предъявляется требование об исполнении гарантии посредством платежа кредитору в денежной форме. Это может привести к использованию органами государственного управления гарантий вместо более прозрачных прямых расходов. Даже в учете по принципу начисления многие условные обязательства не отражаются как обязательства, за исключением случаев, когда они могут определяться количественно и вероятно потребуют будущей выплаты со стороны государства54. Вместо этого информация по ним представляется в дополнительных отчетах55.

65. Учитывая трудности, связанные с количественным определением условных обязательств, включение в бюджетную документацию отчета, в котором указывается назначение в соответствии с государственной политикой каждого положения, в результате которого возникает условное обязательство центрального правительства, срок его действия и предполагаемые бенефи-

Содержание раздела