Вставка 3. Принципы корпоративного управления ОЭСР. Принцип IV: раскрытие информации и прозрачность
Схема корпоративного управления должна обеспечивать своевременное и точное раскрытие информации по всем существенным вопросам, касающимся корпорации, включая финансовое положение, результаты деятельности, собственность и управление компанией.
1. Существенная информация, подлежащая раскрытию, включает, не исчерпываясь этим, следующее:
• результаты финансовой и основной деятельности компании;
• цели компании;
• собственность на крупные пакеты акций компании и распределение прав голоса;
• список членов правления и основных должностных лиц в руководстве, а также получаемое ими вознаграждение;
• поддающиеся прогнозированию существенные факторы риска;
• существенные вопросы, связанные с наемными работниками и другими заинтересованными сторонами, а также
• структура и политика управления.
30В Соединенном Королевстве
нефинансовые государственные предприятия функционируют на коммерческой основе, а расходы на некоммерческую деятельность возмещаются из бюджета и отражаются в бюджете. Во Франции некоторые виды квазифискальных операций заменяются прямыми субсидиями. Например, с авиакомпаниями в явной форме на конкурсной основе заключаются контракты на обслуживание некоторых некоммерческих маршрутов, а расходы на обеспечение работы почтовой службы в сельских районах теперь также представляются в явной форме. См. пункты 2 (включая сноску 2) и 9 разделов «Прозрачность в бюджетноналоговой сфере» ДССК по Соединенному Королевству и Франции, соответственно, на сайте external/np/rosc/index.htm.
31Рассмотрение условных обязательств см. в пунктах 62-66.
32См. INTOSAI (1998) на сайте ap/bestprac.htm.
2. Информация должна готовиться, проходить аудит и раскрываться в соответствии с высокими стандартами в области учета, раскрытия финансовой и нефинансовой информации и аудита.
3. Должен проводиться ежегодный аудит независимыми аудиторами, с тем чтобы обеспечить внешние и объективные гарантии относительно методов подготовки и представления финансовой отчетности.
4. Каналы распространения информации должны обеспечивать равноправный, своевременный и не связанный с чрезмерными расходами доступ пользователей к интересующей их информации.
государственного управления готов заплатить за данные услуги
30. Подобные контракты также могут заключаться с государственными финансовыми учреждениями.
33. Серьезные проблемы в отношении прозрачности могут также возникать в связи со способом проведения приватизации государственных финансовых учреждений и нефинансовых государственных предприятий. Приватизация должна проводиться настолько открыто, насколько это согласуется с разумными рыночными соображениями. Основное требование для обеспечения прозрачности в бюджетно-налоговой сфере состоит в том, что приватизация государственных активов должна быть открыта для независимого аудита (например, национальным ревизионным органом), чтобы гарантировать ее проведение в соответствии с законом, правильную оценку стоимости предприятия и наличие конкуренции между участниками контрактного конкурса. Должна также раскрываться информация о предоставленных покупателям гарантиях защиты (и включаться в отчетность об условных обязательствах)
31. МОВРУ были опубликованы «Руководящие принципы по оптимальной практике аудита приватизационных операций»
32.
Участие органов государственного управления в остальной экономике
1.1.5. Участие органов государственного управления в частном секторе (например, за счет регулирования и владения акционерным капиталом) должно осуществляться в открытой и гласной форме и основываться на четких правилах и процедурах, применяемых без дискриминации..
34. Существуют самые разнообразные виды взаимодействия органов государственного управления с частным сектором, и прозрачность операций органов государственного управления может иметь ограниченную полезность, если отсутствует четкое представление всех направлений взаимодействия с частным сектором.
Регулирование небанковского частного сектора
35. Органы государственного управления все более признают необходимость прозрачности в практике регулирования. Общие стандарты регулирования выходят за рамки данного Кодекса, который требует лишь того, чтобы государственное регулирование частного сектора осуществлялось в открытой и гласной форме. Руководящие принципы в области государственного регулирования представлены в «Рекомендациях ОЭСР по политике реформ в сфере регулирования», хотя эти рекомендации касаются не только прозрачности, но и эффективности мер регулирования
33. Рекомендации ОЭСР в отношении характеристик прозрачных мер регулирования изложены во вставке 4. Оптимальной практикой является выполнение этих рекомендаций в полном объеме.
36. Существуют и другие виды деятельности, осуществляемые частным сектором под руководством государства или совместно с ним. Эти виды деятельности также должны иметь характеристики, которыми обладают прозрачные меры регулирования. К ним относятся возложение на частные предприятия и физических лиц издержек, связанных с соблюдением налогового законодательства
34, обязательные отчисления в пользу частных организаций, предоставляющих пенсии по старости, услуги здравоохранения и страхования, а также финансируемые частным сектором проекты развития инфраструктуры. Хотя эти направления деятельности и не являются мерами регулирования в традиционном смысле, они часто регламентируются сложными правилами и взаимными договоренностями относительно того, какая информация должна предоставляться широкой общественности
Вмешательство государства в деятельность банковского сектора
33Более подробно см. на сайте regreform/.
34См. пункты 46—47 о доступности и понятности налогового законодательства; пункт 55 о правах налогоплательщиков и пункт 142 о прозрачности издержек, связанных с соблюдением налогового законодательства.
37. Государственное регулирование банковского сектора — и в более общем смысле финансового сектора — также должно основываться на четко сформулированных целях политики. Широкое вмешательство государства в деятельность банковского сектора часто связано с неспособностью ввести надлежащую практику учета и раскрытия информации, а также гарантировать наличие у собственников, руководства банков и органов регулирования банковской деятельности надлежащих стимулов к благоразумному управлению факторами риска. Надлежащая система регулирования банковской деятельности, в особенности, система, представленная в разработанных
Содержание раздела