Лариса Коковина - Роль МВФ в мировой валютной системе
Международный валютный фонд (МВФ) является центральным учреждением международной валютно-финансовой системы, которая позволяет странам вести между собой экономические операции. Являясь единственным международным учреждением, полномочия которого предусматривают ведение активного диалога практически со всеми странами по вопросам экономической политики, МВФ служит главным форумом для обсуждения как вопросов экономической политики стран в глобальном масштабе, так и вопросов, имеющих большое значение для стабильности международной валютно-финансовой системы.
История создания и цели МВФ
Международный валютный фонд был учрежден в 1945 году, когда первые 29 стран подписали его Статьи соглашения для содействия оздоровлению мировой экономики. Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне, США. Сейчас фондом управляют 184 государства, то есть почти все страны мира.
Целями его работы являются укрепление международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере, обеспечение финансовой стабильности, развитие международной торговли, содействие высокой занятости и устойчивому экономическому росту, временное предоставление кредитов государствам — членам для исправления диспропорций в платежных балансах.
Так, во время азиатского финансового кризиса в 1997 — 1998 годах МВФ обязался предоставить Корее $21 млрд. для оказания ей помощи в реформировании экономики, реструктуризации финансового и корпоративного секторов и преодоления экономического спада. За четыре года Корея добилась достаточного подъема в экономике, чтобы возвратить эти кредиты и одновременно восстановить свои резервы.
Однако не все страны могут вернуть долг. Так, Всемирный банк и Международный валютный фонд в сентябре 2005 года согласились списать 18 беднейшим странам 55 млрд. долларов долга. Все 184 члена организации проголосовали за списание.
МВФ также оказывает техническую помощь правительствам и центральным банкам государств — членов и проводит подготовку кадров в сферах своей компетенции.
Например, после распада Советского Союза МВФ проявил инициативу в оказании помощи странам Балтии, России и другим государствам бывшего СССР по созданию казначейских систем центральных банков в рамках перехода от централизованного планирования к рыночным экономическим системам.
С момента основания МВФ в мире произошел беспрецедентный рост реальных доходов. И хотя выгоды экономического роста не распределяются равномерно, в большинстве стран уровень благосостояния резко возрос по сравнению, например, с периодом между двумя мировыми войнами. Это отчасти объясняется совершенствованием проводимой экономической политики, в том числе политики, которая стимулировала рост международной торговли и помогла сгладить экономический цикл чередующихся подъемов и спадов.
Структура МВФ
МВФ подотчетен своим государствам — членам, и эта подотчетность является необходимой предпосылкой его эффективности. Повседневную работу МВФ выполняет Исполнительный совет, представляющий все 184 государства.
Исполнительный совет состоит из 24 исполнительных директоров, и его председателем является Директор-распорядитель. Заседания Исполнительного совета обычно проводятся в течение полного рабочего дня три раза в неделю, а в случае необходимости — чаще, в штаб-квартире организации в Вашингтоне. Пять крупнейших акционеров МВФ (Соединенные Штаты, Япония, Германия, Франция и Великобритания), а также Китай, Россия и Саудовская Аравия имеют собственные места в Совете. Остальные 16 исполнительных директоров избираются на двухлетний срок соответствующими группами стран.
Исполнительный совет избирает Директора-распорядителя, который назначается на пятилетний срок с возможностью переизбрания. В настоящее время должность Директора-распорядителя занимает Родриго де Рато, бывший вице-премьер по экономическим вопросам и министр экономики Испании.
Совет управляющих, в котором все государства — члены имеют своих представителей, является высшим руководящим органом МВФ. Обычно он проводит заседания один раз в год — на Ежегодных совещаниях МВФ и Всемирного банка. Каждое государство назначает управляющего и заместителя управляющего. Важнейшие вопросы политики, касающиеся международной валютной системы, рассматриваются два раза в год на заседаниях комитета управляющих, который называется Международным валютно-финансовым комитетом, или МВФК.
Источники средств МВФ
Основным источником средств МВФ являются взносы в рамках квоты государств — членов, которые они платят при вступлении в МВФ или после периодических пересмотров, в ходе которых размер квот увеличивается. Квоты призваны отражать относительную долю государства — члена в мировой экономике: чем больше экономика страны по объему выпуска продукции и чем больше объем и шире разнообразие ее внешней торговли, тем, как правило, выше уровень ее квоты.
Соединенные Штаты Америки, обладающие крупнейшей в мире экономикой, вносят самый большой взнос в МВФ — 17,5% от общего объема квот; Палау, с самой маленькой экономикой, вносит 0,001%.
В случае необходимости МВФ может брать займы для пополнения своих ресурсов по квотам. МВФ имеет два постоянных механизма для получения займов, если это потребуется для устранения угрозы международной валютной системе:
— Генеральные соглашения о займах (ГСЗ), учрежденные в 1962 году, в которые входят 11 участников (правительства или центральные банки Группы десяти промышленно развитых стран и Швейцария);
— Новые соглашения о займах (НСЗ), введенные в 1997 году, участниками которых являются 25 государств и учреждений.
Рекомендации по мерам политики и глобальный контроль
При осуществлении надзора за экономической политикой государств — членов МВФ в основном рассматривает результаты экономики в целом, часто именуемые макроэкономическими показателями. В центре внимания МВФ находится макроэкономическая политика страны — то есть политика, связанная с государственным бюджетом, регулированием процентных ставок, денежно-кредитной сферы и обменного курса, а также политика в отношении финансового сектора. МВФ также уделяет должное внимание мерам структурной политики, влияющим на макроэкономические показатели, включая политику в отношении рынка труда. МВФ консультирует каждое государство — член относительно возможных путей совершенствования его политики в этих областях для более эффективного достижения таких целей, как: высокая занятость, низкая инфляция и устойчивый экономический рост.
Так, в начале августа 2005 года комиссия МВФ, которая неделю работала в Украине, в своих выводах назвала рост инфляции до 15% главной проблемой экономики страны. Фонд посоветовал Нацбанку Украины ограничить увеличение денежной массы, перейти к более гибкому обменному курсу и пообещал техническую помощь.
Статьи соглашения МВФ предусматривают контроль над международной валютной системой, в том числе посредством строгого «надзора» за курсовой политикой государств — членов. Согласно Статьям соглашения, каждое государство — член обязуется сотрудничать с МВФ в обеспечении упорядоченности валютных режимов и содействии стабильности системы обменных курсов
Страны, вступившие в МВФ в период с 1945 года по 1971 год, обязались поддерживать привязку своих валютных курсов на определенных уровнях, которые могли корректироваться только для устранения «фундаментального неравновесия» платежного баланса и с согласия МВФ. Эта, так называемая бреттонвудская, система обменных курсов действовала до 1971 года, когда правительство США временно отменило конвертируемость доллара США в золото. С тех пор члены МВФ вправе выбирать любые формы курсовых режимов по своему усмотрению (кроме привязки своей валюты к золоту). Однако согласно Статьям соглашения каждое государство — член обязуется сотрудничать с МВФ в обеспечении упорядоченности валютных режимов и содействии стабильности системы обменных курсов.
В частности, государства — члены обязуются проводить политику, направленную на стимулирование экономического роста в условиях разумной стабильности цен, и избегать манипулирования обменными курсами для получения несправедливого преимущества в конкуренции. Кроме того, каждая страна обязуется предоставлять МВФ информацию, необходимую для ведения действенного надзора. Государства — члены договорились о том, что надзор МВФ за курсовой политикой каждого государства должен осуществляться в рамках всестороннего анализа общей экономической ситуации и экономической стратегии данного государства — члена.
Укрепление международной валютно-финансовой системы
В течение десятилетий, прошедших со времени Второй мировой войны, в мировой экономике и валютно-финансовой системе произошли значительные изменения, которые усилили важность и актуальность задач, выполняемых МВФ, но в то же время потребовали от него адаптации и реформ. Быстрый прогресс в области технологии и средств связи способствовал росту международной интеграции рынков и формированию более тесных связей между экономиками стран. В условиях растущей интеграции и взаимозависимости в мире экономическое благополучие любой страны как никогда зависит от показателей экономики других стран и от наличия открытой и стабильной глобальной экономической среды.
Вследствие этого, глобализация требует развития более активного международного сотрудничества, которое, в свою очередь, возлагает дополнительную ответственность на международные учреждения, организующие такое сотрудничество, в том числе на МВФ.
Несомненно, глобализация принесла огромную пользу многим странам. Интеграция в мировую экономику является неотъемлемой частью любой стратегии, направленной на то, чтобы дать странам возможность повысить уровень жизни. Но, увеличив объем международных потоков капитала и повысив скорость этих потоков, она также привела к повышению риска финансовых кризисов. В то же время возник риск еще большего отставания стран с низкими доходами, которым глобализация еще не принесла значительной пользы, по мере того как будет повышаться уровень жизни в других странах.
В связи с этим глобализация требует решения сложнейших экономических проблем, связанных с преодолением бурных потрясений на формирующихся финансовых рынках (в Азии и Латинской Америке), оказанием помощи ряду стран в переходе от централизованного планирования к рыночным системам, а также содействием экономическому росту и сокращением бедности в беднейших странах.
Таким образом, в частности перед МВФ, глобализация поставила новые задачи. Наиболее важная из них заключаются в том, чтобы укрепить глобальную финансовую систему таким образом, чтобы сделать ее в меньшей степени подверженной финансовым кризисам и повысить ее способность справляться с кризисами, когда они наступают.
Финансовые кризисы на формирующихся рынках в середине и конце
1990-х годов напомнили о рисках, связанных с глобализацией даже для тех стран, которые извлекли огромную выгоду из этого процесса и которые во многих отношениях имеют хорошо налаженное управление экономикой. В частности, на протяжении нескольких десятилетий международная торговля, прямые иностранные инвестиции и доступ к все более интегрированным международным финансовым рынкам приносили огромную пользу экономике стран, пострадавших от азиатского кризиса 1997 — 1998 годов.
Кризисы выявили не только недостатки экономической политики самих стран, пострадавших от кризиса, но также изъяны в международной финансовой системе, доведя до всеобщего сведения два суровых факта:
— Возможен стремительный и массовый уход инвесторов, если они почувствуют недостатки во внутренней экономической политике страны. Как только будет утрачено доверие инвесторов (отечественных или иностранных), приток капитала может иссякнуть, и значительный чистый отток может вызвать финансовый кризис.
— Кризис в одной стране или регионе может быстро распространиться на экономику других стран.
В интересах уменьшения риска будущих финансовых кризисов и содействия скорейшему преодолению наступивших кризисов МВФ сотрудничает с правительствами государств — членов и другими международными организациями, органами регулирования и частным сектором в деле укрепления международной валютно-финансовой системы.
Содержание раздела