Вставка 21. Прозрачность в бюджетно-налоговой сфере и стандарты на распространение данных
Стандарты охвата, периодичности и сроков распространения данных, принятые в Кодексе и Руководстве по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере, в целом полностью соответствуют стандартам, установленным ССРД и ОСРД. При этом Кодекс, кроме того, предусматривает распространение данных в форме бюджетной документации и публикуемых итоговых счетов, прошедших аудит, которые непосредственно не охватываются ССРД/ОСРД. В Кодексе также уделяется большее внимание раскрытию информации об определенных элементах, например, условных обязательствах. В соответствии с терминологией Руководства по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере стандарты ССРД обычно соответствуют оптимальной практике, а стандарты ОСРД — основным требованиям. Ниже в таблице приведены стандарты ССРД/ОСРД в соответствующих областях.
Налогово-бюджетный сектор |
ССРД |
ОСРД |
Операции центрального правительства |
|
Охват |
A |
A |
Периодичность |
Ежемесячно |
Ежеквартально |
Срок |
Один месяц |
Один квартал |
Долг центрального правительства |
|
Охват |
B |
D |
Периодичность |
Ежеквартально |
Ежегодно — ежеквартально |
|
|
(приветствуется) |
Срок |
Один квартал |
1—2 квартала |
Операции сектора государственного |
|
управления/государственного сектора |
|
Охват |
C |
E |
Периодичность |
Ежегодно |
E |
Срок |
Два квартала |
E |
A Включает бюджет и внебюджетные фонды, отражает сальдо бюджета и основные составляющие дефицита/профицита и финансирования; приветствуется информация о процентных выплатах.
B Разбивка по срокам погашения; на внутренний/внешний; по валюте; выделение гарантированного долга (при наличии); приветствуется представление квартальных прогнозов обслуживания долга.
C Сектор государственного управления — так же, как и в А. В случае составления по государственному сектору, существуют самые различные варианты его определения.
D Как в В; однако представление информации о гарантированной задолженности носит рекомендательный характер; не требуется представлять прогнозы обслуживания долга.
E Рекомендуемое расширение требований ОСРД. Охват такой же, как в С, распространение в течение 6—9 месяцев.
используя неполные индикативные показатели их финансового состояния, например, данные о банковских займах или эмиссии облигаций. Оптимальная практика состоит в том, что надежная информация о результатах деятельности сектора государственного управления должна публиковаться в течение двенадцати месяцев по окончании года.
Итоговые счета
3.4.2. Итоговые счета должны представляться в законодательные органы в течение года по окончании бюджетного года.
147. Это требование является основным для обеспечения прозрачности в бюджетно-налоговой сфере. Сфера охвата итоговых счетов и сроки их представления должны определяться в бюджетном законодательстве. Итоговые счета должны показывать соответствие бюджету, утвержденному законодательными органами; они должны быть детально согласованы с бюджетными ассигнованиями и содержать сводную таблицу, показывающую основные причины отклонений от первоначальных сумм ассигнований; они должны представляться в том же формате, как и бюджет, и отражать любые утвержденные законодательными органами в течение года изменения по сравнению с первоначальными бюджетными показателями; они также должны содержать сравнительные данные за два предыдущих бюджетных года. Как правило, итоговые счета для каждого из уровней государственного управления будут проверяться и представляться только в пределах соответствующей юрисдикции. Тем не менее, там, где деятельность органов государственного управления субнациональных уровней оказывает существенное воздействие на бюджетно-налоговую сферу, центральное правительство должно представить достоверную картину счетов органов государственного управления субнациональных уровней, а также подвести итоги исполнения бюджета для сектора государственного управления в целом. Оптимальной практикой является представление итоговых счетов центрального правительства в законодательные органы в течение шести месяцев по окончании бюджетного года.
Результаты реализации программ
3.4.3. Отчет о результатах, достигнутых в реализации целей основных бюджетных программ, должен ежегодно представляться в законодательные органы.
148. Основным требованием для обеспечения прозрачности в бюджетноналоговой сфере является представление отчета о целях основных бюджетных программ. Затем необходимо вести мониторинг результатов и отдачи от реализации государственных программ, а также в течение двенадцати месяцев по окончании года представлять в законодательные органы описание и оценку достигнутых результатов в сравнении с целями программ, определенными в бюджетной документации. Требуется представление сравнительных данных за два предшествующих бюджетных года. Оптимальной практикой является проведение независимого аудита достигнутых результатов в сравнении со всеми целевыми показателями реализации программ и представление этой информации в законодательные органы в течение шести месяцев по окончании бюджетного года.
4
Гарантии достоверности
149. Для обеспечения прозрачности в бюджетно-налоговой сфере важно, чтобы предоставляемые органами государственного управления налоговобюджетные данные соответствовали основным критериям, свидетельствующим об их качестве, и чтобы существовали механизмы, дающие законодательному органу и общественности гарантии достоверности данных. Принципы и практика в этом отношении касаются стандартов качества данных, а также общественной и независимой проверки налогово-бюджетных данных.
Стандарты качества данных
4.1. Налогово-бюджетные данные должны соответствовать принятым стандартам качества данных.
150. В Кодексе приводится надлежащая практика в отношении 1) бюджетных данных; 2) метода бухгалтерского учета и 3) гарантий качества данных. Все указанные элементы надлежащей практики являются основными требованиями для обеспечения прозрачности в бюджетно-налоговой сфере.
Бюджетные данные
4.1.1. Бюджетные данные должны отражать последние тенденции в динамике доходов и расходов, базовую динамику макроэкономических показателей и четко определенные политические обязательства.
151. Серьезные проблемы с исполнением бюджета — такие как использование специального краткосрочного нормирования кассовых средств, образование просроченной задолженности по платежам, производство не предусмотренных в бюджете расходов, частое использование дополнительных бюджетов — могут часто связываться с низким качеством подготовки бюджета. Для надежности бюджета, который бы функционировал как эффективный инструмент управления государственными финансами, прежде всего требуется высокое качество лежащих в его основе прогнозов доходов и оценок расходов. Основное требование для обеспечения прозрачности в бюджетно-налоговой сфере состоит в том, что в информационных материалах, входящих в состав бюджетной документации, должна представляться сводная информация по
прогнозам доходов и оценкам расходов, и для независимой проверки должна быть доступна подробная базисная информация
119.
152. Реалистичные прогнозы доходов особенно важны, поскольку сравнительно небольшие ошибки в прогнозировании столь значительного агрегата могут оказать заметное влияние на сальдо бюджета, поскольку расходы часто трудно скорректировать в случае недополучения доходов бюджета. Прогнозы доходов должны подробно разъясняться на основе последних тенденций в динамике доходов, вероятной динамики макроэкономических показателей и предполагаемого влияния на доходы любых возможных последствий действующей налоговой политики и любых новых изменений в системе налогообложения. Различные страны располагают разными возможностями по применению современных методов прогнозирования доходов. Однако во всех странах необходимо максимально точно указывать использованный метод. Различные подходы к прогнозированию доходов кратко рассматриваются во вставке 22.
153. На стороне расходов надежность оценок в большей степени зависит от точности калькуляции издержек и действенности механизмов контроля, чем от результатов прогнозирования. Несомненно, важную роль играют последние тенденции в динамике расходов (которые могут указывать на увеличение спроса на определенные услуги государства) и вероятная динамика макроэкономических показателей (которая будет сказываться на расходах по процентным платежам и на некоторых программах, реагирующих на изменения цен или на циклические колебания, например, пособия по безработице). Однако ключевым требованием для обеспечения надежности оценок расходов является включение в них всех прошлых и текущих обязательств государства по расходам. Постоянное возникновение просроченной задолженности по платежам, как правило, свидетельствует о неполном отражении существующих обязательств в бюджете, а следовательно, о наличии систематической проблемы с качеством данных. Частое и масштабное использование дополнительных бюджетов в течение года с большой вероятностью указывает на то, что первоначальный бюджет не полностью отражает базовые обязательства государства. Открытость бюджетного процесса и тщательная калькуляция издержек, связанных с реализацией мер бюджетной политики, обеспечивают общую гарантию того, что потребность в использовании дополнительных бюджетов не должна будет возникать.
119См. пункты 174-176, в которых рассматривается независимая оценка налогово-бюджетных и макроэкономических прогнозов.
120Например, МСУГС, ОПБУ, которые применяются в Соединенном Королевстве и Новой Зеландии, или
федеральные стандарты финансовой отчетности, применяемые федеральными органами государственного управления США (см. fasab.htm).
Метод бухгалтерского учета
4.1.2. В годовом бюджете и итоговых счетах должны указываться метод бухгалтерского учета (например, на кассовой основе или на основе принципа начисления) и стандарты, использованные при составлении и представлении бюджетных данных.
154. Несмотря на отсутствие принятых в международном масштабе стандартов бухгалтерского учета или финансовой отчетности для органов государственного управления, наблюдается существенный прогресс в деятельности КГС МФБ по разработке таких стандартов, как показано во вставке 17. Основное требование для обеспечения прозрачности в бюджетно-налоговой сфере заключается в обязательном указании признанных или общепринятых стандартов, в соответствии с которыми ведется учет
120. Должна также
Содержание раздела